Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВA I. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРАВЕ И ЕЕ ВИДЫ
I Понятие преемственности в праве 12
2. Преемственность в эксплуататорских типах права 32
3. Отрицание и преемственность при смене противоположных исторических типов права 42 4. Особенности преемственности в развитии
социалистического права 60
ГЛАВА II. ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОВЕТСКОМ ПРАВЕ
I. Преемственность в сущности советского права 85
2. Преемственность в принципах советского права 107
3. Преемственность в содержании советского права . 136
4. Преемственность в форме советского права 166
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190
Список использованной литературы 198-219
- Понятие преемственности в праве
- Преемственность в эксплуататорских типах права
- Преемственность в сущности советского права
Понятие преемственности в праве
Использование современных достижений марксистско-ленинской философии дает подлинно научный метод познания явлений и процессов окружающего нас мира, служит методологическим ориентиром для всех естественных и общественных наук, в том числе и для правоведения. Поэтому, постоянно памятуя о том, что определяющей при изучении проблемы преемственности в праве является специфика права как качественно своеобразной формы социального движения материи, представляется необходимым осветить некоторые "чисто" философские аспекты теории преемственных связей,
В соответствии с идеями основоположников марксизма-ленинизма, значение категории преемственности в полной мере может быть понято лишь в контексте целостной диалектической концепции развития, одним из важнейших моментов которого она /преемственность/ является. Всякое развитие проходит качественно различные ступени и осуществляется через отрицание старого качества новым. Однако, если бы при этом старое качество уничтожалось полностью, ни о каком развитии как усложнении организации не могло бы быть и речи. "Не голое отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение, - отмечал В.И.Ленин в "Философских тетрадях",-характерно и существенно в диалектике, - которая, несомненно,содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, - нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т.е. без всяких колебаний, без всякой эклектики" рационных задачах.
Основываясь на марксистско-ленинском учении, современная диалектико-материалистическая философия под преемственностью понимает "связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при сохранении целого как системы" .
Согласно материалистическому принципу несотворимости и яеу-ничтожимости материи, новое возникает не на пустом месте, оно обусловливается старым и усваивает из него все жизненно необходимое. Марксистско-ленинская концепция развития есть диалектическое единство двух моментов - отрицания и преемственности. Так, если категория отрицания констатирует ликвидацию того или иного материального образования или качественного состояния и отображает прерывность, косность бытия, то преемственность характеризует его непрерывность и бесконечность. Благодаря ей в процессе развития происходит обогащение содержания, т.к. новое, удерживая в снятом виде положительные моменты старого, прибавляет к ним свое специфическое содержание . Таким образом, преемственность как генетическая связь нового со старым есть закономерность развития, необходимое условие его поступательности .
Преемственности в целом присущи такие общие свойства, как объективность и универсальность, она имеет место во всех формах движения материи. Исключительное,значение для уяснения содержания преемственных связей имеют ленинские высказывания о том, что преемственность находит свое выражение как в "удержании положительного", так и в "сохранении остатков старого в новом"2. Она - не простая передача определенных элементов, а изменение в ходе такой передачи. Механизм ее осуществления характеризуется удержанием, сохранением и дальнейшим развитием старого в новом - этим она существенно отличается от заимствования, - т.е. передачи и сохранения чего-либо без изменения, вне развития . В отличие от повторяемости, преемственность - связь непрерывная, предполагающая наличие не исчезающих признаков или элементов структуры у явлений или вещей4. Подчеркивая, что преемственность является необходимым условием общественного прогресса, К.Маркс писал: "Благодаря тому простому факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы, приобретенные предыдущим поколением, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства, -благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества... .
Преемственность в эксплуататорских типах права
Как отмечалось ранее, особенный характер преемственности в юридической форме социальной реальности обусловлен, в значительной степени, тем,выражением воли какого класса служит данный исторический тип права. Взяв за основу это положение, посмотрим теперь, каковы роль и назначение преемственных связей в развитии тех типов права, которые объединяются марксистско-ленинской правовой наукой в категорию "эксплуататорский тип права".
Несмотря на различия, определяемые конкретно-историческим своеобразием рабовладельческого, феодального, буржуазного обществ, правовая форма их регулирования имеет общую экономическую основу - способ производства, базирующийся на частной собственности, единую цель - защиту и укрепление существующих отношений господ-, ства и порабощения, а отсюда и неизменную классовую сущность -право всех существовавших и существующих в истории аятагояистических обществ есть выражение воли и интересов господствующего класса эксплуататоров. Означает ли это, что диалектическое движение права в условиях досоциалистических общественно-экономических формаций протекает гладко, эволгоционно, без революционных взрывов и отрицания? Конечно нет. Развитие права, как и развитие общества в целом, становление нового исторического типа права происходит не просто путем "отрицания существующих порядков , а посредством и в связи с политической революцией как непременном условии утверждения новых отношений и их юридического оформления.
Между тем, революционный переход от одной антагонистической формации к другой характеризуется рядом особенностей, что накладывает свой отпечаток и на сферу государственно-правовых явлений. Прежде всего надо учитывать такое немаловажное обстоятельство, как возможность вызревания в рамках данного способа производства производственных отношений последующего способа производства. Этот процесс находит свое выражение и в праве - так, например, институт колоната - прикрепление непосредственного производителя /раба/ к земле - возник на поздних этапах рабовладения. Как отмечал Ф.Энгельс, колоны были "предшественниками средневековых крепостных" . В недрах феодализма складывается и ряд институтов буржуазного права - это и новый, более свободный правовой статус земли, находящийся в собственности горожан, и замена части натуральных повинностей и платежей денежным оброком, и развитие института цензивы - освобождения крестьянина от личной зависимости и передача надела в наследственное держание.
Преемственность в сущности советского права
Диалектический путь познания истины, познания объективной реальности требует, определив место и роль преемственности в про-грессировании юридической формы социалистических общественных отношений, перейти к следующему этапу исследования - изучению ее проявлений на различных уровнях бытия социалистического права» Такое изучение целесообразно начать с обнаружения преемственных связей на уровне его сущности.
Как известно, марксистско-ленинское учение о праве опирается на научно-обоснованную систему философских категорий и понятий, позволяющих проникнуть в суть этого своеобразного феномена социальной жизни, всесторонне вокрыть его роль и значимость на различных этапах исторического процесса Каждая категория, отражая совершенно определенные стороны и связи выполняет в познании права свою особую, только ей присущую,функцию. Основные закономерности генезиоа и функционирования права представляют собой ни что иное, как определенные связи категорий, ведущее значение среди которых принадлежит категории сущности как диалектическому единству всех внутренних, необходимых сторон и связей /законов/1 правовой материи Категория сущности - фундаментальная категория объективной диалектики материального мира и процесса его познания - с ее помощью становится возможным качественное отграничение одиого предмета или явления от другого. Если ряд менее сложных категорий выражает лишь различные моменты сущности, ее стороны, то последняя требует отражения всего многообразия отношений и сторон явлений в их единстве, целостности. "Диалектика есть изучение вещи в себе".
Основоположники марксизма-ленинизма доказали, что сущность права любого исторического типа раскрывается путем анализа того, чья воля находит свое выражение в праве, на что она направлена, чем обусловлено ее содержание . Классово-волевой характер права, подчеркивающийся во всех его научных определениях, имеет первостепенное методологическое значение Советская правовая наука достаточно полно обосновала тезис о том, что право - это не просто водя /понятие психологическое/, а ее выражение, и выражение воли не отдельных представителей господствующего класса и не суммы индивидуальных воль лиц, образующих данный класс, а всего господствующего класса» В соответствии с этими положениями под сущностью социалистического права понимается выражение интересов и воли трудящихся во главе с рабочим классом .
Поскольку предметом исследования в настоящем параграфе является обнаружение преемственных связей на уровне сущности социалистического права, что возможно лить в контексте диалектической концепции развития, вполне закономерным будет поставить вопрос о том, как происходит развитие сущности социалистического права и, вообще, правомерно ли говорить об изменении такой категории, как сущность - ведь именно устойчивость есть одна из тех черт, которая, наряду с другими, позволяет выделять сущность в самостоятельную категорию бытия и познания.