Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования Пискулина Светлана Сергеевна

Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования
<
Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пискулина Светлана Сергеевна. Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Пискулина Светлана Сергеевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2009.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/364

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования 14

1.1. История становления и основные характеристики техники текстильного коллажа 14

1.2. Возможности введения текстильного коллажа в художественное образование подростков 31

1.3. Содержание и организация обучения подростков технике текстильного коллажа в учреждении дополнительного художественного образования 47

ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по внедрению методики обучения подростков технике текстильного коллажа в практику дополнительного художественного образования 65

2.1. Диагностические методики и организация опытно-поисковой работы 65

2.2. Ход и содержание опытно-поисковой работы 76

2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 94

Заключение 125

Список литературы 127

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране наблюдается возрастание интереса к народному творчеству, к декорированию интерьера изделиями, созданными из доступных материалов – дерева, глины, соломки, ткани. Незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная – высоко ценилась во все времена. Приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, отвечающих критериям художественности становится актуальной задачей современного художественного образования.

Среди популярных видов ручной художественной работы особое место занимает работа с тканью. Ткани – это привычный, доступный, но недолговечный материал, окружающий человека на протяжении всей его жизни (одежда, игрушки, предметы быта, дизайн жилых и общественных интерьеров и т. п.). В истории различных культур мира сложились устойчивые традиции использования мелких лоскутов, не имеющих самостоятельной практической ценности, для декорирования одежды и бытовых изделий. Присущее лоскутным композициям художественное начало и технический уровень его воплощения позволяют рассматривать лоскутную работу как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время с лоскутом работают и профессиональные художники (И. Байкова, Т. Гнедовская, Ю. Кузнецова, М. Принцева, Ю. Сергиева, А. Якуничева), и самодеятельные мастера (И. Аксенова, М. Мамонова, С. Ромейкова, Н. Шанович, Л. Федоренко), используя разнообразные приемы и материалы. В последние годы появилось значительное количество печатных работ, в которых освещаются отечественные и зарубежные традиции лоскутного шитья, обобщается опыт народных и профессиональных мастеров, даются практические советы по созданию композиций из ткани, предлагаются орнаменты и сюжеты (G. Curtze, I. Kalman, Л.В. Банакина, Н.В. Волкова, Л.Ф. Денисова, Ю.Б. Иванова, М.С. Игнаткина-Балыгина, Т.А. Мазурик, Дж. Матизон, Х. Мур, А.И. Сидельникова, Р.Ф. Таран, Д.А. Фронкс, Дж. Хейг, Т.Я. Шпикалова и др.). Однако в данных работах рассматриваются только те виды работы с тканью, техника которых основана на сшивании, нашивании или прошивании – лоскутное шитье или пэчворк (patchwork), аппликация, квилт (quilt).

Текстильный коллаж, техника которого основана на наклеивании лоскутов на плоскость или объемную форму, является относительно новым видом лоскутной работы и, шире, направлением декоративно-прикладного искусства. Освоение техники текстильного коллажа в настоящее время осуществляется путем непосредственного перенимания опыта у мастеров. Практически отсутствуют публикации, где бы находили осмысление художественные возможности текстильного коллажа, особенности обучения технике создания композиций.

Между тем, текстильный коллаж представляется перспективным направлением художественного творчества в работе с подростками, позволяя им органично «влиться» в новое направление художественно-творческой деятельности, где новые материалы и новые задачи могут дать импульс к творчеству, в достижении результата будет способствовать ситуация успеха, а создаваемый художественный продукт будет иметь практическую ценность. Относительная простота базовой технологической операции наклеивания в сравнении со сшиванием, доступность и экономичность исходного материала позволяет включать в художественно-творческую деятельность по созданию текстильных коллажей подростков из малообеспеченных слоев населения, что обусловливает высокую социальную значимость данного направления. Сказанное обусловливает необходимость выявления возможностей обучения детей и подростков технике текстильного коллажа и разработке соответствующей методики.

Вопросы теории, методики и практики эстетического воспитания и развития детей и подростков в процессе художественно-творческой деятельности, преподавания различных видов изобразительного искусства рассмотрены в трудах Г.В. Беды, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачева, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Сокольникова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др. Роль народной культуры как важнейшего воспитательного средства исследована в работах Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной. Работа с тканью (создание аппликаций из ткани, начальное освоение техники лоскутного шитья, изготовление мягких игрушек) предусмотрена в современных школьных образовательных программах по изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству, трудовому обучению и подкреплена соответствующими учебниками и методическими пособиями (Т.Н. Геронимус, Н.А. Горяева, Е.А. Гурбина, Т.Н. Проснякова, Н.Н. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, И.А. Цирулик, В.В. Ячменева и др.). Однако, данной работе посвящаются лишь небольшие разделы или отдельные учебные темы. В рамках обозначенных разделов и тем можно ознакомить школьников с возможностями текстильного коллажа, но, ввиду недостатка времени, невозможно обучить технике создания композиций.

Оптимальным представляется вариант, когда подростки, получив в общеобразовательной школе общие представления о различных направлениях декоративно-прикладного искусства, могут выбрать отдельные из них для углубленного освоения в условиях дополнительного художественного образования. В кружках, студиях, мастерских, функционирующих при различных учреждениях основного и дополнительного образования, детских художественных школах и детских школах искусств существуют устойчивые традиции подобного обучения. Тем не менее, обучение технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования не практикуется. Не определено содержание образования, не разработана соответствующая методика, отсутствует методическое обеспечение образовательного процесса.

Все вышесказанное позволило выявить следующие противоречия:

– между значимостью овладения детьми и подростками народными художественными промыслами и малой разработанностью этого вопроса применительно к сфере художественной работы с тканью;

– между соответствием текстильного коллажа задачам художественного образования подростков и недостаточным отражением текстильного коллажа в программах основного и дополнительного художественного образования;

– между возможностью обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования и отсутствием методики подобного обучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении содержания и методики обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования».

Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования.

Объект исследования: процесс обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования.

Предмет исследования: методика обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования.

Гипотеза исследования. Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования будет эффективным, если:

– в содержании образовательного процесса найдут отражение особенности текстильного коллажа как самобытного направления декоративно-прикладного искусства, в котором объединяются исторические народные традиции создания орнаментальных композиций и новаторские тенденции создания сюжетных и жанровых композиций на плоскости и на объемных формах;

– образовательный процесс будет выстроен в соответствии с алгоритмом «изучение теоретического материала – выполнение набросков (зарисовок) – применение стилизации и импровизации – работа над эскизом – подбор ткани – выполнение композиции в материале – оценка проделанной работы»;

– будет разработана методика, включающая этапы создания композиции, формы организации художественно-творческой деятельности учащихся, методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Систематизировать теоретическую информацию о текстильном коллаже как направлении декоративно-прикладного искусства, виде и результате художественно-творческой деятельности (художественном продукте).

2. Определить содержание и последовательность обучения подростков технике текстильного коллажа.

3. Выявить формы и методы организации образовательного процесса по освоению техники текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования.

4. Проверить опытно-поисковым путем эффективность разработанной методики обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования.

Методологической основой исследования явились: концептуальные положения теории художественно-творческой деятельности (И.Н. Баламутова, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Л.Н. Столович, М.С. Каган); современные концепции художественного образования и эстетического воспитания детей и подростков (В.С. Кузин, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский); идеи о народной культуре и декоративно-прикладном искусстве как важнейшем воспитательном средстве (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Г.И. Кулебакин, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Т.Я. Шпикалова); идеи о подростковом возрасте как значимом этапе развития личности, характеризующемся стремлением к самопознанию, самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации в различных видах деятельности (Дж. Биррен, Д.Б. Брамлий, Г. Гримм, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); положения дидактики о сущности обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); теоретические положения методики преподавания изобразительного искусства (Ю.М. Кирцер, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольников, Е.В. Шорохов).

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические – изучение литературы по проблеме и теме исследования, систематизация, анализ, обобщение, структурирование, моделирование; эмпирические – педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, творческие задания, анализ творческих работ мастеров и продуктов детского творчества, опытно-поисковая работа.

Исследование проводилось на базе учреждений дополнительного художественного образования Тюменской области, в условиях естественного педагогического процесса подросткового клуба «Меридиан» (г. Тюмень), Тюменского государственного колледжа профессионально-педагогических технологий (кружок «Лоскутные фантазии»).

Исследование проводилось с 2003 по 2009 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2003–2004 гг.) была определена проблема, сформулированы цель, задачи, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования; собиралась и систематизировалась информация о текстильном коллаже; изучались традиции и новаторские тенденции в развитии текстильного коллажа; разрабатывались теоретические основы, концептуальные положения, учебно-методическое обеспечение и диагностический инструментарий методики обучения подростков технике текстильного коллажа; определялись направления опытно-поисковой работы.

На втором этапе (2005–2008 гг.) проводилась опытно-поисковая работа по проверке выдвинутой гипотезы и определения эффективности разработанной методики обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования; осуществлялись сбор и систематизация информации, количественная и качественная обработка результатов начальной, промежуточной и итоговой диагностик; определялись наиболее эффективные формы и методы организации художественно-творческой деятельности подростков; уточнялись теоретические положения исследования, корректировались отдельные позиции разработанной методики, совершенствовался диагностический инструментарий.

На третьем этапе (2008–2009 гг.) обобщались результаты опытно-поисковой работы по проверке эффективности разработанной методики обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях доолнительного художественного образования, формулировались выводы, оформлялся и корректировался текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены содержание (освоение круга знаний, умений и навыков в области теории, истории и современного состояния изобразительного и декоративно-прикладного искусства, композиции, цветоведения и технологии обработки тканей, необходимых для создания художественного продукта) и последовательность обучения подростков технике текстильного коллажа (обучение технике выполнения орнаментальных композиций, построенных на основе геометрических элементов, технике выполнения сюжетных композиций, основанных на стилизации рисунка в условно-декоративном плане, технике выполнения композиций орнаментального и сюжетного характера на объемных формах – кубах, конусах, цилиндрах).

2. Разработана методика обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования, включающая этапы создания композиции (подготовительный, основной, завершающий), формы организации художественно-творческой деятельности учащихся (творческая мастерская, выставка, тематическое занятие с приглашением гостей, экскурсия, временное творческое объединение), методы (частично-поисковый, проблемный) и приемы («погружение в эпоху или творческую систему мастера», «путешествие во времени и по промыслам», «художественно-творческая импровизация») обучения, тренировочные упражнения и творческие задания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Систематизирована информация о текстильном коллаже как самобытном направлении декоративно-прикладного искусства с технологией создания композиций путем наклеивания деталей на основу, в котором объединяются исторические народные традиции создания орнаментальных композиций и новаторские тенденции создания сюжетных и жанровых композиций на плоскости и на объемных формах.

2. Установлено, что текстильный коллаж, ввиду относительно несложной техники и доступности исходного материала, отвечает потребностям подростков в художественно-творческой деятельности, результатом которой является создание ярких и нестандартных художественных продуктов, обладающих практической ценностью.

3. Определен алгоритм обучения технике текстильного коллажа: «изучение теоретического материала – выполнение набросков (зарисовок) – применение стилизации и импровизации – работа над эскизом – подбор ткани – выполнение композиции в материале – оценка проделанной работы».

Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария (анкеты, тесты, творческие задания), образовательной программы «Лоскутные фантазии», состоящей из трех содержательных блоков («Геометрические фантазии», «Сюжетные фантазии», «Фантазии в объеме») и ее учебно-методического обеспечения (методические пособия, сценарии занятий и праздников, рекомендации по созданию жанровых и тематических композиций).

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя кружка «Лоскутные фантазии» по освоению техники текстильного коллажа, преподавателя колледжа и вуза. Основные теоретические положения и материалы исследования апробированы в рамках международной (Екатеринбург, 2009), всероссийских (Тюмень, Омск, Екатеринбург, 2009) научно-практических конференций, курсов повышения квалификации специалистов в области дополнительного образования, организованных ИМЦ и ТОГИРРО (Тобольск, Тюмень, 2004, 2009), нашли отражение в журналах и сборниках научных статей (Москва, Екатеринбург, Омск, Тюмень). Творческие работы подростков экспонировались на выставке декоративно-прикладного творчества детей и юношества в номинации «Работа с тканью».

Внедрение результатов исследования в практику осуществлено в клубе по интересам «Меридиан» (Тюмень), Тюменском государственном колледже профессионально-педагогических технологий.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, аргументированностью основных положений исследования, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов на всех этапах исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, результатами опытно-поисковой работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Текстильный коллаж представляет собой самобытное направление декоративно-прикладного искусства с технологией создания композиций путем наклеивания деталей на основу, в котором объединяются исторические народные традиции создания орнаментальных композиций и новаторские тенденции создания сюжетных и жанровых композиций на плоскости и на объемных формах; вид художественно-творческой деятельности, позволяющий подростку при относительно несложной технике и доступности исходного материала создавать яркие, нестандартные композиции; результат художественно-творческой деятельности (художественный продукт), отличающийся наличием идеи, условностью образа, индивидуальностью, красочностью, декоративностью, выраженностью эмоционального настроя, обладающий практической значимостью.

2. Обучение подростков технике текстильного коллажа предполагает освоение круга знаний, умений и навыков в области теории, истории и современного состояния изобразительного и декоративно-прикладного искусства, композиции, цветоведения и технологии обработки тканей, необходимых для создания художественного продукта. Последовательность обучения включает три этапа с соответствующими содержательными блоками: обучение технике выполнения орнаментальных композиций, построенных на основе геометрических элементов («Геометрические фантазии»), обучение технике выполнения сюжетных композиций, основанных на стилизации рисунка в условно-декоративном плане («Сюжетные фантазии»), обучение технике выполнения композиций орнаментального и сюжетного характера на объемных формах – кубах, конусах, цилиндрах («Фантазии в объеме»).

3. Образовательный процесс строится на основе следующего алгоритма: «изучение теоретического материала – выполнение набросков (зарисовок) – применение стилизации и импровизации – работа над эскизом – подбор ткани – выполнение композиции в материале – оценка проделанной работы».

4. Методика обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования включает этапы создания композиции (подготовительный, основной, завершающий), формы организации художественно-творческой деятельности учащихся (творческая мастерская, выставка, тематическое занятие с приглашением гостей, экскурсия, временное творческое объединение), методы (частично-поисковый, проблемный) и приемы («погружение в эпоху или творческую систему мастера», «путешествие во времени и по промыслам», «художественно-творческая импровизация») обучения, тренировочные упражнения и творческие задания.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Возможности введения текстильного коллажа в художественное образование подростков

Отличительной чертой произведений декоративно-прикладного искусства является неразрывная связь художественно-образного содержания с утилитарной функцией изделия [55]. Художественное оформление изделия должно быть согласовано с его практическим назначением; красота изделий декоративно-прикладного искусства достигается благодаря декоративности их формы. Народных мастеров во все времена отличало глубокое понимание материала — дерева, глины, камня, кости, кожи, меха, соломки, лозы, бумаги, ткани. Умение использовать естественные качества материала претворилось в художественно-технические приемы, позволяющие рационально конструировать и украшать изделия орнаментом ли сюжетными изображениями [55, 75, 76, 96].

Одним из направлений декоративно-прикладного искусства является лоскутная работа. Точный возраст этого древнейшего промысла определить не представляется возможным ввиду недолговечности ткани. В музеях мира хранятся образцы, наглядно указывающие на глубокую древность этого ремесла.

Как указывает А.И. Сидельникова [138, 139], первые упоминания об искусстве соединения лоскутов различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Существует мнение, что техника лоскутного шитья зародилась в Англии, а затем распространилась по другим странам. Однако, по всей вероятности, традиции работы с лоскутом складывались в культурах разных народов параллельно, так как подобные изделия представлены в быту разных народов мира. Причины возникновения и развития данного промысла носили социально-экономический характер: бедность вынуждала женщин создавать одежду и предметы окружающего быта из остатков старых изделий, декорировать их аппликациями и орнаментами, созданными из мелких лоскутов, не имеющих самостоятельной практической ценности. Композиции носили орнаментальный характер и были наполнены глубоким сакральным смыслом: об этом свидетельствуют их названия — «Колодец», «Сруб», «Домик», «Виноградная лоза» и др. [84, 153].

А.И. Сидельникова [138, 139] связывает появление лоскутных геометрических орнаментов с древним искусством создания мозаичных композиций.

Давние и устойчивые традиции ручной лоскутной работы представлены в отечественной культуре. Подлинный расцвет лоскутного шитья в России пришелся на конец XIX в., когда бурное развитие машинного производства ситца обусловило широкое распространение в народной среде дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. Постоянное наличие лоскута разнообразных расцветок, с разнообразными узорами, остающегося от пошива одежды и бытовых изделий, побуждало народных мастериц к творчеству - поиску новых вариантов цветового решения традиционных орнаментов, сочетаний тканей (гладкокрашеных и узорчатых).

Возрождение интереса к лоскутному шитью в СССР и в зарубежных странах произошло в 70-е гг. XX в., когда в различных видах искусства стали актуализироваться, варьироваться и развиваться в современном контексте фольклорные мотивы. Лоскутное шитье стало рассматриваться как одно из самостоятельных направлений (видов) декоративно-прикладного искусства, а статус произведений, выполненных в данной технике, начал определяться в соответствии с выделенными М.А. Некрасовой [99, 100] функциями народного искусства: праздничной, утилитарной, сувенирной, коммуникативной, эстетической. Изделия из лоскута пополнили коллекции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии; в нашей стране они представлены в коллекциях Государственного Русского музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Российского этнографического и Государственного исторического музеев, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались профессиональные и самодеятельные художники, которые стали изыскивать новые художественные воз 18 можности отображения действительности, осваивать жанры, характерные для изобразительного искусства — натюрморт, пейзаж, портрет.

Новый всплеск интереса к лоскутному шитью в России на массовом уровне приходится на 90-е гг. XX в., когда ввиду идеологических и социальных преобразований активизировались процессы межкультурной коммуникации. В эти годы на отечественном книжном рынке появилось значительное количество зарубежных переводных изданий (книг, брошюр, журналов), появилась возможность ознакомиться с западными традициями создания лоскутных композиций [191, 192, 193, 194, 195]. Как результат в сфере художественной работы тканью прочно утвердился термин patchwork / пэчворк как аналог лоскутного шитья. Появилось много отечественных изданий, адресованных непосредственно любителям рукоделия, где освещались основы техники работы с лоскутом и предлагались конкретные советы относительно технологии создания-композиции (Л.В. Банакина, Л.Ф. Денисова, М.С. Игнаткина-Балыгина, М. Кузьмина, Н. Кузьмина, Т.А. Мазурик, М. Максимова, Г.И. Перевертень и др.) [8, 39, 40, 51, 84, 86, 14, 115]. Новизна художественного решения лоскутных композиций, нестандартные решения относительно использования данных изделий в быту в значительной степени обогатили устоявшиеся традиции лоскутного шитья и повлекли за собой активный поиск новых художественных решений.

Содержание и организация обучения подростков технике текстильного коллажа в учреждении дополнительного художественного образования

Поскольку баллы, полученные по каждому критерию, могли отражать различные уровни сформированное соответствующих умений, для каждого учащегося вычислялось их среднее арифметическое значение, в соответствии с которым определялся общий уровень. Среднее арифметическое значение баллов по группе вычислялось по каждому критерию (на основе суммы оценок, полученных по отдельным показателям критерия) и в целом (на основе суммы оценок, полученных по отдельным критериям); по группе учащихся и по каждому учащемуся в отдельности. Подведение итогов подразумевало сопоставление среднего арифметического значения баллов на разных этапах опытно-поисковой работы по отдельным учащимся и по группе в целом, а также определение количества учащихся, на основании оценок отнесенных к одному из трех уровней, и вычисление процентного соотношения от общего числа участников группы.

В опоре на современные требования к проведению педагогических обследований [85, 131] нами были разработан необходимый диагностический инструментарий.

Для получения необходимой информации об уровне усвоения учащимися теоретических и практических знаний, а также выявления особенностей их художественно-творческого мышления нами был разработан ряд тестов, предназначенных для применения на разных этапах обучения технике текстильного коллажа. Тест на выявление уровня знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (см. Приложение 1). Данный тест предназначен для использования при приеме в кружок или на первом (вводном) занятии. Он включает 15 вопросов в объеме школьной программы. Вопросы носят интегрированный характер, а поиск ответов на них активизирует разные типы мыслительной деятельности. В тест включены: два вопроса по композиции (вопросы — определения), два вопроса по жанру «натюрморт» (один вопрос - определение, другой - зрительное восприятие), два вопроса по жанру «пейзаж» (один вопрос - определение, другой — зрительное восприятие), два вопроса по жанру «портрет» (один вопрос - определение, другой — зрительное восприятие), четыре вопроса по народному декоративно-прикладному искусству (два вопроса - определение, два - зрительное восприятие), три вопроса по орнаменту (вопросы — определения). Каждый вопрос снабжен тремя вариантами ответов, из которых подросток должен выбрать правильный и поставить знак «+». При подведении итогов подсчитывается количество правильных ответов, высчитывается процентное соотношение правильных ответов от общего числа вопросов, включенных в тест.

Тест на выявление образного мышления (см. Приложение 2). Данный тест также предназначен для использования при приеме в кружок или на первом (вводном) занятии. Подросткам предлагается на листе формата А-4 (альбомный лист) простым карандашом из заданной геометрической фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) нарисовать (сконструировать) наибольшее количество (не менее 10) фигур человека и/или животного. Количество геометрических фигур, посредством которого изображается человек или животное, не ограничивается. Геометрические фигуры могут меняться в размерах, но форма их должна оставаться неизменной. Выполнение задания рассчитано на 20—25 минут.

При выполнении данного теста оцениваются: продуктивность (количество изображенных фигур), оригинальность (количество оригинальных, т. е. не по 72 вторяющихся образов), качество (тщательность выполнения изображения, на личие мелких дополнительных деталей). Оценивание осуществляется посредст вом трех баллов - 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), - со ответствующих трем выделенным уровням - креативному, исполнительскому, подражательному. « Оценка «5» ставится в том случае, когда фигуры человека и/или животного собраны из большого количества геометрических фигур (10 и больше), с детальной проработкой и мелкими элементами; линия сплошная, геометрические фигуры - ровные; рисунок выполнен без стираний и перерисовок. Оценка «4» ставится в том случае, когда фигуры человека и/или животного собраны из большого количества фигур (8-10), но с недостаточной проработкой деталей и небольшим количеством мелких элементов; линия достаточно уверенная, но геометрические фигуры неровные; рисунок выполнен с небольшими стираниями и перерисовками.

Оценка «3» ставится в том случае, когда фигуры человека и/или животного собраны из малого количества геометрических фигур (4-6), без детальной проработки и мелких элементов; линия короткая, прерывистая, геометрические фигуры — неровные; рисунок выполнен с большим количеством стираний и перерисовок.

Обучение технике текстильного коллажа предполагает сообщение подросткам большого объема информации теоретического и практического характера; эта информация сообщается и усваивается подростками как в специальном теоретическом разделе занятия, так и непосредственно в ходе художественно-творческой деятельности. Процесс обучения основывается на «наращивании» информации, когда любой пробел в знании может негативным образом сказаться на освоении последующих тем. Это обусловило задачу разработки ряда тестов для проведения промежуточной диагностики по завершении определенных этапов обучения.

Диагностические методики и организация опытно-поисковой работы

Как видим, средний балл оценивания участников поисковой группы вышел за пределы подражательного уровня и поднялся до уровня исполнительского (от 3,8 на констатирующем этапе до 4,0), в то время как в контрольной группе он остался неизменным. Это позволило нам прийти к выводу об эффективности включения подростков в самостоятельный поиск теоретического материала, систематического проведения кратковременных упражнений. Наши наблюдения показывали, что участники поисковой группы легче усваивали изучаемый материал, самостоятельно развивали тему занятия, на этапе эскизирования представляли значительное количество вариантов, в которых присутствовали разнообразие, новизна и оригинальность. В процессе работы подростки свободно, без побуждения педагога, дорабатывали детали композиции, при необходимости меняли цвет элементов, добиваясь красивых, гармоничных цветовых сочетаний.

В процессе оценивания особо внимание обращалось на навыки работы чертежными инструментами (линейкой, треугольником, циркулем), так как композиции полностью строились из геометрических фигур (фигур разной фор 105 мы). В поисковой группе высшим баллом были оценены 23 % учащихся, в контрольной - 8 %. Умение аккуратно и рационально выполнять определенную работу мы разделили на три части: умение работать с шаблоном, умение работать с ножницами и умение работать с клеящими веществами. Умение работать с шаблонами на «отлично» в ПГ показали 61% подростков, в КГ - 46 %. Умение работать с ножницами: в ПГ - 31%, в КГ — 54%. С клеящими веществами отлично работают в ПГ - 69 % подростков, в КГ - 62 % подростков. Меньшее число подростков было отнесено к высокому уровню на основе умений подбирать ткань по цвету, тону и составлять гармоничные сочетания из огромного количества расцветок ткани (по 23 %). В поисковой группе большее количество человек показали себя «отличными чертежниками» (3 человека) и «аккуратистами» (9 человек), притом что большее количество человек работает ножницами лучше в контрольной группе (7 человек).

При составлении свободной композиции подростки смогли передать ощущения радости и тревоги, покоя и беспокойства, праздника и повседневности, создать то или иное настроение. К креативному уровню были отнесены 46% участников поисковой группы и 23% участника контрольной группы. Несколько меньше оказался разброс между участниками поисковой (31 %) и контрольной (23 %) групп по показателю качества выполнения работы. Более высокий уровень сложности своих композиций показала поисковая группа (23%). Их композиции содержали оригинальные композиционные решения с большим количеством всевозможных элементов при использовании большого количества разноцветных тканей.

По завершении первого содержательного блока обучения было проведено анкетирование, результаты которого позволили прийти к выводу об общей удовлетворенности участников обеих групп своими занятиями в клубе (отрицательные варианты не были выбраны), но в поисковой группе был несколько выше процент выбора безусловно положительных вариантов в сравнении с нейтральными. Так, к примеру, занятия «скорее нравятся» 85 % участников поисковой группы в сравнении с 77 % контрольной группы, а число равнодушных уменьшается с 23 % в контрольной группе до 15 % в поисковой. В поисковой группе 38 % считает, что большинство членов их коллектива - «хорошие и симпатичные люди», в контрольной - 23 % и, наоборот, в контрольной группе 77 % полагает, что в коллективе есть «разные» люди, а в поисковой — 62 %. И, наконец, в поисковой группе 31 % учащихся «пожалуй, удовлетворен» разнообразием и сложностью учебной работы в сравнении с 23 % в поисковой группе (остальные учащиеся затруднились выбрать ответ).

Приведем индивидуальные высказывания подростков по завершении первого содержательного блока обучения.

«Я многое для себя открыла. Оказывается, так сложно комбинировать между собой разноцветные лоскуты, чтобы они смотрелись единой композицией и не один лоскуток не потерялся, не слился с соседним... При этом получилась красивая, оригинальная геометрическая композиция. Наши бабушки просто молодцы, сохранив для нас такой интересный вид творчества..» (Кусакина Лиза). «Я никогда раньше не задумывалась над тем, как правильно подобрать цвет к цвету, как создать гармоничные сочетания цветов, приятных глазу, и что через цвет можно выразить свое настроение...» (Афанасьева Марина). «Я думаю, что работа в технике текстильного коллажа мне очень пригодится в моей жизни, так как подумываю пойти учиться на модельера-конструктора, а там надо и рисовать, а также красиво и правильно сочетать ткани между собой...» (Лебедева Лида). «В клуб я пришла за компанию со своей подругой, потому что я не очень люблю заниматься рукоделием, но мне нравится рисовать, попробую это все совместить и посмотреть, что получится. Пока нравится...» (Портнягина Катя). Результаты формирующего этапа опытно-поисковой работы: вторая промежуточная диагностика, Вторая промежуточная диагностика проводилась на формирующем этапе опытно-поисковой работы по завершении второго содержательного блока обучения «Сюжетные фантазии».

Результаты выявления знаний подростков о технике текстильного коллажа по завершении изучения блока «Сюжетные фантазии» представлены в Таблице 9. Их анализ позволяет заключить следующее. В поисковой группе 69 % подростков ответили на все вопросы правильно, 15 % подростков допустили один неправильный ответ. В контрольной группе 31 % подростков ответили на все вопросы правильно, 15 % подростков допустили один неправильный ответ. Трудности в ответах возникли в вопросах на определение видов пейзажей и портретов (с этими вопросами в контрольной группе справилось только 38— 46 % подростков).

Анализ результатов опытно-поисковой работы

Среди участников поисковой группы 9 чел. сумели достичь креативного уровня, получив высшие баллы по всем критериям (соответственно по разнообразным показателям) оценивания. Некоторые из обучающихся получили высшие баллы по одному (4 чел.) или двум (2 чел.) критериям, что приблизило их к достижению креативного уровня. 5 чел. уверено закрепились на исполнительском уровне и превысли его, получив высший балл по отдельным показателям в рамках критериев. К сожалению, среди участников поисковой группы несколько человек не смогли достичь исполнительского уровня, хотя и поднялись выше подражательного, а по целому ряду показателей достигли его. Это было обусловлено болезнями и частыми пропусками занятий.

Опытно-поисковая работа по реализации методики обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования позволила прийти к следующим выводам.

1. Подростки и преподаватели системы дополнительного художественного образования в большинстве своем не знакомы с таким направлением современного декоративно-прикладного искусства, как текстильный коллаж. Однако, познакомившись с данным направлением, увидев творческие работы и узнав, что технике данного искусства можно научиться, и подростки, и преподаватели позитивно оценили возможность подобного обучения, а часть подростков решила заниматься в кружке «Лоскутные фантазии».

2. Разработанная методика обучения подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования, несомненно, является эффективной, что подтверждается количественными и качественными результатами опытно-поисковой работы.

3. Уровень эрудиции в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства и уровень владения графическими навыками у подавляющего большинства подростков, приступивших к занятиям в кружке «Лоскутные фантазии», был невысоким. В процессе обучения подростки значительно расширили круг своих знаний об искусстве и усовершенствовали графические навыки. Введение в образовательный процесс поисковой группы частично-поискового и проблемного методов обучения, специальных тренировочных упражнений способствовало более интенсивному освоению данных единиц обучения технике текстильного коллажа в поисковой группе в сравнении с контрольной группой.

4. Анализ разброса средних значений баллов по группе позволяет прийти к заключению, что освоение технологической составляющей техники создания текстильного коллажа (работа с шаблонами, ножницами, клеем) в меньшей степени зависело от введения обучающей методики, чем освоение художественной составляющей. Введение обучающей методики, основанной на алгоритме художественного творчества, включающей новаторские приемы художественной педагогики и задействующей формы творческой мастерской и художественной выставки (просмотр работ) обусловило яркий прирост качества по художественно-творческому критерию и критерию качества композиции у участников поисковой группы.

5. В поисковой группе ярко проявилась позитивная динамика улучшения социально-психологического климата - от преобладания не ярко выраженного положительного и нейтрального отношения к доминированию яркого, эмоционального выражения своего положительного отношении к занятиям в кружке, к образовательной программе, к уровню взаимоотношений в коллективе.

Похожие диссертации на Обучение подростков технике текстильного коллажа в условиях дополнительного художественного образования