Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Особенности формирования детской музыкальной аудитории
1. Особенности детской музыкальной культуры 13
2. Музыкальная культура личности. Возрастные периоды, обуславливающие специфические черты ее формирования 39
3. Музыкальная дидактика и пропаганда в детской и юношеской аудитории. Принципы и методы 58
Цели музыкальной пропаганды 58
Глава II. Роль современного музыкального воспитания в формировании молодежной аудитории
1. Формирование духовных потребностей детской и молодежной музыкальной аудитории 79
2. Музыкальные молодежные клубы и их роль в формировании художественного вкуса 101
Глава III. Пути оптимизации развития художественного вкуса и духовного потенциала детской и молодежной аудитории в области музыкальной культуры
1. Прогрессивные тенденции современной музыкальной педагогики. Создание образовательных программ и новых форм обучения в системе дополнительного образования, направленных на развитие музыкально-эстетических потребностей и творчески-созидающего потенциала учащихся 124
2. Фестивали музыки для детей и юношества (1991-2000 гг.) как новая форма комплексного развития детской и молодежной музыкальной аудитории 14 4
Заключение 176
Библиогафия 181
- Особенности детской музыкальной культуры
- Формирование духовных потребностей детской и молодежной музыкальной аудитории
- Прогрессивные тенденции современной музыкальной педагогики. Создание образовательных программ и новых форм обучения в системе дополнительного образования, направленных на развитие музыкально-эстетических потребностей и творчески-созидающего потенциала учащихся
Введение к работе
Актуальность исследования. Преодоление существующие ныне острых противоречий в духовной жизни страны, возникших на переломе ее истории, требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых различных форм в личностном развития народа. Одним из сильнейших факторов этого ряда, несомненно, является искусство.
Однако, хотя пока нет оснований говорить о снижении интереса населения к искусству, происходит очевидное падение в стране уровня художественного вкуса. Даже в тех случаях, когда расширяются масштабы общения людей с искусством, эти контакты часто оказываются более поверхностными, чем раньше. Ослабевает тем самым развивающая роль искусства и усиливается развлекательно-релаксационная. Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше на него влияет.
Отмеченные негативные тенденции в значительной мере являются следствием снижения роли государства в художественной жизни общества. Сегодня в сфере культуры государство распространяет свое влияние лишь на подведомственные ему учреждения и организации.
В создавшейся социокультурной ситуации творческую и руководящую инициативу вынуждены брать на себя общественные структуры, обладающие мощным творческим потенциалом. Это творческие союзы и крупные концертные объединения, расположенные в крупных культурных центрах России. Они аккумулируют вокруг себя музыкальную общественность и слушательскую аудиторию. Не обладая финансовыми средствами, эти организации вынуждены создавать разнообразные благотворительные фонды, обращаясь к государственной исполнительной власти.
В последние годы вырисовываются новые формы сотрудничества между институтами музыкального образования и государственными, общественными, частными организациями, распределяющими признание в обществе определенных, конкретных произведений, осуществляющими отбор, хранение и трансляцию музыкальной продукции, формирующими как творцов, способных к производству "общественно значи-
4 мых" художественных ценностей, так и потребителей искусстве,
В силу того, что всеобъемлющее воздействие правительства и властвующей государственной элиты на культурную политику, свойственное тоталитарному обществу в СССР, в настоящий момент утратило свою силу, а строительство демократических отношений между государством и отдельными учреждениями образования, культуры и искусства находится на начальном этапе, развитие музыкальной культуры утратило былую централизованную направленность. Многие музыкальные учреждения системы образования и культуры, концертные организации, театры, творческие союзы и т.п., лишившись всесторонней материальной и идеологической опеки государства, вынуждены искать иные пути своего дальнейшего существования. Успех их работы все более зависит от творческой и коммерческой инициативы руководства "нижнего звена", их способности перейти от командно-административного к иным, демократическим формам и методам управления.
Десятилетиями сложившаяся унифицированная система воспитания и обучения в сфере музыкальной культуры распалась на отдельные составляющие.
Преодолению негативных центробежных тенденций и поиску теоретического обоснования формирования различных аспектов культурной политики (в том числе и в музыке) посвящены работы отечественных ученых в области эстетики и музыкознания (М.Г.Арановский, Н.Г.Ветлугина, М.С.Каган, С.М.Махлина, В.М.Ме- душевский, М.К.Михайлов, Е.В.Назайкинский, Л-А.Рапацкая, и др.), социологии и культурологии (М.А.Ариарский, С.Н.Иконни кова, Т.Г.Киселева, Ю.Д-Красильникова, В.Г.Лисовский, Э.В.Соко лов, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), психологии и педагогики (Е.П.Варламова, А.Л.Гройсман, А.А.Деркач, Е.З.Кремер, Н.В.Кузьмина, В.И.Петрушин, А.С.Ражников, Д.М.Склизкова, С.Ю-Степанов, А.С.Сухорукова, Е.А.Яблокова и др.).
В свою очередь, Министерство Культуры РФ, комитеты по культуре
5 городских и областных администраций, учебные учреждения начального, среднего и высшего музыкального образования, творческие союзні, концертные организации прилагают конкретные усилия в поиске новкх форм комплексного формирования детской и молодежной слушательской аудитории. С одной стороны - это создание благотворительных фондов, с другой - регулярное проведение на постоянной основе фестивалей, смотров-конкурсов, конгрессов с одновременным привлечением широкого круга композиторов, исполнителей, педагогов, ученых, концертных и театральных коллективов и участников-конкурсантов, состоящих из учащихся разных возрастных категорий, многочисленной музыкальной аудитории. Несмотря на эти положительные факторы, уменьшение интереса к деятельности концертных и театральных учреждений у детей и молодежи, наблюдавшееся с начала 80-х годов, остается и по сей день- Более того, благодаря нынешней репертуарной политике СМИ, основанной на продукции массовой культуры, отсутствию должного финансирования и пропаганды со стороны государства классической и современной музыки, число юных слушателей неуклонно падает.
Цель настоящей работы - исследовать пути оптимизации процесса формирования детской и молодежной слушательской аудитории, являющейся в конечном итоге определяющим звеном будущего отечественной музыкальной культуры.
Для решения данной цели определены следующие задачи:
Исследовать объективно сложившиеся социальные перемены, влияюцие на развитие музыкальной культуры последних двух десятилетий.
Изучить состояние и проблемы в сфере художественной и музыкальной детской культуры в современном музыкальном воспитании, образовании и просвещении.
Определить степень отражения молодежной музыкальной культуры в новых формах социально-досуговой деятельности, проанализировать их многогранную связь с воспитательным процессом подрастающего поколения.
6 растающего поколения.
Выявить особенности формирования детской и молодежной музыкальной аудитории в постсоветской России.
Наметить пути оптимизации развития духовной культуры и такого его компонента, как художественный вкус у детей и молодежи в системе современного образования. Проанализировать и показать новые формы комплексного развития детской и молодежной аудитории на примерах фестивалей музыки для детей и юношества (1992-2000).
Разработать организационные принципы деятельности государственных учреждений культуры и музыкальных общественных организаций по формированию детской и молодежной музыкальной аудитории.
Объектом исследования явилась система музыкального воспитания и образования детей и молодежи.
Предметом исследования - социально-педагогический процесс формирования детской и молодежной аудитории.
В основу исследования положена :гипотеза, вытекающая из предположения о том, что на современном этапе, когда развитие музыкальной культуры в постсоветской России утратило централизованную направленность, взаимодействие государственных учреждений, общественных организаций, творческих объединений, общеобразовательных и специальных учебных заведений качественно изменилось. Многие функции государственных учреждений постепенно переходят к общественным организациям, фондам, творческим союзам и образовательным учреждениям. В некоторых случаях учреждениями, организаторами и устроителями детских и юношеских фестивалей, смотров, конкурсов, концертных и театрально-зрелищных программ (в том числе и долгосрочных) становятся не Министерства и ведомства, а отдельные субъекты нижнего звена системы культуры и образования, а порой и физические
7 лица. Изменяются формы финансирования перечисленных мероприятий. Функциональное перераспределение порождает новые типы сотрудничества между государственными и негосударственными социальными субъектами, новые формы проведения культурных мероприятий и программ. Выявление, описание и анализ их особенностей, выделение положительных и отрицательных моментов на примере конкретных акций в сфере музыкально-просветительской деятельности способствуют лучшему пониманию специфики формирования детской и юношеской аудитории.
База исследования: автором проведен анализ Международных фестивалей музыки для детей и юношества в Санкт-Петербурге (1992-2000 гг.), Международных фестивалей «Виртуозы 2000 года» (1993-2000), Филармонических абонементов (1997-2000), а также фестивалей, организованных при участии Санкт-петербургского отделения «Ассоциации педагогов фортепиано» совместно с музыкальным училищем им. Н.А.Римского-Корсакова и Комитетом по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга (Болгария, 1996-1998; Израиль, 1998; Голландия, 1997-1998, 2000).
Методологтическую основу исследования составили: работы по проблемам современной педагогики (Ш.А.Амонашви-ли, Г.Н.Боголюбов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др.); современные работы в области культурологии (Е.Я.Александрова, А.И.Арнольдов, И.М.Быховская, Г.М.Биржешок, Г.Г.Волощенко, Т.М.Дридзе, А.С.Кармин, Т.Г.Киселева, Л.К.Круглова, А.П.Марков, Э.А.Орлова, Б.А.Титов и др.); работы в области общей и музыкальной психологии (М.Г.Ара-новский, Д.Б.Богоявленская, В.К.Вилинас, Л.С.Выготский, П.А.Гальперин, А.Л.Гройсман, А.В.Зосимовский, К.Изард, В.Г.Касимов, В.в.Медушевский, Е.В.Назайкинский, В.Т.Назарова, В.И.Петрушин, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов); теория социокультурной стратификации, в которой рассмотрение
8 феномена искусства не сводится только к его специфическим свойствам, но осуществляется в рамках более широкого социального контекста (Р.Мергон, П.Коэн, В.В.Головин, исследования Отдела Социологии художественной жизни Государственного института искусствознания и др.);
5) работы в области акмеологии (Н.Г.Алексеев, П.Я.Гальперин, А.А.Дергач, Н.В.Кузьмина, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, Н.Ф.Талызина, Г.П.Щедровицкий, и др.).
Методы исследования, В работе над диссертацией были использованы методы теоретического анализа и синтеза научных разработок в области музыкальной педагогики и психологии, эстетики, культурологии и социологии, а также систематизация документальных источников (фести- вали, смотры, конкурсы, конгрессы и т.п.), отражавших нынешнее состояние детской и молодежной музыкальной аудитории и опросы организаторов и участников фестивалей, программки и аннотации к различным концертам.
Методика исследования включала несколько этапов, На первом * этапе рассматривалась история и теория вопроса, исследовались ос новные проблемы формирования музыкальной и художественной аудито рии подрастающего поколения, специфика детской и молодежной худо жественной и музыкальной культуры, их возрастные периоды.
Б результате теоретико-аналитического исследования было определено современное понимание детской и молодежной музыкальной культуры, основные принципы формирования детской и молодежной ау дитории в системе школьного образования, в сфере специального му зыкального образования, в досуговой деятельности, клубной работе и т.д.
На втором этапе анализировались взаимоотношения государственных институтов культуры и искусства с учреждениями музыкального образования, воспитания, пропаганды, культурно-досуговой деятельности, общественными и концертными организациями, новые пути их
9 сотрудничества в области формирования детской и молодежной &удито-рии. При анализе были выявлены устаревшие и новаторские методы в их совместной работе. На втором этапе также были проанализированы современные концепции в области педагогики и психологии, отражающие взаимоотношения учащихся и педагогов, школы и семьи, отношения детей и молодежи к искусству в целом и к музыке в частности. Третий этап, формирующий, позволил в ходе конкретного анализа новейших достижений современной педагогики и психологии, социологии и культурологии - с одной стороны, и - с другой стороны - новых форм деятельности различных учреждений в области формирования детской и молодежной аудитории выявить дальнейшие пути оптимизации исследуемого процесса- На завершающем этапе исследования был систематизирован и обобщен материал, разработаны практические предложения комплексного решения вопроса формирования детской и молодежной аудитории, определены практические рекомендации по активизации деятельности государственных и общественных структур в сфере музыкального воспитания и образования.
Научная новизна работы определяется:
1) выявлением и описанием особенностей и специфики детской и молодежной аудитории на современном этапе России, дана характе ристика и динамика развития музыкальной культуры у детей и под ростков;
2) определением уровня влияния музыкальной и художественной культуры, приобретенной в детстве, на структуру личности взрос ло гс- ЗІ обоснованием традиционных и нетрадиционных методов музы кального воспитания и образования, систематизацией способов взаимодействия педагога и школьника, определением наиболее эф фективных форм приобщения к культурным ценностям детей и подро стков, построением творческой модели педагогической деятельно-
10 сти; выводом о том, что в современной России взаимодействие государственных и общественных структур в области музыкального воспитания и образования возможно только на демократических, добровольных и творческих началах. При этом функции каждой структуры могут быть подвижными; обоснованием того, что формирование музыкальной аудитории в современном обществе может происходить при комплексном решении финансовых, организационных и творческих вопросов без диктата с какой-либо стороны, на основе договорных отношений с обязательным участием крупнейших представителей гуманитарных наук, педа-готов и воспитателей, композиторов и исполнителей, профессионального аппарата управления;
6) обобщением передового опыта лучших детских и юношеских фестивалей последних лет; в работе впервые систематизированы достижения и недостатки в их проведении, указаны пути оптимиза- * ции дальнейшей работы с детской аудиторией, доказано, что опти мизация деятельности государственных учреждений культуры и музы кальных общественных организаций в формировании аудитории заклю чается в перераспределении функций: организующую функцию и твор ческую инициативу в осуществлении репертуарной политики, прове дения музыкально-просветительских акций берут на себя творческие организации, а регулирующую функцию - государственные институты исполнительной власти;
На защиту выносятся:
1) Пути оптимизации развития художественного вкуса и духовного потенциала детской и молодежной аудитории в области музыкальной культуры. - Комплексный характер формирования детской и молодежной музыкальной аудитории в современной России, так как при отсутствии федеральной стратегии в области музыкального искусства (формирования единой, устойчивой аудитории возможно лишь при условии тесного взаимодействия государственных структур с общественными организациями, творческими союзами, благотворительными фондами, частными лицами и коммерческими организациями.
Взаимодействие различных структур происходит на демократической основе, где функции каждой стороны определены договорными отношениями.
Детская и молодежная музыкальная аудитория может представлять собой устойчивую социокультурную группу в контексте национальной музыкальной культуры только при наличии государственной культурной политики или ее элементов в виде долгосрочных культурно-образовательных программ.
2) Разработаны организационные принципы деятельности общест венных организаций, различных фондов и творческих союзов совме стно с государственными структурами по формированию детской и молодежной музыкальной аудитории.
Возрастание значимости общественных организаций, фондов, творческих союзов при поддержке государственных учреждений в области музыкального воспитания и образования.
Взаимодействие государственных структур, общественных организаций, творческих объединений и образовательных учреждений на добровольной основе.
Зависимость финансирования от статутса мероприятия: а) из бюджетных средств; б) благотворительными фондами; в) предприятиями негосударственных форм собственности и ча стными лицами.
3) Особенности формирования детской и юношеской музыкальной аудитории в постсоветской России. - Применение инновационных методик в системе музыкального образования и воспитания.
Изменение структуры дополнительного музыкального образования.
Создание новых форм приобщения к музыкальной культуре: а) музыкальных клубов при творческих союзах и концертных ор ганизациях; б) музыкально-гуманитарных лицеев; в) фестивалей и конкурсов организованных псредством деятель ности общественных организаций, творческих союзов и фондов со вместно с государственными, частными и коммерческими структура ми.
Апробация выводов исследования. Методика и выводы исследования были апробированы диссертантом на международных детских и молодежных фестивалях («Виртуозы 2 000 года», «Международный детский фестиваль», фестивали в Болгарии 1996-1998 гг., Голландии 1997, 1998, 2 000 гг., Израиле 1998), Всероссийских конференциях. Материалы исследования обсуждались на кафедрах социально-культурной деятельности, теории и истории музыки СПбГУКИ, а также использовались в практической работе на кафедре фортепиано СПбГУКИ.
Практическая значимость определяется возможностью оптимизировать педагогические принципы в деятельности кружков, школ, вузов, в проведении фестивалей, смотров, конкурсов и т.п.
Диссертация состоит из Введения, 3-х глав, разделенных на параграфы, Библиографии и Приложения.
Особенности детской музыкальной культуры
Одним из наиболее значительных достижений современной педагогики и исторической психологии стал вывод о том, что привычные для современности жизненные этапы — такие как младенчество, детство, юность, зрелость и старость — не имеют универсального характера и присущи только немногим современным обществам. Так, европейскому средневековью практически ничего не было известно о детстве как о социологическом, психологическом и педагогическом явлении. Практика целенаправленного воспитания ребенка появляется только в конце эпохи Возрождения в узком кругу аристократии и гуманистов (1) .
06 этом же свидетельствует, в частности, известная работа психоисторика Л. Демоза (2), в которой он выделил шесть основных эпох отношения к детям. Он утверждает, что с древности и до IV в. н. э. Б мире господствовал инфантицид — узаконенное, а иногда и массовое насилие родителей над детьми. Дети с дефектами или просто «лишние рты» могли быть просто убиты своими родителями.
Отношение к ним «смягчилось» лишь в период с IV по XIII в., включавший средневековье, когда возник и стал доминировать «бросающий стиль» воспитания. Проблема избавления от «лишнего» ребенка решалась иначе: его отдавали кормилице, в монастырь, в другую семью. И только где-то с XIV по XVII в. ребенка стали окружать вниманием, при этом насильственно ломая его характер. А в XVIII в., в эпоху Просвещения, прежний стиль воспитания сменил новый — так называемый навязчивый стиль: господствующим стало стремление полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир ребенка. Затем, с XIX в. по первую половину XX в., наступило время «социализирующего стиля» — не только лепки его картины мира, но и тренировки воли ребенка к реализации этой картины в самостоятельной жизни. Наконец, во второй полойине XX в., под влиянием борьбы за права человека, появился болей либеральный «помогающий стиль»: не прямое формирование картины мира ребенка, а лишь тактичная помощь ему в этом процессе путем предоставления нужных книг, обеспечения социальными контактами, необходимой информацией и т. п.
Первые же серьезные исследования показали, что дети — отнюдь не маленькие взрослые и что их фольклор качественно отличен от того, что есть у взрослых. Тесное знакомство с живой детской культурой настолько поразило исследователей, что они заговорили об открытии «племени детей» с особой культурой, не осознающей самое себя. Огромную роль в этих переменах сыграли труды известного американского этнографа М. Мид и других исследователей школы Ф. Боаса — выдающегося антрополога, этнографа и лингвиста. М. Мид пришла к выводу, что иное видение мира, иной опыт его постижения служит основой возникновения новых субкультур — субкультур подрастающих поколений (3). Стала развиваться новая наука— «этнография детства», рассматривавшая детей как своеобразный субэтнос в рамках различных этносов мира (4) .
Да и отечественные ученые стали все чаще утверждать, что «ребенок не всегда является простой миниатюрной копией со взрослого, что он во многих отношениях отличается от взрослого коренным образом, что он представляет совсем иное, особенное существо» (5) .
В дореволюционной России первым этнографом-собирателем, выделившим детский фольклор в особый раздел народного творчества, был П. В. Шейн. В советское время наибольший вклад в изучение детского фольклора сделали Г. С. Виноградов (б) и О. И. Капица (мать известного советского физика) (7, 8). В 1927 г. она организовала при Русском географическом обществе специальную комиссию по детскому фольклору, быту и языку, работавшую около десяти лет, В последние годы появились талантливые исследователи/ посвятившие себя изучению детской культуры, такие как, например, И. Осорина, которая провела несколько самостоятельных исследований этого феномена (9, 10) .
Современный взгляд на детскую культуру сформировался в основном в послевоенные годы, когда в разных странах возник «культ детства» и возрос интерес к детскому творчеству. Этот интерес породил новые методы сбора материала, близкие к этнографическим полевым исследованиям: включенное наблюдение с магнитофонной записью и фотокиносъемкой, интервьюирование и массовые опросы, методики кодировки игр, картографирование распространения фольклорных сюжетов и т. д.
За рубежом новый этап в изучении детской культуры был начат в 1959 г. работами английских ученых А. и П. Опи. Они опубликовали ставшую знаменитой книгу «Фольклор и язык школьников» (11). Анонимные опросы 10 тысяч школьников Англии позволили им создать уникальный свод современного детского фольклора и открыть для исследователей неизвестные прежде пласты детской традиции. В 19 69 г. вышла другая книга этих авторов «Детские игры на улице и игровой площадке»у в которой было описано 2 50 0 игр современных английских школьников (12).
Формирование духовных потребностей детской и молодежной музыкальной аудитории
На сегодняшний день сложившаяся в Российской Федерации система эстетического воспитания формируется школьными курсами литературы, музыки и изобразительного искусства. Актуальные проблем культуры и искусства, волнующие современное общество затрагиваются в них в малой степени, так как выше перечисленные дисциплины во многом ограничены рамками детского восприятия и не затрагивают сложные процессы музыкальной культуры, изобразительного искусства, архитектуры, театра и кино. Проводимые в начальных классах уроки музыки и изобразительного искусства далеки от требований культуры формирующегося информационного общества XXI века. Такое состояние художественного воспитания подрастающего поколения в целом привело к тому, что значительная часть подростков, юношей и девушек не имеет ясно выраженных интересов и потребностей общения с искусством. Исследования 3156 старшеклассников и учащихся профессиональных училищ Санкт-Петербурга, Самары/ Орла, Калининграда, Пскова и Новгорода показало, что лишь у 273-х (8,7%) был обнаружен интерес к театральному искусству и только у 84-х человек (2,6) были выработаны навыки восприятия музыкальной информации.
Получившая развитие в 80-90-е годы XX века система дополнительного образования сыграла свою роль в совершенствовании системы художественного воспитания. В то же время анализ первых результатов ее деятельности обнаружил "явные противоречия между современными требованиями к обеспечению завершенности воспитательного воздействия и ограниченным количеством учащихся, которые систематически и последовательно, а не эпизодически и случайно вовлекаются в педагогически целесооОразную эстетическую деятельность, дополняющую учебный процесс и способствующую) преобразованию знаний в нравственно-эстетическое убеждение, Нормы и принципы поведения. Свободное времяпрепровождение подростков в основе своей отрицает случайный, не связанный с учебным процессом и не детерминированный им выбор видом и форм духовной деятельности. ...Школьники старших классов и учащиеся профессиональных училищ... бывают на эстрадных концертах в среднем 1-2 раза в год, на вечерах в клубных учреждениях - до 9-10 раз, в музеях - 2-3 раза. Филармонию посещают единицы" (2) . Наиболее полно задача удовлетворения духовных потребностей у молодежи реализуется в сфере досуга. В практике культурно - досуговой деятельности у молодого поколения существует противоречие - ставится задача удовлетворения потребностей, а потребности не удовлетворяются, вместо этого появляются признаки низкого вкуса и духовной деградации. Все чаще на практике встречаются случаи "потакания" любым потребностям, гонка за публикой, примитивные формы, наполненные сомнительным содержанием. Этот процесс во многом стимулируют анархичные, не сложившиеся по сей день рыночные отношения между учреждениями досуговой деятельности и шоу-бизнесом. "Изучение потребностей показало, что "стремление" к удовлетворению потребностей любым путем на самом деле не удовлетворяет их; порой интерес к досуговым мероприятиям не увеличивается, а падает, все труднее изыскать что-либо, что могло бы вдохновить искушенную аудиторию. Такого рода формотворчество ярко наблюдалось в конце 80-х годов, когда работники культуры изо всех сил стремились привлечь население в клубы, а оно с такими же усилиями сопротивлялось, не находя себе удовлетворения" (1).
Прогрессивные тенденции современной музыкальной педагогики. Создание образовательных программ и новых форм обучения в системе дополнительного образования, направленных на развитие музыкально-эстетических потребностей и творчески-созидающего потенциала учащихся
Культурологические задачи современной музыкальной педагогики состоят в том, чтобы вовлечь учащихся в мир музыкальной культуры, создать благоприятную культурную среду, удовлетворить и ио-следовательно сформировать и развить духовно-эвристические и художественно-творческие потенции подрастающего поколения. Они используют веками наработанные методы хоминизации, социализации, инкультурации и стимулирования индивидуального развития личности. Интегрируя в себе широкий комплекс задач научного обеспечения процесса обучения и воспитания человека/ связанный с формированием культуры обучаемого, музыкальная педагогика опирается на достижения современной теоретической, исторической и прикладной культурологии (1) . Обучение дошкольников и школьников музыкальному искусству должно строиться на принятых в педагогике принципах дидактики, имеющих прежде всего культурологическую направленность, включающую начальное музыкальное обучение в детских садах и учреждениях начального образования, раскрывающую основы теории и истории музыкальной культуры в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
"В духовной жизни современного общества все большую роль играет система дополнительного образования, позволяющая не только углублять и расширять художественные познания разных групп населения, но и включать их в разнообразные формы социально-культурного творчества, способствующие преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы, принципы и навыки социально-культурной деятельности" (2).
В сфере дополнительного музыкального образования сегодня широко реализуются принципы музыкальной педагогики В. Асафьева, Л.Еаренбойма, Д.Кабалевского, Б.Яворского, основанные на многовековой практике пропаганды музыкальной культуры в России (имеются в виду традиции православной церкви, вовлекавшей людей в мир музыки с помощью хорового пения, активное участие крепостных крестьян и их детей в театрально-музыкальных постановках XVIII-XIX веков, нетрадиционные методы приобщения широких слоев населения к музыкальной классике, которые использовали члены "могучей кучки", благотворительные концерты Ф.Шаляпина, Л.Собинова и др.) .
Современная система музыкального воспитания должна обеспечить преобразование явлений и процессов музыкальной культуры из "вещей в себе" в "вещи для нас", сделать доступными разнообразные музыкальные жанры для всех возрастных групп обучаемых, дать возможность наиболее полно реализовать их нравственно-эстетический потенциал.
В последние годы ведется интенсивная работа по созданию общеобразовательных программ в учебных заведениях, подведомственных Комитету по культуре Администрации Санкт-Петербурга, которые направлены на поиск новых форм соединения общеобразовательных и музыкальных дисциплин в объеме полного среднего музыкального образования (Охтинский центра Гуманитарного эстетического воспитания, Лицей искусств "Санкт-Петербург" Красносельского района, Музыкальных лицей Комитета по культуре). Общая идея для вышеперечисленных образовательных учреждений - возрождение лицейского образования, имеющего в России давние традиции. Целью этик программ наряду с профессиональной музыкальной подготовкой учащихся является развитие интеллектуальных, творческих способностей и общей культуры у всех лицеистов.
Перечислим основные задачи общеобразовательных программ:
- создание условий для удовлетворения потребности учащихся в качественной профессиональной музыкальной подготовке на всех ступенях обучения;
- достижение лицеистами повышенного уровня образованности в различных областях музыкального и художественного творчества;
- освоение лицеистами в полном объеме различных общеобразовательных предметных программ, составляющих образовательную основу общекультурного воспитания личности.
- формирование методологической компетентности, как основы
развития творческого потенциала учащихся лицея.