Содержание к диссертации
Введение
1. Психолого-педагогические основы проблемы оптимизации процесса создания художественного образа учащимися 9-11 лет на уроках тематического рисования 11
1.1. Специфика процесса создания художественного образа в изобразительном искусстве 11
1.2. Особенности развития детского изобразительного творчества и различные подходы к изучению процесса создания художественного образа в рисунках детей 19
1.3. Методологические проблемы оптимизации процесса создания художественного образа в тематических рисунках учащихся 9-11 лет 25
1.4. Определение критериев оптимизации процесса создания художественного образа детьми 9-11 лет 36
2. Экспериментальное исследование оптимизации процесса создания художественного образа детьми 9-11 лет на уроках тематического рисования ...48
2.1. Изучение особенностей художественно-творческого процесса работы над тематическим рисунком у учащихся 9-11 лет 48
2.2. Описание результатов экспериментального обучения направленного на оптимизацию процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 4-5 классов 67
а) Методика проведения формирующего эксперимента 68
б) Итоговая оценка результатов опытно-экспериментальной работы 93
2.3. Методика оптимизации процесса создания художественного
образа на уроках тематического рисования детьми 9-11 лет. .. 101
Заключение 112
Список литературы 115
Приложение 1 139
Приложение 2 150
Приложение 3 161
- Специфика процесса создания художественного образа в изобразительном искусстве
- Особенности развития детского изобразительного творчества и различные подходы к изучению процесса создания художественного образа в рисунках детей
- Изучение особенностей художественно-творческого процесса работы над тематическим рисунком у учащихся 9-11 лет
Введение к работе
Актуальность исследования.
В современном обществе творческие способности человека являются общепризнанной ценностью. Их развитие провозглашено главной задачей школы в разных странах мира. Сохранение и развитие творческих способностей человека является актуальной проблемой, стоящей перед педагогической наукой в XXI веке. Б связи с этим проводится большая работа по тщательному экспериментальному исследованию и разработке приемов активизации творческого мышления учащихся.
С точки зрения современной педагогики под развитием творческого начала в ребенке подразумевается целенаправленная деятельность по формированию в нем системы качеств характеризующих его как гармоничную, всесторонне развитую личность обладающую творческой и интеллектуальной индивидуальностью.
Так как творческая активность по созданию тематического рисунка определяет специфику изобразительной деятельности ребенка с самого раннего возраста ее поддержание играет исключительно важную роль в сохранении и развитии у человека умения отражать свое "я" средствами языка изобразительного искусства, языка художественных образов. Так как совершенствование в ребенке умения образно отражать действительность в тематических композициях на наш взгляд, может наиболее полно раскрыть творческий потенциал учащихся выявление условий, наиболее эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся нам представляется важнейшим аспектом проблемы поддержания и развития в человеке творческого начала. Процесс создания художественного образа в тематическом рисунке в данном случае выступает в роли важного элемента воспитания и развития ученика, активно подготавливает его к творческой деятельности в различных областях человеческой жизнедеятельности. В связи с этим наиболее перспективным направлением в плане максимального развития творческих способностей детей средствами изобразительного искусства нам представляется проблема совершенствования методики преподавания творческой деятельности учащихся в данном виде рисования в школе.
Ограничение времени отведенное на уроки тематического рисования в школе должно предполагать такую организацию процесса работы над тематической композицией в ходе которой возможно осуществление создания художественного образа.
На различных этапах возрастного развития творческий характер изобразительной деятельности детей имеет свою специфику, поэтому данный процесс важно рассматривать с учетом их возрастных особенностей.
Особый интерес исследователей вызывает вопрос эффективной организации процесса обучения изобразительной деятельности учащихся среднего школьного возраста. Это связано с тем, что у учащихся этой возрастной группы, в связи с общей перестройкой изобразительной деятельности, за счет изменения восприятия своего творчества в области изобразительного искусства закладываются начала эстетического освоения окружающего мира на качественно новом уровне и от того как будет осуществлен этап перехода во многом зависит характер всей последующей деятельности ребенка в сфере изобразительного искусства. Т.е. именно в этот момент решается — будет ли человек использовать язык изобразительного искусства как средство для творчества. Исследователями изучающими проявления учащихся этой возрастной группы в сфере изобразительной деятельности (Игнатьев Е.И., Батоев Г.Б., Ромашко В.А., Эдварде Б., Боголюбов Н.С. и др.) подчеркивается, что развитие творческой деятельности детей на этом этапе играет исключительно важную роль в сохранении и развитии у человека умения отражать свое "я" средствами языка изобразительного искусства.
Рассмотрение трудов посвященных возрастной и педагогической психологии позволил нам прийти к выводу, что педагогическое искусство в работе с учащимися данного возраста должно заключаться в особом умении оптимально построить методику обучения, основанную на знании психологических и эстетических закономерностей творческого акта у детей этого возраста. Б поисках путей позволяющих найти наиболее оптимальные пути позволяющие раскрыть и максимально развить потенциал каждого учащегося в условиях общеобразовательной школы мы обратились к теории оптимизации разработанной в отечественной дидактике и нашедшей отражение в трудах таких авторов как Бабанский Ю.К., Поташник М.М., Матюшкин A.M., Унт И.Э, а также к исследованиям зарубежных авторов, в которых раскрываются методы совершенствования процесса обучения (Брунер Дж., Оконь В., Igan К. и др.) Нами были рассмотрены также труды исследователей посвященные повышению эффективности уроков изобразительного искусства. В этой связи нами были проанализировны научные исследования Кузина B.C., Шорохова Е.В., Ростовцева Н.Н., Якиманской И.С и рассмотрен ряд современных диссертационных исследований, в которых затрагиваются вопросы о повышении эффективности обучения рисованию детей младшего подросткового возраста (Голуб А.А., Харламова Л.А., Милюков А.А. Рылова Л.Б.)
Несмотря на значительное число рассмотренных и изученных нами научных трудов затрагивающих проблему поиска условий, наиболее эффективно влияющих на развитие творческих способностей детей в процессе занятий изобразительной деятельностью оптимизации процесса создания художественного образа детьми младшего переходного возраста еще не было посвящено специального исследования.
В тоже время, анализ практики обучения учащихся 9-11 лет изобразительному искусству в целом, и тематическому рисованию в частности показывает, что из-за отсутствия научно-обоснованной методики обучения, позволяющей максимально полно раскрыть художественно-творческий потенциал детей этого возраста, в дальнейшем происходит снижение активности подростка в сфере изобразительной деятельности.
Рисунки на темы, выполненные учениками средних классов обнаруживают утрату ряда ценных качеств, присущих изобразительному творчеству детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом отношении особенно страдает живописность, выразительность цвета, которая характеризует эмоциональное, активное отношение к изображаемому, обычно свойственное творческим проявлениям в детском возрасте. Это связано с тем, что осуществление перехода на новую, более совершенную ступень изображения в процессе рисования на темы проходит без достаточного внимания педагога. Б результате усиление аналитического подхода к изображению переносит основное внимание учащихся на графическую, смысловую насыщенность художественного образа, ребенок не успевает полностью реализовать художественный замысел в цвете, что уже не отвечает требованиям ребенка к своей работе.
Часто это проявляется даже в полном отказе от выражения своих творческих замыслов средствами изобразительного искусства, что в конечном итоге отрицательно сказывается на качестве художественного образования и эстетического воспитания подростков. Нерешенность данной проблемы в методическом ключе указывает на ее актуальность.
Цель исследования состояла в разрешении противоречия между имеющимися возможностями ребенка 9-11 лет к более продуктивной творческой деятельности, необходимой для создания художественного образа, и недостаточной разработанностью методики руководства творческой деятельностью учащихся этого возраста.
Объект исследования. Объектом исследования является учебно-творческая деятельность учащихся 4-5 классов в процессе создания художественного образа на уроках тематического рисования.
Предмет исследования. Методическая система преподавания изобразительного искусства направленная на формирование способности у детей 9-11 лет создавать художественные образы на уроках тематического рисования и оптимизирующая протекание данного процесса.
Гипотезой исследования послужило предположение о том что если в содержание обучения учащихся 9-11 лет будут включены специальные задания и упражнения направленные на выявление выразительных особенностей графических и живописных аспектов художественного образа то в дальнейшем учащиеся смогут адекватно воплощать свои творческие замыслы в художественной композиции на уроках тематического рисования.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
На основе изучения специальной научной литературы по теме исследования вычленить структурные особенности процессуальной стороны создания художественного образа в изобразительном искусстве.
Выяснить значение создания художественного образа для творческой деятельности детей и теоретически обосновать условия оптимизации процесса его создания в ходе урока тематического рисования.
Выявить критерии оценки оптимальности протекания процесса создания художественного образа.
Выявить характерные особенности изобразительной деятельности детей 9-11 лет, на которые следует опираться в процессе оптимизации художественно-творческой деятельности на уроках тематического рисования.
Разработать и научно обосновать принципы построения комплекса методических заданий, которые бы подводили ребенка 9-11 лет к созданию художественного образа и способствовали оптимизации процесса его создания в ходе работы над тематическим рисунком.
Дать научное обоснование и экспериментально проверить пути и методы оптимизации процесса создания художественного образа детьми 9-11 лет, а также разработать методические рекомендации по их применению, (разработать техническую сторону формирующего эксперимента и исследовать эффективность предложенного).
Методологической и теоретической основой исследования стали: философские, эстетические и психологические положения исследований посвященных изучению процесса художественного творчества в изобразительном искусстве;
Положения об особенностях развития детского художественного творчества.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
Теоретический анализ философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования.
Обобщение передового педагогического опыта России и зарубежных стран.
Прямое наблюдение за процессом рисования на уроках тематического рисования.
Моделирование методики оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет.
Изучение детских работ, полученных в процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента в ходе педагогического эксперимента.
Анализ, обобщение и обработка результатов экспериментального исследования.
Периоды исследования
Исследование проводилось в 1998 по 2002 гг. включительно.
Первый период (1998-1999 гг.) носил пробно-поисковый характер. На этом этапе осуществлялись наблюдения за характером изобразительной деятельности детей различных возрастов и изучалась специальная литература посвященная проблемам художественного творчества. В этот же период уточнялась проблема исследования и был проведен анализ современного состояния обучения учащихся на уроках тематического рисования в общеобразовательных школах.
Второй период (конец 1999-2000 гг.) включал в себя проведение констатирующего эксперимента с целью выявления тех особенностей творческой деятельности учащихся 9-11 лет, учет которых помог бы нам в дальнейшем в осуществлении оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования.
Третий период (2000-2002 гг.) На этом этапе проводились обучающий и сравнительный этапы эксперимента, включающие анализ опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
Определены наиболее благоприятные педагогические условия, стимулирующие процесс самовыражения у детей 9-11 лет на уроках тематического рисования:
Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика оптимизации процесса создания художественного образа создаваемого детьми 9-11 лет.
Разработаны специальные задания и упражнения, способствующие оптимизации процесса создания художественного образа школьниками 9-11 лет на уроках тематического рисования.
Теоретическая значимость
Значение полученных результатов для науки определяется тем, что расширены представления о творческих возможностях детей 9-11 лет, что является шагом в разработке общей проблемы оптимизации процесса обучения в общеобразовательной школе.
Практическая значимость
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования раскрывают позитивные аспекты выбора содержания обучения на уроках тематического рисования, обеспечивающего коррекцию недостатков проявляющихся у детей 9-11 лет в процессе изобразительной деятельности.
Б результате исследования осуществлена адаптация научно обоснованной теории оптимизации обучения к разделу тематического рисования в школе и показаны пути практической реализации.
Практическая значимость исследования состоит также в разработке методических рекомендаций для преподавателей изобразительного искусства по использованию в процессе обучения на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет методов оптимизации процесса создания художественного образа в зависимости от конкретных педагогических условий.
Достоверность результатов исследования обеспечена методикой организации экспериментальной работы и подтверждена объективным анализом ее результатов.
Апробация работы
Результаты исследования обсуждались на заседаниях ученого совета ХГФ МПГу, кафедры методики преподавания ИЗО и черчения МПГУ, на конференциях проводившихся по результатам научно-исследовательской работы (1999-2002 гг.)
Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:
Выделенные психолого-педагогические основы творческого процесса и условия его продуктивного осуществления в процессе создания художественного образа учащимися 9-11 лет;
Педагогические условия обеспечивающие наиболее эффективное развитие творческих способностей детей направленных на осуществление творческого замысла в художественной композиции.
Методику оптимизации процесса создания художественного образа на уроках тематического рисования у учащихся 9-11 лет разработанную с учетом психологических особенностей детей данного возраста, включающую систему заданий и упражнений, применение которых в учебном процессе обеспечивает эффективное осуществление ребенком своего творческого замысла в художественной композиции.
Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Б приложение вошли; экспериментально-вариативная программа, образцы детских рисунков. Диссертационная работа изложена на 114 страницах основного текста. Список литературы насчитывает 333 наименований научных трудов, из них на иностранных языках (английский) 13.
Специфика процесса создания художественного образа в изобразительном искусстве
Прежде чем перейти к рассмотрению художественного образа в творчестве детей необходимо выявить, что понимается под художественным образом в изобразительном творчестве.
Существует различное определение термина "образ". В широком понимании — это форма отражения объективной действительности в сознании человека. В более узком понимании - это конкретный облик целостного предмета, явления, сформированный в результате взаимодействия впечатлений, процессов восприятия, воображения и мышления. Понятия художественный образ и образ употребляются в разных значениях. В узкой интерпретации под художественным образом понимается элемент или часть произведения, обладающая как бы самостоятельным существованием и значением. В изобразительном искусстве — это изображение чего-либо. В более широком значении художественный образ — это сложная категория рассматриваемая с разных точек зрения.
С философской точки зрения художественный образ — это всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством, В этом понимании художественный образ — "самый способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности" (280, с. 760).
Эстетическая мысль рассматривает художественный образ как специфическую для искусства форму отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ отражает те или иные явления действительности и одновременно несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру.
В психологической науке искусство создания художественного образа определяется как форма духовно-практической деятельности, в которой развиваются и осваиваются всеобщие человеческие способности.
Б свою очередь педагогика искусства видит в процессе создания художественного образа важнейшее средство развития и воспитания личности ребенка в результате которого осуществляется приобщение учащегося к созданию ценностей культуры.
Изучение литературы касающейся процессуальной стороны творческого акта направленного на создание художественного образа позволяют нам увидеть, что его началом исследователи единогласно признают эмоционально-чувственное переживание художника.
По мнению ряда исследователей у эмоций испытьгеаемых художником и на основе которых он в дальнейшем создает художественное произведение есть определенная специфика (33,60, 99). Их отличительной чертой от тех эмоций которые мы испытываем в повседневной жизни является то, что они включают в себя обобщение эмоционального отношения к объекту переживания. Т.е. говоря о специфике художественных эмоций можно сказать, что они представляют собою то общее, что есть в индивидуальных переживаниях разных людей при восприятии одного и того же объекта, и потому они имеют общезначимый интерес. Специфика художественного обобщения, по мнению ряда авторов, в отличие от научного обобщения, состоит в том, что при художественном обобщении обобщается не сам объект, а отношение к нему (33, с.50).
Обобщенные общечеловеческие переживания находят отражение в темах художественных произведений. Б изобразительном искусстве существуют "вечные" темы, отражение которых проходит через всю историю живописи. С помощью различных сюжетов художники разных эпох воздавали в своих творениях дань таким темам как "любовь", "материнство У победа добра над злом" и т.д. При этом, чем более ярко художнику удавалось передать обще человеловеческое переживание и общезначимую эмоцию, тем более ценным для следующих людей становиі юсь произведение искусства.
Таким образом, мы видим, что художественный образ понимается не просто как "изображением" объектов входящих в сюжет, но предполагает кодирование эмоционального отношения к объектам изображения.
Поиск сюжета отражающего ту или иную тему осуществляется художником на основе сложного отбора из множества разновременных факторов. Возникновение художественных эмоций по отношению к различным сущностям (реальным объектам, фантастическим объектам, эмоциям, времени и т.д.) связывается в искусствознании с понятием вдохновения, которое возникает на-основе обязательного включения трех факторов.
Во-первых это "материальный фактор" представляющий собой объект, общественное явление или художественное произведение ставшее причиной вызвавшей появление художественной эмоции и ставшей основой для возникновения творческого замысла. Т.е. в качестве первого фактора для художника может выступить встреча с новой обстановкой, людьми, произведениями искусства и т.д. В основе получения художественной эмоции по мнению ряда исследователей (7, 40,173) лежит такой психический процесс как восприятие. Активный, творческий характер визуального восприятия по мнению Р. Арнхейма позволяет сопоставить его с процессом интеллектуального познания. Визуальное восприятие понимается авторами психологических исследований как активный творческий процесс, направленный на обследование предметов и явлений объективного мира и выявление их признаков. При этом, особо подчеркивается, что восприятие для целей изображения есть отражение таких свойств и сторон предметов реальной действительности, которые являются существенными в изображении. Воспроизведенные следы такого восприятия и есть те зрительные представления, которые пригодны для изобразительной деятельности (109, с.261).
Особенности развития детского изобразительного творчества и различные подходы к изучению процесса создания художественного образа в рисунках детей
В связи с принятием во внимание сложнейшей структуры процесса создания художественного образа встает вопрос о том, насколько правомерно говорить о создании художественного образа ребенком.
Анализ литературы показывает, что вопросы связанные с решением проблемы художественного образа уже давно находятся в центре внимания многих известных философов, психологов, искусствоведов, художников и педагогов. Ей посвящены многочисленные работы исследователей всего мира. Такое внимание связано с тем, что проблема художественного образа всегда рассматривается в связи с проблемой художественного творчества. Истоки проблемы восходят к ранним исследованиям, относящимся к концу 19 началу 20 веков. С самого начала исследователям стало очевидно, что рисунок ребенка
качественно меняется в процессе его развития. Поэтому исследователи пришли к выводу, что изучение образа в рисунках детей требует эволюционного подхода. Изучению процесса создания образа в данном аспекте посвятили свои исследования Г. Кершенштейнер, Бюлер К.,А.В. Бакушинский и другие.
Для некоторых авторов (Кершенштейнер и его последователи) является характерным игнорирование возраста детей. Изобразительная деятельность характеризуется не по возрастам, а по "ступеням" развития рисунка. При этом, исследователи исходили из того, что рисунок ребенка обязательно должен претерпеть определенные изменения. При этом становилось совсем не важно в каком возрасте ребенок проходит тот или иной этап. Так, Кершенштейнер распределяет весь процесс развития детского рисования на четыре ступени: 1. ступень - это схема. На этой ступени ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобной и реальной передачи его. Фигуре человека обычно придаются голова, ноги, часто руки и туловище, это так называемый "головоног". Существенным отличием является то, что рисует по памяти, а не с натуры, он рисует то, что он знает о вещи и то, что ему кажется наиболее существенным,, а вовсе не то, что он видит.
Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы о нем рассказывал.
. 2. ступень - это ступень возникновения чувства формы и линии.
В ребенке постепенно пробуждается потребность не только перечислить конкретные признаки описываемого предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. Это еще рисунки - схемы, но уже появляются зачатки изображения, похожего на действитеі іьность.
3, ступень - ступень правдоподобного изображения. На данном этапе схема исчезает.
4. ступень - появление перспективы, передаются движение и более или менее пластическое впечатление от предмета.
Таким образом, мы видим, что Г. Керщенштейнер (131) в основу периодизации развития изобразительной деятельности детей положил характер изображения, выделив ступени возникающего чувства формы, линии; ступень правдоподобного изображения и ступень пластического изображения, Е.И. Игнатьев приводит примеры периодизации детского рисунка Б. Вундта, который намечает три ступени развития изобразительной деятельности детей:
Первая ступень - в рисунках преобладает изображение человека;
на второй ступени - изображение животного;
на третьей ступени - кроме человека и животных, ребенок изображает и другие предметы.
В основу этой периодизации положено содержание детских рисунков. Вальтер Крег выделил три отдельные ступени развития "штриховой деятельности" ребенка. Первая ступень характерна широкими движениями всей руки взад и вперед производимыми всегда одним взмахом и одинаковым нажимом.
На второй ступени появляются короткие штрихи, все еще сохраняющие прямолинейный характер, но в своем направлении менее " зависимые от случайного положения руки на бумаге и с некоторыми колебаниями силы нажима.
Изучение особенностей художественно-творческого процесса работы над тематическим рисунком у учащихся 9-11 лет
С целью активизации цветового восприятия в работе с учащимися мы использовали упражнения на выявление богатства цвета в окружающей детей действительности и на выявление выразительности сочетаний цветов (цветовых гармонии) живописном изображении.
В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами было отмечено, что учащиеся изучаемого нами возраста стремятся либо совместить в своих работах большое количество цветовых тонов и им редко удается их объединить и сбалансировать, либо ограничивают цветовую палитру набором из так называемых "чистых цветов, демонстрируя при этом абстрактно логический подход к решению работы в цвете/
Используя короткие "разогревающие" упражнения на развитие внимания учащихся мы стремились обратить внимание ребят и на цветовые аспекты наблюдаемого ими мира. Так, например, в начале уроков мы просили ребят перечислить все объекты синих тонов, светлее или темнее заданного, предметов окрашенных в дополнительные цвета и т.п. Сложность задаваемых детям вопросов зависела от уровня их подготовки и постепенно изменялась в сторону большего акцента на закрепление знаний основ цветоведения.
Осуществление перехода к новому пониманию задач стоящих перед живописной стадией работы над художественной композицией мы начали с постепенного развития дифференцированного восприятия учащихся относительно выразительности соотношения различных цветовых гамм. Понимание колористических отношений мы начали с развития у учащихся 9-10 лет понимания гармонии цветовых решений построенных на аіедующих контрастах: контраст по цвету, контраст дополнительных цветов. Контраст дополнительных цветов не предъявляет больших требований к цветовому видению и в тоже время имеет большую образную выразительность. Б пределах контраста дополнительных цветов был решен ряд живописных тем (см.рис63,64).
В ходе выполнения упражнений/, направленных на развитие дифференцированного восприятия t ребята выделяли значимость не только обособленного цвета, но и возможности сочетания определенных цветов в одной композиции.
Уроку тематического рисования на тему иллюстрирования сказки М. Горького "Огучай с Еврейкой" предшествовали уроки рисования с натуры и по созданию коллективного панно - "Скатерть морского короля". В этих заданиях нами осуществлялась работа по закреплению у детей понимания законов цветоведенич. Помимо, этого ребята отра батывали навык работы в технике лессировки и "по-сырому".
В ходе проведения урока тематического рисования мы исходили из принципа гармонии дополнительных цветов и обучали детей использовать данные сочетания в своих рисунках, как выразительное средство художественной композиции.
Если в начале в 4 классе обучения мы трактовали цвет в декоративном ключе, что было связано с тем, что на этом этапе основной наглей целью было установление в сознании детей выразительности сочетаний цветов, то к середине учебного года учащиеся 4 класса уже были подготовлены к передаче сложных светотеневых отношений в живописном рисунке. На этом этапе работы наше внимание было обращено на развитие у детей умения видеть изменения оттенков цвета в зависимости от освещения и окружения. Данная задача наиболее успешно решалась в ходе рисования с натуры (см. рис 68, 69). Организация занятий направленных на развитие восприятия цветовых характеристик объектов наблюдения осуществлялась нами с целью привлечения красоты и сложности цвета окружающей действительности в тематические рисунки учащихся. На этой основе строилось развитие дифференцированного восприятия детей по выявлению тонкости цветовых и тональных отношений в живописи.
В процессе тренировки подготовительной фазы создания художественного образа мы также проводили специальную работу, направленную на развитие у учащихся умения осуществлять дифференциацию по эмоциональному принципу.