Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ У БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ 15
1.1. Категория эстетической ценности в культурологическом аспекте 15
1.2. Мода как носитель эстетических ценностей. Ценности моды 37
1.3. Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов как психолого-педагогическая проблема 61
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ У БУДУЩИХ СОЦИОЛОГОВ 80
2. 1. Диагностика сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов 80
2. 2. Анализ результатов констатирующего обследования 92
2. 3. Методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов (в процессе изучения дисциплины «Социология моды») 100
2.4. Результаты опытно-поисковой работы по формированию представлений об эстетических ценностях у будущих социологов 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
ЛИТЕРАТУРА 122
- Категория эстетической ценности в культурологическом аспекте
- Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов как психолого-педагогическая проблема
- Диагностика сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов
Введение к работе
Актуальность исследования. Профессия социолога, относящаяся к
профессиям социономического типа («человек-человек»), требует от
специалиста сформированной системы профессиональных знаний, умений и
навыков в области социального познания. Общетеоретическое поле
компетентности социолога охватывает проблемы человека в его социальном
качестве - во всем многообразии его потребностей, интересов, мотивов,
установок и ценностей. В ряду необходимых будущему социологу знаний
находится система ценностных представлений, поскольку ценности, в том
числе эстетические, являются действующими имманентными регуляторами
деятельности человека, оказывающими влияние на его
поведение (Д. А. Леонтьев).
Выпускник-социолог, согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, должен быть подготовлен к работе В'различных общественных институтах: в средних и высших учебных заведениях, в социологических центрах, в государственных органах федерального и муниципального уровня, в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий, в сфере Public Relations и т.д.
Практически все сферы деятельности социолога предполагают создание позитивного имиджа организации или конкретной личности. Одним из средств создания такого имиджа «продвигаемой» личности является одежда и внешний облик, где сочетаются эстетический, информативный и коммуникативный аспекты восприятия. Для создания позитивного имиджа необходимо знание эстетических представлений электората, поскольку имидж накладывается на ценностные характеристики, доминирующие в обществе, и отражает его ценности и идеалы, на которые следует ориентироваться в выстраивании соответствующего зрительного образа (А. А. Деркач, Е. Б. Перелыгина). Визуальные системы, используемые в современной политике, позволяют
4 практически мгновенно передавать запрограммированное воздействие (В. М. Розин).
Обращения к имиджу предполагают и другие сферы профессиональной деятельности будущего социолога. Работа в качестве преподавателя и администратора предполагает наличие знаний в области педагогической имиджелогии, так как создаваемый образ должен соответствовать ожиданиям и потребностям потенциальных обучающихся и всех участников педагогического процесса и опираться на знание содержания стереотипных эстетических представлений о современном учителе и руководителе, сформированных в сознании учащихся и коллег (А. А. Калюжный, В. М. Шепель).
Работая в аналитических социологических центрах и центрах социального прогнозирования, проводя прикладные социологические и маркетинговые исследования, с которых начинается деятельность многих компаний, социолог должен иметь представление о потребителях производимых товаров и услуг, т. е. в его сознании должна присутствовать подробная карта «ценностного поля» всего общества. Социолог должен уметь свободно оперировать данными ценностными представлениями для успешного осуществления различных видов своей профессиональной деятельности.
При работе в государственных органах федерального и муниципального уровня социологу необходимо владеть приемами самопрезентации и визуальной костюмной коммуникации.
Таким образом, роль визуальных средств, которые обеспечивают ориентировку человека в процессе коммуникации, очень велика. В каждой из перечисленных сфер деятельности социолог должен уметь передавать необходимую информацию, устанавливать коммуникативные связи, создавать определенный психологический настрой, в том числе посредством внешнего облика, а для этого нужно иметь представления об эстетических ценностях людей различных социальных групп.
5 В современной науке существует ряд классификаций: ценностей (С. Ф. Анисимов, Hi С. Розов, BV А. Ядов и др.). Так как данное исследование имеет социокультурную направленность, мы опирались на классификацию ценностей, обобщенную Б. С. Ерасовым. Согласно этой классификации, эстетические ценности^ являясь особым классом ценностей, включают: ценности красоты (или, напротив, эстетику безобразного), идеал, стиль, гармонию, следование традиции или новизне, эклектику, культурную самобытность или подражание престижнойзаимствованной моде;
Носителем эстетических ценностей, может выступать любой; объект как природного, так и созданного человеком; мира, любое явление экономического, социального; политического и нравственного порядка (Р. П. Шульга). В данном исследовании носителем эстетической* ценности, показателем внешней и внутренней (духовной) культуры человека; выступает мода, где эстетические ценности проявляются в конкретно-чувственной форме. Мода предстает как проекция , основных структурных компонентов: концепции «Я>>-личности (А. Б. Гофман, М: И. Кйлошенко).
Практика показывает: осознание современными социологами факта, что костюм — это сложная семиотическая система, входящая в информационный модуль «"костюм" — "личность"^ — "внешность"» и являющаяся носителем эстетических ценностей человека, во многом происходит на: интуитивном уровне (Н; А. Коробцева)::
Одной из причин данного явления служит тот факт, что в системе профессиональной- подготовки социологов задача формирования у студентов представлений об особенностях эстетических ценностей: и; формах их проявления: во- внешнем облике человека недооценена. На наш взгляд, дисциплина «Социология, моды», входящая, согласно. Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, в цикл общепрофессиональных дисциплин специальности «Социология», обладает в этом "смысле большим потенциалом.
Мода, являясь отражением индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах, рассматривается современными исследователями как массовая форма передачи и усвоения социальной информации, в том числе и информации об эстетических ценностях людей (А. Б. Гофман, М. И. Килошенко, Б. Д. Парыгин, Л. В. Петров и др.). Она не только распространяет внешние эстетические формы культуры, воспринятые людьми как эстетические ценности, но и отражает отношение к ним человека и социальной группы (Г. Г. Шубин).
В современных философских, социологических и психологических исследованиях моду рассматривают как феномен культуры (Г. П. Галитбарова), как один из факторов социализации личности (Е. В. Колесникова, Т. Б. Любимова, О. Б. Подольская), как способ межличностной коммуникации (Л. В. Петров), как один из самых динамичных феноменов социально-психологического общения (Б. Д. Парыгин), как семиотическую (знаковую) систему (Ж. Бодрийяр, В. Ю. Борев, А. В. Коваленко, Л. В. Кокорева, Ю. М. Лотман, К. С. Шаров) и т.д. Педагогический потенциал моды в литературе практически не рассматривается. Исключение составляют работы Е. Ю. Новиковой, где показана взаимосвязь характера восприятия моды подростком и его личностным развитием, а полученные данные используются при организации учебной деятельности, и Т. В. Тол бузиной, где средствами моды решается проблема адаптации учащихся к требованиям современного рынка труда.
Сказанное выше позволило выявить ряд противоречий: - между потребностью общества в социологах, обладающих сформированной системой представлений об эстетических ценностях, о характере их проявления в костюмных формах, и реальным уровнем сформированности данной системы, характеризующимся отсутствием навыков «декодировки» психосемиотической системы костюма, самопрезентации средствами одежды, навыков визуальной костюмной коммуникации;
7 - между изученностью проблемы функционирования моды в качестве формы демонстрации эстетических ценностей человека и отсутствием методики, обеспечивающей формирование у будущих социологов представлений о моде как одной из форм проявления эстетических ценностей людей;
- между потенциальными возможностями дисциплины «Социология моды» в формировании представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, формах их проявлений во внешнем облике людей и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса.
Актуальность и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему данного исследования, суть которой заключается в разработке методики формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов в процессе изучения дисциплины «Социология моды».
Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования: «Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов (в процессе изучения дисциплины «Социология моды»).
Объект- исследования - процесс профессиональной подготовки будущих социологов в вузе.
Предмет исследования — методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов в процессе изучения дисциплины «Социология моды».
Цель исследования: разработать, обосновать и проверить на практике методику формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов в процессе изучения дисциплины «Социология моды».
Гипотеза исследования. Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов будет эффективным, если:
- под представлениями об эстетических ценностях будущих социологов понимать мысленный конструкт доминирующих эстетических ценностей отдельных индивидов, классов, групп и поколений общества, которые
8 выражаются в их облике, действиях, поступках, поведении и являются регулирующим компонентом коммуникации в процессе профессиональной деятельности социолога;
-процесс формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов будет базироваться на механизме поэтапного перехода от знака-признака, несущего определенную психосемиотическую информацию-о человеке, к размышлению (рефлексии), от размышления к действию;
- будет разработана методика, основанная на вышеизложенном механизме, включающая методы визуализации и моделирования ситуаций будущей; профессиональной деятельности, формы информационной лекции^ лекции-визуализации, проблемной лекции, лекции-«пресс-конференции»,. лекции с разбором микроситуаций, творческих заданий, практических заданий, видеотренинга и реализующаяся поэтапно. - . - '
В; соответствии с целью и гипотезой диссертационного исследования были-
сформулированы следующие задачи: '
1...Выявить.состояние исследуемой проблемы, уточнить содержание понятия
«представления об эстетических ценностях у будущих СОЦИОЛОГОВ». ' г
Обосновать роль дисциплины «Социология-моды» в формировании у будущих социологов представлений об эстетических ценностях.
Разработать методику формирования данных представлений.
В: процессе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной методики формирования- представлений об* эстетических ценностях у будущих социологов в процессе изучения, дисциплины «Социология моды».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория ценностей (С. Ф. Анисимов, В; А. Василенко, F. П. Выжлецов, А. В. Гулыга, О. F. Дробницкий, М. С. Каган, Л. Н. Єтолович), теория социальных представлений (Д. Жоделе, Ж.-П. Ко дол, С. Московичи), теория коммуникации (В. А. Лабунская, Г. Г. Почепцов), положения теории социального познания
9
(Г. М. Андреева, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, О. Г. Кукосян), положения о
формировании у человека представлений (Ф. Е. Василюк, Н. В. Васина,
Л. М. Веккер, А. А. Гостев, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов,
В. А. Пономаренко, И. С. Якиманская), идеи, реализующие эстетический
(Т. Б. Любимова, Т. Г. Маринко, А. Г. Харчев, Г. Г. Шубин), семиотический
(Р. Барт, В. Ю. Борев, А. В. Коваленко, Л. В. Кокорева, Ю. М. Лотман) и
социально-психологический подход к моде (Е. Я. Басин, А. И. Бастрыкин,
Л. Б. Волченко, М. И. Галитбарова, А. Б. Гофман, М. И. Килошенко,
Е. В. Колесникова, В. М. Краснов, Н. Ю. Масленцева, Б. Д. Парыгин,
Л. В. Петров, О. Б. Подольская, В. И. Толстых, К. С. Шаров и др.),
теоретические положения имиджелогии о внешности как знаковой системе, посредством которой осуществляется коммуникация (А. А. Деркач,
A. А. Калюжный, Т. М. Кондратьева, Е. Б. Перелыгина, В1 Е. Саламатов,
B. М. Шепель), теория контекстного обучения (А. А. Вербицкий), идеи
компетентностного подхода в преподавании имиджелогии (Е. А. Морозова).
В исследовании использовались следующие методы:
теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, философской, социологической литературы по проблеме и теме исследования; систематизация, обобщение.
эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, беседа, диалог, опытно-поисковая работа, методы математической статистики.
Исследование проводилось с 2004 по 2008 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап (2004-2005 гг.) включал в себя изучение и анализ литературных источников по проблеме диссертационного исследования, изучение состояния профессиональной подготовки будущих социологов. На этой основе выстраивались теоретические положения, а также разрабатывался научный аппарат и диагностический инструментарий работы.
10 На втором этапе (2005-2007 гг.) было проведено констатирующее обследование, по результатам которого разрабатывалась методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, осуществлялся формирующий этап опытно-поисковой работы (внедрение результатов исследования в образовательный процесс Южно-Уральского государственного университета при изучении дисциплины «Социология моды»).
На третьем этапе (2007-2008 гг.) проводилось теоретическое обобщение, контрольный этап опытно-поисковой работы, анализ и систематизация результатов исследования, формулировались выводы и оформлялся текст диссертационного исследования.
Исследование проводилось на базе Южно-Уральского государственного университета, Челябинской государственной академии культуры и искусств и Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Всего в опытно-поисковой работе участвовало: на констатирующем этапе -243 студента, на формирующем этапе - 55 студентов, обучающихся по специальности «Социология».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Доказано, что механизмом формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов является поэтапный переход от знака-признака, несущего определенную психосемиотическую информацию о человеке, к размышлению (рефлексии), от размышления к действию;
Разработана методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, основанная на вышеизложенном механизме и включающая методы визуализации и моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности, формы: информационная лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-«пресс-конференция», лекция с разбором микроситуаций, творческие задания, практические задания, видеотренинг. Данная методика реализуется на трех этапах:
- начальном - расширение опыта студентов в области знаково-семиотической природы костюма, его демонстрационной, маркирующей и эстетической функции, визуальной костюмной коммуникации;
- формирующем - формирование у будущих социологов сознательного
отношения к моде как информационно-знаковой (семиотической) системе,
включение рефлексии, развитие интереса будущих социологов к деятельности
«декодировки» костюмных форм;
- деятельностно-обобщающем - обобщение представлений об эстетических
ценностях, отраженных в костюмных формах, использование полученных
знании в различных видах профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
уточнено понятие «представления об эстетических ценностях у будущих социологов»: это мысленный конструкт доминирующих эстетических ценностей отдельных индивидов, классов, групп и поколений общества, которые выражаются в их облике, действиях, поступках, поведении и являются регулирующим компонентом коммуникации в процессе профессиональной деятельности социолога;
выявлен педагогический потенциал дисциплины «Социология моды», который заключается в формировании у будущих социологов представлений об эстетических ценностях, о формах их проявлений в информационном модуле «"костюм" - "личность" - "внешность"», в овладении основами визуальной коммуникации;
Практическая значимость исследования:
- разработаны различные по форме лекции: информационная лекция,
лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-«пресс-конференция», лекция
с разбором микроситуаций по дисциплине «Социология моды», нацеленные на
формирование представлений об эстетических ценностях у будущих
социологов, о формах их проявления во внешнем облике человека;
12 - создано учебно-дидактическое обеспечение дисциплины «Социология моды», включающее: творческие задания, практические задания, видеоряд, иллюстрирующий костюмные формы современных молодежных субкультур -«байкеров», «босяков», «митьков», «панков», «рейверов», «скейтбордистов», «брейкеров», «слэккеров», «хиппи», «готов», людей, дифференцированных по возрастному, матримониальному, имущественному, социальному статусу, социально-групповой, профессиональной принадлежности;
- обоснован критериально-оценочный инструментарий выявления уровней сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора в качестве преподавателя дисциплины «Социология моды» в Южно-Уральском государственном университете г. Челябинска. Материалы исследования нашли свое отражение в публикациях автора, обсуждались на заседаниях кафедры социологии Южно-Уральского государственного университета, кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств; в ходе семинаров «Бренд в разных контекстах» (г. Челябинск, 2007 г.), «Стиль, интерьер и мода» (г. Париж, 2007 г.), «Ар деко в интерьере» (г. Челябинск, 2008 г.), «Стиль, интерьер и мода» (г. Рим, 2008 г.), «Попробуй себя в новой моде» (г. Челябинск, 2008 г.); на XXI Международной научно-практической конференции «Россия и регионы: взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти» (г. Челябинск, 2004 г.), VII Всероссийской научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (г. Пермь, 2004 г.), межвузовской конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (г. Нижневартовск, 2005 г.), XXII Международной научно-практической конференции «Человеческий потенциал и конкурентоспособность России» (г. Челябинск, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Трансформация
13 российского общества и актуальные проблемы социологии» (г. Екатеринбург,
г.), VIII Всероссийской научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» (г. Пермь,
г.), Всероссийской научной конференции «Духовно-нравственное образование и воспитание молодежи» (г. Орел, 2008 г.), Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Музыкальное и художественное образование и воспитание детей и юношества: проблемы и поиски» (г. Екатеринбург, 2008 г.).
Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось лично автором в Южно-Уральском государственном университете.
Достоверность результатов и обоснованность выводов были обеспечены исходными методологическими позициями, аргументированностью теоретических положений, использованием комплекса методов эмпирического и теоретического уровня, адекватностью предлагаемой методики исследования поставленной цели, задачам и подтверждены результатами опытно-поисковой работы.
На защиту выносятся следующие положения:
Представления об эстетических ценностях будущих социологов- это мысленный конструкт доминирующих эстетических ценностей отдельных индивидов, классов, групп и поколений общества, которые выражаются в их облике, действиях, поступках, поведении и являются регулирующим компонентом коммуникации в процессе профессиональной деятельности социолога.
Механизмом формирования представлений об эстетических ценностях будущих социологов является поэтапный переход от знака-признака, несущего определенную психосемиотическую информацию о человеке, к размышлению (рефлексии), от размышления к действию.
Методика формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов основана на вышеизложенном механизме и включает
14 методы визуализации и моделирования ситуаций будущей профессиональной деятельности, формы: информационная лекция, лекция-визуализация, проблемная лекция, лекция-«пресс-конференция», лекция с разбором микроситуаций, творческие задания, практические задания, видеотренинг. Данная методика реализуется на трех этапах:
- начальном - расширение опыта студентов в области знаково-
семиотической природы костюма, его демонстрационной, маркирующей и
эстетической функции, визуальной костюмной коммуникации;
- формирующем - формирование у будущих социологов сознательного
отношения к моде как информационно-знаковой (семиотической) системе,
включение рефлексии, развитие интереса будущих социологов к деятельности
«декодировки» костюмных форм;
- деятельностно-обобщающем — обобщение представлений об эстетических
ценностях, отраженных в костюмных формах, использование полученных
знаний в различных видах профессиональной деятельности.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Категория эстетической ценности в культурологическом аспекте
В содержании данного параграфа будет рассмотрен историко-теоретический аспект развития теории эстетических ценностей, даны классификации ценностей, раскрыто содержание различных категорий эстетического, проведен анализ понятия «эстетические ценности» и выявлено их место в эстетической культуре личности и общества, рассмотрены функции эстетических ценностей.
Аксиология является одним из разделов философии. Данное название произошло от греческого axia - ценность и logos - учение, слово. Термин «аксиология» было введено философами Л. Лапи и Э. Гартманом в начале XX века, хотя философские рассуждения в этической и эстетических сферах велись со времен Античности.
Ценностная проблематика возникла, когда Гераклит и Демокрит в своих теориях употребили термин «прекрасное», а мерой всех вещей стали считать человека. Первая формулировка собственно аксиологического вопроса «зачем?» принадлежит Сократу, который ввел принцип целесообразности, являющийся общим для блага и красоты, превознося их в ранг идеальных ценностей. Платон рассматривал в качестве высшей универсальной ценности Благо, Аристотель - бескорыстное созерцание. Мерой истинной ценности он считал добродетель и добродетельного человека как такового. Аристотель поделил ценности на «самоценности» - человек, счастье, справедливость, и ценности, которые являются таковыми для любого человека. В этот период в античной литературе употребляется термин «катарсис», как высшая форма ценностной эмоции, просветление чувств, очищение «от скверны». Данный термин употребляется как в эстетическом, так и в психологическом, этическом и религиозном значении. В конце онтологического периода Т. Кампанелла раскрыл специфику прекрасного как проводника и носителя духовных ценностей человека [8, 37, 122].
В период XVII в. - 60-е г. XIX в. провозглашается ценность личности. Т. Гоббс впервые употребляет понятие «ценность» в двух значениях: экономическая стоимость и важность, значимость. В этот период раскрывается подход к рассмотрению предметов как ценностей. В целом, философы эпохи Возрождения трактовали ценность как некую полезность для человека, раскрывали содержание ее психологических аспектов, акцентировали внимание на ее нравственных аспектах и т. д. [194].
Ф. Бэкон раскрыл свойство понятия «благо», которое трактовал в двух направлениях: субъективно-личностном (индивидуальное благо) и социальном (общественное благо). В его теории в основании истинного, подлинного блага находится добродетель. В основании кажущегося, мнимого блага лежит страсть. Помимо этого, Ф. Бэкон разделил благо на телесное (здоровье, красота, сила) и душевное, способное сделать душу прекрасной, нравственной [26]. Р. Декарт считал, что ценность знания определяется его задачей - господством человека над силами природы [59].
Для Б. Паскаля человек, а не знания являлись важнейшей ценностью [141]. Б. Спиноза, как и Р. Декарт, считал величайшей ценностью знания, но отдавал предпочтение именно интеллектуальному знанию, нежели чувственному. Г. Лейбниц определял предметное содержание понятия «ценное» - это значительное с точки зрения блага.
В 1735 г. в философской науке появляется термин «эстетика» (от «эстезис» - чувственное познание). В 1750 и в 1758 гг. выходят два тома «Эстетики» Александра Баумгартена. Он считал эстетику низшей ступенью гносеологии, наукой о чувственном познании, совершенной формой которого является красота [130]. На наш взгляд, в данном диссертационном исследовании необходимо особо выделить теорию И. Канта, поскольку в ней философ разграничил понятия «познание», «оценка» и «ценность» и отнес их, соответственно, к гносеологии, эстетике и этике. К эстетическим ценностям И. Кант относил идеал красоты, эстетический вкус и достоинство, остроумие, веселость и живое воображение. Он разделял ценности на познавательные и этические, абсолютные и относительные, внутренние и внешние. После И. Канта начинают появляться термины «эстетический вкус», «эстетическое суждение», «эстетическое чувство», «эстетическая оценка» и «эстетическая ценность». Главной задачей философии И. Кант считал критическое исследование правомерности притязаний логических, моральных, и эстетических человеческих суждений на всеобщность и необходимость [86]. И.-Ф. Шиллер, разрабатывая идеи И. Канта, считал, что в процессе эстетического воспитания должен быть развит инстинкт игры, являющийся сутью эстетического. Предметом влечения человека к игре, по мнению Шиллера, является красота [207]. В этот же период Ф. В. Шеллинг говорит о создании новой области эстетики - философии искусства. Г. Гегель, опираясь на основы диалектики и историзма, разрабатывает свою эстетическую концепцию, заключающуюся в том, что сфера эстетического и искусства представляется в виде диалектического процесса развития идей или мышления. Также Г. Гегель рассматривает основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, утверждает ценность знания в неразрывной связи с духовностью. Доминирующими ценностями человека он считает благоразумие и совесть [43].
Формирование представлений об эстетических ценностях у будущих социологов как психолого-педагогическая проблема
Проблема формирования у человека представлений об эстетических ценностях и формах их проявления является сложной и многоаспектной. При восприятии человека человеком включается зрительное восприятие, происходит выделение в образе человека ряда информативных признаков, совершается категоризация объекта (отнесение его к тому или иному классу). Портрет класса объектов строится на основе накопления человеком признаков единичных образов. Степень дифференцированности восприятия систем ценностей разных социальных групп зависит от развитости рефлексии воспринимающего человека. В связи с этим человек определенной профессии, тем более профессии социономического типа (в нашем случае — социолог) должен обладать сформированной системой представлений об эстетических ценностях людей, с которыми он взаимодействует в данный момент. Более того, он должен уметь свободно оперировать этими представлениями, чтобы успешно осуществлять различные виды своей профессиональной деятельности.
Как мы видим, проблема отличается сложностью и многомерностью. Чтобы сориентироваться в ней, раскроем и проанализируем различные точки зрения на содержание таких понятий, как «представление», «ценностные представления», «образ», «образное мышление», «восприятие», и др., применяемые сегодня в психологии, педагогике, социологии и философии.
Проблема изучения формирования у человека представлений раскрывается в научных исследованиях Г. М. Андреевой, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Ф. Е. Василюка, П. В. Васиной, Л. М. Веккера, A. А. Горбаткова, А. А. Гостева, Н. Д. Заваловой, В. П. Зинченко, Р. Л. Кричевского, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, B. А. Панпурина, В. А. Пономаренко, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, И. С.Якиманской и др. [3, 6, 18, 28, 29, 45, 48, 66, 75, 100, ПО, 111, 139, 162, 216]. Восприятие человека человеком, в понимании современной психологии, это наглядно-образное отражение одним человеком другого, результатом которого является формирование перцептивного образа-сигнала о внешних признаках этого другого (физическом облике, оформлении внешности, экспрессии), о его поведении. Этот образ-сигнал выполняет осведомительную и регулятивную функции по отношению к процессу взаимодействия между данными субъектами. На основе восприятия у познающего человека складывается понятие о другой конкретной личности (или форма мышления о ней), в которой обобщенно фиксируются признаки данного лица, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения [91, С. 114].
В процессе отражения человеком объекта (в данном случае человека) выделяют фактуальный компонент (отражение объекта как факта) и ценностный компонент (отражение объекта как ценности). Ценностный компонент, в свою очередь, рождает абстрактно-понятийное (рациональное) отражение ценности объекта и эмоциональное отражение ценности объекта [45]. Современные исследования в области познавательных процессов позволяют выделить три основные уровня психического отражения [66]:
- сенсорно-перцептивный уровень;
- уровень представлений;
- вербально-логический уровень.
В формировании у человека представлений об эстетических ценностях другого человека фундаментальную роль играет процесс познания. Этот процесс является целостным актом психического отражения, включающим всю структуру познавательных процессов психики - от ощущений до мышления. Он осуществляется на двух уровнях отражения социальной реальности — чувственном (восприятии человека человеком) и логическом (понятие о другом человеке как личности) [149]. Процесс познания людьми друг друга является процессом актуализации психологического содержания личности, которое закрепляется признаками внешности, поведения и деятельности человека в общественно-трудовой практике людей [149, С. 24].
Процесс понимания человека человеком обладает специфическими характеристиками:
- слитность познавательных и эмоциональных компонентов, имеющих оценочную и ценностную окраску;
- активность социального объекта познания, направленная на познающего субъекта;
- постоянное изменение социального объекта, что ведет, соответственно, к изменению представлений о нем;
- приписывание объекту познания причин поведения и черт личности в зависимости от существующих у субъекта установок и стереотипов [149].
Диагностика сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов
В соответствии с целями и задачами диссертационного иследования нами была проведена опытно-поисковая работа. Цель опытно-поисковой работы заключалась в анализе и обобщении результатов динамики процесса формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов.
Опытно-поисковая работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий.
Констатирующий этап опытно-поисковой работы осуществлялся на широкой выборке студентов I-V курсов, обучающихся на историческом факультете по специальности «Социология» в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск), Челябинской государственной академии культуры и искусств, Уральском государственном университете им. А. М. Горького (г. Екатеринбург) в период 2004-2007 гг. и проводился во время учебного процесса по дисциплинам «Социология» и «Социология моды». В констатирующем обследовании приняли участие 243 чел. В его задачи входило:
- определение критериев и показателей уровней сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов с учетом анализа теоретических исследований в области теории социального познания;
- разработка диагностического инструментария для выявления состояния уровня сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов;
- определение исходного уровня сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов;
- получение информации об особенностях представлений об эстетических ценностях будущих социологов;
- определение механизма формирования представлений об эстетических ценностях у будущих социологов, разработка комплекса методов и форм учебного процесса по формированию представлений об эстетических ценностях у будущих социологов в процессе изучения дисциплины «Социология моды».
Формирующий этап опытно-поисковой работы проходил в период с сентября 2007 г. по декабрь 2007 г. в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск). В формирующем этапе работы приняли участие 55 студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Социология». В его задачи входило:
- внедрение в учебный процесс методики по формированию представлений об эстетических ценностях у будущих социологов в процессе изучения дисциплины «Социология моды»;
- выявление скрытых резервов методики по формированию представлений об эстетических ценностях у будущих социологов.
Контролирующий этап опытно-поисковой работы проходил в период с 20. 12. 2007 г. по 30. 12.2007 г. В его задачи входило:
- выделить качественные и количественные сдвиги, произошедшие в когнитивном, рефлексивном и практически-деятельностном компонентах представлений об эстетических ценностях у будущих социологов;
- выявить эффективность и результативность предлагаемой методики в формировании представлений об эстетических ценностях у будущих социологов.
В данном диагностическом обследовании мы использовали различные формы работы со студентами: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, метод незаконченных предложений, задание «Эстетические ценности современных молодежных субкультур» и т.д.
В ходе исследования нами применялись следующие научно-исследовательские методы:
- теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы по проблеме и теме исследования, систематизация, обобщение.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседа, диалог, опытно-поисковая работа, методы математической статистики.
Рассмотрим подробнее инструментарий диагностики уровня сформированности представлений об эстетических ценностях у будущих социологов.