Введение к работе
з
Актуальность исследования. Происходящие в последнее время
перемены в различных областях жизни неблагоприятно сказываются на
формировании у подрастающего поколения духовно-ценностных и
художественно-творческих ориентиров. Общественное сознание
формируется с ускорением, вызванным быстрыми темпами научно-технического и культурного прогресса.
Исследователи Н.И. Киященко, П.И. Пидкасистый и др. отмечают, что с активным внедрением в образование инновационных технологий, интеллектуальное развитие человека идёт с заметным опережением относительно художественного. Как отмечает П.И. Пидкасистый: «...развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сферы личности в обучении заметно отстаёт от интеллектуального развития». Основным средством быстрого получения информации становится телевидение, подчас заменяя подлинные культурно-художественные источники - книги, выставки, концерты, музеи.
В связи с этим, возникает опасность утраты веками накопленной информации о национальной культуре, искусстве, столь необходимой для гармоничного, духовного, творческого развития молодежи.
С творческим развитием личности связаны научно - теоретические исследования в области философии: (М.М. Бахтин, М.С. Каган, Я.А. Пономарёв и др.); в области педагогики и психологии (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.)
В настоящее время художественная педагогика творческое развитие человека строит с позиций культурологического подхода, при котором содержание образования рассматривается как система, педагогически адаптированного социального опыта человечества, осуществляемого при условии сохранения основных компонентов культуры, среди которых народному искусству отводится особое место.
Народное искусство формировалось веками и хранит в своей памяти богатейшую культурно-историческую информацию, на которой может развиваться духовный мир детей и подростков.
Опора на аксиологию народного искусства в педагогике отмечена в исследованиях М.В. Алпатова, И.Я. Билибина, Н.П. Гринковой, И.Е. Забелина, Д.К. Кудь, Л.А. Кузнецовой, Н.И. Лебедевой, М.Н. Мерцаловой,
А.И. Некрасова, Г.Н. Пантелеева, Ф.М. Пармона, Г.С. Масловой, В.Ф. Максимович, Т.Я. Шпикаловой и др.
Традиции народного искусства, зашифрованные в разнообразных
«культурных текстах» зодчества, народного фольклора, декоративно-
прикладного искусства, характеризующиеся выразительностью,
наглядностью, яркостью, простотой, образностью, вполне доступны для освоения учащимися. Особенно интересен в этой связи педагогический потенциал народного костюма, представляющий единство мировоззрения, духовно-эстетических идеалов.
Включение народного искусства с его символикой, традициями в систему творческого развития детей и юношества, является важнейшей задачей художественной педагогики. Однако народное и декоративно-прикладное искусство чаще всего не входят в художественно-эстетические интересы подростков. В современной педагогике недостаточно разработаны направления в освоении народного искусства подростками. Необходимо устранить существующие противоречия между задачами закрепления в сознании детей и подростков аксиологии народного искусства как исторической памяти, источника формирования национальной гордости, духовного начала личности и отсутствием методики освоения подростками народного искусства в системе дополнительного образования. Обогащение духовного мира подростков умением понимать значение памятников народного искусства как культурно-художественного текста, стимулирующее процесс художественно-творческого развития, должно происходить в условиях оптимального использования регионального компонента, обращения к опыту специалистов в области декоративно-прикладного искусства. В связи с этим возникает проблема поиска оптимальных путей присвоения подростками духовно-культурных ценностей, стимулирующих художественно-творческое развитие в процессе приобщения их к народному искусству в системе дополнительного образования. Вышеназванная проблема обусловила выбор темы исследования: «Художественно-творческое развитие подростков в процессе изучения народного костюма в системе дополнительного образования».
Объект исследования: художественно-творческое развитие подростков в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: учебно-творческая деятельность подростков в процессе изучения народного костюма Русского Севера.
Цель исследования: теоретически разработать, педагогически обосновать и экспериментально проверить содержание художественно-
творческого развития подростков при изучении народного костюма как «культурно-художественного текста».
Задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогической, культурологической и методической
литературы выявить эффективные направления художественно-творческого
развития подростков в системе дополнительного образования в процессе
освоения народного костюма.
Обосновать необходимость взаимосвязи разнообразных видов искусства для осуществления целенаправленного творческого развития подростков при изучении народного искусства.
Определить структуру организации учебно-творческого процесса по изучению народного костюма в условиях дополнительного образования.
Разработать и экспериментально проверить модель художественно-творческого развития подростков при изучении народного костюма Русского Севера как «культурно-художественного текста» (Ю.М.Лотман).
Гипотеза. Художественно-творческое развитие подростков в процессе изучения народного костюма будет успешно, если:
- методика художественно-творческого развития подростков будет строится
с учётом их расширяющихся интересов и художественно-эстетических
потребностей, основанных на взаимодействии искусств (литературы,
фольклора, декоративно-прикладного, театрального и изобразительного
искусства);
- учебно-творческий процесс будет включать оптимальные педагогические
компоненты, направленные на решение задач формирования эстетического
отношения у подростков к искусству народного костюма как культурно-
художественному тексту, выраженному определенными знаками и
символами, включающими представления человека об окружающем мире;
- в основе образовательной модели будет лежать метод «условно-адекватного перевода» (Ю.М. Лотман, А.Я.Данилюк), предполагающего перевод культурной информации народных традиций на язык художественных образов разных видов искусства.
Методологической основой исследования явились: научно-теоретические труды по теории творческого развития личности (Р. Арнхейм, А.В. Бакушинский, М.М, Бахтин, Е.А. Бодина, А.И. Буров В.П. Зинченко, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, B.C. Щербаков, Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов и др.);
В области развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин); личностного подхода в обучении (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.);
В области изучения возрастных особенностей подростков (Л.И. Божович, Е.Я. Басин, Л.С. Выготский, Л.В. Драгунова, И.А. Зимняя, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон и др.); в области эстетики и культурогенных процессов (Ю.М. Лотман, Н.И. Киященко, СП. Ломов, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов) в области народного искусства (А.В Бакушинский, М.Н. Мерцалова, В.Ф. Максимович, Т.Я. Шпикалова и др.)
Методы исследования: - теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования;
- целенаправленные педагогические наблюдения, беседа, интервьюирование;
педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной модели художественно-творческого развития подростков в процессе изучения народного костюма как «культурно-художественного текста»;
анализ продуктов творческой деятельности подростков (учебные и творческие рисунки, сочинения, видеозаписи театральных постановок, расшифровка магнитофонных записей);
- обработка и анализ анкетных данных.
Научная новизна исследования. Разработан авторский подход к изучению народного костюма как «культурно-художественного текста», выступающего комплексным универсальным направлением художественно-творческого развития подростков. Изучение народного костюма основано на взаимодействии искусств, которое предполагает передачу культурно-художественной информации учащимся, обогащение ее «встречными образами» и создание нового культурно-художественного текста. Взаимодействие разнообразных видов искусства, при изучении народного костюма, активизирует эффективность моделируемого учебно-творческого процесса, расширяет «культурогенность» и углубляет его «продуктивность», обеспечивая дополнительные возможности в художественно-творческом развитии подростков.
Разработан метод «перевода» информации, содержащейся в культурно-художественном тексте с языка понятий философии, этнографии, краеведения на художественные «образы» разных видов искусства. Данный метод вовлекает зрителя в сотворчество и рождает «дополнительные смыслы» (Ю.М. Лотман).
Представлена структура организации учебно-творческого процесса по изучению народного костюма, компоненты которой, обусловлены спецификой изучения народного костюма как культурно-художественного текста.
Теоретическая значимость исследования. В исследовании
сформулированы понятия «художественно-творческое развитие подростков», дано определение термину «народный костюм как культурно-художественный текст».
«Художественно-творческое развитие подростков» рассматривается как динамический, постоянно совершенствующийся процесс, характеризующийся качественными изменениями в их личностной сфере, в период социального становления, и профессиональной ориентации. А именно: появлением и укреплением художественно-творческого интереса к творческому участию в учебной деятельности, стремлением к накоплению и реализации знаний, совершенствованию художественно-творческого опыта, сопровождающегося проявлением ряда специфических новообразований, отражающихся: в эстетическом отношении, общении, поведении и продуктах творчества.
«Народный костюм как культурно-художественный текст» - это художественно-образная летопись народа, продукт традиций народной культуры, выраженный в знаково-символической художественной форме, включает представления человека об окружающем мире, сохраняет духовно-культурные ценности. В творческом процессе создания костюма объединяются элементы истории, фольклора, обрядов, декоративного искусства, несущих в себе глубокое духовное содержание.
Выявлены внутренние показатели художественно-творческого
развития (расширяющиеся художественно-творческие интересы) и внешние
проявления художественно-творческого развития подростков,
формирующиеся в ходе художественно-творческой деятельности (продукты художественно-творческой деятельности; эстетическое отношение к действительности, особенности общения и поведения).
Практическая значимость исследования. Создана педагогическая модель художественно-творческого развития подростков при изучении народного костюма, представляющая комплексный учебно-творческий процесс освоения культурных традиций Русского Севера.
Учебный курс рассчитан на три года обучения и представляет собой постепенно расширяющиеся контекстовые поля для освоения подростками культуры Русского Севера: (на 1 -м году обучения - освоение народного костюма как культурно-художественного текста на основе народной
сказочно-мифологической темы; на 2-м году - на основе фольклора, песен танца и традиций ДПИ; на 3-м году - на основе исторической тематики, традиций, обрядов).
Результаты исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования подростков; в качестве спецкурса на художественно - графических факультетах педагогических Вузов, а также в системе повышения квалификации учителей.
Достоверность исследования обеспечивается: теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области философии, психологии, общей и художественной педагогики, культурологи, искусствоведения, экспериментальной проверкой основных положений исследования. Достоверность исследования обеспечена также и тем, что эксперимент проводился лично соискателем в процессе 11- летней педагогической работы в качестве художественного руководителя «Театра костюма «Ренессанс», а также старшего преподавателя Череповецкого Государственного университета.
Этапы исследования. Первый этап (1999-2000 гг.} - изучалась литература по проблеме исследования; выявлялись возможности экспериментальной базы и компоненты организации учебно-творческого процесса по изучению народного костюма.
Второй этап (2001-2003 гг.) - анализировалась научная и методическая литература; разрабатывались подходы к опытно-экспериментальной работе, конструировалась модель, выявлялись показатели художественно-творческого развития подростков.
Третий этап (2004-2006 гг.) - уточнялись теоретические и методические направления созданной модели; уточнялись компоненты модели; осуществлялось опытно-экспериментальная работа по внедрению модели в практику.
Четвёртый этап (2006-2007 гг.) - продолжалась экспериментальная работа по внедрению модели в практику; обобщался теоретический, практический и методический материал по теме исследования; оформлялся первый вариант диссертационного исследования.
Пятый этап (2008-2010 гг.) - подводились итоги теоретической и практической части исследования; обобщались и конкретизировались методические положения; оформлялись выводы и основной текст диссертации.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы в «Театре костюма «Ренессанс»; на лекциях, практических занятиях и педагогической практике со студентами 3 и 4 курсов художественно-графического факультета Государственного университета г. Череповца.
Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях лабораторий Эстетического освоения окружающего мира и Пластических искусств Института художественного образования Российской академии образования; на XIV- XV Международных конференциях по Эстетическому образованию школьников Московского института открытого образования 2008-2009 гг.; на XIV Международной научно-практической конференции 2008г. в Московском филиале Института традиционного и прикладного искусства.
На Московских семинарах лаборатории В.М. Зайцева 1998-2010 гг;
на международных конкурсах «Русские сезоны в Париже» 2007г.; на
фестивале-конкурсе «Театров моды» г. Прага 2007г.; на выставке
«Современный фольклорный костюм» в Финляндии г. Оулу 2008г.
На Региональных научно-практических конференциях в 2008-2010 гг. «И.А.
Милютин и культура города ГХ-начала XX века» г. Череповец; на
Всероссийских научно-практических конференциях «Проблемы
преподавания фундаментальных дисциплин в школе и в Вузе в контексте современности» 2006-2010 гг. Череповец; Городских научно-практических конференциях «Современные походы к обучению изобразительному искусству»; семинарах для учителей изобразительного искусства г. Вологда; в содержании спецкурса Череповецкого государственного университета 2007-2010 гг.
Экспериментальной базой явились учреждения дополнительного художественного образования: Дворец детского и юношеского творчества им. А.А. Алексеевой г. Череповец; Центр детского творчества ОАО «Северсталь» г. Череповец; Череповецкий Государственный университет.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Художественно-творческое развитие подростков в процессе
изучения народного костюма представляет собой процесс творческого роста,
характеризующийся качественными внутренними изменениями в
личностной сфере, в период социального формирования, профессиональной ориентации. А именно: появлением и расширением интереса к художественно-творческой деятельности, стремлением к накоплению и реализации знаний, художественно-творческого опыта в области искусства.
Художественно-творческое развитие подростков обусловлено участием в учебно-творческом процессе по изучению народного костюма, как «культурно-художественного текста», основанном на: взаимодействии искусств; возрастных особенностях; учете условий дополнительного образования и регионального компонента.
«Народный костюм как культурно-художественный текст» - это художественно-образная летопись народа, продукт традиций народной культуры, выраженный знаково-символической художественной форме, включает представления человека об окружающем мире, сохраняет духовно-культурные ценности. В творческом процессе создания костюма объединяются элементы истории, фольклора, обрядов, декоративного искусства, несущих в себе глубокое духовное содержание.
В основе модели изучения народного костюма лежит метод «условно-адекватного перевода» культурно-художественной информации с языка одного искусства на другой. Текст костюма при условно-адекватном переводе вовлекает зрителя в сотворчество и рождает дополнительные смыслы, т.е. «встречные образы», которые представляют собой творческий поиск, путь, по освоению исходного текста (костюма, обряда, песни, сказки), дающие возможности дальнейшего углубления образа, его идейного и эмоционального раскрытия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 259 источников и 9 приложений к параграфам исследования.