Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Бейсенбеков Жалгасбек Жаппарбекович

Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе
<
Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Бейсенбеков Жалгасбек Жаппарбекович. Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 132 c. РГБ ОД, 61:99-13/1322-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. ХУДОЖЕСТВЕНШЕ КРУЖКИ КАК ВАЖНЕЙДМЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 17

1.1. Место и роль школьных кружков в эстетическом воспитании и художественном образовании школьников 17

1.2. Декоративно-прикладное искусство Казахстана в системе эстетического воспитания сельских школьников . 41

Глава II. МЕТОДИКА ОРГАЖАДИИ КРУГОВЫХ ЗАЖАТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ КОЖИ В СЕЛЬСКОЙ ШKOJIE 84

2. 1. Содержание и психолого-педагогические основы экспериментальной программы для кружка по художественной обработке кожи в сельской школе 84

2. 2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников как необходимое условие эффективности кружковых занятий по художественной обработке кожи в сельской школе (обобщение итогов эксперимента)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время, в условиях коренной перестройки системы образования и воспитания в навей стране, в условиях демократизации и гуманизации обучения школьников на первый план выдвигается ряд приоритетных проблем в педагогической науке. Важнейшие из них -совершенствование эстетического воспитания сельских школьников и всемерное развитие системы дополнительного образо-вания.

О необходимости разработки проблем теории и практики эстетического воспитания и художественного образования убедительно свидетельствуют материалы Коллегии Министерства образования Российской Федерации "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях 1, проведенной 24 мая 1995 года. Так, в решении Коллегии отмечается, что ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования.

Постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Первое из этих обстоятельств носит социальный характер « и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума имен но через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода "защитный пояс", охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.

Второе обстоятельство связано с осознанием ограниченности рационального объяснения мира, необходимостью преодоления взгляда на человека только как на носителя суммы "знаний, умений и навыков" и выявлением мотивирующей функции искусства в становлении личности.

Третье педагогическое обстоятельство заключается, как правило, в растущем интуитивном понимании того, что искусство наиболее аффективно помогает ребенку достроить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и Казахстана в настоящее время системный подход к эстетическому образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как "Изобразительное искусство", "музыка", "мировая художественная культура", а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования. В базисном учебном плане предметная область "Искусство" охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов, получивших возможность преподавания благодаря базисному учебному плану. Следует констатировать, что в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству.

Популярностью пользуются интегрированные курсы по искусству, изучение музыкального и литературного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.

То есть в современных условиях эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

При этом в указанном решении Коллегии министерства образования Российской Федерации подчеркивается, что большими возможностями для развития эстетического образования обладают учреждения дополнительного образования, в которых ребенок приобщается к творчеству с учетом его способностей и интересов.

Следует заметить, что многие проблемы, связанные с теоретическими основами внешкольного образования, эстетического воспитания, лежащие в основе современного эстетического воспитания и дополнительного образования, освещались в трудах выдающихся русских и советских педагогов: Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, П.П.Блонского, В.Н.мэдын-ского, В.Н.Терского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой. Позже этими проблемами занимались В.А.Сухоилимский, Э.Г.Костяшкин, И.П.Иванов. методологический подход к изучению проблем теории и практики эстетического воспитания и образования определен в раде философских исследований М.Ф.Овсянникова, А.И.Бурова, М.С.Кагана, Л.И.Когана, Л.И.Колесника, О.В.Дарнина, В.А.Разумно го, В.К.Скатерщнкова, Б.Г.Лукьянова.

Эти авторы исследуют проблемы эстетического отношения к действительности как духовно-практического отношения к искусству, к культуре, ко всему разнообразию окружающей действительности.

Вопросам теории, методики и практики преподавания изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, эстетического воспитания посвящены труды Г.В.Беды, Н.Н.Ростовцева, Г.Б.Смирнова, В.К.Лебедко, Н. П. С акул иной, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шликаловой, В.В.Кореш-кова, А. С. Хворо сто ва, А.А.Унковского, Э.И.Кубышкиной, СЕ. Игнатьева и других.

Изучением общих проблем дополнительного образования в общеобразовательной школе занимаются известные специалисты в этой области - Е.Б.Бвладова, Л.А.Николаева, В.И.Лушникова, Н. А. Черновая.

Отдельным вопросам методики преподавания различных видов изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования посвящены немногочисленные диссертационные исследования Н.С.Боголюбова, A.M. Хашхожева, М.К.Даутова, К.Ж.Амиргазина, М.А.Ершовой, С.Н.Маслова, Р.Х.Тебуева, А.П.Даниленко.

Однако, до последнего времени не рассматривались и не освещались вопросы теории и методики организации занятий художественных кружков в сельских школах Казахстана с учетом современных требований гуманизации и демократизации образования, разработанных стандартов в образовательной области "Искусство".

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и методике астатического воспитания и художественного образования сельских школьников.

Проблема исследования: раскрытие, научное обоснование и экспериментальная проверка педагогических основ эффективной методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельских школах Казахстана.

Цель исследования: повышение эффективности эстетического воспитания и художественного образования сельских школьников Казахстана средствами кружковой работы по обработке кожи.

Объект исследования: процесс занятий кружка по художественной обработке кожи в сельских школах Казахстана.

Предмет исследования: методика организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельских школах Казахстана.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что успешное эстетическое воспитание и художественное образование сельских школьников Казахстана на занятиях кружка по художественной обработке кожи и более эффективное их приобщение к казахскому народному декоративно-прикладному искусству, его традициям возможно при условиях: определении места и роли школьных кружков в эстетическом воспитании и художественном образовании сельских школьников; раскрытии места декоративно-прикладного искусства Казахстана в системе эстетического воспитания сельских школьников; разработке и экспериментальной проверке аффективной методики эстетического воспитания и художественного образования сельских школьников средствами кружковой работы по художественной обработке кожи; раскрытии и научном обосновании педагогических основ эффективной методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельских школах Казахстана; выявлении возрастных и индивидуальных особенностей в художественном развитии учащихся I—II классов как необходимого условия эффективности кружковых занятий.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования;

1. Определить место и роль школьных кружков в эстетическом воспитании и художественном образовании сельских школьников.

2. Раскрыть место казахского декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания сельских школьников.

3. Выявить и обосновать роль кружковых занятий по художественной обработке кожи как эффективного средства эстетического воспитания и художественного образования сельских школьников.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику эстетического воспитания и художественного образования сельских школьников в Казахстане средствами кружковой работы по художественной обработке кожи.

5. Раскрыть и научно обосновать педагогические основы эффективной методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельских школах Казахстана.

6. Выявить возрастные и индивидуальные особенности художественного развития учащихся I—II классов как необходимое условие эффективности кружковых занятий.

Теоретической основой исследования явились труды известных философов, педагогов, психологов, искусствоведов, видных деятелей культуры и искусства, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и образования, проблем народного, декоративно-прикладного искусства.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, культурологической, социологической, педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих занятия в художественных кружках в сельских школах Казахстана;

- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- анализ продуктов деятельности школьников (эскизов, рисунков, художественных изделий, рассказов по картинкам и т.п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в художественных кружках сельских общеобразовательных школ №№ б, 48, 65, 84 Сайрawского района Южно-Казахстанской области Казахстана.

Исследование проводилось с 1992 по 1999 гг. в три этапа.

На I этапе (1992-1993 гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, психолого-педагогическая и методическая литература, инструктивные материалы министерств образования Российской Федерации и Казахстана, выяснялось состояние работы по данной проблеме в массовой практике общеобразовательных сельских школ. Все это позволило разработать основное содержание экспериментальной программы кружка по художественной обработке кожи в сельской школе, разработать методику эксперимента и педагогические пути, методы и средства эстетического воспитания и художественного образования учащихся I-XI классов на кружковых занятиях. (Систематический анализ специальной литературы осуществлялся и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.)

На Д этапе (1994-1996 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения школьников художественной обработке кожи в I—II классах (экспериментальные кружки) при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением художественной обработке кожи в параллельных I—II классах (контрольные кружки). Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства эстетического воспитания, применяемые в экспериментальных и контрольных кружках. В экспериментальных кружках занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий, с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы казахского и русского декоративно-прикладного искусства, повседневной жизни и культуры разных народов Средней Азии, Востока, России в разные периоды их истории. Постоянно проводились выставки детских художественных работ, конкурсы на лучшее художественное изделие из кожи и лучшее знание произведений казахского, русского, узбекского, киргизского декоративно-прикладного искусства.

6 результате систематических анкетирований, проведения контрольных заданий по рисунку - эскизу, выполнения художественных изделий из кожи, написания докладов и рефератов, выполнения художественно-творческих сочинений, анализа детских рисунков и поделок на художественных выставках школьников сравнивались результаты экспериментального обучения художественной обработке кожи и результаты традиционного обучения этому виду художественных занятий.

Причем в експериментальных кружках использовалась экспериментальная методика проведения занятий, направленная на активное формирование не только специальных знаний и умений по обработке кожи, но и на развитие эстетического вкуса и художественных интересов, потребностей, на развитие эстетического восприятия, составляющих структурную основу и одновременно необходимые условия успешного художественно-эстетического развития и непосредственно связанных с развитием и формированием эмоционально-чувственного и творческого отношения к действительности.

В конце эксперимента (111-й этап - 1996-1999 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. 6 условиях решения задачи формирования духовной культуры школьной молодежи, возрождения и дальнейшего развития традиций казахского народного декоративно-прикладного искусства, обучение школьников художественной обработке кожи в сельских школах Казахстана является одним из приоритетных направлений всей системы эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения не только в Казахстане и других республиках Средней Азии, но и России, Украины, Белоруссии, Грузии, где имеются большие территории с развитым животноводством и сельским хозяйством в целом.

2. Художественные кружки по художественной обработке кожи представляют собой наиболее эффективную, оптимальную форму» модель обучения сельских школьников этому виду народного декоративно-прикладного искусства.

3. Важным и необходимым условием успешной реализации образовательных и воспитательных задач, поставленных перед кружком по художественной обработке кожи является раскрытие и научное обоснование педагогических основ методики организации занятий в кружке, являющихся фундаментом всего учебно-воспитательного процесса в кружке.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в том, что в нем: раскрыты и определены место и роль школьных кружков и казахского декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания сельских школьников в Казахстане; выявлена и обоснована роль кружковых занятий по художественной обработке кожи как эффективного средства эстетического воспитания и художественного образования сельских школьников; раскрыты и научно обоснованы педагоги ческие основы эффективной методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельских школах Казахстана; выявлены возрастные и индивидуальные особенности художественного развития учащихся I—II классов как необходимое условие эффективности кружковых занятий.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики эстетического воспитания и художественного образования сельских школьников в Казахстане средствами кружковой работы по художественной обработке кожи; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц по различным разделам казахского и русского народного декоративно-прикладного искусства.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства для системы дополнительного образования, при создании новых поколений учебно-методических пособий по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, дизайну для школьников, в курсах лекций по педагогике, методике обучения художественным дисциплинам, в педагогических институтах и университетах, в институтах усовершенствования учителей.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в художественных кружках сельских общеобразовательных школ #6, 43, 65, 84 Сайрамского района Южно-Казахстанской области Казахстана.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции "Искусство и образование в современных условиях" (1996 г.)» на заседаниях отделения культуры и искусства международной Академии наук педагогического образования (1996-1996 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1996-1999 гг.), на лекциях и практических занятиях по художественным дисциплинам на кафедре декоративного искусства и живописи международного Казахско-Турецкого университета имени Х.А.Ясави (1995-1999 гг.). Материалы исследования внедрены в школьную практику, в систему дополнительного образования также в виде опубликованных научных работ и методических рекомендаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В работу вошли также таблицы и рисунки.

Место и роль школьных кружков в эстетическом воспитании и художественном образовании школьников

Развитие внешкольной и внеклассной работы по эстетическому воспитанию всей системы дополнительного образования имеет свою историю.

В первые же дни после Октябрьской социалистической революции перед новым социалистическим государством встала важнейшая задача - воспитание личности нового времени, новой эпохи. Социалистическое общество раскрывает широкие возможности в выявлении и развитии всех человеческих способностей и талантов.

В октябре 1918 года были опубликованы "Основные принципы единой трудовой школы" - новой школы социалистического государства.

Эта школа, поставившая целью всестороннее гармоническое развитие личности учащегося, воспитание гражданских чувств, должна была дать ему все самые ценные богатства человеческой культуры, подготовить к творческому труду; предоставить все возможности для развития индивидуальности, содействовать проявлению дарований ребенка - интеллектуальных, художественных, технических, физических; обогатить и сформировать духовную культуру. Важное значение в формировании новой личности придавалось эстетическому воспитанию и художественному образованию.

В июне 1918 года при отделе Реформы школы была создана секция эстетического воспитания, которая проводила активную работу по разработке программ и учебных пособий по эстетическому воспитанию, созданию детских театров, клубов, по организации конференций, совещаний по проблемам эстетического воспитания. Одной из самых активных подсекций была подсекция изобразительных искусств.

Активную помощь секции эстетического воспитания оказывали, по призыву Наркомпроса, многие художники, писатели, композиторы. Ставилась задача приобщения юных граждан молодого социалистического государства к прекрасному миру искусства, духовным ценностям человечества. "Мы хотим, чтобы наша окола была не только строго научной и трудовой, но и эстетической" - эти слова А.В.Луначарского ставили эстетическое воспитание в один ряд с интеллектуальным и трудовым, утверждали его как основу, фундамент новой школы.

"Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, - указывается в "Основных принципах единой трудовой школы", - а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель труда и науки" (118/ 78 ).

Эстетическое воспитание должно органически входить в учебный процесс школы; в преподавании каждого предмета и даже на каждом уроке могут и должны быть элементы эстетичес-кого воспитания. Жизнь детей в школе должна быть наполнена радостью учения, труда, творчества, художественными впечатлениями. "Необходимо, чтобы школьная жизнь стала художественно ценной и прекрасной, чтобы красота ее выковывалась в процессе постоянного творческого становления, ощущалась детьми как завершающая радость: красота должна пропитывать все поры школьной жизни" ( /5 2-3 )

В своей речи на I Всероссийском съезде по просвещению (26 августа 1918 года) А.В.Луначарский глубоко обосновывает мысль о важности постановки эстетического образования в новой школе, как необходимого компонента всей культурной, образовательной политики государства, эстетического образования -источника радости, творческого труда, физического и нравственного совершенствования. Луначарский говорил: "Разумеется, и эстетическое образование не может быть оставлено в стороне: мы понимаем его как развитие творческих побуждений человека к красоте. Основная задача человека - сделать себя и все вокруг себя красивым. Труд вообще не дает ощущения жизни вольной. Надо поставить идеалом дать этой жизни максимум радости. Все те приемы, при помощи которых человек может делать все вокруг себя изящным, красивым, содержащим радость, - все это должно быть предметом эстетического образования и должно быть также поставлено технически умело" ( 8 г,зо ).

Декоративно-прикладное искусство Казахстана в системе эстетического воспитания сельских школьников

Как известно, народное декоративно-прикладное искусство, представляя собой один из древнейших видов художественной деятельности человека, средством осмысления им действительности и непосредственно выражая собой его быт, культуру, миро воззрение, занимает одно из главных мест в сохранении и развитии народных художественных традиций, в эстетическом воспитании и духовном развитии молодых поколений. Выше мы отмечали, что в условиях демократизации и гуманизации общества, художественное образование и эстетическое воспитание приобретает особое значение. Известный ученый, академик А.Э.Измайлов считает, что развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы, быть милосердным к создателям эстетических ценностей - все эти и другие задачи могут решаться только при условии овладения тем, что уже создано народом. В современных условиях, когда идет переоценка взглядовна культурные ценности, происходит и переосмысление истории, культурных и духовных ценностей народного искусства. Народное и декоративно-прикладное искусство республики Казахстан рассматривается не как пережиток прошлого (как это нередко трактовалось раньше), а как часть национальной художественнойкультуры. Как известно, веками человечество стремилось в художественной форме выразить свои духовные запросы и наиболее эффективно удовлетворить практические цели. И в этом неоценимую услугу оказывало народное творчество. Оно всегда было связано с особенностями быта, жизненным укладом, трудовой деятельностью, климатическими условиями, окружающей природой. Один из ведущих специалистов в области народного прикладного искусства М.А.Некрасова пишет, что народное искусство разных народов позволяет судить о том, что национальный характер определяется во времени через сложную систему связей и в первую очередь с природой, с историей народа, формирующей его духовный опыт. Об этом свидетельствуют народное жилище, костюм, орнамент. У каждого народа они свои: русская изба и казахская юрта, украинская хата и грузинская сакля несут свой образ дома, он формировался веками, природой, жизнью народа. Уместно заметить, что творческий талант любого из народов проявлял себя прежде всего в области декоративно-прикладного искусства, всегда тесно переплетенного с жизнью, обычаями и традициями народа. Это искусство, связанное с украшением интерьера, костюма и утвари, выражало эстетический вкус народа, его стремление к прекрасному, понимание гармонии, цвета, композиции, пространства, сочетание вышитых панно, постилочных и настенных ковров, ковровых изделий, металлической и глиняной посуды и т.д. много интересного можно рассказать о казахском народе, о его тысячелетней истории, полной борьбы с иноземными завоевателями, поединков с природой и побед над стихиями. Народные сказания его, сказки, легенды, песни преисполнены высокой поэзии и мудрого смысла, как сама жизнь. В них радость бытия, мечты о счастье, удивление красоте жизни. Казахи - народ древней культуры. Их предшественники, племена саков и массагетов, населявшие в УШ-411 вв. до н.э. территорию современного Казахстана, славились уже в те далекие времена искусством обработки металла, резьбы и выжигания по дереву, мастерством вышивки, ткачества, керамики. По свидетельству античных историков, все предметы у саков и массагетов богато украшались; формы одежды были весьма своеобразны: остроконечные шапки из войлока, кафтан и мягкая кожаная обувь. Все это декорировано вышивкой, аппликацией.

Содержание и психолого-педагогические основы экспериментальной программы для кружка по художественной обработке кожи в сельской школе

Общая линия содержательного характера экспериментальной программы для кружка ло художественной обработке кожи в сельской школе с учетом специфики работы таких школ (абсолютная приближенность к природе, отсутствие музеев, выставочных залов, библиотек с большим разнообразием литературы и т.п.) имеет три главных направления: первое - направленность содержания на широкое раскрытие всего разнообразия казахского народного, декоративно-прикладного искусства. Второе - обстоятельное раскрытие школьникам истории казахского народного, декоративно-прикладного искусства, становления специфики казахского орнамента, знакомство с терминами, понятиями, характеризующими эту специфику. Третье - глубокое раскрытие истории и процесса технологии художественной обработки кожи.

Так постепенно, с 1-го класса школьники усваивают, что казахский этнос складывался на основе племен и племенных объединений, издавна обитавших на нынешней территории Казахстана. При всей пестроте исходного "этнического материала", при весьма интенсивных торговых, культурных и родственных связях с другими народами, несмотря на многочисленные завоевания (скифы, монголы, арабы и др.), шел процесс сближения племен и объединений. Этому способствовала значительная общность языка и культуры, а также экзогамная система брачных отношений (в казахских условиях брак между членами родового объединения запрещался до седьмого колена родства)

Быт и культура различных народов и племен, вторгавшихся на земли нынешнего Казахстана и оседавших на них, отразились в дальнейшем развитии культуры и искусства казахского народа, в том числе орнамента - в ковроделии, украшении посуды, архитектуре, художественной обработке металла, кожи, дерева, кости.

В мотивах и построении орнамента на изделиях, создававшихся на территории Казахстана с древнейших времен, прослеживаются две тенденции, общие в истории орнамента почти у всех народов. Первая из них - отражение в орнаменте локальных природных, хозяйственных и этнически-культурных явлений, другая -зарождение орнамента на пересечении формирующихся наблюдений объектов повседневной жизни и первоначальных геометрических представлений.

Кочевой образ жизни вплоть до XX века был преобладающим в казахстанских степях. Кочевой народ всегда был самым тесным образом связан с природой, со сменой впечатлений, получаемых от пейзажа. Все это способствовало выработке тонкого восприятия окружающего мира, понимания единства человека и его вещей с окружающей средой. Ковыльная степь, гладь неба, бе лая юрта, четкие контуры редких предметов и движущихся животных, человека было тем, над чем вырабатывались представления в ритме, цвете и соразмерности.

Со второй половины ХУШ в. в образцах ковров, одежды, посуды появляются измельченные, детализированные, ритмически неоднородные орнаментальные формы и первые признаки полихромии. В более ранних произведениях народных мастеров орнамент всегда крупный, обобщенный, масштабный изделию; цветовая гамма - сочетание лональных тонов синего, желтого, красного и зеленого; силуэт ярко выражен контурами цветовых полей.

Как правило, мотивы казахского орнамента конкретны, точно определимы при всей его геометрической обобщенности и простоте. Так как все мотивы непосредственно местного происхождения и сохраняли жизненную актуальность на протяжении веков, они получили устойчивые наименования, дошедшие из веков прошлого до наших дней. Характерными мотивами орнамента были и остаются следующие: кошкар-муйиз (бараний рог), сынар-муйиз (один рог), киик муйиз (рога джайрана), загнутый завиток внутрь, оркеш (горб), омыртка (позвоночник), ботакоз (верблюжий глаз), туйе-табан (верблюжий след), кус-канат (крылья птицы), сама птица, жылые-бас (голова змеи), стилизованные верблюды и головы рогатого скота, а также агаш (дерево), урай гюль, тон гуль, пахта-гуль (деревья с цветами), жапрак (лист), жапрак-гуль (трилистник).

Похожие диссертации на Педагогические основы методики организации занятий кружка по художественной обработке кожи в сельской школе