Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Валиханова Ч.Ч. и его время (биография).
1.1. Детство и юность Валиханова Ч.Ч. 14
1.2. Общественно-политическая и научная деятельность Валиханова Ч.Ч . 26
Глава 2. Мировоззренческая основа взглядов Валиханова Ч.Ч. на социальные явления .
2.1. Взгляды Валиханова Ч.Ч. на социальные явления . 68
2.2. Взгляды Валиханова Ч.Ч. на религию. 84
Глава 3. Валиханов Ч.Ч. о праве и государстве .
3.1. Валиханов Ч.Ч. о праве. 98
3.2. Валиханов Ч.Ч. о государстве. 128
Заключение. 160
Список использованной литературы. 165
Приложение. 176
- Детство и юность Валиханова Ч.Ч.
- Общественно-политическая и научная деятельность Валиханова Ч.Ч
- Взгляды Валиханова Ч.Ч. на социальные явления
- Валиханов Ч.Ч. о праве.
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования определяется объективной необходимостью возрождения и развития ориентализма, исследований в области восточно-правовой мысли, изучения трудов ее представителей с тем, чтобы конструктивно преодолеть издержки западно-правовой традиции. Одной из таких личностей, представителей Востока, внесших достойный вклад в восточно-правовую мысль является Валиханов Чокан Чингисович.
Чокан Валиханов является выдающийся личностью в истории двух государств России и Казахстана. Существует большое число работ посвященных мировоззрению Валиханова Ч.Ч. Однако они написаны в основном в советское время и в силу этого сильно идеологизированы. Это в полной мере не преодолено и в тех работах, которые были написаны в постсоветское время, в частности в Казахстане. Следует и тот факт, что в этих работах Ч.Валиханов представлен, главным образом, как историк, этнограф, путешественник.
Между тем мировоззрение Валиханова Ч.Ч. весьма оригинальное. В какой то степени он опередил свое время. Известное число его работ содержит идеи, относящиеся к области права и государства, но эти труды ученого в силу разных причин недостаточно глубоко и всесторонне изучены.
В данной работе предпринята попытка преодолеть этот, на наш взгляд серьезный пробел. В ней рассматриваются взгляды Ч.Валиханова на право и государство, а также явления, связанные с ними, выявляются гносеологические и социологические корни, указывается их актуальность.
Актуальность исследований взглядов Валиханова Ч.Ч. на право и государство сегодня важна по следующим обстоятельствам:
1) перед современной Россией и отечественной юриспруденцией стоят задачи: возрождение российской государственности, лучшее уяснение ее геополитических интересов; построение подлинного федеративного
государства, исходящего из прав и свобод человека и гражданина, прав различных этносов и др.
2) Российская Федерация и Республика Казахстан не просто соседи, а государства, экономика и культура которых теснейшим образом взаимосвязаны. Важно сохранить эти связи и развить их, учитывая многолетние исторические традиции и перспективы.
В постсоветский период, особенно в последнее время, развитию двусторонних отношений между Россией и Казахстаном способствует политическая воля руководителей государств. И это не только политическая, но и историческая закономерность. Народы, населяющие территории дружественных государств - России и Казахстана, имеют во многом общую историю и культуру.
Встреча президентов России и Казахстана, состоявшаяся в Омске в 2003 году, «помогла не только в укреплении экономических и культурных связей между двумя странами, но и в реализации проекта по увековечиванию памяти Валиханова. Символично и то, что он занял место на постаменте из красного мрамора в год России в Казахстане»'. Памятник Чокану Валиханову «по проекту казахстанского скульптора Азамата Боярлина удивительно гармонично вписался в ауру старого центра (г. Омска - прим. Авт.). В какой то сотне метров за спиной у Чокана кадетский корпус, который дал ему путевку в жизнь. Слева и справа тихая, как при его жизни, несуетная улица, которая носит его имя»."
Межнациональный мир и согласие в настоящее время является одним из приоритетов областной администрации. В Омской области казахи составляют 4% населения, а это около 90 тысяч человек. И, как отмечают сами представители казахской диаспоры, губернатор области Леонид Полежаев сделал немало для создания всех условий для сохранения казахской национальной культуры и самобытности. Примечательно: 19 июня 2003 года
1 Газета «Правда», 2004, 9/ХП. " Там же.
состоялся официальный прием казахской делегации у губернатора области. Здесь был подписан договор об экономическом и культурном сотрудничестве Акмолинской и Омской областей.
Одним из последних событий в политической жизни двух государств стала встреча президента России Путина В.В. с президентом Казахстана Назарбаевым Н.А. 17 мая 2005 года в г. Челябинске. Здесь были обсуждены и приняты (сохранены) решения по упрощенному порядку пересечения госграниц. Президенты подписали совместное заявление, где говорилось: «Нам бы очень хотелось, чтобы сегодняшнее решение теперь было отработано на правительственном уровне как можно быстрее»/
Ну а совсем недавно, в рамках саммита СНГ, который прошел в Казани, в рамках празднования тысячелетия города Назарбаев Н.А. в своем выступлении заявил:
«... нынешний праздник - одна из возможностей подтвердить приверженность вековой дружбе между нашими народами.
Сейчас казахстанско-российские отношения вышли на качественно новый уровень стратегического партнерства. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Доля двустороннего торгового оборота между нашими странами составляет одну четверть от всего внешнего оборота Казахстана. Весьма результативными стали итоги нашей с Владимир Владимировичем Путиным встречи в Челябинске, в июне - на Байконуре, в ходе которых были достигнуты конкретные результаты по широкому спектру межгосударственных отношений.. .».4
В 2005 году исполняется 170 лет со дня рождения (ноябрь) и 140 лет (апрель) со дня смерти Валиханова Ч.Ч..
Особую актуальность для настоящей работы представляет фактический материал (официально нигде не опубликованный до этого в источниках) об
3 Российская газета, 18 мая 2005 №103 (3772).
А Республика Татарстан. 27 августа 2005г., №172 (25508).
учебе Чокана Валиханова в медресе села Стерлибашево Оренбургской губернии в 40-х годах XIX века. Данный факт, на наш взгляд, должен подчеркнуть роль Ч.Валиханова в истории Республики Башкортостан.
В 1993 году, в «рамках отношений между Казахстаном и Российской Федерацией было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Казахстаном и Республикой Башкортостан. В частности, на сегодняшний день заключены долгосрочные межправительственные соглашения между Республикой Башкортостан и Павлодарской, Кустанайской областями Казахстана. В г. Астана - столице Казахстана, - 15 октября 2004 года открыто представительство Республики Башкортостан.
Как отметил президент Республики Башкортостан, «открытие представительства и подписанные ранее соглашения с акиматом г. Астаны хорошо вписываются в мероприятия проводимые в Казахстане в рамках года России.
За последние годы между Казахстаном и Республикой Башкортостан налажены широкие контакты во многих областях общественной жизни. В частности, совсем недавно в Астане проходило XXI заседание постоянного Совета Тюрксой. Продолжается сотрудничество в области образования и науки.
Подписанное соглашение, по мнению президента Республики Башкортостан, в перспективе станет катализатором дальнейшего развития отношений между Казахстаном и Республикой Башкортостан».5
Вместе с тем, в настоящее время, несмотря на то положительное, что достигнуто в отношениях между нашими государствами, остается много вопросов и проблем в сфере политики, экономики и культуры, которые необходимо решить. В этой связи сегодня существует необходимость:
- популизировать образ Чокана Валиханова в истории России, открыть общественности неизвестные факты из жизни ученого, а взгляды Валиханова
5 .
Ч.Ч. о праве и государстве должно стать обязательной частью программы дисциплины по истории отечественной политико-правовой мысли;
- в проведении мероприятий по увековечиванию памяти Валиханова Ч.Ч.
на территории Российской Федерации;
Мы надеемся, что данная скромная научно-исследовательская работа будет способствовать новому пониманию:
более тесного и осознанного сотрудничества и развития отношений между Россией и Казахстаном, между народами двух государств;
показа роли и значения Валиханова Ч.Ч. в истории России, основным тезисом которого должно стать следующее: Чокан Валиханов является выдающийся личностью не только Казахстана, но и России. Для России он по праву является национальным героем!;
изучению трудов Валиханова Ч.Ч. в области права и государства, где выражаются и проблемы сегодняшнего дня в сфере правового и государственного строительства, и, соответственно, объективному анализу нашего прошлого, настоящего и перспектив будущего.
Объектом диссертационного исследования являются произведения Валиханова Ч.Ч. о праве и государстве, законодательство, документы и архивные материалы.
Предмет диссертационного исследования составляет сущностные признаки и характеристики учения Валиханова Ч.Ч. на право и государство, и связанные с ними явления в их понятийно-правовом постижении.
Состояние разработанности темы. На сегодня не существует крупных работ, в которых рассматривались бы взгляды Валиханова Ч.Ч. на право и государство. Единичные исследования подготовленные в советский период, сильно идеологизированы и не отражают истинной сути мировоззрения ученого. Данная работа является первым диссертационным исследованием постсоветского периода, где взгляды Ч.Валиханова рассматриваются с позиций гуманистического права.
Цель исследования составляет систематизация взглядов Валиханова Ч.Ч. на право и государство через призму ценностей свободы и демократии. Задачи исследования:
анализ генезиса и развития научных взглядов Валиханова Ч.Ч.;
установление мировоззренческих и методологических основ учения Ч. Валиханова о праве и государстве;
изучение взглядов Валиханова Ч.Ч. на сущность, специфику и тенденции развития права и государства, в том числе права и государства России;
изучение взглядов Ч.Валиханова на религию, мораль и общественные явления и их соотношение в контексте современного понимания роли религии в социальном развитии.
- выявление новых фактов из жизни и творчества Валиханова Ч.Ч.
Методологическая основа диссертационного исследования. При
написании диссертации автор руководствовался принципами историзма, объективности, плюрализма. Использовались общенаучные и частыонаучные методы: системный, историко-сравнительный, сочетание цивилизованного и институционального подходов, проблемно-теоретический, хронологический.
Исследование опирается на анализ трудов Атишева А.А., Сегизбаева О.А., Стрелковой И.И., а также Маркова СИ., Краснова Ю.К., Дулатова Д.И., АДдарова Х.Г.
Особое внимание в диссертации уделяется работам Маргулана А.Х.
В диссертации нашли отражение труды представителей России второй половины XIX - начала XX веков Веселовского Н.И., Семенова Тянь-Шанского, Потанина Г.Н., Ядринцева Н.М., и др.
Привлечены работы современных отечественных авторов - Ударцевой С.Ф., Турдалиевой Ч.Д.,
Особо следует отметить труды Самигуллина В.К. в области конституционного права, общей теории права и государства, сравнительного правоведения, в частности, работы «Дин» и «Хокук».
Мсточеиковая база диссертации представлена опубликованными научными работами и архивными материалами дореволюционного, советского, а также современного периодов. В процессе исследования были использованы источники фондов Российской Государственной Библиотеки (г. Москва), Московского Государственного Университета (г. Москва), Российской Национальной Библиотеки (С-Петербург), библиотеки Академии Наук России (С-Петербург), а также Национальной Библиотеки им. З.Валиди (г. Уфа), библиотеки и архива Башкирского Государственного Университета (г. Уфа).
При написании диссертации были использованы материалы (документы) служебной и научной биографии Валиханова Ч.Ч., биографические материалы семьи Ч.Валиханова; действующее законодательство России, законодательные и иные акты субъектов Российской Федерации, локальные нормативные акты, а также нормативные акты отдельных зарубежных стран (Конституция и законы Республики Казахстан).
Источниками диссертационного исследования являются также материалы нормативно-договорной практики, публикации в периодической печати и в электронных средствах массовой информации.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что в научный оборот вводится учение Валиханова Ч.Ч. о праве и государстве как социально-историческая детерминированная система воззрений, обладающая качественным своеобразием: гуманизмом, демократизмом, приверженностью либеральным ценностям.
Учение Ч.Валиханова о праве и государстве впервые рассматривается в контексте его философских, этических и исторических представлений; анализируется в системе историко-правового значения и оценивается с точки зрения преемственности, новизны и значения для современности.
На защиту выносятся следующие основные выводы и положения:
Чокан Валиханов - историческая личность, являющаяся достоянием не только Казахстана и всей России. Он - ученый и мыслитель мирового уровня!
Биографам ученого малоизвестен тот факт, что Валиханов Ч.Ч. в 40-х годах XIX века, предположительно в возрасте 7 лет, обучается в Стерлибашевском медресе Оренбургской губернии (ныне Республики Башкортостан). Это обстоятельство естественно, дополнительно стимулировало интерес к изучению его личности и трудов, часть которых посвящается вопросам права и государства и явлениям, связанным с ними.
Особенностью мировоззрения Валиханова Ч.Ч. на явления связанные с правом и государством, являются его взгляды на этногенез киргизского (казахского) народа. Ч. Валиханов одним из первых обратил внимание ученого мира на то, что киргизы и казахи - два различных народа и нельзя их смешивать, обозначая их одним и тем же этнонимом "киргизы". Проблема киргизского этногенеза, является одним из сложных и дискуссионных не только в историческом кыргызоведении, но и в тюркологии в целом. Вопрос происхождения киргизов сопрягается ни только с историей Средней Азии, но и Южной Сибири, Монголии и Китая.
Своеобразен взгляд Валиханова Ч.Ч. на обычное право и природу законов. По мнению ученого, обычное право казахов является естественным продуктом исторического развития, которая имеет свои «гуманные» и «темные» стороны. Законы, по мнению ученого, должны служить, прежде всего, человеку, его потребностям.
5. Занимая в вопросах проведения административно-судебных реформ
XIX в. в казахской степи самостоятельную позицию, Валиханов Ч.Ч. выступал
за сохранение института суда биев, считая нецелесообразным на данном этапе
введение института мировых судов в казахской степи.
6. Ч.Валиханов считал, что существующая система управления на
муниципальном уровне не отвечает потребностям народа. Ученый выступал за
эффективное государственное управление в казахской степи и обвинял пограничные власти в том, что они не дают казахскому населению использовать право выбора местных властей, данное ему реформой 1822 года.
7. Валиханов Ч.Ч. рассматривает вопрос о роли просвещения в развитии
личности. По мнению ученого, просвещение - это двигатель народа по пути
прогресса, целью которого является достижение уровня европейской
цивилизации (европейской просвещенности и культуры). Задачу просвещения
народов ученый связывал с идеями «преобразований», необходимых для
Казахской степи. Валиханов Ч.Ч. указывает, что простой народ в силу
безграмотности, невежества, в силу придавленности и забитости не в состоянии
подняться до понимания своих коренных интересов. По мнению ученого,
именно невежество народа не позволяет ему предпринять правильные действия
для того, чтобы добиться действительно улучшения своей жизни.
Невежественный человек не способен понимать общие интересы, так как в
своих действиях он руководствуется своими влечениями, требования которых
не соответствует его подлинным интересам.
8. Проявляя известную незрелость, Чокан Валиханов негативно
воспринимает роль религии, в частности ислама, в общественной жизни.
Возникновение религиозных представлений Ч.Валиханов объясняет
результатом воздействия сил природы, объективной реальности на человека,
пытающегося понять мир и его явления, а также бессилием человека перед
силами природы. Одну из наиболее реакционных черт ислама Ч.Валиханов
видел в том, что религия гасит у народов, исповедующих ее, всякую искру
самобытности, всякую рациональность. Ученый опасался за усиленное
проникновение ислама в казахскую степь и считал, что это может привести к
окончательной утрате казахами своей народной самобытности.
Теоретическая значимость исследования определяется стремлением расширить границы познания в области, прежде всего, истории правовых учений, теории права и государства, а так же философии права. Работа
направлена на развитие ориентализма и в какой-то степени должна способствовать углублению и расширению дальнейших исследований восточно-правовой мысли.
Ученые, отличающиеся демократическим мышлением и достаточно широким взглядом на. право и государство и связанные с ним явления, привержены не только западно-правовой, но и восточно-правовой традиции. Вместе с тем, складывается впечатление, что все мы, до последнего времени, недостаточно уделяем внимание восточно-правовой мысли, что не лучшим образом сказывается на развитии отечественной правовой науки в целом.
Практическая значимость исследования направлена на укрепление и развитие культурных связей между казахским народом и народами Российской Федерации; на развитие политического, правового и экономического сотрудничества между государствами.
Материалы и выводы настоящего исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в преподавательской работе: при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам теории и истории права и государства, по истории учений о праве и государстве.
Апробация результатов исследования
Диссертационное исследование выполнено на кафедре «государственного права» и обсуждено на совместном заседании кафедр: «теории и истории государства и права», а также «государственного права»
Положения и выводы диссертационного исследования получили практическую апробацию при чтении лекций по дисциплине «история политических и правовых учений», а также докладывались на международных научно-практических конференциях 2003, 2005гг.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих по два раздела каждая, заключения, списка использованных источников и литературы.
К диссертации прилагаются фотографии из биографии Валиханова Ч.Ч.
и его семьи, а также иные материалы.
Детство и юность Валиханова Ч.Ч.
Валиханов Чокан Чингисович (далее - Валиханов Ч.Ч., Чокан Валиханов, Чокан) - полное его имя - Мухамед-Ханафия, а Чокан - прозвище, данное матерью - родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун (на территории современного Айртауского района Кокчотавской области Казахстана).
Предки Валиханова Ч.Ч. принадлежали к старинному султанскому роду. Родословное древо его уходило корнями в глубь столетий. Его прадед - Аблай, одним из первых принял русское подданство и на протяжении всей жизни поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сын Аблая -Вали, развивал эти связи. Именно от его имени (Вали) Чокан Валиханов получил свою фамилию.
Чокан Чингисович Валиханов появился на свет в семье, которая вела свой, род от самого Чингисхана.
Отец Чокана - Чингис Валиев, родился в Кызыл-Агаше (по другим данным в Сырыбете) в 1811 году. С юных лет Чингис тесно общался с русскими, а также с просвещенными представителями казахского народа. Он окончил Омское войсковое училище, был одним из тех казахсісих феодалов, которые пошли на сближение с царской администрацией. Чингис Валиев был управителем Кушмурунского округа и имел чин полковника русской службы. Он покровительствовал певцам и музыкантам степи, собирал образцы народного творчества, поддерживал знакомство с просвещенными представителями казахского народа, которых тогда можно было пересчитать по пальцам. После смерти деда Чокана главой семьи стала вдова хана Вали - Айганым (1783-1853гг.).
Айганым была умная, дальновидная и для того времени образованная женщина. Она стремилась к укреплению дружественных отношений между казахами и русскими.
Айганым хорошо понимала значение русского образования. «Она одной из первых среди инородцев Российской империи стала обучать своих детей в русских учебных заведениях. В этом она видела одно из средств достижения поставленной цели.
Ханша Айганым пользовалась печатью хана Вали, которую она не передала ни одному из старших своих сыновей, как это было заведено».7
В 1827 году она отдала своего сына Чингиса (отца Чокана) в училище Сибирского линейного казачьего войска. По окончании войскового училища Чингис, в возрасте 23 лет, назначается старшим султаном только что образованного Аман-Карагайского округа с присвоением чина майора, а затем -полковника. В год окончания войскового училища (1834) после переезда в Аман-Карагай Чингис женится на Зейнеп Чормановой, сосватанной, согласно обычаю, ему еще в детстве.
В Кушмуруне Чингис прожил двадцать лет. Здесь он обзавелся большой семьей. У него было, кроме сына - Чокана, еще шесть сыновей и пять дочерей.
Согласно данным из многочисленных архивных и литературных источников, Чингис был знатоком быта, обычаев, экономической и политической жизни казахского общества той эпохи. Для своего времени он был культурным и образованным человеком, ценителем науки, литературы и искусства. Своей деятельностью Чингис Валиханов способствовал приобщению казахов к русской культуре.
Чингис Валиханов тесно общался с широким кругом людей - чиновников, офицеров, ученых. Он оказывал помощь в проведении научно-исследовательских работ в Степи, собирал и доставлял в Омск юридические и статистические сведения о казахах, отправлял различные предметы быта и изделия казахов на этнографические выставки в Москву и в Петербург, записал множество народных преданий, поверий, легенд.
«В доме отца Ч.Валиханова часто проходили жаркие споры о делах династии Валихановых и Аблайхановых, о борьбе за власть, разгоревшейся среди родственных фамилий, об обидах, нанесенных друг другу, о недовольствах одной части султанов политикой царизма в Казахстане и о поддержке ее другой частью. Для впечатлительного и одаренного мальчика (Чокана - прим. Авт.) многое из того, что он видел и слышал, не могло пройти бесследно».8
Весной 1855 года Чингис Валиханов возглавил депутацию от казахов среднего жуза к царскому двору в Петербург. 23 марта 1855 года все члены депутации были представлены императору Николаю I. Чингис Валиев был произведен в достоинство дворянина Российской империи. Впоследствии, военный губернатор характеризовал Чингиса как вполне заслуживающего внимания правительства и ходатайствовал о присвоении ему звания генерал-майора.
Несмотря на это, в «1865 году Чингису было предъявлено политическое обвинение, находившиеся в прямой связи с распространением в Омском кадетском корпусе прокламации «К патриотам Сибири» и арестом его друзей Валихановых - Г.Н. Потанина, Н.М. Ддринцева, Ф.Н. Усова и других».9 Было заведено дело «О преступных мыслях против правительства, выраженных султаном полковником Чингисом Валихановым».
Кроме Чокана, у Чингиса Валиханова было еще несколько талантливых сыновей, получивших русское образование. Наиболее даровитым из братьев Чокана был Сахиб-Керей (Козыке), умерший в молодые годы. Это был незаурядный поэт и композитор, доставлявший своими песнями немало радости ценителям искусства.
Общественно-политическая и научная деятельность Валиханова Ч.Ч
В 1853 году в возрасте 18 лет Чокан Валиханов окончил кадетский корпус. На год раньше, чем его сверстники, так как на последнем курсе читались лекции по военным наукам, и Чокану, как «инородцу», было неинтересно слушать эти лекции. Из корпуса он вышел образованным человеком, на голову выше своих современников. За годы учебы Чокан овладел не только русским, но и немецким и французским языками, а также основательно усовершенствовал свое знание арабского языка.
После завершения учебы, Чокан Валиханов был определен офицером шестого кавалерийского полка Сибирского казачьего войска, но фактически оставлен при генерал-губернаторе Западной Сибири Гасфорта Г.Х." , а через год (6 марта 1854 года) назначен к нему адъютантом. Одновременно по линии Главного правления края на Валиханова Ч.Ч. была возложена должность офицера особых поручений, стал кадетом и был произведен в офицеры. Ему дали чин корнета и назначили в Шестой полк Сибирского казачьего войска.
Поселившись в небольшом домике, Чокан повел жизнь богатого молодого барина, одеваясь с иголочки, носил шинель с бобровым воротником. Он пристрастился к собиранию безделушек из слоновой кости, душился английскими духами, курил гаванские сигары, щеголяя дорогим портсигаром, а также мастерски сочинял провинциальные анекдоты.
Ч.Валиханов, имея теперь определенную должность, вошел в круг омской золотой молодежи, играл в карты, развлекался, пил шампанское и выучился у сомнительных личностей этакому петербургскому гвардейскому тону. Для окружающих он охотно рассказывал о себе разные небылицы и приписывал себе гнусные поступки, которых не совершал. Также корнет султан Ч.Валиханов ездил в дома, где были барышни на выданье.
Начитанность и прекрасное знание ряда восточных языков, склонность к глубокому анализу, вескость суждений, смелость в научных исканиях и знание русского языка - все это давало ему перспективы в государственных делах на Востоке. Это отмечал и Потанин: «Начитанность по Востоку удивляла и других, конечно относительно, принимая в расчет, что он приобрел ее, не выходя из провинциального города».28 «Что и произошло. Его качества быстро были оценены властями Сибири, и они изъявили надежду увидеть в нем преданного престолу чиновника».
Вскоре Чокан Чингисович был привлечен к выполнению важной миссии от царской администрации. В 1854-1857 годах он принимает активное участие в решение вопроса о мирном присоединении казахов Старшего шуза и киргизских племен бугу, сарыбагыш и солту к России. Служебные поручения он успешно сочетает с научными зашгтиями: собирает разнообразные сведения по географии, генеалогии, истории, записывает обычаи, поэтические сказания и легенды казахского и киргизского народов.
В зиму 1854/55 годов Валиханов работает над капитальным трудом о родословии казахов, сопоставляя сведения из восточных писателей, из русских летописей с казахскими преданиями.
«Летом 1854 года в Зааилийском крае Ч.Валиханов встречается с ученым П.П. Семеновым»30. В дальнейшем (в 1857 г.) ученый неоднократно встречается с П.П. Семеновым в Омске, в доме Капустиных, у себя дома.
Осенью 1855 года Ч.Валиханову исполнилось двадцать лет. 17 декабря командир Сибирского корпуса, генерал Гасфорт подписывает ходатайство перед военным министром о награждении за особое усердие и неутомимые труды офицеров корпуса, в котором особо отметил службу корнета султана Валиханова.
В 1855 году Валиханов Ч.Ч. принимает участие в поездке генерала Гасфорта Г.Х. по центральному Казахстану, Семиречью и Тарбогатаю. Маршрут его пролегал от Омска на Семипалатинск, откуда через Аягуз и Капал в Заенинский Алатау, где в это время происходила закладка укрепления Верного (ныне Алматы). Это путешествие положило начало глубокому научному изучению Чокаиом Валихановым истории казахского народа и его быта. Чокан собирает материалы по статистике, обычному праву и древней религии казахов.
На обратном пути Чокан сопровождал Гасфорта Г.Х. только до Алтын-Эмельского хребта; оттуда он совершил поездку к Джунгарским воротам, путешествовал в районе озера Алакуль и поТарбогатаю, затем направился в Центральный Казахстан и, следуя через Каркаралы, Баян-Аул и Какчетав, осенью вернулся в Омск. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление у молодого Ч.Валиханова.
Зимой 1856 года корнет Валиханов был досрочно произведен в поручики. Причины данного решения излагаются в ходатайстве Г.Х. Гасфорта перед военным министром: «... Корнет султан Валиханов который, хотя и состоит на службе не более 2 лет, но при совершенном знании оной киргизского (казахского - прим. Авт.) языка, а также и местных киргизских обычаев, он, сопровождая меня в Киргизскую степь, принес большую пользу. Притом он, султан Валиханов, есть потомок последнего владетельного хана Аблая, поступившего подданство России, и первый из детей киргизских султанов Сибирского ведомства, который получил основательное образование в Сибирском кадетском корпусе и поступил на военную службу, а потому в видах поощрения такого полезного начала и развития в киргизах желания к отдаче своих детей своих в нашу службу и чрез то большего сближения их с нами, я нахожу необходимым поощрение Валиханова всемилостивейшею наградой, тем более что по происхождению своему он пользуется особым между киргизами уважением»
Взгляды Валиханова Ч.Ч. на социальные явления
Валиханов Ч.Ч. по своим социально-политическим убеждениям, примыкал к прогрессивному, демократическому лагерю России. На формирование социально-политических взглядов ученого большое влияние оказала борьба вокруг отмены крепостного права в России. Ученый мечтал о таком политическом устройстве общества, которое бы не препятствовало, а, напротив, содействовало общественному прогрессу.
Ученый разделял идею о циклах исторического развития и признавал, что существует сходство в формах жизни на низших и высших ступенях эволюции общества. По мнению Ч.Валиханова, «на ранних стадиях развития спонтанная самоорганизация общества создает естественные формы жизни. В последующем -на высоких ступенях эволюции - исторический опыт и познание мира приводит человечество к разумному постижению истинности стихийно сложившихся в прошлом первооснов жизни, хотя и в новых, измененных формах, в ином контексте».
Валиханов Ч.Ч. считал, что законы исторического развития человеческого общества отличаются от законов природы. Сложность общественной жизни, он усматривал в том, что общество состоит из различных сословий, имеющих самые разные интересы. Различие интересов, по мнению ученого, определяется несхожестью умственных, нравственных и политических качеств людей сословий. Ч.Валиханов становится на путь признания того, что исторические события не являются результатом случайного переплетения обстоятельств, в их основе лежит некая общая закономерность.
Как отмечает С.Ф. Ударцева, Валиханову Ч.Ч. были близки «идеи Д.С. Милля о бесконечном и взаимопроникающем влияние социальных явлений. «Происхождение всех общественных явлений, - писал Д.С. Милль, - представляет собой одно огромное «смешение законов». Мы никогда не сможем понять (в теории), ни направить (на практике) жизнь общества в каком-либо одном отношении, не принимая во внимание его жизни во всех других отношениях. Нет ни одного общественного явления, которое не испытывало бы большего или меньшего влияния со стороны всякого другого факта жизни того же общества, а следовательно и со стороны всякой причины, которая влияет на всякое другое из явлений этого общества».1(Ь
Ч.Валиханов утверждает, что человек стремится к удовлетворению своих потребностей. Но в силу того, что он не понимает сущности окружающей его естественной среды, он не мог найти правильного способа действия для достижения цели. Имея извращенное представление о действительности, человек часто становится на ложный путь.
Не понимая самого, себя и не имея никаких положительных сведений об окружающей его природе, человек - дитя должен был в стремлении своем к улучшению идти ощупью, подобно слепому, и, понятно, что он должен был ошибаться, принимая ложь за истину, вред за пользу. История представляет нам в этом отношении много поучительных примеров, - пишет ученый.
Если «отсутствие положительных сведений об окружающей природе» и «непонимание человеком самого себя» приводят неразвитых людей к ошибкам и потому задерживают общественный прогресс, то, следовательно, для ускорения темпов этого прогресса нужно вооружить людей подлинными знаниями, то есть, по мнению ученого, необходимо проводить политику просвещения общества.
«Для нормального роста и развития народа, необходимы прежде всего свобода и знание... .Выходит, что прежде всего нужно учить»,106 - утверждал Ч.Валиханов «Познание разнообразного и бесконечного мира, по Валиханову Ч.Ч., «является необходимой потребностью человека». Он считал, что человек, изучая природу и самого себя, познает мир. «Познание дает человеку «положительное знание об окружающем мире», помогает человеку правильно действовать, согласовать ощущения свои с действиями, отыскивать правильные пути к прогрессу и цивилизации».107
Ч.Валиханов рассматривает просвещение в качестве основного двигателя истории и основы общественного развития казахского общества. Единственным путем достижения идеального общественного строя он признавал просвещение, причем не в виде появления только отдельных образованных людей, а в виде повсеместного распространения истинных знаний среди всего народа. Непросвещенный, забитый и наивный в своей простоте народ никогда не будет в состоянии активно вмешиваться в ход общественных событий и всегда будет жертвой обмана со стороны более хитрых, коварных и жаждущих власти и богатства владетелей.
Валиханов Ч.Ч. о праве.
В связи с завершением процесса присоединения Казахстана к России в XIX в. в данный период произошли существенные изменения в правовой системе казахского общества. С одной стороны, на казахское общество стало оказывать влияние царское законодательство, регулируя некоторые важные стороны общественных отношений, с другой - нормы шариата стали вытеснять нормы обычного права из сферы семейгго-брачных, уголовных отношений.
Правовая система казахского общества в XIX веке представляла продукт, результатом которого было влияние законодательства России, обычного права и норм шариата. «Обычное право казахов, в том виде в каком оно существовало в эпоху первобытно общинного строя, было лишено какого-либо классового смысла. Оно исключало всякие сословные деления и привилегии и преследовало цели подлинной, по понятиям той эпохи, справедливости».
Взгляды Валиханова Ч.Ч. на право в России и в казахской степи выражались в следующем:
Право, по мнению ученого, должно произрастать из глубин народной жизни и не быть «взятым извне или навязанным сверху». Валихаиов Ч.Ч. считал важнейшим критерием оценки права принцип гуманности.
«Подход Валиханова к исследованию права, в частности к обычному праву казахов ... во многом близок к исходным идеям исторической школы права, получившей развитие в первой половине XIX в. в Германии, а также идеям «Духа законов» Ш.Л. Монтескье, отмечавшего многоплановую связь законов с условиями жизни народа, обусловленность их множеством различных факторов».
По мнению Валиханова Ч.Ч., казахское обычное право XIX века - это результат исторического развития. Ученый писал: «обычное право киргиз, по той же аналогии высшего развития с низшим, на которое мы так любим ссылаться, имеет более гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, китайское и русское по «Русской правде».ьз В обычном праве казахов «нет предупредительных и устрашающих мер, которыми наполнены новейшие европейские кодексы», считал Ч.Валиханов. 34 Он имел в виду в первую очередь отсутствие в нормах обычного права телесного наказания.
Отмечая «гуманные» и «темные» стороны, к «гуманной» стороне обычного права Ч.Валиханов относил такие явления общественной жизни казахов, как жылу, оказание коллективной помощи, коллективная ответственность за проступки однородцев.
Жылу относится к обычаям родовой взаимопомощи, когда-то носивший характер подлинной поддержки и выручки друг друга членами родовой общины. Но в условиях казахского общества XIX в., - как считает д.и.н. Г.Н. Сапаргалиев, -этот обычай в основном выродился, предоставляя выгоды главным образом богатым скотовладельцам. Последние оказывали «помощь» обедневшим шару а и даже целым аулам скотом, за что привлекали их к бесплатному труду в своем богатом хозяйстве. Но такие обычаи, как жылу, представлялись формой родовой помощи».Ьэ Ученый считал, что «право на требование жылу для кайсака столь же священо для него (как) право на кунакасы, т.е. бесплатный обед или ужин, следующий всякому страннику».
К «темным» сторонам казахского обычного права Валиханов Ч.Ч. относил также нормы, которые устанавливали возможность вьнсупа за убийство и.т.д. Он писал, что «за убийство, грабеж и хищничество непременно следует судить по русским законам, так как киргизские судебные обычаи и в этом отношении крайне неудовлетворительны. «В самом народе нашем таится много темных предрассудков и вредных обычаев. Вытравление плода, выдавливание его в последней период беременности, убийство дитяти после рождения у нас в общественном мнении преступлением не считается. Оттого по статистическим источникам преступления эти между киргизами не значатся».Ь6
Рассуждая о роли законов, Ч.Валиханов признавал необходимость соответствия законодательства, его реформирования множеству факторов и прежде всего условиям жизни людей, их воспитанию, сознанию. Закон только тогда «хорош для народа», полагал Ч.Валиханов, когда он ему известен и соответствует условиям его жизни. «Родной закон» для народа лучше и эффективнее, чем мудрое, но чуждое законодательство.
Ученый считал, что, юридически закрепляясь, «законы должны отражать общественные интересы. Именно поэтому к созданию и изменению законов надо относиться с величайшей осторожностью. Если существующий закон порождает пороки, то «закон этот, как рожденный под влиянием бюрократических идей единственно в видах формализма и порядка, следует отменить».
Разумное законодательство, правильно составленные законы, учитывающие интересы народа, - считал Ч.Валиханов, - являются главным средством решения проблемы гармонического сочетания личных и общественных интересов. В законах он усматривал главную силу, которая способна привести к желанному единству интересов. Корень зла, по его мнению, лежит «в формализме и бюрократической рутине» чиновников, отобравших фальшивые источники для составления законов и преподносивших их в качестве народного мнения. Для «того чтобы создать систему совершенных законов, необходимо основательно знать человека, интересы его и народа в целом».Ь8