Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Формирование художественно-эстетической культуры школьников в процессе взаимодействия социальных компонентов.
1.1. Современные концепции интеграционного взаимодействия социально-культурных объединений. 26
1.2. Влияние художественно-эстетических объединений в социально-культурной сфере на гармоничное развитие личности.
1.3. Феномен полихудожественной художественно-эстетической организации парковой среды. 59
1.4. Технологические аспекты формирования художественно-эстетической культуры школьников
Выводы по первой главе. 93
Глава 2. Художественно-эстетическая деятельность школьников в условиях городского парка культуры и отдыха.
2.1 Специфика формирования художественно-эстетической культуры школьников в деятельности парка культуры и отдыха. 95
2.2. Содержание, формы и методы художественного обучения и воспитания т с позиций взаимодействия художественно-эстетических объединений.
2.3. Эффективность программы, основанной на взаимодействии и интеграции социально-культурных и художественных объединений.
2.4. Методические рекомендации по формированию художественно- эстетической культуры школьников в парковой среде.
Выводы по второй главе. 179
Заключение 180
Приложения 186
Библиография 210
- Современные концепции интеграционного взаимодействия социально-культурных объединений.
- Феномен полихудожественной художественно-эстетической организации парковой среды.
- Специфика формирования художественно-эстетической культуры школьников в деятельности парка культуры и отдыха.
Введение к работе
В* условиях нового этапа общественных отношений не все звенья образования в полной мере соответствуют требованиям динамично развивающейся системы, отмечается несовершенство организационно-экономических механизмов в образовании, устаревшее научно-методическое обеспечение как содержания образования, так его форм и методов; отсутствие системной интеграции необходимых для развития образования ресурсов семьи, социальных партнеров, недостаточно используется потенциал интеграции,культуры и образования, новых форм и механизмов их взаимодействия.
В соответствии с .образовательной политикой России Московский
регион разработал городскую целевую программу развития, образования*
«Столичное образование». Цель программы «Столичное образование»
согласуется с государственными приоритетными направлениями развития
образовательной системы Российской Федерации: «Обеспечить устойчивое
развитие системы образования в московском мегаполисе, доступность и
обязательность, повышение качества, эффективность образования и комплексную безопасность обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» (Городская целевая программа развития образования «Столичное образование - на 2005-2007 гг». Центр «Школьная книга», Москва, 2005, с. 11) В программе отражаются проблемы образовательной политики, которые получили в наше время новое значение, и согласуются с основной социальной идеей современного общества, которая заключается в создании условий для развития гуманистически направленной, творческой, социальноактивной личности.
Для успешного развития общества вперед необходимо овладение накопленным опытом предшествующих поколений. Для.процветания нации, народа требуется глубокое знание традиций, культуры и национальных особенностей. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь учащимся приобщиться к культурному наследию.
Исследование культурообразующих функций искусства, а также проблем творческого развития детей средствами разных видов искусства было начато в нашей стране А.В. Бакушинским, Г.В, Лабунской, СТ. Шацким и продолжено такими учеными, как Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, А.А. Мелик - Пашаев, Л.В. Школяр, Б.П. Юсов.
Стремительный ритм жизни, экономических отношений оставляет мало возможности для морально-этического совершенствования.Рост преступности, наркомании, алкоголизма, бродяжничества говорит о морально-этической «болезни»общества.
В настоящее время, на различные социально-культурные учреждения возлагается, ответственная задача реализации актуальных задач образования, которая невозможна без развития интеграции, обеспечивающей реальные рамки преобразований и реальные сроки их осуществления в современных условиях действующей системы образования в целом.
Как уже указывалось выше, современная парадигма образования подразумевает, в первую очередь, развитие творческих начал и культуры
личности, «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества»(концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // на пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов /Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. ИОСО РАО, 2000. С. 12). Данное исследование опирается на ряд понятий, содержание которых дает представление о тех направлениях работы в системе образования, которые соответствуют новой парадигме образования. Основным здесь является понятие продуктивного образования.
Таким образом, можно утверждать, что схема интеграции школы и социально-культурной парковой среды должна включать в себя всю систему образования детей и подростков, реализованную в различных формах: классно-урочной (что является традиционной. Реально существующей формой), клубной, студийной, кружковой (область действия дополнительного образования). Не менее важными являются формы, социально-психологического взаимодействия (область действия общественных организаций, социальных служб и здравоохранения), а также формы взаимодействия с различными учреждениями культуры (музей, театры, филармонии и пр.).
Формирование художественно-эстетической культуры школьников -это сложный процесс, предполагающий последовательную смену явлений, и. состояний в развитии личностного- качества, а также включающий совокупность последовательных педагогических действий, направленных на достижение практического результата.
Эстетическая культура человека является составной частью его общей культуры, как совокупностьэстетических ценностей, способов их создания и потребления. Это культура чувственного освоения мира в соответствии с социально прекрасными целями. Чувственный мир является основой эстетической культуры личности.
Доступное, качественное и эффективное образование предполагает развитие у школьников способности к самостоятельной творческой деятельности, способности планирования собственной деятельности. Наиболее широкие возможности для развития творческого потенциала школьников представляет область искусства. Особенно актуальной формой присутствия искусства в школе становится полихудожественное взаимодействие различных видов искусства и различных видов социально-культурной деятельности
Термин «полихудожественный» был предложен в 1987 году профессором Б.П. Юсовым, который установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграция» (от латинского integration -восстановление, восполнение - состояние связанности отдельных дифференцированных частей систем в целое) и является одним из условий ее возникновения. Полихудожественное взаимодействие социально-культурных объединений обозначает целостный подход к формированию предметов эстетической культуры области знания «искусство», когда в центре процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусство и т.п.), а сам ребенок, так как его природа полихудожественна.
Знакомство с работой и структурой существующих типов образовательных учреждений и принципами установления взаимосвязей между общеобразовательными школами и социально-культурными учреждениями позволяют увидеть рассогласованность в действиях по решению актуальных задач современного образования.
Объединение в единый организм образовательной деятельности в урочное время, студийной и клубной формы работы в системе дополнительного образования и форм работы, характерных для социально-культурных учреждений (концерты, выставки, спектакли и т.п.) * является обоснованным шагом к осуществлению задач современного образования в части развития творческой, социально-активной личности.
Базой для такого объединения может стать парк культуры и отдыха при условии развития гибких организационных форм внутри организованной парковой среды с учетом индивидуальных возрастных, физических и индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, то есть парк, создающий продуктивное образовательное пространство.
На примере государственного образовательного учреждения Парка культуры и отдыха «Лианозово»мы рассматриваем один из подходов к созданию интегративной схемы взаимодействия школы и парковой среды, создающей продуктивное образовательное пространство. Этот подход основан на развитии структурных подразделений школы (Центра творчества, оздоровительного центра, отделения предпрофильной и профильной подготовки), а именно: области кружковой, студийной, клубной работы (фестиваль мастер-классов «Наследники Московии», клуб' юных журналистов «Мы», детский ансамбль «Вдохновение», клуб «Моя Москва», хор, клуб юных историков и т.п.). Работа таких подразделений, как показала практика, позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получения не только базового образования, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Необходимыми условиями реализации обозначенной модели является
материально-техническое обеспечение. А также эстетически организованная
предметная среда, которая должна создаваться при непосредственном
участии школьников, отражать их чувства, настроения, их восприятие мира, а
также обеспечивать неформальное общение с педагогами в процессе
совместной художественной, проектной, творческой деятельности.
Воплощение в жизнь, перспективных идей невозможно без
высокопрофессионального, творческого коллектива, педагогов, способного
работать в русле новейших достижений науки, применять на практике
современные педагогические технологии, создавать собственные авторские
программы.
В плане теоретических и практических аспектов деятельности педагогического коллектива школы мы опирались на исследования А.И. Бурова Е.В. Квятковского, Б.Т. Лихачева, Ю.У. Фохта-Бабушкина. Психологические исследования Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина послужили базой для определения педагогических подходов к художественно-творческой деятельности детей в условиях формирования художественно-эстетической культуры, а также способствовали более точному, научно обоснованному плану профессионального роста учителей, что является необходимым условием для функционирования обозначенной модели.
Таким образом, разрабатывая функциональную модель продуктивного образования, мы опирались на положения о том, что индивидуальность ученика и учителя должна быть защищена принципами гуманистической педагогики, что, в свою очередь, отвечает потребностям современного общества.
В основу содержания воспитания художественно-эстетической культуры, школьников в организованной парковой среде было положено углубленное изучение области знания «Искусство».
Сложные условия выбора концептуальных основ и соответствующих путей и принципов построения образования заключаются в том, что муниципальная общеобразовательная школа обязана реализовывать традиционную образовательную практику, основанную на подчинении всех участников образовательного процесса единым внешним стандартам, формирующим личность по заранее определенным критериям, что ограничивает свободу личностного выбора как определенным критериям, что ограничивает свободу личностного выбора как в содержании образования, так и в методике обучения.
По своему характеру цели традиционного обучения представляют формирование, а не развитие личности, а по содержанию ориентированы
преимущественно на уровень знаний, умений, навыков, а не на развитие способности находить наиболее быстрые, рациональные решения, переключаться по-мере необходимости на смежные области деятельности.В современной школе сохранилось представление цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения), но предполагается наличие индивидуальной траектории движения к заданной цели.
Вместе с тем традиционный подход к школьному образованию не знает понятие «развитие», оперируя понятием «формирование», что в известной мере ограничивает свободу становления эмоциональных и-духовных качеств личности.
Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний»,сохраняет преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной. Традиционная1 система - остается единообразной:
Базисный учебный план основывается на единых стандартах;
75% учебных предметов школы направлено на развитие рациональнологической стороны познания;
На предметы культурно-эстетического цикла отводится лишь 3%' учебного времени;
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием;
Недостаточно создается условий для проявления индивидуальных способностей, творческого проявления личности.
Через участие в художественно-эстетических проетах, организованных в парке культуры и отдыха, школьники знакомятся с особенностямирусской национальной культуры, ролют подростков в сохранении национального достояния и осуществляют обмен информацией о состоянии памятников культуры на территории города, своей страны, выполняют совместные проекты по охране памятников культуры.
Гуманистический характер образования, заявленный в качестве
принципа государственной политики, а также задачи освоения ценностей
национальной и мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей диктуют проявлять особое внимание педагогов и ученых к комплексному, всестороннему образованию детей средствами искусства и окружающей среды, что обеспечивает развитие творческих способностей, художественно-образного восприятия мира, ценностных ориентации подрастающего поколения, его социокультурную адаптацию в сложных условиях современной жизни.
Анализ существующих воспитательных программ в образовательных учреждениях и за их пределами позволяет констатировать недостаточную разработанность социально-культурных технологий формирования художественной культуры школьников, учитывающих потенциальные особенности нового поколения учащихся.
При этом наиболее существенными являются следующие противоречия: между необходимостью социально-культурного анализа процесса формирования культуры школьников и недостаточным научным осмыслением этого явления в психолого-педагогических исследованиях; между потребностью в выявлении социально-культурных факторов, способствующих формированию художественной культуры, и слабой разработанностью технологических мер воспитательной деятельности современных образовательных учреждений; между потребностью включения в воспитательный процесс образовательных и культурных учреждений программ формирования, художественной культуры старшего школьника и отсутствием подобных подходов в социально-досуговой практике современных учреждений образования и культуры, в том числе парков культуры и отдыха.
Развитие творческих потребностей детей, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков-позволяет личности реализовываться в школьный период. Однако в традиционной системе обучения существуют условия, приводящие к угасанию некоторых существенно-важных для
творчества художественно-эстетических задатков детей на протяжении школьного возраста.
В трудах отечественных авторов была доказана особая роль искусства в формировании эстетической1 культуры человека (Ю.Г.Аксенов, М.М.Бахтин, Д.Б.Богоявленская, С.Т.Газарян и др.
В данном исследовании выдвинута авторская концепция продуктивного формирования художественной культуры школьников, которая базируется на определенной роли целенаправленно организованной парковой среды, предоставляющей свои широкие потенциальные возможности для развития интеллектуального, эмоционального, коммуникативного уровня школьников.
В современной науке накоплена обширная база исследований проблемы жизненного пути личности. Развитие личности в онтогенезе было предметом изучения Л.С.Выготского, И.В.Дубровиной, Л.С.Рубинштейна, Д.И.Фельдштейна.
Разработками конкретных технологий и процедур психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации личности занимались И.В.дубровина, Ю.М.Забродин, А.М.Кролл, Н.С.Пряжников, В.В.Рябова, Е.С.Романова, В.Д.Шадриков.
Социализация старшего школьника в условиях социально-культурного кризиса рассматривается в диссертационных исследованиях Н.В.Василенко, В.П.Воробьева, А.С.Волович; проблема социальной регуляции1 поведения личности освещается в научных работах Э.'А.Гребенникова, Н.В.Кошмана, Н.Н.Ярушкина; ценностные ориентации молодого поколения изучаются в работах Д.В.Григорьева, И.О.Щербаковой; вопросы самоопределения и самосуществования личностного потенциала исследованы в работах А.С.Башковой, М.Г.Гинзбурга, В.Л.Лебедевой, Д.Ю.Лебедева, О.Н.Титова, Л.Н.Храмцовой.
Самостоятельную группу источников в изучении проблемы социализации личности и формирования жизненных перспектив молодого
поколения составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности, социально-культурной анимации и культурно-досуговой деятельности (Л.А.Акимова, Т.И.Бакланова, .Н.Гуслова, В.З.Дуликов, И.Н.Ерошенков.А.Д.Жарков, Л.С.Жаркова, Ю.Д.Красильников, Е.М. Клюско, О^Ю.Мацукевич, Ю.С.Моздокова, Г.Я.Никитина, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.М.Чижиков, Н.Н.Ярошенко и др.
В Программе развития образовательной системы г.Москвы
подчеркивается, что «образование продуктивно, если оно дает каждому
человеку... необходимые средства для социализации, духовного и
профессионального самоопределения^ для роста общекультурного багажа,
поддержания или повышения своего профессионального и материального
статуса. Для сохранения или обновления социальных ролей и позиций,
присущих ему и насущных для* окружающих его людей» (К новой
программе развития образовательной системы г.Москвы. - М.: МИРОС, 1996)
В этом, контексте аспект формирования художественной культуры
рассматривается как процесс взаимодействия школьника с целенаправленно
организованной парковой средой, совершенствующей его внутренний мир и
умножающей при этом свой собственный потенциал. Опираясь на
развивающие возможности организованной парковой среды, взаимодействие
школьников и парковой среды является в большей степени культурно
ориентированным, так как оно нацелено на самоопределение личности
школьника, стимулирование его жизненной и творческой активности.
Актуальность исследования обусловлена стратегией поворота
системы образования к демократическим и гуманистическим ценностям, в
соответствии с которыми на первый план выступает проблема развития
личности ребенка. Важнейшим фактором личностного развития в школьном
образовании выступают разные виды полихудожественного взаимодействия
художественно-эстетических объединений, в которых объединяется
универсальный человеческий опыт.
На всем протяжении развития отечественной художественной педагогики велись поиски активизации учебного процесса средствами разных видов искусств. В начале XX в. возникло крупное научное направление, которое конкретизировалось в, концепциях комплексного, а в последние десятилетия интегративного полихудожественного образования.
Педагогическая, концепция как система взглядов, основанная на использовании возможностей разных видов искусств, опирается на философские воззрения (В.И. Вернадский, Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, Д.С Лихачев, Н.К. Рерих, Тейяр де Шарден, П.А. Флоренский), педагогические идеи (Ю.П. Азаров, К.Н. Абульханова-Славская, М.А. Верб, Н.А. Ветлугина, В.В. Давыдов, А.А. Мелик-Пашаев, О.Л. Некрасова-Каратеева, Ю.У. ФохтБабушкин, Н.Н. Фомина, Д.Б. Эльконин) и на практико-ориентированные методические исследования (Е.А. Ермолинская, А.П. Ершова, Е.П. Кабкова, А.Н. Малюков, Л.М. Мун, В.В. Неверов, Т.Г. Неня, Л.С. Савенкова, Г.П. Шевченко, Б.П. Юсов). С конца 1980-х гг. это направление получило адекватное решение в условиях общеобразовательных школ. Вместе с тем вне поля исследований оказались детские школы искусств с их богатыми традициями и возможностями полихудожественного образования. Лишь отдельные аспекты работы школ искусств изредка рассматривались в контексте становления и развития дополнительного образования. Данное положение обусловило необходимость исследования образовательного пространства школы искусств, в котором существеыпая роль принадлежит диалогическому взаимодействию искусств, способному обеспечивать, целостное развитие личности учаш,ихся и формировать их общехудожественную и общекультурную компетентность.
Организованная среда парка культуры и отдыха должна, эффективно противостоять дефициту гуманитарного образования, дефициту «потребления искусств», способствовать повышению уровня эмоциональной, интеллектуальной, нравственной культуры учащихся. Они способны решать
главную задачу современного образования, которая как отмечается в Законе
РФ «Об образовании» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающих поколений уровень культуры адекватный достижениям мировой цивилизации, приобщить школьников к общенациональным и общечеловеческим ценностям (статья 14).
В решении задач современного интеграционного взаимодействия парка культуры и отдыха и системы образования актуальное значение приобретает создание оптимальных педагогических моделей на основе взаимодействия искусств, направленных на целостное художественное обучение, воспитание и развитие учащихся.
Степень научной разработанности проблемы.
При разработке темы, заявленной в диссертации, изучена обширная библиография, включающая научные труды отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов и искусствоведов.
Гуманистические идеи раскрытия^ творческого потенциала личности характерны для традиций отечественной и зарубежной науки. Они содержаться в философско-религиозной литературе (Н.А. Бердяев, К.В. Ельницкий, С.А. Рачевский, и др.), в гуманистической психологии (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.).
В педагогической литературе внимание проблемам формирования художественной культуры личности уделяли М.А. Верб, А.А. МеликПашаев, П.С. Соболев, Г.П. Шевченко, развитию творческих способностей в деятельности - А.И. Буров, И.Я, Лернер, Л.П. ГТечко, М.Н. Скаткин, Б.А. Столяров.
Большая заслуга в выдвижении принципов комплексного преподавания искусств принадлежала теоретикам и практикам 1920-х гг. - А.В. Бакушинскому, П.П. Блонскому, СТ. Шацкому, Ф.И. Шмиту и др.
Важное значение для разработки методики комплексного преподавания искусств имели исследования З.А. Митяевой (1967), (Ф.А. Нодель (1973), В.Н. Шацкой (1975), которые заложили определершый фундамент
теоретической разработки взаимосвязей разных видов искусств в школьной практике. В 1970-е гг. был сделан значительный шаг в появлении качественно новых учебных программ по искусству (Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятковский, Б.М. Неменский, и др.), в которых выдвигались идеи объединения предметов музыки, литературы, изобразительного искусства и хореографии в крупные блоки.
Осознание недостаточности разобщенного и одностороннего подхода к многосторонне-целостному процессу художественного развития школьников стало основой для появления интегрированной дисциплины «Мировая художественная культура» (А.П. Валицкая, М.С. Каган, В.Г. Маранцман, Л.М. Мосолова, Л.М. ТТредтеченская, Г.К. Щедрина),
В современный период проблема взаимодействия искусств в условиях общеобразовательной школы исследуется целым рядом ученых (Е.Ф. Командышко, А.Н. Малюков, Л.Н. Мун, В.В. Неверов, Т.Г. Пеня, Л.С. Савенкова, Б.П. Юсов и др.). Проблеме взаимодействия искусств в условиях дополнительного образования уделили внимание Л.В. Остожьева, О.А. Шишова, Е.Е. Шувалова и др. В целом ряде работ изучались вопросы взаимосвязи отдельных искусств в эмоционально-чувственном, интеллектуальном и духовно-нравственном развитии личности.
Воздействие искусства слова и его универсальность в выстраивании полифонии чувств исследовали М.М. Бахтин, Е.В. Квятковский, В.Г. Маранцман. Проблемами литературно-живописной образности в разное время занимались Б,В. Асафьев, А. Визе, А.Ф. Лосев, А,А. Федоров-Давыдов. Взаимосвязи лирической поэзии и живописного произведения в художественной педагогике рассмотрены К.А. Григорян, Э.И1 Гуткиной.
Проблеме взаимодействия музыки и живописи^ значительное место отведено в историко-искусствоведческих трудах А.Я. Гуревича, В.П. Даркевича, А. Шастеля, в искусствоведческих работах Д.К. Арган, В.В, Ванслова, Б.Р. Виппера. Психофизические свойства музыкальных и цветовых гармоний рассматривали Р. Арнхейм, В.А. Зайцев, В.В. Кандинский.
Интеграцию в художественной педагогике зрелищных искусств исследовали ученые В.М. Букатов, А.Ю. Гончарук, П.М. Ершов, А.П. Ершова, Т.Г. Пеня, И.П. Фузейникова и многие педагоги- практики - А.И. Емельянова, И.Л. Масандилова и др.
Анализ исследований' явился теоретической основой разработки интегрированных программ художественного образования в условиях школы искусств и составил главную научную проблематику диссертации.
1. Рассмотреть и проанализировать педагогическую проблему
взаимодействия искусств в истории художественного образования XX века;
2. Проанализировать современные концепции взаимодействия искусств в
учебном процессе;
Выявить особенности парка культуры и отдыха как института дополнительного образования;
Определить целесообразный учебный комплекс, способствующий эффективности целостного художественного развития личности на.основе интегрированного преподавания разных видов искусств;
5. Осуществить экспериментальную проверку предложенной педагогической
модели' взаимодействия искусств на основе практической реализации
учебной программы.
Источники исследования: инновационные концепции, профаммы интегрированных курсов «Искусство»; статьи и монографии, отражающие основные идеи художественного образования в разных видах искусства, сложившихся на протяжении XX века в России.
В исследовании использованы материалы методических фондов Института художественного образования РАО, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея. Методологическую основу исследования составили:
идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, А.Т. Асмолов, В.П. Зинченко, И.И. Киященко, И.Я. Лернер, А.А. Мелик-Пашаев, М.Н. Скаткин, В А. Сухомлинский и др.);
идея и принципы интеграции в школьном* обучении (Б.В. Асафьев, Е.П. Кабкова, М.С. Каган, Б.М. Неменский, Л.П. Савенкова Л:В. Школяр, Б.П. Юсов) ;
концепции развивающего и воспитывающего обучения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.И. Тряпицына идр.);
деятельностный подход к обучению {П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
В.П. Зинченко, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин);
культурологический подход к обучению (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, B.C. Библер, А. П. Валицкая, М.А. Верб, Л.В. Горюнова, В.Г. Маранцман, Л.М. Мосолова, А.Н. Сохор, Г.К. Щедрина и др.);
а также принципы преемственности, научности и- доступности. В качестве инструментария применены основные понятия:
взаимодействие, полихудожественный подход, интеграция, синтез. Ключевыми для данного исследования явились такие категории искусствоведения и эстетики как: художественный стиль, художественный образ, художественное восприятие, художественная ценность, художественный вкус.
При изучении исследований в области развития эстетической культуры школьников в пространстве парковой культуры автором отмечен ряд противоречий:
- между признанием учеными роли парковой культуры важным компонентом
формирования и развития эстетической культуры личности и бытующим в
педагогике представлением о парке культуры и отдыха, только как о
развлекательном компоненте;
- между вниманием со стороны исследователей парковой среды к
взаимосвязи парковой культуры и формирования эстетической культуры у
школьников, которая зарождается в творческом воображении и развивается в органично организованном пространстве парка культуры и отдыха и недостаточным пониманием этой взаимосвязи в педагогике; - между возможностью использования принципов формирования парковой среды в становлении эстетической культуры школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в области исследований организации парковой среды как очага культуры.
Указанные противоречия определили проблему и актуальность исследования, которая заключается, в выявлении содержательной и процессуальной сторон формирования художественно-эстетической культуры школьников вусловиях организации парковой среды.
На этом основании в диссертационном исследовании выделены следующие позиции.
Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия процесса формирования эстетической культуры школьников в условиях целенаправленной организации парковой среды.
Объект исследования: формирование художественно-эстетической культуры школьников.
Предмет исследования: организационный процесс формирования художественно-эстетической культуры школьников в современном парке культуры и отдыха - решение данной проблемы. Задачи исследования:
Изучить и систематизировать, научно-теоретические исследования в области изучаемой проблемы.
Выявить художественно-значимые педагогические возможности организации парковой среды в развитии эстетической культуры школьников
Выявить в ходе анализа и практики возможности и средства полихудожественного взаимодействия парковой культуры в процессе организации совместных образовательных мероприятий.
Апробировать модель формирования эстетической культуры школьников в.условиях целенаправленной организации парковой среды.
Гипотеза исследования: Процесс формирования эстетической культуры школьников в условиях организации- парковой среды будет эффективным, если:
1) в его основе будет заложено полихудожественное взаимодействие
искусств, когда каждое искусство предоставляет свои специфические
качества для формирования эстетической культуры школьников;
2) функциональная модель взаимодействия образования и культуры парковой
среды будет включать в себя несколько составляющих, взаимодействующих
и взаимодополняющих друг друга - образовательную деятельность,
студийную и клубную деятельность. А также социальную и общественную
деятельность, выходящую за пределы школы в парковую среду;
3) культурологическими средствами организации парковой среды будет
*!' достигнута гармонизация всех составляющих деятельности по
формированию эстетической культуры, в результате чего организованная
парковая среда приобретет черты саморазвивающегося,
самосовершенствующегося целого и начнет развивать наиболее актуальные направления, не разрушая при этом своих основ. Методологической основой исследования стали:
- направления философии; определяющие целостность и многомерность
постижения бытия, способность личности к саморазвитию,
самосовершенствованию (И.А.Герасимов, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов,
И.Стенгерс);
- принцип дополнительности как основа постижения мира с помощью разных
видов искусства, различных видов деятельности (Н.Бор);
позиция «экологии культуры» как культурной среды нации и ребенка (Д.С.Лихачев);
культурно-историческая концепция психологического развития ребенка (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);
- концепции воспитания искусством (Д.Б.Кобалевский, Б.М.Неменский);
положения о ведущей роли воспитания; и идеи целостного подхода к обучению. и развитию детей (Ш.А. Амонашвили, Е.В.Бондаревская, Б.С.Гершунский, Г.И.Филонов, В.Н.Шацкая. С.Т.Шацкий)
исследования закономерностей возрастного развития детей (Б.Г.Ананьев, Г.Вильсон, Л.Колберг, Н.С.Лейтес, А.НіЛеонтьев, Ф.Райс, Ф.И.Шмит. Д.Б.Эльконин, Б.П.Юсов);
исследования интеграционных процессов (П.Р.Атутов, М.Н.Берулава. А.Я.Данилюк, Б.М.Кедров, В.П.Кузьмин, Д.Радьяр, Б.П.Юсов)
Методы исследования: теоретический анализ литературы по философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологи, методике общего и художественного образования учащихся; сравнительный анализ различных педагогических систем; обобщение передового опыта учителей и организаторов учебного процесса и многолетнего личного работы в области организации образования школьников; педагогический эксперимент по разработке, апробации и внедрению модели продуктивного образования в практику; социолого-статистические и математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы, а также педагогическое наблюдение, беседы с учащимися, учителями и родителями, анализ результатов опытно-экспериментальной работы, а также педагогическое наблюдение. Беседы с учащимися, учителями и родителями, анализ результатов творческой деятельности детей, метод экспертной оценки.
Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Впервые в теории и методике художественного образования с научных позиций рассматривается аспект целенаправленной организации парковой среды как компонент формирования эстетической культуры школьников.
Теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность и важность формирования эстетической культуры школьников в процессе организации парковой среды как органичной для детей социальной среды.
Впервые для внедрения в практику общего образования предлагается, полифункциональная' модель формирования эстетической культуры школьников, основанная на различных формах взаимодействия искусства и парковой среды.
Определены педагогические условия фopмиpoвaния^ парковой среды как структуры культурно-досуговой деятельности, включающей в себя:
Массовый досуг — фестивали мастер-классов;
Рекреативно-оздоровительный - экопроекты, однодневные мастер-классы по направлениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства ;
Социальный продукт деятельности детей по преобразованию действительности - проекты, волонтеры;
Клубная деятельность;
Детское общественное движение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению этнопедагогической и социально-культурной проблемы формирования художественно-эстетической культуры школьников в условиях организации парковой среды и могут применяться для дальнейшей разработки идей интегрированного полихудожественного обучения и воспитания в различных парках культуры и отдыха.
Охарактеризованы педагогические принципы, методы и формы учебного процесса на основе взаимодействия искусств, имеющие значение для развития педагогики искусств.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования могут быть востребованы педагогами для создания учебных программ и различных элективных курсов по художественному образованию на основе использования развивающих и воспитательных возможностей
разных видов искусства, а также материалы могут быть использованы при организации обучающих программ в процессе проведения массовых художественно-культурных мероприятий в условиях парковой среды. Достоверность исследования обусловлена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов и валидностью результатов исследования, а также многолетней опытно-экспериментальной педагогической работой автора над различными культурно-массовыми программами. Этапы исследования.
этап (1997-2001). Изучение и анализ педагогической литературы и передового педагогического опыта, положений искусствоведения по вопросам теории и практики организации паркового пространства; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности. Осуществлен анализ различных парковых возможностей в области организации массовых мероприятий, оздоровительных проектов, клубной деятельности, детского общественного движения.
этап (2001-2004) осуществлялась практическая деятельность по формированию базы для экспериментальной работы на базе государственного учреждения «Лианозовский Парк культуры и отдыха».
3 этап (2005-2007) проводился формирующий эксперимент по введению экспериментальной программы. Разработана, методика формирования художественно-эстетической культуры школьников в условиях парковой среды, осуществлены аналіз, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положення, сформулированы выводы и- рекомендации.
Опытно-экспериментальная база исследования и апробация
осуществлялась на базе государственного учреждения «Лианозовский парк
культуры и отдыха» г.Москвы. В эксперименте участвовали следующие
структурные образовательные подразделения: Областной центр
эстетического воспитания детей Московского государственного областного университета, объединения системы дополнительного образования Московской области из городов: Клин, Ступино, Пушкино, Противно, Видное, Солнечногорск. Средние общеобразовательные школы Северовосточного округа г.Москвы: № 166, 206 - с профильными классами гуманитарного и естественно-научного циклов; № 214 — с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла(фольклорной и экологической тематикой) ; СОШ № 219; СОШ № 266; СОШ № 640; СОШ № 655; СОШ № 1051; СОШ № 1122 с дополнительным образованием по изобразительному искусству; СОШ№ 1416.
К эксперименту было привлечено около 5000 человек Результаты и опыт работы были представлены на Всероссийской Конференции в октябре 2007 г., проводимой Российской Ассоциацией Парков и производителей атракционов для 70 директоров Парков России, а также на ежегодной научной конференции факультета Изобразительных искусств и народных ремесел МГОУ в апреле 2007 г. На защиту выносятся следующие положения:
1. На современном этапе продуктивным является образование, в процессе
которого в государственной системе обучения и воспитания, происходит
эффективное взаимодействие школьника с культурной и художественной
средой, влияющей на совершенствование его внутреннего мира и развитие
творческого потенциала.
2. Системообразующее значение смешанного интегрированного типа
взаимодействия социально-культурных объединений в художественно-
эстетическом процессе, который реализуется, в разных формах (народные
праздники, фестивали мастер-классов; экопроекты, клубная деятельность) и
методах обучения (метод проектирования, метод творческих заданий,
словесно-иллюстративный метод, метод сравнения и сопоставления, метод
педагогического воздействия и общения)
3. Специфика современной социально-культурной деятельности в процессе формирования художественно-эстетической культуры школьников заключается в создании инвариантной социально-культурной среды во внеучебной деятельности образовательного учреждения и в условиях организации парковой среды, обеспечивающей уникальные условия для развития личности, реализующихся в деятельности информационного просветительства и детско-юношеского досуга.
Современные концепции интеграционного взаимодействия социально-культурных объединений
По определению А.Н. Леонтьева, именно эмоции выполняют функцию ориентирующих субъективных сигналов и участвуют в регулирований деятельности, которая выступает как процесс реализации отношения человека к- окружающему миру. Деятельность связана с потребностями и интересами личности, которые являются источниками ее активности. Как известно, это стремление к активности в выражении своего отношения к произведению искусства может проявляться в трех разновидностях художественной деятельности, а именно: знакомство с произведениями искусства (потребление, восприятие), приобретение искусствоведческих знаний и собственно художественное творчество (исполнение и преобразование жизни по законам красоты). Причем развитие художественных и творческих способностей, как и возможность осуществления плодотворной художественно-творческой деятельности.
Там же будет реализована в полной мере лишь тогда, когда будет сопровождаться художественно-образовательной работой и активным приобретением знаний в области искусства (М.А. Верб, Н.А, Ветлугина, М.С. Каган, Ю.У, ФохтБабушкин и др.).
Исследователями установлено, что ценностное отношение к искусству - это целостное явление (В. Бутенко, М.А. Барышев, Н.П, Коляденко и др.). Между потребностями, интересами, вкусами, идеалами, между их внутренними и внешними процессами, между характером художественной деятельности и свойствами- личности существует гибкая, диалектическая взаимосвязь. Один из путей формирования целостной личности является путь использования разных видов искусств в их взаимодействии в художественном воспитании. Как верно заметила Л.В. Горюнова, «мы только начинаем писать первые страницы науки о ребенке. И1 как важно осознать, что ребенок действительно целостен, это реальный факт развития его психики. Отражением этого знания является «стремление к разработке комплексных, интегрированных подходов к обучению, воспитанию, развитию и разработке комплексных уроков, курсов» .
Современные условия характеризуются глубокими исследованиями в области использования системы взаимодействия искусств. Ученые определяют многообразные подходы к выявлению межхудожественных связей. А.Н. Малюков, в, труде «Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения, к искусству»8 определяет понятие синтеза искусств, где одни его виды освещают одну сторону объективной действительности, другие - другую и вместе создается обобщенный и педагогически направленный образ, доступный для восприятия. и постижения в педагогическом процессе абсолютному большинству школьников. Ученый отмечает образование синтетических связей на основе обобщения.художественных явлений и понятий.
Под системой комплексно-художественного воспитания Малюков подразумевает целый ряд воспитательных и образовательных мероприятий во внеклассное время, служащих дополнением учебных курсов искусствоведческих дисциплин, способствующих более глубокому и разностороннему их постижению. Среди таких мероприятий цикл бесед об искусстве, посещение музеев, выставок, концертных залов и др. Взаимодействие искусств как условие педагогического процесса должно оказывать влияние на общехудожественное развитие школьников и обогащение через искусство их жизненного опыта. Дополняя друг друга, разные виды искусств наиболее полно- и доходчиво раскрывают явления жизни, обогащая тезаурус школьников.
В диссертации Г.П. Шевченко9 выявлены типы взаимодействия искусств в учебном процессе на основе функциональных связей: связывающий тип, осуществляющий межпредметные связи; интегративныи тип, объединяющий несколько видов искусств в синтетические формы; коррелятивный тип,, подразумевающий ведущую роль какого-либо вида и вспомогательную роль других искусств; смешанный интегративнокоррелятивный тип; творчески-преобразующий тип, основанный на творческой, художественной деятельности детей. В соответствии» с этой психологией в исследованиях предлагается- следующая периодизация: наибольшему художественному развитию щкольников 5-6 классов способствует увлечение музыкой и литературой, в 7-10 классах -музыкой, литературой, театром, кино. Обозначены формы взаимодействия: синтетическая, последовательная, связывающая.
Феномен полихудожественной художественно-эстетической организации парковой среды
Необходимо рассмотреть культурное пространство Парка культуры и отдыха, дать расширенную характеристику этого феномена, в генезисе и современном состоянии. Созданные в 30-х годах XX в. В нашей стране Парки культуры и отдыха были призваны в полном объеме реализовывать назначение Парка -как зоны отдыха иразвлечений: Известен опыт зарубежных парков развлечений — парк как технокомплекс или коммерциализированный объект тоговли и рекламы. Назначение отечественных парков культуры и отдыха неразрывно связано с историческими культурными ценностями, с возможностью для населения релаксации душевного состояния. В современных условиях назрела необходимость концептуального развития парковой зоны как многофункциональной среды, формирующей художественно-эстетическую культуру посетителей и, особенно молодого поколения. Воспитательные и обучающие возможности Парка культуры и Н отдыха должны реализовываться на принципах комплексного, интегративного развития учащихся. Широкие возможности открываются во взаимодействии Парка культуры и отдыха с системой дополнительного образования, как более вариативной структуры. Являясь поисковым, дополнительное образование расширяет возможности «веера социальных ситуаций развития» (Л.С.Выготский) и помогает учащемуся вживаться, в многообразие мира культуры. На этой точке зрения основаны ресурсьь парковой среды и системы образования как человекообразующей и кулътурообразующей сферы педагогики. Организация культурообразующей деятельности осуществляется на различных уровнях культурной интеграции: 1) воспитательной системы в условиях мегаполиса; 2) различных сфер образования и воспитания -основного и дополнительного; 3) внутри парковой среды на основе взаимодействия разных видов- искусств; 4) взаимодействия воплощающего идеи педагогики сотрудничества. В условиях вариативности образования к основным функциям художественно-воспитательного процесса в парковой, среде- относятся: развивающая, обучающая; воспитывающая; а также функция-социализации и инкультурации. Это обстоятельство диктует необходимость рассмотрения в новом ключе задачи художественного развития школьников, которые включают: - развитие художественно-образного мышления в разных формах общения с парковой средой как объектом культуры; -формирование художественных потребностей, интересов, вкуса через увлеченность разными видами искусства; -развитие творческих способностей в различных видах и формах деятельности, в том числе исполнительской и просветительской; -приобретение системных общехудожественных знаний; -формирование ценностного отношения к культуре родного региона; формирование способности общения в процессе совместной деятельности; - формирование устойчивого и многопланового интереса к активной образовательной деятельности в условиях парковой среды. Предлагаемая в. исследовании модель формирования художественно-эстетической культуры в условиях парковой среды носит целостный характер и опирается на диалогическую модель взаимодействия социально-культурных сфер. На Рис.1 схематично представлена модель взаимодействия социально-культурных сфер и структура их интеграции. Тенденции, основанные на системе взаимодействия социально-культурных объединений, проявляются в изучении художественной картины мира как целого. В связи, с этим возникает проблема организации педагогических учреждений и подготовки педагогических кадров способных реализовать идеи, отвечающие запросам времени. Значительным в этом плане является феномен целенаправленно организованной парковой среды. Понятие «феномен целенаправленно организованной парковой среды» обладает целым рядом особенностей и нуждается1 в аргументации. Phainomenon (лат. пер. с греч.) являющийся. Феномен» - результат познавательного процесса, синтез восприятия и мышления, или, словами И: Канта; «синтез форм наглядных представлений» и «форм мышления, понятий»51 В - бытийно-житейской трактовке под феноменом понимается исключительное явление. Это содержание понятия зафиксировано словарями и бытует в обыденной речи. В данном содержании присутствует трактовка феномена адекватная философии Канта .
Специфика формирования художественно-эстетической культуры школьников в деятельности парка культуры и отдыха
Педагогический эксперимент мы рассматриваем как комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы.
В эксперименте участвовали школьники Опытно-экспериментальная база исследования и апробация осуществлялась на базе государственного учреждения «Лианозовский парк культуры и отдыха» г.Москвы. В эксперименте участвовали следующие структурные образовательные подразделения: Областной центр эстетического воспитания детей Московского государственного областного университета, объединения системы дополнительного образования Московской области из городов: Клин, Ступино, Пушкино; Противно, Видное, Солнечногорск. Средние общеобразовательные школы Северовосточного округа г.Москвы: № 166, 206 - с профильными классами гуманитарного и естественно-научного циклов; № 214 — с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла(фольклорной и экологической тематикой) ; СОШ № 219; СОШ № 266; СОШ № 640; СОШ № 655; СОШ № 1051; СОШ № 1122 с дополнительным образованием по изобразительному искусству; СОШ № 1416. К эксперименту было привлечено около 5000 человек
Результаты и опыт.работы были представлены на Всероссийской Конференции в октябре 2007 г., проводимой Российской Ассоциацией Парков и производителей атракционов для 70 директоров Парков России, а также на ежегодной научной конференции факультета Изобразительных искусств и народных ремесел МГОУ в апреле 2007 г. Учащиеся не изучали специальных дисциплин эстетического цикла, включающих общение с искусством, не занимались в процессе профессиональной подготовки художественно-изобразительной деятельностью и почти не принимали участие в мероприятиях, способствующих формированию эстетической культуры, так как они не были специально организованы и проведены. На констатирующем и формирующем этапах педагогического эксперимента решались следующие задачи: 1. диагностировать исходный уровень эстетической культуры школьников по социальной работе с целью фиксирования основных показателей; 2. разработать методическиие материалы, активизирующие процесс форми рования эстетической культуры школьников в художественно эстетических объединениях; 3. создать оптимальные условия организации педагогического процесса по формированию эстетической культуры школьников в художественно-эстетических объединениях. Основными методами исследования, способствующими решению поставленных задач, явились: собеседование, анкета, интервью, систематическое включенное наблюдение за организацией учебной и внеучебной деятельности школьников и педагогов по формированию эстетической культуры, тестирование.
Это позволило выявить качества личности школьника в структуре эстетической культуры, определить ценностные ориентации учащихся, насколько проявляются их эмоции, чувства, эстетические потребности.
Приступая к исследованию, мы решили выявить какие факторы и в какой степени оказывают влияние на формирование эстетической культуры школьников. Для этого мы провели опрос, итоги которого, представленные в таблице (Приложение 11), показали, что, по мнению школьников, литература, искусство, а также телевидение, радио, печать оказывают высокое влияние на уровень формирования эстетической культуры личности.
С точки зрения наших общественных идеалов, воздействие данных факторов на формирование личности школьника далеко не безобидно. Под его влиянием могут развиваться такие особенности творческой (активности, которые не просто чужды нормам жизни, НО и враждебны. Подчас трудно рассмотреть за привлекательностью героя, занимательностью сюжета их оборотную сторону.