Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования знаний учащихся 10
1. О некоторых подходах к проблеме исторического знания в научной литературе 10
2. Проблема формирования знаний в психолого-педагогической и методической литературе 35
Выводы по I главе 75
ГЛАВА II Анализ требований к историческим знаниям учащихся при изучении истории средних веков 79
1. Вопросы о христианской церкви в проекте Государственного стандарта, в школьных программах, учебниках и учебно-методических пособиях 79
2. Анализ состояния знаний учащихся о христианской церкви 99
Выводы по II главе 111
Глава III Методика формирования знаний о христианской церкви в курсе истории средних веков .115
1 Отбор учебного материала и формирование опорных знаний учащихся о христианской церкви 115
2. Организация познавательной деятельности учащихся по формированию знаний о христианской церкви на примере жизни средневекового общества :: 133
Выводы по главе III 211
Заключение 214
Список литературы 217
- О некоторых подходах к проблеме исторического знания в научной литературе
- Вопросы о христианской церкви в проекте Государственного стандарта, в школьных программах, учебниках и учебно-методических пособиях
- Отбор учебного материала и формирование опорных знаний учащихся о христианской церкви
Введение к работе
В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения, смысл и назначение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития российского общества. В основу реформирования школы положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования. В процессе совершенствования школьного исторического образования встал целый ряд важных проблем, связанных с разработкой новых подходов к содержанию предмета и, что особенно важно, с кардинальным изменением самого обучения. Школе предстоит подготовить молодых людей, обладающих сформированными знаниями, убеждениями, творческой активностью, способностью к самостоятельному поиску.
Для решения этих задач большими возможностями располагает школьный предмет история. Но преподавание истории сталкивается со значительными трудностями. Прежде всего, они связаны со снижением возраста изучения систематических курсов истории, в частности, истории средних веков и перенесением ее из VII в VI класс. Ученикам VI класса, значительно труднее усвоить большой объем фактического и теоретического материала. Кроме того, в два раза уменьшилось время, отведенное на этот курс, при сохранении прежнего его объема, что повлекло за собой неправомерно быстрое, форсированное изучение базовых знаний, а также основополагающих понятий и идей. В связи с этим многие важнейшие вопросы курса истории средних веков, в числе которых и история христианской церкви, изучаются недостаточно полно, поверхностно.
Эта проблема требует повышенного внимания, о чем свидетельствуют статьи Конституции Российской Федерации, Законов «Об образовании» и «О свободе вероисповедания». В новых программах, учебниках постепенно меняются подходы к освещению данной проблемы, выделяются новые приоритеты в ее содержании. Значительное внимание уделяется морально-этическим, религиозным отношениям людей в обществе, христианским ценностям и нормам, на которых основывается общечеловеческая мораль. Такой подход вполне оправдан, ведь церковь являлась важнейшим институтом средневекового общества, влиявшим на все стороны жизни. Все это учитывалось при определении темы нашего исследования. Основанием для выбора темы являются: 1) объективная потребность в определении методических условий, способствующих эффективному формированию знаний о христианской церкви в средние века; 2) отсутствие научно-методических рекомендаций для формирования знаний по выбранной проблеме.
Научно-педагогическое обоснование общего подхода к преподаванию истории христианской церкви в курсе истории средних веков, разработка конкретных методических рекомендаций по формированию данной сферы знаний призваны не только повысить общий уровень исторического образования, но и способствовать формированию нравственных идеалов и ценностных ориентиров учеников.
Объектом исследования был избран процесс обучения истории в VI (VTI) классах общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс формирования знаний учащихся о христианской церкви на уроках истории средних веков в VI -VII классах (в VI классе изучается курс истории средних веков VI - XV в.в., а в VTI классе - XV - перв. пол. XVII вв.).
Цель исследования - на основе анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы, обобщения передового опыта учителей истории выявить и экспериментально проверить методические условия, способствующие формированию системы знаний учащихся о христианской церкви в средние века. Последнее следует рассматривать как необходимое условие стимулирования познавательных возможностей учащихся, способностей к творческой учеб- ной работе.
В ходе исследования, прежде всего, рассматривалась проблема содержания: отбор фактического и теоретического материала, определение круга понятий, идей, основных выводов. Учитывались психологические и дидактические закономерности учебного процесса в среднем звене. При разработке системы содержания необходимо было определить наиболее удачное соотношение между главными фактами и раскрытием понятий, обобщений и выводов. При этом особое внимание обращалось на доступность предложенного учащимся материала, эффективность которого проверялась в опытном порядке.
Была сформулирована p.a.6.Q5.ajgurja,noTe3a. Формирование системы знаний о христианской церкви может быть достигнуто, если: на основе структурно-функционального анализа проводится целенаправленная работа по отбору фактического и теоретического материала о христианской церкви к урокам в соответствии с его образовательными, воспитательными и развивающими целями; выявляются наиболее эффективные методические приемы и средства обучения, учитываются познавательные возможности учащихся; применяются тематические задания на различных уровнях познавательной самостоятельности учащихся, при этом особое внимание обращается на выработку умений: восприятия информации (работа с различными источниками информации); мыслительной деятельности (выделение главного в материале, анализ и синтез, формулирование выводов, умозаключений); оценки и осмысливания результатов своих действий (самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности); используются разнообразные типы и формы уроков. В соответствии с намеченной целью исследования ставились следующие задачи: - изучить научную, психолого-педагогическую литературу и выявить уровень
6 разработанности исследуемой проблемы, определить основные позиции исследования; - отобрать систему базовых знаний о христианской церкви на основе анализа " научной литературы по данной проблеме; выявить круг фактов, понятий, закономерностей, мировоззренческих идей, необходимых для формирования знаний по исследуемой проблеме; отобрать наиболее эффективные методические приемы и средства, обеспечивающие формирование знаний о христианской церкви в курсе истории средних веков; подготовить систему заданий для самостоятельной работы учащихся с учетом трех уровней их познавательной самостоятельности; определить и экспериментально проверить эффективность методических условий, способствующих формированию системы знаний учащихся о христианской церкви в средние века; установить роль учебника в формировании знаний учащихся; обобщить результаты эксперимента и подготовить методические рекомендации по формированию знаний о христианской церкви при изучении истории средневекового общества.
Методологическая основа исследования включала: современную теорию научного познания; основополагающие идеи философов по вопросам, связанным с историческим познанием; теоретические положения и идеи о взаимосвязи обучения, воспитания и развития (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и другие); теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие), концепцию проблемно-развивающегося обучения (Н.Г.Дайри, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов и другие), современные педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Основными методами исследования являлись: - изучение научной, психолого-педагогической и методической литературы по вопросам формирования знаний учащихся; - анализ проекта государственного Стандарта, школьных программ, учебников, ' пособий, рабочих тетрадей; наблюдение на уроках, изучение практики преподавания курса истории средних веков, а также личного опыта педагогической деятельности; проведение констатирующего и формирующего эксперимента для определения сформированности знаний учащихся, анализ результатов эксперимента.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1993-1994 гг.) изучалась научная, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования. Анализировались проект государственного Стандарта, действующие учебные программы, учебники и рабочие тетради по истории средних веков. Были проведены контрольные проверки знаний учащихся в ходе констатирующего эксперимента, позволившее выявить уровень и качество знаний по истории христианской церкви в средние века. Все это позволило определить исходные позиции исследования. На втором этапе (1995-1996 гг.) был повторен констатирующий эксперимент, подтвердивший и дополнивший результаты контрольных «срезов». Подготовлен и проведен формирующий эксперимент, в процессе которого уточнялось содержание учебного материала, необходимого для формирования знаний учащихся, разрабатывалась система заданий на различных уровнях познавательной деятельности школьников, отбирались наиболее рациональные методические приемы и средства обучения.
На третьем этапе (1997-1998 гг.) осуществлялась проверка формирующего эксперимента и корректировка исходных положений исследования, осуществлялся качественный анализ письменных работ и устных ответов учащихся; обобщались результаты исследования и обосновывалась их правомерность. На всех этапах выявлялись и экспериментально проверялись методические ус-
8 ловия формирования знаний. Изучались соответствующие научные публикации, с их учетом проводилась корректировка уроков в целях совершенствования методики раскрытия вопросов.
Экспериментальная работа проводилась на базе средних общеобразовательных школ г.Москвы: №№ 60, 506, 887, 1205, 1414. Всего в эксперименте было задействовано 1057 учащихся. Состав экспериментальных и контрольных классов был примерно одинаков. Количество проведенных уроков в основном соответствовало программным требованиям. Главное отличие в обучении школьников контрольных и экспериментальных классов состояло в использовании в последних специально разработанной методики формирования знаний, требовавшей соблюдения ряда методических условий.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключается в том, что: впервые исследована проблема формирования знаний учащихся о роли христианской церкви в жизни средневекового общества, включающаяся в общую систему знаний по курсу'истории средних веков; осуществлен отбор фактического и теоретического материала, определены критерии отбора содержания, методические приемы и средства обучения; выявлены методические условия формирования знаний христианской церкви в средние века; предложена система познавательных заданий, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации, дидактические материалы могут найти применение в практике преподавания курса истории средних веков в VI-VII классах. Результаты исследования могут быть учтены при совершенствовании содержания программ, учебных и методических пособий, а также при проведении в вузах лекционных и практических занятий, подготовке
9 студентами уроков во время педагогической практики.
Основным источником проверки эффективности предлагаемой методической системы (кроме наблюдения уроков) является количественный и качественный анализ ответов учащихся. Материалы, полученные в результате исследования позволили проверить выдвинутые положения и обосновать предлагаемые рекомендаций и выводы.
Основные положения исследования освещались диссертантом в публикациях: 1) «Формирование знаний о католической церкви при изучении истории средних веков» (VII кл.) (Научные труды МПГУ им. В.И.Ленина серия: социально-исторические науки. М., 1997); 2) Исторические игры и их роль в проверке знаний по истории христианской церкви (история средних веков) (Научные труды МПГУ. Серия: социально-исторические науки. М., 1998); 3) Формирование знаний о христианской церкви в курсе истории средних веков (VI класс). (Преподавание истории в школе., 1998. - №: 4). Главные положения и выводы исследования докладывались на научно-педагогических чтениях МПГУ.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.
На защиту выносится:
Совокупность методических условий, обеспечивающих эффективность формирования знаний учащихся по истории христианской церкви в средние века;
Методические приемы и средства обучения, использование которых позволяет эффективно развивать познавательную самостоятельность, творческую активность учащихся.
Система вопросов и заданий на трех уровнях познавательной самостоятельности учащихся, выполняемых посредством фронтальных, групповых, индивидуальных форм обучения.
О некоторых подходах к проблеме исторического знания в научной литературе
Прежде чем приступить к анализу проблемы формирования знания, представляется необходимым обратиться к рассмотрению того, что же такое знание вообще и историческое знание, в частности.
В педагогической энциклопедии дается следующее определение знания: «Знание - проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теории» ( 139, с. 331).
Исходя из этого определения можно выделить существенные признаки знания:
1) рефлексия как отражение некой реальности (как объективной, так и субъективной);
2) предметность как определенная связь с действительностью;
3) идеальность как способ существования знания (в виде представлений, понятий, суждений, теорий);
4) верифицируемость (внутренняя непротиворечивость);
5) проверяемость практикой (в конечном счете).
Понятие «знание» тесно связано с понятием «познание», В самом общем виде их отношение можно охарактеризовать как отношение «результата и процесса». В частности, в педагогической литературе «знание» обычно определяется как «продукт познания» (представления, понятия) людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества (см.: 120, с..33).
Объект изучения истории — прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии. Дидактическая значимость истории состоит в изложении знаний о свершившихся в прошлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяниях и событиях. Истории присуща особая методология познания, сочетающая элементы исторического и логического анализа.
На наш взгляд, в данном диссертационном исследовании необходимо рассмотреть те философские направления, в рамках которых активно осмысливалась специфика исторического знания в сравнении со знанием природных, естественных процессов. Мы бы хотели особо остановиться на этом вопросе, поскольку темой нашей диссертации является именно формирование исторического знания.
Четкое осознание противоположности естественных и гуманитарных наук относится к кон. XIX - нач. XX вв. Наибольшее развитие данная проблематика получила в трудах немецких философов.
В конце XIX в. в Германии в центре философских дискуссий стояла проблема, является ли история наукой об индивидуальном или общем, т.е. должна ли она изучать только отдельные факты, явления, события или же ей необходимо обратиться к исследованию процессов общего характера.
Из всех течений неоидеалистической философии истории, занимавшихся на рубеже XIX - XX вв. проблемами методологии и истории познания, хотелось бы особо выделить В. Дильтея и Баденскую школу неокантианства во главе с В. Виндельбандом и Г. Риккертом.
Дильтей считал, что ни позитивизм, ни объективный идеализм, ни тем более материализм не в состоянии отобразить специфику исторического познания. Он решал эту проблему на основе субъективно-идеалистического подхода. Если понимание проистекает из индивидуального переживания, то в принципе нельзя обобщить исторический процесс как единое целое. Таким образом, всю проблематику теории познания Дильтей свел к формальной возможности отдельного индивида понять внутренний мир другого, (см.: 122, с. 94).
Как и Дильтей, школа неокантианства выдвигала на первый план субъективную сторону процесса познания, а поэтому считала историю более важной наукой, чем социологию. Если Виндельбанд поставил проблему логико-методологического формирования исторических понятий лишь в общем плане, то Риккерт разработал ее более основательно, (см.: 44, с. 61). Он признавал относительность логического противопоставления истории и естествознания и не утверждал, что первая имеет дело лишь с индивидуальным, а второе - с общим. Риккерт указывал, что «всякое научное познание должно быть мышлением в общих понятиях в том смысле, что элементы суждений и понятий являются общими» ( 122, с. 95).
Вопросы о христианской церкви в проекте Государственного стандарта, в школьных программах, учебниках и учебно-методических пособиях
Исследование строилось с учетом требований государственного Стандарта и учебных программ по истории. При их анализе с точки зрения создания объективных условий для формирования у учащихся VT(VTI) классов знаний о христианской церкви в средние века ставилась цель выяснить:
какими знаниями о христианской церкви в соответствии со Стандартом и учебной программой могут овладеть школьники в ходе изучения истории средних веков;
- достаточно ли полон данный перечень знаний;
- в какой мере указанные в Стандарте и программе знания можно формировать и развивать на основе действующих учебников.
Итак, анализ государственного стандарта (157) проводился с целью выяснения требований, предъявляемым к знаниям учащихся о христианской церкви в период средневековья. Выяснено, что в Стандарте представлены основные содержательные линии школьного исторического образования, которые представляют аспектныи состав исторического знания, а именно: историческое время, историческое пространство, историческое движение.
В Стандарте указываются единицы исторического знания (в типологических рядах):
а) исторический факт, событие, явление, процесс;
б) исторический факт, понятие, идея, теория;
в) исторический факт, его описание, оценка.
С учетом этого нами отбирались основополагающие понятия: христианство, церковь, религиозное мировоззрение, ереси, инквизиция, реформация и др. Это позволило соблюдать поэтапность в формировании знаний учащихся. В стандарте основные понятия, идеи, представлены в нарастающем порядке, с их последующим обобщением. Например, учащиеся должны знать хронологические рамки и периодизацию средневековой истории; иметь представление об историко-географической карте средневековой истории (крестовые походы); представлять себе жизнь и деятельность человека в средневековом обществе; характеризовать устройство сословного общества, положение человека в христианском мире; иметь представление о роли религии в христианском мире, о христианстве как основе культурной и духовной жизни средневековой Европы, о картине мира средневекового человека, о религиозном сознании, о католическом и православном мире; представлять основные достижения культуры народов Западной Европы в эпоху средневековья; характеризовать выдающиеся памятники мировой культуры, ее крупнейших представителей; иметь представление о взаимоотношениях народов средневековых цивилизаций, объяснять причины крестовых походов,реформации и так далее.
Так же учащиеся должны показывать на исторической карте местоположение государств и народов в эпоху средневековья; характеризовать на отдельных примерах положение человека в средневековом обществе; рассказывать о крестовых походах; называть места и даты основных сражений и тому подобное.
Анализ Стандарта показал, что в нем нашли отражение основополагающие вопросы истории христианской церкви в средневековье и, что особенно важно, в нем акцентируются внимание на положении человека в средневековом обществе и особенностях мировоззрения (религиозного) средневекового человека. Данные положения учитывались при проведении экспериментальной работы.
Степень овладения учащимися знаниями во многом зависит от того, в какой мере школьная программа и учебник ориентируют учителя в этом направлении.
Вариант анализируемой программы, изданной в 1992 году, составлен на основе базового уровня содержания среднего образования по истории (129).
Программа предполагает изучение исторического материала, связанного с историей христианской церкви, и способствует раскрытию роли этого политического и духовного института в средневековом обществе. Содержание программы позволяет показать христианство как важнейшую часть духовного и культурного развития Европы, ознакомить учащихся с понятиями «католицизм", "православие", "ереси", "монашество", "инквизиция", "Реформация" и другими. У учащихся должно быть сформировано представление о христианской церкви на Западе и Востоке, о крестовых походах, о роли папства и реформации. Предусмотрено дальнейшее углубление этих знаний. Например, программа предполагает первоначальное знакомство с римской церковью в период раннего средневековья, затем данное понятие расширяется в результате рассмотрения конкретных фактов борьбы папства и империи за высшее достоинство в христианском обществе (Григорий VTI. Папы в европейской жизни X-XIII вв.). Понятие «католическая церковь» углубляется при знакомстве учащихся с реформационным движением (разрушение господства католической церкви в Европе). Анализ программы показывает, что в ней рационально расположен понятийный и фактический состав з и амий.
Фактический материал, предлагаемый для изучения, например, борьба с ересями, инквизиция, крестовые походы и другое, соответствует дидактическому принципу доступности и посильности для учащихся данной возрастной группы.
Отбор учебного материала и формирование опорных знаний учащихся о христианской церкви
В процессе исследования были определены основные направления в формировании знаний учащихся о христианской церкви. Их последовательная комплексная реализация на уроках истории средних веков составила основу тех изменений в содержании, методике и организации уроков, которые проверялись в ходе экспериментального обучения. Для учителей, принимавших участие в эксперименте, были разработаны методические рекомендации по каждому из уроков, касающихся истории христианской церкви в средние века.
Приступая к эксперименту, мы считали необходимым выявить наиболее эффективные методические условия, которые влияют на формирование системы знаний учащихся о христианской церкви в средние века. Ввиду того, что в педагогической литературе практически отсутствует четкое объяснение понятия «методические условия», в данном диссертационном исследовании под ними будет пониматься организация процесса обучения и воспитания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных образовательно-воспитательных целей.
При разработке экспериментальных материалов к уроку учитывались следующие требования:
1. Из учебного материала каждого урока в результате структурно-функционального анализа вычленялись основные компоненты исторического содержания, изучаемые на эмпирическом и теоретическом уровнях и отбирались адекватные им приемы и средства обучения, на основании прогнозирования примерных результатов обучения формулировались образовательные, воспитательные и развивающие цели, в комплексе составляющие целевую установку каждого урока.
2. Теоретический материал урока вычленялся из содержания, четко формулировался и отрабатывался со школьниками поэтапно (от воспроизведения к применению теоретических знаний).
3. В содержании каждого урока в соответствии с характером материала и задачами его изучения включались: а) вопросы и задания на выявление в изучаемом материале межкурсовых и внутрикурсовых связей с содержанием данного урока для формирования у учащихся системы исторических знаний; б) несколько познавательных заданий, объединенных в усложняющуюся систему, направленную на развитие познавательной самостоятельности школьников.
4. Материал урока излагался по возможности кратко с концентрацией внимания учащихся на основном, главные факты излагались при этом развернуто и образно, в нужных случаях эмоционально; широко использовались различные источники исторических знаний;
5. Изучение нового материала на уроках предполагало активную умственную деятельность учащихся в процессе изложения учителя (для этого использовались образное, проблемное и рассуждающее изложение, постановка и решение познавательных заданий, эвристическая беседа) или самостоятельную работу с текстом учебника.
6. На каждом уроке предусматривалась специальная работа по закреплению знаний (решение познавательных заданий на осмысление, систематизацию, обобщение изучаемого на уроке материала). Отрабатывались умения школьников работать с текстом учебника, анализировать, обобщать, делать выводы и другие.
Одним из условий эксперимента был отбор фактического и теоретического материала важного для формирования системы знаний учащихся о христианской церкви в средние века (религиозная картина мира, католический и православный мир, христианская мораль, влияние церкви на развитие культуры, борьба пап и королей за право высшей власти и другое). В настоящем параграфе на основе научной литературы, учебника, стандарта и программы по истории диссертант выделяет основные компоненты фактического и теоретического содержания составных частей сложного понятия "христианская церковь". Стремится таким образом определить образовательно-воспитательные возможности изучения каждого компонента выделенного материала.
Устанавливая образовательно-воспитательные цели учебного материала о роли христианства в раннем средневековье, мы выделили большую группу фактов, рассмотрение которых позволит сформировать первоначальное знание о христианстве. К главным относятся факты, показывающие место религии в обществе, представления о христианских проповедниках в варварской среде, о церковных соборах, монастырях и их роли, о христианских догматах и духовенстве.
Для формирования у учащихся представления об укреплении позиций церкви в средневековом обществе мы выделили следующие главные факты: принятие христианства Хлодвигом, провозглашение в Риме Карла Великого императором, гонения на язычников.
В учебный материал входят и неглавные с учебной точки зрения факты, к которым мы относим историко-статистический материал о жизни монахов в монастыре, количестве молитв в день, план и застройка монастыря и т.д, Этот материал характеризует качественные и количественные стороны главных исторических фактов, увязывает их между собой. В отличие от главных фактов, усваиваемых в образной форме, эти факты ученики запоминают в виде кратких словесных формулировок сжато и необразно.