Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
1.1. Социальная работа: гуманистическая деятельность и форма защиты населения
1.2. Основные духовно-нравственные качества социального работника 35
1.3. Особенности российской системы социального образования 53
Выводы по первой главе 71
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 76
2.1. Допрофессиональная и начальная подготовка как основа формирования духовно-нравственных качеств личности 76
2.2. Вузовская модель формирования духовно-нравственных качеств будущего социального работника 91
2.3.Реализация модели в системе вузовского обучения социальных работников 109
Выводы по второй главе 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 144
- Социальная работа: гуманистическая деятельность и форма защиты населения
- Основные духовно-нравственные качества социального работника
- Допрофессиональная и начальная подготовка как основа формирования духовно-нравственных качеств личности
Введение к работе
Обострение ряда глобальных проблем жизнедеятельности человека в России конца XX - начала XXI века, создание широкой государственной системы социальной защиты населения, осознание учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования, оптимизации его стратегии потребовали массовой подготовки специалистов социальной сферы, повышения качества этой подготовки.
Особенность социальной работы, как гуманистической деятельности,
суть которой состоит в гармонизации социальных отношений, приведении их
в соответствие с требованиями современного цивилизованного общества,
повышении их гуманности, укреплении связей между отдельными
личностями, группами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и
государством в целом, в оказании материальной, юридической,
психологической форм помощи, поставила проблему подготовки социальных
работников, потребовала, научного обоснования целостной системы
социального образования, актуализировала вопросы поиска оптимальных
форм не только повышения профессиональной компетентности
специалистов социальной сферы, но и их личностного развития.
Социальные работники — специалисты широкого диапазона деятельности, которая направлена на нужды конкретного человека, семьи, группы людей. Такое положение формирует заказ общества, который находит свое отражение в квалификационных и этических стандартах специалиста, в комплексной системе подготовки социальных работников, обеспечивающей необходимую профессиональную компетентность и развитие духовно-нравственных качеств.
Формирование духовно-нравственных качеств личности специалиста социальной сферы - приоритетная задача социального образования как нового компонента общего и профессионального образования.
Социальное образование - многоаспектное понятие. Анализ основных подходов к понятию "социальное образование" (Н.И. Бабкин, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, P.M. Куличенко, Л.В. Мардахаев, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, В.А. Сластенин, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Г.Н. Штинова) показал, что ученые, вкладывая в него разный смысл, выделяют его личностно-ориентированную направленность.
Непременным признаком профессиональной компетентности социального работника выступает "умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. В этой ситуации процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает живую мысль, ведет от частного к общему, от практики к теории и наоборот. Профессией социальный работник можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, т.е. профессиональную подготовку специалиста необходимо ориентировать на формирование его личности" [107,с.52].
В рамках данной работы социальное образование рассматривается нами как обучение и воспитание личности будущего специалиста социальной сферы.
Без внедрения знаний, умений и навыков в практику нельзя рассчитывать на способность выпускника вуза выполнять свои профессиональные обязанности; не обладая нравственными качествами, социальный работник не может пользоваться доверием клиентов. Мы согласны с позицией В.И. Жукова, считающего, что "именно духовность как отличительная особенность личности является совокупностью тех ее свойств, которые отражают предрасположенность человека к деятельности в социальной сфере. Социальное образование имеет своей целью не только формирование профессиональных и нравственных качеств: речь идет о подготовке специалиста с определенным типом поведения, пользующегося авторитетом и доверием населения" [43,с81].
Педагогические приоритеты и ценности меняются и, вероятно, будут меняться и в будущем. Однако сегодня для российских специалистов социальной работы как профессионалов, способных разрешать или смягчать кризисные ситуации, необходимо, чтобы формирование профессиональных ценностных ориентации в процессе обучения и воспитания в вузе были смещены на развитие и саморазвитие духовно-нравственных качеств личности, ее культуры.
Духовно-нравственный подход в педагогике, согласно позиции В.И. Андреева, "связан с опорой на духовно-нравственные критерии для обоснования нравственных приоритетов в поиске целей, ценностей, смыслов жизни в процессе становления и самосовершенствования свободной и целостной личности" [2,с.53].
Проблема формирования духовно-нравственных качеств специалистов социальной работы взаимосвязана с гуманистическим потенциалом практики и теории социальной работы, а также со спецификой социального образования.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями между:
содержанием заказа общества на обучение высококвалифицированных и гуманистически-ориентированных кадров для социальной сферы и недостаточными возможностями вузов для его выполнения;
существующей уже реально в России системой социального образования и недостаточной разработанностью в педагогической теории вопроса формирования духовно-нравственных качеств в условиях социального образования;
острой необходимостью развития духовно-нравственных качеств будущих социальных работников в период обучения в вузе и складывающейся практикой социального образования.
Совокупность выявленных противоречий обусловила проблему исследования: при каких условиях могут быть сформированы духовно-нравственные качества будущего социального работника в контексте социального образования в вузе?
Актуальность, недостаточная разработанность данного вопроса, его теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: "Формирование духовно-нравственных качеств социального работника как аспект социального образования".
Цель исследования: разработать педагогические условия
формирования духовно-нравственных качеств социальных работников в системе вузовского обучения.
Объект исследования: процесс социального образования в вузе.
Предмет исследования: формирование духовно-нравственных качеств будущего социального работника как аспект социального образования.
Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных качеств будущего социального работника будет эффективным при следующих условиях:
проектирования этапов социального образования с учетом: а)специфики социальной работы как гуманистической деятельности, б)духовно-нравственных качеств социального работника, в)особенностей системы социального образования в современной России;
целенаправленной профессиональной ориентации и
профессионального отбора будущих абитуриентов на основе нравственно-этических требований к профессии;
целеполагания подготовки социальных работников в вузе, ориентированного на духовно-нравственное развитие будущих специалистов;
междисциплинарности содержания вузовского социального
образования с приоритетом личностно-деятельностного и
культурологического подходов;
использования в процессе подготовки будущих социальных работников учебных модулей, интегрирующих федеральный, региональный, а также вузовский компоненты, сконструированных с учетом особенностей духовно-нравственного роста специалиста социальной сферы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
Проанализировать особенности российской системы социального образования как нового компонента общего и профессионального образования, как вида подготовки специалистов социальной работы, включающей процесс формирования у них духовно-нравственных качеств.
Выявить взаимосвязь гуманистического характера социальной работы как деятельности и духовно-нравственных качеств социального работника для проектирования содержания процесса обучения.
Разработать модель формирования духовно-нравственных качеств будущего социального работника в вузе.
Проанализировать и внедрить в учебный процесс диагностические методики оценки сформированности духовно-нравственных качеств будущего специалиста социальной работы с учетом взаимосвязанных педагогических условий, критериев, показателей и диагностического инструментария.
Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной модели формирования духовно-нравственных качеств будущих специалистов социальной работы в процессе обучения в вузе.
Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие сущность образования
как всеобщей формы развития личности и общества, теории человеческой деятельности и общения, социального воспитания и образования, системный, личностно-деятельностный, культурологический подходы к процессу личностно-профессионального становления специалиста, положение о социальной детерминации его личностного развития, ведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов (психологов, педагогов, социологов, философов и других) по теории и практике социальной работы, исследования по педагогике высшей школы и проблемам непрерывного образования в области социальной работы.
Теоретическими предпосылками развития современной теории социального образования как основы духовно-нравственного становления специалиста являются:
теория социальной детерминации развития личности (А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, И.С. Кон, В.Г. Лисовский, Б.Т. Лихачев и другие);
социально-педагогические идеи П. Наторпа, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко и других;
основные положения методологии современной педагогики (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и другие);
теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и другие);
основы культурологического подхода в педагогике А.И. Арнольдова, Ю.И. Ефимова, И.И. Громова, И.Ф. Исаева, И.А. Зимней, В.А. Малахова, В.П. Тугаринова и др.;
концептуальные подходы к подготовке специалистов социальной сферы - отечественных (С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, СИ. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, И.М. Лавриненко, И.А. Липский, В.А. Никитин, В.А. Сластенин, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова, Л.В. Топчий, Т.Ф. Яркина) и зарубежных (М. Доэл, С Бе,
К. Вадель, Бого, Ф. Парслоу, М. Пейн, Р. Сарри, К. Хиндука, Л. Хьюз, С. Шардлоу) исследователей;
теоретическое обоснование профессиограммы специалиста в области социальной сферы (Ф.Н. Гоноблин, Э.А. Гришин, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, Л.В. Топчий, С.Н. Чистякова, Т.Д. Шевеленкова, Е.И. Холостова и другие).
Для нашего исследования имели особое значение труды С.А. Беличевой, Н.С. Данакина, И.А. Зимней, Ю.А. Клейберга, В.А. Ситарова, посвященные теоретическому обоснованию гуманистической компоненты в формировании личности специалиста социальной работы.
Вопросы гуманизации образовательной среды в вузе, ценностной направленности социального образования в различных контекстах рассматриваются в работах Т.П. Дьячек, Н.В. Гарашкиной, Л.К. Ивановой, Н.А. Коваль, Н.Я. Рыбиной, Л.Б. Филатовой и других, которые также были полезны в рамках нашего исследования процесса формирования духовно-нравственных качеств специалиста.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов обеспечивались рациональным подбором диагностических методик, адекватной методологией и базовыми теоретическими положениями в области социального образования и формирования духовно-нравственных качеств, комплексным использованием системы методов исследования на теоретическом и эмпирическом уровнях.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, включающий: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы по теме исследования; обобщение педагогического опыта, педагогическое моделирование, диагностика, интервьюирование, анкетирование; педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий); педагогическое наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось отделение социальной работы Института социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. В исследовании приняли участие 320 студентов и 17 преподавателей ТГУ.
Исследовательская работа проводилась с 1998 по 2003 год и была реализована в три этапа.
На первом этапе (1998-2000гг.) проводился анализ отечественной и зарубежной литературы, научных исследований, учебных планов и программ для определения степени разработанности проблемы. Были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, осуществлялось накопление эмпирического материала путем обобщения опыта, определялись теоретические подходы к проблеме формирования духовно-нравственной сферы специалистов социальной работы; разрабатывался и проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2000-2001гг.) были сформулированы основные положения, определяющие теоретические и методологические основы регионального социального образования, разработаны структура и содержание модели формирования духовно-нравственных качеств специалистов социальной работы в вузе, определялись условия эффективности формирования данных качеств. Проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2001-2003гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась систематизация и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы и завершено оформление диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Поставлена проблема и определены пути развития системы социального образования как нового компонента общего и профессионального образования в России.
Обоснованы понятия: "духовно-нравственные качества личности социального работника как основание для проектирования содержания социального образования", "формирование духовно-нравственных качеств будущих социальных работников как аспект социального образования".
Разработана модель формирования духовно-нравственных качеств будущего социального работника, раскрывающая социальную значимость, структуру, содержание и результаты данного процесса в вузе.
Определено содержание процесса обучения будущих социальных работников на основе модульного подхода и использования гуманистического потенциала учебных курсов.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении теоретических подходов к рассмотрению социального образования как инновационного компонента общего и профессионального образования и как профильной подготовки специалистов социальной сферы; обосновании взаимосвязи гуманистического характера социальной работы и содержания формирования духовно-нравственных качеств будущих социальных работников в процессе обучения в вузе; определении и научном обосновании педагогических условий повышения уровня духовно-нравственного развития обучаемых в вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что основные его положения могут быть использованы при разработке концептуальных подходов к содержанию, формам и методам социального
образования, базовой составляющей которых является формирование духовно-нравственных качеств специалиста; разработанная модель формирования духовно-нравственных качеств специалиста социальной работы позволит повысить эффективность данного процесса в вузе. Составлены учебно-методические пособия, материалы которых могут быть использованы в системе социального образования, на допрофессиональном, среднем специальном и вузовском уровнях.
На защиту выносятся следующие положения:
Формирование духовно-нравственных качеств будущего социального работника как аспект социального образования, то есть процесс, включающий воспитание и обучение на допрофессиональном, начальном, вузовском этапах подготовки; это целенаправленное взаимодействие учащегося и преподавателей, а также личностное саморазвитие в духовно-нравственной сфере, направленное на развитие профессиональной ответственности с учетом этического кодекса.
Духовно-нравственные качества социального работника, как основания проектирования социального образования, - это личностные ресурсы, необходимые и достаточные для оказания социальной помощи клиентам, для осуществления специфического гуманистического вида деятельности, характеризующегося активным взаимодействием с окружающей действительностью.
3. Педагогические условия, обеспечивающие формирование духовно-
нравственных качеств социального работника в вузе как аспект социального
образования, включающие:
целенаправленную профессиональную ориентацию и
профессиональный отбор будущих абитуриентов на основе
нравственно-этических требований к профессии;
проектирование этапов социального образования с учетом:
а) специфики социальной работы как гуманистической деятельности,
б) духовно-нравственных качеств социального работника,
в) особенностей системы социального образования в современной
России;
целеполагание подготовки социальных работников в вузе,
ориентированного на духовно-нравственное развитие будущих
специалистов;
междисциплинарность содержания вузовского социального
образования с приоритетом личностно-деятельностного и
культурологического подходов;
использование в процессе подготовки будущих социальных
работников учебных модулей, интегрирующих федеральный,
региональный, а также вузовский компоненты, сконструированных с
учетом особенностей духовно-нравственного роста специалиста
социальной сферы. 4. Показатели сформированности духовно-нравственных качеств специалиста социальной работы:
сформированность знаний в области духовно-нравственной сферы;
усвоение навыков, умений социального взаимодействия с клиентом с
учетом этического кодекса социального работника;
соответствие поведения духовно-нравственным знаниям и убеждениям;
возможность личностно-профессионального самоопределения,
самовоспитания, саморазвития.
Апробация и внедрение результатов исследования
Ход и результаты экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедр социальной работы и социальной педагогики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Основные положения исследования докладывались и получили одобрение на международных научно-практических конференциях: "Совершенствование и развитие системы практической подготовки будущих специалистов социальной сферы
в вузе" (Тамбов, 2000г.), "Исследовательская деятельность в социальной сфере и подготовка к ней в системе высшего образования" (Тамбов - Терре-Хот (США), 2001г.), "Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы" (Тамбов — Москва -Терре-Хот (США), 2002г.). Материалы исследования апробировались в учебно-воспитательном процессе отделения социальной работы Института социальной работы ТГУ имени Г.Р. Державина. Результаты работы представлены в пяти публикациях автора по теме исследования.
Социальная работа: гуманистическая деятельность и форма защиты населения
Анализ социального образования как нового компонента общего и профессионального образования невозможен без рассмотрения становящегося профессионального поля социальной работы, неотделимого от проблем общественного развития в России.
Отечественная социальная работа в современных условиях представляет собой разнообразие форм и видов деятельности, обусловленных постоянно расширяющимся спектром практических действий по оказанию социальных услуг, развитием системы служб, связанных с увеличением числа групп риска и социально уязвимых индивидов.
Сложившаяся кризисная ситуация в России влияет на формирование стратегии социальной политики, развитие отечественной модели системы социальных служб. Социальная работа напрямую зависит от социальной политики государства, которая в свою очередь является частью общей политики и воплощается в социальных программах, регулирует отношения в обществе "в интересах и через интересы основных групп населения". Под социальной политикой мы, вслед за П.Д. Павленком, понимаем деятельность государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы и обеспечение социального благополучия. Социальное благополучие складывается из программ, ресурсов и служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и другие нужды, отражающие состояние коллективного благополучия общины, общества в целом [91, с. 177].
Социальная политика, реализуемая в социальной сфере, направлена на удовлетворение потребностей людей, в ней проявляется гуманистическая сущность и направленность общественного развития, акцентируется внимание на социальные аспекты труда, быта, досуга населения, его нужды и законные интересы. Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений путем выработки и осуществления организационно-экономических, научно-технических и нравственно-правовых мер по их регулированию.
Общая тенденция, просматриваемая в стратегии социальной политики большинства цивилизованных стран мира, - в ее ориентированности не на борьбу со следствиями, а, прежде всего, на преодоление причин, порождающих проблемы. Социальные проблемы характеризуются специалистами как отношения между людьми, а также между людьми и их окружением, ведущие к действиям, нарушающим принятые ценности и нормы, становящимся причиной экономических и психоэмоциональных страданий. Наиболее типичными для большинства стран мира, в том числе и для России, являются социальные проблемы: нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость, этнические и национальные проблемы, дискриминация, социальные и психологические конфликты, кризисные стрессовые ситуации, алкоголизм и наркомания, профессиональная и социальная дезадаптация, бездомность, преступность и правонарушения, жестокость в семье, девиантное и криминогенное поведение.
Являясь социальным институтом, действующим в системе экономических, социально-политических, духовно-нравственных отношений, социальная работа регулирует их, поддерживая жизненные силы социально ослабленных членов общества, оказывая помощь людям, группам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальная работа - это один из важнейших феноменов общественной жизни. Она возникла в результате разделения труда как особый вид деятельности, связанный с заботой о близких, детях, больных, старших.
Существовавшая веками непрофессиональная деятельность по оказанию защиты, помощи и поддержки отдельным индивидам, слоям и группам населения в форме благотворительности, милосердия, призрения и т.д. становится профессиональной в своих основных аспектах, базируясь на научных основах (соответствующем образовании) и характеризуя систематическую, постоянную занятость людей (специалистов) на определенных участках работы [92, с.32].
Гуманистический характер практики социальной работы в России, согласно позициям А.И. Арнольдова, Г.П. Медведевой, Е.И. Холостовой, P.M. Куличенко, Т.Ф. Яркиной [4, 76, 123, 65, 151], связан с тем, что: во-первых, для данного вида практической деятельности высшей базовой ценностью является человек, вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей декларации прав человека, обладает правами на достойную жизнь, труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты представляет собой основной механизм, который помогает реализовать остальные права, — на труд, на отдых, на образование и т.д. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты, — право на достойную человека жизнь, а не просто существование или прозябание.
Основные духовно-нравственные качества социального работника
Специфика профессиональной деятельности, как гуманистически ориентированной, предъявляет к специалисту определенные требования, которые относятся, прежде всего, к его ценностно-смысловой сфере, личностным характеристикам, духовно-нравственным качествам, создающим ядро личности.
Требования к профессиональным и духовно-нравственным качествам личности социального работника определяются условием культуры современного общества, степенью развития социальной работы как профессиональной деятельности, международными требованиями к квалификации профессионала, объективными потребностями развивающихся социальных служб, а также эффективностью многовариантного, альтернативного решения социальных проблем в условиях переходного состояния российского общества. В основе личностной характеристики социального работника лежат два центральных положения: во-первых, способность функционировать в сфере межличностных отношений "человек - человек", "человек - среда", "человек — общество"; а во-вторых, готовность исполнять эти трудные обязанности.
Социальная работа определяется как особый гуманистический вид профессиональной деятельности, направленной на оказание поддержки тем, кто в силу своих физических, нравственных и психологических ресурсов не способен самостоятельно решить свои проблемы.
В данной деятельности по исполнению своих профессиональных обязанностей социальный работник используют следующие подходы: воспитательный подход (выступает в роли учителя, эксперта, консультанта, дает советы, обучает умению моделировать и демонстрировать правильное поведение, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения); фасилитативный подход (осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии и дезорганизации личности, когда это ей трудно сделать самой, подбадривает и нацеливает на мобилизацию внутренних ресурсов); адвокативный подход (применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени) [18, с.265]. Социальный работник, выполняя профессиональные роли - воспитателя, фасилитатора, адвоката, помогает клиентам в решении не только материальных, бытовых, семейных проблем, но и духовных, моральных, нравственных. Специалист при их разрешении зачастую руководствуется своими собственными понятиями о ценностях - о долге, добре и зле, справедливости. Все это и определяет высокие требования к профессиональным и особенно личностным качествам будущего социального работника.
Поэтому осуществление кадровой политики в социальной сфере возможно только тремя путями:
1) тщательный подбор будущих специалистов с профессионально желаемыми личностными качествами;
2) развитие этих качеств в процессе специального обучения;
3) переподготовка и повышение квалификации специалистов.
В отечественной специальной литературе выбор профессии, профессиональная ориентация исследуются с позиций деятельностного подхода, разработанного в трудах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и других исследователей, что предполагает анализ всех психических явлений в деятельности субъекта [13].
Допрофессиональная и начальная подготовка как основа формирования духовно-нравственных качеств личности
Понять значение формирования духовно-нравственных качеств в процессе непрерывной подготовки специалистов возможно лишь в контексте происходящих изменений в образовании. В сфере образования идет поиск приоритетной модели образования на основе четырех тенденций, выделенных А.П. Валицкой.
Первая тенденция - в ее основе сохранение структурных качеств советской государственной системы образования, работающей по единообразным программам, имеющим установленный набор дисциплин. Стандартизация образования необходима, но мера и уровни стандартизации (государственный, региональный, индивидуальный) для каждого учебного заведения должны быть различными в пределах общего, особенного и единичного. Важно оставить региону возможность учесть местную специфику.
Вторая тенденция — в основе построение образовательной системы как комплекса образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Однако Россия, не имея достаточного опыта рыночной экономики, руководствуется идеей духовного воспитания. Отречение от своих традиций грозит России тенденцией к постоянному отставанию от образовательных систем мира, которые поворачиваются в сторону гуманизации образования.
Третья тенденция — культурологическая, она развивается в русле процессов гуманизации сознания и практики, актуальных для всего современного мира. Особенностью является то, что содержание образовательных моделей ориентировано не государством и рынком, а культурой. Овладевая ее духовным и материальным богатством, индивид становится личностью, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Культурологическая ориентация в России сегодня, в основном, реализуется за счет добавления гуманитарных образовательных курсов, утяжеляющих учебные планы. Это основное противоречие данного подхода, который ориентирован на интегративный междисциплинарный смысл.
Четвертая тенденция основывается на культуротворческой модели, ориентирована на создание гуманистической направленности образования в процессе становления культурного самосознания. Освоение опыта мировой культуры строится не в логике предмета, а в создании среды развития в соответствии с возрастными характеристиками психофизических и интеллектуальных возможностей личности; позволяет обеспечить базу для последующей профессиональной специализации [20, с.3-8].
Анализ тенденций в сфере образования позволяет сделать вывод, что система непрерывной подготовки специалистов будет приобретать новые функции, становиться средством духовно-нравственного развития личности, при условии более раннего приобщения учащихся к профессиональной среде в процессе допрофессиональной и начальной подготовки.
С позиции теоретиков непрерывного образования допрофессиональная подготовка трактуется как:
один из основных этапов, предшествующий профессиональному (В.Г. Онушкин) [27];
общеобразовательное звено непрерывного образования (А.П. Владиславлев) [57];
звено непрерывного образования, решающее задачи воспитания и образования каждого учащегося с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, гармоническому развитию личности (Б.С. Гершунский) [27].
A.M. Новиков, исследуя интеграционные процессы в профессиональном образовании, считает, что профессиональное образование — это "интегрированная многоуровневая система, способная обеспечить органическую преемственность с общим образованием, а также между разными звеньями по вертикали" [86, с.3-8.].
Рассматривая допрофессиональную подготовку как этап профессионального образования, нужно отметить, что характерным для него является создание благоприятных условий для проявления активности в профессиональном самоопределении личности школьника.
Термин "допрофессиональная подготовка" (предпрофессиональная подготовка) получил распространение в связи с рекомендациями ЮНЕСКО и Международной конференции труда по профессионально-техническому образованию и подготовке (1965), согласно которому уровень трудового обучения в общеобразовательных учреждениях определен как предпрофессиональный [124, с. 10].
Допрофессиональная и начальная подготовка проводится на базе средних общеобразовательных школ, педучилищ, техникумов, вузов, в учреждениях дополнительного образования.