Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города Осипова, Марина Борисовна

Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города
<
Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Осипова, Марина Борисовна. Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Осипова Марина Борисовна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2011.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1676

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста

1.1. Сущность понятия «музыкальная культура» 14

1.2. Музыкальная культура школьников подросткового возраста 46

1.3. Модель формирования музыкальной культуры школьников 57

1.4 Социокультурные особенности малого города как фактор формирования музыкальной культуры проживающих в нем школьников подросткового возраста 74

Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города

2.1. Диагностика уровня сформированности музыкальной культуры школьников подросткового возраста

2.2. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы 108

2.3. Организационно-педагогические условия реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города 119

2.4. Результаты реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города 139

Заключение 157

Библиография 159

Приложения 169

Музыкальная культура школьников подросткового возраста

В педагогической литературе накоплен теоретический и практический материал, обеспечивающий, методологическую основу формирования музыкальной культуры школьников разных возрастных групп (О. А. Апраксина, Л.А. Безбородова, M.G1 Красильникова, Е.Д. Критская, Е.В. Мстиславская, Е.В. Николаева и др.), в том числе и подросткового возраста, когда стихийность и неуправляемость влияния музыкального искусства на детей проявляется в большей степени, чем у младших школьников, а педагогические средства, результативные ранее, оказываются малоэффективными (Ломакина Н.С.)[53].

Для определения понятия музыкальная культура школьника подросткового возраста и выявления того, насколько дети этого возраста предрасположены к освоению МК как многокомпонентного явления, необходимо рассмотреть особенности подросткового периода.

Подростковый период занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда «на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок» (И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн) [43, с.24]. Это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Р. С. Немов называет подростничество самым ответственным периодом, т.к. «здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу; стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения» [64, с.222]. Однако, согласно исследованиям, не только взрослые, но и сами школьники соглашаются с представлением о подростках как людях, желающих иметь права, но не обязанности взрослого.

Основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И.А. Арямова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгунской, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, И.В. Шаповаленко и др.

По мнению Э. Шпрангера, подростковый возраст является возрастом врастания в культуру [107], когда дети направлены на инициативу в организации сотрудничества с взрослыми и сверстниками, самостоятельный познавательный поиск, когда проектируют собственную деятельность и строят перспективные жизненные планы, ориентируясь на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности. Ж. Пиаже подчеркивал, что в этом возрасте окончательно формируется личность и строится программа всей будущей жизни.

Сложность подросткового периода определяется тем, что дети этого возраста, по мнению К. Левина, находятся в положении своеобразной маргинальности, выражающейся в их положении между двумя культурами -миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств» [102, с.244].

Интенсивное развитие чувственной сферы является наиболее благоприятным периодом для формирования эмоциональной отзывчивости и нравственных переживаний, для духовного развития подростка (Л.И. Божович, И.В. Гребенников, В;В. Давыдов Т.В.: Драгу нова, И;.В; Дубровина, Е.А. Леванова и др.)- Но условия взросления современных детей меняются быстро, а культурные «образцы» носят неустойчивый и не всегда позитивный с точки зрения развития характер (Ю.Н.Владимирова) [15].

Многие исследователи (ЛШ Божович; Т.В: Драгунова А.А. Либерман, О.О. Петрова, К.Н. Поливанова, Т.Вї Умнова, Д.И: Фельдштейн, ИЗ. Шаповаленко и др:) считают, что временные границы подросткового периода охватывают хронологический; возраст от: 10 - 11 до 14 - 15 лет. И.С. Кон и Д;И. Фельдштейн- говорят о том, что «длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания: детей, от того, насколько велик разрыв; в; нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку (послушание)? и взрослому (инициатива .и самостоятельность)», а «общие закономерности проявляются, через4 индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей1 среды и, условий воспитания,; но и от врожденных особенностей организма или личности» [43, с.23]. Д.Б. Эльконин выделяет младшее и. старшее подростничество; различающиеся по психологическому содержанию, у младшего подросткового периода это преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности, развитие мотивационно-потребностной сферы, а у старшего - усвоение действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей [109].

Стэнли Холл, которого называют отцом психологии переходного возраста, предложив концепцию, объясняющую данное явление, по праву назвал его периодом "бури и натиска", насыщенного стрессами и конфликтами, где царствует закон контрастов, доминируют нестабильность, энтузиазм и смятение.

Социокультурные особенности малого города как фактор формирования музыкальной культуры проживающих в нем школьников подросткового возраста

Условия, в которых человек трудится, удовлетворяет свои естественные потребности (в еде, жилье, образовании, культуре и т.д.), определяют меру его возможностей в конкретном месте поселения. Закрепление людей за поселениями разного типа, с различным "набором" социально-экономических условий жизнедеятельности превращает их в специфическое социальное образование.

Город является преобладающей организационной формой поселений. По определению, город - это: - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр (С. Ожегов)[68, с.121]; основную часть которого составляют рабочие, служащие и члены их семей, занятые вне сельскохозяйственного производства (Финансовый энциклопедический словарь) [97]; - тип поселения, для которого характерны концентрация и высокая плотность населения на ограниченной территории, разнообразная жизнедеятельность человека в различных сферах, дифференцированные социально профессиональная и нередко этническая структуры (А.В. Мудрик) [61, с.42]; - особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, характеризующаяся особой социокультурной атмосферой и обстановкой (Н.В. Дулина) [27]; - это репрезентативный локус человеческого бытия, пространство и один из факторов социализации- и инкультурации, место развития интеллектуальных, ментальных, духовных способностей его жителей (Р.Ю. Порозов) [75]; - зеркало своих стран и районов, великое творение ума и рук человеческих, которым принадлежит решающая роль в территориальной организации общества (Г.М. Лаппо) [50]. ,l Город как исторический феномен рассмотрен школой «Анналов», вопросы его сущности, классификации, происхождения и развития,- различные подходы к изучению отдельных аспектов городской жизни исследовались и анализировались в трудах Э. Берджесса, П. Бурдье, Т.Ю. Быстровой, М. Вебера, Л. Вирта, Ф. Гизо, И.М. Гревса, Л.Н. Гумилева, Э. Дюркгейма, Е.Н Заборовой, Г. Зиммеля, В.Н. Иванова, А.В. Иконникова, В.Г. Ильина, М.С. Кагана, Г.В. Каганова, Л.Б. Когана, A.M. Лола, Т. Лумана, Р. Парка, СВ. Пирогова, Ф.В. Разумовского, Б.В. Ракитского, А.А. Сванидзе, М.Г. Светунькова, В.П. Семенова-Тян-Шанского, В.К. Сергеева, СМ. Стам, Ф. Тенниса, П. Торренса, Л.Е. Трушиной, О. Тьерри, А.Ф. Филиппова, О.Н. Яницкого и др. Город создается и обустраивается людьми в соответствии с их требованиями, но одновременно он и сам влияет на человека, являясь одним из факторов социализации и инкультурации проживающих в нем людей (А.С. Ахиезер, B.A. Глазычев, Г.Ф. Куцев, Э.А. Орлова, А.И. Ракитов, И.Г. Яковенко). Его влияние обусловлено особенностями региональной культуры как варианта общенациональной культуры и одновременно самостоятельного явления, как интегрирующего начала социокультурной жизни конкретного региона (Н.П. Анциферов, А.И. Арнольдов, Г.Н. Баженова, И.Л. Беленький, Ю.М. Беспалова, Т.В. Девяткина, Ю.М. Лотман, И.Я. Мурзина, А.Ю. Тихонова и др.). Вместе с тем остаются недостаточно изученными проблемы развития человека в конкретных социокультурных условиях, в том числе малого города. При отнесении населенных пунктов к малым, средним, большим, крупным городам и мегаполисам, наиболее простым и логичным способом определения является численность жителей, несмотря на наличие других показателей: размер территории (занимаемая площадь), экономический потенциал, инфраструктурный облик, характер основной деятельности и образа жизни большинства жителей, отдаленность от политического, экономического и культурного центра конкретного региона и т.п. По итогам переписи 2010 года в Российской Федерации 1100 населенных пунктов имеют статус города, из них 781 (71%) отнесен к категории малых городов различной масштабности, в которых проживают 16,9 % от общего числа россиян (16 451 590 человек). Таким образом, малые города - самая многочисленная и распространенная группа городских поселений (не только в России, но и во всем мире), что повышает значимость изучения особенностей малого города и происходящих в них процессов. Малым городом называют тип территориально ограниченного поселения, определяющийся численностью населения до 50 тысяч жителей, эмансипированностью от сельскохозяйственного труда, вовлеченностью населения в разнообразную деятельность, как в трудовой, так и внепроизводственной сферах, обладающий отдельными элементами рыночной инфраструктуры и благоустройства, выделяющийся малоэтажной застройкой и непосредственной близостью к земельным участкам, а также в большинстве случаев выполняющий организационно-управленческие функции центра территории (муниципального образования). Характеризуя важнейшие особенности малого города, следует отметить - ориентированность только на одну отрасль экономики, - удаленность от транспортных магистралей; - «переходную стадию» от городской культуры к сельской, - связь с окрестными селами и деревнями; - взаимодействие с живой природой в отличие от преобладания искусственной среды в большом городе; организацию жизни, характеризующуюся неспешностью и размеренностью повседневности; - близкое знакомство жителей друг с другом и взаимоотношения, более окрашенные чувствами, нежели рассудочностью, что обеспечивает сохранение и востребованность традиций, обычаев, фольклора и т. д.).

С.Г. Кара-Мурза подчеркивает, что главный смысл малых городов в соединении крестьянского и городского мироощущения в их культурном пространстве и близости к природе [39]. Очевидной чертой "ландшафта" малых городов России является близость к деревне и тесная связь с сельским образом жизни. Облик типичного малого города Среднего Урала - это: река, церковь на высоком берегу, площадь с административными зданиями и памятником павшим землякам, вокзал, металлургический завод, дома с огородами, а дальше поля и леса.

Организационно-педагогические условия реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города

При определении организационно-педагогических условий, повышающих результативность функционирования модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста, применительно к условиям малого города, мы исходили из понимания сущности понятия «условие» как характеристики среды (обстоятельств или обстановки), в которой возникают, существуют, развиваются и реализуются явления (процессы). Таким образом, условие делает возможным или определяет собой какой-то процесс (явление), зависящий от него, и лежит в основе этого процесса (явления).

Применительно к образовательному процессу под организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими его успешность, следует понимать совокупность внешних и внутренних обстоятельств, от реализации которых непосредственно зависят качество и результаты того или иного педагогического процесса.

Совокупность организационно-педагогических условий формирования МК школьников подросткового возраста, проживающих в малом городе, выделена нами, на основе социокультурных особенностей данного типа поселений и их проявлений в конкретном малом городе - Нижняя Салда Свердловской области. В качестве1 факторов, обусловливающих проявление этих условий, будут выступать: - готовность к сотрудничеству со1 стороны социальных партнеров и возможность в максимальной степени учесть интересы всех групп населения (возрастных, социальных и т.п.), существующие взаимосвязи и т.п.; - ограниченность ресурсов для удовлетворения культурно-образовательных потребностей, открытость вовнутрь и меньшая восприимчивость к инородным культурным влияниям в сравнении с культурой крупных мегаполисов, близкое знакомство- жителей друг с другом, обеспечивающее сохранение и востребованность традиций, обычаев, фольклора и т. д.); - определенный консерватизм и инерционность социокультурных и ценностных установок населения (сильное влияние общественного мнения, ориентация на традиционные представления, ценности, народные обычаи, стремление к сохранению культурных традиций региона и др.); - сохранение в жизненном укладе более прочных родственных связей и «духовности» атмосферы (в сравнении с жителями крупных мегаполисов), близкое знакомство жителей друг с другом и неформальный личностно значимый характер взаимоотношений горожан. Среди выявленных организационно-педагогических условий определяющим является взаимодействие учреждений культуры, общего и дополнительного образования (независимо от ведомственной принадлежности) с ДТТТИ для обеспечения дифференцированного приобщения к МК различных категорий детей (по интересам, увлечениям, социальному статусу, из разных семей и т.п.) на основе рационального использования имеющихся ресурсов и наиболее эффективных методов, форм, средств при формировании отдельных компонентов МК, с учетом специфики подросткового возраста.

Под взаимодействием двух видов музыкального образования - общего и дополнительного нами понимается необходимость совместной деятельности субъектов образовательного процесса по актуализации педагогических ресурсов в контексте единого образовательного пространства малого города.

Согласно Закону «Об образовании» содержание основных образовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, устанавливает федеральный государственный образовательный стандарт, который служит основой объективной оценки уровня образования выпускников (достижения обучающимися образовательного ценза). А в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства реализуются дополнительные образовательные программы и услуги (за пределами основных).

Н.В. Добрецова, сопоставляя основное и дополнительное образование, подчеркивает, что «первое ценно, прежде всего, своей системностью, второе -возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка» [26, с.47]. Далее автор говорит об их взаимодополнении и необходимости рассматривать в качестве равноправных компонентов на всех уровнях - от общества в целом до каждого конкретного образовательного учреждения, считая, что качество школьного образования может улучшить образование дополнительное [26].

Проблема взаимодействия двух видов образования актуальна на современном этапе и активно обсуждается образовательным сообществом (Л.М. Андрюхина, В.А. Горский, А.Я. Журкина, В.В.Краевский, М.Б. Коваль, М.М. Поташник и др.). По мнению М.О. Чекова, «есть достаточно веские основания рассматривать общее (основное) и дополнительное образование не только как взаимовлияющие понятия, но и как понятия изоморфные, т.е. равно относящиеся друг с другом» [99, с.9], что позволяет говорить об их равноправном взаимодействии.

Теоретические основы взаимодействия основного и дополнительного образования рассматривали А.Н. Джуринский, Ю.А. Конаржевский, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик, В.В. Нестеров, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин и др.. Авторы считали, что данный вопрос до сих пор остается недостаточно разработанным, в частности, структурный, содержательный и нормативно-правовой аспекты этого взаимодействия.

Анализ существующей педагогической практики показывает, что взаимодействие двух видов образования чаще всего осуществляется общими усилиями субъектов на основе организации контактов, общения, творческих связей, совместной деятельности, обмена информацией (различного рода материалами) и т.п.

По инициативе педагогического коллектива ДШИ была разработана программа взаимодействия, объединяющая усилия всех образовательных учреждений (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования) и учреждений культуры города, принятая Муниципальным органом управления образованием, культурой, молодежной политикой и спортом города Нижняя Салда.

Результаты реализации модели формирования музыкальной культуры школьников подросткового возраста в условиях малого города

Коллектив детской школы искусств г. Нижняя Салда понимает дополнительное образование не как механическое дополнение к основному, а как развивающую среду, предоставляющую ребенку возможность обретения новых знаний, нового личностного опыта в разнообразных формах общения и взаимодействия с другими- людьми, возможность новых ролей и событий. Поэтому с 2007-08 учебного года целенаправленно расширяется сфера взаимодействия с образовательными учреждениями: совместные учебные и творческие проекты: «Необыкновенный концерт» (ДШИ МОУ Гимназия; 2009г.), «Танцы, танцы, танцы! Бал на все времена» (ДДЩ МОУ СОШ № 7 2010 г.), (ДШИ, МОУ ЄОШ № 5 2011 г.), «Этот день Победы...» (ДШИ, МОУГ, МОУ Є0ПІ №7, 2010 г.) и др. Детская филармония, структурное подразделение детской школы искусств, проводит ежемесячно не менее двух концертов-бесед для каждой из четырех возрастных групп (дошкольники, младшие школьники, подростки и старшеклассники) в большом зале МОУ Гимназия, вмещающем около 200 человек. Начала работу Детская художественная галерея, организующая ежемесячно обновляющиеся выставки в выставочном зале и помещениях школы искусств, а также передвижные выставки работ учащихся ДШИ во всех образовательных учреждениях города. Одним из тематических направлений выставок обозначено «Мои впечатления...», где есть возможность каждому ребенку выразить через рисунок свои впечатления после посещения концерта или другого мероприятия, среди нескольких таких выставок выделим получившие наибольший отклик: «Преданья старины глубокой» (2009 г.), «Танцы, танцы, танцы!» (2010, 2011 гг.) и «Этот День Победы...» (2011 г.).

Органично соединив учебную и внеурочную деятельность детской школы искусств в единое целое, работа Детской филармонии удовлетворяет потребность учащихся в познавательной деятельности за рамками школьных программ, реализуемых в общеобразовательных школах и детской школе искусств. Ее деятельность способствует воспитанию активного слушателя, потребителя общечеловеческих духовных ценностей с развитым музыкальным вкусом, умеющим чувствовать и переживать прекрасное, способного к обоснованному суждению и художественному общению по поводу произведений музыкального искусства; расширяет кругозор школьников, развивает самостоятельность и гибкость мышления, создает благоприятные условия для творческой самореализации всех желающих, т.е. обеспечивает формирование МК как целостного качества личности в единстве всех его компонентов: когнитивного, ценностно-ориентационного, эмоционального, деятельностно-практического и коммуникативного.

Ежегодно ДШИ проводит около 140 мероприятий, которые посещают от 8700 до 10000 школьников и жителей города. Активная просветительская и концертная деятельность учащихся и преподавателей детской школы искусств, реализуемая через мероприятия Детской филармонии, конкурсы и фестивали, тематические вечера и праздники, лекции-концерты и классные часы, музыкальные гостиные, творческие встречи с композиторами и исполнителями, делает детскую школу искусств не только образовательным учреждением, но и центром музыкальной культуры в городе.

В ходе опытно-поисковой работы использовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: школьники вместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты и в театры г. Верхняя Салда, Нижний Тагил, Екатеринбург и др., посещали концерты, музыкальные гостиные, классные вечера, отчетные концерты музыкального отделения, выступления преподавателей ДШИ и концертирующих исполнителей, после чего проводилось коллективное обсуждение услышанного.

Постепенно творчество становится базисом образовательного и воспитательного процессов, а ребенок на всех ступенях образования в детской школе искусств находится в активно-познавательной позиции «открытия», освоения предметного и духовного пространства МК.

Статистика последних лет свидетельствует о возросшем уровне творческой самореализации школьников, обучающихся- в детской школе искусств и принимающих активное участие в работе Детской филармонии (с 75% до 92%). Желание участвовать в концертной деятельности - свидетельство возрастающего интереса к более углубленному познанию музыкальных произведений, к сознательному расширению круга образных впечатлений; желания не только знакомиться с новыми произведениями и явлениями музыкальной жизни, но и интерпретировать их (как самостоятельно, так и в общении с друзьями). В.В. Медушевский говорил о культуре как о бесконечном множестве «форм общения - начиная с диалога культур и возможных взаимосвязей между искусствами, до транскрипций, ... конкретных исполнительских и творческих интерпретаций музыки» [57]. Исполнение произведений позволяет юным музыкантам выразить свои чувства, донести свое понимание образного содержания до слушателей, решая вопросы совершенствования навыков владения различными видами деятельности, т.е. максимально активизирует самостоятельность ребенка, развивает его исполнительскую волю, интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, музыкальную эрудицию, вкус и художественно-образное мышление, привлекая жизненный и эстетический опыт (все составляющие МК). В результате происходит качественное изменение не только музыкально-познавательных действий, но и показателей уровня сформированности МК школьника. Таким образом, деятельность Детской филармонии ДШИ возможность педагогам выявить, а школьникам — продемонстрировать уровень своей музыкальной культуры.

Уточним, что в рамках взаимодействия с социальными партнерами школы осуществляется поддержка и развитие творческих ученических коллективов (за последние 2 года в городе родились еще три хоровых коллектива, духовой оркестр, хореографически и вокальный ансамбли, а их общее число достигло 26). Активно действуют коллективы-спутники, состоящие из выпускников школы искусств (вокальный ансамбль «Настроение», театральный коллектив «Калейдоскоп» и др.). Таким образом, ДІЛИ расширяет не только палитру своих образовательных услуг, но и систему внешних связей.

Роль педагога понимается нами как роль посредника между ребенком и необозримым пространством культуры, в которое он входит. Не имея цели изменять маленького человека, педагогами школы искусств создаются условия, в которых он изменяется сам, осваивая мир музыкальной культуры.

Похожие диссертации на Формирование музыкальной культуры школьников в условиях малого города