Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Культура оленеводов в традиционной системе жизнеобеспечения коренных народов Ямала (на материале ненцев)
1.1. Культура оленеводов как объект этнокультурологического анализа 14-19
1.2. Генезис и основные исторические этапы развития традиционной культуры
оленеводов 19 - 26
1.3. Культура оленеводов как этноэкологическая система (материально-производственный аспект) 26 - 57
1.4. Культура оленеводов как этноэкологическая система (духовно-креативный аспект) 58 - 75
Глава 2. Теоретические и методические основы профильного обучения культуре оленеводов в общеобразовательной средней школе на Ямала
2.1. Профильное обучение как фактор освоения культуры оленеводов в средней школе 76-88
2.2. Методика профильного обучения культуре оленеводов и программное обеспечение элективных курсов в 7-9 классах сельских школ ЯНА0...88 - 117
Заключение 117 - 121
Библиография 122 - 136
Приложения 137-196
- Культура оленеводов как объект этнокультурологического анализа
- Культура оленеводов как этноэкологическая система (материально-производственный аспект)
- Профильное обучение как фактор освоения культуры оленеводов в средней школе
Введение к работе
Актуальность исследования.
Исследование и освоение культуры оленеводов Крайнего Севера России - одна из актуальных проблем как науки, так и культурно-образовательной практики. Речь идет о важнейшем компоненте системы жизнеобеспечения коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - регионов, которые играют значительную роль в дальнейшем устойчивом экономическом и культурном развитии страны в целом, благодаря, с одной стороны, мощным природным ресурсам, с другой стороны, сохранению тех форм традиционной этнической культуры, которые обладают высоким уровнем адаптированности к природно-климатическим условиям, сформировавшимся культуро-экологическим равновесием.
Ямал среди регионов Крайнего Севера занимает особое место, благодаря не только своему статусу «газовой столицы» России, но и довольно высокому уровню сохранения традиционной этнической культуры коренных малочисленных народов, сохранению таких традиционных отраслей хозяйства как оленеводство. Именно это оказалось во многом решающим фактором выживания, увеличения численности коренных малочисленных народов Ямала, отмеченном в результатах всероссийской переписи населения 2002 года.
Культура оленеводов - наиболее устойчивая форма жизнедеятельности коренных народов Ямала, которая проявляется в быту, языке, одежде, искусстве, поведении и общении, народной педагогике, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся до настоящего времени. В то же время недостаток специалистов-профессионалов в сфере оленеводства рассматривается в современных условиях как одна из основных проблем традиционных хозяйств Ямало-Ненецкого автономного округа. Несмотря на
4 то, что овладение профессией в сфере- оленеводства требует соблюдения сложных и серьезных требований, данные специальности по социологическим исследованиям, являются недостаточно престижными. Залогом успешной* будущей- трудовой деятельности является готовность личности к профессиональному самоопределению^ в соответствии со способностями, интересами- и* желаниями. Решение этой проблемы требует создания соответствующей культурно-образовательной среды в общеобразовательном учебном заведении, одна из задач которой - выявлять и развивать у школьников природные наклонности к данной деятельности, создавать четкую, целенаправленную систему будущей; работы и систему стимулирования их к овладению основами1 будущей профессии оленевода. Таким' образом; образованию принадлежит решающая роль в сохранении! и актуализации* культуры оленеводов, в подготовке специалистов, способных, продолжая сформировавшиеся* традиции- данной" отрасли традиционного хозяйства, успешно- адаптировать ее к новым- социально-экономическим условиям, осуществлять ее неразрушающую модернизацию.
ИМЄННО- ЭТНОКуЛЬТурОЛОГИЧеСКИЙ ПОДХОД К ДаННОЙ Проблеме И' его
реализация, в -культурно-образовательной практике, на наш взгляд, позволяет, выявить новые- ресурсы для ее решения, теоретически и методически обосновать необходимую для этого образовательную технологию. С другой стороны, проведенное исследование имеет значение для теоретико-методологического- обоснования самой этнокультурологии как новой и активно развивающейся отрасли -культурологической* науки, в частности, той ее части, которая связана с исследованиями культуры жизнеобеспечения» этноса.
Актуальность темы нашего исследования связана также с тем, что оно находится в русле решения і важнейших кулътуро-экологических проблем. В' ситуации нарастающей глобализации культуры, вызывающей и «встречные»
5 этномобилизационные процессы, ориентированные на защиту этнокультурной самобытности, культурного многообразия, особенно важным оказывается определение уровня, характера и адаптационных возможностей модернизации культуры, определение константных, относительно неизменных, сохраняющих качественное своеобразие культурного целого его компонентов, и, с другой стороны, компонентов, обладающих определенным модернизационным потенциалом, способностью неискажающего ее фундаментальных ценностных оснований апгрейдинга культуры. Для сохранения и развития культуры оленеводов эта проблема имеет совершенно конкретный смысл: что в процессе ее освоения может быть без ущерба для культуры модернизировано, а что - воспроизводиться и сохраняться в относительно неизменном виде. Сказанное имеет прямое отношение, как к содержанию, так и к технологии обучения будущих оленеводов.
Важнейший аспект актуальности проведенного исследования связан с тем, что исследование и образовательная реализация культуры оленеводов имеет большое значение для решения проблем формирования, сохранения и интеграции этнической, региональной и гражданской идентичности населения регионов Крайнего Севера, сохранения гражданского консенсуса, мира и согласия в российском обществе. Здесь необходимо учитывать также и то, что оленеводство - это единственная отрасль хозяйства коренных малочисленных народов Севера (и своеобразная этнокультурная ниша), где эти народы не встречают конкуренции со стороны представителей количественно доминирующих в обществе этнонациональных групп населения. А это - существенный фактор укрепления этнического, этнокультурного статуса коренного населения, и, соответственно, достижения указанной интеграции идентичностей.
Степень изученности проблемы.
Вопросы развития культуры оленеводов получили определенное освещение в отечественной научной литературе. Различные аспекты развития традиционной культуры оленеводов Ямала, истории оленеводства коренных малочисленных народов, место оленеводства в этнической культуре, его значение для сохранения языка и ценностей духовной культуры рассмотрены в работах Бармич М. Я., Вострякова П. Н., Багашева А. Н., Броднева М. М., Головнева А. В., Евладова В. П., Житкова Б. М., Крупника И. И., Лар Л. А., Мухачева А. Д., Михайловой А. Е., Павлова Б. М., Подкорытова Ф. М., Пушкаревой Е. Т., Салаваткина В. Г., Соколовой 3. П., Сусой Е. Г., Сыроватского Д. И., Харючи Г. П., Хомич Л. В., Южакова А. А. и др.
В то же время эти работы ориентированы в основном на рассмотрение экономических, материально-производственных аспектов развития оленеводства в рамках истории, этнографии, сельскохозяйственных наук, а также исследование общего состояния этнической традиционной культуры коренных малочисленных народов Ямала, изучение отдельных элементов материальной и духовной культуры, языковой ситуации в регионе, и в значительно меньшей степени затрагивают культурологические аспекты и проблемы воспроизводства культуры оленеводов, в частности, через систему образования.
Объектом исследования является культура оленеводов коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа в образовательном пространстве средней школы.
Предмет исследования - условия, возможности и образовательные технологии освоения культуры оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО.
Целью исследования является теоретическое и методическое
обоснование, разработка и апробация образовательной
7 этнокультурологической технологии, обеспечивающей сохранение и развитие культуры оленеводов, создающей педагогические условия для овладения будущим оленеводам своей профессии с учетом этнорегиональных особенностей Ямала.
Исходя из цели исследования, в работе последовательно решались следующие задачи:
Теоретико-методологическое обоснование понятия «культура оленеводов», отражающего важнейший компонент традиционной этнической культуры коренных народов Ямала;
Исследование генезиса, исторических особенностей и этнической специфики формирования культуры оленеводов Ямала;
Анализ культуры оленеводов как этноэкологической системы в материально-производственном и духовно-креативном аспектах;
Теоретическое и методологическое обоснование этнокультурологического подхода к освоению культуры оленеводов в национально-региональном компоненте образовательной программы средней общеобразовательной школы ЯНАО;
Обоснование принципов профильной подготовки в рамках национально-регионального компонента образовательной программы средней школы как фактора освоения культуры оленеводов;
Разработка новой образовательной технологии освоения культуры оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО с учетом ее этнорегиональной специфики;
Методическая разработка и апробация программы образовательной подготовки будущих оленеводов в средней общеобразовательной школе ЯНАО.
8 Теоретико-методологической основой диссертации послужили работы известных историков культуры, философов, антропологов, этнографов, североведов - Э. С. Арутюнова, М. С. Кагана, Э. С. Маркаряна, Д. С. Лихачева, С. В. Лурье, Г. Д. Гачева, И. Ю. Трушковой, Г. П. Харючи, Л. В. Хомич, П. Н. Вострякова, Ф. М. Подкорытова, Е. Т. Пушкаревой, А. Д. Мухачева, 3. П. Соколовой, И. И. Крупника, А. А. Южакова, Е. Г. Су сой, Д. И. Сыроватского, В. Г. Салаваткина, М. Я. Бармич, Ч. М. Таксами и др.
Принципиальное теоретико-методологическое значение для
исследования имели идеи армянских этнологов и антропологов,
обосновавших и апробировавших еще в 80-х годах XX века при анализе
традиционной этнической культуры концепцию «культуры
жизнеобеспечения» (С. А. Арутюнов, Э. С. Маркарян, Ю. И. Мкртумян и др.), основанную на принципах системного подхода к культуре. Продуктивность данного подхода бьша доказана и при анализе традиционной культуры других российских этносов, других этнорегиональных культурных моделей (И. Ю. Трушкова). Автор основывался также на разработанном и реализованном в образовательной практике кафедрой этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена этнокультурологическом подходе к образованию представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (И. Л. Набок, Н. С. Чернякова, Т. А. Апинян, Т. Д. Булгакова и др.). Важнейшим теоретико-методологическим ориентиром в разработке педагогических проблем культуры оленеводов послужил разрабатываемый в русле модернизации отечественной системы образования компетентностный подход (В. И. Байденко, Н. И. Максимов и др.)
Автором диссертации использован комплексный междисциплинарный
подход, интегрирующий исторические, этнографические,
этнокультурологические, педагогические методы исследования.
9 Источники и основные этапы исследования.
В диссертации; использованы научные публикации вышеперечисленных ученых, полевые материалы автора диссертации, а также апробированные в~ педагогическойпрактике авторские методические разработки..
На первом'этапеисследования (2002 — 2003 г. г.) бьикпроведен анализ
культурологической, этнографической; этнологической,, философской,
психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования;
уточнено- и конкретизировано, понятие «культура оленеводов» в контексте.
национально-регионального компонента общеобразовательной программы
средней- школы; выявлено состояние исследуемой проблемы в истории;
теории и практике- школьного образования; определены направления-
исследования проблемы профильного обучения культуре оленеводов;
разработана; программа .элективных, курсов обучения? для сельских школ
Ямала. .'_ .'
На втором этапе исследования (2003 - 2005 г. г.)'; были определены,
принципы формирования содержания профильного курса . культуры
оленеводов в национально-региональном-' компоненте, общеобразовательной
программы средней; школьь и принципы, организации:процесса профильного
обучения; построена теоретическая;модель методики-профильного обучения
для сельских школ; разработана- методика профильного обучения: произведен
отбор; содержания; профильногої курса; определены формы, методы- и
средства; способствующие профилизации; и индивидуализации,- обучения
культуре оленеводов:. -
На третьем этапе исследования (2005 - 2007 г. г.) адаптирована программа элективных курсов обучения для сельских школ Ямала; осуществлены анализ и интерпретация результатов исследования; завершено оформление текста диссертации.*
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила
Белоярская средняя школа-интернат Приуральского района Ямало-Ненецкого
автономного округа, а также сельские школы-интернаты, осуществляющие
предпрофильную подготовку школьников по специальности «оленевод».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются адекватностью исходных теоретико-методологических обоснований, учетом реальных возможностей образовательных учреждений, опытом многолетней педагогической деятельности автора исследования, наличием положительных результатов реализации представленной педагогической модели на практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурологический подход к культуре оленеводов позволяет
рассматривать ее как системообразующий компонент системы жизнеобеспечения этноса и определить, таким образом условия ее существования и развития в современной социокультурной ситуации.
Профильное образование в общеобразовательной школе, ориентированное на воспроизводство культуры оленеводов как этноэкологической системы является решающим условием сохранения, защиты и развития традиционной культуры этноса в новых экономических и социальных условиях.
Комплекс профессиональной компетентности школьников в области культуры оленеводства помимо традиционного набора знаний, умений и навыков должен включать ряд деятельностных способностей, позволяющих им эффективно действовать в условиях глобализации и формирования нового культурно-информационного пространства.
'п
4.. Для создания, условий формирования деятельностных способностей .. целесообразно применение образовательной технологии,, рассматривающей деятельность школьников, и . систему их ответственности за ее результаты в качестве базовых элементов; образовательного процесса.
5. Реализация этнокультурологической образовательной: технологии
подготовки; будущих оленеводов' на; базе общеобразовательных
учреждений Ямала необходима в рамках национально-
регионального. компонента образовательных программ в
соответствии с действующими государственными.
образовательными1 стандартами? . подготовки школьников" соответствующего сельскохозяйственного профиля; :
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые:
. - осуществлен этнокультурологический анализ культуры оленеводов;
культура: оленеводов рассмотрена в контексте культуры
жизнеобеспечения этноса как ее системообразующий компонент;
культура оленеводов исследована как этноэкологическая система; в материально-производственном и духовно-креативном аспектах;
разработана, теоретическим .иг- методически обоснована концепция профильной; подготовки будущих оленеводов вл общеобразовательной школеЯмала;
разработана и< апробирована- на практике этнокультурологическая: образовательная технология' подготовки школьников к самостоятельной трудовой; деятельности в сфере традиционных отраслей оленеводства с , учетом требований современной рыночной экономики. Практическая значимость исследования состоит:
- в разработке новой образовательной программы профильного обучения
школьников Ямала культуре оленеводов, учитывающая
этнокультурологические особенности генезиса, исторического развития
и современного функционирования этой сферы традиционной системы
жизнеобеспечения;
в решении актуальной культуроэкологической проблемы - защиты, сохранения и развития культуры оленеводов с помощью создания адекватной этим задачам образовательной технологии подготовки будущих оленеводов на Ямале;
во внедрении в учебный процесс образовательных учреждений Ямала теоретически обоснованной и апробированной на практике образовательной технологии массовой подготовки школьников основам культуры оленеводов;
в создании предпосылок, теоретическом и методическом обосновании формирования новой образовательной среды, способствующей повышению качества профессионального образования и решению проблемы занятости коренного населения Ямала.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (г. Санкт-Петербург, 2003), региональных научно-практических конференциях «Оленеводство XXI века: проблемы и перспективы» (Салехард, 2003); «Ямальские чтения» (Салехард, 2005) и др., а также ряде семинаров для работников системы общего образования, проводимых Ямало-Ненецким окружным институтом повышения квалификации работников образования в Ямальском, Шурышкарском, Приуральском, Красноселькупском, Тазовском, Пуровском, Надымском районах Ямало-Ненецкого автономного округа.
Теоретические разработки по данной теме используются в научной работе кафедры развития национально-регионального компонента в образовании Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования, в учебно-воспитательном процессе сельских школ Ямала.
Данные результаты исследования одобрены Департаментами по делам малочисленных народов Севера и образования Ямало-Ненецкого автономного округа и рекомендованы для применения в учебно-воспитательном процессе сельских общеобразовательных учреждениях ЯНАО.
Рекомендации по использованию научных результатов.
Методика профильного обучения культуре оленеводов может быть применена в массовой практике работы учителей, преподающих предметы национально-регионального компонента и других учителей-предметников в общеобразовательной школе и системе среднего профессионального образования, при подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях, в системе повьппения квалификации педагогических кадров.
Культура оленеводов как объект этнокультурологического анализа
Обоснованное и апробированное еще в 80-х годах XX в. при анализе традиционной этнической культуры группой армянских этнологов и культурологов понятие «культура жизнеобеспечения» позволило рассматривать традиционную этническую культуру на принципиально ином теоретическом уровне. Следует отметить, что первоначальный смысл понятия «жизнеобеспечение», предложенного американским этнографом Р. Лоуи еще в конце 30-х годов XX века, означал технологию добывания и производства пищи. Английское слово «subsistence» дословно означает «существование, пропитание, средство поддержании жизни». Более широкое и глубокое толкование смысла этого понятия первым предложил известный российский этнолог С. А. Арутюнов. Эта идея и была положена группой армянских этнологов и культурологов в основу указанного выше исследования армянской традиционной культуры. По определению И. И. Крупника, культура жизнеобеспечения - это «взаимосвязанный комплекс особенностей производственной деятельности, демографической структуры и расселения, трудовой кооперации, традиций потребления и распределения, т. е. экологически обусловленных форм социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания» [79, с. 14].
Следует подчеркнуть, что в отечественной науке сформировалось достаточно глубокое понимание данного феномена, включающего не только материальные, но и духовные стороны жизнеобеспечения. В указанном выше исследовании отмечается: «Деятельность по жизнеобеспечению развертывается в пространстве координат, одной из которых является отношение «общество — природа», другой — отношения «общество — индивид». Весь цикл физического освоения людьми природной среды — производство, распределение и потребление материальных благ — совершается в определенных социально-организованных формах... В соответствии с пониманием культуры как способа человеческой деятельности материальная технология общества является лишь одной из подсистем его универсальной технологии. Она теснейшим образом сопряжена и взаимосвязана с социальной технологией общества — со способами организации социальных отношений и социально-необходимой регуляции поведения индивидов...» [94, с.61].
Принципиально важно то, что речь идет о системном понимании культуры, противостоящем ставшему почти традиционным для этнографов ее пониманию как некоего набора материальных и духовных элементов. Культура жизнеобеспечения есть именно система жизнеобеспечения, все составляющие которой сложно взаимосвязаны и только в теоретической абстракции могут быть разнесены «по клеткам» материальной и духовной культуры. Продуктивность такого подхода, который с полным правом можно назвать этнокультурологическим, затем была продемонстрирована в целом ряде исследований 90-х годов и начала нового века [151, с. 99].
Именно такой подход оказывается, на наш взгляд, адекватен тому качеству традиционной культуры, который получил название «синкретизм». Речь идет не просто о взаимопроникновении и взаимопереплетении сфер и элементов традиционной культуры: любой феномен традиционной культуры «пронизан» синкретизмом, «входит» в культуру на всех ее уровнях. Другая важная сторона синкретизма традиционной культуры связана с тем, что ее целостность оказывается подсистемой другой, еще более сложной синкретической целостности, которую можно именовать «природно-культурной» [14, с. 31].
Примером этого может служить северный олень: его одомашнивание, его включение в систему обеспечения северных этносов, как мы уже отмечали выше, привело к тому удивительному культуро-экологическому равновесию, которое делает культуру оленеводов одним из самых исторически устойчивых феноменов в мировой культуре. Следуя логике системного подхода, мы, тем не менее должны рассматривать культуру оленеводов как подсистему по отношению к системе жизнеобеспечения этноса.
В этом смысле принципиальное значение имеет теоретико-методологическое разведение понятий «оленеводческая культура» и «культура оленеводов». Первое из них более широко употребимо в современной литературе, носит скорее производственный, чем культурологический характер, рассматривается, прежде всего, экономически - с точки зрения форм, методов, технологий производственной деятельности. Второе употребляется в основном в историко-этнографическом ключе при описании особенностей материальной культуры коренных народов Крайнего Севера. И в первом, и во втором случае акцент обычно делается на материальной составляющей этого феномена традиционной этнической культуры.
Культура оленеводов как этноэкологическая система (материально-производственный аспект)
Системный подход к культуре оленеводов, учитывающий синкретизм культуры жизнеобеспечения этноса, предполагает, на наш взгляд, рассмотрение этого феномена как некоей этноэкологической системы, т. е. системы жизнедеятельности, вплетенной в природно-ландшафтный контекст и строящейся на принципах взаимоадаптации.
Такой подход предполагает, с одной стороны, исследование принципов и особенностей культурно-адаптационных процессов, а, с другой стороны, -внимательное рассмотрение условий и предпосылок (природных и культурных) протекания этого процесса.
Этноэкология (или культурная экология) как научное направление обычно рассматривается как часть культурной антропологии, хотя и имеющая свою специфику [102, с. 115]. Согласно теории одного из основоположников культурной экологии Дж. Стюарта культурная экология занимается изучением следующих процессов: 1. соотношения среды обитания и технологий, присущих той или иной культуре использования ее продовольственных и прочих естественных ресурсов; 2. поведенческие модели, связанные с теми или иными технологиями освоения природных ресурсов; 3. влияние этих моделей поведения на прочие аспекты культуры [101, стр. 116]. Возникший во второй половине 70-х годов XX века аналог западной культурной экологии - этническая экология, понимавшаяся как область знания, связующая этнографию с социальной экологией, т. е. экологией человека, претендовала именно на системное и многоаспектное рассмотрение традиционной системы жизнеобеспечения. [117, с. 8]. Ключевым понятием для этнической и культурной экологии стало понятие «адаптация». Соответственно, и сама культура стала интерпретироваться как адаптивный механизм.
В известном словаре антропологических терминов понятие «адаптация» определяется следующим образом: «Адаптация — процесс взаимного приспособления между культурой и внешней средой, направленный на выживание и стабильность социальной системы. В узком биологическом смысле адаптация подразумевает, что организм претерпевает изменения в своей форме и в, своем поведении, которые приводят к приобретению им качеств, дающих ему возможность выжить в определенных условиях. В контексте , антропологии, адаптация означает, что культура является продуктом взаимодействия между внешней средой и стратегией жизнедеятельности, то есть особой технологией освоения естественных ресурсов, экономикой и социальной структурой» [96, с. 118]. По мнению большинства отечественных исследователей наиболее глубокую трактовку понятию «адаптация» дал известный культуролог Э С. Маркарян, определяющий и саму культуру с помощью этого понятия, интерпретируемого им достаточно универсально. По его мнению, культура должна рассматриваться как способ «универсального адаптивно-адаптирующего воздействия на среду» [95, с. 9]. Адаптацию исследователь столь же лаконично определяет, как «способность системы для самосохранения приводить себя, по принципу обратной связи в соответствие се средой» [97, с. 81]. Следует, на наш взгляд, подчеркнуть два особенно значимых момента в этих определениях: «адаптивно-адаптирующее воздействие» культуры и «принцип обратной связи». На наш взгляд, здесь заложен чрезвычайно важный для исследования.этноэкологических систем, в качестве которых мы рассматриваем и культуру оленеводов, момент. Одним из основных методологических недостатков большинства исследований, посвященных традиционным культурам, можно считать одностороннее, неисторическое рассмотрение адаптации. Э. С. Маркарян как раз подчеркивает двухсторонность, обоюдность, взаимообусловленность адаптационных процессов. Речь идет именно о взаимоадаптации культуры и природы. Обычно же при рассмотрении процесса адаптации культуры к, природе, последняя выступает в качестве некоей неизменной, вневременной сущности.
Профильное обучение как фактор освоения культуры оленеводов в средней школе
Разработка программы профильного обучения культуре оленеводов соответствует требованиям «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Согласно данного документа школа должна «... обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка. Формировать профессиональную элиту, выявлять и поддерживать одаренных, талантливых детей и молодежь. Для создания условий для повышения качества общего образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия учреждений и вариативности образовательных программ, отработать и ввести гибкую систему профилей в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [74, с. 254].
В данном документе большое внимание уделено созданию условий для повышения качества общего образования, для чего запланировано обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Также планируется отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
На старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Основная задача профильной дифференциации - подготовка к поступлению в вуз. Профильное обучение может реализоваться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраняться непрофильные общеобразовательные классы.
Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарного и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среде.
Согласно «Концепции модернизации...», профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных программ.
Применительно к естественнонаучному образованию должны быть реализованы следующие требования: представление не менее двух часов в неделю предметам, составляющим базовое ядро общего среднего образования; ликвидация многопредметности за счет интеграции родственных учебных дисциплин. Этот процесс требует существенной переработки содержания и структуры учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепций; непрерывность каждой из составляющих естественнонаучного образования. Изучение нормативных документов по организации и внедрению профильного обучения в образовательную практику позволяет определить направления развития общего образования:
- ориентация стандартов школьного образования на регламентацию минимальных обязательных результатов обучения, обуславливая права и возможности отдельных образовательных учреждений на дифференциацию содержания образования, вариативность учебных программ, учебников, методических систем обучения;
- дальнейшее развитие уровневой и профильной форм дифференциации содержания обучения, особенно на старшей ступени и др. [122, с. 3 7].
На заседании Федерального координационного совета по общему образованию 24 апреля 2002 года была одобрена «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» [76, с.З - 16].