Содержание к диссертации
Введение
I. Психолого-педагогические особенности в передаче плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников. 10-22
1.1. Теоретические вопросы передачи плановости и сюжетных связей в композиции.
1.2. Передача плановости как элемент пространственного построения тематических рисунков младших школьников. 22 - 32
1.3. Роль сюжетных связей в раскрытии художественно-образного решения тематических рисунков младших школьников. 32-41
1.4. Особенности взаимосвязи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников. 41-47
1.5. Разработка критериев оценки рисунков младших школьников. 47 - 54
II. Экспериментальное исследование и методика развития в передачи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников.
II.1. Закономерности проявления способности построения плановости и сюжетных связей в тематических рисунках (Констатирующий эксперимент). 54 -95.
II.2. Обоснование методов формирования знаний, умений и навыков в передачи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках (Формирующий эксперимент, контрольный эксперимент). 95 - 139
II.3. Методика развития в передачи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников. 140 -162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163-166
ЛИТЕРАТУРА 167-183
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Теоретические вопросы передачи плановости и сюжетных связей в композиции.
- Передача плановости как элемент пространственного построения тематических рисунков младших школьников.
- Закономерности проявления способности построения плановости и сюжетных связей в тематических рисунках (Констатирующий эксперимент).
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуализация.
В младшем школьном возрасте наиболее привлекательным видом изобразительного творчества является тематическое рисование.
Увлеченность учащихся процессом рисования, активное проявление личного отношения к изображаемому определяет стремление детей выразить смысловые связи. В сюжетных работах чаще всего, изображаются несколько персонажей, находящихся в определенных отношениях, связанных между собой каким-то событием, действием. Следовательно, компоновка изображаемых объектов является важным и сложным этапом работы над тематическим рисунком, требующий от учащихся использование средств и приемов композиции, а характер композиционных средств зависит от характера содержания выбранного сюжета.
Одним из средств в решении задачи выражения идейного замысла является организация пространства рисунка. Поэтому, важная роль отводится умению детей передавать пространство на листе. Овладение основными приемами передачи плановости , как наиболее доступного способа построения пространства существенно влияет на композиционное решение рисунка. Проблемой данного диссертационного исследования является формирование у детей младшего школьного возраста знаний , умений и навыков в передачи плановости , как одного из средств в создании смысловых связей в тематических рисунках.
Рассматривая проблему создания смысловых связей в тематических рисунках , мы выделили такой аспект исследования как умение младших школьников изменить характер построения планов относительно сюжетного смысла. Это умение определяется, прежде всего, в формировании у детей творческого подхода при выборе точки зрения на изображение, при расположении образов соответственно замыслу и передачи отношения между ними.
Важность определения понятия плановости , как средство передачи смысловых связей заставило нас обратится к трудам в области теории и методики композиции. Нами были исследованы и проанализированы труды таких авторов как Чистяков П.П., Волков Н.Н., Фаворский В.А., Кибрик Е.А., Шорохов Е.В., Юон К.Ф., Дейнека А.А., Иогансон Б.В., Савицкий Г.К., Урванов И.Ф. и др.
Авторы отмечали, что любое произведение искусства становится художественным явлением только тогда , когда одухотворено идейным замыслом реализованным через композицию. Поиск нужных средств композиции для выражения смысловых связей является необходимым этапом в творческом процессе художника, так как композиция произведения искусства всегда есть конструкция для смысла. На организацию пространственных планов картины, как одно из важнейших средств композиции для выразительной передачи сюжетных связей в раскрытии замысла указывали многие авторы. В теоретических исследованиях Н.Н.Волкова, Е.В.Шорохова и других авторов раскрывается значение пространства , не только как место действия и существенный компонент самого действия, а как образного пространства. Перечисляя типы разноплановых композиций они указывают, что каждый тип имеет целый кодекс своеобразных приемов для достижения художественных целей и на ярких примерах показывают ,как расположение главного смыслового пятна на различных пространственных планах помогает художникам создать определенное впечатление и раскрыть идейный замысел картины
Восприятие пространственной глубины изображения - сложный психологический процесс. С целью выявления особенностей восприятия пространства на картинной плоскости были проанализированы работы психологов, посвященные этому вопросу: Р.Арнхейма, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др. Исследуя ряд признаков , такие ,как расположение фигур выше и ниже на плоскости листа, "заслонение" дальнего предмета ближним, ракурсы вертикальных и горизонтальных линий, авторы доказывают их влияние на ощущение пространства на плоскости картины с точки зрения психологии восприятия.
Одновременно нами изучались труды известных психологов, исследовавшие психологический аспект изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста ( Выготский Л.С., Игнатьев Е.И., Кузин B.C., Сакулина Н.Л., Фрелина Е.А. Мухина B.C.. Люблинская А.А.. Менчинская А.А.. Кабанова - Меллер Е.Н., Левин С.Д. и др.)
Анализ педагогической литературы ( Бакушинский А.В., Шорохов Е.В., Ростовцев Н.Н., ., Лепилов К.М., Разыграев Е.В., Кондахчан Е.С.. Павлинов П.Я., Щербаков B.C., Глинская И.П., Рожкова Е.Е., и др.) ,посвященной детскому изобразительному творчеству, позволил нам обобщить и осмыслить накопленные знания в области особенностей детского рисунка. Авторы отмечают ,что при значительном разнообразии и выразительности рисунков младших школьников можно выделить ряд характерных особенностей построения композиции сюжетных рисунков и отмечают их влияние на передачу сюжетных связей между образами.
Среди наиболее ранних работ следует отметить исследования А.В.Бакушинского, где особое место занимает эволюция изображения детьми пространства. Бакушинский А.В. сумел очень верно заметить ряд характерных графических решений у детей разного возраста. Интересные исследования рисунков младших школьников проводила Лабунская Г.В. Опираясь на труды А.В. Бакушинского, Г.Кершенштейнера, В.М. Бехтерева и др. ,она отмечала связь особенностей композиционного решения рисунка с восприятием и логикой мышления младших школьников при построении пространства на плоскости листа. Наблюдения этих авторов сохраняют свое значение и в настоящее время, но недооценка роли обучения и переоценка возможностей детей отчетливо проявилась на практике.
Особый интерес для нашего исследования представляют работы Шорохова Е.В. , который подробно раскрыл особенности композиционного решения сюжетных рисунков детьми младших классов. Анализ работ, посвященных детскому изобразительному творчеству показал, что особенности сюжетных рисунков связаны с особенностями построения пространства на плоскости листа. Это определило необходимость изучения работ психологов , исследовавшие вопросы восприятия пространства детьми разного возраста, а также особенности передачи пространственных свойств предметов в рисунке ( Ананьев Б.Г.. Якиманская И.С.. Киреенко В.Н., Галкина О.И. и др.). Психологи отмечают основные трудности в построении пространства на плоскости листа детьми 1-3 классов и предлагают для преодоления этих трудностей выполнение специальных заданий с использованием различных материалов, например, пластилин, бумага и др. ( Галкина О.И., Рыбалко Е.Ф., Линькова Н.П., Курочкина Н.А. и.др.). Занятия лепкой и художественным конструированием являются одновременно и предметным действием и вместе с тем - объемное изображение объемных форм. Такие занятия помогают в сложном процессе перехода от объемных форм к их графическому изображению.
Таким образом , анализ литературы по педагогике и психологии показал что, воплощение замысла и выразительность сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников находятся в прямой зависимости от умение детей передавать пространство на плоскости листа и определяет особенности детского рисунка. Следовательно использование средств и приемов композиции существенно влияет на характер построения сюжета. Чем полнее и разнообразнее использование этих средств, тем выразительнее и богаче замыслы в рисунке.
Для поиска эффективных путей решения этого вопроса на уроках тематического рисования была исследована методическая литература и изучен педагогический опыт учителей. Авторы предлагают различные методы работы с детьми младшего школьного возраста на уроках тематического рисования . Например , сужение и конкретизация темы задания (Кутепова Т.И.,Рожкова Е.Е. и др.) , графические упражнения в начале урока ( Беляев Т.Ф. , Прудовская С.А.и др.) , дидактические игры (ЗеленинаЕ.Л. , Полуянов Ю.А. и др.), использование смешанных техник (Неменский Б.М. и др.) и т.д.
По вопросам развития объемно-пространственных представлений учащихся особый интерес представляет диссертационные исследования Лебедко В.К., Рощина СП.. Изергиной Н.Э. , Ералина К. ,Малкова В.П. Несомненно ценным в работе с детьми над тематической композицией является использование на уроке специально подготовленного наглядного материала. Этот аспект исследования убедительно раскрывает в своей диссертации Васильев А.И. Однако , в названных и других известных нам диссертациях по близкой теме не рассматривается проблема взаимосвязи и взаимовлияния передачи плановости и смысловых связей. Это позволило нам заняться данной проблемой.
Цель исследования состояла в том чтобы , на основе изученного теоретического материала определить особенности детского рисунка в передаче плановости и выяснить его влияние на характер построения сюжетного рисунка и выражение замысла , а также разработать задания для уроков тематического рисования и экспериментально проверить их эффективность в усвоении младшими школьниками понятия плановости и в умении использовать его как средство для выражения смысловых связей в рисунке.
Объект исследования - младшие школьники в процессе изобразительной деятельности.
Предмет исследования - процесс создания сюжетной композиции на уроках тематического рисования.
Гипотезой исследования явилось предположение о тот ,что ,если в процессе обучения тематическому рисованию младших школьников, на первых этапах компоновки сюжетных рисунков использовать различные приемы работы с бумагой ( конструирование, аппликация, трафарет), направленные на освоение детьми понятия плановости , способов ее изображения и изменения характера ее построения в зависимости от своих замыслов ,то дети научаться не только передавать пространство на плоскости листа ,но и более выразительно выстраивать смысловые связи между образами.
Цель и гипотеза позволили определить задачи исследования:
1. определить понятие плановости как одного из способов организации пространства картины и выявить характер его влияния на выражение сюжетного замысла художника;
2. проанализировать исследования психологов и педагогов в области детского изобразительного творчества и выявить особенности построения планов и выражение смысловых связей в тематических рисунках младших школьников;
3. разработать критерии оценки работ учащихся ;
4. на основе теоретических данных и на анализе детских работ обосновать методику организации занятий тематического рисования для решения проблемы передачи смысловых связей в сюжетных рисунках младших школьников через построение планов;
5. экспериментально проверить эффективность предложенной методики в решении этой проблемы.
Для решения поставленных задач нами была разработана комплексная методика исследования:
• теоретический анализ психологической , искусствоведческой и педагогической литературы по проблеме исследования;
• изучение специальной литературы по методике преподавания изобразительного искусства;
• анализ композиций младших школьников по разработанной шкале критериев ;
• метод эксперимента и опытной проверки : констатирующий, формирующий,контрольный.
Исследования проводились с 1994 по 2000 год включительно.
На первом этапе исследования ( 1994-1996г.г.) изучалась специальная литература по проблеме исследования, и был проведен констатирующий эксперимент. Второй этап ( 1996 - 1998г.г.) включал формирующую и сравнительную часть педагогического эксперимента. На втором этапе проходила апробация экспериментального комплекса методов организации уроков тематического рисования в начальной школе.
Третий этап (1998 - 2000г.г.) представлял собой анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизацию и обобщение полученных материалов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Одним из важнейших средств передачи смысловых связей в рисунке является организация пространства на картинной плоскости и в первую очередь построение планов , как наиболее доступного способа построения пространства детьми младшего школьного возраста.
2. Наиболее богатыми возможностями для развития у детей способности передавать плановость в рисунке , изменять характер построение планов в зависимости от характера сюжета на начальном этапе компоновки рисунка обладают такие приемы работы , как аппликация , бумажная пластика и трафарет.
3. Ряд характеристик в построении планов (масштаб, "заслонение" , изображение выше и ниже к переднему краю листа , точка зрение на изображение ) способствует усвоению младшими школьниками понятия плановости как средства для передачи смысловых связей в рисунке.
4. Предложенные приемы работы с бумагой в комплексе с различными методами преподавания тематического рисования являются эффективными в плане активизации творческого процесса детей при создании сюжетных рисунков.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том , что: • на основе анализа теоретического материала выявлена зависимостьорганизации пространства картинной плоскости на характер выражения замысла художника; • на основе анализа рисунков детей младшего школьного возраста выявлены различные варианты построения планов и определена их зависимость от точки зрения рисующего на изобразительную плоскость;
• определена значимость понятия "линии горизонта " и зависимость ее изображения на характер композиции;
• на основе анализа психолого - педагогической литературы и практического опыта определено первостепенное значение умению детей изменить характер построения планов относительно сюжетного замысла рисунка;
• в комплексе с различными методами преподавания тематического рисунка разработаны приемы работы детей с бумагой для более эффективного усвоения понятия плановости и большей вариативности построения планов при компоновки сюжета.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
• разработаны практические рекомендации по использованию на уроке тематического рисования различных приемов работы с бумагой , направленных на усвоение детьми понятие плановости и умение использовать построение планов на передачу смысловых связей в сюжетном рисунке;
• разработаны приемы работы с гуашевыми красками, с постепенным переходом от использования аппликации и трафарета к работе кистью с наложением цвета на цвет , для совершенствования технических навыков в рисовании красками;
• разработана система заданий к урокам тематического рисования для учащихся 1-3 классов;
• в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего совершенствования методики преподавания тематического рисования.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются : опорой на современные достижения педагогических и психологических наук и проведенной опытно-экспериментальной работой. Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы и результаты исследования периодически изучались на кафедре методики Mill У. Экспериментальная работа с учащимися начальных классов проводилась на базе школ №6, №10 г. Владимира и в начальной школе при Владимирском педагогическом колледже.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы , графики, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли детские рисунки констатирующего и формирующего экспериментов.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях :
1. Методические указания к теме : "Создание плановости и достижение сюжетных связей в рисунках детей младшего школьного возраста. "-Владимир : ВГПУ, 1995, 20с.
2. Наглядность в процессе обучения младших школьников на уроках тематического рисования. // В кн.: Вестник Владимирского Государственного педагогического университета. Научно-методический журнал. Выпуск 5.- Владимир: ВГПУ, 2000, С.363-368.
Теоретические вопросы передачи плановости и сюжетных связей в композиции.
Любое произведение искусства становится художественным явлением только тогда, когда одухотворено идейным замыслом реализованным через композицию. Работая над композицией, художник строит ее с таким расчетом, чтобы в первый же момент восприятия картины завладеть вниманием зрителя, вызвать повышенный интерес к ее содержанию. Воплощение замысла работы, являющийся главным этапом в творческом процессе художника, определяет важность выбора сюжета и образов, нахождение логических связей и средств выразительности, соответствующие содержанию.
Сюжет - одно из многих взаимосвязанных средств изобразительного искусства, который воплощает конкретное явление, событие или их совокупность, где раскрывается замысел художника. Можно показать само действие, или момент, предшествующий событию, или сцену, следующую за свершившимися событиями, выражающую реакцию на них. Одни сюжеты могут быть повествовательными, содержать довольно подробный рассказ о том или ином событии, показывать действие. Другие сюжеты не показывают конкретное действие, их содержание раскрывается посредством изобразительных деталей, имеющих смысловое значение. Следовательно, сюжет служит раскрытию и уяснению смысла произведения и представляет движение от внешнего к внутреннему, от очевидного к угадываемому. Изображение предмета на этом пути является знаком, по которому мы определяем значение этого предмета в раскрытии смысловых связей.
Работая над композицией, художник строит ее с таким расчетом, чтобы в первый же момент восприятия картины завладеть вниманием зрителя, вызвать повышенный интерес к ее содержанию.. Композиция неотделима от творчества. Любой художник понимает важное значение знания законов, приемов и средств композиции.. "Для того, чтобы свободно говорить нужно, знать язык, на котором говоришь; для того, чтобы излагать свои мысли на полотне, нужно свободою владеть языком композиции"- писал известный живописец B.C. Сварог./ стр.498,162/
Вопросы теории композиции широко освещали в своих работах известные художники и ученые /Волков Н.Н/34/., Ростовцев Н.Н./161/, Кибрик Е.А./104/, Шорохов Е.В./194/ и др./. Наиболее полно изложены вопросы теории композиции в книге Волкова Н.Н. /34/, где он пишет, что анализ композиции должен исходить из ее основной функции - обеспечить доходчивость произведения искусства, что конструктивные и смысловые связи следует рассматривать вместе, как единый целостный организм.
Большой вклад в изучение основ композиции внес Шорохов Е.В. Продолжая мысли Волкова Н.Н. в книге "Основы композиции", он пишет: "Конструктивные связи, создающие композиционное целое в картине, это -аналогии и контрасты цвета и линии, выделение главного пятна, ряды и контрасты в положении главных предметов, пространственный строй и т.п. Конструктивный центр есть чаще всего и смысловой узел. Функции конструктивных связей - укреплять смысловое единство частей композиции, обеспечивать ее целостность. В отличии от конструктивных связей, которые носят более общий характер, смысловые связи всегда конкретны, присущи данному произведению искусства." /Стр.48,194/ Таким образом, композиция не только определяет рациональное использование плоскости, но и служит выразительности изображения, задуманного рисующим. Следовательно, нельзя рассматривать композицию только как состав и расположение частей изображения и системы средств изображения без смыслового содержания картины. Поиск нужных средств композиции для выражения смысловых связей является необходимым в творческом процессе художника, так как композиция произведения искусства всегда есть конструкция для смысла.
Для решения задачи выражения идейно-смыслового центра и передачи сюжетных связей огромная роль отводится организации пространства картины, которое, как и все в искусстве, подчиняется главной задаче художника - созданию определенного впечатления, выражения своего отношения к тому, что изображает. Поэтому, организации пространства на картинной плоскости художники придают важное значение. Вопросу передачи глубины на плоскости посвящали свои труды многие художники и педагоги . /Чистяков П.П., Волков Н.Н., Шорохов Е.В.,Фаворский В.А., Кибрик Е.А., Юон К.Ф., Дейнека А.А., Иогансон Б.В., Савицкий Г.К., Урванов И.Ф. и др./
Каждый раз новая культурная эпоха по-новому воспринимала и передавала пространство своего мира. Египетские рельефы и фрески представляли горизонтальные пояса и заполнялись каждый из них множеством фигур и предметов, вмещая в себя очень много от- дельных эпизодов. Искусствоведы определяют построения египетских композиций, как внепространственные, т.е., такие, где отдельные предметы и персонами изображались безотносительно к месту, занимаемому ими в окружающем мире, а связывались друг с другом лишь какими-либо общими действиями, сюжетом. Египетские художники могли подмечать в натуре зрительное положение фигур друг на друга и, перенося эти наблюдения на плоскость, умели "сокращенно" изобразить толпу людей, ограничившись лишь передними фигурами и выступающими из-за них двоящимися контурами стоящих дальше. "Очевидно, у них еще не было самого представления о пространстве как о непрерывной целостности, существующей независимо от наполняющих его предметов" -пишет искусствовед Герчук Ю.Я./ стр.33, 42/.
Передача плановости как элемент пространственного построения тематических рисунков младших школьников
Овладение иллюзорно-перспективной передачей пространства и пространственных отношений между предметами в рисунке требует особой логики мышления, особой целенаправленности восприятия и воображения в процессе изображения. Решение этой проблемы, как наиболее сложной, связано в первую очередь с возрастными возможностями учащихся и степенью их обученности.
В целом ряде работ известных психологов и педагогов исследовались і вопросы восприятия пространства детьми разных возрастов, а также вопросы передачи пространственных свойств предметов в детских рисунках , ( Бакушинского А.В., Выготского Л.С., Ломова Б.Ф., Люблинской А.А., Зинченко В.П., Игнатьева Е.И., Сакулиной П.П., Ананьева Б.Г., Якиманской И.С. Рубинштейна С.Л. и др.).
Результаты исследований психологов свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные условия для развития пространственного мышления личности складываются в младшем школьном возрасте. К этому времени у детей наблюдается бурное и насыщенное психическое развитие, включающее в себя овладение средствами интеллектуальной деятельности, которое обеспечивает создание образов и их качественную переработку. В условиях школы развитие пространственного мышления, как, впрочем, и других видов мышления, приобретает направленный характер в целях повышения эффективности получаемых учащимися научных знаний.
Для развития пространственного мышления большое значение имеют продуктивные формы деятельности, в интересующем нас случае - это изобразительная деятельность. В ходе овладения ими целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке; мысленно видоизменять образы и создавать на этой основе новые в соответствии с замыслом, планировать результаты своего труда, а также основные этапы его осуществления.
Особенности восприятия пространства ярко выступают в процессе решения изобразительных задач, где вычленение пространственных соотношений, их преобразование осуществляется на основе условных изображений.
Огромное значение на первых этапах развития пространственно-графических представлений младших школьников является овладение приемами передачи плановости, как наиболее доступного способа построения пространства в рисунке.
Анализ детского рисунка и этапы развития графического языка младших школьников в построении пространства на рисунке можно найти в литературе по методике и психологии, в тоже время, более глубокое изучение вопроса по проблеме особенностей построения глубины с помощью передачи плановости, затрагивается незначительно.
В книге Бакушинского А.В. "Линейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства"/14/ рассматриваются особенности детского рисунка в построении планов на основе их восприятия плоскости листа. Он отмечает, что плоскость картины детьми принимается как плоскость геометральная, на которой развертывается то или иное действие, размещаются изображения предметов. Эту плоскость зритель воспринимает сверху, изображаемое на ней сбоку и силуэтно.
Пространственное построение имеет не иллюзорный, а подлинно реалистический и символический характер, в этом случае расчленение пространства достигается размещением изображаемого на разных планах, т.е. "планы представляют собой горизонтальные пояса, параллельные верхнему и нижнему краям картины, а глубинное пространство реализуется непосредственным действием - движением по нему Ус.46,14/.
Интересные исследования по вопросу композиционных решений сделала Лабунская Г.В./109/ Она в своей книге отмечала, что на первом этапе изобразительного творчества рисунок ребенка всегда рассказ. "Он (ребенок)
всегда внутри рисунка, а не вне его, всегда участник того, что происходит в изображенном"(стр.186). Поэтому, лист бумаги, на котором он рисует, в это время для него, естественно, реальная плоскость. В особенностях детского рисунка при построении планов огромное значение имеет не только восприятие плоскости листа, но и точка зрения на изображаемое.
Известно, что любой образ отражает не все особенности, присущие объекту, а лишь те, которые необходимы для решения поставленной задачи.
Поэтому необходимо использование разных систем ориентации в пространстве как видимом, так и воображаемом.
Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации в системе предметов и явлений.
title3 Закономерности проявления способности построения плановости и сюжетных связей в тематических рисунках (Констатирующий эксперимент). title3
Без знаний особенностей детского рисунка невозможно строить методические рекомендации для проведения уроков изобразительного искусства. Поэтому мы поставили задачу провести констатирующий эксперимент и получить объективную картину закономерностей проявления творческих способностей в изображении плановости и сюжетных связей, в создании цельности композиционного изображения. Для этого было проведено исследование детских рисунков 1-3 классов, выполненных на уроках изобразительного искусства в ряде школ г. Владимира. Было обработано более 600 детских работ.
В ходе констатирующего эксперимента учащимся было дано задание на одну и ту же тему, фронтально по всем начальным классам в процессе учебных занятий. Мы предложили в 1-3 классах различных школ выполнить сюжетный рисунок на тему с условным заданием "Дом, дерево, человек". Изображение этих образов занимает большое место в рисунках детей начиная с самого младшего возраста, они близки и знакомы детям. Изображение этих образов находит отражение и в различных школьных программах, например, рисование на темы окружающей жизни, иллюстрации к сказкам, пейзажи. При выполнении того или иного задания учащимся приходится решать задачи сюжетных взаимосвязей этих образов и их пространственную размещенность. Поэтому, мы попытались дать задание, в котором участвуют все три образа и в ходе самостоятельной работы учащиеся могут комбинировать эти образы по своему усмотрению. Нас интересовало, что в изобразительных средствах ребенка определяется прежде
М всего его возрастными особенностями и как эти особенности влияют на освоение ребенком тех знаний и умений в области рисования, которые он приобретает в процессе учебы.
Мы попытались выявить некоторые типичные черты в построении детьми одного возраста одних и тех же графических образов, их взаимосвязь и плановую размещенность с учетом степени приближения к реалистическому изображению.
Первый блок - композиционно-пространственное построение рисунка.
На основе выработанных нами критериев оценки детских работ мы сделали сравнительный анализ рисунков, выполненных по одним и тем же заданиям детьми 1 -3 классов, что дало нам возможность систематизировать и классифицировать их по группам, найдя в них некоторые общие характерные особенности.
1.Первый критерий - точка зрения рисующего .
Особенности графического языка младших школьников являются результатом усвоенных ими знаний и умений в области рисунка и фор мирования у них новой логики мышления в процессе рисования. Для создания плановости в рисунке требуется особая логика мышления и понимание значения горизонта /двух плоскостей - земли и неба - в их зрительной взаимосвязи/. Изображение линии, обозначающую границу неба и земли, и ее важность в построении рисунка в первую очередь определяется точкой зрения рисующего. Воспринимая в процессе рисо-вания лист бумаги, на котором он рисует, как фронтальную или горизонтальную плоскость или соединение этих двух плоскостей, рисующий строит планы, исходя из особенностей своего восприятия.
Разнообразие точек зрения на плоскость листа позволило определить три основные группы учащихся: