Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения поэзии "серебряного века" в школе 10
1.1. Поэзия "серебряного века" как отражение эстетической, духовно-нравственной и культурной жизни России рубежа ХГХ - XX веков. Специфические черты поэзии "серебряного века" 10
1.2. Особенности восприятия лирики русского культурного ренессанса одиннадцатиклассниками 40
1.3. Система уроков и внеклассных занятий по изучению поэзии "серебряного века" в школе 57
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка системы изучения поэзии "серебряного века" в 11 классе средней школы (обучающий эксперимент) 74
2.1. Специфика вводных занятий 74
2.2. Виды уроков и внеклассной работы в процессе изучения поэзии "серебряного века" 96
2.3. Результаты обучающего эксперимента 142
Заключение 151
Библиография 153
- Поэзия "серебряного века" как отражение эстетической, духовно-нравственной и культурной жизни России рубежа ХГХ - XX веков. Специфические черты поэзии "серебряного века"
- Система уроков и внеклассных занятий по изучению поэзии "серебряного века" в школе
- Виды уроков и внеклассной работы в процессе изучения поэзии "серебряного века"
- Результаты обучающего эксперимента
Поэзия "серебряного века" как отражение эстетической, духовно-нравственной и культурной жизни России рубежа ХГХ - XX веков. Специфические черты поэзии "серебряного века"
"Серебряный век" русской поэзии (шире - отечественной культуры) - одна из наиболее сложных и интересных эпох в истории России. Появившийся на стыке XIX -XX веков, во времена бурных социально-политических перемен, он стал предметом широкого исследования в литературоведении, философии, эстетике. В настоящее время опубликовано много работ, созданных на протяжении нашего столетия, посвященных феномену "серебряного века", исследований творчества его представителей. Это труды И. Анненского, А. Белого, Н. Бердяева, А. Блока, Д. Мережковского, К. Мочульского, С. Соловьева, В.Агеносова, В. Библера, Н. Богомолова, М. Гаспарова, Л. Гинзбург, Г. Долгополова, В. Крейда, Ю. Кричевской, А. Леденева, Ж. Нива, Л. Рапацкой, И. Сер-мана, В. Страда, Е. Эткинда и многих других.
Осмысление поэзии рубежа XIX - XX веков философией, критикой, литературоведением, искусствоведением является основой методического исследования, фундаментом школьного изучения в 11 классе.
Чем же привлекает нас искусство "серебряного века"? Скорее всего, ответ на этот вопрос нужно искать в том духовном, эстетическом и нравственном наполнении, которое несет старшекласснику знакомство с развитием отечественной мысли на рубеже ХГХ - XX веков.
Ведь сейчас на первое место школа, как и общество в целом, выдвигает не идейно-политическое воспитание, а нравственное, эстетическое. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках. Она, духовная жизнь, формирует личность, являясь тем высшим невидимым духовным центром, вокруг которого и в котором вся суть, весь смысл существования. А поэзия "серебряного века", бесспорно, является важным компонентом формирования духовно сти, эстетической чуткости. Творчество лириков впитало в себя лучшие традиции мировой культуры. Их произведения проливают свет на годы бурного расцвета эстетической и философской мысли дореволюционного прошлого России, окунают читателя в истоки сегодняшнего миропонимания, в библейскую, греческую и римскую культуры, воссоздают "синтез искусств" рубежа веков, заставляют внимательнее всматриваться в человеческое бытие и размышлять о назначении человека, его мира.
Осознание эпохи конца XIX - начала XX века старшеклассниками как времени "русского культурного ренессанса", "синтеза искусств", времени, когда почти одновременно начали творить представители различных поэтических школ, где каждый художник выбирал свой неповторимый поэтический голос, времени, положившему начало таким потокам развития искусства XX века как "русское зарубежье", "возвращенная литература", "искусство постмодернизма" важно. Важно для духовного развития подрастающего поколения и то, что новые лирики ("барды", "эстрадники", гихие") ориентировались на поэзию рубежа веков.
М.Л. Гаспаров пишет, что поэтика "серебряного века" - это, прежде всего, поэтика русского модернизма (символизма, акмеизма и футуризма), откликнувшегося на основные события и новые веяния в жизни и культуре перестройкой системы тематики, мобилизацией самых разнообразных обновленных поэтических средств с тем, чтобы они могли сложиться в новое интегральное единство формы, способное вобрать в себя и выразить качество новых жизненных явлений.
Модернизм был мировоззренческой основой начала XX столетия, закономерным этапом развития литературы, поэзии, изобразительного искусства, музыки, театра. Связь между различными видами художественного творчества реализуется активным сотрудничеством друг с другом на основе ломки разделивших их условных границ, рождает их синтез.
В исследовании мы опираемся на определение, данное искусствоведом М.В. Алпатовым: "... Под синтезом следует разуметь сложное соотношение, основанное на противоречии, которое в конечном счете складывается в новое единство" (3, 214).
Трактовка "синтеза искусств" как единства и взаимодействия равных, но противоречивых начал характерно для таких ученых, как А. Зись, В. Тарсалова, А Мазаев, Е. Мурина, Р. Мухаметшина, Л. Рапапкая, К. Юон и других.
Анализ философских, литературоведческих, искусствоведческих работ позволил выделить нам два аспекта "синтеза искусств", в данном случае - в "серебряном веке", на философском и эстетическом уровнях. Главное (философское) предназначение "синтеза искусств" - преобразование мира с помощью специфических средств художественных видов творчества, то есть влияние на духовно-нравственный климат в обществе. Другой составляющей частью (эстетической) "синтеза" можно считать принцип синкретизма - "оркестрового единства жизни", который проявляется в тяготении поэзии к другим видам искусства - живописи, музыке... В результате возникают различного рода "стыки", выражающиеся в межвидовом синтезе (поэтичность прозы, символизация цвета и звука, стилевые реминисценции, музыкальность и живописность образов).
Во многих работах литературоведов достижения поэзии "серебряного века" рассматриваются на историко-культурном фоне. Это труды Н. Банникова, Т. Бек, М. Гас-парова, А. Леденева, В. Крейда, Т. Сопловой и других. Б. Крейд писал: "Никогда еще формы общения не были столь многогранны и многоплановы... Связи между поэтами и писателями, художниками, артистами, философами оказались столь насыщенными, что о них, взятых вместе, можно говорить как о едином историко-культурном контексте" (50, 17).
"Синтез искусств", историко-культурный контекст тесно связаны с "диалогом культур". Культурное настоящее общества развивается в двух ипостасях: поддержание традиций и творческая переработка эстетических достижений прошлого, создание на их основе новых ценностей (новаторство). Обращение к культуре прошлого и осмысление ее опыта с позиции сегодняшнего дня проявляется в уникальной возможности культуры - в ее диалогичности (термин М.М. Бахтина).
Философское осмысление "диалога культур" принадлежит М.М. Бахтину. К "диалогичности" обращались поэты практически всех течений "серебряного века" (в меньшей степени - футуристы): А. Блок, В. Иванов, Н. Гумилев, И. Северянин... "Диалог культур", проявляющийся в повышенном внимании к различным историческим эпохам (мифологические, библейские, античные и другие культурные и этногра фические реминисценции), был заложен в программу акмеистов как "тоска по мировой культуре" (О.Э. Мандельштам).
В исследованиях методистов Т.Ф. Курдюмовой, С.А. Леонова, Т.А. Баранниковой, Р.Л. Мухаметшиной и других подробно рассмотрен аспект ориентации на традиции и новаторство при изучении художественных произведений в школе как средство сохранения единства общечеловеческого культурного самосознания, средство познания различных эпох.
Рассмотрение особенностей поэзии "серебряного века" в "синтезе искусств" (на философском и эстетическом уровнях), в историко-культурном окружении (на фоне развития общественного движения, философии, искусства, науки и образования), в "диалоге культур" (культурные и этнографические реминисценции, выявление традиций и новаторства) составляет содержание культурологического аспекта в изучении поэзии "серебряного века"
Система уроков и внеклассных занятий по изучению поэзии "серебряного века" в школе
Поэзия "серебряного века" включена в программы по литературе для изучения в общеобразовательных учебных заведениях в 1991 году.
Некоторые ее представители изучались в отечественной школе раньше, но перечень их имен был ограничен тремя - А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин В силу идеологических причин творчество других представителей "русского культурного ренессанса" было в тени, а понятие "серебряного века" как эпохи не изучалось вообще. Эти факты обедняли представление многих поколений россиян о литературном процессе, об исторической эпохе XX века, давшей основные тенденции развития культуры и науки всего последующего периода.
Авторы современных программ (Г.И. Беленький, Н.Н. Костанян, Т.Ф. Курдюмова, А.Г. Кутузов и другие) по-разному определяют темы изучения поэзии "серебряного века" в курсе литературы одиннадцатого класса, в руководствах представлен и разный набор имен поэтов и их произведений. Учитель вправе выбрать тот или иной путь постижения поэзии рубежа XIX - XX веков, дополнить список имен поэтов для изучения в классе и для самостоятельного прочтения учениками, выбрать главный аспект работы по разделу, который максимально приблизит старшеклассников к пониманию особенностей лирики "серебряного века". Мы же, создавая программу изучения поэзии "русского культурного ренессанса", выбрали путь, предложенный Н. Н. Костанян, который, на наш взгляд, наиболее полно отражает развитие поэзии интересующего нас периода, дополнили его разделами культурологического аспекта, видами самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся, определили теоретико-литературный минимум, изучаемый на уроках. Данная работа по корректировке программы помогает выделить этапы изучения раздела, четко определить виды деятельности учителя и школьника и главное - не противоречит художественной природе поэзии "серебряного века".
Многие методические пособия последних десятилетий оказывают учителю помощь в разработке конкретных целей и задач уроков, предлагают виды анализа лириче ских произведений, формы организации занятий в классе и во внеурочной деятельности.
Так, из учебников по литературе для одиннадцатого класса общеобразовательных учебных заведений наибольший интерес представляет книга, созданная под редакцией В.В. Агеносова, где "серебряный век" вписан в систематический курс истории литературы XX века. В обзорных и монографических главах рассматриваются как основные тенденции этого периода, так и творчество наиболее ярких поэтов (А. Блока, И. Бунина, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой). Здесь кроме литературоведческих очерков, адресованных старшеклассникам, содержатся вопросы для закрепления и повторения материала, задания для самостоятельной работы, темы сочинений и список рекомендуемой литературы. (190)
Рассмотрению поэзии "серебряного века" в контексте русской и мировой литературы посвящено исследование Л.А. Аннинского "Серебро и чернь".
В нем представлено творчество двенадцати поэтов рубежа веков, методический аппарат содержит вопросы для самопроверки учеников и для занятий в классе. Несмотря на то, что учебные материалы прежде всего ориентированы на гуманитарные гимназии, лицеи и классы с углубленным изучением литературы, имеющийся материал целесообразно использовать и в работе с обычными классами. Книга помогает понять связи творчества поэтов "серебряного века" с предыдущими и последующими этапами развития мирового литературного процесса. (8)
Учебники В.В. Агеносова, Л.Л. Аннинского, а также Ф.Ф. Кузнецова (190; 8), учебник-хрестоматия В.Д. Серафимовой (203), справочные материалы для учеников Л.А. Смирновой (191) способствуют организации самостоятельного постижения один-надцатикласниками творчества некоторых представителей "серебряного века", организации исследовательской деятельности (сопоставление точек зрения, подготовка заданий и т.д.), закреплению материалов уроков.
Из методических пособий для учителей, созданных до 1990 года, пристального внимания заслуживают работы З.Я. Рез (186-187), А.Ф. Киреевой (102), П.К. Сербина (196-198), Б.С. Локшиной (130), В.И. Харчевникова (213), З.А. Новлянской (160) и дру гих. В них предложены этапы изучения лирики поэтов, приведены примеры планирования работы по творчеству А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского.
В диссертации мы не рассматриваем вопрос о монографическом изучении творчества А. Блока, С. Есенина и В. Маяковского, так как в вышеназванных пособиях он достаточно подробно рассмотрен.
Методические рекомендации последнего десятилетия отличаются более свободным выбором нетрадиционных форм организации знакомства старшеклассников с "серебряным веком" и масштабными связями поэзии с другими видами человеческой деятельности (историей, философией, политикой, искусством). Так, пособие для учителей, созданное Е.В. Карсаловой, АВ. Леденевым, Ю.М. Шаповаловой "Серебряный век" русской поэзии" состоит из обзора развития модернистской поэзии, строящегося на характеристике экономических и политических особенностей времени, его философского осмысления, опосредованно воздействующих на литературу. В методической части представлены нетрадиционные формы уроков с игровой установкой и элементами театрализации. Книга содержит обширный список литературы. (97)
В работе И.А. Биккуловой и Г.А. Обернихиной "Изучение поэзии "серебряного века" в школе" рассматриваются основные литературные течения рубежа веков и возможности урока-концерта как формы знакомства одиннадцатиклассников с теоретико-литературными понятиями. В приложении даны стихотворения, манифесты и декларации символистов, акмеистов и футуристов.(29)
Из публикаций в журнале "Литература в школе" и приложения "Литература" к газете "Первое сентября" выделим биографические комментарии М. Шаповалова, посвященные творчеству В. Брюсова (214) и И. Северянина (215), Е. Беренштейна об О. Мандельштаме (24), И. Анненском (25), К. Бальмонте, А. Павловского о М. Цветаевой (170), Л. Полукарова о 3. Гиппиус (171). Целые номера газеты "Литература" посвящены изучению творчества в школе А. Ахматовой, С. Есенина, И. Северянина, А. Блока. Здесь можно найти и литературоведческий комментарий к стихотворениям поэтов, и методические рекомендации по проведению уроков, и вопросы к викторинам. Организация литературно-музыкальной композиции по творчеству М. Цветаевой пред лагается Л. Пастуховой. (172) Изучению творчества В. Маяковского в выпускном классе уделено внимание в статье Е. Волькина. (49)
Методические статьи В. Лакшиной (119), Е. Ивановой (89), В. Журавлева (78-79), Н. Зуева (88), В. Мусатова (142), Т. Сопловой (207), В. Николаенко (146) и других рассматривают вопросы изучения поэтики многих представителей "серебряного века" русской поэзии, этой проблеме посвящены "Материалы для экспериментальной работы" Э.А. КрасновСКого (112).
Проблемам сопоставительного анализа стихотворений и живописи посвящены работы Н. Примочкиной (178) и Т. Сопловой (208).
Исследование Л. Рапацкой рассматривает общекультурные связи искусств "серебряного века". Это, пожалуй, на сегодняшний день самая тонкая и объективная книга, где протянуты нити между литературой различных течений рубежа веков, с одной стороны, а с другой - представлена живопись, музыка, театр, архитектура, скульп-тура.(184)
Одной из центральных проблем уроков литературы в старших классах является изучение поэтики определенных течений литературы и отдельных писателей. В сборнике статей Mill У им. В.И. Ленина "Поэтика художественного текста на уроках литературы" предлагаются современные модели анализа литературных произведений в школе, опирающиеся на традиции отечественного литературоведения и методики преподавания литературы. Так, приемы изучения поэтики в школе, предложенные О.Ю. Богдановой, С.А. Зининым, СВ. Королевой, А.А. Маныкиной, В.Ф. Чертовым могут быть использованы учителями при изучении поэзии "серебряного века".
В организации уроков важным моментом является обращение к мемуарам, воспоминаниям, которые собраны в книгах "Серебряный век" (201) и Встречи" В. Пяста. (183)
Делая данный обзор литературы, мы остановились лишь на тех работах, которые попадали в поле нашего зрения при подготовке и проведении уроков внеклассных занятий с 1991 по 1998 годы. О многих исследованиях литературоведения и методики, использованных нами, мы не упомянули в обзоре, они названы в конце работы, в библиографии.
Виды уроков и внеклассной работы в процессе изучения поэзии "серебряного века"
Реализации цели, задач, принципов системы на уроках-обзорах и во внеклассной работе, посвященных творчеству поэтов "серебряного века", требует от учителя поиска путей, форм, при использовании которых старшеклассники усваивали бы знания с наибольшей полнотой, осознанностью, прочностью. Речь идет о таком сочетании разновидностей уроков и внеклассных занятий, при котором совершенствовалось бы использование методов и приемов изучения художественных произведений, увеличивалась бы доля творческой, исследовательской деятельности учащихся, развивалась их инициатива, умение применять знания в новых ситуациях, формировался бы интеллектуальный и эмоциональный мир старшеклассников.
Эмоционально-образные формы урока (урок-концерт, урок-композиция, урок-путешествие) - одни из самых эффективных для знакомства с лирикой "серебряного века" и творчеством авторов. О таких занятиях пишет Е.В. Карсалова в книге "Стихи живые сами говорят ...": "Главная особенность эмоционально-образных форм урока состоит в том, что несколько смещается равновесие между интеллектуальным и эмоциональным постижением литературного произведения... Урок-концерт или урок-композиция главной своей задачей ставят воздействие на душу, пробуждение сильного и высокого чувства... Раскрытие художественного образа в образных формах, наглядных, волнующих, будоражащих чувствах, воображение, - это и есть главная особенность эмоционально-образных форм урока". (96, 161-162)
Другими отличительными чертами эмоционально-образных форм урока являются:
1. Близость к произведениям искусства (по своему замыслу, характеру, воплощению, манере подачи материала). Урок при использовании поэзии, музыки, живописи оказывает сильное воздействие на учащихся, способствует более глубокому восприятию ими поэзии.
2. Сущность, ведущие признаки каждого из видов искусства влияют на методику урока:
внутреннее единство компонентов, скрепленных общим замыслом, эмоциональным настроением, сила воздействия на аудиторию, разнообразие эстетических впечатлений отличают урок-концерт;
тонкое соединение художественного слова, звучащего комментария, дневников, писем, проясняющих историю создания, замысел, идейный смысл произведения свойственно уроку-композиции;
живой, эмоциональный рассказ о поэте, шире чем в обычной лекции, фрагменты писем, дневников, произведения смежных видов искусства, рекомендации мемуарных и художественных книг о поэте выделяют урок-путешествие (от событий и впечатлений жизни к личности и через нее к творчеству).
3. Дифференциация заданий в процессе подготовки старшеклассников к уро ку с учетом их интересов (исполнение и комментирование стихотворных произведений, ведение программы, знакомство с критическими статьями, отбор стихотворений, поиски литературного, наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения и т.д.) и домашних заданий, помогающих ученикам в осмыслении логики материала урока (работа над статьей учебника, составление хронологической таблицы при изучении жизненного и творческого пути поэтов, анализ стихотворений, составление книги основных произведений течения или поэта, иллюстрации и т.д.).
Эмоционально-образные уроки, в силу своей специфики, должны разумно сочетаться в учебном процессе с другими видами и формами урока, давая ученикам всестороннее литературное развитие. Так, в нашей системе уроков по изучению творчества поэтов "серебряного века" они используются наряду с беседами, исследованиями и семинарами.
Остановимся подробнее на содержание уроков-обзоров по изучению поэзии "серебряного века".
После вводных занятий, о которых мы говорили ранее, на уроке-концерте "Облик русского символизма" мы углубляем знания одиннадцатиклассников об этом течении и его представителях.
Эпиграфы урока записаны на доске:
1. Все проходящее есть только символ.
И. Гете. 2. Символ приносит в поэзию ту безграничную сторону мысли, что составляет таинство мироздания; он всегда прикасается к первородному, изначальному.
Д. Мережковский.
3. Создание искусства - это приотворение двери в Вечность.
В. Брюсов.
Лейтмотивом урока являются музыка К. Дебюси "Симфоническая картина "Море".
Ведущий: Явлением в русской поэзии на рубеже XIX - XX столетий был символизм. Он не охватил всего поэтического творчества в стране, но обозначил собой характерный для своего времени этап культурной жизни. Веяние символизма чувствовалось уже в последние десятилетия ХГХ века, в эпоху смутного, тревожного безвременья.
Ведущая: Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма. Первыми ласточками символистского движения стали: трактат Дмитрия Мережковского 1892 года "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы".
Первый чтец: Поэт и философ в нем объявил войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. "Без веры в божественное начало, - писал Д. Мережковский, - нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы"
Ведущая: В этот же отрезок времени появляется и сборник его стихотворений "Символы", а также книги Н. Минского "При свете совести", А. Волынского "Русские критики". В 1894 - 1895 годах выходят три сборника "Русские символисты", в которых печатались преимущественно стихи их издателя - молодого поэта Брюсова. Сюда же примыкали начальные книги стихов Бальмонта "Под северным небом", "В безбрежности". В них исподволь кристаллизировался символический взгляд на поэтическое слово.
Результаты обучающего эксперимента
Обучающий эксперимент проводится в содружестве с учителями: Трусовой А.А. (с.ш. № 30 г. Южно-Сахалинска), Павлюк Л.Г. (с.ш. № 31 г Южно-Сахалинска), Зани-ной Л.А. (с.ш. № 32 г. Южно-Сахалинска), Соловьевой Т.М. (Восточный лицей г. Южно-Сахалинска). Диссертант тоже имел экспериментальные классы, в которых проводил классную и внеурочную работу (с.ш. № 31 и Восточный лицей г. Южно-Сахалинска). (См. таблицу № 3.)
Программа эксперимента состояла из двух взаимосвязанных этапов: подготовительного и основного.
На первом этапе была проведена подготовительная работа, включающая в себя отбор материала на основе принципа связи классной и внеурочной работы, разработку методических рекомендаций для учителей, выбор экспериментальных классов.
Экспериментальные материалы тщательно проверялись на доступность и действенность. Для этого применялись следующие методы: ознакомительное чтение материалов учителями, их обсуждение. Беседы показали, что учителя испытывают трудность при работе над поэтическими произведениями и особо нуждаются в предложенном исследователем материале.
На втором этапе была проведена работа с целью проверки оправданности нашей гипотезы и уровня эффективности опытно - экспериментального обучения. Итогом работы стали проведенные в результате обучающего эксперимента анкетирование и контрольный срез знаний одиннадцатиклассников в форме письменных работ.
Анкетирование проводилось сразу после изучения раздела "Серебряный век" по нашим методическим рекомендациям. Оно имело целью - выявить уровень интереса к изучаемому материалу и эффективность методики обучения в восприятии учеников. (См. таблицу № 4)
Вопросы анкеты "Мое отношение к системе занятий по изучению поэзии "серебряного века":
На уроках литературы и внеклассных занятиях Вы изучали поэзию "серебряного века". Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Помните, плохих и хороших ответов нет. Результаты анкетирования оглашаться не будут.
1. Что больше всего Вам понравилось и запомнилось на уроках и внеклассных занятиях?
2. Часто ли Вы готовились к ним?
3. Использовали ли Вы при выполнении заданий учителя дополнительную литературу?
4. Испытывали ли Вы увлечение новым материалом?
5. Как Вы думаете, полученные знания пригодятся Вам в дальнейшей жизни?
Результаты анкетирования показали, что данная методика изучения поэзии "серебряного века" увлекла, заинтересовала ребят. Так, отвечая на первый вопрос - что больше всего Вам понравилось... - старшеклассники вьщелили следующие формы организации занятий: различные виды эмоционально-образных уроков (концерт, композиция, путешествие) - 112 чел. (65%). Чуть меньше отметили урок-исследование - 93 чел. (54%) и итоговый урок-семинар - 86 чел. (50%). Практически всем ученикам запомнились внеклассные мероприятия "Встречи в салоне" - 131 чел. (77%) и каждый одиннадцатиклассник запечатлел в памяти поэтический вечер "Мои любимые стихи" и Литературный турнир. Отрадно то, что выпускники называли не какую-то одну форму урока и внеклассного занятия, а несколько. Помимо форм, старшеклассники вьщелили и приемы, используемые на уроках - это прежде всего обращение к другим видам искусства - 108 чел. (63%) и к творчеству поэтов и писателей других эпох и стран - 54 чел. (31%). Большое число откликов получила насыщенность занятий историко культурными сведениями - 42 чел. (25%).
Отвечая на второй и третий вопросы - часто ли Вы готовились... и использовали ли Вы дополнительную литературу - нас порадовал результат - 99% одиннадцатиклассников постоянно готовились к занятиям и 100% использовали дополнительные источники информации. Значит, сделан верный шаг к приучению ребят самостоятельно добывать знания, исследовать проблемы. Отвечая на четвертый вопрос анкеты, - об увлечении материалом - 90% ответили положительно. 91% опрошенных верно определили роль полученных знаний о "серебряном веке" в дальнейшей жизни.
Приведем некоторые отрывки из ответов на вопросы анкеты одиннадцатиклассников.
- После изучения "серебряного века" мне запомнилось очень многое. Прежде всего, я по-настоящему окунулась в эпоху рубежа веков. На уроках и вечерах я получила информацию, которой раньше не знала. Для меня были далеки символические и авангардные произведения живописи, я часто проходила мимо их, так как не понимала значения... Для меня стало ближе пушкинское время, на уроках я поняла его значение для России... (Ирина Н.)
- Я открыл для себя огромный мир первоклассной поэзии: Бальмонта, Мандельштама, Гумилева, Северянина и других - это первое, что мне запомнилось. Второе -постоянные взаимоотношения с одноклассниками на уроках и после школы, когда мы готовили вечера и "бой". Третье - я разобрался, что такое преемственность и новаторство в искусстве. Четвертое - после каждого урока я обращался к книгам... (Денис М.)
- Изучение "серебряного века" во многом способствовало моему интеллектуальному развитию, мне стало понятным и близким общение с людьми не только на бытовые темы, но и разговоры о произведениях искусства (поэзии, живописи, философии). (Игорь П.).