Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения русских сказок Агафонова Светлана Георгиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агафонова Светлана Георгиевна. Нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения русских сказок : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Агафонова Светлана Георгиевна; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2009.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-6/1634

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Происходящие в нашей стране перемены в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни повлияли на педагогическую деятельность, направленную на воспитание подрастающего поколения. Одно из ключевых направлений этой деятельности - нравственное воспитание школьников. Сейчас российскими педагогами все больше осознается необходимость ориентироваться в воспитании достойного гражданина общества на национальную культуру и традиции.

Издавна народы через устное народное творчество или письменные источники старались содействовать нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Человечеством накоплен огромный педагогический опыт. Надо лишь помнить о нем и использовать его в современной прпктике, опираясь при этом, прежде всего, на свою национальную культуру, свои корни.

Уход от культурно-исторических и национальных традиций может стать серьезным фактором духовной деградации общества, усиления таких негативных тенденций в социокультурной сфере, как рост детской беспризорности и подростковой преступности, распад семейных устоев как традиционного института воспитания подрастающего поколения, утрата ценностей материнства, отцовства и семьи в целом.

Нравственные ценности имеют определяющее значение в содержании любой культуры, так как общество, в котором исчезают представления о внешних ценностях и идеалах, становится ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Это ведет к взаимному непониманию и ожесточению, росту преступности, духовному оскудению внутреннего мира человека. Забвение этих ценностей, циничное их попрание означает исчезновение нравственной перспективы жизни, утрату идеалов, угрозу морального разложения личности.

Система образования и воспитания является, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из главных факторов экономического и социального прогресса общества, ибо именно она в процессе и на основе усвоения нравственно-эстетических ценностей национальной и общечеловеческой культур формирует моральные качества развивающейся личности, создает необходимые условия для воспитания высоконравственного гражданина, его самоопределения и самореализации.

Школьное образование располагает значительным потенциалом нравственного воздействия на подрастающее поколение. Особенно это относится к дисциплинам гуманитарной направленности. Школа призвана сформировать у обучающихся ценностные ориентиры по широкому кругу вопросов современной общественной жизни.

Одним из объектов нравственного воспитания в процессе образования выступает возрастная группа младших школьников -подростков. Именно она оказалась в центре внимания в настоящем исследовании. Это обусловлено тем, что, по мнению многих ученых (И.В.Вачков, Г.Н. Волков, Т.В. Цивьян, ГЛ. Цукерман), как раз в данном возрасте закладываются базовые ценности, происходит освоение норм и правил поведения, принятых в обществе, которые во многом определяют социально-нравственный облик человека. Поэтому исследование особенностей воспитания подростков, составляющих данную возрастную группу, представляется исключительно важным.

В педагогической теории и практике проблема сущности, цели, задач, содержания нравственного воспитания получила достаточное развитие. Над ними размышляли в своих работах уже Аристотель, Эпикур, Платон, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, ЯЛ. Коменский и другие философы. Свой вклад в развитие представления о нравственном воспитании подрастающего поколения внесли и российские ученые.

В отечественной педагогике нравственное воспитание рассматривается как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности (П.П. Блонский, В.В. Голубкова, М.А. Рыбникова, СТ. Щацкий и др.).

По мнению большинства исследователей, целями, нравственного воспитания являются:

включение учащихся в различные виды деятельности и в систему общественных отношений;

передача социального опыта новому поколению, внесение в его сознание гуманистических идей, знаний о моральных принципах и нормах;

формирование ценностных ориентации.

Воспитание полноценной личности, человека - патриота, осознающего всю ответственность за результаты своей деятельности, волевого, мужественного, верящего в свои силы - задача школьного учебно-воспитательного процесса.

В сегодняшних условиях особое значение в становлении нравственных основ подрастающего поколения приобретают народные традиции, сохраненные в русских сказках. Младшим подросткам необходимо дать знания о складывавшейся в течение веков духовности русской народной культуры. Это позволит молодым людям не потерять свои корни, национальное самосознание.

Нравственный потенциал сказок поможет противостоять миру, в котором стала преобладать атмосфера бездуховности, спровоцированная рыночной идеологией, низкопробной массовой культурой, наводнившей страну малохудожественной литературой и видеопродукцией.

Обращение к сказкам важно именно в младшем подростковом возрасте. В этот период своей жизни ребенок, уже имея определенные представления о нравственности, начинает свое саморазвитие, а сказка

помогает ему, так как содержит вечные ценности. В сказках сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь.

Фольклор был введен в школьную программу во второй половине XIX века. Передовые педагоги того времени (Ф.И. Буслаев, В.И.Водолазов, А.Г.Галахов, В.П. Скопин, К.Д. Ушинский и другие) рассматривали фольклор как важную часть курса литературы. Большинство методистов и учителей в изучении фольклора видели путь к пониманию народного мировоззрения. В.Я. Стоюнин считал фольклор средством приобщения к духовной жизни народа и писал о том, что в наше время осознание необходимости сблизиться с народом особенно обострилось.

Значительный вклад в методику изучения фольклора внесли педагоги XX века (А.Д. Алферов, Ю.Н. Верещагин, М.А.Рыбникова, Б.М.Соколов, Ю.М. Соколов и другие исследователи).

Русские народные и литературные сказки изучались в общеобразовательных учреждениях и раньше, но они практически не рассматривались как средство нравственного воспитания учащихся через приобщение к культурным традициям русского народа Во многом это связано с тем, что многолетняя ориентация советских школ на идею пролетарского интернационализма привела к недооценке роли национального фактора, потере национального самосознания, что в настоящее время проявляется в отсутствии у школьников интереса к русским традициям, обычаям, устному народному творчеству, родной истории.

Исследование заявленной проблемы позволило нам констатировать ряд противоречий, главные из которых:

между актуальной потребностью в изучении культуры русского народа, его традиций и недостаточным вниманием к этой проблеме в современной педагогической практике;

между многолетней педагогической деятельностью учителей по воспитанию нравственных качеств школьников, приобщению их к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие родной культуры и истории и недостаточной компетентностью педагогов в содержании и методах использования элементов русской народной культуры при изучении литературных произведений.

На основании указанных противоречий нам удалось сформулировать проблему исследования: каковы особенности нравственного воспитания младших подростков в процессе изучения ими русских сказок?

Цель исследования: выявить и обосновать особенности нравственного воспитания младших подростков в процессе изучения русских сказок.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших подростков в ходе изучения русских сказок.

Предмет исследования: особенности нравственного воспитания младших подростков в процессе изучения русских сказок.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности нравственного воспитания
младших подростков на современном этапе в процессе изучения ими
народных традиций, содержащихся в русских сказках.

2. Обосновать воспитательный потенциал сказок, отражающих
традиции русского народа

3. Выявить особенности урочной и внеклассной практики изучения
фольклорных произведений и уровень сформированности знаний, умений
и навыков младших подростков в этой области.

  1. Разработать алгоритм формирования нравственных качеств младших подростков в процессе изучения русских'сказок.'

  2. Экспериментально проверить эффективность нравственного воспитания младших подростков в процессе изучения ими сказок, отражающих традиции русского народа.

Гипотеза исследования - нравственное воспитание учащихся младшего подросткового возраста при изучении сказок будет более эффективным, если:

в учебно-воспитательном процессе организована работа по развитию когнитивного, эмотивного, креативного и конативного компонентов ценностной ориентации;

учебно-воспитательный процесс базируется на эмоционально-нравственном восприятии духовного мира русского народа, его традиций, отраженных в народных и литературных сказках;

используются инновационные методы нравственного воспитания учащихся младшего подросткового возраста в процессе освоения русских народных и литературных сказок.

Теоретико-методологическую основу исследования составили взгляды на нравственное воспитание Аристотеля, Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, Платона, Ж.Ж. Руссо, Сенеки, Эпикура; взгляды на нравственное воспитание как процесс превращения социально значимых требований общества во внутренние стимулы личности Н.Ф.Басова, В.М.Басовой, П.П.Блонского, В.В.Голубковой, А.В.Морозова, А.В.Мудрика, М.А.Рыбниковой, Н.Д. Никандрова, С.Т.Щацкого; психологические теории личности И.В. Вачкова, Л.М. Фридмана, Т.В.Цивьян; проблемы этнопсихологии и изучения конкретных национально-психических особенностей Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, А.Р.Лурии; концепции психологии бессознательного З.Фрейда, К.Г.Юнга; теория природосообразности, культурно-этнического опосредования в построении педагогического процесса А.Н.Водолазова, И.П.Волкова, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского; положения о роли коллективно-коммуникативных и творческих форм деятельности в формировании социокультурных навыков Л.С.Выготского, А.НЛеонтьева, А.И.Тимонина, И.И.Фришман, Е.Е.Чепурньгх, Б.Д. Эльконина, Д.Б.Эльконина; концепция личностно-

ориентированного образования Е.В. Бондаревской, И.С.Якиманской; идеи теории диалога Ш.А. Амонашвили, М.С. Кагана, Ю.М.Лотмана; концепция отбора содержания образования B.C. Ильина, В.В.Краевского, Ю.В. Лебедева.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы теоретические и экспериментальные методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, литературоведческой, этнопедагогической, историографической и научно-методической литературы в контексте задач исследования; эмпирические методы (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, контент-анализ); констатирующий и формирующий эксперименты, статистические методы обработки полученных материалов.

Базой эмпирического исследования стали: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Балашиха, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Иваново, лицей «Исток» г.Иваново.

Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 514 человек: 50 - учителей словесников; 248 - родителей младших подростков; 216 школьников младшего подросткового возраста.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

- на первом этапе (1999-2001) - осуществлялся анализ
теоретических подходов к проблеме, анализировался и обобщался опыт
педагогической деятельности, предметом которой было изучение
особенностей воспитания нравственных качеств учащихся младшего
подросткового возраста, степени актуальности этой проблемы на
современном этапе развития образования. Изучение психолого-
педагогических условий воспитания нравственных ориентации учащихся
младшего подросткового возраста позволило сформулировать объект,
предмет, цели и задачи исследования. Была определена исследовательская
база и контингент испытуемых.

Анализ научной литературы, посвященный проблемам нравственного воспитания учащихся младшего подросткового возраста, проведенный на данном этапе работы, позволил выявить степень изученности этого вопроса в настоящее время. Это дало возможность сформулировать рабочую гипотезу и разработать план исследования поставленной проблемы.

- на втором этапе (2002-2004) - в соответствии с разработанным
исследовательским планом, производился подбор методик изучения
нравственных ориентации школьников, а также было проведено
пилотажное исследование, направленное на диагностику нравственных
ориентации учащихся младшего подросткового возраста и выявление
факторов, влияющих на их формирование. На данном этапе был сделан и
анализ состояния школьной практики изучения фольклорных

произведений в школьной программе. Выяснялось отношение учителей-словесников к изучению сказок на начальном этапе литературного образования, определялся интерес младших подростков к изучению сказок. Проводился констатирующий эксперимент, осуществлялась обработка материалов, полученных в результате наблюдения, анкетирования, анализа и обобщения.

на третьем этапе (2005-2007) - проводился формирующий эксперимент, цель которого заключалась в проверке гипотезы исследования. Разработана методика, использование которой позволяет школьникам при изучении сказок познавать традиции русского народа, что способствует воспитанию их нравственных качеств.

на четвертом этапе (2008-2009) - изучались и обрабатывались полученные данные. Анализировались и обобщались результаты.

Личный вклад соискателя в получение научных результатов определяется разработкой общего замысла и основных положений исследования, выбором методов теоретического обоснования и опытно-экспериментальной работы по изучению русских сказок как средства нравственного воспитания учащихся младшего подросткового возраста, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе, обобщением материалов в методических рекомендациях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующих аспектах:

проанализированы особенности нравственного воспитания младших подростков на современном этапе в процессе изучения народных традиций;

обоснован воспитательный потенциал сказок, отражающих традиции русского народа;

выявлены особенности урочной и внеурочной практики изучения фольклорных произведений в общеобразовательных школах;

- разработан алгоритм формирования нравственных качеств
младших подростков путем изучения русских сказок;

- определена эффективность данного алгоритма изучения сказок,
способного активизировать процесс воспитания нравственных качеств
младших подростков в процессе их ознакомления с традициями русского
народа.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в практической деятельности общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Несомненную значимость для школьных учителей и методистов представляют собой результаты опытно-экспериментальной работы, на основе которой сделаны рекомендации по реализации практических шагов по воспитанию нравственных качеств младших подростков.

Апробация и внедрение материалов исследования.

Основные положения и результаты исследования были изложены
автором в докладах на следующих научно-практических конференциях:
международной конференции «Текст. Структура и семантика» (г.Москва,
2005); международной научно-практической конференции «Проблемы
семантики языковых единиц в контексте культуры» (г.Кострома, 2006);
международной конференции «Текст. Структура и семантика» (г.Москва,
2007); всероссийской научно-практической конференции

«Психологическое здоровье субъектов педагогического процесса» (г.Орехово-Зуево, 2009); международной научно-практической конференции«Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональных и социальных компетенций» (г.Иваново, 2009); в проведении семинара для слушателей Педагогической академии последипломного образования по теме «Место народной культуры в образовательном процессе школы» (общеобразовательная школа № 9 г.Балашиха, 2001); открытого урока по теме «Верования древних славян» в рамках семинара для учителей русского языка и литературы (г.Балашиха, 2002); а также обсуждались на заседаниях кафедры гуманизации образования Педагогической академии последипломного образования (г. Москва); кафедры общей педагогики Арзамасского государственного педагогического института им.А.П.Гайдара (г.Арзамас).

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Эффективность нравственного воспитания младших подростков обеспечивается тесным взаимодействием и сотрудничеством семьи и школы, сочетанием урочной и внеклассной работы в процессе обращения школьного образования к народным традициям, содержащимся в русских сказках.

  2. Сказки являются средством нравственного воспитания младших подростков при организации работы по развитию когнитивного, эмотивного, креативного и конативного компонентов ценностной ориентации:

развитие когнитивного компонента способствует нравственному становлению учащихся на основе расширения их кругозора и осмысления содержания изучаемых произведений;

развитие эмотивного компонента воспитывает любовь к своему народу и его культуре, формирует ценностное отношение к образам сказочных героев путем использования механизмов идентификации (принятие и освоение социальных ролей);

- развитие креативного компонента стимулирует творческую
активность учащихся, формирует ценностное отношение учащихся к
культурным традициям русского народа;

- развитие конативного компонента способствует формированию
мотивов поведения на основании системы национальных ценностей;
формирует конструктивные поведенческие модели, основанные на
переносе учащимися осознанных норм поведения в повседневное
общение.

3. Условием эффективности формирования нравственных качеств
младших подростков в процессе изучения русских сказок является
специально разработанный алгоритм, обеспечивающий взаимосвязь
урочной и внеклассной деятельности.

4. Условием повышения эффективности воспитания младших
подростков является формирование нравственных качеств
пятиклассников в процессе изучения ими русских сказок, содержащих
народные традиции.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы и таблицы.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, определен научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, характеристика методов и базы исследования, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретико-методологические подходы к проблеме нравственного воспитания младших подростков в процессе изучения русских сказок» - рассматривается проблема изучения русских народных и литературных сказок в современной школе.

Вторая глава - «Эмпирическое исследование особенностей
нравственного воспитания младших подростков в процессе

интернализации народных традиций, содержащихся в русских сказках» -описываются ход и результаты диагностической и экспериментальной работы. Дается анализ разработанной системы уроков, направленных на нравственное воспитание младших подростков в процессе интернализации народных традиций, отраженных в русских сказках.

В заключении сформулированы выводы исследования и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Похожие диссертации на Нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения русских сказок