Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Понятие социализации в теории личности 10
1.1. Социализация личности как проблема социологического исследования 10
1.2. Теоретико-методологические основания социологической концепции Э.Эриксона 31
1.3 . Социализация в процессе жизненного пути личности в концепции Э.Эриксона 44
Глава 2. Стратегии социализации личности 79
2.1. Идентичность как результат социализации личности 80
2.2. Идеологические факторы социализации 110
2.3. Стратегии социализации личности на примере психоисторических исследований 131
Заключение 153
Библиография 161
Приложение 1 176
Приложение 2 177
Приложение 3 178
- Социализация личности как проблема социологического исследования
- Социализация в процессе жизненного пути личности в концепции Э.Эриксона
- Идентичность как результат социализации личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие века минувшего и начало нынешнего столетия являются для России временем перемен, которые затронули социально-экономические, политические, ценности о-культурные основы общества. Сложившаяся ситуация требует осмысления и выработки продуктивных стратегий социализации в современном российском обществе. Попытки решения этой проблемы предпринимаются в области социологии, накопившей большой теоретический и эмпирический материал по вопросам социализации личности.
Процесс социализации изучался учеными с разных точек зрения, в разных группах. Сложившаяся ситуация в нашей стране создает предпосылки для более детального анализа зарубежных концепций социализации, которые формировались в период активных преобразований 60-70-х годов XX века в Европе и США, рассматривающих особенности взаимодействия личности и общества в кризисный период.
К таким концепциям относятся научные взгляды американского социолога и психолога Эрика Эриксона (Erik H.Erikson) (1902-1994). Э. Эриксон в своем творчестве воплотил междисциплинарный подход в изучении взаимодействия индивида и общества, создав на основе проведенных полевых и клинических исследований концепцию развития личности.
В российской истории социологии анализу подхода Э. Эриксона к процессу социализации личности, как и исследованию его идейного наследия в целом уделяется явно недостаточное внимание, особенно если учесть, что Э. Эриксон - одна из наиболее значимых фигур в зарубежной социологии и психологии XX столетия, а его идеи оказали и продолжают оказывать влияние на различные направления социологии и психологии.
Изучение творческого наследия Э. Эриксона, предложившего оригинальную концепцию социализации личности, может стать плодотворным для обогащения социологического наследия.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социализации личности нашла свое отражение в трудах классиков социологии и психологии таких, как З.Фрейд, Ж.Пиаже, Л.Колберг, Э.Дюркгейм, Ч.Кули, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Н.Бергман, Т. Лукман, А. Щюц и другие.
Значительный вклад в постановку и разработку проблем социализации внесли отечественные ученые: Н.В.Андреенкова, Г.М. Андреева, Я.И. Гилинский, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Б.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин, П.Н. Лебедев, Л.И.Спиридонов, Л.В. Партина, P.M. Шамионов, СП. Иваненков, В.П. Воробьев, Ю.И. Кривов, Е.Б. Весна и др.
Творчество Эриксона всегда привлекало внимание исследователей. Попытки проанализировать его работы предпринимались представителями разных направлений и с различных точек зрения. Однако в нашей стране только в 70-х годах XX века появились первые исследования теории Эриксона в рамках психологического направления. К этим исследованиям относятся публикации Л.И. Анциферовой, описавшей эпигенетический принцип развития человека, Д.Н. Ляликова, представившего обзор и анализ основных произведений Эриксона. Л.Ф. Обухова рассмотрела теорию развития личности Э.Эриксона в рамках психоаналитической теории детского развития.
И.С, Кон одним из первых подверг социологическому анализу концепцию Э.Эриксона. Одна из последних работ по социологии личности принадлежит П.И. Смирнову, в которой он рассматривает наследие Эриксона, Ковалева А,И. разбирает достижение идентичности в подростковом возрасте с точки зрения нормы и отклонения в процессе социализации. Солодникова И.В. уделяет внимание роли социальной идентичности в жизненном пути личности.
С конца 70-х годов по настоящее время были выполнены несколько диссертационных исследований: работа болгарского ученого Г.П. Горнева посвящена изучению методологических оснований теории Эриксона, Е.В. Якимова в своем исследовании рассматривает проблему психоистории, методологические принципы которой были развиты в теории Э.Эриксона, как один из способов анализа социальных процессов. В диссертационной работе
Спиркиной Е.А. анализируется развитие направления эго-психологии, в рамках которого работал Эриксон. О. А.Симонова анализирует проблему персональной идентичности в теории Эриксона и применимости этого понятия в социологических исследованиях.
Наиболее активно стали публиковаться произведения Эриксона и статьи, посвященные его творчеству, во второй половине 90-х годов. На русский язык были переведены «Детство и общество» (1996) - первая книга Эриксона, в которой изложены основные проблемы его теории, такие как развитие личности на протяжении полного жизненного цикла, процесс достижения идентичности, результаты антропологических и клинических исследований социализации детей, психобиогафические исследования. «Идентичность: юность и кризис» (1998), «Проблема эго-идентичности» (1991), статья «Первый психоаналитик» (1996) о Фрейде, психоисторическое исследование «Молодой Лютер» (1996).
Теория идентичности Эриксона используется как методологический принцип в эмпирических исследованиях по изучению установок и ценностных ориентации в социальной психологии и социологии (исследования В.А.Ядова, И.В. Солодниковой, ЕЛХ Белинской, О.А. Тихомандрицкой и др.).
За последние годы были представлены работы, построенные на сравнительном анализе некоторых аспектов теории Эриксона с другими представителями психоаналитического направления, например, с концепцией Р.Бернса (Н.Б. Корнеева, И.Н. Степанова, Д.П. Шульц, С. Э. Шульц и др.). Изучение отдельных аспектов теории Эриксона представлено в работах А.В. Юпитова и Е.Н. Хайрулина.
Концепция Эриксона постепенно начала входить в широкий научный обиход, в учебной литературе по социологии, праву, персонологии и социальной психологии таких авторов, как С. Клонингер, Дж. Первин, С. Мадди и др. теория Эриксона представлена в основном описанием стадий жизненного цикла индивида.
Активно анализируют разные аспекты теории Э.Эриксона в англоязычной литературе. Это и биографические исследования P. Roazen, R. Evans и R.Coles, сравнительные исследования (F.Elkin и G.Handel, G. Elder, Lesner W J. и др.).
Однако проблема исследования стратегий социализации личности в теории Э.Эриксона не получила должного рассмотрения. В отечественной социологической литературе указывается на значимость его концепции для понимания проблем социализации, но в силу сложности и своеобразия изложения Эриксоном своего подхода его концепция остается не до конца изученной.
Объектом диссертационного исследования являются социологические аспекты творческого наследия Э. Эриксона.
Предмет исследования - концепции социализации Э. Эриксона в контексте социологического знания.
Цель состоит в том, чтобы проанализировать стратегии социализации личности в концепции Э. Эриксона.
Достижению этой цели посвящены следующие исследовательские задами:
определить теоретико-методологические основания концепции социализации Э. Эриксона;
произвести социологический анализ концепции социализации Э.Эриксона в сопоставлении с теориями Ч.Кули, Дж.Г.Мида, З.Фрейда;
выделить социальные институты социализации в процессе полного жизненного цикла личности в концепции Э.Эриксона;
проследить стратегии социализации на основе формирования различных типов идентичности;
проанализировать культурно-исторические и идеологические факторы, оказывающие влияние на процесс социализации личности;
проанализировать стратегии социализации личности на примере психоисторических исследований Э.Эриксона.
Теоретическую основу диссертации составляют труды классиков зарубежной научной мысли: Э.Дюркгейма, М.Вебера, Т.Парсонса, Дж.Г.Мида, Ч.Кули, Э.Эриксона, А.Щюца и др., а также отечественных ученых: Э.В.Соколова, И.С. Кона, Л.Г.Обуховой, Л.И.Анцыферовой, О.А.Симоновой, С.Н. Иконниковой, И.А. Громова, А.А. Козлова, В.Т. Лисовского и др.
В качестве исходного методологического принципа выделяется комплексный подход, в основе применения которого лежит особый вид познавательной деятельности, направленной на объединение наук, с целью целостного изучения сложных объектов. Применяется принцип детерминизма для объяснения развития социологического знания в контексте социокультурных изменений, а также биографический метод. В ходе исследования также применен принцип экстрагирования идейно целостных компонентов теоретических постулатов, объединенных общей структурной идеологией.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
показаны теоретико-методологические основания концепции Э.Эриксона, значимые для построения оригинальной концепции социализации личности;
произведено сравнение концепции социализации личности, предложенной Эриксоном с известными теориями социализации Ч.Кули, Дж.Г.Мида, З.Фрейда;
показана оригинальность концепции социализации, ее отличия от психоаналитического подхода З.Фрейда к процессу социализации;
раскрыты стратегии социализации личности как результаты реализации различных типов идентичности, детерминированные культурно-историческими и идеологическими факторами;
установлено, что выделенные Эриксоном социальные институты, включение в которые обусловлено процессом социализации индивида, являются существенными для развития современных социологических теорий и практик социализации личности;
- показана специфика психоисторического подхода Э.Эриксона при анализе стратегий социализации.
Положения, выносимые на защиту:
Предложенная Эриксоном концепция социализации личности является эффективной в качестве социологического инструмента анализа стратегий социализации личности, в результате выявления социально-исторических детерминант и признание за ними первостепенных факторов в процессе социализации.
Рассмотрение наряду с традиционными социальными институтами, участвующими в процессе социализации личности (семья, учебные заведения, трудовые сообщества) таких социальных институтов, как религия, экономика, право, образование, идеология, этика, и признание за ними функции закрепления достигнутых индивидом в процессе социализации качеств, необходимых для плодотворной социальной жизни, расширяет границы анализа агентов и институтов, участвующих в процессе социализации личности.
Социализация проходит на протяжении всего жизненного цикла, ее основными координатами являются возраст и нормативный кризис, подготовленный как психологическим развитием личности, так и требованиями социальной среды, в результате решения которого индивид вырабатывает стратегии дальнейшего развития и возможности включенности в общество и стиль поведения в нем.
4. Достижение идентичности является результатом и целью процесса
социализации, основанной на системе ценностей общества.
5. Психоисторические исследования Эриксона основаны на
биографическом методе, применяемом в социологии. Их использование
служит моделью для анализа причин социальных изменений в обществе с
учетом специфики процесса социализации личности. Наиболее детально
в психоисторических исследованиях Эриксон рассматривает биографии
М.Лютера и М.Ганди.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что ее результаты способствуют более точному и полному освоению теорий социализации личности в рамках социологии, дают потенциальную возможность дальнейшего использования ее в научно-исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации для дальнейшей разработки проблем социализации личности в сфере социологии и культурологии, особенно в курсах истории социологии, общей социологии, социологии личности, социологии девиантного поведения, социологии культуры и др.
Апробация результатов исследования проходила в процессе преподавания курсов социальной психологии, общей социологии, теории и практики социальной работы; на межвузовских научно-практических конференциях «Герценовские чтения» (2002, 2003, 2004 гг.) Диссертация обсуждалась на теоретическом семинаре кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. По теме диссертации опубликованы четыре работы.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. В соответствии с содержанием и логикой изложения материала диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Социализация личности как проблема социологического исследования
На протяжении многих веков проблема человека является одной из актуальных для науки. Уникальность человека как биологического и социального существа делает его предметом изучения многих дисциплин. Несмотря на достижения современной науки задач в области исследований сущности человека не становится меньше. Поэтому вопросы «Кто такой человек, каков он, какова его роль?» будут подниматься и в дальнейшем. А на сегодняшний день, как считал Б.Г. Ананьев, «теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям современной науки, связанным именно с проблемой человека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития»1.
Важным, на наш взгляд, является не только вопрос о человеке как таковом, но и о том, как человек включается в общество и преобразуется под его воздействием. Проблему взаимодействия человека и общества мы будем рассматривать посредством анализа процесса социализации.
Социализация охватывает широкий спектр явлений, которые изучают социология, культурология, психология, социальная психология, педагогика, и этнография и др. Эти науки подходят к изучению этого процесса с разных позиций, например, педагогика рассматривает процесс социализации через призму воспитания, а этнография на сравнительно-историческом изучении процессов социализации в разных культурах. Психология делает акцент на таком аспекте социализации как способы освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла, а социальная психология, на воздействии непосредственного окружения и межличностных отношений. Социология рассматривает этот процесс через специфику групп и институтов общества, участвующих в процессе социализации, проблемы социализации личности в конкретном обществе, ценности, нормы и поведенческие привычки, передающиеся в процессе социализации от одного поколения к другому1.
Значимость разных аспектов социализации создает предпосылки для анализа проблем социализации личности с точки зрения междисциплинарного подхода для более адекватного описания столь сложного в социальной жизни явления.
Понятие «социализация», как и любая сложная научная категория, за время своего существования в науке претерпевает изменения и уточнения. Термин социализация происходит от латинского слова socialis -общественный2. Впервые в социологии он был применен американским социологом Ф.Г. Гиддингсом в 1887 году в книге «Теория социализации», который описывает его как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»3.
В социологии в настоящее время однозначного толкования понятие социализация среди ученых не имеет, впрочем, также как и в других отраслях науки, изучающих этот процесс.
В российской социологической энциклопедии социализация описывается как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе»1. К социализации относятся все процессы приобщения к культуре, благодаря которым человек включается в социальную жизнь. Под культурой мы будем понимать специфический способ человеческой деятельности, наделенный как положительными, так и отрицательными свойствами, что является предпосылкой для изучения культуры как сложного, противоречивого явления2.
Отечественный социолог В.Г.Харчева под социализацией понимает «процесс вхождение индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности»3, по средствам социальной активности человека, выражающейся во взаимодействии со средой посредством усвоения и изменения ее. С точки зрения Э.В.Тадевосяна, «социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают определенную систему знаний, ценностей и норм, накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях и становятся личностями, полноправными членами данного общества»4. А. Мендра рассматривается социализацию как «механизм, с помощью которого общество передает ценности, нормы и верования своим членам»5. Для Я. Щепаньского социализация - это «процесс превращения биологического организма новорожденного ребенка в активного участника общественной и культурной жизни. В этом процессе воспитывающие группы (семья, школа, группы родственников) передают человеку ряд ценностей и систем ценностей».
Социализация в процессе жизненного пути личности в концепции Э.Эриксона
Жизненный путь является одним из ключевых вопросов в социальных науках, но в тоже время и наименее изученным, с точки зрения его комплексного рассмотрения. И.С.Кон в статье «Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования»1, опубликованной в 1989 году, писал, что понятие «жизненный путь» отсутствует в справочной литературе по философии, психологии, социологии. Ситуация коренным образом не изменилась за последние годы.
Проблема жизненного пути традиционно рассматривается в психологической науке, но на сегодняшний день она стала занимать видное место в рамках такого развивающегося социологического направления как «социология жизни»2.
Одно из первых исследований по этой проблеме было предпринято Ш.Бюлер в 20-х годах прошлого века, в российской психологии С.Л.Рубинштейном в 30-е годы, в дальнейшем над проблемой жизненного пути работали Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Н.А.Логинова, Л.П.Бочкарева, Л.В. Сохань, социолог Т.Е. Резник и др. Б.Г.Ананьев, изучая проблему жизненного пути, «исследовал целостное развитие человека в едином цикле онтогенеза и жизненного пути, что давало возможность соединить индивидуально-биографический и социально типический подходы в изучении жизненного пути»3, уделяя особое внимание периоду зрелости, как наиболее социально активному времени.
Для описания процесса жизни индивида используются такие понятия, как «время жизни», «жизненный цикл» и «жизненный путь». Наиболее емкое из них - категория «жизненный путь», которая фиксирует «социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия»1, рассматривающееся в основном как субъективная реальность, имеющая субъективную природу и реализующаяся в системе координат «от прошлого к будущему»3.
Понятие «жизненный путь» отличается от «жизненного цикла» тем, что основу периодизации жизненного пути составляют не линейные этапы, а определенные жизненные события, предполагающие различные тенденции развития в рамках одной биографии. Поэтому адекватное исследование жизненного пути требует объединения таких наук, как социология, психология, история. И.С.Кон считает, что сближение психологии и социологии в этом вопросе является взаимовыгодным. «Если психологам социология необходима для преодоления «онтогенетических» моделей развития, то социологам изучение жизненного пути помогает преодолеть привычную абсолютизацию безличных и жестких социальных структур»5.
Наиболее ярко синтез данных наук, на наш взгляд, представлен в концепции социализации личности Э.Эриксона. В ней рассматривается полный жизненный путь личности, предлагается его периодизация, анализируются факторы социализации, ее механизмы, институты, агенты, оказывающие наибольшее влияние на процесс социализации на разных стадиях.
Анализ жизненного пути личности в теории Эриксона наиболее полно представлен в литературе по психологии, с акцентом на исследование изменений внутреннего мира личности. В социологической литературе концепция Эриксона представлена слабо. Поэтому одной из задач диссертационного исследования является восполнить этот пробел. Основываясь на принципах социологического подхода, основное внимание в этом параграфе будет уделено институтам и агентам социализации на протяжении всего жизненного пути.
Проблема периодизации жизненного пути является одной из интереснейших и значимых в науке. Ее особенность заключается еще в том, что предмет этого вопроса кажется знаком многим людям, так как каждый человек проходит определенный жизненный цикл, обусловленный социальными и культурными особенностями общества, членом котором он является. Поэтому вопросы периодизации, изменения статуса в зависимости от возраста волнуют человека на протяжении длительного времени и находятся в процессе постоянного развития, зависящего от социо-культурного и экономического развития общества.
Общество на разных этапах развития предлагает различные членения человеческой жизни, удлиняя детство или делая акцент на юности, или превознося зрелость. В современном обществе удлиняется детство, отодвигается старость, увеличивается зрелость. Такие изменения в общественном сознании не могли не потребовать осмысления происходящих явлений. Это, возможно, явилось одним из факторов популярности теории Эриксона как на Западе, так и у нас.
Эриксон не пошел по традиционному пути воззрений на личность. По меткому выражению Н.Вайсстайна, традиционно «теория личности занимается поисками внутренних черт, проходя мимо социального контекста»1, а именно социальный контекст и является основой концепции социализации Э.Эриксона.
Идентичность как результат социализации личности
В настоящее время все больше увеличивается интерес как ученых, так и широкого круга общественности к проблемам идентичности. Связано это со многими разнонаправленными векторами, такими как происходящие процессы глобализации и сохранение самобытности народов, размывание ролевых функций и необходимость четких ролевых ожиданий в подростковом возрасте, изменение ценностных ориентации и преемственность поколений и т.д. В современном быстро изменяющемся мире людям сложнее обрести идентичность, поэтому «исследование идентичности в наше время становится такой же стратегической задачей, как во времена Фрейда было изучение сексуальности».
За последние несколько лет появилось много статьей, рассматривающих разные аспекты этого многозначного явления2. Одним из исследователей, уделивших большое внимание в своей теории проблемам идентичности, ее обретению был Э. Эриксон. Анализ этого вопроса являлся не только теоретической задачей для него, но и был продиктован обстоятельствами личной жизни. Возможно, именно личные мотивы определили ту глубину исследования и ее эмоциональность, которые донес до нас Эрик Эриксон.
Родившийся в Германии в 1902 году внебрачный сын датчанина и еврейки, усыновленный немецким врачом еврейского происхождения Хомбургером, Эриксон испытал многие тяготы пограничного положения. «Несмотря на датские корни, Эриксон считал себя немцем. Однако немецкие сверстники отвергали его за то, что он был евреем, а еврейские приятели называли гоем (не евреем) из-за белокурых волос и арийской внешности» . Когда в 1933 году он эмигрировал в США, спасаясь, как и многие от распространявшегося в Европе фашизма, он поменял фамилию на Эриксон. Память о своем происхождении и собственное имя в основе новой фамилии «явно не случайность, а, похоже, разборчивая подпись под гамбургским счетом всей предыдущей жизни»2.
Таковы были субъективные причины поиска идентичности и осознания важности этой проблемы в жизни индивида и общества, но были и объективные условия изучения этого феномена, с которыми Э. Эриксон столкнулся в период Второй мировой войны в госпитале для реабилитации ветеранов войны на горе Сион, где впервые был употреблен термин «кризис идентичности» для описания ситуации, в которую попали солдаты во время военных действий, потеряв «ощущение тождества личности и непрерывности времени»1.
Термин идентичность не являлся изобретением Эриксона, он употреблялся и до него, но именно Эриксон расширил значение этого понятия, придав ему концептуальный смысл.
Своими идейными предшественниками в рассмотрении проблем идентичности Эриксон считал У. Джеймса и 3. Фрейда. По его мнению, ими была определена суть идентичности. У З.Фрейда она используется в этническом смысле, а У. Джеймса как субъективное переживание, связанное с «ощущением тождества и целостности».
Для понимания формирования идентичности необходимо проследить ее развитие через жизненный путь личности, поэтому не удивительно, что столь богаты биографическими историями исследования знаменитого ученого.
Стиль изложения Эриксона характеризуется сложностью текстов, расплывчатостью формулировок. Эти особенности отразились и на определении идентичности. Один из учеников Эриксона, Э. Ковел, пытаясь вычленить смысл этого понятия, обнаружил «салат из идентичностей». Ковел отмечает, что он употребляется Эриксоном сго как феноменологическое состояние пребывания в мире, то как формализованная структура психического аппарата, то как признак отношения к группе, а иногда и просто как синоним индивидуального Эго. Создается впечатление, заключает Ковел, что автор привязан к этому термину именно в силу его почти сверхъестественной эластичности»2. Несмотря на трудности, идеи Эриксона относительно идентичности являются важными при рассмотрении возможных стратегий социализации личности.
Осознавая многозначность и сложность идентичности, длительность ее формирования и развития, а также объединение усилий таких наук как социология, психология, история в ее изучении, Э. Эриксон сознательно не давал однозначного определения идентичности, выделяя следующие ее аспекты: