Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1.Научно-теоретические основы изучения творчества А.И.Солженицына в татарской школе.
1.1. Творчество А.И.Солженицына в критике и литературоведении (60-90-е гг.) 14
1.2. Восприятие и изучение эпических произведений русской литературы в национальной школе 58
ГЛАВА 2.Система изучения творчества А,И.Солженицына в татарской школе ( опытно-экспериментальное обучение).
2.1. Состояние изучения творчества писателя в татарской школе 88
2.2. Изучение рассказа "Матренин двор"в8 классе 98
2.3. Рассказ "Один день Ивана Денисовича" в 9 классе 113
2.4. Урок внеклассного чтения по роману "В круге первом" в Юклассе 135
2.5. Обзорное изучение творчества А.И.Солженицына в выпускном классе 148
2.6. Итоги опытно-экспериментального обучения 183
Заключение 193
Библиография 196
- Творчество А.И.Солженицына в критике и литературоведении (60-90-е гг.)
- Восприятие и изучение эпических произведений русской литературы в национальной школе
- Состояние изучения творчества писателя в татарской школе
Введение к работе
Основными задачами современной национальной школы являются обогащение духовного мира учащихся на основе знакомства с лучшими образцами русской литературы, формирование высокого художественного вкуса, умение самостоятельно анализировать произведения художественной литературы, приобщение учащихся к богатству русского языка, многообразию его возможностей при передаче мыслей и чувств, овладение навыками продуктивной речи.
Дальнейшая демократизация общества, усиление свободы слова и печати выдвинули также перед современной школой, как русской, так и национальной, задачи гуманизации обучения, отказа от идеологических подходов в процессе изучения художественной литературы, которая перестает быть иллюстрацией политических идей и выступает в своем исконном качестве как "искусство слова". В соответствии с этим в ныне действующие программы по литературе, в основу которых положен художественно-эстетический принцип отбора материала, включаются произведения ранее не изучавшихся авторов, чье творчество было запрещено и "забыто" по определенным причинам, большей частью - политическим. Одним из таких писателей является А.И.Солженицын. Его книги признаны литературоведением и критикой как выдающиеся, а сам прозаик оценивается как великий русский писатель.
Проблема изучения творчества А.И.Солженицына в школе возникла относительно недавно. С начала перестройки и возвращения писателю официального гражданства России перед отечественными учеными- методистами встает вопрос введения его произведений в курс школьной программы по литературе ( 1989-90 гг.). "Стало ясно, что не проводить уроков в школе о творчестве писателя нельзя, молчать о нем - безнравственно" (153 , 103). В ситуации социальных, экономических, политических преобразований в школьные программы были включены произведения А.И.Солженицына, так как
"...глубочайшая проблема духовного воспитания молодого поколения во многом зависит и от содержания той литературы, которую будет преподавать на уроках учитель". Было отмечено, что "уроки Солженицына - уроки совести, правды...". "Цель его прозы и публицистики ...- отыскать пути, которые бы привели наше глубоко больное, полураспавшееся общество к выздоровлению и обретению новой целостности, а человека - к пониманию своих законных прав и места на земле". Вот почему "...школа нуждается в этом большом, не похожем на других писателе" (88 , 9-10).
Программы по русской литературе для русских школ (1995г.) включают в курс чтения и изучения отдельные произведения писателя (П класс). Программа по русской литературе для национальных школ Республики Татарстан расширяет круг произведений автора и предлагает их изучение в 8-11 классах. Однако можно констатировать тот факт, что изучение творчества А.И.Солженицына в системе литературного образования татарских школ не подкреплено научно-методическими исследованиями. Это приводит к малоэффективному изучению его произведений в школе, умалению значения писателя, неадекватному осмыслению его роли в литературном процессе современности, а иногда и полному отказу от изучения его произведений. В связи с этим данная проблема в национальных школах Татарстана представляется глубоко актуальной. Объективные предпосылки для научной разработки системы уроков по творчеству писателя определяют выбор темы исследования и ее значимость.
В этой связи принципиально важное значение приобретают работы литературоведов, философов, эстетиков, психологов, дидактов, ученых-методистов, а также опыт передовых учителей-словесников, которые позволяют научно обосновать методическую модель и систему изучения творчества писателя в татарской школе. В монографиях и публикациях Ж.Нива, В.Чалмаева, М.Геллера, В.Лакшина, П.Паламарчука, А.Латыниной, А.Архангельского, А.Вайля, П.Гениса, В.Бондаренко, Р.Темпеста,
Г.Фридлендера, А.Немзера, В.Сурганова, Т.Винокур, Д.Штурман, Р.Гуля, С.Залыгина, В.Живова, Ю. Дедкова, В.Евсюкова и др. рассматривается роль и значение писателя в русской и мировой литературе, раскрываются художественно-эстетические особенности его творчества. Ученые определяют тематику творчества А.И.Солженицына, отмечают, что она тесно связана с политикой советского государства. Писатель обращается к "лагерной" теме, пытается исследовать историческое содержание эпохи в целях поиска истины, "вторгается возможностями художника" (П.Г.Паламарчук) в область политики и истории, разоблачая сталинский режим, опровергая необходимость октябрьского переворота 1917 года и "красного террора". Для творчества А.И.Солженицына характерно решение философских вопросов, в частности, соотношения добра и зла в человеке. Художника волнует судьба народа, утратившего вековые традиции, в связи с чем в его произведениях возникает образ "нутряной" России (подлинной Родины). Художественное своеобразие творчества писателя определяется и поэтикой его произведений. Хронотоп (художественное время-пространство^ А.Солженицына "сжат" до максимума, в то время как решаемые в заданных координатах проблемы глобальны. Это приводит писателя к поиску оригинального языка, ритма, стиля, которые литературоведы определяют как новаторство. Однако писатель одновременно верен традициям. Он опирается на лучшие образцы русской классической прозы (Л.Толстой, Ф.Достоевский и др.), фольклора (былины, сказы, пословицы).
Для данного исследования принципиально важно рассмотрение вопроса восприятия искусства, литературы в частности, такого понятия как "художественное восприятие". Пристальное внимание этому вопросу уделяется в трудах философов, психологов, литературоведов, ученых-методистов Л.С.Выготского, П.М.Якобсона, Д.Н.Узнадзе, А.А.Ухтомского, С.Л.Рубинштейна, О.И.Никифоровой, Л.Г.Жабицкой, В.А.Кан-Калика, Ю.Б.Борева, М.Наумана, Б.С.Мейлаха, Н.Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана,
И.Д. Хмарского и др.). В их работах исследуется механизм и структура
процесса восприятия, определяется его специфика. Художественное воспри
ятие мыслится как сложный процесс, в котором принимают участие ''многие
психические функции " человека (Н.Д.Молдавская) память, мышление,
зрительные, слуховые ощущения и проч. На его характер значительное
влияние оказывает специфика возрастного развития, в связи с чем немало
важными оказываются труды ученых-психологов Б.Г.Ананьева,
А.Н.Леонтьева, В.А.Крутецкого, Н.С.Лукина, Д.Б.Эльконина,
Д.И.Фельдштейна, Л.И.Божович, Е.Д.Божович и др., в которых рассматриваются вопросы развития личности школьника, психология подростка.
Поставленная в диссертационном исследовании методическая проблема
требует анализа такого вопроса, как .восприятие и изучение эпических, про
изведений в школе, в том числе национальной. К нему обращается целый
ряд ученых-методистов: В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, О.Ю.Богданова,
Т.Г.Браже, Г.А.Гуковский, В.Г.Маранцман, Н. Д.Молдавская,
Н.И.Кудряшев, Т.Ф.Курдюмова, Г. И.Беленький, Г.Н.Ионин,
Е.В.Квятковский, М.Г.Качурин, Н.Н.Светловская, А.А.Липаев,
К.В.Мальцева, К.М.Нартов, З.С.Смелкова, М.В.Черкезова, Л.В.Тодоров, М.Г.Ахметзянов, Д.А.Клумбите, С.М.Петрова и др. В их работах исследуется зависимость восприятия эпических произведений от характерных особенностей рода и жанра, поэтики произведений, а также основные факторы, которые влияют на изучение произведений русской литературы нерусскими учащимися и определяют выбор методов и приемов в ходе школьного анализа.
Важными оказываются труды тех ученых- методистов, которые посвящены внеклассному изучению произведений русской литературы: И.С.Збарского, В.П.Полухиной, О.Ю.Богдановой, Н.К.Силкина, Н.А.Сосниной, Н.Л.Крупиной, А.Д.Жижиной и др. В них выявлены основные задачи внеклассного чтения, представлены типология и формы уроков.
Разработка системы уроков по творчеству А.И.Солженицына требует
также исследования проблемы активизации творческой деятельности уча
щихся, которая представлена в трудах дидактов В.В.Давыдова,
М.А.Данилова, Д.В.Вилькеева, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова,
М.Н.Скаткина и др. В них определены общепедагогические основы учебной
деятельности, разработаны современные подходы к такой форме ее органи
зации, как урок.
Таким образом, труды вышеназванных ученых (философов, психологов, эстетиков, литературоведов, дидактов, методистов) позволили научно обосновать и разработать методическую модель изучения творчества А.И.Солженицына в татарской школе, в которую мы включаем наиболее значительные произведения писателя, ярко воплотившие особенности его художестве ного мышления ( рассказы "Матренин двор", "Один день Ивана Денисовича", роман "В круге первом", "опыт художественного исследования" "Архипелаг ГУЛАГ").
Постановка проблемы исследования. В литературном образовании
учащихся национальных школ (в том числе и школ Республики Татарстан)
сложились определенные противоречия между новыми задачами, постав
ленными в программе по русской литературе, и старыми подходами. Одной
из таких задач является изучение творчества А.И.Солженицына. Выход в
свет программы по русской литературе для национальной татарской школы
расширил круг чтения произведений писателя, тем самым актуализировав
данную проблему. Изучение состояния проблемы показывает, что анализ
произведений данного автора в татарской школе вызывает целый ряд трудно
стей, что обусловлено отсутствием методических исследований в этой об-1'
ласти. Таким образом, процесс школьного изучения произведений писателя
нуждается в целостной научно разработанной методике их изучения, систе
ме уроков, посвященных их анализу, что позволяет определить цель ис
следования: разработать научные основы изучения творчества
А.И.Солженицына в татарской школе, создать экспериментально проверенную методику работы над его произведениями в средних классах, монографического изучения в старших классах и на уроках внеклассного чтения.
Объект исследования - процесс изучения произведе-нийА.И.Солженицына в системе литературного образования национальных школ Республики Татарстан.
Предмет исследования - теоретические основы и методическая модель изучения творчества А.И.Солженицына в татарской школе.
На основе изучения трудов современных ученых была выдвинута концепция исследования, суть которой заключается в следующем : изучение творчества А.И.Солженицына в татарской школе требует системного подхода и целостной организации деятельности учащихся при учете художественно-эстетического своеобразия произведений писателя, специфики восприятия инонационального эпического художественного текста.
Исходные положения исследуемой темы: 1) творчество А.И.Солженицына не освоено с точки зрения методики его изучения в татарской школе, что выдвигает необходимость разработки системы уроков по данной проблеме; 2) анализ предполагает определение художественно-эстетических особенностей творчества писателя и поэтики отдельных его произведений. К особенностям творчества А.И.Солженицына литературоведы относят наличие "лагерной" проблематики, темы поиска "нутряной" России, тему народа, специфику образной, языковой структуры, стиля, жанра, связь с русской классической традицией, народной поэзией; 3) полное и глубокое понимание произведений писателя учащимися достигается лишь при системном подходе с учетом особенностей творчества прозаика, специфики его восприятия, использования эффективных методов и приемов в процессе изучения.
На основе этой концепции формулируется рабочая гипотеза исследования: методика изучения творчества писателя будет эффективной, если:
1) изучение начнется в среднем звене, начиная с 8 класса, и будет проходить поэтапно в рамках предлагаемой методической модели; 2) при изучении произведений писателя будут учитываться художественные особенности его прозы, специфика ее восприятия учащимися татарских школ, взаимосвязь с родной литературой; 3) изучение творчества А.И.Солженицына будет опираться на наиболее эффективные методы и приемы, активизирующие творческую деятельность учащихся, снимающих объективные трудности в восприятии и изучении инонационального художественного текста.
Исходя из постановки проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы
исследования выдвигаются следующие задачи:
I) теоретически обосновать возможность изучения творчества
А.И.Солженицына в 8-11 классах татарской школы; 2) выявить особенности восприятия произведений писателя учащимися татарских школ и разработать методическую модель и систему уроков по изучению произведений А.И.Солженицына в национальных школах Татарстана; Экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной учебной модели, обобщить результаты эксперимента и составить методические рекомендации.
Методическая модель предполагает : 1) системное изучение творчества А.И.Солженицына с 8 по 11 классы; 2) отбор и распределение учебного материала с учетом художественной ценности и жанрового роста произведений писателя (от рассказов к романам) в соответствии с особенностями восприятия инонационального художественного текста; 3)постепенное углубление поэтического анализа (от пообразного к идейно-тематическому, композиционному, стилистическому) при помощи наиболее эффективных методов и приемов, выявляющих характерные особенности поэтики произведений писателя, активизирующих творческую деятельность учащихся, снимающих объективные противоречия, возникающие при восприятии и изучении нерусскими учащимися произведений русской литературы.
Основными методами исследования являются: а) теоретические: изучение трудов по литературоведению, критических работ, в которых представлена оценка произведений А.И.Солженицына и выявлено художественное своеобразие его творчества, анализ методической, психологической, учебной литературы, используемой в исследовании; теоретический анализ основных положений предлагаемой методики, на основе которых выдвинута гипотеза исследования; теоретическое обоснование учебной модели изучения творчества писателя, б) эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, преобразующий и контрольный), наблюдение и анализ уроков учителей-экспериментаторов, беседы с учителями и учащимися, анкетирование, анализ результатов опытно-экспериментального обучения, обобщение опыта передовых учителей республики, собственного опыта преподавания.
Научная база работы. Методологической основой исследования являются литературоведческие и критические работы по изучению творчества А.И.Солженицына, труды по психологии, педагогике и методике, в которых рассматриваются проблемы восприятия и изучения эпических произведений в национальной школе.
Научная новизна исследования определяется следующим: І) в нем выявлены особенности творчества А.И.Солженицына и их влияние на восприятие и изучение его произведений в татарской школе; 2) впервые разработана система уроков по изучению творчества писателя в татарской школе; 3) рассмотрены пути реализации учебной модели как при изучении отдельных произведений автора, так и на уроках внеклассного чтения.
Теоретическое значение. В диссертационном исследовании научно обоснована методическая модель изучения творчества А.И.Солженицына в татарской школе, определены основные методические пути реализации этой проблемы. Даны научные основы изучения произведений писателя с учетом особенностей восприятия эпического текста учащимися татарских школ.
Практическая значимость. Предложенная в исследовании система уроков по изучению творчества А.И.Солженицына может быть использована как в татарской, так и в русской школах. В исследовании представлены методические подходы и рекомендации, которые помогут учителям-словесникам более эффективно и продуктивно изучать произведения писателя. Результаты исследования используются при подготовке программ и учебных хрестоматий по русской литературе для национальных школ Республики Татарстан, методических пособий для учителей, внедряются в практику школы.
На защиту выносятся следующие положения:
Воспитание духовно богатой личности, способной дать высокую оценку произведениям искусства, а также глубоко осознающей свою нравственную и гражданскую позицию, предполагает обращение учащихся татарских школ к лучшим образцам русской литературы, в частности к творчеству крупнейшего писателя современности А.И.Солженицына.
Методика изучения произведений писателя определяется художественно-эстетическими особенностями его творчества, такими, как своеобразие тематики, проблематики, целостность, внутреннее единство творчества, своеобразие языка, стиля, символичность, автобиографичность и др., а также спецификой восприятия учащимися татарской школы инонационального художественного текста.
3. Система изучения творчества А.И.Солженицына в татарской школе
предполагает лингвистический, историко-бытовой и историко-
литературный комментарии, способствующие наиболее эффективному восприятию литературного произведения нерусскими учащимися, а также выбор таких методических приемов, которые позволяют повысить творческую активность школьников, углубить их аналитическое и ассоциативное мышление.
Диссертационное исследование включает опытно-экспериментальную работу, которая проводилась диссертантом в течение 5 лет (с 1994 по 1998 гг.) в несколько этапов.
На первом этапе (1994 г.) был проведен констатирующий эксперимент
с целью выяснения степени информированности учащихся об
А.И.Солженицыне и его произведениях, осведомленности об особенностях его творчества путем анкетирования учащихся 8-11 классов татарских гимназий г. Казани, сельских школ Республики Татарстан, национальных школ Бардымского района Пермской области, бесед с учащимися и учителями, наблюдения и анализа уроков учителей-словесников.
Ha.BTOpojM^Tane исследования (1995 г.) была продолжена экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), а также сформулирована рабочая гипотеза и разработана система уроков по изучению творчества А.И.Солженицына в татарской школе, намечены пути ее реализации в учебном процессе.
На третьем этапе (1996-1998 гг.) был проведен формирующий эксперимент, учтены отдельные результаты экспериментального исследования, начата работа по внедрению учебной модели в систему литературного образования.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие учителя сельских школ Арского, Высокогорского, Зеленодольского, Мензелинского районов Республики Татарстан, Бардымского района Пермской области, городов Казань и Набережные Челны. Учитель-методист Мальцева Н.Н. - русско-татарская гимназия № 4, ведущий учитель Залялова Н.Т. - татарская гимназия № 1г. Казань, старший учитель Казанбаева Г.Н. - Бардымская средняя школа № 1, учитель-методист Капралова Л.Н. - Арская средняя школа № 1 , заслуженный учитель РСФСР Абракитова Г.А. - Арская средняя школа № 2 и др.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в докладах на следующих научных конференциях:
Межвузовская научно-практическая конференция, Бирск, 1994 г.;
Межвузовская научно-практическая конференция, Соликамск, 1995 г. и
1996 г.; 2 Республиканская научная конференция молодых ученых и специа
листов, Казань, 1996 г.; Научно-практическая конференция молодых ученых
КГПУ, Казань, 1997; Голубковские чтения: Межвузовская научно-
Ф практическая конференция, Москва, 1998 г.
По теме диссертации опубликовано 6 работ (51, 52, 53, 54, 55, 56).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Творчество А.И.Солженицына в критике и литературоведении (60-90-е гг.)
Успешное изучение творчества А.И.Солженицына в национальной школе определяется рядом факторов. Один из них - насколько глубоко и полно оно исследовано в литературоведении и критике, поскольку школьный анализ художественного произведения опирается на анализ литературоведческий, выбирает из него наиболее существенное, "самые показательные, откровенные по своему идейно-художественному значению элементы, ведущие к общему представлению о произведении" (134, 61). Насколько проблема анализа того или иного произведения решена в критике и литературоведении, настолько она будет разрешена и в школе, считают ученые-методисты. Вот почему для нас так важно и необходимо было изучить литературоведческие труды и критические статьи о творчестве писателя, выявить те работы, в которых научно и глубоко раскрывается специфика произведений автора, художественное своеобразие его книг, характерные особенности творческого метода и мышления писателя, формы и поэтические приемы их реализации.
Преследуя поставленные задачи, мы рассмотрели труды целого ряда ученых-литературоведов, критиков, писателей. Это работы Ж.Нива, В.Лакшина, А.Латыниной, В.Чалмаева, С.Залыгина, С.Бондаренко, Ю.Карякина, М.Гелл ера, Р. Гул я, Р. Тем песта, Г.Фридлендера, В.Сурганова, А.Архангельского, А.Немзера, З.Шаховской и др., а также отзывы и рецензии писателей и поэтов - А.Твардовского, К.Чуковского, В.Шаламова, А.Ахматовой, Е.Евтушенко и др.
Анализ всего спектра литературоведческих и критических работ о писателе показывает, что творчество А.И.Солженицына оценивается неоднозначно. Споры о нем не утихают по сей день. Такова личность "писателя-борца", "писателя-пророка", что "пока голос его не умолкнет, он ...будет вызывать ожесточенные споры", -пишет Ж.Нива (161,226).
Писатель воспринимается критикой и литературоведением одновременно и как "великий печальник земли русской", "максималист-мечтатель" (В.Чалмаев), и как заурядный литератор с тривиальными приемами (Б.Хазанов), и как не художник, а только политик, общественный деятель, наконец, как пророк, учитель (П.Вайль, А.Генис). Такие расхождения в оценке его личности и творческой деятельности позволили литературоведу В.Чалмаеву говорить об А.Солженицыне как о великом "спорном" писателе.
Очевидно, что "спорность" художника заключается в характере его творчества. Оно отражает тот отрезок времени в истории страны, который был отмечен насилием и жестокостью, революционным террором советского государства, связан с политической структурой СССР. Книги А.Солженицына говорят о суровой правде времени, открывают ранее не известные широкой общественности факты и документы сталинской эпохи. Писатель "...приступил к титанической мелиорации истории нашего века. Не только выставляя на всеобщее обозрение бесчисленные "каналы", питавшие невидимые острова Архипелага ГУЛаг, но и осушая болота наших душ... После него все стало яснее, все поздоровело. Этому дренированию нечистоты века и человеческой нечистоты он дал могучую поэтическую форму, лирическую и ироническую разом, подняв на дыбы русский язык, чтобы вернуть ему народную энергию и пророческий смысл", -пишетЖ.Нива(161, 249).
В своем творчестве писатель решает две задачи. Он внедряется опытом художественного исследования в "метастазы" государственной машины, показывает ее нечеловеческую сущность. Одновременно он пытается решить вечные вопросы добра и зла как в государственной системе, так и в человеке, вынужденном жить в ней. Вот почему восприятие художественных и публицистических произведений А.И.Солженицына неоднородно. В разные периоды истории российского государства (доперестроечный и постперестроечный) его творчество воспринималось по-разному, в зависимости от политической ситуации в стране.
Восприятие и изучение эпических произведений русской литературы в национальной школе
Данное исследование не может обойти принципиально важный вопрос о восприятии и изучении литературного произведения в целом, эпического в частности, в условиях национальной школы. Проблемы восприятия и изучения художественного текста взаимосвязаны. Так, составной и важной частью анализа литературного произведения в школе является учет особенностей его восприятия, которые непосредственно влияют на выбор путей, методов и приемов работы с ним. Как пишет В.Г.Маранцман, "восприятие является основой любого анализа, как школьного, так и литературоведческого..., в противном случае анализ не будет иметь адресата " (134, 254).
Рассмотрим специфику восприятия эпических произведений в нацио нальной школе, опираясь на классические и новейшие исследования в этой области. Это работы психологов, литературоведов, философов, ученых- ме тодистов, в которых дается определение понятию "художественное воспри ятие", рассматриваются его особенности как одного из видов отражения объективной реальности, механизм этого процесса, факторы, влияющие на характер его проявления - Л.С.Выготского, П.М.Якобсона, С.Л.Рубинштейна, А.А.Ухтомского, Д.Н.Узнадзе, О.И.Никифоровой, Л.Г.Жабицкой, Д.В.Вилькеева, В.А.Кан-Калика, Б.С.Мейлаха, М.Наумана, О.П.Лановенко, Н.Ф.Бучило, Н. Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана, И.Д.Хмарского, Р.Ф.Брандесова и др.
Вопрос о художественном восприятии - сложная научная проблема, которая затрагивает прежде всего субъект - объектные отношения, возникающие в процессе восприятия художественного текста, так как не возникает сомнений, что "социально - функциональный потенциал искусства реализуется в процессе связи субъекта и объекта на базе художественного отношения" (119, 13). Философы, психологи, литературоведы, ученые-методисты подходят к этой проблеме с разных позиций. Характерное отношение ученых начала века - тяготение к объективизму, полное или частичное игнорирование субъекта восприятия. Так, Л.С.Выготский в предисловии к книге "Психология искусства" писал: "Искание выхода за шаткие пределы субъективизма одинаково определило судьбы и русского искусствоведения и русской психологии за эти годы. Эта тенденция к объективизму ... создала настоящую книгу " (48, 15).В работах исследователей тех лет (Д.Н.Овсянико-Куликовский, В.И.Харциев, Н.А.Рубакин и др.) большое внимание уделено специфике самого искусства, характерным особенностям жанра, стиля и т.п.
Выход в свет книги П.М.Якобсона "Психология художественного восприятия" (1964) положил начало новым подходам к сложной проблеме. Это сказалось в проявлении интереса к субъекту восприятия, его потребностям, личному опыту, возрастному состоянию, индивидуальным психическим особенностям. П.М.Якобсон определил процесс восприятия как " осмысливание, истолкование увиденного" (241, 26).Вслед за ним С.Л.Рубинштейн, А.А.Ухтомский, Д.Н.Узнадзе с абсолютной убедительностью доказали это положение: восприятие никогда не бывает "чистым", выключенным из впечатлений нашего прошлого опыта, из нашей жизненной практики" (Там же, 16). Об учете субъективного фактора писал и Б.С.Мейлах. Он, критически осмысляя опыт предшествующих ему психологов, выдвинул тезис, которым в настоящее время руководствуется большинство исследователей: "... Содержание произведения всегда сопоставляется с жизненным опытом и связывается с ассоциациями, свойственными субъекту восприятия, зависит и от контекста социальной среды, и от определенной ситуации, в которой происходит акт восприятия " (142, 10).
Исследования в области восприятия художественной литературы были продолжены психологами О.И.Никифоровой и Л.Г.Жабицкой. Они позволили углубить понятие художественного восприятия литературного произведения, изучить основные факторы, влияющие на его специфику. Методисты В.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавская, И.Д.Хмарский и др. изучили процесс восприятия художественного текста (в основном эпических произведений) в системе школьного обучения, учитывая специфику субъект - объектных отношений. Таким образом, в настоящее время вопрос восприятия произведений искусства решается в единстве и взаимосвязи субъекта и объекта.
Анализ работ вышеперечисленных ученых показывает, что " художественное восприятие" определяется как сложный процесс, в котором "... участвуют многие психические функции, приводящие "в движение " весь жизненный опыт человека в ответ на "сигналы", поступающие из текста " (148, 28).Это процесс "... мобилизации памяти, воображения, интуиции, чувств и мыслей ", особый вид познания, прошедший через "нравственное очищение" (229, 45).
Восприятие произведений искусства, в том числе и художественной литературы - это глубоко индивидуальный акт. В "...его оценке проявляются личность, уровень ее культуры, развитие творческих способностей, особенности потребностей, характер ее ценностных ориентации " (37, 5). В связи с этим оно мыслится как творческий процесс ("сотворчество"). Отмечается создание "вторичного" художественного образа, так как восприятие " ... не тождественно творчеству художника, но сопрягается (подч. нами. - Г.Г.) с ним .." (119, 82).В этой связи немаловажным представляется вывод ученых (73, 134, 150, 157, 165) об интерпретации произведения как отличительной особенности его восприятия, что исключает возможность адекватного воспроизведения художественной мысли писателя, так как личность читателя в значительной мере отличается от личности художника; другими могут быть и исторические условия написания произведения и последующего его прочтения и т.д. Это накладывает значительный отпечаток на характер воссоздания художественной реальности.
Состояние изучения творчества писателя в татарской школе
На начальном этапе опытно-экспериментального обучения нами была выдвинута задача изучить состояние исследуемой в диссертации проблемы как исходного составляющего при разработке учеб но-методи ческой модели изучения творчества А.И.Солженицына в татарской школе. Ее решению способствовали анализ учебной и методической литературы, имеющей непосредственное отношение к теме исследования, а также констатирующий эксперимент, проведенный в татарских гимназиях г. Казани №№ 1 , 2, 4, сельских школах Арского, Зеленодольского, Высокогорского районов Татарстана, национальных школах Пермской области (Бардымский район).
Изучение методической литературы по проблеме диссертации показывает, что она немногочисленна , так как вопрос преподавания творчества А.И.Солженицына как в русской, так и в татарской школах возник относительно недавно. Она включает отдельные публикации учителей-новаторов, представляющих собой разработки уроков по рассказам писателя (61, 129, 152, 153, 184, 242). В них сделана попытка методически освоить творчество прозаика в системе литературного образования, представлены интересные методические находки, которые мы частично используем при разработке оригинальной системы уроков. Однако данные работы не опираются на научную концепцию художественных особенностей творчества писателя, его метода, мировоззрения.
Характерно, что проблема изучения произведений А.И.Солженицына в татарской школе практически не освещена. Вот почему обращает на себя внимание единственная статья, написанная учительницей татарской школы И.Мунировой (152), в которой представлены система уроков и анализ рассказа "Матренин двор" в 11 классе. Однако она имеет ряд недостатков, главным из которых является отсутствие учета специфики восприятия инонационального художественного текста.
Мы можем констатировать, что к настоящему моменту нет ни одного научно-методического исследования, которое бы полно и глубоко освещало проблему диссертации, что, несомненно, актуализирует выбор темы работы, делает ее насущно необходимой.
Эту мысль подтверждает и проведенный анализ учебной литературы -программ, хрестоматий, учебников (180, 181, 188, 189, 190, 191).Программа по русской литературе под редакцией А.Г.Кутузова (180) предлагает изучение произведений писателя в 11 классе в разделе "Образ - характер - герой " (рассказ "Один день Ивана Денисовича"). Дополнительно включены для самостоятельного чтения такие произведения, как "В круге первом", "Раковый корпус", "Нобелевская лекция". В программе под редакцией Г.И.Беленького творчество художника также изучается в выпускном классе в разделе "Литература 60 -80-х годов" (рассказ "Один день..."). Она также предполагает чтение и изучение рассказа "Матренин двор" в 9 классе.
Принципиально отличается от вышеназванных программ по русской литературе программа для татарских школ под редакцией М.Г.Ахметзянова (181). В ней предлагается поэтапное изучение творчества А.И.Солженицына с 8 по 11 классы (рассказы "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича", роман "В круге первом", "опыт художественного исследования" "Архипелаг ГУЛАГ"). Такой подход представлен и в учебных хрестоматиях по русской литературе для татарских школ. Однако следует отметить, что, несмотря на имеющиеся вопросы и задания, сведения о биографии писателя, отсутствуют методические рекомендации и конкретные разработки уроков. В связи с этим можно говорить о том, что творчество писателя в татарской школе не освоєно методически, учебно-развивающие задачи, поставленные в программе и касающиеся изучения творчества А.И.Солженицына в татарской школе, не решены.
Для того, чтобы выявить состояние изучения исследуемой проблемы, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выяснить степень информированности учащихся татарских школ о писателе и его творчестве, а также особенности восприятия его произведений в системе литературного образования национальных школ Республики Татарстан. Эксперимент включил анкетирование учащихся 11 классов татарских гимназий №№1,2, 4 г.Казани, национальных школ Пермской области (Бардым-ский район) Ж№ 1,2, наблюдение уроков в названных школах по изучению творчества писателя на завершающем этапе литературного образования. А также опрос и анкетирование учащихся 8, 9, 10 классов сельских школ Ар-ского, Зеленодольского, Высокогорского районов, школ г. Казани (№№ 13, 51, 80) с целью выявить характерные особенности восприятия рассказов А.Солженицына ( "Матренин двор" и "Один день Ивана Денисовича") и гипотетические пути реализации предлагаемой методической модели. В ходе эксперимента важно было также выяснить отношение учителей к поставленной в диссертации проблеме, выявить объективные трудности, встречающиеся при изучении творчества писателя.