Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Предпосылки, характер и движущие силы апрельской революции 14
1. Экономические и социально-политические предпосылки Апрельской революции 14
2. Характер и движуще силы революции 25
3. Народно-демократическая партия Афганистана ведущая сила и руководящее политическое ядро афганского общества 46
Глава II. Формирование и развитие пожтическои системы дшократической республики афганистан 59
1. Преобразования в области социально-политического строя 59
2. Национально-демократическая сущность государственной власти 78
Глава III. Преобразования в социально-экономических и духовно-йдюлоіїїческих сферах афганского общества 106
1. Изменения в сфере социально-экономических отношений 106
2. Особенности преобразований в духовной сфере 128
3. Роль интернациональной помощи афганскому народу в развитии и преобразовании общества 152
Заключение 171
Библиография 177
- Характер и движуще силы революции
- Народно-демократическая партия Афганистана ведущая сила и руководящее политическое ядро афганского общества
- Национально-демократическая сущность государственной власти
- Особенности преобразований в духовной сфере
Введение к работе
ХХУІ съезд Коммунистической партии Советского Союза внес выдающийся вклад в развитие теории научного коммунизма, с научной обоснованностью дал оценку нового этапа мирового революционного процесса, тем самым углубил марксистско-ленинское определение современной эпохи, сформулированное в Программе КПСС, других документах партии, в материалах международных Совещаний Коммунистических и рабочих партий.
Характерной чертой современной эпохи является переход от капитализма к социализму, который осуществляется путем пролетарских, национально-освободительных и народно-демократических v революций; глобальное противоборство двух мировых общественно-политических систем; укрепление международных позиций реального социализма.
Съезд глубоко проанализировал состояние национально-освободительного движения на современном этапе как составной части мирового революционного процесса, подытожил опыт сотрудничества СССР с освободившимися странами, и в первую очередь со странами, избравшими путь социалистической ориентации1.
Главным итогом национально-освободительного движения, путь которому открыла Великая Октябрьская социалистическая революция, является крах колониальной системы империализма и рождение на ее обломках десятков самостоятельных независимых государств.
Анализ современного этапа национально-освободительного движения позволяет сделать вывод о том, что акценты современных национально-демократических революций смещаются в сторону обострения борьбы против неоколониализма и феодальных отношений 1 См.: Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.: Политиздат, 1981, с.12-13. внутри этих стран. Не ограничиваясь выполнением национально-освободительных задач, они решают ныне более широкие задачи в области социально-классовых преобразований. "Интересы нации, - указывает Программа КПСС,- требуют уничтожения остатков колониализма, выкорчевывания корней господства империализма, вытеснения иностранных монополий, создания национальной промышленности, упразднения феодальных порядков и пережитков, проведения радикальных аграрных преобразований с участием всего крестьянства и в его интересах, осуществления самостоятельной миролюбивой внешней политики, демократизации общественной жизни, укрепления политической Независимости"1. диалектика таких глубоких социально-классовых преобразований хорошо просматривается на примере некоторых развивающихся стран, таких как Ангола, Алжир, Мозамбик, Эфиопия, НДРЙ, а также Народно-демократическая республика Афганистан.
Общая характеристика работы. Исследование современного этапа национально-освободительного движения на примере одной страны, избравшей путь социалистической ориентации, несомненно представляет определенный научный интерес. диссертантом поставлена цель - исследовать диалектику соотношения общего и особенного в национально-освободительном движении, взаимосвязи общих закономерностей и особенностей социально-экономических и политических преобразований в Афганистане.
Завоеванию Афганистаном политической независимости способствовал дальнейший подъем антиимпериалистического движения в странах Востока - Китае, Индии, Иране, І^рции, развернувшегося
Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1961, с.45. под влиянием идей Великой Октябрьской социалистической револю-ции. Советское правительство в марте 1919 г. первым в мире объявило о признании им полной независимости и суверенитета афганского государства.
У истоков советско-афганской дружбы стоял великий вождь и гениальный учитель международного пролетариата В.И.Ленин. С самого начала своей революционной деятельности В.И.Ленин уделял большое внимание проблемам, связанным с жизнью и борьбой угнетенных народов Востока, в том числе Афганистана. В своем докладе на Ш Всероссийском съезде Советов В.И.Ленин специально подчеркнул, что "дружественные отношения у нас все более и более налаживаются и укрепляются с Афганистаном" .
После завоевания .Афганистаном политической независимости в стране был установлен феодально-монархический режим, который на многие десятилетия затормозил ее прогрессивное политическое и социально-экономическое развитие. По уровню экономического, культурного развития и национального дохода на душу населения Афганистан занимал одно из последних мест в мире. Монархический режим держал трудящиеся массы в темноте, невежестве, политическом бесправии, а богатства страны, созданные трудовым народом, грабили империалистические хищники.
Все это создавало почву для недовольства масс существующим режимом, которое проявлялось в забастовках, возникавших в крупных городах, в бойкотах общественно-политических мероприятий, в отказе молодежи нести воинскую службу и т.п.
В 60-е годы усиливается политическая активность наиболее прогрессивных слоев интеллигенции, радикально настроенного чи- С Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.42, с.132. " См.: Аргументы и факты, 1983, № 17, с.5. -новничества и мелкой буржуазии, появляется тяга к изучению идей научного социализма. Б стране возникают марксистские кружки, которые явились основой для создания I января 1965 г. Народно-демократической партии .Афганистана (БДІЇА), вставшей во главе революционного движения масс.
В 1973 году в Афганистане произошел государственный переворот, который возглавил бывший глава правительства Мухаммед Дауд в целях узурпации личной власти. Афганистан был провозглашен республикой.
С тем, чтобы укрепить авторитет режима среди народных масс, правительство М.Дауда провозгласило широкую программу социально-экономических преобразований. Однако дальше слов дело не пошло. Провозглашенные М.Даудом прогрессивные мероприятия остались на бумаге. Более того, даудовский режим ввел страну в еще большую зависимость от иностранного капитала, усилил репрессии против прогрессивных сил. Все это вместе взятое привело к еще большему обострению социально-классовых противоречий в обществе. К этому времени в стране достигли известной зрелости силы, способные на решительные действия по устранению социальных бедствий - нарождающийся пролетариат, прогрессивная интеллигенция и военнослужащие, которые явились основным костяком ЦВДА.
Под руководством НДПА в Афганистане произошла Апрельская (1978 г.) революция, открывшая новую эру в истории страны.
Степень изученности проблемы. Известные советские востоковеды Р.Т.Ахрамович, H.M.I^rp евич, Ю.М.Головин, І.Р.Гордон-По- ^ лонская, А.Д.Давыдов, Г.П.Е&ов, Э.С.Нухович, М.Р.Павлович, М.Г.Пикулин, А.А.Поляк, И.М.Рейснер, Л.Б.Теплинский, Н.А.Хал-фин, А.Н.Хейфец, Н.И.Черняховская и др. выполнили огромный
I. См.: библиографию. объем научно-исследовательских работ, посвященных различным аспектам политических и социально-экономических отношений Афганистана, который "материализовался" в ряде опубликованных ими научных трудов.
Определенный вклад в изучение истории и экономики этой страны внесен учеными Среднеазиатского региона А.Х.Бобоходжае-вым, Б.Г.Гафуровым, Ш.ЗариповымД.Мухтаровым, Х.Н.Назаровым, Д.Очильдиевым, Т. З^грсуновым и др. Д.Мирбабаев (1965 г.), Х.Н. Назаров (1976 г.), А.Н.Лагунов (1979 г.) подготовили и защитили по проблемам Афганистана кандидатские и докторские диссертации.
В данных работах красной нитью проводится идея о влиянии Октябрьской революции на судьбы афганского народа, освещается проблема социально-экономической истории Афганистана, особенно в области налоговой политики и экономического положения трудящихся масс, товарно-денежных отношений, землевладения и землепользования, социальной дифференциации и т.д. Хронологические же рамки названных исследований, к сожалению, не охватывают периода Апрельской революции 1978 г. и реализации ее задач и целей.
Глубокий познавательный интерес вызывают научные труды о современном Афганистане, созданные известными учеными Таджикистана - М.С.Асимовымг, С.А.Раджабовыкг и Х.Н.Назаровым3.
После Апрельской революции в советской периодической печати, а также и в мировой печати опубликован целый ряд материалов 1 Асимов М.С. Ставка на ложь,- Известия, 1979, 10 авг.
Рачабов С.А. Музафсрарият^ои революцшш миллию демократи дар Афганистан.- Коммуниста: Точикистон, 1981, № 8; Его же. Афганистан по пути демократии и прогресса (в соавторстве).- Душанбе: Ирфон, 1978.
Назаров Х.Н. Апрельская революция и решение аграрного вопроса в Афганистане,- Известия АН ТаджССР. Отд.общ.наук, 1980, $ 3.
,о ДРА, укреплении ее политического статус-кво и социально-экономических основ. Однако эти материалы, как правило, носят публицистический характер, не имеют углубленной аналитической направленности, их авторами, как правило, не пользовались, или мало использовались материалы афганской прессы, незаменимые как. первичные источники информации.
Актуальность избранной темы обусловлена: во-первых, тем,что общие закономерности национально-демократической революции в исследуемом случае проявляются в особых, оригинальных условиях, практически не имеющих аналогов в мировой практике. Отсюда, вполне естественно, исследование данных социальных процессов обогащает теорию научного коммунизма; во-вторых, отсутствием фундаментальных, комплексных исследований по данной проблеме и единой точки зрения среди исследователей по вопросу о.характере, особенностях и движущих силах Апрельской революции; в-третьих, опыт Апрельской революции и реализация ее итогов обогащает авангардные партии стран социалистической ориентации и других развивающихся стран методами борьбы за новое общество, за коренное преобразование социально-экономических основ жизни.
Эти обстоятельства явились основой для выбора темы диссертационного исследования. Этому также, в известной мере, способствовало глубокое и детальное личное знакомство диссертанта с данной страной на протяжении пяти лет и пребывание в Афганистане в период свершения Апрельской революции 1978 года.
Цель и задачи работы.Выявить формы проявления общих закономерностей национально-демократической революции в Афганистане и реализации ее целей и задач, в частности, исследовать социально-политические и экономические предпосылки Апрельской революции, ее характер, движущие силы, перспективы развития полити- ческой и социально-экономической системы общества, борьбу с внешней и внутренней контрреволюции'*., влияние на развитие страны советской интернациональной помощи, а также помощи, оказываемой ДРА другими социалистическими странами.
Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, выступления и статьи руководителей КПСС и Советского государства.
Автором максимально использованы материалы как советской, так и афганской и другой иностранной прессы, а также вышедших в свет монографий и сборников .
В диссертации нашли освещение материалы газет и журналов, издающихся или издававшихся в Афганистане на фарси ("Парчам", т,Халк", "Анис", "Хивад", "ХЗкикате инкилабе саур", "Джомхурият", "Дарадапе джаванан", "Шоалае джавид", "Гахидз", "Рузгар", "Жуан-дун", "Миллат"). Из статей об Афганистане, печатавшихся в журналах и газетах на польском ("Политика", "Виднокрэнги", "Пэр-спэктывы" и др.), чешском ("Новы ориент"), болгарском, а также на английском языках был почерпнут ряд интересных сведений по исследуемой проблеме.
Задачей настоящего диссертационного исследования является:
I) систематизация фактического и статистического материала,
См., например: Правда об Афганистане. Документы, факты, свидетельства.- М.:Изд-во АПН, 1980: Кассис В. и Рашидов К. Афганистан сегодня.- М.: Известия, 1980; Изгаршев В.Ф. По долгу интернационалистов.- М.:Воениздат, 1981; Мокроусов Б. 120 дней в Кабуле.- М. :Изд-во Правда, 1981; Верстаков В. Там, в Афганистане,- М.: Воениздат, 1981; Кашуба Г.П. Афганские встречи. -М.: Изд-во ДОСААФ, 1981; Демократическая республика Афганистан. Справочник.- М.:Наука, 1981; Поляков г.А. Афганистан революционный.- М.: Международные отношения, 1981; Хуберт Кутник. Афганистан глазами очевидца.- М.: Прогресс, 1982; История Афганистана.-М.:Мысль,1982; Коргун В.Г. Интеллигенция в политической жизни Афганистана,- м.:наука, 1983 и др. В ряде репортажей, очерков, свидетельств очевидцев представляют интерес публикации "Иностранной литературы": Иорданский В. Второе дыхание революции (1980, J6 6); Слезова А. Вид из окна.Репортаж из Кабула (там же). содержащегося в периодической печати и статистических сборниках; систематизация и обобщение разрозненных общетеоретических положений и выводов, содержащихся в рассматриваемой выше литературе; выработка и обоснование собственных положений и выводов как результата проведенного исследования.
Научная новизна работы, диссертант сделал попытку уточнения и развития некоторых положений, категорий, понятий и терминов из области теории национально-освободительного движения. Приведем .лишь некоторые примеры этого.
Рассматриваются некоторые вопросы теории соотношения общих закономерностей и национальных особенностей в социальной революции, делаются соответствующие выводы.
В связи с необходимостью выявления сущности Апрельской революции как национально-демократической возникла необходимость дифференциации понятий"национально-демократическая" и "народно-демократическая" революции.
Параллельно этому конкретизировались сущность и типология народного государства (национально-демократическое, народно-демократическое, социалистическое).
Делается попытка уточнения сущности таких категорий как "аграрная революция", "культурная революция", "коренные преобразования" и т.п. и их применение на примере Афганистана. В связи с этим проводится дифференциация смежных пенятий и терминов (аграрная реформа - аграрная революция: социалистическая куль-турная революция - буржуазная культурная революция; социальная база революции - движущие силы революции; государственный переворот - социальная революция и т.п.).
Теоретическая и практическая значимость работы. Проблемная постановка вопросов, как правило, вызывает разноречивые мнения, порождает дискуссии, результатом чего нередко является' выработка нового знания, новых положений, признаваемых большинством ученых. В постановке таких вопросов и заключается, на наш взгляд, основная значимость нашей работы. Не исключено, по-видимому, что некоторые предлагаемые нами положения и выводы получат признание специалистов и послужат отправным пунктом для дальнейших исследований. В этом плане укажем, в частности, на нашу попытку научной аргументации динамики развития Апрельской революции, двух этапов антинародного заговора Амина и его срыва в декабре 1979 г., что потребовало кропотливого анализа и увязки разрозненных и часто весьма противоречивых данных, их сопоставления, систематизацию, включая мельчайшие детали.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике педагогической и пропагандистской работы. Материалы диссертации могут найти применение в курсах преподавания общественных дисциплин, и, в частности, в курсе научного коммунизма при чтении лекций, проведении семинарских занятий по темам: "Национально-освободительное движение" и "Идеологическая борьба в современном мире". Приводимые в диссертации данные могут послужить материалом для лекционной пропаганды, источником аргументации в идеологической борьбе, в нашей контрпропаганде.
Генеральный секретарь ЦК ЩЩА Б.Кармаль отметил: "Партия, недавно ставшая правящей, особенно остро нуждается в теоретическом обосновании перспектив революционно-демократического развития страны, перспектив, учитывающих объективные условия и субъективные факторы" . Такое обоснование вырабатывается коллекг-
Коммунист, 1981, № 6, с.81. тивными усилиями, теоретической мыслью всего современного мирового коммунистического движения. Наиболее обобщенные выводы в этом направлении делаются в документах съездов КПСС. Для того, чтобы эти выводы и формулировки были сделаны, необходима напряженная творческая деятельность всех обществоведов-марксистов, работающих в данной области. Деятельность эта выражается, в частности, и в рамках публикации научных работ, защиты диссертационных исследований по данным проблемам. И в этом направлении может рассматриваться практическая значимость нашей диссертационной работы.
Апробация. Многие положения работы изложены в докладах на общеуниверситетских ежегодных научно-теоретических конференциях (1974-1975 гг., 1979-1983 гг.), на заседаниях кафедры научного коммунизма (I98I-I983 гг.), на научно-теоретическом семинаре преподавателей научного коммунизма при Минвузе Таджикской ССР (1980 г.), в лекционной пропаганде среди трудящихся, студентов, включая афганцев, обучающихся в вузах республики.
Диссертантом в соавторстве с ;.академиком АН Таджикской ССР, профессором С.А.Раджабовым в 1978 г. были опубликованы три статьи по Афганистану на страницах газеты "Коммунист Таджикистана" , брошюра "Афганистан по пути демократии и прогресса" -Душанбе, Ирфон, 1978, 1,9 п/л.
По диссертационной работе также опубликована методическая статья "Некапиталистический путь развития", в методическом пособии кафедры "Тематика контрольных работ по научному коммунизму и методические советы к ним ( для студентов заочного обучения)", часть I, 1983 г. - 0,2 п/л.
Диссертант депонировал статью "Преобразования в области социально-политического строя ДРА", Тадж.гос.ун-т, Душанбе,
1983, 20 с, № 05-722 от I7.XI.I983 г.
Победа национально-демократической революции в Афганистане еще раз ярко продемонстрировала всепобеждующую силу ленинского учения о переходе ранее отсталых и зависимых стран к социальному обновлению, к прогрессу, на путь строительства нового общества. Вот почему опыт революционных преобразований в таких странах как .Афганистан имеет международное значение. Его изучение вселяет веру трудящимся, борющимся за национальное ж социальное освобождение, в победу над эксплуататорами и империализмом. Этот дпыт укрепляет солидарность борющихся народов Востока с Советским Союзом, показывая всю силу интернационального братства, тесного сотрудничества и взаимопомощи.
Характер и движуще силы революции
Открытое выступление народных масс .Афганистана 17 апреля 1978 г. ускорило революционные события. Напуганные ростом политической активности трудящихся, власти отдали распоряжение об арестах опозиционно настроенных лиц.
Готовя расправу над Народно-демократической партией, правящие круги подвергли жестоким репрессиям и преследованиям активистов Народно-демократической партии. Многие из них были брошены в тюрьмы.
В ночь на 27 апреля 1978 г. были арестованы Генеральный секретарь НДПА Hyp Мухаммед Тараки и другие члены ЦК НДПА.
Партия использовала это обстоятельство как сигнал к вооруженному восстанию воинских подразделений армии, многие командиры которой, будучи членами НДПА., действовали согласно распоряжениям ЦК НДПА. Действия командиров и воинских подразделений, готовившихся к вооруженному выступлению, не были замечены властями, так как дата начала восстания совпала с назначенной правительством М.Дауда на 27 апреля массовой манифестацией солидарности с правительством, на которой руководители НДПА должны были быть объявлены предателями дела революции и изменниками родины.27 апреля 1978 г. вооруженные силы, поддержанные народом,двинулись к президентскому дворцу в Кабуле. В течение десяти часов при минимальных потерях верные правительству воинские части были нейтрализованы. Важнейшие стратегические объекты Кабула и другие центры столицы были блокированы. Самолеты подвергли дворец бомбардировке. В завязавшейся перестрелке М.Дауд и его приближенные погибли. К исходу дня вся власть перешла в руки Военного Революционного Совета вооруженных сил. В 7 часов вече-- ра Кабульское радио объявило о победе народной революции.
"Коренной вопрос всякой революции, - указывал В.И.Ленин,- есть вопрос о власти в государстве. Без уяснения этого вопроса не может быть и речи ни о каком сознательном участии в революции, не говоря уже о руководстве ею" .
Власть в Афганистане, провозглашенном демократической республикой, решительно взяли в свои руки политические силы, представлявшие интересы трудового народа. Таким образом, не соответствуют действительности утверждения, что Апрельская революция в Афганистане представляла собой всего лишь "верхушечный" переворот, как это утверждают враги Афганистана. Во-первых, переворот от революции отличается тем, кто готовит захват власти и проводит его, а также характером тех преобразований, которые следуют за актом захвата власти. В подготовку акта взятия власти 27 апреля были вовлечены, как мы видим, самые широкие армейские круги, включая низшие чины и рядовой состав - выходцев из народных масс. Военные же перевороты обычно производятся высшим и средним командным составом вооруженных сил. Проводимые вслед за этим социаль но-экономические преобразования либо откровенно реакционны, антинародны, либо носят робко-прогрессивный, непоследовательный и временный характер. Апрельская революция, однако, уже доказала и свой глубинный прогрессивный характер, и свою необратимость.
О движущих силах Апрельской революции можно судить, на наш взгляд, по социально-классовому составу ЦЩІА, возглавившей эту революцию. Она объединяла в своих рядах прогрессивно настроенных представителей афганской интеллигенции, передового офицерства, работников государственного аппарата, студенчества, рабочих и крестьян.
Во-вторых, несмотря на всю искусность и продуманность, ко торые сопровождали процесс захвата власти прогрессивно настроенными армейскими частями и их руководителями в армии и вне ее, он не мог бы иметь реального, победоносного продолжения, если бы не был поддержан рабочим классом и другими слоями трудового народа.
Таким образом, .Апрельская революция по своему характеру и движущим силам была народной революцией. Она явилась закономерным результатом глубинных процессов социально-экономического и политического развития, происходивших в последние десятилетия в стране -третьих, о движущих силах революции следует судить и по тем социальным слоям, которые участвуют в ее дальнейшем развитии, следующем за захватом власти, которые выступают в поддержку, социальной программы новых властей, или наоборот - против нее.
Отметим сразу, что объявленная в ДРА правительственная программа социально-экономических преобразований, которые ставила перед собой Народно-демократическая партия Афганистана (опубликована еще в газете "Халк" № 1-І 1966 г.), объективно выражала интересы подавляющей части населения страны и не только рабочего класса, но и крестьянства, ремесленников, торговцев, интеллигенции и межой буржуазии и была воспринята народом с энтузиазмом.
Итак, Апрельская революция 1978 г.- в Афганистане, совершенная под руководством НДТІА патриотически настроенными военными в интересах трудового народа этой страны и приведшая к созданию Демократической Республики Афганистан, знаменовала собой начальный этап национально-демократической революции. Ее особенность состоит в том, что она происходила в одной из наиболее отсталых и бедных стран, занимающих по размерам национального дохода на душу населения одно из последних мест в мире.
Социальная основа национально-демократического государства - Демократической Республики Афганистан - была восстановлена после того, как режим Амина пытался ее подорвать. В своем обращении к афганскому народу Бабрак Кармаль приветствовал суннитов и шиитов, улемов и духовных лиц, солдат и офицеров армии, национальных торговцев и предпринимателей (мелкая национальная буржуазия), патриотических землевладельцев, трудолюбивых.ремесленников, племена Афганистана, пастухов и кочевников, государственных служащих, интеллигенцию и передовую молодежь, рабочих и крестьян.
В связи с изложенным выше может возникнуть следующий вопрос: кто же в таком случае являлся социальной опорой происходивших порою в ДРА контрреволюционных вспышек? Они, по-видимому, не должны иметь места в стране, где действительное большинство населения, действительно весь народ, поддерживают революционное правительство. Правильно на этот вопрос можно ответить толькопри полном учете и анализе следующих обстоятельств: «ожовы. —не имели и не могли иметь места в действительности. Примером могут служить бесстыдные выдумки о,якобы, имевших место столкновениях между советскими и афганскими войсками, о целых сражениях между ними,происшедших,якобы, в частности, в районе Форта Бала Гиссар, или вблизи кабульского аэропорта, о восстании афганской армии в августе 1979 г.\ о боях в Кабуле,который вот-вот, мол, будет захвачен мятежниками и т.д. Факты, однако,говорят об ином. Контрреволюционные выступления хотя и тлели место, но они не были поддержаны широкими слоями и поэтому не имели успеха.
Показательным в указанном отношении является анализ событий, происшедших в конце февраля 1980 г. в Кабуле(21 февраля) и ряде других афганских городов. Как известно, ЦРУ США,а также английские, китайские, пакистанские и другие спецслужбы пытались тогда вызвать конфронтацию народа с правительством. Кто же поддержал
Народно-демократическая партия Афганистана ведущая сила и руководящее политическое ядро афганского общества
В начале шестидесятых годов в Кабуле и ряде других городов Афганистана, как одно из проявлений протеста против феодально-деспотических режимов, возникли марксистские кружки и группы, объединившие представителей передовой интеллигенции, молодежи," молодых офицеров, а позже и нарождающегося рабочего класса. В январе 1965 года на базе этих кружков была создана Народно-демократическая партия. Вокруг НДПА в дальнейшем стали объединяться все оппозиционные прогрессивные и демократические слои общества. Члены партии выступали пропагандистами революционной теории среди трудящихся масс, прогрессивного чиновничества, интеллигенции и студенчества. На страницах партийного печатного органа - газеты "Халк" (вышло всего 6 номеров газеты в апреле и мае 1966 г.) была опубликована партийная программа, в которой провозглашалась необходимость проведения коренных социально-политических реформ в интересах трудящихся, развитие экономики и культуры, дальнейшее расширение связей с СССР.
НДПА впервые организовала празднование 1-го мая, провела четырех депутатов на. первых же выборах в парламент ( одним из двух депутатов от Кабула был Бабрак Кармаль). Таким образом, уже в начальные годы своей политической деятельности партия проявила свою политическую и революционную боеспособность.
При малочисленности и недостаточной полтической зрелости ч\ рабочего класса НДПА акцентировала свое внимание на политико-разъяснительной работе среди армии, привлекая на свою сторону прежде всего патриотически настроенную часть младшего и среднего офицерского состава.
Еще при монархическом режиме в среде офицерского корпуса вооруженных сил Афганистана была создана действовавшая вместе с НДПА подпольная армейская революционная организация, сыгравшая большую роль в подготовке и проведении переворота 1973 года. В середине 70-х годов партия усилила работу среди военных, в результате чего добилась заметного успеха.
Среди упомянутых кружков и групп, создание которых пред- шествовало созданию ЩЩА, были и такие, что имели национально-демократическую или революционно-демократическую направленность и группы марксистско-ленинского направления. Союз между революционной демократией и коммунистами в Афганистане установился сначала на уровне кружков и групп, затем внутри Народно-демократической партии.
В НДПА с самого начала преобладали марксисты-ленинцы, о чем ясно свидетельствует как ее программа, другие партийные документы, так и ее деятельность накануне и после Апрельской революции. Руководство ЩЩА в целом следовало теории научного социализма. В соответствии с этой теорией, учитывая конкретные исторические условия в стране, оно ставило своей ближайшей целью не построение социализма, а установление первоначально народно-демократического строя.
Народно-демократическая партия Афганистана возникла как партия, по содержанию, рабочего класса, а по форме - партия всех слоев трудящихся страны.
Касаясь роли ЩЩА в отсталой стране, Б.Кармаль отмечает: " ... Ленин, обращаясь к революционерам Востока, указывал:там, где такие партии могут возникнуть, они должны работать среди крестьянской массы, учитывать особенности ее психологии, ее традиции, в том числе религиозные. Крестьянин Востока, -говорил Ленин, -типичный представитель трудящейся массы. Но и в таких странах , продолжал он, партии, стоящие на позициях рабочего класса, могут возглавить национальное движение, могут развить в крестьянской массе способность к самостоятельному политическому мышлению и к самостоятельной политической деятельности. А это главное, это залог победы революции в подобных странах.
Наша партия, партия рабочего класса и всех трудящихся Афганистана с самого начала ставила перед собой высокие и одновременно реалистичные цели - коренным образом изменить основы нашего общества, осуществить общедемократические и национальные чаяния народных масс при полном соблюдении традиций жизни нашего
Однако единство рядов НДПА удалось сохранить не надолго. При наличии субъективистских настроений среди руководства партии, разногласия в ней настолько углубились, что в 1967 г. это привело к ее расколу на две группировки. Одну из них возглавил Н.М.Та-раки, другую -Бабрак Кармаль. Каждая из них действовала самостоятельно. В теоретической платформе обеих партийных фракций существенных различий не было. Разногласия сводились по большей части к вопросам о принципах партийного строительства, о стратегии и тактике в грядущей революции.По мнению некоторых исследователей, крыло, возглавлявшееся Н.М.Тараки,стояло за чисто рабочую партию, что грозило опасностью сползания его к сектантству.Группа, возглавлявшаяся Б.Кармалем,выступала за более широкую социально-классовую основу партийных рядов. Первые видели будущую революцию только социалистической, вторые понимали необходимость более постепенных преобразований и потому выступали за народно-демократическую революцию" .
К числу наиболее важных причин, вызвавших раскол в ЩЩА, следует отнести в первую очередь незавершенность процесса клас-сообразования афганского общества и наличие многоукладных форм экономики, характерные для периода перехода от феодальной формации к капиталистической. Формы деятельности партии во многом определяла ее социальная пестрота, неоднородность ее рядов.
Следует также учитывать малочисленность и низкую классовую сознательность рабочего класса, основную массу которого составляли
Национально-демократическая сущность государственной власти
Изучение ленинского наследия позволяет выделить несколько наиболее общих принципиальных черт национально-демократической власти. К их числу относятся: возникновение революционно-демократической диктатуры в результате политической победы народно-демократической революции ; это не социалистическая, а общедемократическая власть блока, союза нескольких классови социальных слоев, образующих "народ" в данной стране, в данных конкретных условиях , единство и одновременно внутренняя противоречивость этой власти, когда единство возникает на базе первоочередных общенациональных задач, а противоречивость - как результат различного отношения тех или иных слоев общества к углублению социальных преобразований0. Осуществление власти характеризуется сочетанием действий "сверху", со стороны тех звеньев политической системы, которыми уже овла т дели подлинные представители трудящихся, и "снизу", со стороны самих народных масс1.
В нашей литературе уже довольно прочно утвердилось понятие, определяющее форму власти в национально-демократических государствах как революционно-демократическая диктатура народа. Однако термин "революционно-демократическая диктатура народа" в разных работах раскрывается неодинаково.Некоторые авторы говорят о власти широкого блока демократических сил,включая часть национальнойбуржуазии, о "революционно-демократической власти блока прогрес сивных и патриотических сил" , другие- о власти коалиции "всехнеэксплуататорских слоев,порвавших с буржуазией"0,и третьи - о "диктатуре трудящихся в союзе со всеми патриотическими,демократическими силами"4,По мнению Р.А.Ульяновского,в развивающихся странах социалистической ориентации утвердилась "политическая власть широкого блока трудящихся","революционно-демократическая диктатура полупролетарских и непролетарских трудящихся масс, мелкобуржу-азных слоев"0.
Нам представляется возможным без излишней детализации опре- ,.- делить -." типе, власти в современной Демократической Республике Афганистан как революционно-демократическую диктатуру трудового народа, т.к. это не исключает удовлетворения определенных интересов средней буржуазии и предполагает удовлетворение на данном этапе классовых интересов мелкой буржуазииСв данномслучае так называемых промежуточных слоев).
Сущность власти проявляется в политической системе общества. Политическая "система общества представляет собой совокупность политических организаций, причем как политические организации рассматриваются, наряду с государетвенными органами, также и общественные организации. В число последних, а значит и в политическую систему, входят и такие общественные организации, которые выражают не интересы общества в целом, а интересы отдельных социальных групп. В связи с этим возникает вопрос о месте Национального Отечественного Фронта в политической системе общества.
Национальный Отечественный Фронт в Афганистане - это союз политических организаций, социально-классовых сил, выражающих волю рабочего класса, крестьянства, мелкой и средней буржуазии, прогрессивного духовенства и других слоев населения, руководство которым осуществляется из единого центра, имеет свою структуру и принципы управления. (Может называться: Народный фронт, Народный отечественный фронт, Широкий народный фронт и т.д.).
Главным критерием демократичности государственного устройства является степень вовлечения населения в управление делами государства и общества, т.е. степень участия в деятельности политических организаций и Национального фронта. В Афганистане все более широкие слои населения решительно и последовательно вступают в борьбу за претворение идеалов Апрельской революции, вовлекаются в политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь страны. Уже в своих первых публичных выступлениях Hyp Мухаммед Тараки говорил о необходимости создания подлинного единства всех демократических, национальных, прогрессивных, патриотических сил. Что означает в данном случае подлинное единство этих сил? Это прежде всего единство интересов, целей и за
Особенности преобразований в духовной сфере
Чтобы достоверно подтвердить тот факт, что процесс культурных преобразований в Афганистане в действительности есть именно то, что в теории и на практике именуется культурной революцией, необходимо и в данном случае сверить теорию с практикой, т.е. изложив теоретические положения о культурной революции, необходимо рассмотреть степень соответствия им культурных преобразований в современном Афганистане.
За основу мы принимаем следующее довольно широкое опреде ление культуры как результатов духовного производства и уровень развития материального производства.
В первом случае мы говорим о духовных, культурных ценностях, во втором - о высокой или низкой материальной культуре. В обоих случаях, пожали, применяется термин "культурное достижение".
Поскольку под понятием "революция" подразумевается коренные преобразования, постольку возникает необходимость в определении и этого понятия. Коренные преобразования, с нашей точки зрения, отличаются, с количественной стороны, ощутимым, крупномасштабным характером. Этого, однако, недостаточно. Главной является качественная сторона, а не объем преобразований.
Коренными являются такие преобразования, которые осуществляются на основе смены в данном обществе, стране, государстве форм собственности в процессе смены социально-экономических формаций. Исходя из этого, необходимо различать понятия: буржуазные преобразования в области культуры и - социалистическая культурная революция.
Социалистическая культурная революция есть совокупность коренных преобразований в области духовной жизни общества, совершаемых на оонове революционной смены частнокапиталистической формы собственности общественной, социалистической.
Переходными формами по сравнению с социалистической культурной революцией являются национально-демократическая и народно-демократическая культурные революции. Нынешний Афганистан находится, как известно,в процессе осуществления национально-демократической революции. Культурная революция- часть социальной революции, следовательно, в Афганистане мы имеем дело с национально-демократической культурной революцией.
Прежде чем удостоверить этот факт конкретным рассмотрением процесса культурных преобразований в ДРА, целесообразно с доста точной степенью четкости определить структуру и программу культурной революции как таковой. Программа эта состоит из двух основных частей:1. Меры, направленные на освоение достижений современной мировой культуры;2. Мероприятия и акции, значимые по отношению к национальной культуре.
Применительно к демократической (национально-демократической ,народно-демократической,социалистической)культурной революции последний пункт означает:а)дальнейшее развитие национального культурного наследия; б)широкое распространение достижений национальной культуры среди народных масс;в)восстановление частично утраченных в прошлом позитивных культурных ценностей;г)преодоле-ние реакционных или непродуктивных элементов культуры прошлого.
Основным препятствием на пути не только культурных, но и социально-экономических преобразований в Афганистане представляла собой почти поголовная неграмотность населения. Проведенные до революции Министерством планирования мероприятия показали, что только 12,7$ самодеятельного населения страны имели образование, из них 7% начальное и 1,2% - среднее, если же учитывать детей школьного возраста, то это значит, что число неграмотных достигало 90$.
Апрельская революция открыла перед трудящимися возможность избавиться от темноты и невежества, стать грамотными, приобщиться к современной культуре. В первые же месяцы после Апрельской революции НДПА и правительство республики приняли ряд важных мер по ликвидации неграмотности, развитию сети начального образования для детей школьного возраста. Уже первыми декретами революционных властей был дан толчок кампании по борьбе с неграмотностью.
Прежде всего была поставлена задача научить читать и писать взрослое население страны в течение 15 лет. По всей стране на предприятиях, в учреждениях, в городских кварталах, в рабочих поселках, в кишлаках была создана широкая сеть кружков и курсов (дневных и вечерних) первой и второй ступеней просветительных клубов и обществ по ликвидации неграмотности. В апреле 1980 г. был принят указ о борьбе с неграмотностью.
В целях координации действий в решении этой важнейшей проблемы в середине 1980 г. была создана правительственная комиссия-Национальное управление по ликвидации неграмотности и его провинциальные отделы, а также низовые комиссии на местах. Национальное управление и специально созданный при Министерстве просвещения Департамент обучения грамоте ныне координируют деятельность партийных и общественных органищаций, предприятий и учреждений с целью быстрейшего преодоления неграмотности. Составлены перспективные планы и графики по обучению грамоте. Повсеместно работают семинары преподавателей курсов по ликвидации неграмотности.
. Занятия по обучению грамоте проводят добровольцы-активисты партии, направленные НДЩА, учителя школ, преподаватели вузов, студенты, школьники-старшеклассники, учащиеся лицеев, инженерно-технические работники, вся общественность. Эта работа ведется, как правило, на общественных началах, при добровольном и безвозмездном участии всех активистов, осуществляющих эту работу. Кампания по ликивдации неграмотности проходит под руководством общественных организаций с учетом экономических и этнических особенностей каждого района.Впервые в истории страны обучать грамоте стали и солдат. Более того, кампания по ликвидации неграмотности началась имен