Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Лещинская Элеонора Геннадьевна

Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях
<
Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лещинская Элеонора Геннадьевна. Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2004 138 c. РГБ ОД, 61:04-13/1265

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ современного состояния обучения оркестровому дирижированию в музыкальных учебных заведеннях.

1.1. Сравнительная характеристика учебных программ по профилирующим предметам оркестровой специализации 12-30

1.2. Анализ музыкальных предпочтений учащихся музыкальных учебных заведений 30-50

1.3. Обобщающая характеристика уровня музыкальной подготовки учащихся музыкальных учебных заведений 50-59

Глава 2. Процесс обучения оркестровому дирижированию в индивидуальных классах.

2.1. Музыкальное восприятие произведений учебного репертуара в индивидуальных классах по дирижированию 60-65

2.2. Теоретические основы классификации музыкальных произведений 66-70

2.3. Классификация музыкальных произведений по сложности дирижерского воплощения

2.4. Обучение дирижированию как педагогический процесс 84-109

2.5. Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях 109-117

Заключение 118-125

Библиография 126-133

Приложения 134-138

Введение к работе

Изменения общественной и политической жизни России сегодня вполне закономерно привели к возрастанию роли художественной культуры как фактора гуманизации общества. По утверждению Л.Толстого, наиболее действенным средством нравственно-эстетического совершенствования, воспитания культуры чувств и духовных потребностей общества является искусство. А в искусстве, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте7 регулирующем деятельность и поведение людей, важнейшее место отводится музыке. :»"

В сфере музыкального профессионального образования значительное место занимают как народная музыка, так и академическое музыкальное искусество. В системе музыкально-образовательных учреждений это в первую очередь относится к учащимся народных отделений, которые в силу специфики своей профессии должны не только уметь научить игре на музыкальном инструменте отдельных исполнителей, но и объединить их в единый коллектив, оркестр, донести до исполнителей и до слушателей музыкальный образ, заключенный в каждом исполняемом музыкальном произведении. " " Необходимо отметить, что учащийся музыкально-образовательного заведения является не только объектом педагогического взаимодействия, но выступает и как объект самовоспитания, самоконтроля и саморазвития. Диалектическое единство внутреннего и внешнего требует рассмотрения этой проблемы в совокупности с условиями среды, в которой он находится, атмосферы, которая .rl. li его окружает.

Внешние факторы, окружающие учащихся музыкально-образовательных заведений по своей структуре явления не однородные. Здесь необходимо говорить об общечеловеческих факторах, таких как условия развития общества в" целом, и о факторах "ближайшего окружения", в виде воздействия развиваю щей среды и педагогической поддержки в самом учебном процессе, направлен-, ном на освоение объектом обучения технических навыков дирижирования и на развитие его личностной, эмоциональной, когнитивной и прочих сфер. ! " Современный этап развития системы образования в музыкальных учреждениях ставит ряд новых задач, одной из которых является решение проблемы комплексного подхода в подготовке музыкально-педагогических кадров. Значительное число исследований на теоретическом уровне в плане развития профессиональных навыков и становления личности дирижера посвящено студен ческой молодежи симфонических отделений ВУЗов и лицам более старшего возраста, зрелым музыкантам. . :

Такая многочисленная категория, как учащиеся средних музыкально? образовательных учреждений осталась практически вне сферы музыкально-педагогических исследований. Актуальность нашего исследования обусловлена назревшей необходимостью создания комплекса педагогических условий и факторов, которые способствуют формированию начальных профессиональные навыков руководителей, дирижеров народных оркестров в индивидуальных классах по дирижированию в музыкально-образовательных учреждениях. : °:

Педагогический опыт подсказывает, что эта среда учащихся представляет собой референтную группу, находящуюся между школьниками и студентами вузов и по своим возрастным особенностям является наиболее сложной категорией обучающихся дирижированию.

Таким образом, актуальность данного исследования определяется наличием двух противоречий: а) необходимостью совершенствования концепции музыкального развития и воспитания учащихся средних музыкальнее образовательных учреждений ( в нашем исследовании через оркестровое дирй-жирование); б) отсутствием научно-педагогической системы реализации этой концепции, что и обусловило необходимость исследования данной проблема-тики и определило выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. ! °

Проблема формирования профессиональной, духовно-нравственной и общей культуры обучающихся в учебных заведениях относится к числу комплексных и находится на стыке ряда гуманитарных наук. !

Сущность и специфика различных проблем фундаментальной и прикладной культурологии, культуры как синтеза всех видов человеческой деятельности обоснована в трудах А.Арнольдова, А.Здравомыслова, С.Иконниковой , М.Кагана, и др. . Общие вопросы формирования музыкального интереса больших и малых социальных групп раскрыты в работах А.Алиева, О.Апраксиной, Е.Бурлиной А.Сохора, В.Цукермана, В.Чабанного и др. "- ! Теория деятельности как основа общекультурного развития личности основы развивающего обучения разработаны Б.Ананьевым, Л.Вы готским1, В.Давыдовым, Л.Занковым, А.Новиковым, Д.Элькониным и др. .

В работах Н.Соколова, В.Яконюк и др., обобщивших специфику развития" музыкального интереса в условиях профессиональной подготовки учителя му -зыки отмечается недостаточный подход к общеэстетическому образованию. С 19 века в области музыкальной педагогики стали появляться работы, уделявшие значительное внимание проблемам дирижерского искусства. Прак тические советы по овладению техникой дирижирования, методические рекомендации для домашней работы наиболее широко и глубоко изложены советским дирижером и педагогом И.Мусиным, а также затронуты в трудах М.Канерштейна, К.Кондрашина, Н.Малько, К.Ольхова, Г.Шехрена и др. Процессу формирования дирижера, становления его как Личности посвящены работы Л.Гинзбурга, Г.Ержемского, С.Самосуда, Б.Хайкина и др.; не обходимо отметить ряд известных зарубежных музыкантов, которые осмысли вали и обосновывали специфику дирижирования как особого вида исполнительства - это Б.Вальтер, Г. Вуд, Г.Караян, Ш.Мюнш и др. " , Существующая литература лишь в широком аспекте раскрывает общеч теоретические, социально-психологические и педагогические вопросы формит. рования музыкальной культуры. Необходимость совершенствования концепции воспитания личности в рамках среднего музыкально-образовательного учебного заведения и определила цель нашего исследования. V

Цель исследования заключается в определении путей совершенствования процесса обучения начальному дирижированию, в выявлении и развитии профессиональных качеств учащихся посредством оркестрового искусства контексте общего музыкального воспитания в музыкально-образовательных учебных заведениях.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать специфику процесса музыкального образования учащиеся народных отделений, изучающих предмет "Дирижирование"; ;,° 2. Определить музыкально-эстетические особенности и приоритеты учащихся названных отделений;

3. Разработать классификацию музыкальных произведений по сложности дирижерского воплощения как основу учебного репертуара в индивидуальный классах по дирижированию; ""

4. Наметить пути оптимизации музыкально-педагогического процесса по воспитанию дирижера оркестра народных инструментов и формированию его профессиональных навыков. \

Объектом исследования являются учащиеся оркестровых отделений средних музыкально-образовательных учебных заведений. Предмет исследования: процесс обучения оркестровому дирижированию и пути совершенствования воспитания личности дирижера.

База исследования: констатирующий эксперимент проводился в Лицее искусств "Санкт-Петербург"; Музыкальном училище им. Н.Римского-Корсакова, Музыкальном училище им. М.Мусоргского, Ленинградском областг ном колледже культуры и искусства, Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства, Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.Римского-Корсакова. ] 

Сравнительная характеристика учебных программ по профилирующим предметам оркестровой специализации

Подготовка руководителей оркестров народных инструментов в настоящее время имеет огромное значение. В современной России четко прослеживаются две тенденции. Первая - усиление тяги части населения к рок-музыке и поп-музыке. Основная часть рок и поп-музыки оказывает воздействие, прежде всего, на двигательные функции слушателей. В этой связи замечено, что кажт дый орган в человеческом организме имеет свою частоту колебаний. Частоты, создаваемые рок и поп-музыкантами вызывают дисбаланс в организме человека, переводят его на более низкую «частоту». Очень частое «употребление» таких произведений крайне негативно сказывается и на психологическом и на общем физическом состоянии слушателей.

Вторая тенденция — повышение значимости классической и народной музыки. Эти виды музыки в большей степени совпадают с физиологическгі-психологическим строем человека. Такая музыка несет положительный эмоциональный настрой, оказывает гармонизующее положительное влияние на утверждение в человеке черт, идущих от Света, Красоты и Доброты.

Для выявления противоречий в подготовке руководителей оркестров, способных донести до слушателя те лучшие качества, которыми обладает музыка, проанализируем современное состояние обучения студентов на оркестровых отделениях. В связи со спецификой данной работы мы не касаемся предметов общеобразовательного и общемузыкального цикла. Задачей нашего исследования является анализ предметов, относящихся к предметам специального1 цикла.

Под начальным обучением дирижированию оркестром народных инстру1-ментов мы подразумеваем обучение этой профессии в двух типах учебных заведений:

колледжи культуры и искусства (бывшие училища культуры), в которых имеются оркестровые отделения;

музыкальные училища и училища искусств (бывшие музыкальные учи7 л ища), в которых имеются оркестровые отделения. Предполагалось, что анализ учебных программ по каждому виду учебных заведений позволит выявить противоречия в подготовке руководителей оркестг ра, способных донести до слушателей главные черты полифункционального музыкального искусства. Предварительное изучение этого вопроса показало, что противоречия могут проявиться в двух плоскостях:

1. В рамках отдельно каждого типа учебных заведений в виде несоотг ветствия между потребностью общества в квалифицированных руководителях народных коллективов и возможностями учебных заведений обеспечить такой уровень подготовки. "

2. В рамках общей системы подготовки специалистов в условиях средних музыкальных учебных заведений в виде наличия у них разных возможностей, вытекающих, прежде всего из различий в учебных планах. "

Рассмотрим подготовку специалистов в колледжах культуры и искус ства (бывших училищах культуры). Колледжи культуры явились новыми для России последних лет учебными заведениями, возникшими в результате изменения экономического уклада Рос сии и предполагаемых реформ в области образования. Эти реформы мы назвали предполагаемыми в силу того, что в ходе их проведения изменились, в основ ном, названия учебных заведений, их статусы, а по существу учебно воспитательный процесс изменился не очень много. В разных регионах России колледжи могут иметь разные названия - культуры и искусств, только искусств или в других словосочетаниях, поэтому в тексте мы их будем называть сокра щенно «колледжи».

Анализ музыкальных предпочтений учащихся музыкальных учебных заведений

Процесс музыкального обучения только тогда может дать положитель- { ный результат, когда он опирается на активный музыкальный интерес. Следовательно, одна из главных музыкально-педагогических задач — формирование - такого интереса. Исходя из структуры самого интереса, можно выделить не! сколько путей формирования активности студентов; среди которых для нас наиболее значимым является метод воздействия через среду. Этот метод осо бенно высоко ценился А. Сохором [73]. Он предлагал, и это возможно в музы кальных учебных заведениях любого уровня, а не только на уровне крупных сообществ, включать отдельные микрогруппы в макросреду, в которой уже; развиты желательные музыкальные интересы. Это равнозначно использованию влияния референтной группы на микро и макро структуры. В контексте нашего ; исследования можно говорить о влиянии обучающихся в средних музыкальных учебных заведениях на школьные и Вузовские возрастные группы, а также о і влиянии отдельных продвинутых групп в пределах конкретного учебного заве дения на всех обучающихся в этом заведении.

Музыкальные предпочтения - сложное и постоянно изменяющееся явле ние, влияющее на динамику отдельных жанров и стилей. Изменение роли от дельных жанров зависит от действия и объективных и субъективных факторов1! К объективным факторам мы относим общеэкономические и политические причины. Например, естественно, что сегодня в Чечне не может в полной мере развиваться оперное или балетное искусство.

К субъективным мы относим факторы, идущие от личности. Во-первых, это государственная политика в отношении культуры, определяемая до сих пор волей руководителей государства. Во-вторых, наличие выдающихся музыкальных личностей, чье творчество заметно влияет на развитие жанра.

А. Сохор предложил периодизацию музыкального искусства с изменени ем роли отдельных жанров [72], которую мы дополнили краткой характеристи кой ее современного состояния.

Первый период (1917-1932 гг.). Основным в его музыкальной жизни счи-тается песенное искусство, хотя и появились первые попытки отражения дейст-вительности, современности в опере, балете и симфонии. Отношение к классическим жанрам неоднозначно. Первые годы характеризуются резким отрицанием классического искусства, но затем наступает полоса «прозрения».

Второй период (1933-1941) рассматривается музыковедами как период бурного расцвета советской музыкальной культуры. Процесс изменения музыкальных предпочтений вызван урбанизацией населения, когда значительные массы сельского населения «хлынули» в город. Это вызвало рост новой для этого населения «городской» музыки. Вместе с тем, «элитарная» часть населения имела возможность удовлетворять свои музыкальные потребности в классической филармонической музыке.

Третий период (1941-45гг.). При исключительно трудных внешних социально-экономических условиях он отличается серьезными достижениями в области музыки. Продолжают развиваться крупные формы, в основном эпического характера.

Четвертый период (1945-1955 гг.) отличается настороженным отношени-ем к новаторству. В этот период, более чем когда-либо проявилось действие субъективного фактора: приказами сверху закрывались не только отдельные оперы или произведения, но и целые жанры. Проводилась соответствующая идеологическая политика, что трансформировало отношение населения к опре: деле н н ы м жанрам муз ы ки.

Пятый период (1956-1968гг.). Общественная обстановка этого периода способствовала развитию многообразных жанров и стилей. Именно в этот период в нашу музыку стали внедряться язык, форма, инструментовки современной зарубежной эстрадной музыки, которые в последующий период «заглушат» интерес к классической музыке.

Шестой период (конец 60-х — 70-е годы) характеризуется сближением песенного жанра с «серьезной» музыкой, а также неофольклором, для которого характерны синтез фольклора и современного композиторского письма. Проявляются первые признаки застойных явлений в искусстве. Появляется «Третье направление» (термин Р. Щедрина). Его представители А. Рыбников, Г.А. Журбин, Г. Гладков пытаются синтезировать приемы серьезной музыки с доступностью музыки развлекательной. Про этот период А. Перепелица [60] говорил" что общество, только овладевшее материальными благами, не требует благ ду: ховных.

Музыкальное восприятие произведений учебного репертуара в индивидуальных классах по дирижированию

Рассмотрению вопросов педагогического процесса в индивидуальных классах по дирижированию в музыкально-образовательных учебных заведениях, целесообразно предварить анализ категорий, связанных с восприятием музыки, сущность и значение тех, которые мы будем использовать в анкетном наблюдении и при разработке дидактических принципов педагогического процесса.

«Музыкальное восприятие» в настоящее время рассматривается как вид музыкально-познавательной деятельности, в котором актуализируется вся система личности. Музыкальные программы, созданные Д. Кабалевским и другими авторами рассматривают восприятие как основу музыкального искусства.

Профессиональная подготовка музыканта не мыслима без развития восприятия в его высшем проявлении - оценке услышанного. Каждый человек обладает своим «интонационным запасом», то есть некоторым количеством музыкальных оборотов, которые воспринимаются им как несущие определенный музыкальный смысл. Следовательно, необходимы такие формы учебного процесса, которые позволили бы обучающемуся постепенно расширять свой музыкальный кругозор.

По аспектам музыкального восприятия было изучено более 50 работ различных авторов (Например, [14], [19], [21],[23], [24], [25] и другие). Работы перечисленных авторов сформировали современную социологию музыки, однако, мы для своего дальнейшего исследования приняли, в основном, учение А. Со: хора [72], С. Иконниковой [27], Л. Выготского [16], как наиболее соответствующие целям нашего исследования.

По определению А. Сохора, под музыкальным восприятием понимается такая деятельность, в процессе которой совершается духовное постижение произведений музыкального искусства. Существуют разные уровни восприятия: физическое слушание, физиологическое воздействие, эмоциональное переживание, понимание, оценка услышанного. Все они обусловлены качествами самого произведения, слушателя и обстановки слушания. Однако, решающую роль, по мнению А. Сохора [73], играет социальный фактор: слушатель воспитывается той музыкой, которая окружает его в обществе. Этот фактор проявляется на всех этапах восприятия музыки и, во-первых, на предварительной установке. Эта установка зависит от множества компонентов: обстановки слушания, степени ознакомленности слушателя с именем автора, жанром произведения. Во-вторых, социальный фактор проявляется в понимании отдельных выразительных средств и музыкальной формы в целом. В-третьих, он влияет на эстетическую оценку услышанного.

Профессиональная подготовка любого музыканта, в том числе и оркестрового дирижера, опирается на ряд категорий, относящихся к разным сторонам музыкального восприятия, и играющих существенную роль в процессе становления музыканта.

Начальной точкой исследуемого нами процесса выступает потребность. В литературе представлено несколько определений этой категории, незначительно отличающихся между собой. Нашим собственным установкам более других соответствует определение, данное А. Здравомысловым: «Потребность - есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды» [25,13-14].

Состояние индивида задает характер избирательности. А.Здравомыслов определяет потребность как внутренний стимул деятельности, реализация которого вызывает к жизни новую более высокую потребность. Как определяет А.Сохор, музыкальная потребность как потребность в музыкальных ценностях - это один из главных элементов общей категории «потребность». Конкретный жанр, вид, стиль музыки, конкретное произведение или искусство исполнителя могут быть предметом музыкальной потребности. Взаимодействие потребности и предмета потребности анализируются в работах В.Молзинского [50]. Во всех названных выше работах, рассматривающих музыкальную потребность, так или иначе, звучит вывод, сформулированный А.Сохором: музыкальная потребность пассивна и формируется слуховой практикой. Когда потребность становится осознанной, то она превращается в интерес. По определению А.Сохора, интерес - это «активная направленность личности (группы, общества) на предмет ее потребностей, стремление материально или духовно овладеть этим предметом» [72,138].

Профессиональная подготовка музыканта невозможна без наличия устойчивого интереса к музыке. Между потребностью и интересом существует взаимосвязь, сформулированная А.Здравомысловым, который, рассматривая категорию «интерес» утверждает, что по сравнению с потребностью, интересы выступают в качестве причины определенных действий. Разные социальные и тендерные группы имеют разные интересы. Интерес изменяется с переходом от одной группы к другой, даже в малых, таких как в обследованных нами коллективах. Интересы каждого отдельного респондента зависят от его внутренне-го мира и являются движущей силой его действия. Попадая в одинаковую социальную среду Санкт-Петербурга, иногородние студенты активно включаются в процесс овладения его культурными ценностями, в результате чего быстро догоняют петербуржцев по уровню эстетического развития.

Анализируя отдельные составляющие восприятия, ряд исследователей рассматривают категорию «музыкально-эстетический интерес». В нашем исследовании это одна из главных составляющих. Д.Яконюк [100, 9] определяет эту категорию как «духовный интерес», в котором «музыкально-эстетическая потребность, обусловленная средой и социально-экономическим положением индивида, социальной группы, проявляется в форме психологического континуума: от эмоциональной реакции, через осознание среды, положения, потребностей, к мотивации и установке, к действию. Музыкально-эстетический интерес как часть эстетической деятельности на уровне сознания индивида, социальной группы определяет и направляет вторую ее часть — музыкально-эстетическое действие».

Похожие диссертации на Формирование профессиональных навыков дирижера народного оркестра в музыкально-образовательных учреждениях