Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения художественных произведений Н.С. Гумилева в школе 14
1.1. Особенности поэтики Н. С. Гумилева в трудах литературоведов, искусствоведов и методистов 14
1.2. Методические подходы к интерпретации произведений Н. С. Гумилева школьниками 39
1.3. Восприятие школьниками художественных произведений Н. С. Гумилева (констатирующий эксперимент) 58
Выводы по I главе 83
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка системы изучения творчества Н. С. Гумилева в школе 86
2.1. Специфика интерпретации произведений Н. С. Гумилева школьниками в 5-9 классах 86
2.2. Творчество Н.С. Гумилева в историко-литературном курсе 10-11 классов 126
2.3. Результаты обучающего эксперимента (контрольный эксперимент) 161
Выводы по II главе 175
Заключение 178
Список литературы 182
- Особенности поэтики Н. С. Гумилева в трудах литературоведов, искусствоведов и методистов
- Специфика интерпретации произведений Н. С. Гумилева школьниками в 5-9 классах
- Творчество Н.С. Гумилева в историко-литературном курсе 10-11 классов
Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема интерпретации художественных произведений на уроках литературы и внеклассных занятиях относится к числу актуальных в современной методической науке. Это связано с такими существенными факторами как родовая и жанровая специфика литературы, уровень восприятия читателями-школьниками литературного процесса, особенности чтения и анализа художественного произведения как искусства слова.
Интерпретация как субъективно-личностный подход к анализу художественного творения дает возможность школьникам наиболее полно оценить объективную грань произведения: автора, авторский замысел и намерения.
Исследования по проблеме интерпретации
художественных текстов представлены в трудах
отечественных и зарубежных философов, литературоведов В. В. Агеносова, А. К. Долинина, Я. Мукаржовского, А. И. Новикова, В. Е. Хализева, Р. Барта, Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера и др., классиков и современников филологов, методистов Ф. И. Буслаева, В.В. Виноградова, Г. Н. Ионина, Л. Р. Безменовой, О. Ю. Богдановой, С. А. Зинина, С. А. Леонова, А.В. Лукашенко, Р. Р. Маймана, В. Г. Маранцмана, Г. В. Пранцовой, И. А. Подругиной, Е. Н. Рощиной, Р. В. Якименко и др.
В поисках новых путей изучения художественной литературы в школе важное место занимает чтение и анализ произведений в их родовой специфике. Современная теория и практика влияния родовой специфики на изучение произведений нашла отражение в трудах таких ученых, как М. Г. Ахметзянов, Р. В. Банчуков, Г. И. Беленький, О. Ю.
4 Богданова, Б. А. Буяльский, В. В. Голубков, Г. А. Гуковский, Н. А. Демидова, А. В. Дановский, И. С. Збарский, Г. Н. Ионин, Е. В. Карсалова, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, А. М. Лисовский, А. А. Липаев, С. А. Леонов, Б. С. Локшина, Р. Р. Майман, В. Г. Маранцман, Ю. М. Медведев, Н. Я. Мещерякова, Н. Д. Молдавская, К. М. Нартов, И. А. Подругина, 3. Я. Рез, М. А. Рыбникова, Н. А. Станчек, Л. В. Тодоров, М. В. Черкезова, В. Ф. Чертов, Р. В. Якименко и др.
В современном литературоведении, искусствоведении, методике преподавания подробно проанализирована лирика «серебряного века», выделены особенности мировосприятия ее представителей, определено своеобразие поэтики. Феномен «серебряного века», исследования творчества его представителей подробно представлены в трудах В. В. Агеносова, О. Ю. Богдановой, Н. А. Бодровой, Н. А. Богомолова, М. Л. Гаспарова, Л. К. Долгополова, С. А. Зинина, Ю. Р. Кричевской, А. В. Леденева, К. В. Мочульского, 3. Г. Минц и др. Однако многие имена до сих пор остаются загадкой, а творчество «российских муз» конца XIX - начала XX века вызывает одновременно и восхищение, и недоумение. Так, став легендой еще при жизни, Николай Степанович Гумилев интригует и очаровывает читателя, поскольку уникальность художественного мира этого писателя и масштабность его дарования дает возможность нашим современникам оценить своеобразие эпохи «серебряного века» и понять значимость литературного наследия художника слова для отечественной и мировой культуры.
Недостаточная научно-методическая разработанность вопросов изучения художественных произведений Н. С. Гумилева, их интерпретации на уроках литературы и
5 внеклассных занятиях, определяют выбор и важность темы исследования.
Актуальность диссертации во многом объясняется необходимостью определения подходов, позволяющих углубить связь между восприятием художественных произведений Н. С. Гумилева и интерпретацией его текстов современными школьниками.
Создание научно-методической системы изучения творчества Н. С. Гумилева невозможно без учета эстетических, культурологических, психологических основ восприятия искусства, возрастных особенностей школьников, особенностей понимания и интерпретации художественных произведений учащимися. Выполнение поставленных задач потребовало обращение к работам В. Ф. Асмуса, М. М. Бахтина, П. П. Блонского, Ю. Ю. Борева, Л. С. Выготского, М. Р. Зезиной, В. П. Любушина, Л. А. Рапацкой, Б. В. Кондакова, П. М. Якобсона и многих других.
Диссертация выполнялась с опорой на основные труды по изучению творчества Н. С. Гумилева таких литературоведов, лингвистов, ученых-методистов, как Ю. И. Айхенвальд, Н. В. Беляева, С. К. Бирюкова, Н. А. Богомолов, В. Г. Боборыкин, В.
B. Бронгулеев, Л. М. Вахрушева, И. Н. Голенищев-Кутузов, А.
Т. Грязнова, А. Б. Давидсон, Н. В. Егорова, В. П. Жирмунский,
C. А. Зинин, Ю. В. Зобнин, И. В. Золотарева, А. А. Казанцева,
С. Н. Колосова, А. Г. Котова, Л. П. Кременцов, И. П.
Лапинская, М. Ф. Ларионов, О. А. Лекманов, В. К. Лукницкая,
П. Н. Лукницкий, Ю. И. Лыссый, К. С. Мочульский, А. Г.
Нейман, А. Л. Никитин, И. В. Одоевцева, В. Л. Орлов, Н. А.
Оцуп, И. А. Панкеев, В. П. Петрановский, В. Д. Серафимова С.
Л. Слободнюк, Е. Сливкин, Т. Л. Соплова, А. К. Станюкович,
E. E. Степанова, П. Б. Струве, Е. Б. Тагер, Р. Д. Тименчик, В. А. Чалмаев, К. И. Чуковский, С. И. Чупринин, В. Б. Шкловский, Р. Л. Щербакова, М. Д. Эльзон, Р. В. Якименко, Д. Н. Яцутко и др.
Данные исследования определили качественный выбор содержания обучения, направленности, инструментария анализа, научно обоснованных подходов к изучению творчества Н. С. Гумилева и интерпретации его произведений учащимися 5-11-х классов.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать методическую систему изучения творчества Н. С. Гумилева с учетом организации интерпретационной деятельности школьников в системе литературного образования.
Объект исследования - художественные произведения Н. С. Гумилева разных родов и жанров.
Предмет исследования - изучение художественного наследия Н. С. Гумилева с точки зрения интерпретации произведений писателя школьниками на II и III этапах литературного образования.
В ходе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: интерпретация художественных произведений Н. С. Гумилева школьниками в системе литературного образования повысит уровень восприятия текстов, будет способствовать развитию познавательных интересов школьников и их нравственно-эстетическому воспитанию, если:
произведения, выбранные для изучения, будут рассмотрены с учетом особенностей поэтики, сложившихся в творчестве писателя, специфики восприятия и понимания
7 учащимися 5-9 и 10-11 классов художественных произведений Н. С. Гумилева;
- использование отобранного материала будет носить
вариативный поэтапный характер, что создаст условия для
субъективно-личностностного подхода в постижении
художественной литературы;
- будут учитываться возрастные и интеллектуальные возможности школьников в выборе направления работы и форм уроков;
- формы организации учебно-воспитательного процесса
помогут вызвать интерес к изучаемым произведениям, будут
стимулировать творческую и исследовательскую деятельность
школьников;
- в процессе изучения творчества Н. С. Гумилева
созданные учащимися интерпретации будут носить
самостоятельный, исследовательский характер.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить уровень разработанности интересующей нас
проблемы в историко-методическом контексте: осмыслить и
оценить существующие в традициях методики преподавания
литературы опыты интерпретации художественного
произведения на уроках литературы и внеклассных занятиях;
- с учетом трудов по литературоведению, методике
преподавания литературе, психологии, философии, эстетике
раскрыть содержание понятия «интерпретация»;
выявить условия, способы и приемы анализа
художественных текстов, способствующие созданию школьниками интерпретаций в процессе изучения произведений Н. С. Гумилева;
- установить в ходе констатирующего эксперимента
уровень восприятия учащимися 5-11 классов творчества Н.
С. Гумилева и умение школьников интерпретировать тексты
художественных произведений;
теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность обучения школьников интерпретационным навыкам в процессе изучения художественных произведений Н. С. Гумилева по предложенной нами системе работы;
обобщить результаты исследования.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ монографий, учебников и учебно-методических пособий по истории философской, психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы;
изучение и анализ школьных программ, учебников для школьников; анкетирование и беседы с учителями, учениками, обработка результатов анкетирования учащихся школ г. Южно-Сахалинска, г. Холмска, г. Поронайска, проведение и анализ уроков и внеклассных занятий; изучение результатов литературно-творческой деятельности учащихся; педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение); качественно-количественный анализ данных опытно-экспериментальной работы.
Методологической основой исследования являются труды по литературоведению, психологии, педагогике, методике преподавания литературы, эстетике, в которых рассматриваются проблемы художественного восприятия, понимания и интерпретации произведений.
Работа проводилась в три этапа:
Первый этап (2002-2003 гг.) - изучение педагогической,
психологической, литературоведческой, методической
литературы, наблюдение за деятельностью учащихся на уроках по изучению творчества Н. С. Гумилева в Южно-Сахалинском педагогическом колледже Сахалинского государственного университета, в гимназии г. Южно-Сахалинска, в школах г. Холмска, г. Поронайска (цель эксперимента - выявить отношение учащихся к творчеству Н. С. Гумилева, определить уровень восприятия школьниками произведений писателя, их способность интерпретировать художественные тексты).
Второй этап (2003-2005 гг.) - проведение обучающего
эксперимента диссертантом и учителями в
профессиональных классах ЮСПК СахГУ г. Южно-Сахалинска (учителя Шаров С. С, Лукашенко А. В., Суворова Н. А., Муравьева Е. С), в гимназии № 2 г. Южно-Сахалинска (учителя Бизюкова С. Н., Кравчук С. Р., Сотникова В. Е.), в школах № 8 г. Холмска (учителя Судина В. Г., Васина Е. А., Бычкова М. Я., Симакова В. А.), № 1 г. Поронайска (учителя Горлова А. В., Перова С. Е., Кот Г. И., Мытин В. П.), (цель эксперимента - проверка разработанной методики изучения творческого наследия Н. С. Гумилева с учетом развития интерпретационных навыков учащихся).
Третий этап (2005-2006 гг.) - анализ, обобщение и
систематизация полученных данных, оформление
диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:
- в ходе анализа работ по проблеме исследования выявлены основные особенности поэтики художественного
10 наследия Н. С. Гумилева, служащие фундаментом школьного изучения с 5 по 11 класс;
уточнено содержание понятия «интерпретация» в применении к изучению художественных произведений Н. С. Гумилева в школе;
определен круг понятийного аппарата, лежащего в основе формирования интерпретационных навыков (вариативность, множественность, субъективность интерпретаций, сопоставление интерпретаций, художественное домысливание)
- разработана, теоретически обоснована, экспериментально
проверена методика изучения художественных произведений
Н. С. Гумилева и их интерпретация учащимися 5-11 классов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в общих курсах по методике преподавания литературы, в специальных курсах, на элективных курсах, посвященных интерпретации художественных произведений, в применении на практике теоретически обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендаций по изучению творчества Н. С. Гумилева. Материалы исследования могут быть использованы в работе учителя литературы общеобразовательной школы, в практике преподавания вузовского курса «Методика преподавания литературы», курсов «История отечественной и зарубежной литературы», «Выразительное чтение», для совершенствования школьных и вузовских программ, учебников, учебно-методических пособий и рекомендаций по формированию интерпретационных умений и навыков учащихся.
Обоснованность и достоверность результатов
обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, эстетики, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе, а также на данные констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, которые проводились диссертантом и учителями литературы г. Южно-Сахалинска, г. Холмска, г. Поронайска. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов и творческих работ учащихся средних школ.
Апробация работы. Обоснование основных положений
исследования представлено через освещение рассматриваемых
диссертантом проблем в научных работах, опубликованных с
2003 по 2006 гг.; на выступлениях в научно-методических
семинарах кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ,
аспирантском объединении ЮСПК СахГУ (2003-2005гг.), на
научно-методических семинарах кафедры методики
преподавания литературы ЮСПК СахГУ (2002-2006гг.), на
заседании кафедры русской и зарубежной литературы СахГУ
(2004-2006гг.) Материалы исследования публиковались в
научных периодических изданиях («Филологический журнал»,
«Голубковские чтения»), сборниках научных трудов и работах
учебно-методического характера («Материалы XXXVII
научно-практической конференции преподавателей,
аспирантов и сотрудников СахГУ», «Сборник статей V,VI научно-практической конференции ЮСПК СахГУ», «Среднее профессиональное образование»).
Методические рекомендации внедрены в практику профессиональных классов ЮСПК СахГУ, Гимназии № 2 г.
12 Южно-Сахалинска, школы № 8 г. Холмска, № 1 г. Поронайска и получили положительную оценку со стороны учителей-словесников. Материалы исследования представлены в курсе лекций, практических занятий по литературе, в спецкурсе по истории методики преподавания литературы ЮСПК СахГУ.
На защиту выносятся следующие основные положения, вытекающие из теоретического и экспериментального исследования:
В процессе изучения основных особенностей поэтики Н. С. Гумилева основное внимание уделяется использованию творческих заданий вариативного характера, формирующих условия для эстетически-субъективного толкования текстов художественных произведений писателя.
Изучение творчества Н. С. Гумилева с 5 по 11 класс способствует углубленному восприятию идейно-тематического содержания и художественно-философского мира произведений писателя, раскрывает уникальность и многогранность индивидуального авторского стиля.
3. Применение различных приемов интерпретации в
процессе изучения творчества Н. С. Гумилева в 5-11 классах
на занятиях по литературе, построенных в соответствии с
возрастными и интеллектуальными возможностями учащихся,
развивает творческую деятельность, познавательный интерес и
формирует эмоциональный мир школьников.
Диссертация состоит из введения, двух глав, список литературы насчитывает 263 источника.
Во введении дана общая характеристика работы: обосновывается актуальность выбранной темы, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, сформулирована гипотеза, новизна и практическая значимость
13 работы, указаны этапы исследования, представлены положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертации «Теоретические основы
изучения художественных произведений Н. С. Гумилева в
школе» содержится анализ литературоведческих,
искусствоведческих и методических работ, имеющих непосредственное отношение к предмету исследования; представлен краткий обзор жизни Н. С. Гумилева, выделены основные черты поэтики творчества писателя; показана эволюция лирического героя, отраженная в поэтических сборниках автора; уточнено понятие «интерпретация»; выявлены особенности восприятия и уровень интерпретации художественных произведений учащимися 5-11 классов; показаны результаты констатирующего эксперимента; излагается система уроков и внеклассных занятий по изучению и интерпретации школьниками художественного наследия Н. С. Гумилева.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка системы изучения творчества Н. С. Гумилева в школе» раскрывается методика целостного изучения художественных произведений писателя в 5-11 классах; рассмотрены особенности уроков и внеклассных занятий; представлены результаты обучающего и контрольного экспериментов; даны методические рекомендации к занятиям по изучению творчества Н. С. Гумилева в 5-11 классах.
В заключении представлены основные выводы по
диссертации, намечены перспективы дальнейшего
исследования.
Особенности поэтики Н. С. Гумилева в трудах литературоведов, искусствоведов и методистов
«Рыцарь серебряного века» русской поэзии; поэт-акмеист «ясных позиций», поэт-ратник, последний из конквистадоров, поэт середины «странствия земного», поэт, чье имя еще при жизни было окружено легендами, возникновению которых способствовал сам Н. С. Гумилев, склонный к неоднозначным умалчиваниям. Давать определения, характеризующие самого писателя и его творчество можно бесконечно. Художественное наследие Н. С. Гумилева представляет собой сложное литературное явление, что и придает особый смысл прочтения произведениям писателя. Основой методического исследования и фундаментом школьного изучения литературы является анализ и осмысление произведений Н. С. Гумилева в критике, литературоведении, искусствоведении.
Научные исследования являются ценным материалом для методики преподавания литературы в целом, открывают возможные пути изучения произведений Н. С. Гумилева в школьном литературном образовании, дают возможность определить первичное читательское восприятие и предпочтение, формируют оценочные суждения, умение осмыслить творчество писателя и интерпретировать его соответственно субъективно-эстетическим предпочтениям. Различные по направлению исследования жизни и творчества Н. С. Гумилева представлены в работах Ю. И. Айхенвальда, Л. К. Артамонова, В. В. Бронгулеева, Н. А. Богомолова, И. Н. Голенищева-Кутузова, Л. Я. Гинзбург, А. Б. Давидсона, В. П. Жирмунского, Ю. В. Зобнина, В. А. Комелева, М. Ф. Ларионова, О.А. Лекманова, В. К. Лукницкой, П. Н. Лукницкого, В. И. Лурье, К. В. Мочульского, А. Г. Неймана, А. Л. Никитина, И.В. Одоевцевой, В. Л. Орлова, Ю. Г. Оксмана, Н. А. Оцупа, В. П. Петрановского, Л. А. Смирновой, А. К. Станюковича, П. Б. Струве, Е. Б. Тагера, Р. Д. Тименчика, К. И. Чуковского, С. И. Чупринина, В. Б. Шкловского, М. Д. Эльзона, Д. Н. Яцутко и др. Жизнь и творчество Н. С. Гумилева делится на три периода, отражающие эволюцию его художественного сознания: первый (доакмеистический) период - 1905-1910; второй (раннеакмеистический) - 1911-1916; третий (позднеакмеистический) - 1917-1921. По предлагаемой периодизации представим некоторые факты биографии писателя, которые станут наиболее важными в процессе разработки методической системы по изучению творчества Н. С. Гумилева в школе. I период. Николай Степанович Гумилев родился 15 (3 по ст. стилю) апреля 1886 г. в Кронштадте, в семье морского врача. Детство провел в Царском селе, в отрочестве - в связи с перемещением отца - жил в Тифлисе, где впервые были опубликованы его ранние стихи (первое стихотворение «Я в лес бежал из городов...» появилось осенью в 1902 г. В «Тифлисском листке»), С осени 1903 г. семья окончательно обосновывается в Царскосельском Селе. Н. С. Гумилев учится в гимназии, директором которой был Иннокентий Анненский, повлиявший на формирование вкусов и интересов начинающего поэта. В конце 1903 г. знакомится с Аней Горенко - будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой и которой в дальнейшем будут посвящены шедевры его любовной лирики. В 1906 г. уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне, изучает французскую литературу, живопись, театр, пишет стихи. Там же в 1907 г. Н. С. Гумилев с группой единомышленников издает литературный журнал «Сириус», в котором дебютировала Анна Ахматова. Из Парижа в этом же 1907 году он совершает свое первое путешествие, и затем страсть к странствиям становится для Н. С. Гумилева мощным творческим стимулом: он ездит в Египет и Абиссинию, Италию и Африку, испытывая глубокий интерес к Востоку, к экзотике дальних стран, к иным языкам и племенам.
Специфика интерпретации произведений Н. С. Гумилева школьниками в 5-9 классах
5-9 классы - этот период, когда литература становится самостоятельным учебным предметом. Литературное произведение в программе этих классов представлено как отдельное произведение искусства, так и одно из составляющих в сложном литературном процессе.
В 5 классе основная проблема курса литературы решается на 4-х тематических циклах: сказки, эпохи жизни, времена года, страницы истории. У пятиклассников удивительно сочетаются «наивный реализм» и чуткость к художественному образу. Поэтому особенно важно соединить восприятие идейно-эмоционального содержания с эстетическим вниманием к автору, слову, выразительным приемам. Осуществление этих целей неразрывно связано с творческой (интерпретационной) деятельностью учащихся.
Курс 6 класса в основном подчинен «хронологическому принципу» - от мифов и библейских сказаний до произведений современных писателей. Продолжается период «наивного реализма», углубляется работа учителя по развитию художественного восприятия. Преодолению «наивного реализма» способствует выявление индивидуального отношения разных писателей к близким темам и проблемам.
В 7 классе осуществляется переход от изучения отдельного произведения к осознанию своеобразия идейно художественной позиции писателя. Сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей.
Проблемами курса 8 класса являются социально-нравственное содержание - «герой и время»; литературное явление - «жанры литературных произведений»; самостоятельная работа - «теоретико-литературный аспект». 9 класс - освоение таких явлений, как литературное направление и творческий путь писателя (Манжелеева 2005, с. 28).
Особое место на занятиях 5-9 классов отводится развитию литературных способностей и умений школьников, их самостоятельным несложным литературным опытам. Как отмечает методист В. А. Никольский, «это вводит детей в лабораторию писателей, способствует пониманию мастерства» (Никольский 1971, с. 144). Ученым также выделены основные этапы уроков литературы, среди которых представлены: слово о писателе, формирование чувства жанра, чтение лирических, эпических, драматических произведений, сочинения в 5-9 классах, работа по теории литературы.
Как уже отмечалось, первичное чтение художественного произведения закладывает основы понимания текста, самостоятельную оценку героев, их мыслей, поступков, но одно эмоционально-эстетическое восприятие далеко не всегда раскрывает школьникам образовательную и воспитательную сущность литературного произведения, и, кроме того, может привести к искаженной интерпретации текста. Нужен также и анализ произведения, причем такой, который бы усиливал эмоционально-эстетическое восприятие, поднимал бы его на более высокую ступень понимания. Целостное усвоение содержания и смысла текста осуществляется в процессе аналитико-синтетического осмысления произведения, при котором понимание должно органически связываться с восприятием, не подавляя его. Так, среди распространенных недостатков занятий по литературе в школе, методист середины XX века К. Г. Бочаров выделяет следующее - «односторонняя интеллектуализация их, гипертрофия аналитико-синтетического разбора, что нередко определяет социологизаторский схематизм, равнодушное или заученно-рассудочное отношение учащихся к прочитанным произведениям» (Вопросы... 1961, с. 171).
Творчество Н.С. Гумилева в историко-литературном курсе 10-11 классов
В качестве наглядности на уроке учитель использует текст Библии, работы знаменитых художников-живописцев, в творчестве которых представлена тема библейского сюжета о блудном сыне (Бартоломео Эстебан Мурильо «Возвращение блудного сына», Ян Сандерс ван Хемессен «Блудный сын», Гюстав Доре «Возвращение блудного сына», Лионелло Спада «Возвращение блудного сына», Пюви де Шаванн «Блудный сын», Харменс ван Рейн Рембрандт «Возвращение блудного сына», Т. Г. Шевченко из серии «Притча о блудном сыне» и ДР-) Изучение притчи в сопоставлении с поэмой Н.С. Гумилева и полотнами известных живописцев позволит наиболее глубже понять идейно-художественное своеобразие произведений, что, в свою очередь, поможет учащимся наиболее точно интерпретировать изучаемый текст гумилевской поэмы на внеклассном занятии в процессе выразительного исполнения текста. Вступительное слово учителя начинается с незнакомого учащимся рассказа: «Один отец никак не мог заставить сыновей жить дружно между собой. Братья все время ругались, спорили, порой даже по пустякам...» В конце (возможно и в течение) занятия учитель возвращается к данной притче, продолжает повествование и впоследствии позволяет учащимся самостоятельно закончить произведение. Такая деятельность связана с развитием воображения учащихся, с возможностью творчески решить проблемы, обусловленные жанровой спецификой произведения. Самая популярная притча Библии - это Притча о блудном сыне. Перед ее началом есть очень важные слова: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии...»
Пересказывая притчу, учащиеся обращаются к тексту Евангелия, пытаясь разобраться в значении фраз:
«У одного/некоторого человека было два сына...») Школьники отмечают типичность истории - она случается с большинством, так как у многих взрослых, родителей -непослушные дети. В данной истории непослушание сына выразилось в том, что он, в отличие от старшего сына, не приумножил имение семьи, а, значит, не может требовать то, что он не заработал. Учитель отмечает еще одну особенность -по обычаям того времени, именно младший сын должен был опекать родителей в старости, а не уйти, нарушив обычай, закон и, наконец, заповедь (в Библии № 5) «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...»
Далее учитель обращается к характеристике героя, к анализу событий произведения и предлагает вопросы для обсуждения:
Каким представлен в произведении герой? Попробуйте заглянуть за строчки притчи и увидеть, как жил молодой человек, покинув отчий дом.
К чему привела жизнь блудного сына на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовским заповедям? Что творилось в душе героя?
По возвращении сына в родной дом, отец встретил его с радостью, принял в объятия и сказал: «Это сын был мертв и ожил, пропал и нашелся». Как вы понимаете эти слова? В процессе обсуждения учитель обращает внимание учащихся на картины художников, сцены которых подробно иллюстрируют жизнь блудного сына. Так, на полотне нидерландского художника Хеменесса запечатлена сцена в таверне, где молодой человек сидит в развеселой компании. Опрокинутые стулья, драка у дверей, разлитое на полу вино -все говорит о том, что собравшиеся забыли о чувстве собственного достоинства, нравственных нормах и заповедях Господа. Художник Иероним Босх изображает героя изнеможденным, бредущим по дороге. Он долго жил в полуразрушенном кабаке при дороге, где предавался беспутству.