Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Больдюсов Сергей Александрович

Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова
<
Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Больдюсов Сергей Александрович. Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 : Саратов, 2003 127 c. РГБ ОД, 61:04-22/207

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Периодизация творчества П.Л. Лаврова в контексте его взглядов на социальный прогресс 13

Раздел 2. Концептуализация проблем социального прогресса в трудах П.Л. Лаврова 42

Раздел 3. Традиции изучения социального прогресса в современной отечественной социологии 76

Заключение 106

Список используемой литературы 113

Введение к работе

Современное российское общество переживает период радикальных реформ. Их цель - создать гражданское общество и правовое государство. Сложные, противоречивые и болезненные процессы глобальных реформ затрагивают все без исключения стороны жизнедеятельности общества и требуют тщательного их осмысления.

Современные взгляды на процессы, происходившие в России XIX в., становятся несколько шире видения тенденций исторического развития страны, главенствующих в науке до недавнего времени. И это неизбежно придает рассматриваемым явлениям прошлого иную перспективу, иной масштаб, нетрадиционное содержание.

Нынешняя реформация в истории нашей страны не первая. Аналогичные проблемы стояли перед русским обществом и во второй половине XIX века. Именно в это время внутри народничества, идейной платформой которого было признание самобытности русского социально-экономического строя и возможности миновать в России стадию капиталистического развития как регрессивную, происходит зарождение субъективного (этико-психологического) направления российской социологии1. Представителями этого направления были П.А. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.А. Кареев.

Петр Лаврович Лавров, один из крупнейших представителей субъективной социологии, будучи ученым широкого плана, на протяжении всего своего творчества обращался к анализу социальных явлений и процессов, искал приемлемые пути их разрешения. На формирование его теории оказали значительное воздействие не только его революционно-демократические убеждения, но и идейно-политические концепции, и прежде

Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000. С. 31-

4 всего - утопический социализм представителем которого являлся современник П.Л. Лаврова Н.Г. Чернышевский.

Вклад П.Л. Лаврова в науку неоценим. Перечислим наиболее значимые результаты его научной деятельности:

разработал предмет, содержание и метод социологической науки;

внес значительный вклад в разработку вопроса о роли личности в истории;

раскрыл взаимосвязь социологии и истории;

разработал теорию прогресса человечества;

определил роль государства в жизни общества.

П.Л. Лаврова по праву можно считать одним из видных социологов XIX века. Но, на наш взгляд, разработанная им социологическая концепция по достоинству пока еще не оценена. Его идеи, по нашему убеждению, сегодня нуждаются в тщательном изучении. Для современного российского общества, когда солидарность, консолидация, взаимное доверие находятся в упадке, эти идеи значительны. У П.Л. Лаврова был особый подход к анализу социальных явлений. Научное наследие П.Л. Лаврова - наглядный пример слияния теории и практики, оно является важным звеном общего процесса развития науки, актуальность которого сохраняется и в наше время.

Степень научной разработанности проблемы

Научные исследования по истории российской дореволюционной социологии достаточно долго развивались односторонне. Особое внимание уделялось изучению марксистского течения и работам революционных демократов. Взгляды же таких представителей русской социальной мысли, как Н.А. Бердяев, М.М. Ковалевский, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, рассматривались только в контексте борьбы с легальным марксизмом.

В настоящее время довольно активно переиздаются работы классиков отечественной социологии, возрастает число исследований по истории отечественной социологии. Взгляды дореволюционных социологов, в том числе и П.Л. Лаврова, освещаются в работах «Антология русской классической социологии», «Социология в России», «Российская социологическая энциклопедия»1.

Научные идеи, теории, концепции П.Л. Лаврова рассматривались учеными в различные временные периоды под тем или иным углом зрения.

Современники П.Л. Лаврова - Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Н.Г.Чернышевский и многие другие - давали высокую оценку его творчества. В частности, Н.И. Кареев, отмечает что «П.Л. Лавров может быть назван первым русским социологом, основоположником у нас социологии, с полным правом сохранить это название в истории данной науки в России. Он был одним из первых, кто начал знакомить русских читателей с идеями Огюста Конта, родоначальника позитивизма и инициатора науки, которую последний и окрестил именем социологии».

Следует отметить, что после смерти П.Л. Лаврова и примерно до 1930 года выходит довольно много работ о его жизни и творчестве. В основном публикуют материалы, в которых приводятся биографические сведения и дается идеалистическая оценка его научных идей. Среди них сочинения

П.Витязева, А.А. Гизетти, Р. Иванова-Разумника, Л.Э. Шиенко и др. , а также работы, содержащие марксистскую оценку идей Лаврова - Ф. Энгельса,

Антология русской классической социологии. М., 1995; Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М, 1996; Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

Витязев П. П.Л. Лавров в эпоху 60-х годов и его статья «Постепенно». // Книга и революция. 1922 ., № 6(18), С. 9-16; Материалы для биографии П.Л. Лаврова. Под ред. П. Витязева. Вып. 1. Колос. СПб., 1921. С.89; Витязев П. П.Л. Лавров в 1870-1873 гг. Вступительная статья к письму П.Л. Лаврова. Неизданное письмо П.Л. Лавров к сыну. Былое. № 15. 1919. С. 63-88.; Витязев П. (Ф.И. Седенко). П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. Птгр., 1917. С. 16.; Л.Э. Шишко. Общественное движение в шестидесятых и в первой половине семидесятых годов. М., 1920. С. 62-69.; Гизетти А.А. Воззрения Лаврова на литературу и эстетику. // П.Л. Лавров «Этюды о западной литературе». Колос. Петр., 1923. С. 7 - 21; Иванов - Разумник Р. П.Л. Лавров, в «Истории русской общественной мусли». СПб., Вып. V. 1918. С. 35-49.

Г.В.Плеханова, Б.И. Горева, П. Сапожникова, Б. Козьмина, Л. Троцкого, В.Быстрянского и др.1

Исключения составляли лишь работы Н.С. Русанова «П.Л. Лавров», А.А. Гизетти «П.Л. Лавров и Вл. Соловьев», а также работы Н.И. Кареева «Теория личности П.Л. Лаврова» и «Лавров как социолог» , в которых исследователи остановились на каких-то определенных сторонах его творчества (проблеме личности, солидарности, истории мысли, культуре).

Историко-социологическая литература в нашей стране до конца 80-х годов XX века, как известно, находилась под воздействием официальной идеологии марксизма-ленинизма, и поэтому содержащаяся в ней критика научного наследия П.Л. Лаврова была не всегда объективной. Тем не менее, в советской исследовательской литературе (особенно в 50-80-е годы) были освещены некоторые аспекты научной и общественно - политической деятельности Лаврова, в том числе уделялось внимание и проблеме социального прогресса. Высказывания по этому поводу можно найти у Я.Эльсберга, А.И. Володина, И.С. Книжника-Ветрова, А.А. Галактионова,

Быстрянский В. Отец народничества о рабочей революции. // Комм.Интерн. № 4, 1919. С. 577-590; Быстрянский В. П.Л. Лавров и диктатура пролетариата. // Петроградскоая Правда. № 29. 1920; Горев Б.И. П.Л. Лавров. // Горев. От Томаса Мора до Ленина. Изд. Л.Д. Френкеля. М., 1922. С. 94 -100; Горев Б.И. П.Л. Лавров и утопический социализм. // Под Знаменем Марксизма. № 6-7. 1923, С. 121-131; Козьмин Б. Ткачев и Лавров. Столкновение двух течений русской революционной мысли 70-х годов. // Воинствующий материалист. Сб. 1. М., 1924. С. 291-337; Плеханов Г.В. Письмо к П.Л. Лаврову. // Сочинения Г.В. Плеханова. Т.1. СПб., 1920. С. 159-173; Сапожников П. Лавров и эс-эры. // Современник. М., 1922. С. 108-119; Троцкий Л. Парижская коммуна и Советская Россия. // Терроризм и коммунизм. СПб., 1920. С. 66-87; Энгельс Ф. О П.Л. Лаврове и П.Н. Ткачеве. // Под Знаменем Марксизма. № 5-6, 1922. С. 53-63.

2 Гизетти А.А. П.Л. Лавров и Вл. Соловьев. // П.Л. Лавров. Сборник статей. Пг., 1922; Кареев Н.И. Теория личности П.Л. Лаврова. СПб., 1907; Кареев Н.И. Лавров как социолог. // П.Л. Лавров. Пг., 1922; Русанов Н.С. П.Л. Лавров. // Былое. 1907. № 2.

7 В.В. Богатова, П.Ф. Никандрова, В.Г. Хороса, А.П. Казакова и др.

Однако методологический подход к анализу его творчества носил односторонний характер. Оно оценивалось в связи с политической программой народничества, которое рассматривалось как разновидность утопического социализма. Социологические воззрения трактовались в контексте присущего марксистам отрицательного отношения к позитивистской социологии. В качестве положительных аспектов народнической идеологии отмечались оппозиционность самодержавию, критика капитализма, демократические и гуманистические устремления. И вместе с тем его обвиняли в эклектизме, субъективном идеализме, мелкобуржуазной неустойчивости, связанной с позитивистскими основами его социологической концепции.

Творчество П.Л. Лаврова вошло в учебные курсы по истории отечественной социологии, однако специальных исследований социологического аспекта его работ появилось немного.

В последние десятилетия в связи с актуализацией проблем трансформации российского общества, где затрагиваются проблемы существования человека, решаются конкретные экзистенциональные, культурные, экономические, политические и коммуникационные задачи трансформирующейся России, наметились, на наш взгляд, тенденции более объективного подхода к творчеству П.Л. Лаврова. В связи с этим в научной литературе и публицистике последних лет особое внимание уделяется взглядам Лаврова на проблему личности, солидарности и достаточно высоко

Арефьева Г., Володин А. Лавров Петр Лаврович. // Философская энциклопедия. Т. 3. М., 1964; Богатое В. Философия П.Л. Лаврова. М., 1972; Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Философские и социологические учения революционного и либерального народничества. // История философии в СССР. Т.З. М, 1968; Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Идеологи русского народничества. Л., 1966; Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века. Л., 1969;Книжник-Ветров И.С, Окулов А.Ф. Вступительная статья. // Лавров П.Л. Философия и социология. Т.1. М., 1965; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. Сб. документов и материалов. Т. 2. 1876 - 1882. М.;Л., 1965; Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978; Эльсберг Я. Лавров - предшественник социал-демократии и марксизма? // Вопросы литературы. 1961. № 2.

8 оцениваются исследователями И.А. Голосенко, З.Т. Голенковой, Е.И. Кукушкиной, А.Н. Медушевским, С.С. Новиковой.1

Следует отметить, что все вышеназванные авторы не ставят себе цель специально исследовать теорию социального прогресса П.Л. Лаврова.

Значительных работ, посвященных творчеству П.Л. Лаврова, особенно
его взглядам на прогресс, пока еще очень мало. Исключение, на наш взгляд,
составляют монография А.П. Казакова «Теория прогресса в русской
социологии XIX века» (1969г.), где автор изучает воззрения на прогресс трех
отечественных социологов - П.Л. Лаврова, Н.К Михайловского,
М.М.Ковалевского и монография О.Г. Антоновой «Отечественная
социология о социальном прогрессе» (2001г.), в которой автор обстоятельно
анализирует взгляды на прогресс представителей различных направлений и
школ в отечественной социологии, в том числе и П.Л. Лаврова. Названные
работы наиболее близи к теме нашего исследования. \/

Ведущие российские исследователи продолжают традиции П.Л.Лаврова, в частности в области социального прогресса, социологии личности, солидарности и т.д. Так, Ю.Г. Волков выдвигает и отстаивает идею гуманистического будущего России, личности и гуманизма в современных условиях; В.А. Ядов определяет принципиальные контуры будущей России; Ж.Т. Тощенко разработал теорию парадоксального человека; В.И. Жуков, рассуждая о будущем России, говорит о необходимости поиска её особого пути в мировой истории; В.И. Добреньков имеет свое видение будущего российского общества, отмечая, что теорию прогресса заменяет теория тенденций и т.д.

К вышеупомянутым проблемам обращаются и саратовские ученые. В диссертационном совете Саратовского государственного университета им Н.Г. Чернышевского защищены диссертации по проблемам социального

1 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX вв. М., 1995; Голосенко И.А. Социологическая литература в России второй половины XIX - начала XX вв. М., 1988; Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX вв. М., 1993; Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.

9 прогресса, личности. Это работы В.П. Воробьева, Е.В. Каминской, О.Ю.Мазаловой, С.А. Ровновой, Ю.Р. Хайруллиной и др.

Вместе с тем, специальных монографических работ на эту тему пока нет, это и предполагает дальнейшее исследование идей П.Л. Лаврова в области теории прогресса и определение его места в русской социологии.

Цели и задачи исследования

Цель данной диссертации - проанализировать теорию социального прогресса в творчестве П.Л. Лаврова и рассмотреть возможность ее использования в современной отечественной социологии. Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:

проанализировать социально-политические, социально-экономические условия и процесс формирования мировоззрения П.Л. Лаврова;

раскрыть социологическое учение П.Л. Лаврова о социальном прогрессе;

изучить позицию П.Л. Лаврова: о роли личности в истории; в отношении российской интеллигенции, играющей особую роль в историческом развитии страны;

рассмотреть вопросы солидарности, содержащиеся в творчестве П.Л. Лаврова, как актуальный пример использования его подхода к изучению современного общества;

обосновать значение теории социального прогресса П.Л. Лаврова в условиях трансформации современного российского общества.

Объектом исследования является научное творчество П.Л. Лаврова.

Предметом исследования выступают социологические взгляды и идеи П.Л. Лаврова на социальный прогресс.

10 Теоретическая и методологическая основа

В анализе теории социального прогресса П.Л. Лаврова мы опираемся главным образом на его труды так называемого социологического периода, продолжавшегося с 1860 по 1900 год (эта периодизация является общепризнанной в литературе). Методологической основой работы является историко-социологический метод.

Научная новизна настоящей работы заключается в осуществлении попытки показать, что теория социального прогресса П.Л. Лаврова является целостной социологической концепцией, которая органически вписывается в структуру современного социологического знания. Поэтому в диссертационном исследовании:

предложено авторское обоснование основных этапов формирования социологического мировоззрения П.Л. Лаврова;

анализируются исходные социологические и идейно-политические предпосылки исследования П.Л. Лавровым концепции социального прогресса;

рассматривается общий методологический подход П.Л. Лаврова к анализу социального прогресса;

выявляются связи анализируемых П.Л. Лавровым явлений с современным состоянием российского общества;

показано специфика исследования идей социального прогресса современными отечественными социологами.

Положения выносимые на защиту;

1. П.Л. Лавров создал целостную социологическую концепцию, все основные положения которой сходились и были сконцентрированы на социальном прогрессе. Она заслуживает внимательного изучения и дальнейшей разработки в социологической науке.

  1. Теория социального прогресса П.Л. Лаврова содержит научный анализ духовной и идейной направленности социальных процессов, который позволяет определить патологические явления и процессы происходящие в обществе. Им были заложены основы теории личности, нравственности и эстетики, солидарности, позволяющие объективно оценивать социальные явления и процессы с точки зрения их позитивного или негативного влияния на социальную жизнь, которые важны для современной России, ищущей пути своего возрождения и вхождения в цивилизованное мировое сообщество.

  2. Главным в теории прогресса Лаврова является рост и усиление солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивам действия личностей. Солидарность, по Лаврову, это общность людей с присущими им привычками, интересами, аффектами, убеждениями. Выделяя три формы солидарности и рассматривая их эволюцию, ученый вводит такие важнейшие категории, как «культура», «цивилизация», «мысль». Эти понятия являются связующим звеном двух главных элементов прогресса -«солидарного общежития» и «сознательных процессов». То есть в представлении Лаврова, объективными признаками прогресса являются рост солидарности в обществе и усиление сознательных процессов в личности.

  3. Центральное место в теории прогресса Лаврова занимает проблема личности. По Лаврову, критически мыслящая личность - это не просто энергичный человек, который только стремится к формированию нового общественного идеала, но это человек, который старается его воплотить в жизнь, постоянно борющийся с отсталостью общественной жизни, общественным «злом» во всех его проявлениях.

  4. Идеи П.Л. Лаврова, особенно его взгляды на социальный прогресс, актуальны для нашего современного общества, когда на исторической

12 авансцене все большую роль играют страны, где наилучшим образом решаются проблемы существования человека.

Научно-практическая значимость исследования

Положения и выводы диссертации могут быть полезны при подготовке специальных учебных курсов по истории русской социологической мысли, социологии личности, этносоциологии, культурологии, социологии религии. Социологические идеи ПЛ. Лаврова, в частности, концепция социального прогресса, могут быть использованы в государственном строительстве, при проектировании социальных моделей общественного развития, в воспитательной работе с молодежью.

Апробация работы

Результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах, на межвузовских научных конференциях «Некоторые проблемы социально - политического развития современного российского общества» в 2001 - 2003 годах, на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы», проходившим в Москве 30 сентября - 2 октября 2003 года, нашли отражение в авторских публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и рекомендована к защите.

Структура диссертации определяется в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы.

Периодизация творчества П.Л. Лаврова в контексте его взглядов на социальный прогресс

Общественная мысль России XIX века широка и разнообразна. Она представлена различными школами и идейными течениями, во главе которых стояли незаурядные личности, крупные ученые, выражавшие передовые идеи прогрессивных слоев русского общества. К социально-историческому наследию общественной мысли того времени относится и творчество Петра Лавровича Лаврова (1823 - 1900) - одного из выдающихся людей этого переходного времени.

Потомственный дворянин, полковник, образованный ученый с широким кругом интересов - историк и литературовед, социолог и математик, антрополог и педагог, философ, мыслитель-теоретик - поклонник справедливых реформ Александра II и убежденный проповедник законности, П. Л. Лавров был одновременно революционным деятелем, борцом за равенство и справедливость, с именем которого связано целое направление общественного развития пореформенной России. По мнению Н.С. Русанова, Лавров обладал «одной из самых энциклопедических голов, какие только существовали в России (да, пожалуй, и за границей)»1. П. Л. Лавров как ученый и общественный деятель не может быть понят вне его биографии. В научной и публицистической литературе по разному выделяются этапы в его жизни и творчестве. Так, М.В. Романенко в библиографическом справочнике «Социологи России и СНГ XIX - XX вв.», выделяет два периода, каждый связан с написанием определенного цикла работ по социологии: первый, 70 -80-е гг. («Формула прогресса Михайловского», «О методе в социологии») и второй, 80 - 90-е гг. («Теория и практика прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности»)1. Н.И. Кареев подразделяет жизнь и творчество Лаврова на два периода - до эмиграции и в эмиграции .

Мы выделяем в жизни и творчестве Петра Лавровича Лаврова три этапа.

Первый этап, с начала 40-х - до середины 50-х гг., - период формирования мировоззрения, творческих исканий, приведший к прочному утверждению своего имени в науке.

Второй этап охватывает середину 50-х и продолжается до конца 60-х гг. - в это время Лавров складывается как общественный деятель, начинается его литературная и научная деятельность.

Третий этап начиная с конца 60-х и до конца 90-х гг. - когда он складывается как философ и социолог, выходят его главные работы.

Родился Петр Лаврович Лавров 2 (14) июня 1823 г., в поместье своего отца, на Псковщине, в селе Мелехове Великолуцкого уезда в семье потомственных дворян. В доме его окружало множество хороших картин и скульптур, богатейшая библиотека, постоянно выписывались новинки из-за границы. Детей, а их в семье было трое, с раннего детства приучали к чтению. Петр выучился читать по-русски, по-французски, по-немецки и по-английски в шесть лет и книги стали главной его отрадой и страстью на всю жизнь. Очень рано он познакомился с трудами Вольтера.

В 1837 г., когда юноше исполнилось четырнадцать лет, он поступает в Петербургское артиллерийское училище. Учился Лавров хорошо, в математике ему не было равных . По его собственному выражению: «И зачем я не богач, я бы все бросил, и училище, и артиллерию, я бы заперся в кабинете с поэтами, философами и обдумывал в тишине огромные, чудесные мысли, я бы перелил их в слова и мир бы отзывался на мои громовые удары... И придет ли минута, когда мне можно потребовать все это исполнить, когда мне можно будет потребовать от людей за все жертвы, убитое без цели...время...»1.

В 1842 г., в год окончания училища, Лавров скажет: «Училищная жизнь кончается... Тщеславие, вот что было моим движителем в эти годы...Это и...вся разгадка моего училищного бытия. Я не отрекаюсь от прежнего, но готов на все новое»2.

В августе 1842 г., Лаврова произвели в прапорщики «с состоянием по артиллерии» и оставили при училище «для продолжения курса наук» в офицерских классах, а в июне 1844 г., после окончания высшего офицерского класса, он был оставлен при училище преподавателем общего курса математики.

Это была «эпоха умственного движения сороковых годов, когда всюду -ив литературе, и на университетской кафедре, и в гостиных - кипели умственные интересы и происходили блистательные ристалища славянофилов и западников»3. «Временем наружного рабства и внутреннего освобождения» назовет впоследствии Герцен эпоху 40-х годов.

Спор о прошлом, настоящем и будущем России разделил образованное меньшинство на славянофилов и западников. Находясь в оппозиции к царской бюрократии и творимому с её стороны произволу, обе стороны выражали общее стремление к свободе совести, слова и гласности, к ликвидации крепостного права. И славянофилы, и западники, действуя в русле правительственной тенденции, отчасти основывали свои ожидания на прецедентах из отечественной истории. Одни апеллировали к периоду Московской Руси, другие - к Петровской эпохе - и те, и другие видели в русском правительстве не только подавляющую народ силу, но и потенциального союзника, способного стать во главе необходимых преобразований. Однако разница заключалась лишь в том, что если для славянофилов очищенное от крепостничества и чиновничьего произвола самодержавие, наряду с православием и общинностью, служило залогом русской самобытности, то западники видели в самодержавии одновременно и притеснительную силу, и «эманципационный, петровский» элемент как фактор дальнейшего сближения с Европой на основе безусловного признания общечеловеческих начал права, личности и науки.

Такова была общественная среда того времени, принявшая и так пленившая еще юного Лаврова.

Тем не менее, военное училище не помешало Лаврову проявить интерес к социальным и политическим вопросам. Он основательно ознакомился с историей Французской революции конца XVIII века, и её события увлекли его. Тогда же Лавров впервые прочитал сочинения Фурье. Некоторые социальные идеи великого французского мыслителя утописта произвели на него большое впечатление.

Концептуализация проблем социального прогресса в трудах П.Л. Лаврова

Центральным пунктом социологии середины XIX века стала идея прогресса1, которая приобрела значительный вес в русской субъективной социологии, ведущими теоретиками которой были П.Л. Лавров, Н.К.Михайловский и С.Н. Южаков.

Основные черты, характеризующие это направление, следующие: во-первых, субъективисты считали, что главная социальная сила - личность, совокупность индивидов с их желаниями и потребностями образует общество; а во-вторых субъективисты противопоставляли природу и общество считая, что в природе действуют причинные связи и закономерности, а в обществе - теологические закономерности и целевые факторы.

При оценке социальных явлений ими применялся ценностный подход, отсюда и сквозная проблема всей субъективной социологии - свобода выбора идеала, выдвижение на первое место категории возможности без учета реальных условий её воплощения в действительность . Общество рассматривалось ими с позиций определенного нравственного идеала, исключительно как продукта выполнения нравственно-идеальных установок.

В.И. Ленин отмечал, что субъективисты имеют дело не с действительными личностями, которые существуют в обществе и связаны с ним сотнями нитей, а с абстракциями, неким вместилищем собственных идеалов3.

Этому способствовала обстановка конца 60-х - начала 70-х гг. XIX в. (возникновение субъективизма), когда происходит своеобразная «секуляризация» общественной жизни и общественного сознания. В политической сфере это выразилось в осторожном реформировании, в духовной жизни - в отходе от догматов теории «официальной народности», поиске новых ориентиров. Происходит поиск ответа на вопрос, волнующий демократическую молодежь: что сделать, чтобы изменить «Народную волю». Н.А. Бердяев отмечает, что «основной духовной потребностью российской интеллигенции выступает поиск и обоснование целостного общественно -философского мировоззрения, основанного на освободительных общественных устремлениях, на демократических инстинктах, требованиях справедливости, во что бы то ни стало» .

Возникновению новых общественных сил, групп, течений способствовало раскрепощение общественной жизни. Огромную роль, как уже отмечалось в первой главе, играет народничество. Именно внутри народничества происходит зарождение субъективного (этико-психологического) направления российской социологии2.

Это придает исследованиям представителей субъективной социологии идейно-политическую направленность. На наш взгляд, нельзя преувеличивать это влияние. Ленин критиковал представителей субъективного направления за то, что они сделали «шаг назад от Чернышевского, величайшего представителя утопического социализма в России» , в трудах которого политический аспект очень заметен. Тем не менее, в трудах П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского политические аспекты вплетены в контекст главной проблемы - социально-философского обоснования метода исследования и разработки теории социального прогресса.

Как уже отмечалось, одним из видных представителей субъективной социологии являлся П.Л. Лавров. На формирование его теории оказали значительное воздействие не только его революционно-демократические убеждения, но и идейно-политические концепции и прежде всего утопический социализм, ярким представителем которого являлся современник П.Л. Лаврова Н.Г. Чернышевский. Бердяев отзывался о нем, как о настоящем энциклопедисте, который «знал и богословие, и философию вплоть до философии Г.В.Ф. Гегеля, знал историю и естественные науки» .

Все основные вопросы в социологической концепции П.Л. Лаврова -проблема личности, солидарность, культура, история мысли - были сконцентрированы на социальном прогрессе.

В теории прогресса Лавров различал два аспекта - теоретический, в котором рассматриваются цели и средства общественного развития, и практический, намечавший реальные пути борьбы за коренные социальные изменения. Практический аспект обосновывал нравственный долг личности активно участвовать в преобразовании общества .

Один из исследователей творчества Лаврова А. П. Казаков предполагает - чтобы понять содержание прогресса Лаврова, следует иметь в виду его различение научного и философского понимания исторического процесса. Автор подчеркивает, что научное понимание истории, готовя почву для философских обобщений, решает следующие задачи:

1) показывает различие законов повторения и законов эволюции и области их проявления в обществе; 2) выясняет фактическое соотношение того, что уже отжило свой век, но еще существует как переживание, с тем, что выражает зародыши будущего на реальной почве действительных жизненных элементов; 3) раскрывает взаимодействие культуры и мысли в процессе истории; 4) определяет историческое изменение потребностей и их выражение в обычаях, интересах и убеждениях; 5) наконец, анализирует методы познания исторического материала и их взаимоотношение (субъективный и объективный элементы в истории).

Философское понимание истории, опираясь на данные научного решения вышеуказанных вопросов, идет дальше в раскрытии существа исторического движения. Философское понимание решает две основные проблемы: 1) соотношение детерминизма и свободы воли с выяснением роли личности в истории; 2) проблему прогресса. При этом на долю теории прогресса падают три задачи: 1) определить, насколько прогресс осуществляется в действительном ходе истории; 2) выяснить, фатален или нет сам ход прогресса; 3) показать условия его осуществления .

Мы согласны с О.Г. Антонова, что эти мнения являются выражением «крайних» позиций. При этом, в первом случае налицо попытка несколько революционизировать теорию П. Л. Лаврова, которая носила больше научно-философский характер, хотя и имела выход на практику. Однако этот выход все же имел больше идеальную, чем конкретную (тем более революционную) направленность.

Традиции изучения социального прогресса в современной отечественной социологии

Вот уже более 150 лет тема социального прогресса не сходит со страниц научной и общественно-политической печати. О социальном прогрессе спорили ученые в XIX веке, XX веке, спорят и сегодня, в веке XXI.

С одной стороны, это свидетельствует о эвристическом потенциале данной темы, а с другой, это связано с тем, что идея социального прогресса и поиск путей его осуществления пока еще не получили надлежащего концептуального оформления. Поэтому на сегодняшний день нет теории, которая была бы принята в качестве аксиомы.

Во втором разделе мы рассмотрели взгляды на социальный прогресс П.Л. Лаврова. Подчеркнём, что многие его суждения были созвучны с представлениями других социологов и философов того времени, и прежде всего с Н.К. Михайловского.

Для Михайловского прогресс общества заключался в развитии всех сил и способностей человека или, по его мнению, в борьбе за индивидуальность. В труде «Что такое прогресс?» он дает следующую трактовку прогресса: «Прогресс есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами, и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно все, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов»1.

В отличие от П.Л. Лаврова Н.К. Михайловский, считал, что личность и развитие общества необходимо изучать с трех позиций - социальной, с точки зрения экономического разделения труда, создания наилучшей организации, ведущей к сотрудничеству и солидарности, биологической - в плане теории «борьбы за индивидуальность», психологической - с позиции психологического взаимодействия личности и масс. То есть Михайловский стремится дать целостный анализ такого сложного явления, как общественный прогресс. По мнению О.Г. Антоновой, здесь «прослеживается тенденция в рассмотрении прогресса, заключающаяся в плавном переходе от более общих аспектов (солидарности) к частным (борьбе за индивидуальность, теории героев)1.

Фундаментом теории прогресса Н.К. Михайловского являлась теория разделения труда и кооперации, на основе которой автор показал эволюцию развития общества, разработал теорию «борьбы за индивидуальность», а затем выдвинул формулу прогресса.

Н.К. Михайловский видел суть разделения труда в «усложнении, увеличении разнородности общества в целом» и вместе с тем «в специализации, уменьшении разнородности в каждом неделимом» . При этом он отмечал, что понятие неделимого, индивидуума, по-видимому, так просто, что не требует никаких разъяснений3. Общество движется от однородности к разнородности, а личность - от разнородности к однородности. То есть разделение труда по Михайловскому является основой социальной дифференциации общества. Михайловский выделяет два вида кооперации: простое сотрудничество и сложное сотрудничество, отдает предпочтение первому, так как здесь все люди выполняют одинаковую функцию, сохраняя при этом свою разнородность, что дает возможность для гармоничного развития личности. Напротив, в сложной кооперации, основанной на экономическом разделении труда, индивиды становятся однороднее и приспосабливаются к выполнению какой-либо одной функции.

Постепенно исчезает общая цель, которая дробится на частные, относительно узкие задачи, появляется враждебность и непонимание между людьми. В результате образуется «разнородное общество с неравными, несвободными, специализированными членами, расположенными в некотором иерархическом порядке».1 В целом же кооперация определяет тип развития общества.

Михайловский разрабатывает теорию «борьбы за индивидуальность», понимая под индивидуальностью объективно мир или, точнее, ту обширную часть его, которая его занимает «жизнь, - писал он, - представляет бесконечно сложную систему индивидуальностей, находящихся в самых разнообразных взаимных отношениях. Все единое есть, вместе с тем, и многое, всякое целое состоит из частей, и потому можно различить несколько ступеней индивидуальности, то есть степеней особенности, самостоятельности, концентрации сил» . Таким образом, индивидуальность -это, по сути, единое целое, выступающее как самостоятельная единица. В частности, социальными индивидуальностями могут быть группа, общность, общество, государство и т.д. Индивидуальностью является и человек «как определенная совокупность всех черт, свойственных человеческому организму» . Применительно к человеческой истории борьба за индивидуальность выступает как социальная борьба, являющаяся основанием социального взаимодействия и ведущая к смене форм кооперации.

Одной из теорий у Михайловского выступает теория «героев и толпы». «Героем» он называл «человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело»1, а толпой - «массу, способную увлекаться примером, опять-таки, высокоблагородным или низким, или нравственно-безразличным» .

Но здесь следует иметь в виду, что в отличии от П.Л. Лаврова Н.К.Михайловский рассматривает героя не как критически мыслящую личность, человека выдающихся дарований, а как активного субъекта, который будет в состоянии дать толчок пассивной массе, овладеть ее волей, вызвав подражание.

Очень близки взгляды на прогресс П.Л. Лаврова и Н.И. Кареева. Социальный прогресс, по мнению Н.И. Кареева, следует рассматривать не в образе единого и вечно неизменного закона, но в форме совокупности определенных явлений3. Он считает возможным разложить прогресс на пять частных составляющих: «прогресс умственный, или воспитание способности к духовным интересам и улучшение миросозерцания; прогресс нравственный - воспитание способности действовать по убеждению и улучшение принципов этики; прогресс политический - развитие свободы и улучшение государства; прогресс юридический - развитие равенства и улучшение права; прогресс экономический - улучшение солидарности и способа совместного добывания средств к существованию» .

Похожие диссертации на Теория прогресса в творчестве П. Л. Лаврова