Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Профилизация литературного образования Молчанова Ольга Ильинична

Профилизация литературного образования
<
Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования Профилизация литературного образования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Молчанова Ольга Ильинична. Профилизация литературного образования : 13.00.01, 13.00.02 Молчанова, Ольга Ильинична Профилизация литературного образования (Содержание и организация журналистской деятельности школьников) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 Смоленск, 2006 261 с. РГБ ОД, 61:06-13/1039

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Журналистская деятельность учащихся как предмет педагогических исследований

1.1. Школьные ученические издания в образовательной системе России в XIX-XXI вв 13

1.2. Творческий продукт как результат педагогического руководства ученической деятельностью при создании печатного издания 41

Выводы по I главе 63

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческой деятельности учащихся средствами журналистики в процессе профилированного литературного образования

2.1. Специфика журналистской деятельности учащихся в процессе профильного литературного образования (педагогические и методические аспекты) 68

2.2. Интегративность как основная особенность ученического издания 91

2.3. Своеобразие типологических связей в современных ученических печатных изданиях и их роль в содержании профилированного литературного образования 129

Выводы по II главе. 151

Заключение 156

Библиография 161

Приложения 181

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. В национальной доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 г. и в Федеральной программе развития образования на период до 2010 г. определены основные цели и задачи модернизации образования в современной России.

Главная цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого ::4 развития системы образования, обеспечения ее соответствия запросам личности, общества и государства.

На этапе среднего (полного) общего образования важно обеспечить «функциональную грамотность» и добиться улучшения «социальной ориентации учащихся», содействовать их общественному и гражданскому самоопределению («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»). Это становится возможным при введении профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей ранка труда - отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Переход к профильному обучению позволяет создать условия для дифференциации содержания обучения старших классов, построения индивидуальных программ; обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;

установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям учащихся, расширить возможности их социализации; обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего и профессионального образования.

Ориентация современной педагогической науки на усиление гуманистического содержания образования и в связи с этим на развитие гуманитарного наполнения всех учебных дисциплин, усиление и углубление личностно ориентированного образования и воспитания позволяет по-новому взглянуть

на некоторые виды ученической деятельности, которые в педагогической науке до недавнего времени находились на периферии изучения. Одним из них является журналистская деятельность учащихся.

Семантическое поле слова деятельность имеет два пласта. Первый обозначает занятие человека в какой-либо области, работу. Второй связан с представлением о работе каких-либо органов. Категория деятельность в первом значении - это «специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности» (Российская педагогическая энциклопедия. - Том 1. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - С. 263).

Исследование категории деятельность началось еще в античной науке. Существенный вклад в разработку теории деятельности внес И. Кант, рассматривающий субъекта деятельности как созидателя форм предметного мира. Изучению философского и педагогического содержания деятельности посвящены многие страницы трудов А. Дистерверга, Г. Гегеля, И. Фихте, Ф. Фребеля и др.

Понятие деятельность послужило отправной точкой при создании общей теории развития общества. В общей категории деятельности выделяется деятельность духовная и физическая (трудовая).

В России проблемами деятельности занимались философы П.В. Коп-нин, Э.В. Ильенков, П.С. Каган и др.; психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.

Дискуссии о полидисциплинарном характере деятельности развернулись в 80-х годах XX века. В результате сформировалось представление о деятельностном подходе к изучению отдельных сторон поведения, сознания, личности человека.

В различных отраслях научного знания имеются основания для классификации видов деятельности. В социологии выделяются трудовая, политическая, художественная, научная и др. виды; в психологии доминантными предстают сенсорная, мнемическая, мыслительная и др.; в педагогике принято вы делять игровую, учебную и трудовую. Данная градация имеет лишь общий вид, так как за ее пределами оказывается внеурочная (внеучебная, внеклассная), также как и интегрированная деятельность субъекта в учебно-воспитательном процессе. Тем не менее в педагогической литературе неоднократно исследованы такие формы как краеведческая, экологическая, научно-поисковая, кружковая и другая деятельность учащихся.

Современная школа находится в поисках решения одной из важнейших педагогических задач - воспитание разносторонней, самостоятельной, свободной личности. Каждое образовательное учреждение выбирает свои пути. Бесспорно, что данная проблема сегодня стоит довольно остро. Модернизация российского образования предполагает ориентацию школы на развитие творческого потенциала каждого ученика, создание условий для его самореализации, воспитание активного, созидательного отношения к жизни. Приоритет отдан личностно ориентированному образованию, в основе которого лежит идея развития.

Образование учащихся в старших классах школы, которая становится профильным образовательным учреждением, позволяет создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, способствует развитию компетенций учащихся. Вместе с тем, профилизация литературного образования в современной школе способствует формированию представлений о русской литературе как о едином национальном достоянии и специфике историко-литературного процесса, его эстетике и этике. Однако практически не учитываются другие возможности обновления содержания гуманитарного развития личности школьника через близкие к литературному образованию виды деятельности. Одним из таких путей развития учащихся является журналистская деятельность школьников. Тема нашего исследования непосредственно связана с важнейшим направлением модернизации российского образования - профилизацией школы, и поэтому является исключительно актуальной.

Мы считаем данную проблему одинаково значимой и для педагогической теории, и для практики профильного обучения, так как определяется специфика развития творческой деятельности учащихся средствами журналистики на этапе профилированного литературного образования.

Школьная журналистика становится все более заметным явлением педагогической действительности и активно развивается в последние годы, приобретая серьезную социальную значимость, вплоть до влияния на молодежную политику в области, городе или районе, поэтому наше исследование актуально и с социальной точки зрения.

Журналистская деятельность учащихся в современных образовательных учреждениях Российской Федерации по-разному проявляется как содержательно, так и структурно. В отдельных регионах она развивается только через создание и тиражирование ученических изданий: газет, альманахов, журналов. В других имеются не только печатные, но и электронные ученические СМИ; в третьих складывается система, в которую входят элективные курсы как часть учебного процесса, что является одним из важных компонентов профилизации литературного образования. Таким образом, по-разному организуется и проявляется творческая деятельность школьников. Однако педагогического осмысления данного процесса практически нет. Настоящая диссертация - одна из первых попыток научного исследования такого рода.

В 1901 году С.Г. Смирновым были проанализированы существовавшие к тому времени ученические журналы и сборники. Указав на столетнюю историю этого «неискоренимого явления», автор подчеркнул, что нет той категории среднеучебных заведений, где бы они ни встречались: «женские и мужские заведения, классические гимназии и реальные училища, кадетские корпуса и духовные семинарии, аристократические лицеи и сельскохозяйственные школы - все могли бы доставить нам любопытные образцы школьной журналистики». Однако в 20-е гг. поддержка детских изданий ослабла, хотя явление это было достаточно распространенным.

В 30-50-е гг. положение с выпуском школьных изданий вновь изменилось. Министерство народного просвещения повсеместно поощряло юнкоровское движение, но теперь ему способствовала тотальная политизация общества.

Содержание школьных изданий 60-80 гг. по-прежнему оставалось идеологизированным. Школьная журналистика как явление активно развивается с начала 90-х годов. Причем, огромное влияние на ее развитие оказывают компьютерные технологии. Появились электронные версии газет, в результате чего проще осуществляется связь «газета-читатель». Интернет позволяет оперативно реагировать на ту или иную публикацию, и школьное издание становится особенно мобильным, эффективным средством общения, объединяющим подростков.

Особенно стремительно школьная журналистика развивается в последнее время.

Противоречие между потребностью учащихся в творческом самовыражении, свободе самореализации, выборе будущей профессии и отсутствием методической базы, недостатком осмысления в теории и практике современного образования возможностей содержания журналистской деятельности школьников и ее организации в системе профилизации литературного образования определило выбор темы диссертационного исследования: «Профилизация литературного образования (содержание и организация журналистской деятельности школьников)».

Таким образом, предпринятое нами исследование актуально, во-первых, в историко-педагогическом аспекте, во-вторых, в связи с необходимостью изучения научно-практического опыта организации и содержания журналистской деятельности школьников в процессе профилированного обучения.

Исходя из этого, сформулирована проблема исследования: специфика развития творческой деятельности учащихся средствами журналистики на этапе профилированного литературного образования.

Объект исследования — процесс организации активной творческой деятельности учащихся на этапе профилированного литературного образования.

Предмет исследования - содержание, формы и методы организации журналистской деятельности учащихся в современной общеобразовательной школе.

Цель исследования — определение и научное обоснование общепедагогических и методических проблем школьной журналистики и путей их решения.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: если в современной школе в процессе профилированного образования организовать занятия по журналистике, учитывая специфику данной деятельности, то:

она проявит себя как многоаспектный комплекс в воспитательной образовательной системе;

появляется возможность интегрировать школьную журналистику в систему гуманитарного образования учащихся;

возникают предпосылки и создаются условия для профессиональной ориентации учащихся.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:

1. Выявить место и роль школьной журналистики в образовательной системе России XIX-XXI веков.

2. Определить содержание журналистской деятельности школьников в условиях профилированного литературного образования учащихся.

3. Теоретически обосновать развитие творческой деятельности учащихся средствами приобщения к журналистике.

4. Изучить аспекты организации активной деятельности учащихся в процессе создания творческого продукта.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды по вопросам творчества (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, ЯЛ. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, B.C. Шубинский и др.), истори ко-педагогические работы (И.А. Киршин, А.Л. Мясникова, И.И. Руфин, А. Светлакова, С.Г. Смирнов и др.), исследования, связанные с проблемой психологии подростка (Ш.А. Амонашвили, И.Я. Лернер, Ю.А. Миславский и др.), работы по организации литературно-творческой деятельности учащихся (А.Г. Балыбердин, И.М. Дзялошинский, В.И. Лейбсон, Г.С. Меркин, М.А. Рыбникова, З.С. Смелкова и др.), исследования в области теории журналистики (В.М. Горохов, М.Н. Ким, Л.Е. Кройчик, В.Г. Лазутина, А.А. Тер-тычный и др.).

Методы исследования: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы по теме диссертации; анализ и обобщение педагогического опыта: наблюдение, диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение и анализ результатов практической деятельности школьников, различные виды опросов); систематизация и обобщение полученных результатов и выводов; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез; сравнительно-исторический анализ.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные образовательные учреждения г. Ярцева Смоленской области. В опытно-экспериментальную работу были вовлечены учащиеся 9-11-х классов. В ходе исследования активно использовался многолетний опыт работы автора в качестве учителя литературы, разработчика и преподавателя элективного курса «Основы журналистики» для учащихся 10-11-х классов школы.

Этапы исследования . ! Первый этап (1996 - 2003 гг.) - изучение научной литературы по проблеме исследования; определение исходных теоретических позиций, цели исследования.

Второй этап (2003 - 2004 гг.) - анализ современной школьной прессы, проведение педагогического эксперимента, обобщение личного педагогического опыта.

Третий этап (2004 - 2005 гг.) - обобщение материалов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: дано теоретическое обоснование журналистской деятельности в школе, разработан алгоритм творческого процесса журналистской деятельности учащихся, дано терминологическое определение понятия «творческий продукт».

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

- в ходе историко-педагогического анализа работ по руководству творческой деятельностью учащихся в процессе создания печатных изданий установлены параметры уровней развития данного явления, которые характеризуют процесс становления школьной журналистики, предложена и обоснована формула творческой деятельности;

- определены проблемы школьной журналистики в педагогическом аспекте и пути их решения в процессе профилированного литературного образования;

- проведен анализ содержания современных школьных изданий, выявлена их типология;

і. - на основе анализа современных школьных изданий, классификации и выявления их специфики разработана система типологических взаимосвязей, в которой учтены следующие категории: автор - функция - факт - стиль -способ отображения - метод познания - жанр;

- выявлены место и роль школьной журналистики в образовательной системе России с XIX века до наших дней;

- теоретически обоснована возможность развития творческой деятельности учащихся средствами приобщения к журналистике.

Практическая значимость исследования:

- создана, экспериментально проверена и внедрена в практику программа элективного курса «Основы журналистики», разработаны методические рекомендации по организации журналистской деятельности, которые могут быть использованы в современной школе;

- фактологический, теоретический материал и обобщенные в диссертации положения могут войти в содержание учебников и учебных пособий для педагогических учебных заведений по проблемам профилированного образования;

- выводы и результаты исследования используются при проведении занятий по журналистике в гимназии и в Центре детского и юношеского творчества г. Ярцева Смоленской области.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватным его задачам, привлечением широкого круга документальных источников, апробацией в печати, выступлениями на научно-практических конференциях, а также личным опытом работы автора в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Российской научно-практической конференции Ассоциации творческих учителей России «Пробуждение творческих возможностей человека» (Москва, 2002), на научно-практической конференции учителей - победителей областного конкурса «Учитель года» (Смоленск, 2003), на Международной научной конференции «Язык - текст - культура» (Смоленск, 2004), через публикации и выступления на аспирантских конференциях (Смоленск, 2003, 2005).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявление историко-педагогического контекста в развитии журналистики в школе позволяет определить ее как содержательную систему, интегрированную в общее гуманитарное образование.

2. Обучение учащихся основам журналистики в школе способствует расширению возможностей профилизации литературного образования.

3. В современной школе продуктивно расширение литературных компетенций учащихся за счет организации журналистской деятельности.

4. Творческий продукт является итогом активной журналистской деятельности школьников на всех ее основных этапах - от организации до выпуска издания.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Школьные ученические издания в образовательной системе России в XIX-XXI вв

Школьная журналистика развивалась соответственно историческим предпосылкам. В данном исследовании нас интересует период развития этой творческой деятельности с середины XX века до наших дней. Период с начала XVIII и до начала XIX в. представлен в работах С. Смирнова, А. Светлако-вой, ученические издания XIX в. и первой трети XX в. рассматриваются в диссертационном исследовании В.Н. Селедцовой.

Прежде чем перейти к интересующему нас периоду, мы остановимся на некоторых исторических примерах.

С.Г. Смирнов в 1901 г. в докладе, сделанном на заседании педагогического общества при Московском университете, впервые попытался проанализировать существовавшие к тому времени ученические журналы и сборники. Он, указав на столетнюю историю этого «неискоренимого явления», подчеркнул, что нет той категории среднеучебных заведений, где бы они ни встречались: женские и мужские заведения, классические гимназии и реальные училища, кадетские корпуса и духовные семинарии, аристократические лицеи и сельскохозяйственные школы - все могли бы доставить нам любопытные образцы школьной журналистики. Ученый делает вывод: «Поэтому ни один близко стоящий к школе человек, если он горячо принимает к сердцу ее интересы, не может не задуматься над этим явлением ученической жизни, не постараться строго и точно определить свое отношение к нему» (2665121).1 Исследователь, изучив данный исторический период, приводит примеры прогрессивных ученических изданий.

В 30-х гг. XVIII в. кадеты в шляхетном кадетском корпусе составили во главе с Сумароковым общество любителей русской словесности. И в 1759 г. они уже имели свой периодический печатный орган под заглавием «Праздное время в пользу употребленное». Только за четыре года перед этим, в 1755 г., появился первый ежемесячный журнал в России, издававшийся при московском университете. 1 : ,.-Журнал «Праздное время» неоднозначно был воспринят общественностью. Академик Я.Я. Штелин по поводу выхода журнала высказал мнение: «Намерение было недурно, но дурно то, если всякую безделицу считать достойную печати». С.Г. Смирнов, вспоминая этот исторический факт, спустя полтора века на данное высказывание ответил: «Ученый академик с высоты своего научного величия слишком и незаслуженно презрительно отнесся к трудам кадетов. Во-первых, в журнале были и самостоятельные произведения, а во-вторых, их труды не были безделицей: такие компетентные ученые, как Неустроев и Л.Н. Майков, видят в статьях «Праздного времени» «зачатки сатирического направления, широко развившегося в позднейшей журналистике» (266; 6). Одним из недостатков школьной журналистики тех лет, за что она подвергалась критике, можно назвать тот факт, что многие тексты в журналах и сборниках были переписаны из других источников, а также в них публиковались по большей мере произведения взрослых авторов - учителей, наставников.

Прогрессивная тенденция в развитии детской журналистики, - появление изданий, авторами которых будут сами дети, - была предсказана Н.В. Чеховым, известным педагогом и библиографом детской литературы, впоследствии видным деятелем в области народного просвещения Советской России. Он писал в 1908 г., что время «Всходов» или «Читальни народной школы» прошло, но из этого не следует, что детским журналам предстоит конечная гибель. «Они по всей вероятности не только не погибнут, но, очень может быть,; получат широкое развитие, только в совершенно иной форме. Вероятно, это будут журналы детей и юношей, т.е. такие, в организации и ведении которых самое живое участие будут принимать сами дети. Эти журналы получат, наконец, характер настоящих журналов: в них будут и злоба дня, и текущие события школьной жизни, ближе всего касающиеся читателей...» (296; 81).

М.И. Алексеева, отмечая прозорливость Н.В. Чехова, констатировала, что действительно, сразу после революции возникло «очень много журналов, сотрудниками которых были исключительно дети» (102; 155).

В 1918 г. А. Светлакова в прогрессивном педагогическом журнале «Новая школа», делая обзор школьных газет и журналов, отметила, что «ученическая журналистика сближает учащихся между собою, объединяя их в общем товарищеском предприятии». По ее мнению, «такое сближение - одна из главных целей, которую преследуют многие ученические журналы и сборники» (257; 336). После революции, в период общественных реформ и преобразований, в России создались условия для возникновения свободной ученической прессы, газет, журналов и сборников различных направлений и назначений. Школьная журналистика приветствуется педагогическими коллективами и руководителями школ.

Но уже в 1925 г. в отчете о работе 1-й группы Тацинской школы II ступени И.И. Руфин докладывал, что «ученические журналы и газеты в рукописном и печатном виде, которые выпускались и выпускаются, как-то стоят в стороне от основной школьной работы. .. .Журналистику до сих пор во многих местах считают необязательным придатком в школе» (250; 35).

Из доклада ясно, что отношение школы к детским изданиям в 20-е гг. стало прохладным, нет поддержки со стороны образовательных структур, хотя явление это остается достаточно распространенным.

В 30 - 50-е гг. положение с выпуском школьных изданий вновь меняется. Руководящие органы, министерство народного просвещения повсеместно поддерживают юнкоровское движение, но теперь появлению юных корреспондентов способствовала всеобщая политизация общества. «Юнкоровская работа возникла как воспитательное средство в тогда еще единой Всесоюзной пионерской организации и поощрялась как форма проявления и воспитания общественной активности ребенка» (224; 42).

Школьные журналы и альманахи печатают детские сочинения определенного содержания, воспевающие образ борца за коммунизм, прославляющие достижения советской власти. «Тридцатые - пятидесятые годы характеризовались решительным и жестким поворотом к унифицированной системе образования. Особенно это затронуло преподавание гуманитарных дисциплин. Единые идеологические установки требовали единообразного подхода к характеристике художественного произведения и творческой биографии писателя. Вопрос о независимости суждений и факультативности восприятия текста, его творческой интерпретации стал не более чем декларацией», - пишет об этом периоде Г.С. Меркин (213; 41).

Творческий продукт как результат педагогического руководства ученической деятельностью при создании печатного издания

Творчество - неотъемлемая составляющая нашей жизни: в учебе, в работе ежедневно человек решает поставленные перед ним задачи соответственно своим творческим способностям (креативности). Уровень креативности у всех разный, но при благоприятных условиях может возрастать.

Человеческая уникальность, неповторимость тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления - готовность к самоизменению. Школа XXI в. находится в поиске путей решения данной проблемы. Один из эффективных способов воспитания личности - развитие в образовательном учреждении журналистской творческой деятельности.

Еще в начале прошлого века на страницах журналов 1918 - 1928 гг., таких как «Просвещение», «Народный учитель», «Свободное воспитание», педагоги высказывали мысли в пользу школьной журналистики. По мнению авторов, «журналистика будит мысль учащихся, заставляет ее работать и этим самым помогает средней школе осуществить одну из главных своих задач -развивать учеников в умственном отношении» (257; 335). «Журналистика это одна из лучших форм развития устной и письменной речи в занятиях родным языком» (250; 35).

В 1918 г. А. Светлакова в прогрессивном педагогическом журнале «Новая школа», делая обзор школьных газет и журналов, отметила, что «ученическая журналистика сближает учащихся между собою, объединяя их в общем товарищеском предприятии» (257; 336). Главное, что отмечали исследователи прошлого столетия, - «движение живого слова», рожденное «творческим порывом», позволяет развивать личность школьника, но, к сожалению, «не укреплено и ему не дано того направления, которое отвечало бы духу творческой школы» (250; 35).

Обобщая отечественный и зарубежный опыт в области школьной журналистики, наряду с другими, интересно, на наш взгляд, отметить деятельность французского педагога-гуманиста Селестена Френе, который в начале XX в. провозгласил необходимость изменений школьного образования. Основные установки системы Френе - строгий учет особенностей возрастной психологии и разнообразия способностей и склонностей учащихся, эффективные способы стимуляции их интеллектуальной и эмоциональной активности, воспитания в духе высоких нравственных и гражданских идеалов. К одному из эффективных способов стимуляции Френе относит школьную типографию. Он считал, что с помощью школьной типографии, газет и переписки между школьниками дети постоянно знакомятся с работой и жизнью своих сверстников, живущих в другой среде. «Таким образом мы пробуждаем трудовую активность детей, и их деятельность становится мотивированной. Такая мотивация не только действует облагораживающе, но и вызывает индивидуальную и общественную моральную ответственность», - писал он (260; 104).

Сочинения детей педагог называет свободными текстами. Им он отводит огромную воспитательную роль: «...свободный текст дает ребенку возможность абсолютно свободно выразить себя и тем самым либо устраняет психическую заторможенность, неконтактность, либо снижает вероятность их появления» (260; 104).

Б.Л. Вульфсон во вступительной статье к данному изданию отмечает, что определить сколько-нибудь точно число последователей Френе нелегко, но, по имеющимся подсчетам, на рубеже 80-х и 90-х годов более 10 тысяч французских учителей применяли полностью или частично его методы. Он отмечает, что система Френе пользуется значительной известностью во многих странах. В последнее время она стала привлекать внимание и российских педагогов. Несколько московских школ установили переписку с французской Федерацией френистов. Проводятся совместные конференции российских и французских учителей по изучению и использованию опыта педагогики Френе (260; 16-17).

Очевидно, именно свободная письменная речь дает ребенку возможность самовыражения и, как следствие, личностного развития. Но не всякая письменная речь способна дать эффективный результат. В отечественной педагогике данная проблема во многих аспектах изучена.

Исследуя механизм формирования письменной речи, Л.С. Выготский делает особый акцент на отсутствии понятных ребенку мотивов для ее использования. Отсюда делается вывод, что необходимые условия для творчества, а, значит, и для оптимального развития письменной речи, возникают в том случае, если тема сочинения задевает воображение и чувства ребенка, интересна ему, связывается с какой-то понятной и доступной ему целью (126; 38-39). Интерес, нацеленность на создание творческого продукта - определяющие мотивы учащихся при решении заниматься журналистикой, своеобразной словесной деятельностью.

В качестве предпосылок творческого процесса можно отметить свойственные детям необычайную чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, особую отзывчивость ко всему окружающему.

Л.С. Выготский показал, каким образом то, что ребенок видит и слышит, становится материалом для его будущего творчества. Впечатления под вергаются диссоциации — как бы рассекаются на части, одни из которых выделяются, другие забываются. Умение выделить отдельные черты сложного целого, по мнению Л.С. Выготского, имеет определяющее значение для всей творческой работы человека над впечатлениями. За диссоциацией следует процесс изменения - преувеличения или преуменьшения отдельных элементарных впечатлений. Это преувеличение или уменьшение осуществляется благодаря чувствам, оказывающим решающее влияние на формирование новых образов. Следующий этап в процессе воображения - ассоциация, то есть объединение диссоциированных и измененных элементов и затем комбинирование отдельных образов, построение из них сложной картины.

Основным стимулом для творчества, как полагает Л.С. Выготский, является неприспособляемость к среде, благодаря чему возникают потребности и желания. Поэтому отношения со средой определяют творчество ребенка. Также он отметил, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе (126; 39).

По нашим наблюдениям, у учащихся среднего звена, когда идет накопление опыта, знаний, умений, и в самом деле важен сам процесс для формирования личности ребенка. В подростковом же возрасте ценен как сам процесс, так и продукт творческого процесса. Сам продукт творчества олицетворяет значимость той деятельности, которой занимается старшеклассник. Это важно для самоопределения его в жизни. По этому поводу И.М. Соловьев отмечал, что эта связь с внешним миром устанавливается не только для того, чтобы достигнуть определенных практических целей, но и для того, чтобы, подражая взрослым, создавать ценности, нужные для себя, проявляя тем самым свою активность (270; 9). И.Я. Лернер отмечал: «...применительно к процессу обучения, творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» (187; 415).

Специфика журналистской деятельности учащихся в процессе профильного литературного образования (педагогические и методические аспекты)

Вопросы, связанные со знакомством современных учащихся с ученическими печатными изданиями прошлого, рассматриваются на уроках литературы в связи с деятельностью Царскосельского лицейского журнала при изучении монографической темы «А.С. Пушкин», творческой биографии М.Ю. Лермонтова, когда речь идет о начале стихотворческого этапа деятельности поэта, участии в поэтическом кружке его воспитателя и наставника СЕ. Раича и возможными публикациями в журнале «Цефей». Постановка и рассмотрение этих вопросов не является обязательной для учителя литературы, эти сведения не обозначены стандартом литературного образования, школьными программами по литературе, не входят в содержание учебников и учебных пособий. Однако в научно-методической литературе они присутствуют и могут быть почерпнуты как учителем-словесником, так и школьниками, особенно при написании рефератов, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам и т.д. Совершенно естественно, что они могут находиться в поле рассмотрения учеников в процессе участия во внеурочной и внеучебной деятельности.

Значительно большая возможность знакомства школьников с ученическими изданиями, в которых принимали участие многие деятели русской литературы и русского искусства XIX - XX веков, предоставлялась в недавнем прошлом на факультативных занятиях по предмету в таких курсах как «Литература пушкинской поры», на занятиях по проблематике литературы первой и второй половины XIX века, знакомству с дополнительными сведениями о литературе начала XX века и т.д. В современной школе эти возможности значительно расширены. Более широкие представления о журналистской деятельности учащиеся получали (и получают) при знакомстве со «взрослой» журналистикой, т.е. тогда, когда достаточно подробно изучаются такие темы, как «Место и роль журналов Н.И. Новикова»; «А.С. Пушкин и его журнал «Современник»; «Поэзия и проза М.Ю. Лермонтова в русских журналах»; «Журнальные версии гоголевских произведений»; «Место и роль журналов «Современник» и «Отечественные записки» в творческой биографии Н.А. Некрасова»; «Произведения И.С. Тургенева на страницах русских периодических изданий»; «Журналистская деятельность Н.Г. Чернышевского». Достаточно широко представлены сведения о русских журналах начала XX века в связи с изучением творчества поэтов «серебряного века», редакторской деятельностью В.В. Маяковского в журнале «Леф»; в связи с обзорным изучением темы «Литературное движение 20 - 30-х годов XX века» при характеристике мно-гоаспектности литературного процесса этого времени.

В процессе знакомства с историко-литературным процессом второй половины XX столетия достаточно подробно в профильных гуманитарных классах говорится о характере редакторской деятельности А.Т. Твардовского и ее значении для развития литературы, процессов демократизации в стране. При этом практически в классах любого профиля школьники получают сведения о судьбе произведений А. Солженицына, В. Гроссмана, самого главного редактора «Нового мира» А. Твардовского, как попавших на страницы журнала, так и оказавшихся неопубликованными до конца 80-х годов XX в.

Они не только и не столько углубляются и совершенствуются, но, что очень важно, переосмысляются учениками уже во многом профессионально. Для детей уже более значимыми и понятными становятся такие проблемы как политика и позиция журнала, лицо издания, круг авторов, место и роль редакционной коллегии и главного редактора, последовательность в постановке и разрешении проблем и в ряде других вопросов. В нашем исследовании мы лишь контурно намечаем данные проблемы, но не освещаем их, ибо они не входят в круг проблем диссертации и не являются предметом и объектом изучения.

Знания, умения, навыки филологической культуры, полученные в общем литературном курсе, являются базой для освоения теории журналистского творчества. Научно-литературной работой, адресованной учителям-словесникам, является книга «Теория и практика сочинений различных жанров» под редакцией Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой, в которой даны методические модели таких жанров детского творчества как описание, рассказ, рассуждение, очерк и др. После 200 лет забвения в области филологического образования восстановлен статус курса «Культура речи». Здесь можно указать на работы М.Р. Львова, В.Я. Коровиной и др. Проблемы, связанные с развитием журналистики, рассмотрены в курсе литературы XIX-XX вв.

Филологическую подготовку, необходимую для профильного литературного образования и ее журналистской направленности, школьники получают в период всех лет обучения, и это в разной степени отражено в современных учебно-методических комплексах по литературе. С этой точки зрения нами рассмотрены программы и учебники под редакцией А.И. Княжицкого, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, С.А. Зинина и Г.С. Меркина.

Своеобразие типологических связей в современных ученических печатных изданиях и их роль в содержании профилированного литературного образования

Анализ содержания ученических газет и журналов, публикаций по данному вопросу, позволяет говорить о том, что публицистические тексты учащихся вплоть до 90-х годов XX в. не выделялись в особую жанровую категорию журналистики. То же можно сказать и о школьных печатных изданиях в целом. Делались попытки типологизации, но эти градации имели существенные недостатки.

В 1918 году А. Светлакова, пытаясь классифицировать существующие школьные издания, на первое место по количеству ставит журналы и периодические сборники, «преследующие литературную цель». Она считает, что такие издания встречаются и в младших, и в старших классах. В них масса стихотворений и беллетристических статей на самые разнообразные темы. Второе место в классификации Светлаковой занимают автодидактические журналы и периодические сборники, главное назначение которых - взаимопомощь учащихся в самообразовании, а также знакомство с вопросами литературы и искусства. На третьем месте газеты и журналы политического направления, при этом автор отмечает, что они «в прежнее время были под запретом и издавались учащимися нелегальным образом. В настоящее время они издаются свободно». Самой малочисленной является, по мнению автора, группа сатирическая. В журналах и периодических сборниках этой группы встречаются «статьи, стихотворения и заметки шутливого характера, написанные с целью поострить, посмеяться, потешить себя и своих товарищей». Светлакова называет эту группу журналистики самой недолговечной: «сатирические журналы и сборники обыкновенно, по недостатку материала, очень скоро прекращают свое существование».

В публикации подчеркивается преимущество печатных изданий перед рукописными. В этом аналитическом материале также говорится, что «от состава кружка зависит направление издаваемой газеты, журнала и сборников» (257; 338-340).

В 1973 году А.Г. Балыбердин выделил два типа: литературно-творческие и творческие издания. В литературно-творческих журналах имеется, как правило, несколько разделов, и в них, кроме творческих опытов учащихся (стихи, рассказы), помещаются разнообразные материалы об интересных событиях из жизни школы, района, страны, рецензии на прочитанные книги, сведения по теории и истории литературы. Автор приводит, как положительный пример, журнал корляковских школьников и перечисляет его отделы: «Общественно-политический» (освещение событий, происходящих в стране), «Комсомольские и пионерские дела», «Наши учебные будни», «Классные руководители рассказывают», «Вести из классов», «Наше творчество» (стихи, лучшие образцы сочинений, рецензий на книги, кинокартины, «Нам пишут» (письма от бывших учащихся школы), «Из истории нашей школы», «Наш край» (краеведческий материал), «По страницам наших стенгазет», «Физкультура и спорт», «Сатира и юмор», «Спрашивай - отвечаем». Журналы творческого характера, по мнению автора, состоят только из литературных опытов школьников (стихи, очерки, рассказы).

«Безусловно, обе формы журналов при педагогически правильном руководстве одинаково ценны и содействуют эстетическому воспитанию учащихся, — пишет А.Г. Балыбердин, - но предпочтение все же следует отдать первой, так как она является более широкой и позволяет привлекать разнохарактерный материал; каждый читатель может найти в журнале что-то интересное для себя и, наконец, авторский коллектив здесь можно создать более широкий» (110; 124-125).

Называя более предпочтительной литературно-творческий тип школьного журнала, в котором печатались публицистические материалы учащихся, на наш взгляд, автор вносит некую путаницу: в данном случае, публицистические материалы он называет литературными, а чисто «литературные опыты» учащихся относит к творческому типу журнала.

Некоторое объяснение этой путанице находим у В.И. Лейбсона, который в 1974 г. обратился к теме расширения жанровых границ литературного творчества школьников. Он подчеркнул, что «деление литературного творчества школьников на две категории: творчество под влиянием окружающей жизни и творчество под влиянием искусства» методически оправдано. Но отметил, что дальнейшему развитию массового литературного творчества школьников мешает еще бытующая узость в понимании жанров литературного творчества школьников: к сочинениям первой категории (под влиянием жизни) обычно относят стихи, реже рассказы традиционного беллетристического характера; к сочинениям второй категории (под влиянием искусства) -чаще всего традиционное школьное сочинение. Автор пишет: «Такое понимание жанров литературного творчества школьников восходит к прошлому веку с его сравнительной неразвитостью журналистских жанров и сравнительной жанровой ограниченностью критики и литературоведения». Но при этом В.И. Лейбсон, не выделяет журналистику как отдельный вид творчества школьников, он считает, что «отражение школьниками действительности посредством слова - такое определение литературного творчества школьников представляется удовлетворительным» (185; 79-80).

Очевидно, что до сих пор не существовало четкой классификации письменного творчества учащихся и школьных изданий по типу, жанровому содержанию, способу организации. Этому недостатку находим объективные причины: детские опыты в журналистике с Х1Х-го и до середины XX века в качестве материала для изучения филологической наукой не рассматривались, т.к. в большинстве своем представляли самодеятельные произведения и, по мнению педагогов, не были достойны такого внимания. В середине XX века, как мы отмечали, школьные издания представляли собой проводник партийной идеологии, и назначение детских текстов ограничивалось рамками коммунистического воспитания.

Так как в процессе обучения и на страницах самого детского издания отводится место не только сугубо журналистским текстам, изучение основ журналистики становится для учащихся и базой развития самостоятельной исследовательской, проектной, а также литературной деятельности. Таким образом, в зависимости от вида творческой деятельности в процессе изучения подростками данного курса, в качестве информационного продукта можно выделить три типа текстов: 1 - рефераты, научные доклады, тематические исследования; 2 - рассказы, сказки, стихотворения, переводы; 3 - журналистские тексты. То, каким в итоге будет творческий продукт, зависит от индивидуальных наклонностей учащегося.

Еще в начале XX века С.Г. Смирнов писал: «...в громадном большинстве случаев журнал есть предприятие кружковое. Но это-то и придает ему особенную ценность в педагогическом отношении, так как через это ярче высказывается индивидуальность его участников. Журнал издается обыкновенно или наиболее способными к литературному изложению учениками (в группе литературной), или наиболее энергичными натурами, наклонными к идейному увлечению (в группе автодидактической), или, наконец, наиболее задорными и протестующими личностями (в группе сатирической)» (266; 115). В данной типологической характеристике дается более подробное указание на индивидуальные наклонности учащихся (в отличие от творческих и литературно-творческих), что нам представляется особенно важным при рассмотрении современной типологии детских изданий.

Вопрос зависимости творческой продукции от личности творца - вопрос весьма актуальный и в профессиональной журналистике. Как отмечает М.Н. Ким, журналистика - специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. Включаясь в данную область, журналист прежде всего пытается реализовать свое творческое начало. При этом самораскрытие личности в процессе создания духовного продукта (в нашем случае журналистского произведения - О.М.) зависит от многих объективных и субъективных факторов. Одни из них способствуют раскрытию творческого потенциала автора, другие - затрудняют данный процесс. «Поэтому извечной проблемой журналистской практики является поиск оптимальной модели журналистской деятельности, способствующей созданию оригинального и общественно-значимого произведения» (156; 6).

Похожие диссертации на Профилизация литературного образования