Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Музыкально-театральная деятельность младших школьников в развитии навыков социальной адаптации как педагогическая проблема 17
1.1. Возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников 17
1.2. Социальная адаптация: общетеоретический анализ. Роль межличностных взаимодействий и социальных личностных качеств у младших школьников в развитии навыков социальной адаптации .33
1.3. Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре .49
Выводы Первой главы .60
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальное исследование возможностей музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников 62
2.1. Педагогическая модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников 62
2.2. Авторский учебно-методический комплекс как база для практической реализации модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации младших школьников . 75
2.3. Экспериментальная апробация модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников в процессе освоения авторского учебно-методического комплекса 113
Выводы Второй главы 134
Заключение 139
Литература
- Социальная адаптация: общетеоретический анализ. Роль межличностных взаимодействий и социальных личностных качеств у младших школьников в развитии навыков социальной адаптации
- Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре
- Авторский учебно-методический комплекс как база для практической реализации модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации младших школьников
- Экспериментальная апробация модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников в процессе освоения авторского учебно-методического комплекса
Введение к работе
Актуальность исследования.
С первых дней своей жизни человек как существо социальное окружен
себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.
Будучи частью социума, человек, так или иначе, приобретает определенный
субъективный опыт, который становится частью его личности. В этой связи
наиболее ответственным является школьный возраст, время, когда
происходит формирование основных факторов, определяющих в дальнейшем
способность человека к продуктивной коммуникации, к позитивному и
сбалансированному общению с окружающими людьми и миром в целом.
Выдающиеся отечественные исследователи – Н.А. Ветлугина, А.П. Ершова,
Б.Е. Захава, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, А.А. Пиличаускас, А.И.
Савостьянов, О.Н. Соколова-Набойченко, Д.Б. Эльконин и др. утверждают,
что наиболее эффективным фактором развития указанных качеств в
школьном возрасте становится музыкально-театральная деятельность,
которая осуществляется в пространстве дополнительного образования – в
театральных студиях, детских театрах и кружках, и способствует освоению
школьниками различных социальных ролей, методов управления
собственным поведением – то есть, способствует формированию
способности к социальной адаптации. Социальная адаптация – это процесс
усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом
социального опыта, неразрывно связанный с общением и совместной деятельностью.
Одним из наиболее актуальных направлений воспитания
подрастающего поколения в наши дни Российской академией образования
признано направление, разрабатывающее «Теоретические и перспективные
модели социализации и воспитания детей и молодежи в условиях
современного общества» (научный руководитель – академик С.В.
Дармодехин).
Базой жизненного и профессионального успеха в современном мире становится развитая способность к общению и знание психологических механизмов этого процесса. Это обуславливает эффективность совместной деятельности людей. Развитие коммуникативных качеств личности происходит, как правило, в годы школьной учебы. Именно поэтому один из важнейших государственных документов – Национальная доктрина образования Российской Федерации – большое внимание уделяет задаче «формирования у детей культуры мира и межличностных отношений».
Очевидно, что для успешного развития навыков социальной адаптации необходимо целенаправленное педагогическое сопровождение, которое обеспечит сбалансированное, соответствующее возрастным особенностям детей продвижение в направлении освоения ими межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств, способности действовать в коллективе единомышленников.
Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть – навыки общественного сосуществования в данной среде.
Вместе с тем, в современном мире, где все в большей степени используется компьютерная и другая разнообразная мультимедийная техника, дети не получают в полной мере навыков живого человеческого общения, что ведет за собой неразвитость способностей межличностного взаимодействия, вследствие чего современные школьники нередко с трудом приспосабливаются к новым (а порой любым) социальным условиям (средам).
Разработка проблемы социальной адаптации в отечественной науке
многогранна и идет в нескольких направлениях. Это и поиск философских
оснований и сущности взаимодействий, и исследования в области
педагогики, психологии, социологии. Теоретические исследования вопроса
представлены работами Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Л.И. Пригожина, Л.Г. Чусовитина и др. Механизмы социальных взаимодействий стали предметом изучения Г.М. Фохта-Бабушкина, В.С. Собкина, Т. Разработки по педагогическому сопровождению этого процесса и определение его общепсихологических основ принадлежат таким авторам, как Ф.Б. Березин, А.П. Корнилов, Я.Л. Коломинский, И.А Милославов, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич, Т.А. Антонова, Коротаева и др.
Учеными установлено, что потребности, интересы и склонности
личности формируются в процессе взаимодействия человека с совершенно
определенной средой, влияющей на его развитие через предметную
деятельность. Необходимо отметить, что важнейшим периодом в развитии
навыков социальной адаптации является младший школьный возраст, так как
именно в этом возрасте происходит смена характера взаимоотношений
ребенка с окружающими, а само взаимодействие детей в процессе
совместной деятельности приобретает более разнообразные формы (В.Н.
Белкина, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.В.
Петровский, Е.О. Смирнова и др.). Особо следует отметить, что по
результатам исследования, проведенного сотрудниками Психологического
института РАО (2002-2003 гг.) лишь 20% обследованных младших
школьников могли самостоятельно находить решения в ситуациях межличностного взаимодействия, в то время, как остальные не проявили необходимых навыков, что зачастую приводило к конфликтам
Таким образом, опираясь на многочисленные исследования в области
социальной адаптации, мы определяем ее как целостный, и, в то же время
многосоставный системный процесс, характеризующий взаимодействие
человека с природной и социальной средой, который может
совершенствоваться под воздействием определенных педагогических
условий. Важным периодом в формировании социальной адаптации является младший школьный возраст.
Участие детей младшего школьного возраста в театральной деятельности может быть рассмотрено как одно из эффективных средств решения проблемы развития навыков социальной адаптации. Именно театральная деятельность, воссоздавая взаимодействия людей в различных социальных условиях, давая возможность всем участникам процесса «примерить» на себя различные социальные роли, осознавая одновременно свое «Я» становится оптимальной средой этого развития, соединяя игровую и ведущую учебную деятельность (Б.Г. Ананьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.П. Ершова, Б.Е. Захава, В.И. Немирович-Данченко, Д.Б. Эльконин и др.).
К.С. Станиславский отмечал, что ансамбль как согласованное совместное действие является основой театральной деятельности. интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев), что позволяет воспринимать «себя в других» и «других в себе» на более глубоком уровне. Это свойство личности является основным при межличностных взаимодействиях, успешность которых в свою очередь составляют основу навыков социальной адаптации. Таким образом, выявляется возможность привлечения музыкально-театральной деятельности как средства развития навыков социальной адаптации у младших школьников.
Детская театральная деятельность и ее аспекты отражены в работах
ряда ученых. Среди них: В.М. Букатов, Т.Н. Доронова, А.П. Ершова, О.А.
Лапина, Л.В. Макаренко, Т.Г. Пеня и др., которые исследовали вопросы
методики обучения детей театральной деятельности. Вопросы развития детей
средствами театральной деятельности исследовались и в области
музыкального образования: интегрированный подход в освоении музыки
детьми (Т.В. Надолинская); музыкально-театральная деятельность в
дополнительном образовании (О.Н. Соколова-Набойченко); формирование
социокультурных ориентаций (И.Б. Нестерова); формирование
эмоциональной отзывчивости у младших школьников (Л.Л. Пилипенко); развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы (Е.В. Александрова) и др.
Однако исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста в условиях студии формировать и развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, до сих пор не являлись предметом специального педагогического исследования.
Таким образом, выявлены следующие противоречия:
между возможностью использования музыкально-театральной деятельности детей как средства развития навыков социальной адаптации и недостаточной разработанностью данной проблемы в области музыкального образования;
между признанием значимости навыков социальной адаптации в развитии личности ребенка и отсутствием теоретического и методического обеспечения процесса развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста средствами музыкально-театральной деятельности.
Данные противоречия определили актуальность проблемы: в чем заключаются педагогические условия развития навыков социальной адаптации у детей младшего школьного возраста в процессе музыкально-театральной деятельности? Это обусловило выбор темы исследования: «Музыкально-театральная деятельность как фактор развития навыков социальной адаптации у младших школьников».
Объект исследования – музыкально-театральная деятельность младших школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования – педагогические условия развития навыков
социальной адаптации у младших школьников в музыкально-театральной
деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития навыков социальной адаптации у младших школьников средствами музыкально-театральной деятельности в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования: музыкально-театральная деятельность младших школьников будет эффективной в развитии навыков социальной адаптации при наличии следующих педагогических условий:
- актуализация социально-значимой мотивации детей, которая включает в
себя стремление к контактам со сверстниками в процессе музыкально-
театральной деятельности, стремление к пониманию другого человека,
готовность, ожидание и получение оценок со стороны зрителей;
организация музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа предоставления равных возможностей;
участие детей во всех доступных видах музыкально-театральной деятельности, что может обеспечить формирование у них умений межличностных взаимодействий, социальных личностных качеств и обретение опыта социализации, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в коллективе;
- обучение детей на основе авторского учебно-методического комплекса, включающего в себя образовательную программу, комплекс методов и технологий, направленных на развитие навыков социальной адаптации и специальный репертуар, позволяющий детям проявить свои способности и умения в наиболее благоприятном для них режиме с сохранением всех позитивных сторон музыкально-театральной деятельности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
-
Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
-
Определить педагогические условия развития навыков социальной
адаптации в детском музыкальном театре.
-
Выявить уровни и показатели сформированности умений и навыков социальной адаптации младших школьников, в условиях музыкально-театральной деятельности.
-
Разработать педагогическую модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников и учебно-методический комплекс в качестве базы для ее практической реализации.
-
Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников.
Методологической основой исследования явились следующие теории и концепции:
- теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и
др.);
- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Талызина и др.);
теория коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов);
концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);
теория периодизации возрастных этапов развития личности ребёнка (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, В.С. Мухина, В.А. Петровский);
теория организации детской театральной деятельности (В.М. Букатов, А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов, Е.К. Чухман);
- исследования потенциала музыкальной деятельности в развитии ребенка
(Н.А. Ветлугина, Л.А. Баренбойм, Н.Г. Куприна, Т.Э. Тютюнникова, М.И.
Чистякова).
В ходе нашего исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и театроведческой литературы по
исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детском музыкальном театре; анализ программ и методик работы детских музыкальных театров;
эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2009-2010) изучалась и анализировалась литература
по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области
театральной педагогики с целью выявления методологических основ и
современных тенденций музыкально-театрального образования;
определялись проблема, цель, объект и предмет исследования,
формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент;
разрабатывалось программное обеспечение.
На втором этапе (2010-2013) уточнялась гипотеза исследования;
определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, её
структура и основные организационные формы; корректировалось и
дополнялось программное обеспечение; проводился формирующий
эксперимент, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2013 по настоящее время) проводился всесторонний анализ результатов экспериментальной работы, их обобщение и систематизация, оформлялся текст диссертации.
Экспериментальной базой исследования является Музыкальный
театр-студия «Галёрка» при (Государственном бюджетном образовательном
учреждении города Москвы) Центре юношеского научно-технического
творчества «Исток» в ЮЗАО. В опытно-экспериментальной работе (вместе с
контрольными группами из коллективов: Театральная студия «И там, и сям…»
(ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1360, САО г. Москвы) и Детский
музыкальный театр «Жар-птица» (ГБОУ Средняя общеобразовательная школа
№324 ЗАО го. Москвы) приняло участие около 250 человек. Экспериментальная группа на завершающем этапе составила 4 группы детей младшего школьного возраста по 15 человек в каждой и около 75 взрослых (родители учащихся и педагоги вышеназванных коллективов).
Научная новизна исследования заключается в том, что было проведено исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе занятий в театральной студии развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, которые до сих пор не являлись предметом специального изучения в данном контексте.
Выявлены показатели сформированности умений межличностных взаимодействий, как одного из основных аспектов развития навыков социальной адаптации. Это – адекватность ролевой позиции, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, конструктивность поведения.
Определены показатели развития социальных личностных качеств – эмпатия, открытость, ответственность, организованность, коллективизм, организован педагогический процесс формирования опыта социализации детей младшего школьного возраста.
Созданы авторские методики развития выразительности средствами музыкальных спектаклей – «Учебный показ спектакля» и «Метод неподготовленной смены роли», а также технология развития навыков социальной адаптации средствами сценической жизни в процессе обучения в музыкально-театральной студии «Через сцену».
Создан и апробирован оригинальный репертуар, отвечающий возрастным особенностям младших школьников – учащихся Музыкального театра-студии «Галёрка» (см. Приложение).
Теоретическая значимость. Выявлены и сформулированы
возможности музыкально-театральной деятельности в развитии навыков
социальной адаптации у младших школьников, которые проявляются: в
доступности музыкального и драматического материала и сценического выражения, что предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей; последовательности и целесообразности накопления художественных впечатлений; единстве анализа театральной постановки, музыкального материала и изучения литературной первоосновы; соответствующую психологическим особенностям детей, опоре на игровую деятельность ребёнка, что соответствует его психическим особенностям; синтезировании различных видов искусства в ходе музыкально-театральной работы; правдивом действенном исполнении.
Выявлены и описаны педагогические условия развития навыков социальной адаптации младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности, включающие в себя образовательную программу, методы и специальный репертуар, способствующие развитию навыков социальной адаптации младших школьников в условиях музыкально-театральной деятельности.
Определены и сформулированы показатели и уровни
сформированности навыков социальной адаптации в условиях детского музыкального театра.
Обоснована и создана педагогическая модель музыкально-театральной
деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших
школьников.
Практическая значимость заключается в том, что были
экспериментально проверены педагогические условия, способствующие
развитию навыков социальной адаптации у младших школьников,
включающие в себя музыкальные, театральные и музыкально-театральные
методы, авторскую образовательную программу и специальный репертуар,
созданный с учетом возрастных особенностей (10 спектаклей, музыка к
которым написана автором данного исследования). Результаты данного
исследования могут быть применены в работе учреждений дополнительного
образования – детских музыкально-театральных студиях и театрах,
музыкально-педагогический отделений колледжей и факультетов ВУЗов, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров и профессиональной переподготовки.
Достоверность исследования обеспечена опорой на
фундаментальные отечественные и зарубежные исследования в области
педагогики, психологии и музыкальной педагогики, системностью изучения
проблемы и сопоставления данных, полученных различными методами,
опытом практической работы (7 лет) в музыкально-театральной студии в
качестве педагога и руководителя, а также в качестве композитора, автора
ряда музыкальных спектаклей, принятых к постановке и представленных на
суд зрителей, внедрением авторской программы развития социальной
адаптации младших школьников в условиях детской музыкально-
театральной студии. Достоверность исследования подтверждается также тем,
что авторская образовательная программа «Музыкальный театр – дорога в
жизнь», ставшая основой проведения экспериментальной части
диссертационной работы была удостоена Гранта Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников образовательного учреждения за 2011/2012 учебный год.
Апробация результатов исследования была осуществлена в процессе сообщений на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования ГБОУ МГПУ, участия в конференциях и научных мероприятиях («Современные методы и технологии музыкального образования» (2012), «I Международный научно-практический форум» (2012), «Образовательная и профессиональная траектория педагога-музыканта» (2013), «Методология и методы музыкального образования» (2013), «Наука и современность – 2013» (2013), а также в процессе практической деятельности в качестве руководителя детской музыкально-театральной студии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкально-театральная деятельность является эффективным
средством развития у детей младшего школьного возраста навыков
социальной адаптации, так как сущность театрального искусства и игровой
деятельности заключается в постижении смысла взаимоотношений людей, в
осознании своего «Я» и нахождении своего места в общем ансамблевом
действии.
2. В современном мире человек нуждается в наличии развитых навыков
социальной адаптации, для успешного развития которых в младшем
школьном возрасте необходимо целенаправленное педагогическое
сопровождение, обеспечивающее сбалансированное, соответствующее
возрастным особенностям детей продвижение в направлении освоения ими
межличностной коммуникации, реализации собственных лидерских качеств,
способности действовать в коллективе единомышленников.
3. Возможности музыкально-театральной деятельности младших
школьников в развитии навыков социальной адаптации заключаются в
приобретении умений межличностного взаимодействия (вербальные и
невербальные коммуникативные средства, адекватность ролевой позиции,
конструктивность поведения), формировании социальных личностных качеств
(эмпатия, открытость, ответственность, организованность, коллективизм) и
опыта социализации, которые являются базовыми для успешного
взаимодействия в коллективе.
4. Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в
детском музыкальном театре заключаются в соблюдении принципа
предоставления равных возможностей, который предполагает участие детей во
всех видах музыкально-театральной деятельности и освоение каждым
ребёнком всех ролей с последующим поочерёдным их исполнением; в развитии
художественно-творческих способностей ребенка; в обеспечении
стимулирования социально-значимой мотивации ребёнка; в создании
единства трёх компонентов: коммуникативного, перцептивного и
интерактивного; в создании репертуара, отвечающего потребностям и возможностям детей младшего школьного возраста.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Социальная адаптация: общетеоретический анализ. Роль межличностных взаимодействий и социальных личностных качеств у младших школьников в развитии навыков социальной адаптации
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Определить педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре. 3. Выявить уровни и показатели сформированности умений и навыков социальной адаптации младших школьников, в условиях музыкально-театральной деятельности. 4. Разработать педагогическую модель музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников и учебно-методический комплекс в качестве базы для ее практической реализации. 5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность музыкально-театральной деятельности в развитии навыков социальной адаптации у младших школьников.
Методологической основой исследования явились следующие теории и концепции: - теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); - теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); - теория коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов); - концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); - теория периодизации возрастных этапов развития личности ребёнка (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.С. Лейтес, В.С. Мухина, В.А. Петровский); - теория организации детской театральной деятельности (В.М. Букатов, А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов, Е.К. Чухман); - исследования потенциала музыкальной деятельности в развитии ребенка (Н.А. Ветлугина, Л.А. Баренбойм, Н.Г. Куприна, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова).
В ходе нашего исследования использовались следующие методы: теоретические - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и театроведческой литературы по исследуемой проблеме; анализ передового театрально-педагогического опыта, обобщение опыта занятий с детьми в детском музыкальном театре; анализ программ и методик работы детских музыкальных театров; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (2009-2010) изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области театральной педагогики с целью выявления методологических основ и современных тенденций музыкально-театрального образования; определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, формулировалась гипотеза; проводился констатирующий эксперимент; разрабатывалось программное обеспечение.
На втором этапе (2010-2013) уточнялась гипотеза исследования; определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, её структура и основные организационные формы; корректировалось и дополнялось программное обеспечение; проводился формирующий эксперимент, осуществлялось накопление и обработка полученной информации.
На третьем этапе (2013 по настоящее время) проводился всесторонний анализ результатов экспериментальной работы, их обобщение и систематизация, оформлялся текст диссертации. Экспериментальной базой исследования является Музыкальный театр-студия «Галёрка» при (Государственном бюджетном образовательном учреждении) Центре юношеского научно-технического творчества «Исток» в ЮЗАО города Москвы.В опытно-экспериментальной работе (вместе с контрольными группами из коллективов: Театральная студия «И там, и сям…» (ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1360, САО города Москвы) и Музыкальный театр «Жар-птица» (ГБОУ Центр образования №324 ЗАО города Москвы) приняло участие около 250 человек. Экспериментальная группа на завершающем этапе составила 4 группы детей младшего школьного возраста по 15 человек в каждой и около 75 взрослых (родители учащихся и педагоги вышеназванных коллективов).
Научная новизна исследования заключается в том, что было проведено исследование педагогических условий, позволяющих в процессе музыкально-театральной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе занятий в театральной студии развивать необходимые для жизни навыки социальной адаптации, которые до сих пор не являлись предметом специального изучения в данном контексте.
Выявлены показатели сформированности умений межличностных взаимодействий, как одного из основных аспектов развития навыков социальнойадапатации. Это – адекватность ролевой позиции, владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, конструктивность поведения.
Педагогические условия развития навыков социальной адаптации в детском музыкальном театре
Социальная адаптация – необходимое условие для функционирования процесса оптимальной социализации индивида, которая позволяет ему не просто иметь возможность самопроявления и отношения к людям и их деятельности, а также быть активным участником социальных процессов, но и, в том числе, обеспечивать собственное социальное совершенствование. Известно, что природа сформировала у человека предрасположенность к адаптационным процессам в различных условиях среды.
Данные возможности значительны у каждого человека. С их помощью люди успешно приспосабливаются к условиям социума, в том числе и к неблагоприятным. Удовлетворенность средой, активные проявления в социальной группе, являются показателями успешной социальной адаптации.
Социальная адаптация является процессом активного приспособления индивида к факторам социальной среды, в результате чего создаются весьма благоприятные условия для естественного принятия целей и ценностей, а также норм, стилей поведения, которые приняты в конкретном обществе.
Социальная адаптация ребенка имеет особый характер. Она рассматривается как процесс и, одновременно, результат согласования состояния ребенка и его индивидуальных возможностей с окружающим миром, в том числе и его приспособления к изменившейся социальной среде, а также к новым факторам жизнедеятельности и к структуре отношений в конкретных социально-психологических общностях в рамках установления соответствия конкретного поведения с общепринятыми в них правилами и нормами.
Целый ряд ученых в своих исследованиях рассматривали понятие социальной адаптации. Среди них работы Т.В. Азаровой, М.В. Антроповой, М.В. Битяновой, М.А. Галагузовой, М.М. Кольцовой, В.С, Маркова, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, и др. Феномен социальной адаптации в словаре по социальной педагогике рассматривается как активное приспособление индивида к факторам социальной среды посредством усвоения социальных норм и ценностей, а также стилей поведения, которые приняты в социуме. Так, например, социальная адаптация ребенка, по уточнению М.А. Галагузовой, является процессом активного приспособления к условиям среды или видом взаимодействия ребенка с конкретной социальной средой.
В психологии социальная адаптация рассматривается как: - отношения между спецификой социальной среды и притязаниями и оценками индивида, а также его возможностями; - приспособление к возможностям и условиям реализации целей, а также существование ценностей и ориентаций индивида в конкретной социальной среде; - взаимоотношения индивида и его окружения; - процесс гомеостатического (от греч. «сохранение состояния») уравновешивания (Ж. Пиаже).
Достаточно важным элементом в структуре социальной адаптации выступает определение и принятие индивидом своей социальной роли, что в действительности позволяет исследовать социальную адаптацию в качестве социально-психологического механизма социализации личности.
Что касается социальной адаптации ребенка, то он представляет собой и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим миром, а также процесс приспособления к изменившейся среде, в том числе и к новым условиям жизнедеятельности, к структуре взаимоотношений в рамках конкретных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в данных общностях правилам и нормам. Следующим показателем успешной социальной адаптации выступает психологическая удовлетворенность ребенка данной средой.
Каждый конкретный возрастной период обладает своим непреходящим значением, но, например, детство имеет особую ценность в структуре развития личности (Выготский Л.С., Давыдов В.В.,. Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Ушинский К.Д., Энгештрем Ю. и пр.). Так, известный педагог С.Т. Шацкий в начале XX века указывал, что в исследовании детского возраста существует следующие две стороны: 1. изучение личности ребенка, 2. изучение сообществ детей и их внутренних взаимодействий. Шацкий полагал, что именно второй стороне предстоит занять достаточно важное место в рамках исследования процесса воспитания, поскольку она относится к мало изученной в науке теме (на тот исторический момент), поскольку отношения с другими людьми являются органически необходимым фактором человеческого развития.
Приведенное положение на сегодняшний день продолжает быть актуальным. Например, известно, что современные дети живут в окружении техносферы, которая осуществляет связь их с окружающим миром. Спомощью нее они и познают окружающий мир. Однако стоит отметить, что подобные исследования констатируют – лишь 20% информации усваивается из СМИ, а оставшиеся 80% усваиваются человеком с помощью основы человеческого познания, то есть, с помощью межличностного взаимодействия.
Исключительно важна роль межличностных взаимодействий в построении субъективного мира ребенка, в том числе и в расширении его психологической и социальной сфер. Соответственно, необходимо дать детям все необходимое для реализации успешного межличностного взаимодействия.
Уточним, что значит феномен «межличностное взаимодействие».В широком смысле межличностное взаимодействие «представляет собой случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, в результате которого происходят изменения их поведения, деятельности, отношений и установок» [90].
Авторский учебно-методический комплекс как база для практической реализации модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации младших школьников
Используемые педагогом методы работы должны обеспечить соблюдение пропорций тренинговой и исполнительско-творческой деятельности учащихся в ходе занятия. Создать эмоционально-образный настрой участников на совместную деятельность, организовать включение всех учащихся группы в процесс занятия. Осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся.
В программе предлагаются также авторские методы развития выразительности средствами музыкальных спектаклей. Рассмотрим некоторые из них. 1. «Учебный показ спектакля»;
Обычно руководители детских театральных коллективов – и драматических, и музыкальных, стараются довести спектакль до максимально высокого исполнительского уровня к его премьере, не подозревая, что участникиспектакля могут значительно сильнее развить свои способности при условии показа спектакля зрителям в «недоделанном» виде, как по костюмно-декорационному оформлению спектакля, так и по выучке и разработанности всех тонкостей ролей и слаженности игры.
Метод следует применять, обязательно используя следующие его составляющие: 1) Частичное или даже полное отсутствие костюмно-декорационного оформления спектакля невольно заставляет его участников активнее стараться заинтересовать и привлекать зрителей своей собственной актерской игрой и пением. 2) Для успешности этого метода необходимы специально созданные условия выступления (что очень важно!), создаваемые руководителем коллектива, среди которых: - определенный психологический настрой детей-артистов; - внушение уверенности о поддержке со стороны педагога и концертмейстера и помощи в случае форс-мажорной ситуации во время спектакля; - приветливые и благодарные зрители (для разного возраста это разные люди – родители, друзья, незнакомые люди).
Механизм развития выразительности следующий. Попадая в благоприятные условия, юные артисты, необремененные точными расстановками акцентов речевых и вокальных фрагментов спектакля, до конца закрепленных мизансцен и тщательной проработкой образов героев, не зажимаясь, и не комплексуя по этому поводу, начинают активнее раскрываться и импровизировать.
Совокупность этих двух элементов вызывает сильную концентрацию внимания и создают условия для творческого роста. А поскольку главными средствами выразительности здесь являются речь и пение, то весь акцент деятельности направлен на них. Следовательно, выразительность речи и пения активно развиваются.
Есть и отрицательная сторона. Такой спектакль часто теряет свою динамику, в результате чего нарушается темпо-ритм всего действия и разрушается целостность спектакля. Поэтому, для того, чтобы дети не привыкали к такому положению вещей, нельзя увлекаться этим методом, который заслуженно называется «Учебный показ спектакля». Нельзя не отметить то, что данный метод будет успешным с теми детьми, кто уже имеет знания и умения (хотя бы даже первичные) в области певческой и актерской деятельности, а также какой-то сценический опыт. 2. «Метод неподготовленной смены роли». В практике профессиональных театров обязательно проводятся несколько репетиций по вводу нового артиста, если основной по каким-либо причинам не может участвовать в спектакле. Руководители детских коллективов почти всегда делают также, стараясь из «нового» артиста сделать за несколько репетиций копию «старого», для того чтобы не менялась концепция и не пропадала динамика спектакля.
В данном методе речь идет о таком спектакле, который неоднократно уже был показан зрителям, причем разным зрителям: родителям, знакомым и незнакомым ровесникам, представлен на суд жюри фестивалей и конкурсов и т.п.
Яркость и образность речевых фраз и вокальных партий в детских спектаклях обуславливают непроизвольное запоминание многих ролей детьми в репетиционном процессе и в процессе показов спектаклей. Таким образом, ребенок-артист всегда, играя свою определенную роль, может знать партии других ролей.
В музыкальных спектаклях, как правило, есть и сольные, и ансамблевые роли, точное количество которых не должно быть обязательно определено. Также бывает, что за несколько дней до очередного показа спектакля выясняется, что один из артистов не сможет играть. Тогда за счет числа играющих ансамблевые роли следует совершить перестановку артистов. Это может быть не обязательно только перемена роли у одного артиста, а целая цепочка замены ролей.
Экспериментальная апробация модели музыкально-театральной деятельности по развитию навыков социальной адаптации у младших школьников в процессе освоения авторского учебно-методического комплекса
В учебно-методический комплекс входит также технология развития навыков социальной адаптации средствами сценической жизни в процессе обучения в музыкально-театральной студии «Через сцену», состоящая из четырёх этапов: «На сцену!», «Не сходя со сцены» или «Выступать, выступать, выступать!», «Со сцены в зал» или «Зритель – собеседник», «Расскажи, поделись!».Целью данной технологии сталосоздание таких условий, чтобы сцена стала местом для свободной реализации проявления творческой активности, обогащение сценического опыта учащихся, что позволит им обрести опыт принятия и передачи эмоциональной и рациональной информации, обретение умения понимать эмоциональное состояние партнёра по взаимодействию и сопереживать. Были сформулированы задачи технологии: дать студийцам возможность самовыражение в процессе выступления; дать возможность регулярно (часто) выступать на сцене в спектакле и с концертными номерами, то есть, формировать сценический опыт; научить свободному общению с партнером (партнерами) на сцене.
Во второй главе представлена также авторская образовательная программа «Музыкальный театр – дорога в жизнь», двуединой целью которойявляется содействие формированию навыков социальной адаптации средствами музыкально-театральной деятельности и формирование специальных умений и навыков в области музыкально-театрального искусства, что способствует воспитанию личности с развитым эстетическим вкусом и богатой духовной культурой. Программа реализует следующие задачи: образовательные – организовать музыкально-театральную деятельность, включающую в себя актерское мастерство, сценическую речь, вокально-хоровую работу, занятия танцем; сформировать умения и навыки в области актерского мастерства, сценической речи, вокально-хорового исполнительства и танца; работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь на практике применять полученные знания; сформировать умения и навыки в области музыкальной грамоты и знания в области истории музыки и театра (музыкального);сформировать умения и навыки в области организации и проведения театрально-зрелищного мероприятия; развивающие – выявлять и развивать индивидуальные творческие способности; развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение; развивать сознательное эмоциональное восприятие произведения искусства; формировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей; расширять музыкально-исторический кругозор; развивать навыки управления музыкально-театральном коллективом;
воспитательные – воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству; воспитывать способности активного восприятия искусства; формировать потребности активного участия в художественном процессе; способствовать овладению вербальными и невербальными средствами общения; воспитывать у учащихся такие качества личности как эмпатия, открытость, адекватность ролевой позиции, ответственность, организованность, скоординированность действий, коллективизм, конструктивность поведения; формировать умения и навыки социальной адаптации; выявлять и воспитывать лидерские и организаторские качества личности; оздоровительные – укреплять и поддерживать здоровье детей через оздоровительную функцию творчества. Сформулированы педагогические принципы образовательной программы «Музыкальный театр – дорога в жизнь»: «живое» музыкальное сопровождение, позитивная направленность оценочной шкалы, организация музыкального обучения младших школьников в основном с помощью 137 альтернативных неписьменных систем нотации, строгое соответствие репертуара возрасту и особенностям психофизического развития детей.
Сформулированы критерии и уровни оценки результативности занятий, установлены формы организации учебного процесса и режим занятий, формы и периодичность контроля успеваемости.
Большое внимание в тексте Второй главы уделено репертуару детского музыкального театра. Определены критерии подбора или создания репертуара: количество действующих лиц; продолжительность спектакля; соответствие содержания драматургического материала возрасту участников спектакля; продолжительность составных частей спектакля (форм): монологов, диалогов, сольных, ансамблевых и хоровых номеров, танцев; дикционная и артикуляционная сложность речевого текста; диапазонная и тесситурная сложность вокальных номеров, продолжительность вокальных фраз; сложность заложенных в спектакле танцевальных и трюковых элементов; сложность создания и воплощения характера персонажа, степень изменения психологических и поведенческих характеристик персонажа внутри театрального действия; персонификация персонажей спектакля (из какого «мира» задуманные персонажи спектакля: звери, люди, предметы и т.д.); сложность музыкального языка (вокального и инструментального.
Определено, что наиболее адекватным решением проблемы специального репертуара для музыкально-театральных занятий с детьми является создание автором – композитором-педагогом музыкальных пьес с учетом конкретных групп исполнителей, их индивидуальных способностей, возможностей и интересов.