Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Общественно-историческое развитие и творчество народных масс
1. Общественная природа творчества. Социалвное творчество как категория научного коммунизма 24
2. Возрастание творческой роли народных масс - закономерность исторического развития 83
3. Антинародная сущность буржуазных и ревизионистских концепций "нетворческой массы" 115
Глава 2. Совершенствование развитого социализма -главное направление социального творчег ства масс
1. Развитой социализм - результат исторического творчества масс 142
2. Творческие функции социалистического соревнования 199
3. Трудовой коллектив как субъект и среда творчества 237
Глава 3. Социальное творчество и управление
1. Управление как необходимая предпосылка социального творчества масс 290
2. Социальное творчество масс и развитие социалистической демократии 325
3. КПСС - руководящая и направляющая сила социального творчества масс 353
Заключение 381
Список литературы к диссертации 390
- Возрастание творческой роли народных масс - закономерность исторического развития
- Антинародная сущность буржуазных и ревизионистских концепций "нетворческой массы"
- Творческие функции социалистического соревнования
- Социальное творчество масс и развитие социалистической демократии
Введение к работе
Стратегия и тактика социально-экономического, политического и духовного развития общества зрелого социализма разработаны ХХІУ-ХХУІ съездами Коммунистической партии Советского Союза и последующими Пленумами Центрального Комитета КПСС. ХХУІ съезд партии научно определил главную задачу экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. Коммунистическая партия последовательно осуществляет свою экономическую стратегию на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса, перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы, роста социальной и трудовой активности советских людей. Социальная и трудовая активность наряду с другими важными общественными факторами является необходимой основой осуществления экономической стратегии КПСС, высшая цель которой - неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание оптимальных условий для всестороннего развития личности.
Экономическая политика партии на одиннадцатую пятилетку и 80-е годы "соединяясь, сливаясь с творчеством, инициативой, энергией масс, - говорится в Отчете ЦК КПСС ХХУІ съезду партии, - обеспечивает неуклонное продвижение нашего общества по пути роста благосостояния трудящихся, создания материально-технической базы коммунизма!"*
За истекшее после ХХУІ съезда время наша партия творчески обогатила его положения в решениях последующих Пленумов ЦК КПСС,
I Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, I98l,c.5l.
развила и конкретизировала свою стретегию - стратегию совершенствования зрелого социализма. Усилия партии и народа были сосредоточены на ускорении развития экономики, на повышении эффективности производства, его интенсификации, на улучшении управления народным хозяйством, укреплении партийной, государственной и трудовой дисциплины, повышении ответственности кадров, на развитии творческой активности масс. И в результате обеспечено уверенное продвижение страны на всех направлениях экономического и социального прогресса.
Партия рассматривает проблемы развития творческой активности масс в неразрывной связи с выполнением народнохозяйственных планов и социалистических обязательств, дальнейшим расцветом нашей великой многонациональной Родины. КПСС всегда считала, что ее сила, как отметил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко, "...в способности развивать и направлять творческую активность масс, сплачивать их идейно и организационно, руководствуясь испытанными ленинскими принципами и методами"-'-.
Для партии научного коммунизма характерно пристальное внимание к созидательному опыту масс, вера в их неисчерпаемые творческие силы, научное отражение интересов трудящихся в политических программах действий.
Экономика - главная сфера деятельности масс, где зримо проявляется их сознательное творчество во всем своем многообразии, в основе которого хозяйское отношение к народному делу на каждом рабочем месте. И уровень трудовой активности масс, как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, определившем главные направления улучшения идеологической деятельности пар-
I Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984, с.Ю.
тии в современных условиях, должен быть критерием оценки деятельности всех партийных комитетов и их кадров по организации идейно-воспитательной работы с рабочими, колхозниками, интеллигенцией и молодежью.
Идеологическая работа партии, как отмечено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, есть прежде всего вопрос тесной связи партии с массами. "Смысл решений июньского Пленума, - говорил товарищ К.У.Черненко, - в том и состоит, чтобы привести в движение все творческие силы, заключенные в сознательности и идейной убежденности масс. Ведь это основа их трудовой и общественной активности" . Творчество масс проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Целостный анализ социального творчества масс в условиях развитого социализма, который является результатом этого творчества, представляет собой актуальную проблему изучения советской действительности. Разработка этой проблемы относится к числу неотложных задач, указанных ХХУІ съездом партии и последующими Пленумами ЦК КПСС.
ХХУІ съезд КПСС поставил перед обществоведами, в частности перед философами, важную задачу осмысливания новых явлений жизни, глубокого и смелого анализа политической жизни общества. Внимание идеологического, пропагандистского актива особо обращено на воспитание "...масс, их творческой активности в решении задач коммунистического строительства"2.
Для обеспечения безусловного выполнения одиннадцатой пятилетки, наряду с высоким чувством ответственности и твердой, действительно коммунистической, сознательной дисциплиной, необхо-
Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 года. М., 1984, с.13.
Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.77.
димы "полет мысли, неустанный поиск нового, поддержка этого нового. Нужна постоянная инициатива - инициатива везде и во всем"1, мобилизация "творческого потенциала всего нашего общества"6".
В документах партии живое творчество масс, вдохновленных великими идеалами коммунизма, направляемых и организуемых партией, рассматривается как прочная гарантия успешного претворения в жизнь решений ХХУІ съезда КПСС , Пленумов ЦК КПСС, разрабатывавших стратегию совершенствования зрелого социализма.
Планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма требует обеспечения нового, значительно более высокого уровня идейно-теоретической работы в области общественных наук.
Главные направления развития общественных наук определяются сложной проблематикой развитого социализма. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС указал, что идея совершенствования развитого социализма должна быть положена в основу теоретической и идеологической работы.
Партия призывает обществоведов дальше разрабатывать важнейшие закономерности экономического, социально-политического и духовного прогресса страны, методов и средств реализации общественных задач, донести до широчайших масс всей планеты историческую правду о созидательно-творческой миссии социализма, о его качественных преимуществах, о неразрывности его задач с коренными интересами людей труда.
В идейно-теоретической работе и во всей деятельности партии исключительно важную роль сыграет новая редакция Программы
Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.218.
Там же, с.51.
Там же, с.129.
подготовке которой Центральный Комитет придает огромное значение. В новой редакции Программы партии найдет глубокое теоретическое осмысление закономерности исторического развития, целей и задач КПСС и советского народа за коммунизм, будут даны ясные ориентиры на будущее. Новая редакция Программы партии явиться важнейшим творческим вкладом КПСС в развитие теории научного коммунизма.
В ряд важнейших задач теории научного коммунизма с неизбежностью выдвигается проблема изучения социального творчества масс, выработка научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию трудовой и общественно-политической активности трудящихся. Необходимость изучения этой проблемы обусловлена органическим единством задач совершенствования развитого социализма и творчества масс, которые решают эти задачи. Отсюда и диалектическая трактовка природы социального творчества, осмысление разнопрофильных знаний и объединение их в непротиворечивую содержательно-логическую целостность, отвечающую философско-те-оретических и социально-политических интерпретаций творчества масс.
Социальное творчество народных масс в условиях развитого социализма, как категория научного коммунизма, уточнение ее взаимосвязей с другими философско-социологическими категориями не стало еще в полной мере объектом специального изучения. "Народ, народные массы, - справедливо пишет Г.К.Ашин, - одна из важнейших категорий исторического материализма. Между тем она еще недостаточно разработана в марксистской литературе и во всяком случае уступает в этом отношении таким более исследованным категориям, как "класс", "базис", "надстройка", "общественно-эко-
номическая формация" .
Актуальность исследования проблемы социального творчества масс в условиях социализма обусловлена также задачами резко обострившейся идеологической борьбы, в частности, необходимостью разоблачения антимарксистских концепций "нетворческой массы", "решающей" роли "элиты".
Реальные потребности совершенствования развитого социализма, взаимная детерминированность социального творчества масс и социалистического общества, задачи, поставленные ХХУІ съездом партии и июньским (1983 г.) Пленумом ЦК партии в области общественных наук, определили выбор темы исследования.
Разработанность темы. Б своем анализе социального творчества масс и определении путей его повышения в условиях зрелого социализма диссертант опирается на достигнутый уровень изучения вопроса, и прежде всего, на выводы и положения исследований по научному коммунизму, марксистско-ленинской философии и ряда конкретных наук. При этом соискатель исходил из результатов познания философских, социологических и социально-психологических аспектов социальной активности и ее высшего проявления - творчества. Имеется обширная литература по проблематике деятельности социальной активности личности. Среди авторов этих работ - К.А.Абулъханова-Славская, Е.А.Ануфриев, Г.С.Арефьев, Б.Х.Беленький, Н.М.Бережной, В.М.Борисенков, Б.А. Воронович, Г.іі.Глезерман, Н.Джандильдин, Л.А.Дмитрук, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Х.Н.Момджян, В.Г.Мордкович, А.Г.Мысливчен-ко, М.А.Нугаев, Ю.К.Плетнев, В.А.Смирнов, Г.Л.Смирнов, В.Г.Смоль-
I Ашин Г.К. Роль народных масс в общественном прогрессе. -В кн.: Исторический материализм как социально-философская теория. Под ред. В.И.Разина. М., 1982, с.318.
ков, М.М.Сужиков, П.Н.Федосеев, Й.Й.Чангли, В.А.Черняк и ряд других-1-.
I Ануфриев Е.А- Социальная роль и активность личности. М., 1971; Пути формирования социальной активности личности при социализме. М., 1972; Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972; Творческая активность народных масс и развитие социалистической демократии. М., 1973; Беленький В.Х. Активность народных масс. Красноярск, 1973; Сужиков М.М., Мали-нин Г.В. Научно-техническая революция и развитие социальной активности. Алма-Ата, 1977; Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М., 1979; Арефьева Г.С. Социальная активность (проблемы субъекта и объекта в социальной практике и познании). М., 1974; Проблемы социальной активности. Челябинск, 1974; Дмитрук Л.А. Социальная активность производственного коллектива: истоки, формы, тенденции. Минск, 1977; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., ГЭ77; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978; Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих. М., 1979; Развитой социализм и творчество масс: Актуальные проблемы теории и практики социалистического соревнования. Под общей ред. В.Г.Смолько-ва, В.К.Фединина. М., 1979; Блинов Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М., 1979; Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. М., 1979; Смирнов Г.Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. М., 1980; Социалистический образ жизни (развитие трудовой и общественно-политической активности). Алма-Ата, 1980; Чангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования. М., 1973; Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974; Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. М., 1981; Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978; Диалектика развития социалистического общества. Редкол.: Ю.А.Красин, Х.Н.Момджян, М.Т.Мовчук и др. М., 1980; Рабочий класс и общественный прогресс. Федосеев П., В.Загладин, Р.Арисменди и др. Предисл. Т.Тимофеева. М., 1980 и др.
При изучении этих работ диссертант обратил внимание на основные положения авторов, рассматривающих социальную активность как одну из проблем исторического материализма и научного коммунизма. Ряд авторов при анализе исходят из широкого понимания социального как совокупности важнейших связей личности и общества, возникающих в процессе их сложного взаимодействия, анализируют методологические вопросы социальной роли и творческой активности личности и масс, возрастание их активности в решении важнейших социально-политических задач общества. Социальная активность характеризуется некоторыми авторами как мера участия личности в социальном творчестве, а понятие творчества распро-
страняется на все сферы социальной жизни .
Из трудов по научному коммунизму наше внимание особо привлекли исследования по диалектике, теории и практике развития социализма, среди них выделяются работы А.П.Бутенко, Ф.В.Константинова, Р.И.Косолапова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, А.М.Ковалева, П.П.Лопаты, В.А.Медведева, М.Б.Митина, И.А.Мороз, В.С.Семенова, Ц.А.Степаняна, П.Н.Федосеева и других . При изучении
См.: Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с.III.
Бутенко А.П. Социализм как общественный строй. М., 1974; Развитой социализм: общее и специфическое в его строительстве. Редкол.: А.П.Бутенко (отв. ред. и др.). М., 1980; Ковалев A.M. Некоторые актуальные проблемы теории научного коммунизма. М., 1979; Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. М., 1979; Развитой социализм: проблемы теории и практики./Р.И.Косолапов, И.Д.Лаптев, В.С.Марков и др. М., 1982; Медведев В.А. Теоретические проблемы развитого социализма. М., 1980; Митин М.Б. Идеи В.И.Ленина и современность. М., 1981; Мороз И.А. Диалектика развития социализма: пробл. диалект, противоположностей. Киев, 1978; Семенов B.C. Развитое социалистическое общество: сущность, критерии. М., 1975; Сюсюкалов Б.И. Социалистическое общество: Про-
См. на с.12.
этих работ мы стремились выяснить закономерные связи творчества масс с социалистическим общественным строем, создающим условия для развития этого творчества.
Для оптимизации управления процессом развития творчества масс необходимо изучение общей теории управления обществом. Эти проблемы всесторонне рассмотрены в исследованиях В.Г.Афанасьева, А.К.Белых, К.К.Вавилова, К.И.Варламова, Д.М.Гвишиани, СМ. Косолапова, Т.В.Керимовой, П.Н.Лебедева, А.М.Омарова, Г.И.Петрова, С.Г.Спасибенко, А.Д.Урсул, Ф.М.Рудича, Н.А.Фелифорова и других"'". Изучая эти работы, диссертант выяснял характер и сте-
Со с.П: блемы диалектики развития. М., 1973; Развитой социализм и актуальные проблемы научного коммунизма. / Степанян Ц.А., В.С.Семенов, И.Ф.Петров и др. - М., 1979; Тельбух Ф.Н., Лопата П.П. Развитое социалистическое общество. Историческое место и основные черты. М., 1976; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М., 1978; Его же. Философия и научное познание. М., 1983 и др.
I Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977; Белых А.К. Управление и самоуправление. Социалистическое управление - сущность и перспективы развития. М., 1972; Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 1972; Вавилов К.К. Развитой социализм и управление. Проблемы совершенствования управления общественными процессами. Л., 1980; Лебедев П.Н. Очерки теории научного управления. Л., 1976; Петров Г.И. Основы советского социального управления. Л., 1974; Омаров A.M. Социальное управление: некоторые вопросы теории и практики. М., 1980; Урсул А.Д. Философия и интегрально-общенаучные процессы. М., 1981; Косо-лапов СМ., Рувинский Л.И. Управление процессом нравственного развития личности. М., 1978; Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М., 1974; Правдин Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М., 1979; Рудич Ф.М. Демократический характер управления производством при социализме. М., 1983; Фелифоров Н.А. Принцип демократического централизма в развитом социалистическом обществе. М., 1981 и др.
пень управления процессом социального творчества масс, выяснил место руководства этим процессом в общей системе управления жизнедеятельностью общества.
Отправляясь от работ по проблемам социальной активности, наше внимание было сосредоточено на литературе, где значительное место занимали вопросы творчества. Гносеологические, психологические, кибернетические аспекты творчества рассматриваются в содержательных статьях Г.С.Батищева, Н.А.Венгеренко, И.И,Булычева, И.П.Мамыкина, Ю.А.Харина, в трудах В.С.Библера, Н.И. Гвоздевой, Г.А.Давыдовой, В.Т.Ефимова, А.Лилова, А.М.Коршунова, СМ.Косолапова, М.Н.Морозова, К.С.Пигрова, Я.Л.Пономарева и других . Изучая эти работы, диссертант стремился выяснить природу, содержание и характер творчества человека, определить место социального творчества масс в общественно-историческом развитии.
I Батищев Г.С. Творчество и рациональность. - В кн.: Человек, творчество, наука. Философские проблемы. Мир глазами молодого ученого. М., 1967; Венгеренко Н.А. Творчество и современная эпоха. - В кн.: Человек и творчество (методологические проблемы теории творчества). Сб. трудов. М., 1973; Гвоздева Н.И. Творческий характер в производстве в период развитого социализма. М., І974-; Библер B.C. Мышление как творчество (Введ. в логику мысл. диалога). М., 1975; Давыдова Г.А. Творчество и диа-лектива. М., 1976; Харин Ю.А., Мамыкин И.П. Творчество как социальный феномен. Научное творчество. - В кн.: Творчество в научном познании. Под общ. ред. Д.И.Широканова, Ю.А.Харина. - М., 1976; Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976; Морозов М.Н. Творческая активность сознания. Киев, 1979; Ефимов В.Т. Косолапов СМ. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания. М., 1977; Булычев И.И. Социальная активность личности. Волгоград, 1978; Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М., 1979; А.Лилов. Теория и практика реального социализма. М., 1982; Пигров К.С Творчество и современность. Л., 1982 и др.
Соискатель обратил внимание на общее в интерпретациях проблем творчества как активной человеческой деятельности по изменению окружающего мира, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. В отдельных исследованиях творчество рассматривается как одна из "проблем века", которая "вбирает в себя противоречия эпохи, в ней, как в фокусе, сходятся стоящие перед современным человечеством исторические задачи и средства их разрешения" .
В исследованиях советских авторов раскрыта мировоззренческая и методологическая актуальность проблемы творчества, намечена линия дальнейшего ее исследования в связи с такими важными вопросами как становление высшей формы человеческой активности, представленной в деятельности народных масс в условиях развитого социализма.
Таким образом, по выбранной нами теме имеется значительное количество различных публикаций. Они, как нам представляется, акцентируют внимание на социальной активности и частных видах творчества. В них недостаточно учтена необходимость специального анализа социального творчества масс как целостной определенности в ее комплексных опосредованиях, прямых и обратных связях с действительностью, взаимодействия творчества масс и развитого социализма с учетом всего нового, что вносит их неразрывное единство, усложнение общих задач. В процессе развития социалистического общества творчество масс приобретает качественно новые формы и способы проявления, обогащается их содержание, что характерно для этапа зрелого социализма.
Актуальность исследуемой проблемы и отсутствие специальных работ, в которых бы комплексно, в предмете научного коммунизма
I Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976, с.7.
анализировалось социальное творчество масс в условиях развитого социализма, определили не только цель исследования, но и его объект, предмет, содержание и субординацию задач, которые соискатель решал в своей диссертации.
Цели и задачи исследования. Главной целью настоящей работы явилось изучение природы, сущности, форм и закономерностей развития социального творчества масс, его возрастания в современную эпоху противоборства двух общественно-политических систем, разработка теоретических и практических предложений по дальнейшему развитию трудовой и общественно-политической активности трудящихся масс в интересах планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма.
Объектом исследования является целостный процесс формирования и развития творческой активности трудящихся в условиях развитого социализма. Обобщение практического опыта творческой активности трудящихся Казахской ССР служит подтверждением теоретических положений данной работы.
Предм етом исследования выступает система объективных условий и субъективных факторов, влияющих на социальное творчество масс и их диалектическое взаимодействие. Предмет и объект исследования определили структуру диссертации. При анализе проблемы социализм рассматривается как результат творчества масс, на возрастание которого влияют экономическая, политическая и социально-культурная системы развитого социализма.
Философско-социальный анализ содержания и особенностей творчества масс как целостной комплексной проблемы, рассмотрение ее социально-политических аспектов и вопросов повышения творческой активности трудящихся предполагает решение следующих задач:
- осуществить теоретико-методологическое исследование, нап-
равленное на выяснение содержания и сущности творчества масс, его места и роли, функций в общественно-историческом развитии, определить основные направления возрастания творчества масс, раскрыть структуру изучаемого объекта;
установить соотношение социального творчества масс и исторической необходимости, проанализировать объективные и субъективные факторы, способствующие превращению исторической деятельности масс в сознательный процесс по созданию новых общественных отношений, когда живое творчество масс, как указывал В.И. Ленин, составляет "основной фактор новой общественности111;
обосновать, что социальное творчество народных масс в условиях социализма выступает важнейшей категорией научного коммунизма, в понятийном аппарате которого она еще не разработана;
подвергнуть критике буржуазные концепции,извращающие социальное творчество народных масс, вскрыть их научную несостоятельность и антикоммунистическую направленность;
решить ряд вопросов совершенствования системы аргументов, доказывающих единство социального творчества масс и социализма. На основе анализа теоретического и эмпирического материала показать, что деятельность, направленная на планомерное и всестороннее совершенствование развитого социализма, является главным направлением проявления и развития социального творчества масс; обосновать единство закономерностей возрастания творчества масс и совершенствования развитого социализма;
выявить и проанализировать факторы, сдерживающие развитие социального творчества масс, их обусловленность противоречиями, сложностями и трудностями нынешнего уровня развития общества;
- обосновать пути совершенствования научного управления
I Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.35, с.57.
процессом социального творчества народных масс в органической связи с важнейшими процессами дальнейшего развития советского общества;
всесторонне проанализировать характер, пути и средства руководства Коммунистической партией процессом развития творчества народных масс в условиях развитого социализма;
внести посильный вклад в обоснование общих методологических выводов о путях оптимизации решения проблемы развития творчества народных масс, а также сформулировать практические рекомендации.
Методология и методика исследования. Методологической и теоретической основой исследования являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, Конституция СССР, работы руководящих деятелей КПСС и Советского государства. В диссертации широко используются материалы съездов, Пленумов ЦК Компартии Казахстана, научных конференций, совещаний, материалы центральной и местной печати; обобщается опыт творческой деятельности некоторых трудовых коллективов, отдельных передовиков Казахской ССР.
Важным источником диссертации являются данные общегосударственной и ведомственной статистики, результаты конкретных социологических, социально-экономических исследований, анализ некоторых планов социально-экономического развития ряда крупных предприятий и совхозов Казахской республики.
Научный коммунизм, в русле которого велось данное исследование, исходя из марксистско-ленинской философии как общей методологии, в свою очередь, интегрируя методы решения частных наук, дает возможность рассмотреть наиболее полно, всесторонне
и целостно содержание и сущность творчества масс в условиях социализма.
Одним из методологических принципов было использование системного анализа с учетом соотношения общего, особенного и единичного, интернационального и национального.
Руководствуясь ими, соискатель положил в основу своего исследования следующие положения:
Во-первых, социальное творчество масс рассматривается как способ революционного преобразования действительности, коренного изменения существующих реальностей. В конкретном плане социализм и есть социальное творчество руководимых Коммунистической партией народных масс.
Во-вторых, позитивная осознанно-целесообразная деятельность людей в социально-политической области направлена к развитию общества по восходящей линии, это и есть по существу социальное творчество. Но одновременно это и трудовая деятельность миллионов. Следовательно, труд и творчество - едины и неразрывны, это единый процесс и это тоже закономерность общественного развития.
В-третьих, творческий труд не только создатель новых ценностей и благ или новых общественных форм, но и преобразователь самого человека. В труде умножается, расцветает, ширится мыслительная способность человека, повышается целенаправленность и целесообразность его деятельности, его приемов и способов воздействия на природу,социальный мир. Это означает, что все больше возрастает его творческая потенция. Следовательно, тут происходит в единстве двухсторонний процесс: воздействуя на природу, человек преобразовывает не только ее, но и самого себя, все больше становится творцом, обеспечивая революционно-поступательный прогресс общества в целом. Именно из этого единого процес-
са труда и самопреобразования и вытекает марксистско-ленинское положение о том, что народ является творцом истории.
В-четвертых, творчество народных масс детерминируется общественными условиями и, стало быть, анализ его необходимо вести с точным и полным учетом этих условий, насколько широко они дают возможность для проявления массами своих творческих усилий. Социализм не просто условия для творчества, а прямое и непосредственное порождение, исторически закономерный результат подъема творчества народных масс, руководимых марксистско-ленинской партией.
В ходе исследования были использованы различные методы: критический анализ теоретической, публицистической и художественной литературы с позиции решения в ней задач, способствующих повышению трудовой и политической активности трудящихся, развитию их творческой деятельности. Эта работа нашла отражение в анализе статей, опубликованных в журналах: "Партийная жизнь Казахстана", "Казахстан коммуниси", "Молодой коммунист". Под руководством соискателя были проведены исследования эффективности коммунистического воспитания в комсомольских организациях трудовых коллективов Казахской ССР в связи с проблемой повышения активности трудящихся.
Научная новизна диссертации определяется самой постановкой исследуемой проблемы, актуальностью анализируемых вопросов, комплексным, философско-социалъным характером их изучения и решения.
В работе, исходя из общей теории роли народных масс в истории, осуществлена разработка основных теоретических проблем социального творчества трудящихся применительно к особенностям этапа зрелого социализма, с учетом его достижений, объективных
и субъективных сторон развития творчества масс. Творчество масс и теория социалистического общества рассмотрены в органическом единстве.
Социальное творчество масс анализируется как целостная система в единстве его содержания, форм и методов развития, уровней проявления в тесной связи и историческими формами дифференциации и консолидации общественной жизни, с социальным управлением.
Значительное место в исследовании уделено реализации общих закономерностей в условиях Казахской ССР на основе анализа значительного эмпирического материала, полученного в результате социальных исследований, проведенных автором и с его участием.
Новизна диссертационного исследования определяется следующими положениями:
Во-первых, в работе впервые рассматривается и обосновывается понятие: "социальное творчество народных масс в условиях социализма" как категория научного коммунизма.
Во-вторых, сделана попытка всесторонне исследовать диалектику взаимосвязи и взаимодействия категорий "деятельность", "социальная активность", "социальное творчество" и обосновать положение о том, что творчество выступает как часть проявления социальной активности.
В-третьих, в работах, посвященных социальному творчеству, авторы в основном ограничивались исследованием психологических аспектов анализа противоречивости самого творческого процесса. Диссертант одним из первых сделал попытку проанализировать социально-политический аспект диалектической противоречивости развития творчества масс.
В-четвертых, на основе всестороннего анализа эмпирическо-
го материала анализируется "механизм" воздействия социально-психологического климата в коллективе на процесс развития творчества прудящихся. В диссертационной работе показана прямая связь между уровнем творчества каждого члена коллектива и творческой атмосферы в самом коллективе.
В-пятых, в диссертации исследуются важнейшие стороны диалектической связи процесса развития социалистической демократии и возрастания социально-политического творчества народных масс и их политической культуры.
Практическая значимость исследования . Теоретическое обоснование проблем социального творчества масс в условиях развитого социализма представляет несомненную практическую ценность диссертации, отвечает потребностям практики планомерного и всестороннего совершенствования развитого социализма, что является главным в деятельности КПСС и советского народа.
Концепция социального творчества масс в условиях социализма в определенной мере способствует дальнейшему исследованию проблемы общественного прогресса как естественно-исторического процесса и как результата сознательной деятельности социальных субъектов в их неразрывном единстве. Она является конкретизацией открытого К.Марксом закона возрастания роли народных масс в истории с учетом достижений реального социализма.
Исследование вносит посильный вклад в совершенствование научной критики немарксистских и ревизионистских концепций, извращающих роль народных масс в истории.
Теоретические положения диссертации и ее основные ВЫВОДЫ могут оказать определенную помощь партийным, советским и общественным организациям в дальнейшем развитии народной инициати-
вы и творческих починов трудящихся. Здесь немало различных форм. Среди них - улучшение социально-экономического планирования в трудовых коллективах с усилением акцента на путях и способах развития их творческого потенциала и, соответственно, осуществление необходимых управленческих мер.
Материалы диссертации могут широко использоваться в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях, при чтении спецкурсов, в разработке программ и методик прикладных социологических исследований, в системе политического просвещения.
В процессе работы над проблемой соискатель выступал с докладами на пленумах и съездах комсомола Казахстана, общества "Знание" Казахской ССР, на пленумах Актюбинского обкома партии, на республиканских совещаниях актива высших и средних специальных учебных заведений, на теоретических конференциях. Диссертант принимал участие в подготовке решений партийных, комсомольских и профсоюзных органов Казахской республики по вопросам повышения трудовой и общественно-политической активности трудящихся.
Материалы диссертационной работы используются в педагогической и идейно-воспитательной работе в Алма-Атинском педагогическом институте иностранных языков, при чтении лекций по курсу научного коммунизма, в научном руководстве студенческими работами. Соискатель, являясь руководителем теоретического семинара преподавателей института по актуальным проблемам научного коммунизма, разработал темы рефератов для слушателей этого семинара.
Материал диссертации широко использовался администрацией и партийными организациями Карагандинского металлургического комбината, Актюбинского завода хромовых соединений, Алма-Атинского завода тяжелого машиностроения и ряда целинных совхозов
Актюбинской, Целиноградской и Карагандинской областей при составлении плана социально-экономического развития трудовых коллективов, где выделялся раздел "Формы и методы", способствующие развитию социального творчества трудящихся.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования излагались соискателем в докладах и выступлениях на всесоюзных, республиканских научных и научно-практических конференциях по проблемам научного коммунизма, на съездах, пленумах республиканской комсомольской организации, общества "Знание" Казахской ССР, на собраниях трудовых коллективов.
Исследования теоретических проблем социального творчества масс в условиях социализма, которыми соискатель занимается в течение многих лет, получили освещение в монографии, брошюрах и статьях в коллективных работах. Непосредственно по проблемам диссертации опубликованы монография, объемом 16 п.л., 3 брошюры, несколько статей.
Диссертация обсуждалась и получила одобрение на кафедрах научного коммунизма Алма-Атинского педагогического института иностранных языков и Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина.
Возрастание творческой роли народных масс - закономерность исторического развития
К.Маркс изучил весь ход истории человеческого общества, роль народных масс в общественном развитии, "движение широкой массы,в ущерб которой происходило до сих пор историческое развитие"1, установил неразрывную связь деятельности действительного человечества с деятельностью массы человеческих индивидуумов, глубины захвата исторического действия с увеличением численности исторически действенной массы. Эти положения, составляющие основу материалистического понимания истории, открытого К.Марксом, дали возможность Ь естественно-исторической точностью исследовать общест-венные условия жизни масс и изменения этих условий" и тем самым были преодолены ограниченности домарксовых теорий, которые "не охватывали как раз действий масс населения" .
В научной разработке проблем возрастания творческой роли народных масс основоположники марксизма-ленинизма всесторонне применяли диалектико-материалистическую теорию развития, гносеологию и логику. Это вытекает из понимания диалектики как учения о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учения об относительности и абсолютности социально-исторической детерминации и практической действенности человеческих знаний.
Раскрывая сущность материалистической диалектики как последовательно научного и революционного метода теоретического отражения вечно развивающейся материи и человеческой истории, В.И.Ленин, вслед за К.Марксом и Ф.Энгельсом, подчеркивал всесторонность, содержательность и глубину диалектико-материалисти-чёской теории развития, гносеологии и логики и в своих гениальных трудах дал ряд новых блестящих доказательств их единства и взаимопроникновения.
Ленинизм, верно отражая объективные закономерности истории, ее новые повороты, связанные с возрастанием роли народных масс, постоянно вбирает в себя то новое, что приносит историческое творчество трудящихся. Ленинизм - это непрестанное творчество, анализ и обобщение социальных изменений, это непрерывное самообновление революционной теории под воздействием революционной практики масс. Для КПСС, для пролетарских революционеров всего мира ленинизм был и остается подлинной наукой и искусством революционного творчества.
Принцип творчества - неотъемлемая черта марксистско-ленинской теории и революционной практики. Основополагающая идея творческого, созидательного, новаторского, революционно-критического отношения к действительности пронизывает все составные части марксистско-ленинского учения, всю логическую структуру марксистско-ленинской теории и ее практических воплощений в сфере политики, хозяйственной деятельности, культурного строительства и т.д. Принцип творчества выступает и как одна из решающих логико-гносеологических и методологических предпосылок внутренней целостности, органического единства и действенности всего марксистско-ленинского учения.
Основываясь на законах и категориях материалистической диалектики, исторический материализм и научный коммунизм наполнили проблемы творчества масс всесторонне аргументированными положениями о важнейших источниках, структуре и значении всех форм сознания и поведения масс, о творческих потенциях производственно-трудовой деятельности и классовой борьбы, об историческом новаторстве революционных партий, о диалектике воздействия различных форм общественного сознания и познания на характер творческого процесса, его генезиса и эволюции, о единстве и многообразии его типичных форм.
Диалектико-материалистическое истолкование объективных закономерностей, условий, предпосылок и перспектив исторической деятельности больших и малых общественных групп, занимающих различные места в системах материального или духовного производства, дало проблеме массового и индивидуального творчества целостное, исторически конкретное освещение, позволяет понять влияние объективного положения, потребностей и интересов людей на результаты деятельности, выяснить соотношение различных факторов стимулирования творчества в социалистическом обществе и причины его сдерживания, ограничения во всех классово-антагонистических формациях.
Для развития творчества масс объективные условия являются решающими. От способа производства, места народных масс в нем, и общественного строя зависит характер и степень развития творчества масс. Творчество масс обусловлено не только способом производства, но и всеми процессами экономического, социального, политического и духовного развития общества. Его объективная основа - развитие производительных сил и всей системы общественных, прежде всего производственных, отношений.
Социалистическая форма производственных отношений обнаруживает свою прогрессивность через творческую деятельность масс и активно воздействует на ее развитие. Этот процесс направляется Коммунистической партией, которая руководит творчеством трудящихся. Главная задача народных масс, как указывал В.И.Ленин, в налаживании чрезвычайно сложной и тонкой сети новых организационных отношений, охватывающих планомерное производство и распределение продуктов, необходимых для существования миллионов людей1. При социализме творчество масс перестает быть стихийным, что позволяет "вместо господства отношений и случайности над индивидами, установить господство индивидов над случайностью и отношениями"2.
Методологией научного исследования творчества является диалектика. Она раскрывает многообразие форм и методов познания и революционной деятельности, многообразие форм их развития, взаимосвязи и переходов, отметает догматизм, односторонности. Диалектика творчества в своей основе - это диалектика формирования и распространения, развития вширь и вглубь коллективной деятельности людей, прежде всего деятельности материально-производственной, трудовой, направленной на борьбу человека против стихийных сил природы, НЕ ее подчинение сознательному общественному контролю и управлению.
Антинародная сущность буржуазных и ревизионистских концепций "нетворческой массы"
Рассматривая вопрос о диалектическом взаимодействии, материальном единстве и многообразии всех сторон жизни общества, в том числе общества социалистического, подчеркивая ведущую роль в историческом прогрессе способа производства, маркситско-ленинская наука также придает важ«ое значение анализу содержания и форм социального отражения, исследованию сознательных побуждений и стимулов "в головах действующих масс". В капиталистических странах одним из серьезных идеологических и психологических препятствий для политической консолидации трудящихся являются создаваемые правящей буржуазией антидемократические "элитарные" мифы и предрассудки, пытающиеся отрицать решающую роль масс в историческом процессе, утверждающие, что массы инертны, что они не способны к активным осмысленным действиям.
Свой "вклад" в арсенал идеалистических и метафизических измышлений, предназначенных служить обоснованием реакционных мифов о враждебности масс социальному прогрессу, внесли западно-европейские социологи и социальные психологи, выступающие со сходными теориями о примитивном и даже патологическом уровне психики всякой толпы и массы. "Лебон, Тард и Сигеле доказывали, что в толпе критическое отношение личности к действительности снижается и она становится способной лишь к разрушительным действиям против кого-либо ("них"!). Решающую роль при этом Лебон, Тард и Сигеле отводили активирующейся в толпе реакции подражания и взаимного психологического заражения ("Мы"). Стихийные действия толпы, таким образом, объясняются, с одной стороны, подстрекательскими действиями бунтовщиков, указывающих, против кого надлежит действовать, с другой стороны - подражательный, или имитационной реакцией, присущей стадным животным, а у человека являющейся атавизмом".
Хотя исходным пунктом социологической концепции Тарда, изложенной в его работах "Социальная логика", "Социальные законы", "Законы подражания" и других, является психология индивида, фактически роль отдельного человека сводится им на нет (наряду с отрицанием творческой роли масс), поскольку все групповые и общественные ценности и нормы возникают в результате некритического заимствования одного у многих и некоторых у всех. Таким образом, само общество, его история, демонстрируют лишь вечный закон повторения одного и того же, когда "нет ничего под Солнцем". Правда, отдельные выдающиеся личности, проявляя свою оригинальность и инициативу, могут, по Тарду, делать открытия и изобретения, проводить перекомбинации существующих идей, однако эти нововведения являются лишь мнимыми, "все новое кроится из старья", так же повторяется, в сущности воспроизводится бессчетное число раз, как и другие события в истории.
Учение Тарда было воспринято и дополнено Россом, Дьюи и рядом других буржуазных теоретиков, сделавших из этой концепции крайние, субъективистские выводы в духе антидемократизма, мас-собоязни.
Выводы и рекомендации буржуазных специалистов по психологии "массового сознания" широко используются милитаристами, реакционными политиками - сторонниками опасных военных приготовлений империалистической реакции, разведчиками и пропагандистами, антисоветскими центрами за рубежом, буржуазными средствами массовой информации для ведения "психологической войны", враждебных идеологических диверсий против стран социализма, мирового коммунистического и рабочего и национально-освободительного движения.
События последних лет в некоторых странах показывают, что противники социализма, антикоммунистические центры предпринимают попытки использовать ошибки и недостатки в экономической и социальной политике, в методах руководства для нападок на партию рабочего класса, на социалистическую систему, стремятся повернуть против социализма массы.
В идеологической борьбе противники реального социализма все шире применяют различные модели социализма - от "демократического", с "человеческим лицом" до маоистского, казарменного, который "внедряли" полпотовские лакеи Пекина, "акции" которых унесли несколько миллионов жизней народа Кампучии. Любители различных моделей далеки от реального социализма, им чужды идеи и практические дела творцов социалистического общества. Их оголтелый антисоветизм и беспардонная клевета на реальный социализм питаются субъективно-идеалистическими воззрениями.
Творческие функции социалистического соревнования
Одним из самых действенных проявлений социального творчества масс выступает социалистическое соревнование. Это новое общественное явление вызвано к жизни революционными преобразованиями действительности, изменением социального характера труда» Социалистическое соревнование - отношения трудового соперничества и товарищеской взаимопомощи, порождено историческим творчеством масс и научно организовано Коммунистической партией. "В условиях зрелого социализма, - говорится в постановлении Центрального Комитета КПСС "О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР", - соревнование стало мощным двигателем не только экономического, но и социального прогресса, духовного, нравственного расцвета советского общества о
Соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц, КоЕаркс относил к числу преимуществ кооперации труда . Соревнование неразрывно связано с кооперацией труда. Оно возникает как закономерный момент производства, как результат общественного контакта производителей. КоМаркс отмечал, что механическая сумма сил отдельных рабочих отлична от той общественной силы, которую дает комбинированный труд, что вместе с созданием кооперации труда возникает новая производительная сила, которая по самой своей сущности есть массовая сила. Соревнование капиталистов приобретает специфическую форму конкурентной борьбы ради увеличения прибыли , что обусловлено главной целью капиталистического производства - получением прибавочной стоимости. К.Маркс указывал, что при социализме предметом соревнования будет продукт, а не прибыль. "В строе, - писал Ф.Энгельс,-достойном человечества... конкуренция отдельных лиц между собой, соперничество капитала с капиталом, труда с трудом и т.д. сведется к соревнованию..., которое с устранением противоположных интересов будет ограничено присущей ему своеобразной и разумной сферой". В.И.Ленин всесторонне раскрыл экономическое и социальное значение соревнования для победы нового общественного строя. Через два месяца после свержения Великой Октябрьской социалистической революции В.И.Ленин выдвигает неотложные задачи орга-низации соревнования, как побудителя инициативы трудящихся . Ленинские идеи социалистического соревнования - продолжение и развитие марксистских положений о революционном творчестве масс в новых условиях, когда ликвидирована частная собственность на средства производства и перед трудящимся открываются широчайшие возможности планомерного использования производительных сил. Труд приобретает непосредственно общественный характер, рождается новое отношение к общественному труду - социалистическое соревнование.
В добровольном почине рабочих, в борьбе за повышение производительности труда, в создании революционной дисциплины, социалистических форм хозяйствования и жизни проявились творческие функции соревнования. Соревнование направлено на создание новых экономических отношений, нового общества, на осуществление задач положительного коммунистического строительства.
Социалистическое соревнование на основе общественной собственности и коллективных форм борьбы за увеличение жизненных средств в условиях распределения по труду превращается в одну из важных движущих сил социального прогресса, содействует росту коммунистической сознательности, утверждению нового отношения к труду, развитию социалистических форм труда. Оно выражает общественно-необходимое отношение соревнующегося человека к труду, к коллективу, к обществу в целом. Поскольку от результатов состязательно-инициативной деятельности масс зависит весь процесс формирования и развития социалистического общества, темпы и форма его перерастания в коммунистическую фазу, соревнование выступает и как активное отношение соревнующихся к будущему на основе переработки, удержания прошлого и настоящего опыта, способ самовыражения и проявления отношения к общественному.
Соревнование - специфическое закономерное явление, присущее социалистическим производственным отношениям, основанным на единстве коренных интересов производителей. Оно - всеобщая форма коллективистской трудовой деятельности, реализации закона развития (творческого труда. Социалистическое соревнование выражает главное направление исторического творчества трудящихся масс. Совершенствованию соревнования нет предела, оно - динамично, ибо его сила в творческой активности соревнующихся, массовом проявлении смелого почина, инициативы снизу.
Социальное творчество масс и развитие социалистической демократии
Углубление и расширение многопланового процесса социально-исторического творчества масс, успешное осуществление задач постепенного перехода от социализма к коммунизму органически связано с дальнейшим развитием социалистической демократии, обеспечивающей решающее участие трудящихся в управлении обществом, постоянную государственную активность народа.
Созидательный опыт трудящихся подтвердил неразрывность демократии и социализма. Социалистическая демократия совершенствуется все более широким участием трудящихся в управлении делами общества, развитием демократических основ советской государственности.
Коммунистическая партия Советского Союза постоянно уделяет внимание вопросам развития и совершенствования социалистической демократии, ее принципов и норм, вытекающих из ленинских идей. Непрерывное совершенствование демократии - объективная потребность развитого социализма. Демократия и социализм взаимосвязаны и взаимозависимы. Осуществление народовластия, активное участие трудящихся в управлении делами государства, в решении актуальных проблем экономики, политики, культуры и дальнейшее совершенствование социалистической демократии стало главным направлением развития всей политической системы нашего общества.
Наша партия, верная творческому марксизму-ленинизму, опираясь на его научные принципы, всегда проявляет творческий подход к постановке и решению новых проблем, выдвигаемых практикой, историческим творчеством масс. Одной из таких проблем - развитие политической системы советского общества. Громадную работу КПСС в области теории и практики совершенствования политической системы развитого социализма увенчали подготовка и принятие новой Конституции СССР, теоретические выводы, изложенные в документах Центрального Комитета КПСС.
Партия проявляет заботу о совершенствовании работы государственного аппарата, улучшение стиля партийного руководства. Одним из крупных вопросов, как подчеркивал товарищ К.У.Черненко, является четкое разграничение функций партийных комитетов и функций государственных и хозяйственных органов, устранение дублирования в их работе. Партия сосредоточивает свое внимание на политическом руководстве всеми институтами политической системы, что предполагает формулирование целей, идеологическую работу, осуществление кадровой политики, повышение уровня партийного и государственного руководства экономикой .
Благодаря деятельности сложившейся в СССР политической системы, всех ее элементов - Советов, массовых объединений трудящихся, ее руководящего и направляющего ядра - КПСС, творчеством народных масс, реализуются великие преимущества социалистического строя - динамизм, непрерывность, планомерность развития общества.
Дальнейшее всестороннее развитие политической системы советского общества - многоплановый и глубочайший процесс, который находит свое конкретное выражение в совершенствовании социалистической государственности, в дальнейшем развитии социалистической демократии, укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, активизации деятельности общественных организаций. При этом надо иметь в виду, что всесторонне развивается собственная активность государственных органов и общественных организаций, инициатива которых стимулируется КПСС и широким участием народных масс. Все эти явления обусловлены нашими историческими достижениями.
С построением развитого социализма советское государство, возникшее как диктатура пролетариата, закономерно переросло в социалистическое общенародное государство. Диктатура пролетариата выполнила свои исторические задачи. Она необходимый, обязательный этап в становлении и развитии социализма, вместе с тем и исторически преходящее явление. Практика государственного строительства в условиях социализма доказала, что государство социалистического типа имеет свои этапы развития - государство диктатуры пролетариата и общенародное государство. Теперь наше общенародное государство сосредоточивает внимание на решении задач совершенствования развитого социализма, связанных с интенсификацией экономики, с повышением уровня народного благосостояния, удовлетворением постоянно растущих материальных и духовных запросов советских людей, реализацией и охраной прав и свобод личности.
Комплексное решение сложных задач существенно обогащает деятельность Советского государства, полнее раскрывается его демократическая природа. Расширяется его социальная база. Все общество теперь является социальной базой. Государство выражает интересы всего советского народа, идейно-политическое единство которого эффективно умножает силу и мощь государства, благотворно влияет на постоянное повышение качества его деятельности как важного инструмента в проведении политики нашей партии. Жизнь подтвердила известное ленинское положение о том, что социалистическое государство сильно сознательностью масс, поддержкой, которую они оказывают начинаниям государства. Советское государство - сам советский народ, который выступает как коллективный управляющий всеми государственными делами.
Диалектика нашего государственного и общественного развития, как отмечалось на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 4 октября 1977 года, состоит в том, что по мере развития и совершенствования социалистического государства миллионы граждан все более активно участвуют в работе органов власти, народного контроля, в управлении производством и распределением, в социальной и культурной политике, в осуществлении правосудия.