Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля Нестерова Лиана Игоревна

Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля
<
Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестерова Лиана Игоревна. Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Нестерова Лиана Игоревна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2010.- 164 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/809

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной культурной ситуации образовательный процесс в вузе ориентирован на подготовку будущего специалиста к деятельности, способствующей позитивному личностному развитию, сохранению и приумножению психического, интеллектуального потенциала и физического здоровья. В этой связи несомненной является актуальность изучения ключевых компетенций специалиста, сущность которых связывают, главным образом, с умением самостоятельно создавать и реализовывать программу своей профессиональной деятельности, творчески мыслить, принимать нестандартные решения, самостоятельно расширять знания и профессионально грамотно использовать их на практике.

В отечественных и зарубежных исследованиях (А.Л. Андреев, А.Г. Бермус, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, R. Arnold, R. Doring, W. Hutmacher, D. Mertens, H.-J. Miiller, H. Roth, L. Reetz и др.) ключевые компетенции рассматриваются в процессе подготовки специалиста в системе высшего образования и являются важнейшим ресурсом его личностных достижений в профессиональной деятельности. В ряде зарубежных исследований доминирует практико ориентированный аспект формирования ключевых компетенций специалиста, получивших название «ключевых квалификаций» (Германия), «базовых навыков» (Дания), «ключевых навыков» (Великобритания).

В работах А.П. Валицкой, Б.С. Гершунского, М.И. Демчука, В.В. Краевского, И.А. Колесниковой, Н.Д. Никандрова, З.Х. Саралиевой, В.А. Сластенина, Х.Г. Тхагапсоева и др., прослеживается идея о том, отличительными чертами современной постнеклассической образовательной теории и практики признаются глобализация, гуманизация, интеллектуализация. Именно эти сущностные характеристики современной культурной ситуации можно рассматривать в качестве предпосылок для определения ключевых компетенций современного специалиста.

На основе анализа работ B.C. Степина, Н.Н. Моисеева, А.Н. Данилова, Б.С. Гершунского относительно приоритетов, сущности и содержания подготовки современного специалиста нами рассматривается совокупность теоретической (целостное представление специалиста о закономерностях и существенных связях его профессиональной деятельности, базирующееся на представлении об отличительных свойствах объекта и субъекта деятельности), методологической (способность определения необходимой совокупности средств, условий, принципов деятельности и реализации данных теоретических представлений на практике), аксиологической (способности специалиста по формированию представлений о совокупности

основных ценностей (человек, природа, общество, профессия) ключевых компетенций с целью создания целостной педагогической модели формирования ключевых компетенций специалиста художественно-эстетического профиля.

В последние годы в России и Беларуси ведутся научные исследования по вопросам интенсификации процесса обучения, рассматриваются ведущие средства образования и самообразования (А.П. Валицкая, Б.Л. Вульфсон, В.В. Давыдов, М.И. Демчук, И.И. Цыркун, О.Л. Жук, М.В. Кларин, Л.Ф. Спирин). Предполагаемое формирование ключевых компетенций у современного специалиста, осуществляемое в процессе изучения опыта познания и творчества ведущих представителей педагогической науки и искусства (Д.Б. Кабалевского, В.А. Сухомлинского, Д.Д. Шостаковича) связано с разработкой современных технологий в образовательном процессе высшей школы. Обращение к опыту познания и творчества выдающихся личностей в данном исследовании связано с деятельностным, мировоззренчески ориентированным, мыслеобразующим и интеллектуально формирующим потенциалом данного опыта.

Проведенный анализ состояния изученности проблемы формирования
ключевых компетенций в педагогике, психологии и специальной литературе
в контексте подготовки специалиста художественно-эстетического профиля
позволил зафиксировать противоречия между: необходимостью повышения
уровня теоретико-методологической подготовки специалиста

художественно-эстетического профиля и неразработанностью концепции формирования ключевых компетенций в существующей практике музыкального образования; недостаточным изучением опыта познания и творчества видных деятелей педагогики и музыкального искусства в качестве содержательной основы формирования ключевых компетенций специалиста и признанием научным сообществом важности педагогической позиции деятелей педагогики и музыкального искусства. Данные противоречия определили проблему настоящего исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля? Этим обусловлен выбор темы исследования: «Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля».

Цель исследования - научно обосновать, разработать теоретико-методические основы процесса формирования ключевых компетенций и апробировать методику формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля.

Объект исследования - ключевые компетенции специалиста художественно-эстетического профиля.

Предмет исследования - формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля на основе изучения опыта познания и творчества ведущих представителей педагогики и музыкального искусства.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля будет эффективным, если:

осуществлять процесс формирования ключевых компетенций на основе целостного представления о закономерностях профессиональной деятельности опыта познания и творчества ведущих представителей педагогики и музыкального искусства;

рассматривать процесс изучения опыта познания и творчества ведущих представителей педагогики и музыкального искусства как специально организованную познавательную деятельность в подготовке специалиста художественно-эстетического профиля;

создать модель формирования ключевых компетенций специалиста художественно-эстетического профиля, в которой представлен последовательный переход от процесса познания к самопознанию будущего специалиста;

организовать процесс формирования ключевых компетенций как моделирование индивидуального опыта познания и творчества будущего специалиста с использованием методов, способствующих активному проявлению интеллекта, самопознания и самоопределения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены задачи:

проанализировать и рассмотреть существующие в психолого-педагогической и философской литературе подходы к определению понятия «ключевые компетенции» в контексте современной культурной ситуации;

создать модель формирования ключевых компетенций специалиста художественно-эстетического профиля;

разработать методику формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля на основе изучения опыта познания и творчества ведущих представителей педагогики и музыкального искусства и выделить уровни владения студентами ключевыми компетенциями;

обосновать эффективность разработанной модели и методики формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля и представить результаты опытно-экспериментальной работы.

Методологическую основу исследования составили: философские положения методологии познания действительности, позволяющие рассматривать человека как субъекта и объекта познания его творческой сущности, личностного развития и способностей в процессе профессиональной деятельности; концепция системно-личностного подхода в формировании профессиональных качеств специалиста; ведущие принципы современной системы высшего образования. Теоретическая база исследования определена концепцией глобального (универсального) эволюционизма (B.C. Степин); принципами историзма (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и др.), системности (Платон, Аристотель, О. Конт, Ф.В.И. Шеллинг, Ф.Ф. Королев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), герменевтического познания (Г.Г. Гадамер, М. Хайдеггер, П. Рикер, Л.А. Микешина, Г.Г. Шпет и др.); экзистенциально-герменевтическим подходом (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, В. фон Гумбольдт, Ф.Э.Д. Шлейермахер, В. Дильтей, Г.Г. Гадамер, А.А.Потебня и др.); биографическим методом исследования (М. Коли, Г. Роберт, Ф. Шютце, В. Фишер, Г. Розенталь, Е.Ю. Мещеркина, В.Б.Голофаст, И.В.Голубович, И.Ф. Девятко, В.Ф.Журавлев, Ю.О.Зайцева, А.И. Баикина и др.); современными исследованиями в сфере лингвистики текста, подчеркивающие связь опыта, результатов деятельности с мышлением, интеллектом человека (Р. Барт, М.М. Бахтин, Ю. Кристева, Ю.М. Лотман, П. Рикер, Р. Рорти); педагогическими идеями об эстетической воспитании и развитии личности (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.Н.Шацкая, М.С. Каган, М.Ф.Овсянников, Л.С. Выготский, Д.Б.Кабалевский, В.А.Сухомлинский, Т.С.Комарова).

Методы исследования: теоретические (изучение философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, моделирование, анализ, синтез, обобщение); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий анкетирование, наблюдение, беседу, интервьюирование, статистическую обработку данных с использованием методов математической статистики и сравнительного анализа).

Этапы исследования:

I этап (2005-2006) - разработка диагностической программы и
проведение констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня
сформированное ключевых компетенций у будущего учителя музыки.

II этап (2006-2008) - проведение опытно-экспериментальной работы
по формированию ключевых компетенций у будущих специалистов
художественно-эстетического профиля, экспериментальная проверка модели
и методики формирования ключевых компетенций специалиста;

III этап (2008-2009) - анализ, систематизация, обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнена сущность понятия «ключевые компетенции», определена их
структура и содержание в соответствии с проблемой исследования;

- обоснована и разработана модель формирования ключевых
компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля;

разработана и экспериментально апробирована методика формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля;

выделены уровни сформированное ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля (элементарный, базисный, оптимальный);

разработано теоретико-методическое обеспечение формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля;

экспериментально доказана эффективность и надежность разработанной методики формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении сущности и обосновании структуры и содержания ключевых компетенций в соответствии с проблемой исследования формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля; рассмотрении экзистенциально-герменевтического подхода как теоретико-методологической основы формирования ключевых компетенций специалиста; разработке модели формирования ключевых компетенций специалиста на основе использования опыта познания и творчества ведущих представителей педагогики и музыкального искусства.

Практическая значимость исследования определяется

взаимосвязью полученных результатов исследования с решением актуальных задач подготовки специалистов художественно-эстетического профиля на современном этапе реформирования высшего образования; разработкой программы спецкурса «Формирование ключевых компетенций будущих педагогов», серии заданий, используемых в системе формирования ключевых компетенций студентов. Материалы диссертационного исследования использовались в учебном процессе музыкально-педагогического факультета (БГПУ), в лекционных курсах по «Педагогике», а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, соответствующих объекту, предмету, целям и

задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил музыкально-педагогический факультет Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (г. Минск). В эксперименте приняло участие 280 студентов и 12 преподавателей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами музыкально-педагогического факультета БГПУ (2005-2009), проведения лекционно-практических занятий по педагогике, в ходе обсуждения материалов, основных положений и результатов исследования на кафедре педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий БГПУ, на международных, республиканских научно-практических конференциях и семинарах: Минск (2006,2007,2008,2009), (Витебск, 2005,2007,2008,2009), Брест (2007), Барановичи (2006), Могилев (2006), Мозырь (2006, 2007), Санкт-Петербург (2006,2007,2008), Брянск (2007), Смоленск (2008).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Ключевые компетенции представляют собой высший (парадигмальный) уровень подготовки современного специалиста, совокупность теоретических, методологических и аксиологических установок, принимаемых в качестве образца решения научных и профессиональных задач. В связи с этим ключевые компетенции характеризуются как способности теоретического построения и практической реализации собственной (индивидуальной) парадигмы профессиональной деятельности специалиста. Владение ключевыми компетенциями необходимо для анализа теории, методологии и ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности специалиста, познания, планирования и определения приоритетов в решении профессиональных задач, а также для формирования индивидуального стиля профессионального творчества.

  2. Содержание ключевых компетенций определяется уровнем развития науки, сформированное субъективных профессиональных, интеллектуальных, нравственных качеств личности, освоением и согласованием будущими специалистами методов познавательной, преобразовательной, исследовательской и практической деятельности в процессе обучения в вузе. Виды ключевых компетенций представлены: теоретической (целостное представление о закономерностях профессиональной деятельности специалиста, отличительных свойствах субъекта и объекта деятельности), методологической (средства, условия и соответствующие принципы деятельности) и аксиологической (система

ценностей в профессиональной деятельности специалиста, необходимая для определения теории и методологии деятельности) компетенциями.

  1. Опыт познания и творчества ведущих представителей педагогики и музыкального искусства является одним из путей переосмысления будущим специалистом своего собственного опыта творчества, теоретического моделирования приемлемой для него совокупности ключевых компетенций и их практической апробации. Экзистенциально-герменевтический подход, являясь теоретико-методологической основой формирования ключевых компетенций специалиста художественно-эстетического профиля, ориентирует его на постижение данного вида опыта (профессиональной экзистенции) выдающихся представителей определенной сферы профессиональной деятельности.

  2. Модель формирования ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля на примере изучения опыта познания и творчества ведущих представителей педагогики и музыкального искусства, включает: наблюдение (целенаправленное восприятие объекта, определения его сущности, выявления содержательных компонентов его деятельности), постижение концептосферы (определение структуры и содержания концептов опыта и результатов творчества рассматриваемого представителя науки или искусства в соответствии с историко-культурным контекстом его деятельности), интерпретация (определение структуры и содержания концептов опыта и результатов творчества представителя науки или искусства в соответствии с мировоззренческими установками субъекта исследования, определяющимися историко-культурным контекстом его существования), осознание (включение системы концептов профессионального познания и творчества, полученных на этапе интерпретации, в систему мыслей, идей, чувств и других духовных феноменов субъекта исследования); апробация (применение будущим специалистам полученного опыта познания при решении учебных, научных и профессиональных задач).

5. Методика формирования ключевых компетенций у специалиста
художественно-эстетического профиля состоит из трех этапов:
эмпирического (определение тех направлений познания и творчества
выдающихся представителей педагогики и музыкального искусства, которые
внесли весомый вклад в определенную сферу профессиональной
деятельности); теоретического (анализ выявленного фактического материала
для определения теоретических, методологических и аксиологических
установок, которые присущи парадигме профессиональной деятельности
рассматриваемых персоналий); индивидуально-познавательного
(моделирование будущими специалистами собственной индивидуальной

совокупности ключевых компетенций на основе приобретенного ими опыта индивидуально-познавательной и исследовательской работы).

Опубликованность результатов. Материалы и результаты диссертационного исследования отражены в 32 публикациях соискателя (1 монографии, 1 программно-методическом комплексе, 1 научно-популярном издании, 4 статьях в научных журналах (одна статья в соавторстве), 2 статьях в научных сборниках, 23 материалах научно-практических конференций).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Похожие диссертации на Формирование ключевых компетенций у специалиста художественно-эстетического профиля