Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход Командышко, Елена Филипповна

Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход
<
Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Командышко, Елена Филипповна. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Командышко Елена Филипповна; [Место защиты: ГУ "Институт художественного образования РАО"].- Москва, 2011.- 450 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Общей тенденцией педагогической мысли на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI веков является признание исключительной роли творческих качеств личности, от формирования которых в значительной степени зависит будущее молодого поколения, определяется уровень его культуры и профессиональной самореализации.

Актуальность творческого развития учащейся молодежи в нашей стране обусловлена существующей в России сложной социокультурной ситуацией. Преобразования, которые произошли к началу XXI века в экономической, технологической, социальной областях, связаны во многом с мощным воздействием средств массовой информации, расширением межкультурных контактов разных стран, реализацией проектных технологий, внедрением рыночной экономики. Это все поставило современного молодого человека в новую позицию, и, прежде всего, по отношению к людям, к себе и окружающей действительности. «Человек по-новому воспринимает, понимает, открывает мир, который он сам изменил, и сам в нем изменился» (Д.И. Фельдштейн). Изменения эти фиксируются в системах разных наук – в психологии, социологии, педагогике, этнографии, экономике и др. Между тем, в педагогической науке все более настойчиво ставится вопрос о создании эффективных условий и возможностей творческого развития учащейся молодежи в изменяющемся мире.

По мнению ученых, образование в настоящее время во многом утратило свою основную составляющую деятельность по развитию культурной, творческой личности, системы ее ценностных ориентаций. В то же время позитивным явлением современности является тот факт, что в обществе начали признавать индивидуальные цели личности, уникальность каждого человека, его право на творчество и личностную стратегию развития.

Период первого десятилетия XXI века для отечественной педагогической науки стал временем особенно напряженного поиска основополагающих позиций, определяющих политику государства в сфере образования. В различных документах: Концепции модернизации российского образования до 2010 г.; Проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначены существенные положения, которыми следует руководствоваться в процессе поиска средств развития педагогической теории и практики в России. Становится очевидным, что все звенья образовательных систем сегодня ориентированы на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и государства, а также дифференцированных запросов личности.

Таким образом, возникает необходимость не только поддерживать существующие образовательные структуры, но и создавать недостающие звенья системы, удовлетворяющие потребностям личности, общества, государства. Особую значимость в этой связи приобретает педагогика искусства как новая область гуманитарного знания в образовании учащейся молодежи.

Принимая во внимание это обстоятельство, следует подчеркнуть, что в настоящее время общепризнан развивающий потенциал образования, актуализирующий роль культуры и искусства в воспитании духовно богатой, творческой личности. Однако многие аспекты воздействия искусства на личность в период юности, активизации ее творческих качеств не изучены в полной мере.

Учащаяся молодежь – это возрастная категория людей юношеского периода, объединяющая старших школьников и студентов от 16 до 20 лет, обучающихся в разных типах учебных заведений (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, средние и высшие учебные заведения), но характеризующихся общностью развития психических познавательных процессов, мотивационных установок и общей эмоциональной направленностью.

Исходные положения обозначенной проблемы определяются тем, что для духовно-культурного и материального обустройства жизни современного общества необходима продуктивная деятельность людей, обладающих созидательными качествами творческой личности: социальной мобильности, восприимчивости к инновации, творческой активности, культурно-творческой инициативы, что связано с различными направлениями, сферами творческой деятельности человека. Этими областями могут быть научное, художественное, производственное творчество и т.п. В каждом из них реализуется творческий потенциал человека как система личностных характеристик, находящихся в сложном процессе взаимодействия.

Творческое развитие учащейся молодежи определяется как личностно-мобилизирующий процесс, оказывающий существенное влияние на целостный характер формирования социально-ценных качеств личности, проявляющихся в сложной системе взаимодействия возрастных и индивидуальных особенностей, эстетического опыта, направленности на самореализацию в художественно-творческой и проектной деятельности.

Одним из важных вопросов организации художественного воспитания в настоящее время является вопрос о том: должны ли виды искусства существовать в школе как отдельные предметы, или, следуя современной тенденции, выйти за рамки предметной системы, построить интегративный курс преподавания искусства? Что касается научных дисциплин, по мнению Л.В. Школяр, «можно говорить о возможности их интегративного преподавания, но применительно к искусству такой подход требует всестороннего осмысления».

Таким образом, мы стоим перед необходимостью переосмысления роли искусства в сфере гуманитарного знания и образовательной деятельности. В такой постановке вопроса существенно, что обучение учащейся молодежи наиболее актуально и продуктивно на основе интегративного подхода, что является эффективным условием как интеллектуального, так и эстетико-творческого развития личности.

Интегративный подход рассматривается как система устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации процесса творческого развития учащейся молодежи в условиях их взаимодействия с искусством. Данный процесс возможен на векторных основаниях, где в качестве вектора задается целевое направление организации творческого развития учащихся, что предусматривает наличие и использование факторов многообразия в реализации конкретной цели.

Изучение процессов творческого развития учащейся молодежи в общеобразовательной школе и вузе показывает, что в последние годы все заметнее проявляется ряд противоречий:

- между необходимостью активизировать процесс развития творческих качеств личности у старших школьников и студентов вуза, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методологической разработкой этой проблемы в ее педагогическом аспекте, с другой;

- между отсутствием в дидактике оформленной теоретической концепции педагогического потенциала искусства в образовательном процессе, с одной стороны, и наличием содержательных предпосылок к творческому развитию на теоретико-методологических основаниях научных школ педагогики искусства, с другой;

- между существующей в системе высшего образования острой потребности в подготовке инициативных специалистов с развитым творческим потенциалом, с одной стороны, и растущей неудовлетворенностью общества образовательным процессом, отсутствием в нем должного внимания к самостоятельной творческой деятельности и развитию культурно-творческой инициативы, с другой.

Отсутствие теоретической четкости в известной мере можно рассматривать как следствие недостаточной разработанности дидактических оснований педагогики искусства. До сих пор остаются не до конца раскрытыми содержание понятия «педагогический потенциал искусства», его место, и функции в структуре организации учебного процесса (в старшем звене школы и в вузе). Все это позволило сделать вывод о сложности, актуальности и практической значимости проблемы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

В первую очередь это труды, связанные с современными фундаментальными исследованиями в области художественной педагогики.

Особое внимание исследователей обращено к вопросам концептуальных идей ведущих научных школ и значению педагогики искусства как фундамента теории художественного образования и творческого развития личности на современном этапе (Е.А. Бодина, В.П. Демин, И.Э. Кашекова, Е.И. Коротеева, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр и др.).

В существующей на сегодняшний день научно-методической литературе, посвященной творческому развитию учащейся молодежи можно выделить ряд исследований, затрагивающих проблемы эмоционально-познавательной и исполнительской деятельности в художественно-творческом процессе (С.П. Ломов, А.Н. Малюков, Г.М. Цыпин), доминантности задач художественного образования (Б.М. Неменский), рассматривающих искусство: 1) как опыт эмоционально-ценностных отношений; 2) опыт творчества; 3) языковый опыт.

Приоритетной областью исследований, касающихся творческого развития учащейся молодежи, являются исследования проблем полихудожественного воспитания и интегрированного обучения (Е.А. Ермолинская, Б.А. Столяров, Е.П. Кабкова, Б.П. Юсов и др.), в которых интегрированный подход определяется как «основа, фундамент современного образования, позволяющий включать как учителя, так и учащихся в активный совместный творческий процесс» (Л.Г. Савенкова).

Для данной работы значимыми являются эстетические аспекты творческой деятельности и разработка проблемы развития эстетического сознания личности (Н.И. Киященко, В.И. Самохвалова и др.).

По проблеме творческого развития старших школьников и студентов можно выделить труды, в которых рассматриваются различные аспекты воспитания у подростков и молодежи творческой активности (Л.П. Печко, Т.И. Сухова, Е.М. Торшилова).

Отдельно следует выделить теоретико-практические исследования в области взаимодействия художественной педагогики и социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков и др.), имеющие важное значение для творческого развития студентов вуза в условиях освоения выразительных средств эстрадного искусства и социокультурного менеджмента.

Однако до сих пор остаются не до конца раскрытыми не только содержание понятия «педагогический потенциал искусства», но и его место, и функции в структуре организации учебного процесса (в старшем звене школы и в вузе), за исключением частно-научных исследований педагогического потенциала изобразительного искусства (Л.И. Левшина), песенного творчества (В.И. Попов), видеотворчества (В.Д. Симаков).

При всей многоаспектности исследований, учеными отмечается крайне малая степень разработанности проблем, связанных с изучением искусства на старшей ступени школы (Л.Л. Алексеева). Именно художественно-эстетический профиль, по мнению исследователей, оказался наименее соответствующим во всех отношениях современным условиям реформирования системы отечественного образования.

К этому следует добавить, что в исследованиях ученых конца XX – начала XXI вв. до сих пор не рассматривается ряд важнейших вопросов: 1) особенность и специфика развивающего педагогического потенциала искусства в рамках современной системы гуманитарного образования; 2) что нового вносит интегративный подход в процесс творческого развития учащейся молодежи?

Таким образом, определяя творческое развитие личности в период юности на основе интегративного подхода, реализующего универсальный педагогический потенциал искусства как явно ведущей научной концепции и отмечая ряд противоречий, имеющихся в направлении исследования и состояния педагогического процесса обучения старших школьников и студентов вуза, определили тему исследования:

«Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход».

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка концепции творческого развития учащейся молодежи на основе интегративного подхода и принципов педагогики искусства.

Объект исследования: художественное творчество учащейся молодежи в старшем звене общеобразовательной школы и высших учебных заведениях гуманитарного направления.

Предмет исследования: педагогический потенциал искусства и его универсальное формирующее воздействие на творческое развитие старших школьников и студентов.

Задачи исследования:

1. Обосновать перспективность идей педагогики искусства и интегративного подхода в обучении старших школьников и студентов вузов.

2. Раскрыть специфику интегративного подхода как системы устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации творческого развития учащейся молодежи.

3. Выявить особенности художественного образования и эстетического воспитания в сопоставлении различных подходов к творческому развитию учащихся: культурологического, поликультурного, полихудожественного, личностно-деятельностного.

4. Разработать педагогическую модель раскрытия и реализации педагогического потенциала искусства в творческом развитии учащейся молодежи на основе концептуальных идей научных школ педагогики искусства.

5. Обосновать технологии и механизмы творческого развития старших школьников и студентов в разных формах приобщения к искусству.

6. Экспериментально проверить степень эффективности и универсальности педагогической модели творческого развития учащейся молодежи на основе интегративного подхода в процессе организованных педагогических воздействий, направленных на формирование социально-ценных качеств личности, эстетического отношения к искусству и явлениям действительности, опыта творческой деятельности и реализации художественных проектов.

Гипотеза исследования: педагогический потенциал искусства обеспечит творческое развитие учащейся молодежи в том случае, если:

- рассматривать педагогический потенциал искусства в контексте многопланового структурно-сложного феномена, в основе которого единство познавательных, воспитательных, развивающих, коммуникативных возможностей, которые, взаимодействуя друг с другом, способствуют созданию эффективных условий для творческого развития личности;

- научное обоснование и реализация ведущих теоретических положений о специфике педагогического потенциала искусства будут осуществляться на основе концептуальных идей научных школ в педагогике искусства;

- в основе творческого процесса будет осуществлен интегративный подход как система устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации творческого развития учащейся молодежи в разных формах приобщения к искусству;

- разработана универсальная педагогическая модель творческого развития учащейся молодежи, в ее составе: организация эстетической среды; применение методики эстетико-педагогических ситуаций; моделирование процессов активного художественного восприятия; освоение технологий художественного проектирования;

- в учебном процессе будут применены технологии творческого развития учащейся молодежи через: формирование зрительных ассоциаций; развитие художественно-образных представлений; интерпретацию образно-метафорических сравнений; активизацию художественных потребностей; обогащение художественно-эстетического опыта; диверсификацию продуктов художественно-творческой деятельности.

Методологической основой исследования явились:

фундаментальные исследования отечественных педагогов и психологов о возрастных закономерностях и специфике личностного развития в юношеский период (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

современные исследования в области методологии педагогики и общей теории образования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.);

эстетико-педагогические и искусствоведческие концепции о ведущей роли искусства в развитии творческой личности (А.И. Буров, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Ф. Лосев и др.);

концепции психологии творчества и творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.);

исследования проблемы творчества и творческого потенциала личности зарубежных ученых (Д. Гилфорд, Ф. Баррон, К. Роджерс, Е. Торранс, К. Тэйлор и др.);

концепции интеграции в современном образовании: поликультурный подход (А.Я. Данилюк); полихудожественное воспитание (Б.П. Юсов);

традиции отечественной школы художественного воспитания и развития творческой личности представителей научных школ педагогики искусства (А.В. Бакушинский, А.И. Буров, Д.Б. Кабалевский, Б.П. Неменский и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философско-эстетической, культурологической и психолого-педагогической литературы; научное обобщение художественно-педагогического опыта; педагогический эксперимент по апробации и внедрению концептуальных положений; целенаправленное педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ художественно-творческих работ старших школьников, студентов колледжа и высших учебных заведений; метод экспериментальных творческих ситуаций и художественного проектирования; статистическая обработка полученных данных; ретроспективный анализ собственного педагогического опыта в качестве преподавателя предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов в образовании старших школьников и студентов вуза.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке концепции творческого развития учащейся молодежи на основе интегративного подхода и принципов педагогики искусства, где творческое развитие учащейся молодежи понимается как личностно-мобилизирующий процесс, оказывающий существенное влияние на целостный характер формирования социально-ценных качеств личности, проявляющихся в сложной системе взаимодействия ее возрастных и индивидуальных особенностей, эстетического опыта и направленности на самореализацию в художественно-творческой и проектной деятельности.

Дано авторское определение понятия «педагогический потенциал искусства», которое трактуется как многоплановый структурно-сложный феномен, в основе которого заложено единство познавательных, воспитательных, развивающих и коммуникативных возможностей, которые способствуют в педагогическом процессе созданию эффективных условий для творческого развития личности на основе образной модели основных видов человеческой деятельности и художественного творчества.

Определена специфика интегративного подхода как системы устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации процесса творческого развития учащейся молодежи в условиях взаимодействия с искусством на векторных основаниях, где в качестве вектора задается целевое направление, в его основе: творческая личность; творческая среда; творческий процесс; творческий продукт.

Обоснованы технологии и механизмы творческого развития учащейся молодежи в качестве универсальной системы педагогических воздействий, оказывающих влияние на целостный характер формирования социально-ценных качеств личности в художественно-эстетическом образовании, а также отдельных областях гуманитарных дисциплин на основе интегративного подхода.

Разработана и апробирована универсальная педагогическая модель творческого развития старших школьников и студентов вуза, в основе которой лежат следующие принципы: 1) воспитания культуры творческой личности; 2) художественно-образного восприятия искусства; 3) приобщения к искусству как культуре духовной; 4) активизации мотивационно-потребностной сферы; 5) средовой организации учебно-воспитательного процесса; 6) деятельностного освоения искусства (в аспекте возрастных особенностей развития личности в юношеский период).

5. Впервые раскрыт в отечественной педагогике интегративный подход в условиях освоения учебного курса «Арт-менеджмент» в системе профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработана авторская концепция творческого развития учащейся молодежи, направленная на решение теоретических и научно-практических задач, отвечающих современному пониманию сущности и специфики педагогического потенциала искусства в развитии социально-ценных качеств личности в период юности;

- изложенная в диссертации концепция закладывает основы универсальной педагогической модели творческого развития учащейся молодежи, базирующейся на реализации педагогического потенциала искусства не только в художественно-эстетическом образовании старших школьников, но и отдельных областях гуманитарных дисциплин высших учебных заведений;

- творческое развитие учащейся молодежи рассматривается на основе формирующегося социально ценного качества личности: культурно-творческой инициативности, свойства которого определяют ориентацию на гуманность, духовность, культурно-эстетические отношения и ценности, мотивацию к активным самостоятельным действиям;

- разработаны технологии и механизмы творческого развития учащейся молодежи на основе: средовой организации учебно-воспитательного процесса, объединяющего учебные и внеклассные занятия в систему творческого общения «учителя-ученика»; взаимосвязи познавательно-практических и эмоционально-эстетических процессов; художественном проектировании и реализации арт-проектов;

- создан и научно-обоснован критериально-диагностический аппарат, позволяющий изучить динамику творческого развития учащейся молодежи на основе уровневой системы, критериями которого являются: 1) развитие творческого воображения и эмоционально-образного мышления; 2) восприимчивость к инновации и принятию новых художественно-творческих решений; 3) социальная мобильность; 4) самостоятельность в выборе темы и идеи арт-проекта (либо иного творческого продукта).

Практическая значимость исследования состоит в осуществлении экспериментального обоснования эффективности педагогической модели творческого развития учащейся молодежи в старшем звене общеобразовательной школы и высших учебных заведениях гуманитарного направления.

Разработанные исследовательские методики обогащают процесс формирования творческих и социально-ценных качеств личности, базирующийся на интегративном подходе как системы устойчивой совокупности принципов, способов и приемов организации творческого развития старших школьников и студентов вуза в разных формах приобщения к искусству.

Результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке методических аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов гуманитарного профиля и специалистов социально-культурной деятельности (в процессе подготовки и реализации арт-проектов).

Теоретические выводы и практические разработки, представленные в диссертации, стали основой для создания учебных программ и учебно-методических пособий: 1) для старших школьников: «Основы художественно-эстетической культуры», «Современная культура и искусство», «Стили и направления рок-музыки»; 2) для студентов гуманитарных факультетов вузов: «Арт-менеджмент», «Практикум по арт-менеджменту»; 3) для педагогов системы дополнительного образования и специалистов социально-культурной деятельности: «Основы арт-менеджмента», «Технология художественного проектирования».

Проведенное исследование направлено на повышение эффективности творческого развития учащейся молодежи. В массовом масштабе это позволит поднять уровень общей культуры молодого поколения, а значит, в перспективе – обеспечить его участие в создании материальных и духовных ценностей; повышении качества культурного общения, культуры труда; профессиональной компетентности.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке более современного, отвечающего насущным требованиям времени содержания обучения и воспитательной работы в старшем звене общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность исследования обеспечена его широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные исследования в области философии и эстетики, общей педагогики и культурологии, психологии художественного творчества и педагогики искусства, а также применением комплекса методов, соответствующих природе изучаемого объекта и предмету исследования. Достоверность исследования подкрепляется экспериментальной проверкой основных теоретических положений личной многолетней педагогической деятельностью соискателя в качестве педагога (более 20 лет) и научного консультанта экспериментальных площадок (в течение 10 лет).

Исследование выполнено в рамках Комплексной программы РАО и тематического плана фундаментальных исследований РАО «Социокультурные проблемы современного образования» (2007-2011гг.): Проект 3.1. «Культурно-исторические основы интеграции образования и культуры в условиях социальных перемен». Проект 3.2. «Стратегия модернизации художественного и эстетического воспитания детей и молодежи».

Отдельные теоретические положения и выводы данной диссертации подтверждены в ходе подготовки аспирантов под руководством соискателя: Бирюкова М.В.: «Формирование художественного восприятия будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки»; Кармазина Ж.Б.: «Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности» (защита сост. 24.11.2009г.); Максименко В.А.: «Формирование художественной культуры студентов средствами проектной деятельности»; Журова Е.Б.: «Развитие у подростков ценностного отношения к произведениям музыкального искусства».

Верификация результатов исследования подтверждается их широкой научной апробацией на международных, всероссийских, региональных конференциях и научно-практических семинарах, «круглых столах», а также успешным внедрением в практику работы ряда средних и высших учебных заведений.

В качестве базы исследования служили общеобразовательные школы, лицеи, школы искусств, высшие учебные заведения. Среди них: Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный университет», гуманитарный факультет, кафедра социально-культурной деятельности (г. Москва); государственное учреждение «Институт Культуры и Искусств Луганского национального университета имени Тараса Шевченко» (г. Луганск, Украина); Уральский государственный педагогический университет, кафедра эстетического воспитания (г. Екатеринбург); ГОУ ВПО «Российская таможенная академия» (г. Люберцы, Моск. обл.); средние образовательные учреждения: лицей с усиленной военно-физической подготовкой (г. Луганск, Украина), МОУСОШ №16 (г. Таганрог); ГОУ средняя общеобразовательная школа № 958 (г. Москва); школа искусств (г. Одинцово, Моск. обл.); гимназия «Жуковка» (г. Одинцово, Моск. обл.); ГОУ Детская музыкальная школа им. Н.Г.Рубинштейна (г. Москва).

Всего за период исследования (с 2000 по 2011 гг.) в работе приняли участие более 2800 человек. Среди них: 900 учащихся старшего школьного возраста общеобразовательных школ и лицеев, около 200 учащихся учреждений дополнительного образования и свыше 1700 студентов высших учебных заведений.

Этапы исследования. Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблемы проводилось в период с 2000 по 2011 гг.

На первом этапе (2000-2003гг.) осуществлены постановка и теоретическое обоснование разработки проблемы на основе изучения философской, педагогической, социологической, культурологической, психологической и искусствоведческой литературы по аспектам творческого развития и эстетико-художественной деятельности личности. Разрабатывалась теоретическая концепция исследования, уточнялись цели, задачи. Определялись и анализировались социально-педагогические проблемы и противоречия, оказывающие непосредственное воздействие на процесс творческого развития современной молодежи, систематизировались результаты наблюдения.

На втором этапе (2003-2006гг.) – осуществлялась констатирующая опытно-экспериментальная работа по созданию универсальной педагогической модели творческого развития учащихся старших классов и студентов вуза в условиях общения с искусством, с целью развития социально ценных качеств личности. Наряду с этим корректировалось содержательное наполнение конкретных форм, методов и приемов, определялись практические педагогические рекомендации, характеризовались применяемые инновационные подходы, сопоставлялись педагогические, социокультурные и искусствоведческие аспекты исследования.

Третий этап (2006-2011гг.) – формирующий, включал проведение опытно-экспериментальной проверки гипотезы исследования на основе реализации интегративного подхода в творческом развитии учащейся молодежи, а также систематизацию и обработку полученных данных, их статистический анализ, формулирование теоретически и эмпирически обоснованных выводов и рекомендаций, письменное оформление исследования в виде диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:

1) в научных и научно-методических публикациях. Всего по проблеме исследования опубликовано более 80 работ, общим объемом 115, 5 п.л., из них: 6 монографий, 10 статей, опубликованных в журналах, утвержденных ВАК Минобрнауки России в качестве изданий, рекомендуемых для публикации результатов диссертационных исследований, 14 учебно-методических пособий: учебный курс «Основы художественно-эстетической культуры личности» (2000г., г. Луганск, Украина); факультативный курс для старших школьников «Современное искусство и культура» (2004г., Москва); учебное пособие «Арт-менеджмент» для студентов вуза (Военный Университет РФ, 2006, Москва); учебно-методическое пособие «Практикум по арт-менеджменту» (Военный Университет, 2010г.); программа дистанционного курса повышения квалификации 2009/2010 учебного года «Основы арт-менеджмента» и другие;

2) в ходе научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы лаборатории концептуальных основ эстетического воспитания ИХО РАО по проблеме коллективного исследования: «Педагогические условия формирования художественно-эстетического опыта школьников XXI века» (2001 – 2003 гг.); работы проблемной группы ИХО РАО «Развитие творческого воображения у школьников на занятиях искусством» (2004 – 2006 гг.) (научный руководитель: доктор философских наук, профессор Л.П. Печко); в ходе научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы по проблеме исследований лаборатории интеграции искусств и мировой художественной культуры Учреждения РАО «Институт художественного образования» 2007-2010 гг.: «Культура личности как интегральный показатель развития человека» (научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор А.Ю. Бутов); «Развитие педагогики искусства на основе концепций ведущих научных школ» (научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор, чл.- корр. РАО Л.Г. Савенкова);

3) на научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах» (1997 – 2011 гг.) Из них: Международные: «Искусство и дети: проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (17 - 19 февраля 2003 г., г.Москва); «Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, педагог» К 100-летию со дня рождения (13 - 18 декабря 2004 г., г.Москва); «Ценностные приоритеты образования XXI столетия в контексте межкультурных контактов» (3 - 5 апреля 2006 г., г.Луганск, Украина); «Диалог культур Востока-России-Запада в образовательной среде» (19 апреля 2007 г., г.Москва); «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» (29-31 мая 2007г., г.Москва); «Диалог культур России и Индии в образовательной среде» (9 октября 2008 г., г.Москва); «Региональный компонент и развитие культуры личности» (май, 2009 г., г.Москва); IV Овсянниковская эстетическая конференция «Границы современной эстетики и новые стратегии интерпретации искусства», МГУ им. В.М.Ломоносова (23 - 24 ноября 2010г., г.Москва). Всероссийские: Конференция в рамках X Всероссийского художественного фестиваля молодых дарований «Жигулевская палитра» (2005г., г.Самара); «Художественная культура и образование: Юсовские чтения» (1 - 3 ноября 2005 г., г.Москва; 11 ноября 2005, г. Тольятти); «Художественное образование как социокультурный феномен: Юсовские чтения» (31 октября - 3 ноября 2006г., г. Москва); «Полихудожественное образование как фактор формирования современного типа мышления и сохранения здоровья детей и юношества: Юсовские чтения» (1 - 3 ноября 2007г., г.Москва); «Художественно-эстетическое развитие личности: от детского сада до вуза», Уральский государственный педагогический университет (21 - 22 апреля 2010 г., г. Екатеринбург); «Интеграция – основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования: Юсовские чтения» (1 - 3 ноября 2010г., г.Москва). Региональные: «Школа XXI век» (март, 2004 г., г. Москва); «Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании» (апрель, 2004г., г. Москва); «Педагогическая культурология и проблемы культурного взаимодействия» (январь, 2008 г., г. Москва); «Актуальные проблемы становления понятийной системы художественно - эстетического образования» (15 - 17 апреля 2008 г., г. Москва); «Комплексное эстетическое воспитание детей и молодежи в области непрерывного образования» (14 - 16 апреля 2009г., г. Москва); «Идеи М.М.Бахтина и педагогика искусства» (13 - 15 апреля 2010г., г. Москва);

4) обсуждались на Ученых советах Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования (2007 – 2011 гг.), где отдельные положения исследования получили одобрение и поддержку ведущих научных сотрудников Института; кафедры «культурно-досуговой работы» Военного университета МО РФ (2006-2008гг.); лаборатории интеграции искусств и мировой художественной культуры ИХО РАО (2007 – 2011 гг.), заседаниях кафедры социально-культурной деятельности гуманитарного факультета Военного университета МО РФ (2009- 2011гг.).

На защиту выносится: концепция творческого развития учащейся молодежи, учитывающая возрастные особенности юношеского периода учащихся и студентов от 16 до 20 лет и представляющая собой теоретическую и практическую универсальную модель педагогических воздействий, оказывающих существенное влияние на целостный характер формирования социально-ценных и творческих качеств старших школьников общеобразовательной школы, а также студентов высших учебных заведений гуманитарного направления.

Едиными педагогическими основаниями концепции выступают интегративный подход и принципы педагогики искусства.

Концепция направлена на преодоление:

рассогласованности цели образования в развитии молодых, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, развитым чувством ответственности с возможностью педагогического потенциала искусства создавать эффективные условия для развития творческих и социально-ценных качеств личности, востребованных требованиям времени;

разрыва между декларируемым положением федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования о сохранении и развитии культурного разнообразия, овладении духовными ценностями и отчуждением учащейся молодежи от познания искусства, культуры, межкультурного взаимодействия в связи с отсутствием предметов художественно-эстетического цикла в старшем звене школы;

несоответствия модели современного образования в развитии практических навыков и учета индивидуальных достижений обучающихся и созданием эффективных условий для проявления культурно-творческой инициативы в подготовке и реализации индивидуальных арт-проектов в школе и в вузе;

Основными положениями концепции являются:

выдвижение фундаментальной методологической идеи рассмотрения педагогического потенциала искусства, как структурно-сложного феномена, раскрывающего единство познавательных, воспитательных, развивающих и коммуникативных возможностей, способствующих созданию эффективных условий для творческого развития личности на основе образной модели основных видов человеческой деятельности и художественного творчества;

опора на интегративный подход и его векторные основания, когда в качестве вектора задается путь интегрирования (вектор a - творческая личность; вектор b - творческая среда; вектор c- творческий процесс; вектор d - творческий продукт), что предусматривает наличие и использование факторов многообразия в реализации конкретной цели;

определение специфики интегративного подхода как объединяющего векторные блоки подходов: культурологического; поликультурного, полихудожественного; личностно-деятельностного, которые являются базовыми для создания оптимальных условий развития социально-ценных качеств культурной, творческой личности и соответствуют национальной инициативе «Наша новая школа», где в качестве важнейшей стоит задача раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире;

ориентация на принципы педагогики искусства, соответствующие тенденциям модернизации российского образования и концептуальным идеям научных школ педагогики искусства, в их числе: 1) принцип воспитания культуры творческой личности; 2) художественно-образного восприятия искусства; 3) приобщения к искусству как культуре духовной; 4) активизации мотивационно-потребностной сферы; 5) средовой организации учебно-воспитательного процесса; 6) деятельностного освоения искусства в аспекте возрастных особенностей развития личности в юношеский период;

определение творческого развития личности в период юности (для старшего школьника и студента вуза) на основе формирования социально-ценного качества личности «культурно-творческой инициативности», свойства которого определяют ориентацию на гуманность, духовность, культурно-эстетические отношения и ценности, творчество, мотивацию к активным самостоятельным действиям;

создание условий взаимодействия учащихся с искусством, которые обеспечиваются совокупностью цикла организованных педагогических ситуаций и воздействий, направленных на формирование эстетического сознания и реализуемых как образное отображение убеждений личности в проявлении мотивов самовыражения (что выражается в новом продуктивном результате: художественном творчестве, арт-проектах);

раскрытие развивающих возможностей интегративного учебного курса «Арт-менеджмент», освоение которого направлено на диверсификацию продуктов художественно-творческой деятельности;

выделение оценочного инструментария измерений динамики процесса творческого развития старших школьников и студентов вуза на основе показателей развития культурно-творческой инициативы.

Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход