Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Тренин, Глеб Александрович

Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности
<
Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тренин, Глеб Александрович. Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Тренин Глеб Александрович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Москва, 2013.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/352

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические и психолого-педагогические основы формирования творческой активности личности 10

1.1.Философские и социально-культурологические основы формирования творческой активности личности 10

1.2. Психолого-педагогические основы формирования творческой активности личности 29

Выводы по главе 1. 54

Глава 2. Искусство мозаики и витража, как виды монументально декоративного искусства 57

2.1. Монументально-декоративное искусство 57

2.2. Искусство мозаики и технология изготовления некоторых основных видов 74

2.3. Искусство витража 78

Выводы по главе 2. 81

Глава 3. Экспериментальное исследование процесса формирования творческой активности личности средствами монументально декоративного искусства 85

3.1. Проект учебной программы по формированию творческой активности личности на занятиях по монументально декоративному искусству, анализ существующих программ 85

3.2. Опытно-экспериментальные работы по формированию творческой активности личности студентов (констатирующий эксперимент) 90

3.3. Опытно-экспериментальные работы по формированию творческой активности личности студентов (формирующий эксперимент) 112

Выводы по главе 3. 130

Заключение 135

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. Новейшая социально-экономическая и политическая ситуации, возникшие в последние время в России, повлекли за собой некоторые перемены во всех областях жизни. Среди них формирование творчески активной личности, способной к созидательной, продуктивной деятельности в современных социальных условиях является проблемой, решение которой требует путей скорейшего поиска реализации.

Решающей силой и важнейшей стратегической целью развития общества является человек, с его идейными устремлениями, нравственными принципами, а также его постоянно развивающийся творческий потенциал. Большие потери на этапах исторического развития общества всегда были связаны с недостатками в воспитании, при отсутствии внимания к человеку, как к самой на иважнейшей ценности современного общества. Следствием все этого стали: нравственные компромиссы, культурная незрелость, снижение престижа духовных ценностей, распространение обывательской потребительской психологии, социальной не адаптированности молодого человека. В современных условиях проблема социализации молодежи, социальной адаптированности и интегрированности растущего, бурно развивающегося молодого человека в обществе и одновременного подхода к возможности преобразовательной работы приобретают особое значение, обусловленное с общественной потребностью в формировании творческой, социально полноценно ответственной личности.

В наше время формируется новое гражданское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающим мировым демократическим стандартам. Это общество требует сегодня от личности более высокого уровня образования и культуры. Произведения искусства непосредственно участвуют в жизни личности, из века в век формируя культурную жизнь общества.

Сегодня назрела необходимость воспроизводства всего разнообразного объема культурных ценностей, в воспитательно-образовательной системе, потребность в развитии творческих способностей личности, устранения дефицита духовности и культуры в социуме, развития интеллектуальных, духовных способностей у молодых людей. В современном обществе существует необходимость разработки качественно новых современных подходов к происходящим социальным процессам. Следует задуматься о разработке социальных параметрах оценки и прогноза идеологии поведенческой структуры молодежи и возможностей ее адаптации в обществе, что предполагает систему воспитания студенческой молодежи направленную на подготовку к новому уровню развития общества, его культуры и культурной цивилизации. На первом плане стоят задачи расширения традиционных направлений воспитания, устраненее отрыва высшей школы от жизни и социальной практики с ее условиями. В современных условиях обусловленном интенсивным развитием многих процессов и перенастройки всей системы отношений в обществе заметны, проявления все более массовой социально-культурной активности.

Решение рассматриваемой проблемы становится крайне необходимым, когда возрастает активная роль педагогики в поиске новых современных путей совершенствования социально-культурной среды как основных условия формирования творчески активной личности.

Сегодня основополагающими принципами педагогической науки является:

- демократизация системы образования, которая предполагает социализацию личности, с высокой политической активностью;

- поиск новых методов и форм обучения, путем сравнительного анализа различных образовательных систем и их концепций;

- гуманизация образования;

- личностно ориентированная направленность обучения;

- развитие творческого мышления;

- непрерывность образования, опирающеюся на самообразование и саморазвитие;

- возрождение духовных ценностей.

Педагогика на современном этапе предполагает всестороннее раскрытие различных способностей личности, анализа ее индивидуальности. Наше пристальное внимание к проблемам личности обусловлено четкой направленностью образовательного процесса на ее развитие, так как для современного общества нужна социально активная творческая личность, как основная сила общественного культурного прогресса.

Рассматривая и изучая различные воспитательные факторы и программируя их, педагогика стимулирует соответствующую деятельность общества. При этом педагогическая теория, которая раскрывает условия и механизмы взаимосвязи общественной среды и личности, характер регулирующий весь комплекс выполняемых личностью своих социальных функций, развития объективного основания сознания, самосознания, мотивационно-потребностной сферы личности, опирается на философско-социологические положения: Б.Г.Афанасьев, Л.Т.Буева, Н.Иконникова, В.ТЛисовский, Г.Л.Смирнов, В.Г.Спиркин, Г.Н.Филонов, А.Г.Харчев; психолого-педагогические: Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, В.М.Бехтерев, Л.Й.Божович, А.А.Бодалвв, В.В.Бойко, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.А.Деркач, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин.

Система образования, широко опирающаяся на научно-теоретическую основу формирования личности, используя различные средства и формы, среди которых высшее художественное образование приобретает особенное значение.

Монументально-декоративное искусство, воздействует на личность и глубоко обогащает ее. Проблема формирования творчески активной личности у студентов средствами монументально-декоративного искусства фактически не рассматривалась в педагогических исследованиях.

Объективно подходя к этому вопросу предполагается изучение специальной литературы в различных областях знания: психология, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности изобразительным и монументально-декоративным искусством, а так же работы в области искусствоведения и культурологии.

Особое значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности и ее творческих способностей имеют работы: А.Д.Алехина, A.Г.Алейниковой, Д.Б.Богоявленской, Е.И.Игнатьева, З.И.Калмыковой, В.В.Корешкова, B.С.Кузина, А.Маслоу, К.Роджерса, Н.Н.Ростовцева, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.

Рассмотрение научно-теоретических трудов позволяет опираться в нашем исследовании на работы многих ученых. В области основ теории учебно-воспитательного процесса являются работы C.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, A.M. Матюшкина, М.И. Мамутова М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина и др.

В искусствоведение и культурологи работы М.В.Алпатова, Р.Арнхейма, Б.Р.Виппера, А.В.Ефимова, Е.А.Заева-Бурдонской, В.И.Локтева, В.П.Сысоева, В.Т.Шимко и др.

Проведенный анализ научно - методической литературы по проблеме формирования творчески активной личности средствами монументально-декоративного искусства показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы.

Нет исследований конкретной направленности в области витражного и мозаичного искусства для студентов высшей школы. Использование монументально-декоративного искусства, в частности искусства витража и мозаики, в процессе формирования творчески активной личности студентов, способствует воспитанию у них чувства красоты, цветовой гармонии, способствует значительному увеличению понимания общехудожественных процессов, а также развитию художественной культуры.

Все вышесказанное дало нам возможность говорить о своевременности и актуальности данной работы.

Проблема этой работы состоит в поиске наиболее эффективных способов обучения и форм организации занятий по монументально-декоративному искусству направленных на формирование творчески активной личности студентов. Решение этой проблемы это и есть цель нашего исследования.

Объект исследования - формирование творчески активной личности студента, средствами монументально-декоративного искусства в процессе организации среды с использованием различных декоративных материалов.

Предмет исследования - творческая деятельность студентов на занятиях монументально-декоративным искусством в процессе организации среды.

Гипотеза исследования – формирование творчески активной личности студентов, средствами монументально-декоративного искусства в процессе организации среды наиболее успешным будет, если:

- теоретический процесс обучения крепко связан с конкретной художественно-практической деятельностью студентов;

- предлагаемый объем знаний, методы и формы проведения занятий, которые основаны на современной научно - теоретической базе, будут внедрены в систему проведения занятий;

- педагогическое руководство будет нацеливать студентов на самостоятельное, заинтересованное и сознательное приобретение художественных знаний и умений, направленных на формирование творческой активности личности;

- структура содержания занятий существует как динамично развивающаяся система, адекватная конкретным условиям проведения педагогического процесса;

- задания системотезированы и подготовлены для разного уровня сложности и степени подготовленности студентов.

Задачи исследования:

- исследовать научно-теоретические основы формирования творчески активной личности в процессе занятий монументально-декоративным искусством;

- проанализировать психофизиологические, педагогические и дидактические основы развития личности студентов:

- рассмотреть исторически сложившиеся технику и технологии, а также методы обучения монументально-декоративному искусству;

- исследовать современную систему обучения и выявить возможности успешной учебно-воспитательной работы в области изобразительного искусства, в процессе приобщения к искусству витража и мозаики;

- разработать структуру и содержание занятий по художественному изготовлению витражей и мозаичных панно для студентов 3-их курсов;

- разработать диагностику и критерии оценки уровня формирования современной, высококультурной творчески активной личности студентов;

- апробировать экспериментальным путем разработанную в процессе исследования систему обучения с комплексом учебных заданий.

Для выполнения поставленных задач на этапах опытно-экспериментальной работы использовались разные методы исследования:

- анализ, обобщение и изучение педагогической, методологической, научно-методической, специальной литературы по теме исследования;

- изучение и анализ существующих учебных программ по предмету дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды для высших учебных заведений;

- аналитическое наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов на занятиях монументально-декоративным искусством;

- экспериментальное проведение проверки по предлагаемым методам, приемам и формам обучения с целью проверки эффективности условий педагогических разработок;

- проверка полученных результатов и статистический анализ.

Научная новизна исследования:

- решена актуальная проблема и разработана методическая система развития и формирования творчески активной личности средствами монументально-декоративного искусства на примере создания витражных и мозаичных панно;

- определена образовательно-воспитательная, а также развивающая роль декоративной деятельности студентов на примере художественной обработки стекла и мозаичных материалов, ее влияние на формирование их личностных качеств;

- разработан курс лекций по данному предмету.

Теоретическая значимость исследования: опубликован ряд статей на разрабатываемую тематику в научных изданиях.

Практическая значимость определяется тем, что:

- разработана программа по предмету «Монументально-декоративное искусство в формировании среды» для системы высшего художественного образования, направленная на формирование творчески активной личности студентов;

- разработано методическое пособие по выполнению курсовой работы по предмету «Монументально-декоративное искусство в формировании среды», что должно способствовать более полному укреплению пройденного материала у студентов высших учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Разработанная, научно и методически обоснованная, экспериментально проверенная программа по предмету «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды». Применение разработанной экспериментальной программы в процессе обучения на факультетах дизайна. Сохранение культурной среды в современном обществе.

  2. Организационно-педагогические условия эффективного развития творческой активности у студентов в процессе обучения монументально-декоративному искусству. Развитие художественного мышления личности - важнейший результат художественного развития студента и в тоже время, предпосылка, обеспечивающая более высокий уровень художественно-эстетического воспитания, образования и художественной деятельности в целом.

  3. Содержательная модель процесса эффективного развития творческой активности у студентов, обучающихся в системе художественно промышленных ВУЗов, построенная на основе выделенных особенностей обучения монументально-декоративному искусству, организационно-педагогических условий и критериев оценки их эффективности.

Достоверность исследования обусловлена:

- опорой на базовые научно-теоретические положения в области психологии, педагогики, искусствознания, культурологии, по вопросам развития творчески активной личности;

- опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики изменений творческой активности студентов. Исследование проводилось в три этапа в период с 2007 по 2011 гг.

Первый этап (2007- 2008гг.) - поисково-творческий. В этот период осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная художественно-педагогическая и психологическая литература по исследуемой проблеме. Анализировались учебные планы и программы высших образовательных учреждений, разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы, в ходе которой составлялись программы наблюдений, проводился анализ творческих работ студентов.

На втором этапе (2008- 2010гг.) основное внимание уделялось опытно-экспериментальной работе. Охваченный период времени позволил объединить в единой методике результаты достаточно длительной исследовательской и опытно-экспериментальной работы по разработке общих требований, предъявленных к преподаванию монументально-декоративного искусства в высших художественных образовательных учреждениях.

На третьем, заключительном этапе (2010-2011 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Исследование проводилось в НАНО ВПО «Институт Индустрии Моды».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось с 2008 по 2013 г.г. в ходе экспериментальной деятельности НАНО ВПО «Институт Индустрии Моды».

Экспериментальная программа апробировалась на базе НАНО ВПО «Институт Индустрии Моды».

По итогам исследования опубликованы научные работы: «Монументально-декоративная скульптура в организации окружающей среды и ее влияние на формирование личности». Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна. (Москва-Магнитогорск 2010 г.), «Витраж, как вид монументально-декоративного и прикладного искусства в формировании современной культурной личности». Личность в глобальном мире: пути социокультурной идентификации: материалы Международной конференции «Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации». (СПб. 2010 г.), «Искусство мозаики, как вид монументально-декоративного искусства в формировании личности студента». Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. ( Москва 2011 г.), «Роль монументально-декоративного искусства в формировании личности». Процессы модернизации и ценности культуры: материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. (СПб. 2011 г.), «Формирование личности студентов факультетов дизайна на занятиях монументально-декоративным искусством». Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX международных психолого-педагогических чтений. (Ростов н/Д 2011 г.), «Культурное пространство в формирование личности студентов на занятиях монументально-декоративным искусством». (Казань 2011 г.), «Монументально-декоративное искусство, как средство формирования творческой активности студентов». (Казань 2011 г.), «Искусство витража, как вид художественно-творческой деятельности и ее влияние на формирование творческой активности личности». Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. ( Москва 2012 г.), «Искусство-творчество в формировании творческой активности личности». Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. ( Москва 2013 г.).

Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры декоративного искусства Московского городского педагогического университета.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Психолого-педагогические основы формирования творческой активности личности

Рассматривая, изучая художественно-творческую работу или деятельность студентов, нам надо обратиться к философии, которая дает определение понятия «художественная деятельность». «Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности: преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую, которые входят в нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Художественная деятельность возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из других человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено художественной деятельности - произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Художественная деятельность является центральным звеном художественной культуры, назначение которой повышать действенность эстетической культуры в развитии общества, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности и имеющие важное значение для ее стимулирования. Эта социальная сторона художественной деятельности имеет все возрастающее значение в жизни общества» [217, с. 509-510].

Человечество уже не один год наблюдает за интенсивным процессом проникновения и взаимодействия наук. Сфера изучения искусства не составляет какого-либо исключения из этой общей закономерности. Исследователи искусства обращаются в своих изысканиях к представительству самых разных наук. Взаимопроникновение науки и искусства в процессе овладения человеком объективного мира наблюдалось на всем протяжении исторического процесса развития общества и до сегодняшнего времени. Однако условия научно-технической революции внесли в этот объективный процесс свои коррективы. Взаимосвязь науки и искусства стала более разносторонней и эффективной. Научно-технический прогресс оказывает влияние не только на методы решения в области естественных наук, в сфере материального производства, но и способствует совершенствованию всей культуры в целом. Достижения же современной культуры способствуют формированию разносторонних способностей людей. Эта черта влияет на характер труда, насыщая его элементами творчества и эстетической деятельности. С другой стороны, научно-технический прогресс способствует расширению возможностей самого искусства воздействовать на образный строй человеческого мышления, на развитие высоких эстетических вкусов людей.

В современных условиях избыточной информации, перед человеком все время возникает необходимость опознания предметов при минимальных затратах времени. Другими словами, встает проблема ускорения процесса опознания или процесса познания материально-предметного мира. В роли катализатора данного процесса и выступает эстетическое восприятие.

Художественно-творческая деятельность, а также проблема творчества и творческих способностей волновала многих ученых мыслителей разных эпох, стала предметом изучения самых различных отраслей наук: философии, психологии, педагогики, физиологии, культурологии, искусствознания, что крайне важно для сегодняшнего понимания всего круга вопросов связанных с формированием культурно развитой творчески активной личности в обществе. В связи с этим определение самого понятия «творчество» очень широко и крайне неоднородно. Одни ученые считают, что творчество характеризуют лишь социально значимые открытия. Другие представляют, что творчество в открытиях, которые человек делает исключительно для себя.

Предметом обсуждений на сегодняшний день стоит комплекс вопросов, связанных с интерпретацией понятий творчества, культуры, деятельности, формирования, а также с пониманием основной взаимосвязи между ними. Они часто определяются одно через другое по всему содержанию. Интересен вопрос об основных критериях творчества, о тех понятиях, которые являются наиважнейшими в теории творчества и о специфике творческой деятельности личности в том или ином виде.

Философы определяли термин «искусство» по-разному. Первоначально они считали, что искусство - потребность в подражании, позже поняли, что это ошибочно, т. к. даже первобытные люди вносили в свое искусство фантазию. В XYIII веке в жизни общества в его устройстве произошли изменения, и понимание искусства также изменилось. Французский философ Жан Жак Руссо [193] представлял искусство не только как описание внешнего мира, а как выражение человеческих страстей и эмоций. Так же понимали искусство немецкие философы (Иоганн Гердер, поэт Иоганн Гёте и др.). Они пишут в своих трудах, что главная цель искусства - не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а как раз изображение внутренней жизни человека.

Искусство - одна из форм общественного сознания, важнейший элемент человеческой культуры. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно отражает действительность в художественных образах. Искусство активно воздействует на мысли, волю, чувства людей и играет огромную роль в жизни общества. Оно с успехом осуществляет познавательную и воспитательную роль тогда, когда произведения имеют такую художественную конфигурацию, в которой отчетливо, богато и ярко выражена действительность.

Искусство мозаики и технология изготовления некоторых основных видов

В мышлении различают репродуктивное и творческое мышление. Все структуры входят в тот или другой тип мышления. Творческое мышление характеризуется особыми процедурами умения самостоятельно переносить знания, в видение проблемы. Их основная ценность, в отличие от всех процедур, состоит в том, что их нельзя прописать или предписать, как некую последовательность, совокупность шагов либо операций. Развитие художественного мышления личности является важнейшим результатом художественного развития студента и в тоже время, предпосылкой, обеспечивающей более высокий уровень художественно-эстетического воспитания, образования и художественной деятельности в целом. Художественно-творческая деятельность состоит из некоторых видов: преобразовательная, познавательная, оценочная, воспитательная, коммуникативная, игровая деятельность, которые входят в художественную деятельность благодаря присутствию в них эстетическому аспекту. Главное в художественной деятельности -произведение искусства и его воспитательное воздействие на личность.

Способом усвоения опыта творческого мышления является решение проблем и творческих задач, решение которых становится по той или иной причине потребностью студента и ею мотивировано.

Проблемой является вопрос или задание, способ решения или результат, который студенту заранее не известен, но он обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск результата или способа их выполнения. Иначе говоря, это вопрос, ответ на который неизвестен студенту, но он может приступить к его поиску.

Поэтому в структуре мыслительной деятельности человека можно выделить три функциональных уровня: - наглядно-действенный, который представляет собой непосредственную форму связи с действительностью на основе практики; 2 - чувственно-образное мышление, которое характеризуется дистанционным контактом с объектом на основе зрения и слуха, определяющим целостное воспроизведение объективной ситуации, обособление от реальной действительности в факте сознания; 3 - понятийно-логическое мышление, которое позволяет проникнуть в сущность понятий, систему их обозначения.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева о «полиморфности» мыслительных процессов, эти аспекты сознания тесно взаимосвязаны. В чувственно-образном мышлении, обязательно есть компоненты понятий, т.е. мышление функционирует на основе чувственных образов. Поэтому одной из психологических предпосылок формирования творчески активной личности студента на занятиях монументально-декоративным искусством является мышление в целом. Доминирующим является чувственно-образное мышление, которое в высшей мере сохраняет эмоциональность и яркую образность первоначального восприятия и в котором понятия более тесно переплетаются с конкретно-чувственными признаками [126,с. 182].

Рассматривая понятие «творческое мышление», можно выделить некоторые основные компоненты, его составляющие. Они в полной мере соответствуют функциональным уровням мыслительной деятельности человека: 1 - аналитические компоненты соответственно понятийно логическое мышление; 2 - эмоциональные компоненты (чувственно-образное мышление); 3 - созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление); Развитие художественно-изобразительного мышления является важнейшим результатом творческого формирования творчески активной личности студента и в тоже время, предпосылкой, обеспечивающей более высокий уровень художественно-эстетического образования в целом. Российский психолог Д.Б.Богоявленская [30, 31] исследовала дифференциацию всей феноменологии творчества, построила его типологию. Обосновала три основных типа творчества: - комбинаторное творчество - на основе комбинации создание нового, варьирование связей и элементов между ними; - инновационное творчество - внесение новейших, некогда не известных элементов в предмет деятельности человека (в обучение, в труд, в продукцию, в знание и т.д.); - исследовательское творчество - произведение нового подхода или идеи, которые существенно изменяют содержание методов и форм труда. Исследовательское творчество базируется на научных методах анализа процессов и явлений, а также на культуру научного поиска.

Творчество понимается нами, как духовная практическая деятельность культурной личности, итогом которой, является произведение новых, оригинальных, неповторимых социальных и значимых ценностей. Раскрытие новейших свойств и закономерностей, а также методов исследования и перестройки мира. Следует отметить, что способность к творчеству, связана со способностью человека нестандартно мыслить. Это не означает, что творчество - специальный дар избранных. Многие исследователи считают, что значительные показатели креативности у молодых людей не гарантируют высоких творческих достижений в нем. Хотя увеличивают вероятность их проявления при присутствии мотивации к творчеству и постижении нужными творческими знаниями и приемами изобразительной деятельности. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного художественно-творческого мышления и самовыражения, моделирования творческих действий провоцирует существенный рост креативности, а также появление таких качеств личности, как независимость, открытость новому, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

Опытно-экспериментальные работы по формированию творческой активности личности студентов (констатирующий эксперимент)

Важность эскиза утвердилась вместе с широкой распространенностью импрессионизма на рубеже столетий, но остается еще довольно распространенной и на сегодня. Часто художники принимаются за работу, не имея эскизов. Это говорит о том, что исполнению они придают большее значение, чем замыслу.

Пренебрежение законами композиции весьма ередкоеявление. Ни один талантливый художник не сомневался, что, обходясь без композиционных средств, он компонует в соответствии с самой правдой жизни. «Непосредственность» построения достигается ценой несовершенства или убожества композиционного строя. Такой подход полностью противоречит с многовековым традициям. Когда художник выражается ущербными композиционными средствами, жизненное содержание его работы оказывается во многом «подразумевающимся» или обедненным. Художник сам себя обезоруживает видимостью простоты и доступности. Дурные пережитки такого рода нередко продолжают еще существовать. Они заставляют иного художника сознательно отказываться от подлинной композиции или же невольно забывать о ее существовании.

Особенное значение монументальное искусство завоевывает в периоды важных социально-политических изменений, во время общественно-культурного подъёма, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи общества. Примеры этому - искусство

Древнего мира, монументальное искусство Древней Индии, Египта и Античности. Трансформация религий, социальные реформы привносят коррективы в тенденции, которые находят свое отражение в монументальном искусстве. В нашей стране тоже наблюдалась подобная зависимость. Это прослеживается в архитектуре древнерусских соборов, городов, фресках, мозаике, иконостасах и скульптурном декоре в скульптуре от Петровской эпохи до первой четверти XX века, когда монументальное искусство стало использоваться в целях идеологической и пропаганды.

Синтез монументального искусства и архитектуры - важная пластическая или смысловая доминанта ансамбля или местности. Образные и тематические элементы декора фасадов и интерьеров, памятники или пространственно-композиционные скульптурные решения организации среды традиционно посвящаются или стилистическими своими особенностями отражают современные идеи и социальные тенденции, олицетворяют философские концепции. Произведения монументально-декоративного искусства обладают предназначением для увековечения выдающихся деятелей, исторических событий. Тематика и стилистическая направленность их крепко связаны и с общими социально-политическими условиями и атмосферой, доминирующей в общественной жизни.

Определенная функциональная зависимость некоторых видов монументально-декоративного искусства, их вспомогательная роль являющаяся в решении декоративной окрашенности стен, разнообразных архитектурных элементах, фасадах, садово-парковых ансамблях, ландшафте. Предназначенные для этого произведения наделяются архитектонически-орнаментальными качествами или свойствами.

В монументальном искусстве должна быть гармония общего решения, в котором достигается равновесие между архитектурой, скульптурой, живописью, реальным пространством, благодаря точно найденному масштабу в широком смысле слова. Речь идет о масштабном соотношении монумента с историческим событием, а также о масштабе, применительно к историко-географической среде, о масштабном восприятии монумента человеком.

В эпоху поисков синтеза, переноса внимания на создание среды, объединяющей усилия творцов различных направлений культуры и активно участвующих в формировании человеческой личности, естественно, повышается не только воспитательная, но и пространственно-организующая функция монументального искусства. Все более дифференцированным становится градостроительное размещение монументов и их связь со структурой современного города, его дизайна. В этом плане уже не достаточно говорить о мемориальных сооружениях, так как они смыкаются с крупной городской скульптурой, не имеющей подобного предназначения. Для целого ряда городов мира стало характерным устройство «пластических галерей» на открытом воздухе (Музеон г. Москва). Часто, сливаясь с пешеходными зонами, они становятся важными культурными центрами в жизни города.

Как часть городской среды монументальное произведение используется для организации пространства и вместе с тем феномен искусства воздействует на сознание каждого, кто приближается к нему или просто проходит мимо. Даже привычка не может полностью исключить момента его спонтанного восприятия. В то же время памятник может стать идейно-эстетическим центром, обладающим своим климатом. Эти своеобразные острова играют важную роль не только в пространственной, но и в эмоционально-эстетической атмосфере города. В ответ на требования социальной практики возникают новые объемно-пространственные ансамбли.

Опытно-экспериментальные работы по формированию творческой активности личности студентов (формирующий эксперимент)

Немаловажным фактором в формировании личности студентов на занятиях по монументально-декоративному искусству является творческая атмосфера в студенческих группах. Преподаватель имеет возможность управлять потребностно-мотивационной сферой деятельности студентов в системе педагогических установок, которые дали положительный результат. На основе приобретенного опыта, полученных знаний, умений и навыков у большинства студентов возникло стремление к проявлению самостоятельности решения учебно-творческих задач по данному предмету, зародился интерес и желание не только проникать глубоко в сущность явлений и их взаимосвязь по изображению разработанной монументально-декоративной композиции и композиции объекта, но и находить новые способы их осуществления. Педагогическое руководство осуществлялось в форме рекомендаций и практической помощи в организации творческого композиционного поиска, научно-исследовательской деятельности, при этом учитывались индивидуальные особенности каждого студента, его умение самостоятельно отбирать и перерабатывать необходимую информацию, его интересы и возможности принятия самостоятельного, неординарного решения.

Формирование личности студентов будет более успешным, если педагогическое руководство: во-первых, будет нацеливать студентов на самостоятельное заинтересованное и сознательное приобретение художественных знаний и умений; во-вторых, преподаватель будет постоянно учитывать индивидуальные особенности студентов, знать и развивать потенциальные творческие возможности и потребности каждого студента оценивать их объективно; в-третьих, предложенные задания их цели и задачи будут вызывать у студентов творческий интерес к успешному выполнению поставленной задачи. В процессе формирования личности студентов на занятиях предметом «Дизайн и монументально-декоративное искусство в формировании среды» были определены следующие рекомендации по организации учебной работы: 1. Учебное задание должно вызывать у студентов интерес к работе, положительный эмоциональный настрой, что является первоисточником зарождения потребности в знаниях, умениях и навыках, творческой деятельности. Все это дает посыл студентам к проявлению творческой деятельности, самовыражению в работе над заданием. 2. Учебное задание должно соответствовать целям и задачам дисциплины, вызывать потребность в знаниях, приобретении умений и навыков работы с декоративными материалами при изучении основ монументально-декоративного искусства, умение создания комплексного решения по проектированию и декорированию средового объекта. Педагогические условия формирования личности составляют такую совокупность процессов и отношений, которая дает преподавателю вуза возможность успешно управлять формированием творческой активности личности на занятиях монументально-декоративным искусством. Педагогический процесс формирования личности студентов является одним из типов взаимодействия преподавателей и студентов. В этом процессе формирования творческой личности ведущее место принадлежит преподавателю, но это не исключает, а предполагает активную позицию студентов. Взаимоотношения преподавателей и студентов в учебном процессе рассматриваются как одно из условий успешного решения задач обучения, в том числе развития личности, а также ответственного отношения студентов к приобретению профессиональных знаний и умений. Студенты, будучи в позиции учителя на педагогической практике, могут самостоятельно ставить перед собой задачи, находить пути их решения, преодолевать возникшие трудности, приходить к собственным выводам. Для развития творческой активности личности студентов преподавателю необходимо соблюдать следующие общие педагогические условия: - умение реализовать такие педагогические принципы, как сознательность и доступность, активность и самостоятельность в обучении; - знание преподавателем тех качеств, которые формируют творческую активность личности студентов и умелое руководство в их формировании в ходе учебно-познавательной деятельности (устойчивости волевых усилий, наличия познавательных интересов, потребностей и ценных мотивов умения, показателем овладения умениями и навыками самостоятельной и самообразовательной деятельности); - умение создавать атмосферу оптимизма, доброжелательности, уверенности в силах каждого, требовательности и уважения к студенту, педагогического такта и системы поощрений; - знание возможностей и особенностей студентов соответственно этапам обучения в вузе; соблюдение индивидуального подхода к студентам в учебном процессе.

При рассмотрении педагогических условий развития личности студентов были выявлены наиболее эффективные методы развития личности студентов. Основная задача выявленных методов - вызвать интерес и потребности студентов, направленные на приобретение, осмысление и усвоение знаний, выработку умений и навыков.

В первую очередь следует назвать различные внешние воздействия, выступающие как некие стимулы (внешние побудители к деятельности и к творчеству). Особую роль играют методы обучения монументально-декоративному искусству. Необходимость формирования творческой активности личности возникает и поддерживается при условии, если разнообразные внешние стимулы обучения монументально-декоративному искусству переходят в личностно-значимые мотивы учебно-познавательной деятельности студентов. Учебная деятельность определяется не одним, а многими взаимосвязанными мотивами.

Похожие диссертации на Монументально-декоративное искусство в формирование творчески активной личности