Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Новоселова Ольга Владимировна

Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей
<
Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Новоселова Ольга Владимировна. Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Ростов н/Д, 2005 195 с. РГБ ОД, 61:06-13/151

Содержание к диссертации

Введение

1 Глава Теоретические основы и психолого-педагогические условия развития эмоционально-образного восприятия цвета 14

1.1 Природа происхождения и психофизическое воздействие цвета 14

1.2 Использование выразительных возможностей цвета на примере произведений художников XIX-XX веков 34

1.3 Анализ использования эмоционально-образного восприятия цвета на примере обучения живописи студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей 52

1.4 Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей 61

1.5 Значение эмоционально-чувственного восприятия цвета в учебном рисовании 79

1.6 Создание художественного образа в процессе овладения живописью на примере натюрмортного жанра 91

1.7 Выводы по первой главе 97

2 Глава Экспериментальное исследование эффективности методики развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей 99

2.1 Организация исследования. Цели, задачи и содержание эксперимента 99

2.2 Первый этап формирующего педагогического эксперимента 112

2.3 Выводы по первому этапу формирующего эксперимента 130

2.4 Второй этап формирующего эксперимента 135

2.5 Выводы по второй главе 149

Заключение 152

Библиографический список 156

Введение к работе

Проблема исследования и её актуальность. В условиях реформирования системы образования особую актуальность приобретает проблема повышения уровня профессиональной подготовки специалистов по изобразительному искусству. Основная цель профессионального образования -это подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Разработка технологии профессионально-педагогической подготовки специалиста по изобразительному искусству в колледже как недостаточно исследованная в современной педагогической теории представляется нам особенно актуальной, поскольку детерминирована теми изменениями, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Идея непрерывного образования в Ростовской области, характеризующейся высоким культурно-образовательным уровнем, реализовалась следующим образом: здесь была создана экспериментальная площадка для отработки перспектив внедрения непрерывного профессионального педагогического образования и ассоциация «Педагогическое образование» образовательных учреждений Ростовской области, куда входят Волгодонский, Каменский, Зимовниковский колледжи. Переход на многоуровневую систему подготовки будущего специалиста потребовали от всех педагогических коллективов пересмотра своей миссии, учебных программ, планов, создания перспективных проектов развития учебного заведения, освоения новых педагогических технологий, в том числе и по подготовке специалистов по изобразительному искусству.

В то же время, следует отметить, что технология развития эмоционально образного восприятия цвета у студентов, обучающихся в среднем специальном учебном заведении повышенного типа - колледже, реализующем сегодня первую ступень высшего образования, недостаточно разработана и обоснована. Данное обстоятельство актуализирует необходимость создания и обоснования технологии профессионально-педагогической подготовки студентов средних профильных учебных заведений по живописи.

Известно, что за последние десятилетия художественная педагогика накопила разнообразный опыт в области формирования образного восприятия цвета, но эти исследования были направлены на организацию обучения в высших учебных заведениях, проблема развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов педагогических колледжей остаётся открытой.

Актуальность исследования в области методики обучения живописи и, в частности, проблемы развития у студентов эмоционально-образного восприятия цвета связана также с интегративным характером деятельности учителя изобразительного искусства, представляющей собой синтез научного, художественного и педагогического мастерства.

В процессе обучения живописи предъявляются новые требования к усвоению объёма знаний и умений. Актуальность проблемы преподавания живописи в современных условиях заключается в повышении качества образования при сокращенной, интенсивной форме обучения, кроме того, необходимо учитывать взаимосвязь художественных и педагогических умений сегодняшних студентов и завтрашних художников-педагогов.

Особенность новых педагогических направлений определяется тем, что в современных условиях учитель должен уметь самостоятельно выстраивать образовательный процесс; ставить цель, выделять необходимые для её достижения принципы, определять адекватные целям и принципам педагогические задачи, выстраивать гипотезу их решения, применять необходимые для решения задачи и проверки гипотезы методы.

Практическую и теоретическую ценность для нашего исследования

представляют работы отечественных художников-педагогов: П.П.Чистякова (121), Д.И.Кардовского (69), Н.Н.Ростовцева (152), Н.Н.Волкова (26,27), Е.И.Игнатьева (57), А.А.Унковского (186,187), А.И.Иконникова, В.В.Корешкова, Г.В.Беды (14), Б.Ф.Ломова (100), В.С.Кузина (86,87), Е.В.Шорохова (209), В.И.Кириенко, Л.Г. Медведева, и А.Е. Терентьева, Н.М. Сокольниковой (168), О.А.Авсияна, А.П.Яшухина (216, 219), (1) и др.

Рассматривая психологические аспекты развития умений студентов, мы
использовали фундаментальные труды ученых в области психологии:
Р.Арнхейма (8), К.Д.Ушинского, В.Вундта, Л.С.Выготского (28),

ПЛ.Гальперина (30), М.С.Когана, Г.Гельмгольца, Б.Г.Ананьева (7) А.В.Запорожца (51), В.П.Зинченко (54), Е.И.Игнатьева (56), А.Н.Леонтьева (94), Г.ИЛернера (97), С.Л.Рубинштейна (153), Б.М.Теплова (181, 182), А.И. Щербакова, А.А.Мелик-Пашаева (117).

Различные аспекты проблемы развития образного восприятия в живописи исследовали в разное время известные художники и учёные: С.С.Алексеев (4), Г.В.Беда, Н.Н.Волков, А.С.Зайцев (50), А.А.Унковский, С.А.Чуйков, Г.М.Шегаль (204). В данных работах рассматривалась проблема цвета в живописи с точки зрения теории и методики изображения, ставились вопросы, касающиеся восприятия цвета и его роли в создании единства живописного изображения. Вместе с тем, теория эмоционально-образного восприятия цвета ещё не достаточно разработана и обоснована.

В учебных пособиях Ю.М.Кирцера (73), Г.Б.Смирнова (166), Г.А. Копье, А.С.Пучкова, А.В.Триселёва (144), А.Шитова, Р.В.Паранюшкина, Н.М.Сокольниковой, Л.А.Василевской(21), подробно излагаются теоретические и практические вопросы курса живописи. Данные пособия являются ценным методическим материалом, необходимым для успешного освоения основы языка живописи, но в них не уделено достаточно внимания развитию эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей.

Необходимо отметить, что А.А.Унковский (187), Ю.В.Коробка (78),

А.В.Данилов (40) в своих диссертационных исследованиях затрагивали проблему создания и научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по живописи, раскрыли отдельные дидактические и методические условия эффективного воздействия на развитие художественных способностей студентов в процессе учебной деятельности, но эти исследования касались обучения студентов в высших учебных заведениях.

Анализ диссертационных исследований художников-педагогов:
А.А.Унковского (187), Ю.В.Коробка (78), А.В.Данилова (40), О.В.Холиной
(196), ЮЛ.Шашкова (205), М.М.Старикова (170), В.А.Басманова (12),
Е.Ф.Кузнецова, Н.Н.Лукина, В.Н.Масленниковой, Р.Мизанбаева,

О.В. Шаляпина, Р.Н.Наурызбаевой (127), Н.К.Прониной, Г.М.Земляковой (52), позволил сделать вывод, что в данных исследованиях рассмотрены отдельные составляющие структуры целостного восприятия, однако в данных исследованиях до сих пор не уделялось должного внимания развитию эмоционально-образного восприятия цвета у студентов педагогических колледжей. Например, в диссертационных исследованиях В.Г. Злотникова (55), А.С.Денисюка (43), М.И.Михайлова (120), Д.И.Говоруна (35) исследовался процесс воображения и эмоционально-образного восприятия у талантливых художников в период расцвета творчества, рассматривались виды и типы воображения. Развитию общего эмоционального восприятия у отдельных возрастных групп посвящены работы Л.А.Харламовой, В.С.Павлова, но они охватывают определенные, узкие возрастные группы, соответственно и объекты изучения воображения и эмоционально-образного восприятия имеют ограниченный диапазон.

Важно отметить, что сегодня для профессиональной подготовки
будущего преподавателя изобразительного искусства мало дать только
определённые знания и умения, но необходимо развить у студентов
эмоционально-образное восприятие и эмоциональную отзывчивость на
произведения искусства. Актуальной становится проблема учета

эмоционального состояния студентов, так как оно непосредственно влияет на

качество усвоения знаний. Поэтому понятия «психологический комфорт», «эмоциональная среда», «эмоциональная разгрузка» занимают важное место в структуре педагогических парадигм. Данное обстоятельство также актуализирует необходимость создания работоспособной технологии профессионально-педагогической подготовки специалистов, направленной на развитие у студентов эмоционально-образного восприятия цвета.

В настоящее время значительно возрастает роль цветоведения как научной основы для грамотного использования цвета. Роль цвета, кроме живописи, изучается в смежных науках: психологии, физике, химии, медицинской диагностике, геодезии, астрономии и в последнее время широко используется в компьютерных технологиях. Важный аспект продолжения исследований проблем цвета актуален с точки зрения решения теоретической и прикладных задач использования эмоционально- образного влияния цвета.

Учитывая современные тенденции и подходы к проблемам цветовосприятия, представляется целесообразным повышение требований к изучению теории цветоведения в целом и формирования способностей эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей. Также необходимо поднять на более высокую ступень уровень научно-исследовательской работы студентов и преподавателей колледжа.

Исходя из данного положения, мы определили цель исследования, которая заключается в решении проблемы развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс обучения живописи студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей.

Предмет исследования - методическая система, стимулирующая творческую активность студентов, развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений

педагогических колледжей.

Изучение и анализ теоретических трудов и литературных источников по
психологии, педагогике, методике обучения изобразительному искусству,
истории искусства, анализ учебных программ по живописи, осмысление
личного педагогического опыта позволили сформулировать

гипотезу исследования, которая заключалась в предположении, что качество
профессионального образования в колледже повысится и развитие у студентов
эмоционально-образного восприятия цвета будет более эффективней, если
будет разработана и апробирована методическая система, позволяющая

формировать эмоционально-образного восприятия цвета. Разрабатывая методическую систему, мы надеемся устранить противоречия, возникающие на основе реализации принципов преемственности, интеграции с ВУЗом.

Для решения проблемы исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

изучить и проанализировать искусствоведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме подготовки студентов по живописи;

определить содержание заданий и характер учебно-творческих постановок, раскрывающих эмоционально-образное восприятие цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей;

разработать критерии оценки уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей;

осуществить экспериментальную проверку разработанной методической системы эмоционально-образного восприятия цвета и определить её влияние на развитие педагогических и изобразительных умений студентов через оценку результатов их деятельности.

разработать систему упражнений, способствующую процессу развития

эмоционально- образного восприятия цвета у студентов; опытно-экспериментальным путём обосновать совокупность условий и факторов, способствующих решению проблемы развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов педагогического колледжа. Методологической основой исследования явились:

- основополагающие положения гуманистической философии,
культурологический подход к профессиональному художественному

педагогическому образованию, современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие эмоционально-образное восприятие цвета, труды отечественных художников-педагогов и высказывания известных художников, затрагивающих проблему научного исследования;

- также основополагающие исследования по психологии, раскрывающие
специфические особенности процесса восприятия цвета, механизмов
деятельности и формирования способностей (Р.Арнхейма, Л.С.Выготского,
В.С.Кузина, Б.Н. Теплова, П.Я. Гальперина, В.П. Зинченко, А.Н.Леонтьева и

др.);

- теоретические положения методики обучения изобразительному
искусству (Н.Н. Волкова, Г.В. Беда, Е.И. Игнатьева, Н.Н.Ростовцева, Н.М.
Сокольниковой, А.А.Унковского, Е В. Шорохова А.С.Пучкова, А.В.Триселёва,
А.П. Яшухина и др.)

Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

изучение и анализ исследований по психологии теории и методике обучения изобразительному искусству, а также анализ общепедагогического опыта;

наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по преподаванию живописи: (анализ программ по живописи, цветоведению, используемых в педагогических колледжах, также художественно-творческой практики мастеров живописи);

целенаправленное наблюдение за учебно-творческой и самостоятельной

работой студентов;

педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольных этапов;

анализ студенческих работ по живописи с их последующей статистической обработкой;

анализ педагогического и методического опыта ведущих художников-педагогов;

протоколирование и статистическая обработка экспериментального материала.

Опытно-экспериментальной базой в нашем исследовании являлось художественно-графическое отделение Волгодонского педагогического колледжа. Этапы исследования:

На первом этапе (2000-2002 г.г.) осуществлялся изучение и анализ теоретического материала по проблеме исследования; определялись цели и задачи опытно-экспериментальной работы; проводилась оценка реального состояния уровня развития педагогических и изобразительных умений студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей, изучались вопросы, связанные с эффективностью педагогического процесса, проводились беседы с преподавателями педагогических колледжей.

На втором этапе (2002-2003 г.г.) в теоретическом плане была
сформулирована гипотеза, определены задачи исследования, изучался
исторический обзор темы, велась разработка экспериментальных заданий и
упражнений, определялись психолого-педагогические условия, необходимые
для продуктивного развития живописного мастерства студентов

художественно-графических отделений педагогических колледжей.

На третьем этапе (2003-2005 г.г.) В практическом плане был проведён научно-исследовательский эксперимент в Каменском, Зимовниковском и Волгодонском педагогических колледжах. Эксперимент осуществлялся также в детском центре духовного развития г. Волгодонска и в детской школе искусств

села Большая Мартыновка Ростовской области. Проводилась систематизация и обобщение результатов эксперимента, формулировались окончательные выводы и методические рекомендации.

Достоверность полученных результатов обеспечивается теоретическим обоснованием диссертационной работы, с опорой на научные исследования в области философии, психологии, педагогики и теории изобразительного искусства; экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования; разработкой основных критериев оценки живописных учебно-творческих работ; апробацией исследования и практической реализацией в учебном процессе на художественных отделениях Волгодонского, Каменского и Зимовниковского педагогических колледжах.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- впервые проанализированы, обобщены теоретические аспекты развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей;

-предложена научно обоснованная и экспериментально апробированная методическая система решения проблемы развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей;

-разработаны критерии оценки уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов;

-выявлены педагогические условия, активизирующие творческую деятельность студентов, что способствует более эффективному усвоению живописных знаний и формированию практических умений;

-полученные результаты могут быть использованы в организации процесса обучения, направленного не только на получение знаний, умений и навыков, но и на развитие креативных способностей студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

разработана и экспериментально проверена эффективная целостная методическая система решения проблемы развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей;

определены условия, способствующие усилению развития эмоционально-образного восприятия цвета.

выводы и рекомендации опытно экспериментально-педагогического исследования могут быть использованы для методических разработок по изобразительному искусству, в самостоятельной подготовке студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и в практике учителей изобразительного искусства.

На защиту выносятся:

-разработанная, научно-методически обоснованная, экспериментально
проверенная и апробированная методическая система реализации проблемы
развития эмоционально-образного восприятия цвета у студентов

художественно-графических отделений педагогических колледжей; критерии диагностики развития эмоционально-образного восприятия цвета;

-критерии диагностики уровня развития эмоционально-образного восприятия цвета и профессиональных способностей;

-система заданий, базу которых составляет единство художественных и педагогических задач с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы автора в Волгодонском педагогическом колледже, которые нашли своё отражение в ряде публикаций статей и тезисов докладов выступлений на научно-практических конференциях и семинарах. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры ИЗО в РГПУ в 2001-2005 гг., и используются в практической деятельности

Волгодонского, Каменского и Зимовниковского педагогических колледжей.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Приложение составляют цветные копии студенческих работ, иллюстрирующие экспериментальную часть диссертации.

Природа происхождения и психофизическое воздействие цвета

Сила учения Гете не в физике цвета, а в широкой системе фактов и закономерностей цветоощущения, в изучении зримого взаимодействия цветов, деятельности глаза, познающего в объективном мире «сходное со своей собственной природой» (33, с. 156,157). Физика же утверждает цвет как качество видимого излучения.

Известно, что причина многообразия спектральных цветов заключается в длине световой волны. Световая волна определенной длины вызывает ощущение строго определенного цвета. В связи с этим, можно предположить, что цветовой контраст - это ощущение изменения цвета, вызываемое одновременным или предварительным воздействием на глаз излучения другого (индуцирующего) цвета.

Следует отметить, что большое значение в изобразительной деятельности художника имеют закономерности ощущения цвета. Обычно все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы.

Первую группу составляют ощущения ахроматических цветов. Сюда входят цвета: черный, белый и все серые - от самого темного до самого светлого.

Ко второй группе относятся ощущение хроматических цветов. Хроматические цвета составляют все цвета, кроме черного, белого и серых. В характеристике цвета важное значение имеют три основных свойства: светлота, цветовой тон и насыщенность. Сказанное относится только к хроматическим цветам. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте. Различие по светлоте заключается в том, что одни цвета темнее, другие светлее. Например, ультрамарин синий темнее кадмия красного, кадмий красный светлее краплака красного. Светлота цвета обуславливается яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза.

Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и обусловлен тем составом лучей, которые действуют на глаз, т.е. определяется той или иной длиной волн световых лучей. Цветовой тон составляет то качество хроматического цвета, определяя которое, мы называем цвет красным, желтым, синим, голубым. Если на глаз действует цвет какой-нибудь поверхности, то в этом случае цветовой тон определяется преобладающим отражением лучей определенной длины волны. Глаз человека способен по цветовому тону различать 150 переходов. В условиях, позволяющих систематически тренировать глаз в различии цветов, чувствительность к различению цветовых оттенков значительно повышается. Например, красильщики могут различать до 360 тонов.

По мнению психологов, наши глаза - не единственные «врата восприятия цвета» (36,с.18). Уже доказано, что существует кожное зрение: человек способен воспринимать цвета практически любыми клетками организма, а не только рецепторами сетчатки. Так российский психолог А.Н. Леонтьев обучал в ходе эксперимента группу испытуемых различать цвета ладонью.

Если еще 50 лет назад только отдельные исследователи изучали влияние цвета на психику человека, то сейчас уже многие отрасли человеческой деятельности активно и всесторонне используют их взаимовлияние. «Цвета действуют на душу...»,- писал И.В. Гёте (45,с.12). И.В. Гёте занимался проблемой цвета, он исследовал основы гармонизации и закономерности цветового зрения, его перу принадлежит много высказываний, например: «Цвет вообще, вызывает в людях большую радость» (98, с.240).

Вопросы эмоционального восприятия цвета остаются актуальными до настоящего времени. Наука о цвете прошла длинный путь в 24 тысячелетия, от Аристотеля до современных исследователей. Во многих странах существуют институты цвета, центры и цветовые комитеты, которые носят различные названия, но имеют общую цель - изучение цвета и распространение новейшей информации о нём. Теоретики цвета в живописи в своих «художественных теориях» выявили связь между естественнонаучным учением о цвете и принципами применения его в живописной практике и теории изобразительного искусства.

Организация исследования. Цели, задачи и содержание эксперимента

Главной целью нашего исследования являлся поиск оптимальных методов и форм организации учебного процесса, способствующих воспитанию и развитию эмоционально образного восприятия цвета и получения профессиональных навыков будущего художника-педагога.

Экспериментальная работа проводилась на базе Волгодонского, Зимовниковского и Каменского педагогических колледжей в 2000 - 2005гг. В эксперименте принимали участие 350 студентов указанных колледжей, также учащиеся средней образовательной школы на базе Волгодонского педагогического колледжа (90 учащихся), учащиеся детского центра духовного развития г.Волгодонска (24 учащихся), студенты Волгодонского профессионального лицея № 71 (45 студентов), учащиеся детской художественной школы в селе Большая Мартыновка (30 учащихся). Проводился анализ творческих и учебных работ студентов и учащихся данных учебных заведений (более 500 работ). Всего в экспериментальном исследовании принимало участие 540 студентов и учащихся и 10 преподавателей.

Констатирующий этап исследовательской работы включал в себя следующие задачи:

анализ реального состояния учебного процесса по изучению применения выразительных средств в живописи;

выявить особенности достижения эмоционально-эстетической выразительности учебных работ;

теоретически обосновать и экспериментально проверить роль использования контрастов и других выразительных средств в обучении живописи;

выявить уровень подготовки студентов колледжей по изобразительной грамоте.

Основная задача эксперимента заключалась в том, чтобы в естественных условиях учебно-воспитательного процесса проверить выдвинутую нами гипотезу научного исследования, которая заключалась в предположении, что эффективность обучения живописи в педагогических колледжах повысится, если процесс обучения строить в единстве трёх главных задач: обучения, воспитания и развития. На основе применения и подтвердившей свою эффективность в ходе экспериментальной проверки научно обоснованной комплексной системы заданий и упражнений, обеспечивающих развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей.

Методологическую основу исследования составили основные принципы отечественной педагогики и психологии. При подборе методов исследования учитывалась разноуровневая подготовка студентов.

Констатирующий эксперимент предполагал использование следующих методов исследования:

сравнительный метод;

метод поперечных срезов;

метод добывания фактов;

диагностический (методика овладения живописной грамотой);

изучение творческих и учебных работ учащихся и студентов;

наблюдение;

тесты и беседы.

Использованы методы математико-статистической обработки данных. На первом этапе (2000 - 2003 гг.) анализировалось состояние методики и уровень подготовки студентов по изобразительной грамоте. (См таблицу № 2 )

Проведённое исследование в Каменском педагогическом колледже позволило сделать вывод: студенты владеют теорией изобразительного искусства, но некоторые вопросы цветоведения вызывали у них затруднения. Например, в контрольной группе студентов Каменского педагогического колледжа 80% опрошенных ответили, что расплывчатость цветовых пятен ослабляет контрастное взаимодействие цветов, однако, это мнение было ошибочным. В ходе наблюдений мы сделали вывод, что у студентов в достаточной степени развито пространственное мышление, но эмоционально образное мышление у студентов не развито.

Успешнее всего студенты ответили на вопросы, связанные с родственным сочетанием цветов, определили группу цветов, близких между собой. В целом, исследование подтвердило необходимость более углубленного изучения теории цветоведения и цветовых систем. После проведения теста и подсчёта арифметических значений была определена медиана (показатель равномерности усвоения материала в группе), которая составила 5 баллов из 10 возможных.

Первый этап формирующего педагогического эксперимента

Упражнения строились от простого к сложному. Перед каждым заданием проводилась беседа с показом иллюстративного материала.

Упражнение Ml. Выполнить этюд натюрморта с передачей больших световых и цветовых форм.

Упражнение построено на создании больших форм. Студентам рекомендуется делать наброски сразу кистью, охватывать форму, как единое целое. Так легче уловить характер предмета. Наброски можно делать на разных форматах, следует учитывать характер предметов и размер освещенных мест. (Приложение № 2 рис № 9) Упражнение №2

Этюд пейзажа. Выбранный студентами пейзаж написать при различном освещении. Основная задача заключалась в том, чтобы передать в каждом этюде определённое состояние освещения (солнечный, пасмурный день, закат, вечер). Определить разницу по цвету между освещенными участками и теневыми, следует обратить внимание, как меняется цвет от переднего плана к удалённому. (Приложение № 2 рис . 27) Упражнение №3

Выполнить натюрморт из контрастных по цвету предметов. 1-й сеанс - поиск формата, предварительный набросок. 2-й сеанс - объединение контрастных цветов. Определение размера пятна, силы яркости цвета, тональности. В качестве примера можем предложить разобрать суть формирующего упражнения на категоризацию восприятия в области понятий «локального цвета» и «валерности».

Упражнение выполняется на определение цветовых оттенков в специфической форме в «лоскутной технике» и в технике пуантели.

Анализ работ показал, что в данном упражнении следует использовать чистые цвета, так как происходит оптическое смешение цветов. (Приложение №2 рис. 6, рис. 7) Например, работа студентки 1 курса экспериментальной группы выполнена в технике пуантели или точечной живописи. Студентка передала эмоциональное воздействие цвета, так как использовала открытые, чистые цвета. Созданная в работе живописная среда позволят наблюдать оптическое смешение цветов.

Упражнение № 4

Выполнить этюд натюрморта с нахождением главного цветового акцента в постановке.

Студентам был предложен метод «взрыва». В данном упражнении студентам предлагалось акцентировать внимание на одном предмете (выбрать его как источник света и распределить исходящий из него свет по всем предметам).

Анализ живописных работ студентов экспериментальной группы показал, что в целом, с задачей эксперимента все студенты справились, но есть некоторые недочёты, например, не все студенты используют цвет в полную силу. При высыхании живописные работы студентов, выполненные акварельными красками, светлеют и теряют первоначальную яркость. Во многих этюдах сделан акцент на светлом предмете, но, к сожалению, на многих работах распределение света по предметам, было не ярко выраженным, что требовалось по условиям задания. (Приложение № 2)

Упражнение № 5

Цель: создание эталонных представлений о понятиях: «цветовой тон» и «локальный цвет».

В основу данного упражнения легли психологические принципы восприятия и визуализации мышления. Данные процессы можно изучить по работам: В. Глезера, Д. Хьюбела, Р. Арнхейма, В.П.Зинченко и др. (34,с.7).

Упражнение носит кратковременный характер (15-20 минут) и выполняется в абстрактной форме. Чтобы обеспечить процесс интериоризации (перевода информации из внешнего во внутренний план), понятие должно быть выделено и абстрагировано от объекта (материального носителя). Абстрактная форма изображения является наиболее адекватной этому процессу, позволяя выделить понятие в чистом виде.

При выполнении упражнения используются два набора эталонных карточек: один окрашен в локальные цвета (можно использовать цветную бумагу), другой — представляет собой тональные аналоги этих цветов. Карточки соответственно нумеруются.

Похожие диссертации на Развитие эмоционально-образного восприятия цвета у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей