Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Формирование государственно-правовой концепции Вл. Соловьева 12
1.1 Общественно-политические предпосылки создания Вл. Соловьевым учения о праве и государстве 12
1.2 Основные этапы жизненного и творческого пути Вл. Соловьева 18
1.3. Философско-методологические основы учения Вл. Соловьева о праве и государстве 29
ГЛАВА 2 Учение Вл. Соловьева о праве и государстве 55
2.1 Учение Вл. Соловьева о праве 55
2.2 Учение Вл. Соловьева о государстве 76
2.3 Вл. Соловьев о войне 98
2.4 Кн. Евг. Трубецкой - последователь Вл. Соловьева 108
ГЛАВА 3 Вл. Соловьев и развитие русской правовой мысли в последней трети XIX века 114
3.1 Вл. Соловьев и либеральное направление в государственно-правовой теории. Сравнительный анализ 116
3.2 Вл. Соловьев и консервативное направление в государственно-правовой теории Сравнительный анализ 130
Заключение 149
Список использованной литературы 155
- Общественно-политические предпосылки создания Вл. Соловьевым учения о праве и государстве
- Философско-методологические основы учения Вл. Соловьева о праве и государстве
- Учение Вл. Соловьева о праве
- Вл. Соловьев и либеральное направление в государственно-правовой теории. Сравнительный анализ
Введение к работе
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, теоретической значимостью вопросов, связанных с изучением творческого наследия одного из выдающихся российских мыслителей последней трети XIX века Вл. Соловьева (1853 - 1900).
В настоящее время Россия вступила в эпоху кардинальных государственно-политических и социально-экономических преобразований. Построение правового государства, изменение социального уклада общества требуют новых подходов к фундаментальным проблемам права и государства, поиска новых нравственных ориентиров, которые необходимо развивать с учетом творческого наследия выдающихся русских мыслителей прошлого. Переход к иному типу общественного устройства в современном российском обществе требует пересмотра сложившейся системы ценностей, возрождения нравственно-правовых идеалов. В наши дни юридическая наука должна развиваться, лишь опираясь на богатый духовный опыт народа, который нашел отражение и осмысление в творческом наследии выдающихся русских мыслителей, к числу которых, несомненно, принадлежит и Вл. Соловьев. Наследие ученого содержит мощный духовный потенциал, способный определить ориентиры развития ряда обществоведческих дисциплин, в том числе и юриспруденции, в направлении необходимости утверждения морально-нравственных ценностей во всех аспектах современной жизни.
В годы советской власти творческое наследие Вл. Соловьева либо замалчивалось, либо получало предвзято отрицательную оценку. В этом нет ничего удивительного, потому что отличительной чертой философии Вл. Соловьева является ее религиозный характер, а в стране, провозгласившей атеизм одним из принципов официальной государственной идеологии, научная позиция, основанная на религиозном
мировоззрении не могла быть принята. Другой причиной послужило то обстоятельство, что после революции последователи Вл. Соловьева в большинстве своем не приняли советскую власть и эмигрировали, либо были высланы за пределы страны («философский пароход»), что сделало невозможным упоминание имени их учителя. Кроме того, Вл. Соловьев с самого начала своей научной деятельности выступал как решительный противник позитивистского направления в науке вообще, и в праве в частности. В отечественном правоведении на долгие годы утвердился марксистский подход к праву, при котором оно сводилось к закону. Только в 70-е годы комплексный подход к праву начинает возрождаться в работах ряда советских юристов как реакция на господство догматического подхода к праву. Он становится элементом так называемого широкого правопонимания, активно используемого при анализе правовых явлений, отражая многоаспектный и многоуровневый характер феномена права.
В результате возросшего в начале 90-х годов интереса к отечественному наследию произведения мыслителя и дореволюционные труды о нем стали переиздаваться и появляются первые работы современных авторов, посвященные Вл.Соловьеву. Были признаны его заслуги, в том числе, и в развитии доктрины естественного права, и как предтечи комплексного, «синтетического» понимания права.
В настоящее время вышли многочисленные работы, посвященные философии Вл. Соловьева, которые позволили по достоинству оценить его вклад в развитие отечественной и мировой философской науки. Влияние Вл. Соловьева как мыслителя стоявшего у истоков «серебряного века» русской философии трудно переоценить. Его идеи о необходимости основания положительного права на твердых нравственных началах, о служении права идеям Добра сохраняют свою актуальность и сегодня.
Основная задача современной юридической науки - это преодоление все еще сохраняющихся стереотипов пренебрежительного отношения к праву. Неоценимую помощь в этом российское правоведение находит в
творческом наследии тех отечественных мыслителей, которые, во многом опережая свое время, выдвигали и отстаивали новые подходы к правопониманию. Следует постоянно обращаться к их ставшим классическими работам, дать им новое прочтение с учетом проблем, стоящих перед страной и обществом, активнее обращаться к их богатому и до сих пор не потерявшему свою жизненность идейному наследию.
Все отмеченное и определило актуальность темы исследования.
Степень разработанности темы. Несмотря на широкую известность Вл. Соловьева как выдающегося философа,1 одного из родоначальников, как уже было сказано, «серебренного века» русской философии, его вклад в развитие отечественной юриспруденции еще не получил должной оценки.
Результаты социально-политических исканий Соловьева особенно ценны в настоящее время. Мыслитель не выступал против организации общества на началах современных экономических отношений, напротив, он отрицательно высказывался о социалистических идеях, ставящих во главу угла служебную, по своей сути, экономическую деятельность. Он предупреждал о возможности захвата власти плутократией, анормальности развития капитализма, как общества, построенного на сугубо индивидуалистических, эгоистических началах в ущерб общественным потребностям. И как выход из этого тупикового положения, он предлагал идею общественного устройства, основанного на принципиально иных ценностях - ценностях христианского гуманизма, предполагающих обязательность нравственного начала в отношениях между людьми. Общество, основанное на принципах любви и справедливости, должно ограничивать частные интересы во имя общего блага, которому и надлежит подчинить все иные аспекты отношений. Как никогда, в наше время, актуальны требования общественной солидарности, приоритета морали,
1 «Обозревая построения Соловьева в целом, мы должны признать их имеющими высокую ценность не только в пределах истории русской мысли, но и далеко за ее пределами». Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. - Л.: Эго, 1991. Т. 2.4. 1.С. 69.
государственных гарантий минимального уровня материального благосостояния всех членов общества.
Труды Вл. Соловьева стали предметом глубокого и всестороннего анализа в русской эмигрантской литературе, - достаточно назвать фундаментальные работы Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Зеньковского, К. Мочульского, В. Лосского, Л. Шестова, А. Ященко. Среди советских философов необходимо отметить А.Ф. Лосева. Идеи мыслителя получили большое распространение, особенно в Европе, о чем, в частности, свидетельствует учреждение Римской католической церковью премии имени Вл.Соловьева. За последние годы значительный вклад в изучение творческого наследия философа внесли такие ученые как В.Ф. Асмус, А.Ф. Замалеев, А.П. Козырев, Б.В. Межуев, И.Д. Осипов.
Однако до сих пор нет ни одной фундаментальной работы, специально посвященной анализу правового наследия мыслителя в целом, оценке его вклада в развитие отечественной теории права, комплексному анализу общефилософских взглядов в контексте становления концепции права и государства, не предпринят сравнительный анализ политико-правовых взглядов Соловьева и его влияния на позиции представителей других юридических направлений (имеется в виду, прежде всего, взгляды старшего современника Соловьева - Б.Н. Чичерина, а также таких видных юристов как С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, а также П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, А.Ф.Кистяковский и т.д.).
Теоретической основой диссертационного исследования послужили труды по философии, истории и теории права и государства, истории правовых учений, как дореволюционных отечественных - Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского, П.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, К.П. Победоносцева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, Л. Шестова, А.С. Ященко и др. На формирование позиции автора оказали влияние работы современных ученых - А.И. Абрамова, С.С. Алексеева, А.П. Альбова, Ю.Я. Баскина,
Г.Г. Бернацкого, Н.В. Витрука, П.Н. Галанзы, СБ. .Глушаченко,
В.Г. Графского, А.Ф. Замалеева, Н.М. Золотухиной, В.И. Зорькина,
Н.П. Грацианского, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, И.Ю. Козлихина,
А.П. Козырева, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой,
Д.И. Луковской, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова,
Б. В. Межуева, B.C. Нерсесянца, И.Д. Осипова, А.В. Полякова, С.А. Пяткиной, Р.А. Ромашова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, В.А. Туманова и др.
Источниковая база диссертации представлена непосредственно трудами Вл. Соловьева и современных ему публикаций, в том числе в периодической печати.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные (исторический, системный, функциональный) и специальные методы правовых исследований (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.), метод реконструкции правовых учений прошлого. В силу религиозного характера учения Вл. Соловьева заслуживает внимания и метафизический метод, который, как известно, лежит в основе всех религиозных учений.
Целью диссертации является исследование государственно-правовой концепции Вл. Соловьева, получившей отражение в его трудах, определение ее роли в истории правовых учений России, отечественной науки теории права и государства, разработка рекомендаций по использованию его теоретического наследия в современных условиях.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
общий обзор теоретического наследия автора;
рассмотрение государственно-правовой концепции Вл. Соловьева в контексте его философского учения и общественной деятельности и выявление теоретических предпосылок её становления;
анализ основных подходов Вл. Соловьева к исследованию вопросов государства и права;
отображение влияния концепции права и государства Вл. Соловьева на развитие отечественной юридической мысли;
изучение предложенной Вл. Соловьевым модели общественного и государственного устройства;
обоснование возможности использования теоретического наследия Вл. Соловьева в процессе современного реформирования политико-правовой системы в России.
Объектом исследования служат труды Вл. Соловьева в области философии, философии права, публицистические произведения, эпистолярное наследие.
Предметом диссертационного исследования являются
государственно-правовые взгляды Соловьева, представленные в системе.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые в современной юридической науке предпринят комплексный анализ государственно-правовых воззрений Соловьева, на основе изучения его философского наследия. Автор исследует взгляды Соловьева на право как минимум нравственности, прослеживает истоки его формирования, и влияния на последующую правовую мысль. Попытка осмысления права с точки зрения приоритета гуманистических идеалов, представляет несомненный интерес и актуальность в процессе осуществляемых в настоящее время государственно-правовых преобразований.
Вопросы, поставленные Вл. Соловьевым, - о необходимости всечеловеческой солидарности, путях развития права и государства, о месте церкви в обществе и проблемах экуменизма и веротерпимости, о соотношении частных и общественных интересов и, наконец, вообще, о путях и целях развития человечества, - в наше время не утратили своей актуальности. Некоторые из них, например, необходимость межгосударственной интеграции для решения глобальных задач уже
воплощаются на практике. Находит подтверждение и основной тезис Вл. Соловьева о необходимости дальнейшей гуманизации права и государства. Значение этого тезиса по мере становления гражданского общества в России, несомненно, будет возрастать.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют разделы философии права, общей теории и истории права и государства, истории политических учений. Результаты исследования могут использоваться при разработке программ по теоретическим вопросам правоведения, при чтении курсов лекций по «Истории правовых и политических учений», «Истории общественной мысли», «Истории государства и права России», «Философии права», «Теории государства и права», при проведении семинарских занятий но данным учебным дисциплинам. Они могут быть полезны при разработке и чтении ряда спецкурсов («Философско-правовая доктрина в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века», «Русская юридическая мысль в конце XIX века» и др.), а также в процессе дальнейших научных исследований проблем по вышеуказанным направлениям.
Основные положения, выносимые на защиту. 1. Концепция государства и права Вл.Соловьева является неотъемлемой частью его общефилософского учения - философии софийности и «всеединства», основными особенностями которой была попытка создания цельной системы знания, объединяющей нравственность, религиозную веру и рациональное познание. Создание «синтетического» учения было обусловлено крупными преобразованиями в общественной жизни России — вступлением страны на новый путь развития и зарождением кризисных явлений в общеевропейском масштабе. Философское учение Вл.Соловьева явилось очередной попыткой преодоления векового противостояния религиозного и светского мировоззрения, предлагало
альтернативный путь развития европейской цивилизации в условиях нарождающегося кризиса. В научном плане философское учение Вл.Соловьева основывалось на трех источниках: платонизме, немецкой философии и святоотеческом наследии.
В отечественной юридической мысли в рассматриваемый период сложилось три направления - либеральное, консервативное и радикальное. Сравнительный анализ правовой теории Вл.Соловьева, с существующими в тот период наиболее влиятельными государственно-правовыми школами либерального направления - Б.Н.Чичерина и Н.М.Коркунова, и консервативного - К.П.Победоносцева, демонстрирует, при всем различии конкретных подходов, общность понимания проблем в развитии современного права и государства и необходимости поиска «идеи» права, как средства, направленного против деморализации общества к укреплению общественных институтов.
В научном плане концепция права и государства Вл.Соловьева была реакцией на господство позитивизма и попыткой возрождения идей христианского гуманизма. В целом же «синтетическая» теория права Вл.Соловьева является наиболее интересной попыткой преодоления дуализма между исторической и естественно-правовой школами. Вл.Соловьев показывает неразрывную связь права с нравственностью и религией, определяя задачу права как реализацию нравственных принципов в практической жизни путем разграничения частных и общественных интересов. Действительная реализация права в обществе предполагает отход от управления на основе силы и переход к управлению на основе закона. Вл.Соловьев утверждает как неотъемлемое свойство права -принудительность, а, следовательно, опору закона на власть.
4. Принцип «всеединства» также используется Вл.Соловьевым при
развитии теории государства. Он утверждает принцип построения
государства на твердых началах нравственности, необходимость
культурного объединения; указывает на недопустимость доминирующего
влияния экономических приоритетов, подчеркивает роль государства в обеспечении социальной защиты.
Теократическая идея Вл.Соловьева, несмотря на свой утопический характер, носит черты гуманизма и утверждает идею общественной и социальной солидарности.
5. Разработка Вл.Соловьевым проблемы о праве войны разрешает
такие важные вопросы, как причины войн, гуманитарные аспекты войны,
оценка войны с нравственной точки зрения, взаимоотношения гражданина и
государства.
6. Поставленные Вл.Соловьевым нравственные и религиозные
вопросы, несмотря на более чем столетний период времени, сохранили свою
актуальность как образец духовного воспитания в соответствии с высокими
гуманистическими идеалами.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались автором на Совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС-СЗАГС «Власть и управление в современном мире» (май 2005 г.), Международной научно-практической конференции СПБГУП «Философия права» (февраль 2006 г.), нашли отражение в публикациях диссертанта по теме проведенного исследования.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Общественно-политические предпосылки создания Вл. Соловьевым учения о праве и государстве
Вторая половина XIX века в России была отмечена крупными изменениями во всех сферах государственной и общественной жизни. Отмена крепостного права и последовавшие вслед за этим буржуазные реформы послужили мощным стимулом для начала в стране промышленного переворота. В результате этих преобразований возникали различные направления общественной мысли, представители которых постигали смысл происшедшего и пытались предугадать возможные перспективы развития. Дискуссия велась как на уровне обсуждения конкретных проблем, так и с общефилософской точки зрения. Грандиозность задачи вызывала к жизни целую плеяду ученых, внесших значительный вклад в историю русской и мировой философской мысли.
В этой когорте мыслителей, пожалуй, одно из самых значительных мест принадлежит именно Владимиру Сергеевичу Соловьеву, работы которого не утратили свою актуальность до наших дней.
Как уже было сказано, начавшийся в России во второй половине XIX века промышленный взлет произвел глубокое потрясение во всем общественном укладе, в том числе и в сознании людей. За сравнительно короткий период времени - несколько десятилетий - Россия прошла путь, от слаборазвитой аграрной страны с феодальным укладом до ведущей капиталистической державы. И, как представляется, события той поры по своему содержанию - переход от одного способа хозяйствования (экономического уклада) к другому, построенному на совершенно иных принципах, и сопутствующее этому переходу преобразование общественного устройства, народного быта, не затрагивая здесь вопрос, который, кстати, поднимался Вл. Соловьевым, о приоритете или же, лучше сказать, о степени взаимовлияния экономических и внеэкономических факторов, - все эти события оказали сокрушительное влияние на общественное сознание, вызывали своего рода духовный перелом, -«Идеалы шестидесятых годов оказались узкими, идеалы семидесятых годов - практически почему-то неосновательными и вот молодежь, с горьким и тяжелым опытом двух поколений на душе, в мучительном раздумьи стала на распутьи и ждет нового слова, и ищет новых путей»1— «господствовавших в среде интеллигенции в 1860-е- 70-е годы духовно-этических ценностей».2
Развитие капитализма в России повлекло за собой и изменение социального уклада общества. "Формирующийся капитализм требовал соответствующего политического и правового обрамления - т.е. гражданского, правового общества".3 Усиление роли экономики повлекло за собой усиление значения материализма (как вульгарного, так и марксистского), позитивизма и общего возрастания интереса к научному мировоззрению. «Позитивизм становится философским credo не одних ученых, но подчиняет своему влиянию широкие круги русского общества».4 Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению учения Вл. Соловьева о праве и государстве, представляется необходимым кратко осветить путь, который проделала русская философско-правовая мысль предшествующего периода.
С момента образования русского государства начинает развиваться и русская правовая мысль. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, 14
феодальная раздробленность и последующее монголо-татарское иго, ограничивавшее в очень сильной мере суверенитет национальной (великокняжеской) власти, - несмотря на эти обстоятельства, русская правовая мысль ставила и разрешала не только текущие проблемы правового регулирования общественных отношений (составление Правд, Судебников и пр.) но и предпринимала попытки построения правовых конструкций общего порядка. С началом построения русского централизованного государства возникла необходимость создания государственной идеологии или, как бы сейчас сказали, поиска государственной идеи. И первым вопросом, возникшим в этой связи, стал, естественно, вопрос обоснования государственной власти.
Особенностью организации государственной власти в России была тесная связь церкви и государства. Тема роли церкви в системе государственной власти выходит за рамки данной работы, однако, вопросы, затрагиваемые в ней, все-таки предполагают необходимость, хотя бы поверхностного, освещения этой темы.
Русское государство образовалось как государство православное, христианское, и церковь в начальный период возникновения государства была мощной силой сплачивающей территориально разделенные народности, поддерживающей их национальную самоидентификацию. И, с точки зрения апелляции к авторитету, церковь обладала рядом преимуществ. Укажем только на два из них, как представляется, наиболее важных. Во-первых, само развитие древнерусского государства было связано с принятием христианства, церковь поддерживала моральный авторитет власти - «освящала" её; кроме того, принятие христианства от Византии, бывшей носительницей и "наследницей" традиций и престижа Римской империи ("Москва - Третий Рим") сообщило особый авторитет и русской церкви. Во вторых, в то время, когда государственная власть в значительной степени утратила возможность исполнения своих публично-правовых функций - во времена феодальной раздробленности и монголо 15
татарского ига — была разобщена и ослаблена, церковь сохраняла централизованную структуру, строгую внутреннюю иерархию и известную независимость от светской власти. "Церковь на основании особого ярлыка исключалась из-под светской юрисдикции. В период монгольского господства на Руси положение митрополита нисколько не зависело от хана".1 - Огромное влияние церковь оказывала и на нравственную жизнь общества. Однако роль церкви этим не ограничивалась. По справедливому замечанию о. Василия Зеньковского церковь не стремилась к упрочению самостоятельных позиций в государстве. "Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной миссии. Это не было движение в сторону цезарепапизма", - церковная и светская власть выступали союзниками в деле упрочения основ российской государственности.
Философско-методологические основы учения Вл. Соловьева о праве и государстве
Вл. Соловьев жил и работал в то время, когда происходил отказ от религиозных ценностей в традиционном понимании - авторитет митрополита Филарета уступил место авторитету Л. Толстого, - как последствие писал сам Вл. Соловьев. Особенно это было заметно в среде интеллигенции, мировоззрение которой было определяемо, в большинстве своем, материалистическими учениями. И, как представляется, Вл. Соловьев, - осознавая пагубность этого, — понимал свою задачу не только как ученого, призванного сказать новое слово в науке, но и, прежде всего, как служение христианина, ратующего за возвращение Церкви прежнего авторитета.
Исторически Российское государство тесно связано с православием. До конца XVIII века духовное развитие носило безусловно религиозный характер.1 В этой связи необходимо указать на некоторые отличия в восприятии веры православием от прочих христианских конфессий. Во-первых, русскому религиозному сознанию свойственно качество, названное В.Зеньковским «вероисповедной настороженностью», вызванное многими обстоятельствами, среди которых нужно, прежде всего, отметить языковую (да и культурную и политическую) изолированность и слабое развитие богословской мысли. Этот вакуум был заполнен религиозным творчеством народа - Священным преданием, которому была придана сила догмата.3 Вышеперечисленные обстоятельства, в числе прочих, и привели к укоренению в народном сознании мнения об особой миссии России в истории.
Начиная с эпохи Петра Великого, Россия стремительно усваивает культурные достижения Запада; здесь делаются многочисленные попытки сочетать истинную веру восточного Православия с «лучшими плодами европейской образованности, т. е. с рациональным способом восприятия истины»1. Эти попытки - сочетания Веры, основу которой составляет мистический опыт, и Разума, оперирующего абстрактными категориями, -иногда приводили к особенным результатам. И одним из таких результатов было учение о софийности. «Вся философия Соловьёва исходила из одной основы, которую составляли взаимосвязанные идеи всеединства и премудрой Софии, они - главное орудие построения всеохватной философской системы, универсальный, конструктивный принцип».
Тема Софии чрезвычайно трудна даже для изложения и является предметом для специального скорее богословского, нежели юридического и даже философского, исследования. Как отмечал С. Аверинцев «тема бесконечно широка, поскольку речь должна коснуться чрезвычайно долгой и сложной предыстории тех символов, понятий, идей и мифологем, которые запечатлены в этом посвящении храма и в этой надписи. Заключительная точка интересующего нас пути ясна — она лелшт в XI веке; но начало пути относится ко временам "пращуров любомудрия", к тем начальным эпохам средиземноморской цивилизации, когда в Ионии и в Иудее совершалась переработка смутных древнейших мифологических образов в осмысленные и высветленные символы философского умозрения».3
Учение о Софии лежало в основе философской системы Вл. Соловьева, проходящим красной нитью как через всю его философию, так и через всю его жизнь, тем "первичным бульоном", «в котором зародились идеи Соловьева, составившие затем основание многих его философских работ».1
Идея Софии «как женственного начала, олицетворяющего связь между миром божественным и материальным, несотворенным и сотворенным»,2 восходит к Ветхому Завету; существует так же кабалистическая традиция толкования. В европейской традиции, София была упоминаема у Тертуллиана, Бёме, Сведенборга,3 Парацельса и многих других авторов, широко известных благодаря, в том числе, и своим мистическим опытам.4 Россия восприняла византийскую софиологическую традицию5 и развила ее в собственном иконотворчестве.
Как уже было замечено выше, Вл. Соловьев жил в эпоху, требовавшую религиозных преобразований и ученый также предпринял попытку религиозного обновления. В основе этой попытки лежал особый мистический опыт самого философа — «неизреченное». К. Мочульский даже говорил о том, что вся философская работа Соловьева будет заключаться в том, чтобы перевести эту мистическую интуицию на язык положительных понятий («положительное всеединство»)».3 — «только в свете видений Подруги Вечной раскрывается смысл его учения о «положительном всеединстве», о Софии и о Богочеловечестве, становится понятной его идея свободной теократии и проповедь соединения церквей».4 В настоящей работе умышленно не приводится всех «определений» или «аспектов» Софии, которых только у Вл. Соловьева, по классификации А.Ф. Лосева, насчитывается десять,5 - «Даже в рамках одной рукописи Соловьева нередко бывает трудно судить, что подразумевает Соловьев под Софией, или, иначе, о какой Софии - небесной или надшей - он ведет речь».6 Тема Софии в творчестве Вл. Соловьева необычайно многогранна, сопряжена с личными аспектами жизни философа и ее подробное изложение явно выходит за рамки данной работы.
Учение Вл. Соловьева о праве
Значение Вл.Соловьева в истории философии общепризнано, однако его роль в истории философии права не менее замечательна, хотя и менее очевидна. Значимость трудов ученого по философии права подчеркивает хотя бы тот факт, что они были предметом подробного анализа со стороны крупнейших отечественных мыслителей, еще при жизни ученого. Труды Вл. Соловьева по философии права, быть может, не столь внушительны по объему, но чрезвычайно значимы по содержанию, что объясняется тем местом, которое он уделял праву в построении своей философской системы. Идея права "была для него одной из самых важных и дорогих".1
Как справедливо отметил один из современных исследователей его творческого наследия "специфику философии права Соловьева образует идея равновесия и гармонии, которая во многом следует из органического метода". Из этого замечания мы можем извлечь следующие важные выводы: во-первых, правовые воззрения Вл.Соловьева составляют настолько значимую часть его учения, что их возможно и необходимо выделить в отдельную область исследования; во-вторых, философия права Вл. Соловьева представляет собой цельную систему, в основе которой лежит идея равновесия и гармонии; и, в третьих, связующем элементом между его общефилософским учением и концепцией права, позволяющем говорить об их взаимопроникновении и неразрывном единстве, является органический метод. Каковы же основные элементы учения Вл.Соловьева о праве.
Согласно построениям Вл.Соловьева конечной целью развития человечества является реализация нравственного идеала — Абсолютного Добра, которое для мыслителя воплощается в торжестве обновленного христианства. Главным средством реализации этого грандиозного плана, по замыслу Вл.Соловьева, и должно стать право. Из этого положения и вытекает основной постулат его концепции права, - связь права и нравственности.
Мыслитель исходит из дуализма человеческой природы. С одной стороны, человек несовершенен, а с другой, ему имманентно присуще стремление к Абсолюту, к воплощению евангельского призыва к совершенству, реализации образа и подобия Божьего. Причем обе эти сущности соединены в человеке неразрывно и имеют один источник, а, следовательно, низшая сущность должна быть подчинена высшей. Отражением первой сущности в практической жизни является нравственность, тогда как второй - право. Из этого следует, что нравственность Вл.Соловьев считал руководящей идей права, и утверждал, что между ними "есть положительное и тесное, внутреннее отношение, не позволяющее отрицать одну из них во имя другой".1
Само требование нравственного совершенствования уже содержит признание относительности нравственной сферы. Эта относительность нравственности, по мысли Вл.Соловьева, заключается в том, что процесс совершенствования - уподобления низшего существа высшему -предполагает низшие состояния и относительные степени возвышения. Следовательно, безусловное нравственное начало представляет собой синтез абсолютного и относительного. Мыслитель исходит из предположения о существовании двух ипостасей добра - Добра абсолютного, Божественного и добра относительного, человеческого, и предупреждает о недопустимости полного смешения этих двух нетождественных понятий. С другой стороны философ предостерегает о непозволительности полного их - Абсолютного и относительного добра — разделения, как совершенно несвязанных друг с другом понятий. По мнению Вл.Соловьева, в человеке неразрывно соединены абсолютные стремления с относительными условиями, а фактическая двойственность между абсолютным и относительным разрешается в свободное и полное единство с помощью нравственного восхождения личности. Философ подчеркивает связь между относительным и абсолютным на всякой ступени бытия; в этой связи относительное выступает как условие Абсолютного, а, с другой стороны, Абсолютное включает в себя все действительные отношения — то есть все относительное. И в реальном бытии эти два понятия неразрывно связаны, - абсолютное облечено в формы относительного, а относительное связано с абсолютным.
Далее философ, исходя из принципа всеединства, говорит о связанности всего действительного бытия и предупреждает об относительности противоположения двух ипостасей сущности человека и придания какой-либо их них абсолютного значения. В действительности в реальном бытии нет ни абсолютного противоположения, ни абсолютного тождества, а есть только особая объединяющая все сущее связь - отношение к Абсолютному добру.
В качестве одного из примеров применения этого суждения в практической жизни человечества молено указать на отношения нравственности и права. Можно наблюдать существование противоположности между этими двумя областями с древности, - философ, в качестве примера, отсылает к киникам и гностикам, - и до современности. Нравственности придается значение безусловности, а право объявляется явлением чисто условным. Философ отвергает такой подход, как явно порочный, и предлагает рассмотреть действительное отношение нравственности и права с точки зрения безусловного Добра. Рассматривая нередкие в практической жизни случаи, когда формально легитимная норма права не соответствует, порой, элементарным требованиям нравственности, Вл.Соловьев убедительно доказывает, что в таких случаях налицо противоречие не между правом и нравственностью, как может показаться при поверхностном знакомстве с вопросом, - а "между формальною правомерностью известных действий и сущностью права".1 Точно так же как формально нравственный поступок может быть по существу глубоко безнравственным, и в этом случае налицо будет противоречие между формальной нравственностью и самим нравственным содержанием.
Вл. Соловьев приводит исторические примеры постановлений права, противоречащих элементарным требованиям справедливости, и, следовательно, об отсутствии в этих постановлениях той безусловной внутренней обязательности, которая присуща нравственным требованиям и, мало того, он говорит о таких случаях, как об обычном явлении.
Сравнительный метод во взгляде на различные состояния одного и того же понятия в разные периоды времени есть один из важнейших критериев практического суждения. Из этого неизбежно напрашивается вывод -легкомысленный и неправильный, по мнению Соловьева, - о том, что вопрос об отношении между нравственностью и правом разрешается простым отрицанием права как обязательного начала действий личности, а все человеческие отношения должны быть сведены к нравственности.
Вл. Соловьев и либеральное направление в государственно-правовой теории. Сравнительный анализ
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - крупнейший русский мыслитель, внесший значительный вклад в развитие многих направлений знаний, в том числе в теорию государства и права. Взгляды Б.Н. Чичерина обычно характеризуются как однозначно либеральные, однако существует авторитетное мнение, что «основу его учения «составляет консерватизм (наиболее ярко проявившейся в политико-правовых построениях), соединенный на периферии с рядом идей, которые легко принять за ортодоксально либеральные (например, в концепции гражданского общества)»,1 и, в целом, основой учения Чичерина является либерально-консервативное мировоззрение».2
Отношения Чичерина с Соловьевым были весьма сложными. Уже первая работа В л. Соловьева «Критика отвлеченных начал» была подвергнута Чичериным критическому разбору, он посвятил этому целую книгу, - «Мистицизм в науке». Вслед за «Оправданием добра» Вл.Соловьева последовала работа Чичерина «О началах этики», в ответ на которую появилась работа Соловьева «Мнимая критика». Однако, несмотря на существенные противоречия, оба мыслителя обнаруживали и определенное совпадение во взглядах на ряд существенных вопросов.
Б.Н. Чичерин так же как Вл.Соловьев резко отрицательно выступал против позитивистского направления в науке. «Человек, по природе своей есть метафизическое существо»3 - вот один из основных постулатов философии права Чичерина, и необходимость поиска метафизического идеала во всех областях человеческой жизни - в том числе, политике, государстве и праве, - ученый провозглашал всю свою жизнь. Полемика Чичерина с Соловьевым в значительной части (особенно это касается первой из работ цикла - «Мистицизм в науке») посвящена критическому разбору философского учения Соловьева, анализ которого выходит за рамки данной работы. Основная идея позитивизма, как критически отмечал Вл. Соловьев, состоит в отрицании всяких безусловных начал и признании исключительного значения внешних явлений, и оба мыслителя сходятся во мнении, что такой односторонний подход совершенно неоснователен.2 И Чичерин, и Соловьев также высказывались за сочетание эмпирического и рационального методов в гносеологии.
Оба мыслителя осознавали то кризисное положение, в котором находилась общественная мысль, и видели выход из этого положения в создании учения, призванного объяснить, связать воедино все предшествующее знание, выступали за синтез философского и религиозного знания. Чичерин призывал к соединению «умозрения» и «опыта», к созданию «синтетической» политико-правовой теории, объединяющей традиционную идеалистическую философию права с социологией права и догмой права».3
Что касается собственно правовых взглядов, то следует отметить резко отрицательное отношение Чичерина к теории «свободной теократии» Соловьева, практическое воплощение которой, по мнению Чичерина, привело бы к ниспровержению всех устоев современного общества (собственности, семьи, личной свободы) и установлению неслыханной тирании. Взгляды Соловьева на уголовное право, в частности, в изложении последним уголовно-правовой теории вины и теории воздаяния Чичерин также полагает несостоятельными,
В фокусе правовой теории Чичерина находится личность1 (неслучайно первая глава его «Философии права» посвящена именно личности). В отличие от животных, человеческая личность обладает духовной сущностью, источником которой являются разум и воля. Именно обладание этими качествами и формируют человека как личность или, выражаясь языком юридическим, как субъекта права.
Свобода воли - вот второй постулат правовой теории Чичерина. Существует как статическое состояние личности (единичной индивидуальной сущности), так и динамическое состояние (действия личности есть внешнее выражение свободы воли). Чичерин выступает решительным сторонником свободы воли, основывая на этом утверждении как юридические понятия вины и ответственности, так и нравственные требования.
Таким образом, основу права, как полагал Чичерин, составляет «учение о свободе и самоцельности личности»3 или же, говоря словами самого Чичерина, «индивидуализм, состоящий в признании свободы лица, составляет краеугольный камень всякого истинно человеческого здания».4
С точки зрения Чичерина, право - это, с одной стороны, внешняя реализация свободной воли, а с другой - закон, определяющий степень (границы) этой свободы. Из сочетания этих положений и вытекает определение права, данное Чичериным: «право есть свобода, определяемая законом».1 Он критикует взгляды, признающие основными началами права интерес, нравственность, формальный закон.2
Чичерин полагал, что законы образуют собой некую иерархическую систему, в основании которой положен Абсолютный закон, а эта система лишь являет собой проявление высшего закона.
Диаметрально противоположны взгляды Соловьева и Чичерина на проблему соотношения нравственности и права. Если Соловьев, как будет сказано ниже, всю свою правовую теорию основывал на единстве права и нравственности (отдавая приоритет последней), то Чичерин полагает их качественно различными: — «Право и нравственность определяют две разные области человеческой свободы: первое касается исключительно внешних действий, вторая дает закон внутренним побуждениям. Ясно также, что право не есть только низшая ступень нравственности,... а самостоятельное начало, имеющее свои собственные корни в духовной природе человека»,3 — и этим качественным отличием он считает принуждение (отсутствующее в нравственности и наличествующее в праве). Если же допустить определение права, данное Соловьевым, то это означало бы введение в нравственную сферу принуждения, что, по мнению Чичерина безнравственно.4