Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Образование и развитие мусульманского государства и права.
1. Возникновение арабского мусульманского государства и права. Арабский халифат (VII-XIV вв.) 13
2. Развитие мусульманского государства и права в Османской империи (XIV- начало XX в.)
3. Особенности развития мусульманского права на территории России-66
4. Влияние современных исламских религиозно-политических учений на государственно-правовое развитие мусульманских стран (XX в.) 86
Глава II Организационно-правовые основы борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции.
1. Государственно-правовые основы борьбы с преступностью в Турецкой республике 106
2. Развитие государственно-правовых основ борьбы с преступностью в теократических исламских государствах 127
3 Особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах со смешанной правовой системой 149
4. Государственно-правовое регулирование борьбы с преступностью в исламских регионах СССР и России 166
Заключение 180
Приложение:
Список использованной литературы 192
Словарь исламских правовых терминов 206
Проект памятки сотруднику органов внутренних дел, работающему в мусульманской среде
- Возникновение арабского мусульманского государства и права. Арабский халифат (VII-XIV вв.)
- Развитие мусульманского государства и права в Османской империи (XIV- начало XX в.)
- Государственно-правовые основы борьбы с преступностью в Турецкой республике
Введение к работе
Актуальность темы. Отношения исламского мира с Россией всегда имели определенные особенности. Мусульманские страны и Россия имеют общие сухопутные и морские границы. Шесть республик бывшего СССР, входивших многие годы вместе с Россией в состав единого государства, ныне - шесть из одиннадцати государств СНГ, неразрывно связанных с Россией - Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан - в подавляющем большинстве населены мусульманами. Согласно переписи населения 1989 года, на территории СНГ проживает 40 народов, исповедующих ислам.1 ,
В состав Российской Федерации входят восемь мусульманских республик - Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Башкортостан и Татарстан . К приверженцам ислама относится также часть населения Северо-Осетинской республики. Районами наиболее плотного расселения мусульман традиционно являются Северный Кавказ, Поволжье и Центр Европейской части. В России, по разным подсчетам, проживает 15-20 млн. мусульман.3 Согласно переписи 1989 года, в Москве и Московской области проживает 350 тыс. мусульман (из них 201 тыс. человек - в Москве).4. В последнее время все больше ощущается влияние «исламского фактора» на криминогенную обстановку в России. Этнические криминальные группировки, в том числе и состоящие из представителей мусульманских народов, играют сегодня не последнюю роль в развитии организованной преступности в России. Многими из них был создан и контролируется ряд преступных промыслов. Например, контрабанда и незаконная торговля наркотическими средствами. Согласно исследованиям ВНИИ МВД РФ, наркотические средства в Россию поступают главным обра
зом из бывших Среднеазиатских и Закавказских республик СССР, Казахстана, а также Афганистана, Пакистана и Турции. На другие республики бывшего СССР и некоторые европейские страны приходится довольно незначительный процент поставок.1 Война в Чечне послужила причиной ряда террористических актов, совершенных на территории России. В докладе «О состоянии законности в РФ» Генеральной прокуратуры было отмечено, что волна терроризма в стране будет нарастать и усиливаться до тех пор, пока не решены проблемы Северного Кавказа.2
Насаждение норм шариата в форме фундаментализма происходит у арабских и тюркских народов, в Иране, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии. В России подобные процессы протекают в Чечне. Такая же тенденция наметилась и в Дагестане. Республика Ичкерия объявила себя исламской, в ней созданы шариатские органы власти (например, Совет улемов, шариатские суды, шариатское министерство государственной безопасности), приняты шариатские законодательные акты (шариатская Конституция, шариатский Уголовный кодекс). В Ичкерии и ряде других субъектов Российской Федерации возникли мусульманские общественные движения, руководство которых постепенно переходит к террористическим и иным криминальным формам борьбы, организуя торговлю оружием, наркотиками, вовлекая молодежь в кровавую борьбу, нередко прикрываясь религиозными лозунгами и призывами. Все это делает актуальным изучение исламского фактора в развитии национальных и исламских регионов и регионов с исламским компонентом, требует более пристального изучения обстановки в исламизированных субъектах Федерации с учетом религиозно - этнической ориентации. Довольно часто многие этнические и полиэтнические группировки, прикрываясь исламом, заявляют работникам правоохранительных органов протесты о нарушении их религиозных чувств. В первую очередь, с ними сталкиваются сотрудники милиции и других
правоохранительных органов (таможенных, налоговых и других служб) России. Работники милиции часто не имеют элементарных знаний об исламе, пасуют перед такими «верующими» или совершают действия, которые приводят к конфликтам и нарушениям российского законодательства. Поэтому необходимо тщательно изучить ислам, его черты, черты исламского права, выявить объем и характер криминальной угрозы России, гражданам со стороны исламских экстремистов и криминальных акций и деяний, на которые они решаются в России.
Также видится целесообразным изучение исторического опыта России в совместном проживании на одной территории и в государственном управлении исламскими регионами. Следует отметить, что к концу XIX в. на территории России проживало 18 млн. мусульман, столько же, сколько в Османской империи.1 Тем не менее, за исключением Кавказской войны, в исторических источниках сведений о крупных столкновениях мусульман с государственной властью не имеется, следовательно, мусульмане мирно уживались с христианами. В современной России ислам законодательно признан одной из ведущих религий страны. Мусульманские религиозные и политические деятели все более включаются в культурные и политические процессы, происходящие в стране и за рубежом. Все это подтверждает опыт более чем тысячелетнего совместного мирного и благотворного проживания ислама и православия на территории России.
К сожалению, в настоящее время в России не всегда уделяется достаточное внимание исламскому фактору, систематической опоры на ценности просвещенного и либерального ислама в политике наших властей нет. Но ислам в силу определенной специфики является неотъемлемой частью бытия своих приверженцев, и игнорировать его невозможно. Напротив, необходимо всесторонне, на основе различных подходов и методов изучить ислам и его роль в государственно-правовой политике мусульманских стран и, в первую очередь, в борьбе с преступностью, с целью дальнейшего полезного исполь зования этого исторического опыта в государственно-правовой политике России.
В настоящем исследовании предполагается изучить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в государствах, правовые системы которых в различной степени сочетают нормы мусульманского, традиционного и светского права. Поскольку сочетание этих норм в различных государствах неодинаково, видится целесообразным проводить исследование по трем направлениям.
Во-первых, на примере государств, население которых традиционно является мусульманским, но правовые системы имеют исключительно светский характер. В этой связи необычайно много дает обращение к истории права и государства Турции. В настоящее время Турция - это пока единственное государство на Ближнем и Среднем Востоке, которое осуществило процесс последовательной секуляризации и построило светскую правовую систему с разумным учетом норм традиционного права. Изучение истории государства и права Турции представляет большой интерес в свете событий, происходящих сегодня на Кавказа и в Закавказье. Мусульманское население Кавказа длительное время находилось в сфере влияния Турции и сейчас представляет вполне подготовленную почву для заимствований элементов турецкой государственно-правовой системы. Не исключено, что мусульманские республики России, стремясь обрести независимость, будут строить свое законодательство по турецкому образцу.
Во-вторых, необходимо обратиться к истории права и государства стран, правовые системы которых имеют исключительно шариатскую основу. С этой целью предполагается изучить правовые системы Ирана, который представляет классический вариант шиитской модели исламского государства и Саудовской Аравии, представляющей суннитскую модель. Осветить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в ваххабитской Саудовской Аравии следует также и потому, что в последнее время это исламское течение имеет немало приверженцев в Дагестане.
Большинство мусульманских стран имеют правовые системы, которые приблизительно в равных долях сочетают в себе как нормы и принципы светского права, так и мусульманского, являясь при этом светскими государствами. Поэтому третьим направлением исследования будет изучение именно этих стран. На примере Народной Демократической Республики Йемен, Алжира, Афганистана и др. Эти Государства выбраны с учетом того, что их правовые системы в разной степени и в разных формах сочетают нормы светского и религиозного права.
Вышеизложенные положения определили в конечном итоге актуальность, цели и основные задачи настоящего исследования.
Цели исследования.
Настоящее исследование ставит перед собой следующие цели:
1. Выявить и показать сущность исламской концепции государства и права, антикриминальный потенциал ислама, раскрыть влияние ислама и шариата на организационные и правовые основы борьбы с преступностью.
2. Раскрыть исламскую доктрину преступности и борьбы с ней, а также предназначение исламских государственных органов и права в борьбе с преступностью.
3. Раскрыть исторический опыт борьбы с преступностью в исламских странах, исследовать процесс развития органов борьбы с преступностью и правовых основ этой борьбы.
4. Раскрыть особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах дальнего зарубежья: с теократической, смешанной и светской государственностью.
5. Показать исторический опыт совместного проживания мусульман и христиан на территории России. Раскрыть исторический опыт России в управлении исламскими регионами, в том числе в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
6. Показать характер государственной власти и законодательства в Чеченской Республике Ичкерия, выявить в них исламскую компоненту и ее влияние на характер государственной политики Республики, ее правительства и
оппозиции, их влияние на состояние преступности и борьбы с ней в республике и в России.
7. Дать работникам правоохранительных органов необходимые знания об исламе, его основных положениях, правовых устоях жизни мусульман; дать практические рекомендации работникам милиции при осуществлении их служебной деятельности с мусульманами - гражданами России и иных государств, при предупреждении правонарушений в мусульманской среде, в борьбе с преступностью с участием в ней исламских элементов.
Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является ислам, его основные положения, установки и правила, мусульманское государство, право, исламские концепции государства и права, преступности и борьбы с ней, исторический опыт исламских государств и России, их государственных и правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
Предмет исследования составляют Коран, другие источники ислама, мусульманского права, основные законодательные акты исламских государств, регламентирующие деятельность государственных органов в борьбе с преступностью. Предметом исследования также является научная литература по теме диссертации.
Методологические основы и методы исследования. В методологическом отношении исследование основывается преимущественно на общеисторическом, цивилизационном, региональном, страноведческом, проблемном и тематическом подходах и методах познания. Широко использовались такие общенаучные методы, как сравнительно - исторический метод, методы сравнительного правоведения (компаративистский), логический, историко-правовой, системный и другие научные методы.
Характеристика источников и литературы. Основу настоящего исследования составили источники мусульманского права, труды мусульманских правоведов прошлого и современности; законодательные и иные нормативные акты на русском и иностранном языках, главным образом, уго
ловно-правовые и уголовно-процессуальные, Конституции государств СНГ, стран Африки и Ближнего Востока.
Общетеоретическое значение для диссертации имеют научные труды таких ученых как В.В. Альхименко, О.А. Жидков, Ю.Н. Жданов, В.М. Кле-андрова, Н.А. Крашенинникова, В.М. Курицын, Р.С. Мулукаев, А.С. Пигол-кин, Т.Н. Радько, Л.Р. Сюкияйнен, О.И. Чистяков.1
Непосредственно при исследовании проблем, связанных с изучением мусульманского государства и права использовались работы Л.С. Васильева, Е.А. Дорошенко, М.А. Керимова, Л.М. Кулагиной, И.Л. Фадеевой и других советских ученых.2 Однако, наряду с несомненно большим научным значением этих работ, следует отметить некоторую односторонность их взглядов, что объясняется идеологическими причинами, традиционным использованием одного, единственно приемлемого, с точки зрения марксизма-ленинизма,
1 Альхименко В.В., Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью М., 1998.; История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Краше- нинниковой. М., 1996; Клеандрова В.М. История государства и права России. М., 1996; Клеандрова В.М. История государства и права России.: (Дооктябрьский период). М., 1997; Курицын В.М. Теория государства и права. М., 1986; Мулукаев Р.С. Сотрудничество советских республик в строительстве рабоче-крестьянской милиции 1918-1924 гг. В кн.: Высшая школа МВД СССР. Труды, вып.35. М., 1973; Пиголкин А.С. Основы теории государства и права. М., 1982; Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Дисс. .. .д-ра юрид. наук. М., 1987; Чистяков О.И. Образование СССР. М., 1972.
2 Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983; Дорошенко Е.А., Кулагина Л.М. Государственный строй Ирана. М., 1957; Керимов М.А. Государственный строй Турции. М., 1956; Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 1993 и др.
классового подхода. Советские авторы пытались уложить восточные общества в одну общую формационную схему, ставили в основу права и государства, в первую очередь, экономические процессы. В настоящее время появились исследования, построенные на новых научных подходах и методах. Это работы отечественных и зарубежных авторов: Л.Р. Сюкияйнена, Н.В. Жданова, Р.Г. Ланды, Р. Максуд и других ученых. Необходимо особо отметить большой научный вклад в разработку данной проблематики профессора Л.Р. Сюкияйнена.1 Непосредственно проблемы правового регулирования борьбы с преступностью в мусульманских государства получили освещение в работах С. Боронбекова, В.А. Лихачева., Г.И. Муромцева, А.В. Наумова и других авторов.2
Также в процессе работы над диссертацией использовались иные российские, советские и зарубежные документы и материалы: дипломатическая переписка, международные соглашения и договоры, парламентские, статистические и иные ведомственные материалы, мемуары, памятные записки, публицистические и историко-географические очерки государственных, по 1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах Арабского Востока. В кн.: Государство и право в развивающихся странах. Сб. статей. М., 1976; Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность. В кн.: Критика буржуазных политических и правовых концепций. М., 1984; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.,1997. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Рукайя Максуд. Ислам. М., 1998 и др.
2 Боронбеков С. Афганское уголовное право: (История и современность). Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1996; Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988; Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987; Наумов А.В. Основы уголовного права и процесса Демократической республики Афганистан. М., 1987 и др.
логических и общественных деятелей, ученых, путешественников, а также периодическая печать и пресса.
Научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью данной проблематики в отечественной и зарубежной литературе. Оно представляет собой одно из первых комплексных исследований борьбы с преступностью в исламских странах в прошлом и в настоящем времени. Впервые проведено исследование борьбы с преступностью в странах с исламскими правовыми традициями: теократических, светских, в странах со смешанным политическим и правовым режимом. Впервые исследуется борьба с преступностью, имеющей исламские религиозные и национально - этнические основы на территории СНГ и России. В определенной степени исследуются вопросы распространения исламской преступности в мире и экспорта ее в Россию. Большое внимание уделяется борьбе с преступностью исламских элементов в России, в субъектах Федерации, в регионах, областях и городах, где значительны исламские диаспоры, которые нередко питают преступность.
Научно - теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты данного исследования могут быть использованы, как теоретическая база для последующих исследований, для изучения государственными органами положения в исламских странах, в регионах России при принятии политических, управленческих и иных решений, связанных с борьбой с преступностью. Материалы диссертации могут использоваться в учебных курсах по проблемам борьбы с преступностью, отдельным темам уголовного, процессуального права, криминологии, по религиоведению и истории религий.
Достоверность проведенного исследования определяется комплексным методологическим подходом, глубоким изучением Корана, других источников ислама, памятников мусульманского права, правовых актов Арабского халифата, Османский империи, Турции и других исламских государств, в том числе, современных стран с различной степенью исламизации государственной и общественной жизни, их правовых систем.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях, проходивших в МЮИ МВД России, Калининградском юридическом институте МВД России, Институте Востоковедения РАН; опубликованы в семи научных статьях и учебном пособии, использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран в МЮИ МВД России и ряде негосударственных вузов Москвы. Некоторые рекомендации, изложенные в выводах диссертации используются в деятельности Главного управления правовой работы и внешних связей МВД России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих по четыре параграфа, заключения и приложения. Приложение включает список источников и литературы, терминологический словарь, схемы.
Возникновение арабского мусульманского государства и права. Арабский халифат (VII-XIV вв.)
Согласно историческим исследованиям и священному преданию, ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы -один из многих семитских народов, издавна обитавших в этом районе Ближнего Востока. На рубеже VI-VII вв. Аравия переживала политический, социальный, идеологический и духовный кризис. Обособленные племенные культы, многобожие препятствовали объединению аравийских государств в одну страну. Разрешить этот кризис можно было лишь путем выработки новых религиозных идей и ориентиров, направленных на уничтожение племенной розни, смягчение противоречий, создание централизованного государства. В условиях Аравии это могла сделать только новая религия и ее идеологические постулаты.
В VII в. в Южной Аравии распространилось движение ханифов - пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам в пользу единого нового арабского бога. В Йемаме во главе племени ханифа встал вещатель Мусайлима. Во временном союзе с ним была пророчица Саджах из племени тамим. За объявившим себя пророком Ту-лайхой последовала большая 4acf ь племени асад в Неджде. В Йемене из долины Хуббан вышел пророк ал-Асвад, коннице которого удалось за несколько месяцев покорить Южную Аравию до Хадрамаута. В Медине некоторое время «откровения» являлись молодому иудею Ибн Саййаду.1 Проповедь ни одного из них успеха не имела, хотя деятельность каждого вносила определенный вклад в накопление того нового качества, которое рано или поздно должно было проявиться. Создателем новой религии стал Мухаммад - человек, вошедший в историю ислама в качестве его великого и главного пророка.
Мухаммад родился в 570 г. в обедневшем клане "хашим" могущественного мекканского племени "курайш", и примерно с 610 г. стал выступать в качестве религиозного проповедника. В Мекке новое учение было встречено сопротивлением со стороны курайшитов, что вынудило Мухаммада перебраться в соседнюю Медину, где вскоре после его прибытия большинство населения вступило в число общины правоверных. Прошло немного времени, и влиянию исламской общины подчинилась вся Южная и Западная Аравия. Дольше всех держалась Мекка, но в 630 г. Мухаммад во главе сильного войска торжественно вступил в этот город, и Мекка была официально объявлена священной столицей ислама.2
Процесс развития этой религии тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольших протогосударств в начале VII в. до одной из крупнейших империй VIII - X вв. - Арабского халифата.
Начало знаменитым арабским завоеваниям было положено первым праведным (рашидун) халифом - Абу Бакром. Это были походы на Сирию и занятую Сасанидским Ираном Месопотамию. Вторым халифом стал Омар, который за десять лет своей власти (634-644) добился огромных успехов. Используя слабость и раздоры внутри сасанидского Ирана, он не только отвоевал у него Месопотамию, но и продвинулся дальше, присоединив к своим владениям Закавказье и территории собственно Ирана. Активно действуя против Византии, арабские полководцы завоевали Сирию, Палестину и дошли до Константинополя. В 639 г. к халифату был присоединен Египет, в 40-х гг. VII вв. - Армения, Малая Азия, затем - Северная Африка, Испания, Иран, Средняя Азия. Таким образом, возникло огромное государство, многочисленная религиозная община. Это было новое объединение людей, которое скрепляла вера в единого бога.1 Они считали, что законы жизни ниспосылаются Аллахом. В этих законах разъяснялось, как надо строить жизнь правоверным и их общине, как вести себя по отношению к пророку, как делить имущество и военную добычу.2 Постепенно сложились обязательные правила благочестивого поведения, права и обязанности мусульман, то есть мусульманское право.
Халифат - мусульманское государство - рассматривался в двух аспектах: либо как сущность мусульманской власти, либо в качестве специфической формы правления. В основе всех даваемых мусульманской доктриной определений халифата лежит подход одного из крупнейших мусульманских правоведов - аль-Маварди (974-1058): "Имамат - суть преемство пророческой миссии в защите веры и руководстве земными делами".3
Развитие мусульманского государства и права в Османской империи (XIV- начало XX в.)
Османская империя типично восточное государство. Для древневосточных государств - деспотий была характерна абсолютная всеохватывающая власть монарха. В Османской империи в XIII в. формируется "теократическая военно-административная монархия", основанная на восточной модели владения землей, водой, рудниками и иной недвижимой собственностью. Первоначально по этой модели развивается родоплеменная система власти, постепенно. она накладывается на территорию, экономику, охватывает политику, управление, администрацию, вооруженные силы, охрану порядка. Постепенно родовые и племенные органы срослись с военно-территориальными, военно-административными и судебными органами, они срастаются и с формами собственности, аренды, наделов за службу. По европейской терминологии и представлениям кажется, что здесь складывается военно-ленная система управления, но османская система владения и пользования землей, водой иной собственностью, территориальное, военное, административное управление представляют собой совершенно иную систему. Она устроена по родовому, военно-территориальному принципу. Территориальной единицей страны стал «Санджак» (знамя) - боевое знамя рода, родового подразделения воинов во главе с главой рода санджак - беем. На территории Санджака воины «сипахи» (кавалеристы) получали «тимар» - условное наследственное владение территорией с правом взимания строго определенной суммы налогов с населения. Тимар - сбор в пользу тимариота не должен превышать суммы, необходимой для содержания семьи, коня и военной экипировки воина. Государство строго следило за этим. Тимар не являлся ни поместьем, ни владением, тимариот не должен был превышать своих прав и полномочий, не должен ущемлять государственных интересов.
В связи с крупными земельными завоеваниями появляются большие пожалования земли - зеаметы. Тимариоты и зеаметы составили основу османского войска. Впоследствии возникли "хассы" и "арпалыки" - территории с налоговым иммунитетом. Налог с них полностью поступал к владельцу, строго фиксировался финансовыми органами страны. Такой земельный надел никогда не передавался по наследству, оставаясь строго в государственной собственности. Так складывается военно-административная монархия, в основе которой лежала формула власть - собственность. Вся земля принадлежала государству в лице султана, ею распоряжался государственный аппарат.
Вершину государственной пирамиды венчал Султан. Однако в империи не было закона о престолонаследии, все сыновья потенциально имели право на власть. Жестокие династические схватки были неизбежными и часто заканчивались резней. Учитывая многоженство и гарем, братьев могли быть десятки, и все они в таком случае вырезались.
Султан был олицетворением всесильной власти над подданными, системы поголовного рабства. Каждый подданный мог в любой момент закончить жизнь на колу. Личность Султана не обожествлялась, но власть его являлась сакральной. В то же время он не был представителем Аллаха на Земле, он считался его тенью.
История законодательства в Османской империи во всех ее деталях еще не исследована и не написана, хотя представляет большой интерес для исследователей мусульманского права. Мусульманское право возникло и развивалось в рамках Арабского халифата. Поскольку Османскую империю можно по праву считать преемницей Арабского халифата и одной из крупнейших мусульманских держав всех времен, то для более полного представления о развитии мусульманского права, необходимо рассмотреть его развитие в Османской империи.
Государственно-правовые основы борьбы с преступностью в Турецкой республике
Следует отметить, что и в современной научной литературе, и в литературе прошлых лет вопросы, освещающие государственно-правовую систему Турецкой республики затрагивались очень редко, за исключением некоторых авторов. О государственном и конституционном устройстве Турции в 50-х - 80-х годах писали Ф.Ш. Шабанов, Б.М. Данциг, М.А. Керимов.1 Правовая система и в частности уголовное законодательство почти не изучались. А между тем, на мировой политической арене Турция всегда занимала и занимает значительное место и обходить стороной изучение государства и права этой страны нельзя. По этой причине предполагается более подробно рассмотреть вопросы, освещающие государственное устройство, правовую систему и уголовное законодательство Турецкой республики, а также систему органов борьбы с преступностью.
Османская империя к концу XIX в. превратилась в полуколонию экономически развитых западных держав. Формально она считалась самостоятельным государством. Султан был неограниченным самодержцем, в качестве халифа он претендовал также и на духовную власть над мусульманами всего мира. Турция самостоятельно решала некоторые международные вопросы, имела свою армию и флот и располагала остальными атрибутами суверенной державы. Фактически же многие провинции империи были захвачены иностранными государствами: Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия, Тунис - Франция, Кипр и Египет - Англия. В других областях даже если иностранные войска и отсутствовали, иностранные, так называемые, гражданские агентства контролировали действия турецких властей, иностранные офицеры возглавляли жандармерию, иностранные инструкторы находились в турецкой, армии, флоте, различных учреждениях. "Представители держав" вмешивались в любые внутренние дела. Иностранный капитал тормозил развитие и без того отсталой турецкой экономики, инвесторы всячески заботились о том, чтобы местная промышленность не стала конкурентоспособной. При султане Абдул Хамиде II начались массовые репрессии, была ужесточена цензура, правосудие вершилось на основе доносов, для составления которых был сформирован специальный орган.
Как ответ на подобные негативные процессы в государстве, возник ряд буржуазно-революционных организаций для борьбы с абдулхамидовскиим режимом. Участников этих организаций в Турции стали называть "оттоманскими либералами", а в Европе - младотурками. Они призывали к введению конституционного строя, причем с сохранением монархии, искоренению беззакония, насилия, введению политических свобод. Свои цели они сводили к формуле "прогресс и порядок".
В фазу наивысшего подъема младотурецкое движение вступило в 1905-1907 гг., которое привело в результате к "младотурецкой революции". Она началась с восстания в Македонии, затем на сторону младотурок перешла армия, что явилось решающим этапом революции. 23 июля 1908 г. младотурки провозгласили конституцию и отправили султану телеграмму с требованием утвердить ее, что султан и сделал. Так свершилась почти бескровная младотурецкая революция. Были провозглашены принципы нового государства: свобода, равенство, братство, правосудие; из тюрем освобождены политические заключенные; отменена цензура, система доносов. Но монархическая форма правления была оставлена. Таким образом, младотурки подчеркивали "законность" революции. Кроме того, они никогда не ставили задачу - ликвидировать в Османской империи монархию.
Своей официальной доктриной в национальном вопросе младотурки провозгласили доктрину "османизма", который означал равенство всех подданных султана перед законом, отрицание наличия в Османской империи национального вопроса. Они хотели создать "единую и неделимую" Османскую империю, что фактически означало насильственную ассимиляцию национальных меньшинств, которых в стране было немало.
Половинчатые результаты революции привели к ее поражению. Лидеры младотурок, заняв крупные посты, установили диктаторский режим. Доктрина "османизма" была заменена доктриной "пантюркизма", которая сводилась к необходимости объединения всех "тюрков" - от Босфора до Алтая. Также культивировался и панисламизм в его наиболее реакционном содержании. Это привело к обострению национального вопроса. Возобновились армянские погромы, карательные экспедиции против македонцев, албанцев, арабов.1 Во внешней политике младотурки стояли также на антинациональных позициях. Быстрыми темпами шла раздача концессий представителям иностранного капитала. Новые кабальные займы, убыточная внешняя торговля довершали разорение страны. Младотурки вместо борьбы за национальную независимость поставили своей целью выбор той или иной империалистической группировки, под покровительство которой можно было отдать всю Турцию целиком. Особым влиянием в Турции в этот момент пользовалась Германия. Неудача младотурецкой революции отбросила Турцию в своем развитии назад, но тем не менее имела и положительный опыт, став первой ступенькой на пути революции 1920 г.