Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Прилуцкая Екатерина Николаевна

Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву
<
Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прилуцкая Екатерина Николаевна. Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Прилуцкая Екатерина Николаевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. - Санкт-Петербург, 2008. - 222 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/407

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Историко-культурологический аспект исследования росписи по дереву Северной Двины и Мезени в обосновании методики занятий со студентами 11

1.1. Художественная роспись по дереву как вид творческой деятельности 11

1.2. История развития и стилистические особенности росписей по дереву Северной Двины и Мезени 18

1.3. Семантические основы образов в росписи по дереву Архангельской области 46

ГЛАВА 2. Теоретические основы активизации творчества в процессе обучения студентов росписи по дереву 68

2.1. Психологические особенности творчества студентов 68

2.2. Психолого-педагогические принципы активизации творчества студентов 80

2.3. Формы и методы активизации творческой деятельности, разработанные в психологии и педагогике 94

ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование развития творческой активности студентов факультета технологии и предпринимательства Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова на основе комплекса методов её активизации 123

3.1. Постановка эксперимента: цели, задачи, выбор групп, характеристика участников 123

3.2. Педагогические условия проведения эксперимента. Разработка и применение методов активизации творчества 127

3.3. Методы контроля и анализа результатов эксперимента. Основные выводы 131

Заключение 148

Список литературы 153

Приложения 170

Введение к работе

Актуальность исследования. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовною жизни общества,. наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории; Огромный по-тенциал, заложенный в народных ремеслах для-творческого развития подрастающего поколения, привел к широкому их использованию в современном! образовании. Учет экономической, социально-культурной структуры северного региона, его традиций позволил обогатить учебно-воспитательный процесс во всех типах учебных заведений. В связи с этим возросла потребность в; творческих личностях, носителях национальных традиций художественной культуры, способных передать опыт последующим поколениям.

Вїпроцессе исследовательской!работы нас интересовала проблема развития творческой активности студентов педагогических вузов нехудожественных специальностей при освоении мастерства, художественной росписи* по дереву. Обычно времени на освоение художественных дисциплин выделят ется по учебным планам мало, поэтому возникает необходимость в разработке кратких высокоэффективных учебных курсов.

Учитывая, что методические рекомендации, по изучению северных ви- . дов росписи рассчитаны на.обучение детей, разработка.содержания, форм- и. методов преподавания данной дисциплины, способствующих активизации творческой деятельности студентов - будущих учителей технологии, начальных классов и педагогов дополнительного образования, приобретает в настоящее время особуюактуальность.

Для успешного решения^ данной; проблемы необходима методика^ содержание которой строилось бы с учетом профессионально-педагогической и творческой направленности обучения. В соответствии с этим преподавание росписи по дереву должно не только опираться на научные основы педагогики и психологии, но и учитывать развитие традиций в искусстве росписи по

4 дереву. Поэтому решению проблемы развития творческой активности студентов способствовали изучение и анализ научных материалов педагогики, психологии и искусствознания.

Состояние и степень изученности проблемы. Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы ученых, посвященные общим проблемам образования (Ю.К.Бабанский, М.Н.Скаткин, П.И.Пидкасистый и др.). В области психологии художественного творчества методологической базой служили труды таких авторов, как Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.И.Игнатьев, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, Б.В.Ломов, А.И.Лук, В.А.Моляко, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев, В.С.Ротенберг, С.Л.Рубинштейн и др.

По проблемам развития способностей и творческой активности личности мы обращались к научным трудам А.М.Матюшкина, В.А.Петровского; А.В .Хуторского, Г.И.Щукиной и др. В вопросе освоения студентами росписи по дереву мы опирались на деятельностный подход, отраженный в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Д.Смирнова, и др: Теоретическим положениям методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству посвящены труды В.С.Кузина, Л.Д.Рондели, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, и

др.

Художественная и прикладная ценность различных видов декоративно-прикладного искусства, его эстетические и исторические основы раскрыты в трудах А.В.Бакушинского, В.М.Василенко, В.С.Воронова, М.С.Кагана, А.С.Канцедикаса, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, С.Б.Рождественской, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова, А.К.Чекалова и др.

Особый интерес представляют труды Ю.А.Арбата, В.М.Василенко, В.С.Воронова, С.И.Дмитриевой, С.К.Жегаловой, О.В.Кругловой, А.М.Миловского, С.К.Просвиркиной, Н.В.Тарановской, В.А.Шелега, посвященные вопросам возникновения и развития народных росписей по дереву

5 Русского Севера, их стилистическим и технологическим особенностям и художественно-образному содержанию.

Л.Ф.Тимофеевой разработана программа творческой мастерской «Народные росписи Русского Севера». На базе программы Т.Я.П1пикаловой «Художественная роспись по дереву на основе традиций Русского Севера» учителями практиками Л.А.Изместьевой, Н.С.Козловой, Т.Е.Лавровой, Л.В.Пандиной, Л.А.Пузенковой'разработаны методические рекомендации по различным видам росписей северного региона.

Большое значение для нашего исследования имели диссертационные работы В.С.Бадаева, Ю.Н.Калугиной, Л.Н.Пальминой, А.С.Хворостова, Т.Я.Шпикаловой, посвященные психолого-педагогическим аспектам формирования творческих способностей и методам преподавания различных видов декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования: процесс обучения студентов педагогических вузов художественной росписи по дереву.

Предмет исследования: методы активизации творческой деятельности в процессе обучения студентов педагогических вузов нехудожественных специальностей росписи по дереву.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы обучения росписи по дереву студентов педагогических вузов нехудожественных специальностей, направленные на активизацию их творческой деятельности.

Гипотеза исследования: развитие художественно-творческой активности студентов на занятиях росписью по дереву будет эффективным, если

теория и практика- обучения будут основаны на историко-культурологическом подходе, позволяющем рассматривать различные явления в народном искусстве в их целостности и историческом развитии;

будет реализован художественно-эстетический подход, направленный на выявление специфики художественно-образной системы народного искусства;

содержание учебных занятий будет опираться на межпредметные связи с дисциплинами художественного и педагогического цикла;

в обучении будут применяться эффективные методы и средства, способствующие творческому подходу к выполнению заданий: привлечение студентов к исследовательской, поисковой работе, решение проблемных ситуаций.

Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать литературу и историко-художественные материалы, связанные с северной росписью по дереву;

  2. рассмотреть психолого-педагогические основы творческой деятельности применительно к росписи по дереву;

  3. выявить, теоретически и экспериментально* обосновать психолого-педагогические условия эффективного использования занятий росписью по дереву в развитии художественно-творческой активности студентов;

  4. определить формы и методы-обучения студентов росписи по дереву, способствующие активизации творчества;

  5. разработать учебную программу «Художественная роспись по дереву» (на материале росписей по дереву Северной Двины и Мезени), направленную на развитие творчества студентов;

  6. разработать критерии оценки творческой активности! студентов и-методику определения уровней её сформированности;

  7. оценить эффективность разработанной методики обучения студентов росписи по дереву.

Методология исследования представляет собой совокупность методов, способствующих получению наиболее обоснованных результатов.

7 Основными методами исследования явились:

1. Теоретические методы:

изучение, анализ и обобщение научных, методических, исторических, искусствоведческих, диссертационных, монографических трудов и периодических изданий по проблеме исследования;

изучение и анализ' учебных программ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.

2. Эмпирические методы:

наблюдение за аудиторной и самостоятельной работой студентов;

опрос, тестирование, анкетирование студентов;

беседа со студентами, учителями, руководителями творческих коллективов, мастерами производственного обучения профессиональных учебных заведений;

педагогический эксперимент.

3. Диагностические методы:

изучение продуктов художественной деятельности студентов;

статистический анализ полученных результатов.
Организация и этапы исследования._Опытно-экспериментальной ба
зой исследования стал факультет технологии и предпринимательства Помор
ского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Исследование
проводилось в три этапа с 2000 по 2007 гг.

На первом этапе (2000-2002 гг.) изучалась искусствоведческая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, анализировались программы обучения народным промыслам. Особое внимание уделялось истории развития народных росписей по дереву Русского Севера.

На втором этапе (2003-2005 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходных позиций исследования и его пробле-

матики: анализировалось состояние развития творческой активности студен-

8 тов ФТиП при обучении росписи по дереву. Разрабатывалась методическая и материальная база обеспечения учебного процесса. Составлялись учебные задания и упражнения. Анализировался интерес студентов относительно различных видов народных росписей.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) в ходе обучающего эксперимента проведена проверка содержания, форм и методов организации, обучения северным росписям по дереву с целью активизации творчества студентов ФТиП. Анализировались и обобщались результаты эксперимента, разрабатывались практические рекомендации по обучению.студентов, оформлялись результаты работы.

Научная новизна исследования:

впервые дана содержательная характеристика понятия «познавательно-творческая деятельность» в контексте обучения студентов художественнойросписи поддереву;

выявлены объективные и субъективные факторы, влияющие на-познавательно-творческую активность студентов педагогических вузов при овладении росписью по дереву;

подтверждено, что историко-культурологический и художественно-эстетический подходы к изучению росписи позволяет повысить эффективность обучения;

разработан целостный ряд проблемных заданий и упражнений, направленных на активизацию творческой деятельности;

- предложен комплекс критериев оценки уровня развития познавательно-творческой деятельности студентов педагогических вузов при обучении их росписи по дереву.

На защиту выносится:

1. Характеристика художественно-творческой активности, которая понимается как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной деятельности и включающее эмоционально-

9 ценностное отношение к явлениям народного искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие: и? выполнение произведений декоративно-прикладного искусства, практические умения и навыки исполнительской деятельности., 2; Научное обоснование педагогических условий развития художественно-творческой активности студентов на занятиях народной; росписью.

  1. Модель активизации творческой;деятельности, которая включает в себя следующие взаимосвязанные', компоненты: содержание, средства, формы, методы и результат обучения.

  2. Система заданий и упражнений, направленных на активизацию^ творческой деятельности В;процессе изучения студентами северных росписей по дереву;

5;. Комплекс критериев оценки* уровня* развития познавательно-творческой деятельности студентов1 педагогических вузов при, обучении их росписи по дереву.

Теоретическая; значимость исследования состоит в том, что научно обоснована эффективность народной росписи по дереву как деятельности, способствующейразвитию творческой активности студентов; внесен вклад в разработку научно-методических основ преподавания декоративно-прикладного искусства в системе вузовского образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа обучения студентов северной росписи по дереву используется в практике подготовки учителей технологии в Поморском государственном университете им М:В:Ломоносоваі Результаты исследования; кроме того, могут быть внедрены в практику подготовки учителей начальных классов, а , также оказать практическую помощь работникам дополнительного образования в проведении занятий росписи по дереву.

Достоверность, исследования; обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведче-

10 ской литературы; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования, объективным анализом итогов выполнения учебных заданий и тестов с сопоставлением исходных и конечных результатов.

Апробация результатов исследования проводилась на факультете технологии и предпринимательства Поморского государственного универси-. тета им. М.В. Ломоносова г. Архангельска. Некоторые результаты исследования и рукопись обсуждались на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения выносились в качестве доклада на конференциях:

- региональной Северо-Западной научно-практической конференции
«Приобщение детей и юношества к истокам народной культуры как эффек
тивное средство их воспитания и адаптации в социальной среде» 4-6 апреля

2005 года (г.Архангельск);

областной научно-практической конференции «Инновации в технологическом образовании» 27 января 2007 года (г.Архангельск);

научно-практическом семинаре для педагогов дополнительного образования и учителей технологии общеобразовательных учреждений 11 января

2006 года (г. Архангельск);

- Российской научно-практической конференции «Болонский процесс и
сохранение^ традиций-в художественно-педагогическом образовании» 18-19
марта 2008 года (г. Санкт-Петербург).

По теме диссертации опубликовано 9 научных статей, одна из которых - в рецензируемом сборнике «Вестник Поморского университета» (г. Архангельск, 2007).

Художественная роспись по дереву как вид творческой деятельности

Проблема творчества в настоящее время является предметом активного внимания науки. Содержание теории художественного творчества формируется в различных областях знания: в философии, искусствоведении, психологии и педагогике, а также в сфере других научных дисциплин.

В психологии и педагогике понимание творчества и творческой, деятельности, в которой происходит развитие личности, представлено достаточно широко. Творчеством называется процесс создания человеком объективно или субъективно качественно нового продукта посредством специфических процедур (И.Я.Гальперин, И.Я.Лернер и др.). Творчество - это активный поиск еще неизвестного, углубляющий познания человека и дающий возможность по-новому воспринимать окружающий мир.

Тогда возникает вопрос, возможно ли творчество в традиционных видах народного искусства, например, в росписи по дереву? Всегда ли новое должно состоять из новых элементов и включать в себя только новые идеи? Существует и другой путь создавать новое: можно существенно усовершенствовать старое, так, что оно изменится до неузнаваемости, и это будет достойно называться творчеством [131]. Творчеством можно назвать и создание новых комбинаций на основе элементов прошлого опыта [105].

Народное искусство представляет особый тип художественного творчества, связанный с культурными пластами истории народа. Это позволяет характеризовать его как целостность, как особую форму исторического само-сознания. Созидательная сила народного искусства заключена в единстве его с природой и культурой, а произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Народный мастер в каждом поколении воспроизводит древние образы в новых связях, на новых уровнях национального сознания. Оно всегда сохраняет меру гармонии и закономерностей целостного видения мира. Это может происходить сознательно или подсознательно, поскольку народный мастер творит на основе готового известного материала, в образах, отлитых в веках, в технических приемах, отработанных поколениями. И чем меньше им утрачена связь с народным бытом, с религиозными верованиями и обрядами, со всей сферой духовной и трудовой жизни, тем ярче и богаче тогда его фан-тазия. Действует генетическая культурная память. Искусство народного промысла способно возрождаться даже тогда, когда по тем или иным причинам не осталось ни одного мастера, но сохранилась память средиг населения данного места. Потому и само по себе место бытования промысла — культурно ценно. Критерий ценности удерживает память Творческий потенциал коллектива всегда свободнее, больше, чем возможности отдельного мастера. [92].

Вот почему важно обучать студентов тем видам народного искусства, которые бытуют на территории их проживания. Это способствует духовному., обогащению студента, синтезирует знания, заложенные на уровне многовекового художественного опыта, выступающего как средство сохранения нации [99].

Художественно-образный язык декоративного народного творчества основывается на традиционных формах изобразительной культуры, оригинальной манере письма, характерных решениях композиций орнаментов и сюжетов, а также, на возможности находить в круге одних и тех же бесконечно повторяющихся тем, сюжетов свои индивидуальные решения.

Природа художественного творчества не может быть понята без уяснения специфики народного искусства как особой формы познания и эстетической деятельности людей. Оно развивается по своим законам и принципам, которые необходимо учитывать при обучении студентов росписи по дереву.

Исследователи А.В.Бакушинский, В.Н.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова и др. отмечают характерные черты народного искусства:

- традиционность;

- коммуникативность;

- коллективный характер творчества;

- высокое совершенство языка;

- условность образа;

- красочность; - праздничность и торжественность;

- связь с окружающей жизнью;

- выраженность эмоционального настроя, радость впечатления;

- орнаментальность и декоративность формы;

- любовь к обилию и композиционной тесноте (боязнь пустоты и свободных от украшений площадей).

А.Б.Салтыков отметил следующие черты: множественность места, множественность перспективы, плоскостность, локальность цвета, отсутствие или.условность освещения, множественность времени, множественность действия [132]. Усвоение студентами этих особенностей позволяет быстрее понять традиционную основу северных росписей по дереву.

Северные росписи - это одно из направлений народного искусства, которое также подчиняется основным принципам декоративно-прикладного искусства.

Психологические особенности творчества студентов

Творческая деятельность человека весьма многообразна, однако ее развитие в условиях высшей школы сводится к двум основным направлениям — научному и художественному. Если для- научного творчества характерным является проведение анализа и синтеза информации на уровне обобщенных, абстрактных понятий, то для художественного творчества - оперирование конкретно-чувственными образами и представлениями. В художественном творчестве процесс поиска информации сводится к переоценке действительности путем выделения или усиления-наиболее ярких типичных сторон, путем придания целостному образу новых признаков, на основе образно-чувственных восприятий и представлений [10].

В отечественной психологии разработка проблем творчества помимо Н.Бердяева и Л.С.Выготского, связана с именами С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Я.А.Пономарёва, А.А.Мелик-Пашаева, Н.А.Дружинина, Д.Б.Богоявленской, А.Л.Гройсмана. В этих исследованиях отмечается инте-гративный характер творчества, в котором присутствует неразрывность эмоционального, интеллектуального и личностного начала.

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой как системе, В.А.Моляко выделяет несколько основных подсистем. Это — процесс творческой деятельности, ее продукт, личность творца, среда и условия, в которых она протекает. В- свою очередь ві каждой из названных подсистем можно выделить основные их составляющие. Так, например, процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как постановка задачи, формирование замысла, реализация замысла; личность творца характеризуется способностями, особенностями ума, темпераментом, возрастом, характером т.д.; среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и пр. [87, С. 6].

Понятие «творческая активность» в психологии и педагогике представлено неоднозначно. Ряд исследователей рассматривают творческую активность как интегральное качество личности субъекта, занимающегося-творческой деятельностью (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, И.Я.Лернер, А.А.Кирсанов, Я.А.Пономарёв и др.). Основными её показателями они считают доминирование эмоций радости, интерес к фантазированию, способность быть.самим собой, образное восприятие мира, способность воплощать свои замыслы в творчестве. Другие исследователи, анализируя природу творческой активности, обосновывают её как потребность личности в самовыражении и самореализации в творческой деятельности. (М.А.Даников, А.М.Матюшкин,. А.В.Петровский, М.Н:Скаткин, Г.И.Щукина).

Художественно-творческую активность можно понимать как интегральное качество личности, проявляющееся в продуктивной деятельности и включающее эмоционально-ценностное отношение к явлениям народного искусства, положительную мотивационную направленность на восприятие и выполнение произведений декоративно-прикладного искусства/практические умения и навыки-исполнительской деятельности. [40].

Художественно-творческая активность в изобразительной деятельности заключается в поиске нового, в проявлении самостоятельности в выборе замысла и его воплощении» в зрительных образах, в степени творческой переработки образов, оригинальности способов и результатов этой деятельности. Она предполагает проявление личностью эстетических чувств, вкусов, специфических для изобразительного искусства знаний, умений, навыков.

Развитие художественной активности при обучении студентов росписи по дереву зависит от наличия у них желания овладеть технологией росписи, стремления к самостоятельности, к достижению успеха в данном виде художественной деятельности. Формирование необходимой направленности у студентов в системе обучения росписи должно касаться и личностно значимых идеалов, убеждений, мировоззрения. Очень важно привести их в соответствие с эстетическими требованиями и идейно-нравственными нормами общества, его идеалами, ценностями и культурными традициями. Наличие у студентов упорядоченной и внутренне организованной системы эстетических воззрений, убеждений, охватывающих широкий круг вопросов в области искусства, истории и культуры свидетельствует о высоком уровне художественной активности [59].

Проявление творческой активности как устойчивой тенденции, качества личности связано с развитостью чувства меры и вкуса, в особенности, художественного.

Исходя из определения, данного К.К.Платоновым, активизация творчества — это приведение творчества как психического явления в активное состояние [109]. Активность, как личностное образование, выражает особое состояние учащегося и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств в деятельности).

Активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер. Как принадлежность деятеля, она влияет и на процесс целеполагания, и на осознание мотивации, способы деятельности [171].

Постановка эксперимента: цели, задачи, выбор групп, характеристика участников

Педагогический эксперимент, позволяющий исследовать методы и приемы активизации творческой деятельности студентов факультета технологии и предпринимательства (ФТиП) в процессе занятий художественной росписью по дереву, проводился на кафедре методики обучения технологии и дизайна Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова г. Архангельска и включал в себя несколько этапов.

Первый этап соответствовал подготовительной части опытно-экспериментальной работы. Шло изучение состояния художественно-технологического уровня подготовки студентов по основам декоративно-прикладного искусства, проводилось наблюдение за творческой деятельностью обучаемых, анализировался интерес, проявляемый студентами к отдельным видам северных росписей. На данном этапе велся отбор содержания занятий, проводились пробы в использовании различных методов и приемов обучения, определялся объем часов на выполнение заданий с учетом уровня подготовки студентов ФТиП, изучались исторические вопросы возникновения и развития росписей Архангельской области, собирался иллюстративный материал.

В ходе наблюдений за процессом обучения северной росписи, анализа учебных и творческих работ, беседы со студентами были выявлены основные недостатки профессионального образования:

слабые знания в области теории, истории и технологии росписи;

недостаточное развитие графических навыков и слабое владение техническими приемами росписи;

отсутствие навыков работы с иллюстративным материалом, фотографиями старинных изделий и музейным фондом;

неумение творчески переработать, интерпретировать традиционные элементы в собственное композиционное решение.

Второй этап заключался в организации обучения студентов экспериментальных групп в соответствии с новым программным содержанием, включением методов проблемного и эвристического обучения, комплекса заданий и упражнений, направленных на активизацию творческой деятельности. При этом регулярно осуществлялось наблюдение за выполнением учебных заданий, анкетирование, тестирование, оценка работ.

План проведения опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной методики обучения студентов ФТиП росписи по дереву предусматривал:

- определение контрольных и экспериментальных групп;

- изучение начального уровня подготовки студентов;

- разработку комплекса экспериментальных заданий по росписи;

- организацию и проведение лекционных и практических занятий;

- анализ результатов экспериментального обучения студентов ФТиП росписи по дереву.

Для оценки экспериментальной работы применялись следующие методы:

наблюдение за работой студентов на занятиях;

качественный анализ работ, выполненных студентами;

беседы со студентами;

тестирование;

анкетирование.

Всего экспериментом было охвачено 123 студента 3 курса ФТиП Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, обучавшихся в разные годы. Из них в качестве контрольных групп (КГ) считались 50 студентов 2005-2006 года обучения. В качестве экспериментальных (ЭГ) - 58 студентов 2006-2007 года обучения. Группы на факультете технологии и предпринимательства формируются по половому признаку и имеют свою специфику в обучении. При обучении юношей много времени по учебному плану выделяется на дисциплины специализации, где осваивается технология обработки древесины и металла. Девушки осваивают технологию швейного дела, рукоделие. Кроме того, доказано, что тендерные отличия отражаются в творческой деятельности, поэтому группы юношей и девушек рассматривались отдельно

Похожие диссертации на Активизация познавательно-творческой деятельности студентов на занятиях художественной росписью по дереву