Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Свечникова Лариса Геннадьевна

Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.
<
Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свечникова Лариса Геннадьевна. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в. : Дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2003 340 c. РГБ ОД, 71:04-12/84

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Народы Северного Кавказа в XIX в. Вхождение народов Северного Кавказа в административную систему Российской империи

1. Некоторые исторические сведения о древней истории Северного Кавказа. 33

2. Вхождение народов Северного Кавказа в состав Российской империи 48

3. Создание российской администрации на Северном Кавказе. Административные преобразования в регионе в XIX в. 67

ГЛАВА II. Правовое регулирование сословных отношений

1. Основные категории свободного населения: правовой статус 90

2. Правовое положение зависимого населения 114

ГЛАВА III. Основные черты права

1. Гражданское право 135

2. Уголовное право 186

3. Судоустройство и судопроизводство 207

ГЛАВА IV. Обычай в правовой системе

1. Правовой обычай и обычное право в теоретико-правовых исследованиях зарубежной и отечественной научной мысли 239

2. Обычай в правовой системе 270

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 283

ПРИЛОЖЕНИЕ. Юридическая этнология. Формы и методы изучения традиционных обществ.

БИБЛИОГРАФИЯ 310

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современной правовой науке одной из важнейших задач является выработка теоретических концепций, позволяющих как объяснять происходящие те или иные процессы, так и анализировать их роль в обществе, в правовой системе. В ряду правовых явлений, до настоящего времени вызывающих дискуссию, не имеющих единого научного подхода, отдельно стоит вопрос о месте и роли обычая в праве. Вопрос этот тем более серьезный, что в настоящее время не только отсутствует единый подход к анализу рассматриваемого явления, но и предпринимается ряд попыток преувеличить значение правового обычая в современном российском праве. В связи с этим, на наш взгляд, следует, во-первых, уяснить четкое определение понятий «обычай», «правовой обычай», «обычное право», а также разграничить сферу действия правовых обычаев: правовые обычаи в ранних обществах, правовые обычае в современном гражданском и международном праве.

В настоящее время, когда идет процесс возрождения национальных культур, в том числе правовой, вокруг обычного права начинают идти политические споры, связанные с его применением. До настоящего времени обычно-правовые нормы народов северокавказского региона играют важную роль в регулировании как общественных, так и семейных отношений. Но только на бытовом уровне. Однако предпринимается ряд попыток преувеличить значение правового обычая в современном обществе, в том числе и на Северном Кавказе. Поэтому этот феномен правовой культуры интересен не только для историков права и этнографов, но и для политиков, широкой общественности. Для более четкого уяснения функций правовых обычаев в современном обществе следует разрешить два возникающих вопроса:

1)Действительно ли в настоящее время обычное право является регулятором общественных отношений на Северном Кавказе?

2)Нужно ли его легализовать? А если нужно, то, в каких рамках?

Именно поэтому важно уяснить основные этапы его становления, генезис, а также факторы, влияющие на становление и трансформацию правовых обычаев.

Обычно-правовые нормы народов Северного Кавказа отобразили их общественную, политическую и хозяйственную жизнь в эпоху становления государственности, служат ярким памятником правосознания. Это - один из источников для изучения отечественной истории. Но их значение не ограничивается национальными рамками. Они представляют собой интереснейший объект исследования для общей истории права и сравнительного правоведения.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретическими вопросами функционирования правовых обычаев, обычного права занимались ряд представителей юридической науки. В их ряду следует отметить исследования B.C. Нерсесянца1, Т.В. Кашаниной2, А.Б. Венгеро-ва3, И.Е. Синицыной4, М.А. Супатаева5, А.И. Ковлера6, Д.Ю. Шапсугова7, Г.В.

Мальцева и других. Историками права также были разработаны некоторые положения о роли обычаев в структуре права ранних государств. Этими проблемами занимались Ю.П. Титов9, И.А. Исаев10, В.Г. Графский1, Е.А. Скрипилев2.

' Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М. 2000.

2 Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М. 2000.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 1998; он же, Черных Е.П. Структура норма
тивной системы в древних обществах (Методологический аспект).//От доклассовых обществ
к раннеклассовым. М. 1987; он же. Значение археологии и этнографии для юридической нау
ки // «Советское государство и право». 1983. № 3; он же. Происхождение права./Юбщая тео
рия права. Нижний Новгород. 1993

4 Синицына И.Е. Человек и семья в Африке. (По материалам обычного права). М. 1989; она же. Обы
чай и обычное право в современной Африке. История изучения, кодексы обычного права. М. 1978.

5 Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М. 1984; он же. Право в современной
Африке. М. 1989; он же. Культурология и право. М. 1999

6 Ковлер А.И. Антропология права. М. 2002.

7 Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества./Юбычное право
в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону. 1999

8 Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права.//Обычное право в России: проблемы теории,
истории и практики. Ростов-на-Дону. 1999.; он же. Пять лекций о происхождении и ранних формах
права и государства. М. 2000

9 История государства и права России. Под ред. лауреата Государственной премии РФ в об
ласти науки, д.ю.н., профессора Ю.П. Титова. М.2001

10 Исаев И.А. История государства и права России. М. 2001

5 Осмыслению их концепций и воззрений посвящен один из параграфов диссертации. Однако сразу следует отметить, что специального исследования, посвященного роли обычая в праве, в частности, в праве народов Северного Кавказа, отечественными юристами проведено не было. Этой проблемой больше занимались этнологи и историки. В отечественной историографии можно выделить несколько этапов научной разработки сложной и многогранной проблемы, связанной с установлением, развитием и трансформацией права горских народов Северного Кавказа.

Представляется правомерным разделить отечественную научную литературу по теме исследования на три периода:

  1. дореволюционный (конец XIX века- 1917 год);

  2. советский (1917-1991 годы);

  3. современный (начало 1990-х годов XX века - 2000 годы).

Такое разделение обосновано коренными изменениями политической и духовной жизни российского общества, появлением новых источников, установлением господствующих концепций и других факторов.

Первые произведения, посвященные исследованиям народов Северного Кавказа появились лишь в семидесятых годах XIX века. К ним следует отнести исследования:

- М.М. Ковалевского3, который свою основную работу о кавказских горцах и горских адатах «Закон и обычай на Кавказе» построил, в основном, на осетинском материале, но при этом широко использовал данные о других народах, в частности, о черкесах. Он показал своеобразие патриархально-

1 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М. 2001

2 Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. М. 1998

3 Ковалевский М.М. Первобытное право. - Вып.1 -Род; Вып.2 - Семья. М. 1885; Он же. Современный
обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М. 1888; Он
же. Закон и обычай на Кавказе. МЛ 884; он же. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х тт. М. 1890; он же.
Поземельные и сословные отношения у горцев Северного КавказаУ/Русская мысль. Кн.XII. 1883; он
же. Некоторые архаические черты семейного и наследственного права осетин.//«Юридический вест
ник». 1885. № 6-7; он же. Обычное право горских татар и отношение его к осетинскому .//«Русский
вестник». 1885. № 322; он же. Очерк происхождения семьи и собственности. М. 1939

го рода у горцев, пережитки матриархата, различные культурные влияния и их отражение в обычном праве горцев. - Н.А. Караулова, который в своих работах1 проанализировал права владения и собственности, предпочтительной покупки и выкупа, а также самую запутанную часть мусульманского законодательства - право наследования, где существовал ряд нюансов, особенно у кавказских горцев, где нормы мусульманского права тесно переплетались с обычно-правовыми. Со второй половины XIX века появляются работы, рассматривающие обычно-правовое регулирование общественных отношений конкретных этно-сов. В их ряду выделяются работы Н.Г. Петрусевича , Б. Миллера , Д. Шанае-ва4, Л.Я. Люлье5, Е. Максимова и Г. Вертепова6.

Во всех них можно почерпнуть конкретные данные о правовых отношениях народов Северного Кавказа в исследуемый период, роль обычаев и их функционирование в праве кавказских горцев, а также их эволюцию под влиянием внешних факторов, в том числе российского законодательства и права.

Наиболее серьезные исследования принадлежат Б. Миллеру, ученику М.М. Ковалевского. Несмотря на то, что автор преувеличивает прочность семейной общины у карачаевцев, утверждая, что «общинное начало сохраняется в такой чистоте, что совершенно исключает частную собственность» , его данные по конкретным нормам, регулирующим жизнь карачаевского общества до настоящего времени являются неоценимым источником при рассмотрении этих вопросов.

Караулов Н.А. Балкары на Кавказе.//Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. Казань. 1907. Т.23. Вып.2; Он же. Основы мусульманского права.//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). 1909. № 40

2 Петрусевич Н.Г. Заметка о карачаевских адатах по долговым обязательствам.//Сборник сведений о
кавказских горцах. Вып.4. Тифлис. 1870

3 Миллер Б. Из области обычного права карачаевцев.//«Этнографическое обозрение». М.1902. № 1-2;
Он же. В Карачае.//«Этнографическое обозрение». 1899. № 1-12

4 Шанаев Д. Свадьба у северных осетин.//ССКГ. Вып.9. 1876; Он же. Присяга по обычному праву
осетин.//ССКГ. Вып.8. 1873; Он же. Осетинские народные сказания.//ССКГ. Вып.2. 1869

5 Люлье Л.Я. Общий взгляд на страны, занимаемые Черкесами (Адыге), Абадзехами (Азеха) и други
ми смежными с НИМИ.//ЗГОРГО. Вып.4. 1857; Он же. Учреждения и народные обычаи Шапсугов и
Натухажцев.//ЗГОРГО. Вып.7. 1866

6 Максимов Е., Вертепов Г. Туземцы Северного Кавказа. Вып.1. Владикавказ. 1892

7 Миллер Б. В Карачае.//«Этнографическое обозрение». 1899. № 1-12. С.396

В ряду исследователей обычного права осетин выделяются работы В. Пфафа , в которых он попытался на первое место поставить теоретические обобщения на основе фактических обычно-правовых материалов. Однако в своих исследованиях он не учитывал закономерностей социально-экономического развития общества, что привело его к ошибочным выводам о наличии родового быта у осетин, хотя в то время уже произошел распад родовых отношений. Однако для нас более важен обширный фактический материал по обычному праву, содержащийся в его работах.

Л.Я. Люлье исследовал, в основном, «демократические» племенные образования адыгов. Написанные им в первой половине XIX века статьи рассматривают вопросы народного и юридического управления, судоустройство и судопроизводство.

Очень мало работ посвящено чеченцам и ингушам. Для нашей темы наибольший интерес представляют исследования Ч. Ахриева3, А. Берже4, У Лау-даева5, Н.Н. Харузина6, Б. Далгата7, в которых рассматриваются в основном вопросы судопроизводства и судоустройство этих народов, вопросы семейных и общинных взаимоотношений.

Начало XX века характеризуется некоторым затуханием кавказоведческих исследований, что было связано с известными событиями, происходившими в России. Первые работы, посвященные кавказской тематике, начинают

появляться только в двадцатых годах. Это исследования В.П. Пожидаева , A.M.

Пфаф В. Материалы для древней истории Осетии.//ССКГ. Вып.4. Тифлис. 1870; он же. Народное право ОСЄТИН.//ССК. Т.1. 1871; он же. Путешествие по ущельям Северной Осетии.//ССК. Т.2

2 Люлье Л.Я. Учреждения и народные обычаи Шапсугов и НатухажцевУ/Черкесия. Историко-
этнографические статьи. Краснодар. 1990; он же. О натухажцах, шапсугах и абадзехах.//ЗКОРГО.
Кн.4. Тифлис. 1857; он же. Черкесия. Краснодар. 1927

3 Ахриев Ч. Ингуши.//ССКГ. Вып.8. Тифлис. 1875

4 Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис. 1859

5 Лаудаев У. Чеченское племя.//ССКГ. 1872

6 Харузин Н.Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей.//СМЭ. Вып.З. 1888.

7 Далгат Б. Первобытная религия чеченцев.//«Терский сборник». Вып.З. Кн.2. 1893; он же. Родовой
быт чеченцев и ингушей в прошлом.//Известия Ингушского НИИ краеведения. Вып.4. 1932

8 Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа. М.-Л. 1926

8 Ладыженского1 и др. Одним из первых исследователей, обратившим внимание на социально-экономическое развитие кабардинского народа, был В.П. Пожи-даев, который, однако, несмотря на глубокий вклад в историю народа, отрицал наличие в Кабарде частной земельной собственности и частного землевладения. В своей работе он также затрагивал некоторые вопросы фамильно-патронимического права. A.M. Ладыженский, один из ведущих историков права первой половины века, также в своих работах исследовал семейно-правовые отношения, в частности, черкесского народа. Его же перу принадлежат работы обобщающего плана, касающиеся роли и места обычного права в функционировании правовой системы.

Особое место в изучении кавказских народов занимает творчество М.О. Косвена . Много лет он посвятил изучению семейной общины у народов Северного Кавказа, дав не только наиболее полное описание этой основной ячейки патриархально-родового общества, но и углубив теоретическое значение проблемы. Им выявлена новая форма родственной группы - патронимия, имевшая широкое распространение у народов Кавказа. Книга М.О. Косвена «Семейная община и патронимия» дает исчерпывающий материал по данному вопросу и новое его истолкование. Им разбираются основные положения фамильно-патронимического права, в частности, права родового выкупа, наследственного права и др.

Все эти работы послужили солидной базой для дальнейшего углубленного изучения истории, в том числе правовой, отдельных народов Северного Кавказа. В 1950-х - 1970-х годах началась активная работа историков права и этнографов по исследованию традиционных правовых институтов ряда народов на-

1 Ладыженский A.M. Обычное семейное право черкес.//«Новый Восток». 1928. № 29; он же. Адаты
горцев Северного Кавказа.//«Вестник Московского государственного университета». 1947. № 12; он
же. К вопросу об изучении обычного права.//БСКБК. 1926. № 3-4; он же. Формы перехода от перво
бытнообщинного строя к классовому обществу (по материалам Северного Кавказа).//«Исторические
науки». 1961. № 2; он же. Методы этнологического изучения права.//«Этнографическое обозрение».
1995. №4

2 Косвен М.О. Семейная община и патронимия. МЛ963; он же. Проблемы общественного строя гор
ских народов Северного Кавказа в ранней русской этнографии.//«Советская этнография». 1951. № I

9 шей страны. Для нашей темы наибольший интерес в этом плане представляют труды

Л.И. Лаврова, который главное внимание уделял эволюции общественных отношений у абазин;

В.К. Гарданова , изучавшего обычное право кабардинцев. Им же были разработаны и общетеоретические проблемы обычного права народов Кавказа.

А.И. Першица , в статье которого «Фамилия - лъэпкъ у кабардинцев» не только дается общая характеристика кабардинской патронимии, но и предпринимается попытка анализа обычно-правовых норм, регулирующих жизнь патронимической группы.

К.Г. Азаматова4, исследовавшего обычное право балкарцев;

М.Ч. Кучмезовой5, которая в своих работах восстанавливает процедуру деления имущества между наследниками у балкарцев;

А.Х. Магометова6, в монографии которого рассматриваются семейно-брачные отношения, судопроизводство, функционирование института кровной мести и другие аспекты бытования обычного права у осетин.

В.П. Невской , работы которой рассматривали проблемы аграрных отношений, социально-экономического развития карачаевцев, эволюцию сельской общины. Опираясь на обычно-правовые нормы карачаевцев, за-

1 Лавров Л.И. Абазины.//Кавказский этнографический сборник. T.I. М.1955

2 Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М. 1967; он же. Обычное право как источ
ник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII - начале XIX
в.//«Советская этнография». 1960. № 5

3 Першиц А.И. Фамилия - лъэпкъ у кабардинцев.//«Советская этнография». 1951. № 1

4 Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине
XIX в. Нальчик. 1968

5 Кучмезова М.Ч. Имущественное и наследственное право балкарцев в XIX в.//Вестник Кабардино-
Балкарского научно-исследовательского института. Вып.5. Нальчик. 1972

6 Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.). Орджоникидзе. 1973

7 Невская В.П. КарачаевцыУ/Народы Карачаево-Черкесии. Ставрополь. 1957; она же. Социально-
экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период). Черкесск. 1960; она же. Карачай
в пореформенный период. Ставрополь. 1964; она же. Пережитки родовой общины и семейная община
карачаевцев в XIX веке.//Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института.
Вып.4. Ставрополь. 1970; она же. Аграрный вопрос в Карачаево-Черкесии в эпоху империализма.
Ставрополь. 1973; она же. Семейный и общественный быт.//Карачаевцы. Историко-этнографический
очерк. Черкесск. 1978

10 фиксированные в адатах, В.П. Невская дала подробный анализ социальной структуры общества, общественного и семейного быта народа. Все вышеуказанные авторы опирались на значительный фактический материал, что делает их работы особенно значимыми. Однако концепции социально-экономического развития отдельных народов рассматривались ими с точки зрения воздействия на эти процессы колониальной политики Российской империи; к сожалению, не было учтено и положительное влияние русской администрации. Хотя в то время, когда эти работы были написаны, такой подход был вынужденным.

В 1970-х - 1980-х годах были опубликованы и комплексные исследования по истории народов Северного Кавказа. В их ряду выделяется двухтомник «История народов Северного Кавказа»1, написанный коллективом авторов. В нем содержится анализ, как общих закономерностей, так и особенностей истории северокавказских народов, освещается социально-экономическое развитие региона. Однако правовые отношения народов Северного Кавказа практически не рассматриваются.

В этот же период выходят историко-этнографические очерки «Карачаев-цы» , «Абазины» . В них были рассмотрены хозяйственный и общественный строй этих народов, начиная с конца XVIII века и заканчивая современностью. Большой акцент уделяется патронимии, семейным правоотношениям.

В 1990-е годы наблюдается всплеск интереса к кавказской тематике. Появляется ряд работ, рассматривающих с различных позиций эволюцию северокавказского общества, политику Российской империи по отношению к коренным этносам. Одни авторы, составляющие довольно многочисленную группу, поддерживают идею колонизаторского характера российской политики на Се-

1 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. (Т.1); История народов
Северного Кавказа (конец XVIII века - 1917 г.) (Т.2). Под редакцией академика А.Л. Нарочницкого.
М. 1988

2 Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Под ред. проф. Л.И. Лаврова. Черкесск. 1978

3 Абазины. Историко-этнографический очерк. Под ред. проф. А.И. Першица. Черкесск. 1989

верном Кавказе. Это - Ж.А. Калмыков1, В.Х. Кажаров2, Р.З. Куадже3 и др. Их w негативная оценка деятельности российской власти в отношении коренного населения края заключалась в следующем:

военно-административный аппарат управления был обозначен как военно-колониальный;

политический статус новоприобретенных территорий представлялся в качестве колонии;

присутствие Российской империи на землях всего Кавказского региона

получило оценку режима военной оккупации.

#

Подобная точка зрения на историю русско-кавказских отношений мешали

объективному восприятию роли России и русского народа в судьбе коренного населения края, получившего возможность развивать свою национальную государственность, культуру, право.

С другой стороны, некоторыми отечественными исследователями российская политика на Кавказе рассматривается как постепенное вовлечение Северного Кавказа «в сферу российского государственного, административного, Ф правового устройства, а также в сферу социальной политики и экономики» . К таким авторам мы можем отнести В.А. Матвеева5, A.M. Авраменко, О.В. Матвеева, П.П. Матюшенко и В.Н. Ратушняк6.

1 Калмыков Ж.А. Административно-судебные преобразования в Кабарде и горских (балкарских) об
ществах в годы русско-кавказской войны.//Кавказская война: уроки истории и современность. Крас
нодар. 1995

2 Кажаров В.Х. Адыгская Хаса. Нальчик. 1992

3 Куадже Р.З. Некоторые вопросы колониальной экспансии царского самодержавия против Адыгеи
(Черкесии).//Черкесия в XIX в. Майкоп. 1991

4 Мальцев В.Н. Влияние кавказской войны на административно-судебные реформы на Северном Кав
казе второй половины XIX в.//Кавказская война: уроки истории и современность. Краснодар. 1995

5 Матвеев В.А. К вопросу о последствиях Кавказской войны и вхождении северокавказских народов в
состав России (Новое концептуальное освещение проблемы) // Кавказская война: уроки истории и
современность. Краснодар. 1995

6 Авраменко A.M., Матвеев О.В., Матющенко П.П., Ратушняк В.Н. Об оценке Кавказской войны с
научных позиций историзма.// Кавказская война: уроки истории и современность. Краснодар. 1995

Фундаментальные научные исследования принадлежат перу сотрудников Института этнологии и антропологии Российской академии наук В.О. Бобров-никова1 и И.Л. Бабич2.

Последней в 2000 году в Институте этнологии и антропологии РАН была защищена диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Правовая культура адыгов (история и современность)», рассматривающая многие аспекты правовой культуры адыгских народов. Автором был привлечен обширный пласт материалов по этой проблематике, проанализированы функции судебных органов в до- и пореформенный период, а также в советское время. Однако, несмотря в целом на высокую оценку этого исследования, один из выводов автора, на наш взгляд, неверно отражает современную ситуацию в среде адыгов. В частности, это касается положения о том, что обычно-правовые и религиозные институты адыгов в настоящее время являются частью современного плюралистического правового пространства, свойственного всем народам Северного Кавказа3.

В настоящее время изучением правовых отношений народов Северного Кавказа в прошлом занимается ряд исследователей. В Ростовском юридическом институте Северо-Кавказской академии государственной службы под руководством профессора Д.Ю. Шапсугова успешно работают в этом направлении аспиранты и молодые ученые, статьи которых вошли в сборник научных трудов «Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики»4. Среди них

1 Бобровников В.О. Судебная реформа и обычное право в Дагестане (1860-1917)//Там же. С.157-191;
он же. Колхозная метаморфоза адата у дагестанских горцев (на примере багулал)//Ното juridicus.
Материалы конференции по юридической антропологии. М. 1997; он же. Теория и практика правово
го плюрализма для Северного Кавказа XIX-XX вв.//Закон и жизнь. М. 2000; он же. Мусульмане Се
верного Кавказа. Обычай. Право. Насилие. М. 2002

2 Бабич И.Л. Месть в пореформенном адыгском обществе/Юбычное право в России: проблемы тео
рии, истории и практики. Ростов-на-Дону. 1999; она же. Формирование правового плюрализма в со
ветское и постсоветское время на Северо-западном Кавказе .//Закон и жизнь. М. 2000; она же. Право
вая культура адыгов (история и современность). М.2000; она же. Соотношение обычного права и ша
риата в правовой истории кабардинцев и балкарцев//Человек и общество на Кавказе. Проблемы пра
вового бытия. Ставрополь. 2001 и др.

3 Бабич И.Л. Правовая культура адыгов (история и современность). Автореферат диссертации на
соискание ученой степени доктора исторических наук. М. 2000. С.З

4 Ростов-на-Дону: издательство СКАГС. 1999

1 "X

выделяются работы Ф.Г. Камкия , А.З. Бейтуганова , Р. Куадже , В.А. Азимо-ва4, М.М. Цурова5. Однако все эти исследования посвящены какому-либо одному народу. Комплексного монографического исследования в юридической науке, рассматривающего правовые отношения всех народов Северного Кавказа до настоящего времени предпринято не было. Кроме того, многие из вышеперечисленных работ преувеличивают роль правового обычая и обычного права на современном этапе правового развития, считая, что оно должно войти составной частью в российскую правовую систему.

Объектом исследования являются нормы обычая и их роль в праве северокавказских народов в XIX веке, на протяжении которого происходила трансформация данных норм под влиянием российского законодательства и права. Северный Кавказ как объект исследования был выбран не случайно. Этот выбор связан не только с той достаточно сложной этнополитической обстановкой, наблюдающейся в настоящее время в регионе, но и с тем, что именно на кавказском материале хорошо прослеживается роль обычая в правовой системе, и изменение этой роли под влиянием как внутренних, так и внешних факторов, основным из которых было окончательное включение в XIX веке Северного Кавказа в административное подчинение Российской империи, в правовую систему России.

Предмет исследования составляют процессы становления и развития правовой системы Северного Кавказа в XIX веке, которые, с одной стороны, определялись внутриполитическим курсом Российской империи, с другой - подвергались влиянию местных сообществ.

Цели и задачи исследования. Исходя из актуальности обозначенной темы и недостаточной разработанности данной проблемы в юридической литературе

1 Камкия Ф.Г. Преступление и наказание в обычном праве абхазов./Юбычное право в России: про
блемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону. 1999. С.204-220; она же. Обычное право абхазов
и становление новой системы права.//Там же. С.357-361

2 Бейтуганов А.З. Обычное право кабардинцев.//Там же. С. 144-157

3 Куадже Р. К вопросу об обычае и обычном праве.//Там же. С.294-296

4 Азимов В.А. Суд и процесс в обычном праве народов Дагестана.//Там же. С. 191-204

5 Цуров М.М. Обычное право ингушей//Там же. С.343-348

14 диссертант поставил в качестве целей настоящего исследования следующие: изучение функциональной роли обычая в праве народов Северного Кавказа; теоретическое осмысление процессов трансформации правовых обычаев, их научной оценки; обобщение различных аспектов проведенного анализа; формирование выводов и некоторых прогнозов относительно перспектив правовых обычаев в современном праве.

В соответствии с указанными целями автор попытался поставить и решить следующие исследовательские задачи:

  1. Рассмотреть эволюцию правовых отношений народов Северного Кавказа в XIX веке.

  2. Проанализировать основные правовые явления и определить исторические, социальные, экономические и этнические факторы, лежащие в основе формирования и развития правовых обычаев народов региона.

  3. Проследить изменения в применении адата, шариата и российского законодательства на Северном Кавказе в исследуемый период. Рассмотреть особенности взаимодействия адатной и российской правовых систем в исследуемый исторический период.

  4. Провести историко-сравнительный анализ правовой культуры народов региона.

  5. На основе обобщения комплекса имеющихся теоретических и истори-ко-правовых материалов по правовому обычаю охарактеризовать основные этапы формирования правовых систем, базирующихся на обычном праве.

Источниковая база диссертации. Диссертационное исследование выполнено на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения об изучаемом предмете.

Первая группа источниковой базы включает архивные документы и материалы. Материалы, хранящиеся в архивах, представляют собой особый блок и являются основными источниками для исследования и решения поставленных

15 задач. Автором велась работа по выявлению и изучению материалов в четырех архивах: Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Центральном государственном архиве Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР), Государственном архиве Краснодарского края (ГАКК), Государственном архиве Ставропольского края (ГАСК).

Очень важными источниками по рассматриваемой проблеме являются документы, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве. Он богат не только чисто военным материалом. В нем содержатся наиболее ранние военно-топографические, статистические и этнографические описания народов Северного Кавказа, данные об их численности, сведения о горских адатах. Одним из самых ранних историко-этнографических описаний кавказских народностей, составленное полковником Буцковским и относящееся к 1812 году1, содержится в фонде 414 Статистические сведения о Российской губернии» (1735-1914 гг.). Здесь содержатся описания карачаевцев, балкарцев, ногайцев, абазинских и черкесских племен. Численность народов дана по количеству воинов, которые народ может выставить в случае войны.

К сороковым годам относится и статистическое описание Кавказа, содержащееся в фонде ВУА - Военно-ученом архиве. Также были изучены фонды «Главного управления генерального штаба» (ф.38), «Главного штаба. Азиатская часть» (ф.400). В фондах архива выявлены донесения и рапорты военачальников, политико-экономические обзоры Кавказской области, в которых имеются сведения о горских народах, проекты административных преобразова-ний в регионе . Для нашей темы наибольший интерес представляли все же материалы фонда 38, где детально описаны административные преобразования на

1 РГВИА. Ф.414. Д.ЗОО. Военно-топографическое и статистическое описание Кавказской губернии и
соседствующих ей горских областей, сочиненное свитой Его Императорского Величества квартир
мейстером части подполковником Буцковским. 1812 г.

2 РГВИА. Ф.38. Оп.7. Д.68. Записки, доклады и переписка по проекту «Положения об управлении по
коренными горскими народами»; Там же. Д.494. «О преобразовании военно-народных управлений в
Кубанской области»; Там же. Д. 16. Донесение коллежского советника Мошина посланнику в Кон
стантинополе Н.П. Игнатьеву о желании горцев возвратиться из Турции в Россию; Там же. Д.879.
Приказ военного министра Д.А. Милютина об управлении и образовании военно-народных округов в
Кубанской области. 1866 г. и др.

Кавказе, деятельность кавказской администрации в регионе, приставств и военно-народных управлений в Кубанской и Терской областях.

Достаточное количество данных было извлечено из материалов архива Кабардино-Балкарской Республики. В основном эти материалы касались судоустройства и судопроизводства у кабардинцев, а также по некоторым вопросам обычно-правового регулирования общественных отношений. Так, в фонде 1 содержатся источники, касающиеся феодальных земельных отношений кабардинцев, норм наследования и др. Обычно-правовые материалы о взаимоотношениях высших сословий и зависимого населения содержатся в ф.16. Материалы, представленные в фонде 40, содержат источники по землевладению и общинному землепользованию кабардинцев, а также вопросы правового регулирования фамильно-патронимических отношений. В фонде 24 отражены судебные материалы, содержащие обычно-правовые нормы. Дела 22 («Нальчикский горский суд») и 26 фонда («Горский словесный суд») оказали неоценимую помощь в освещении дореволюционной судебной практики, правового положения различных категорий населения, процесса трансформации обычно-правовых норм. Материалы этих фондов в определенной мере объясняют влияние российского законодательства на судопроизводство Кавказа.

Документы по истории Кубанской области Северного Кавказа, начиная с 1860 г., отложились в Государственном архиве Краснодарского края в фонде 774 «Канцелярия помощника начальника Кубанской области по управлению горцами», где содержатся рапорты и донесения начальников округов о социально-экономическом положении народов, подготовке и проведении отмены крепостного права, судебные дела и апелляционные жалобы. Также были использованы материалы фонда 454 («Канцелярия начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска»)1.

1 ГАКК. Ф.554. Оп.2. Д.359. Рапорт начальника Эльбрусского округа Н.Г. Петрусевича исполняющему должность помощника Кубанской области по управлению горцами. 1867 г.; Там же. Д.681. Приговор Лоовско-Кубанского сельского схода об избрании судей и кандидатов в судьи из жителей аула. 1892 г.; Там же. Оп.1. Д.5300. Рапорт начальника Кубанской области командующему войсками Кавказского военного округа об упразднении горских словесных судов. 1902 г.; Там же. Оп.1. Д.941. О

Фонды Государственного архива Ставропольского края так же богаты материалами о народах Северного и особенно Северо-западного Кавказа. Ставрополь был центром Кавказской области, объединявшей до 1846 г. значительную часть Северного Кавказа, от Каспийского моря до границ войска Черноморского. На юге область граничила с закубанскими народами, Большой и Малой Ка-бардой, на севере - с Астраханской губернией и областью войска Донского.

Торговые, политические, культурные связи с горцами шли именно через Ставрополь. Поэтому и отложились в Ставропольском архиве документы по экономике и общественному строю народов Кавказа в первой и второй половине XIX века. Автором диссертации были использованы следующие фонды: фонд 79 («Общее управление Кавказской области»); фонд 235 («Канцелярия начальника главного управления наместника Кавказского»); фонд 249 («Управление кочующих народов»), а также некоторые материалы фондов 407, 408, 410, 418 («Приставы кочующих народов»), 444 («Канцелярия гражданского губернатора Кавказской Области»). Материалы этих фондов помогли более основательно рассмотреть вопросы административного управления народами Северного Кавказа в исследуемый период.

В материалах фонда 79 - Общее управление Кавказской области - нами были найдены документы, характеризующие в целом административную политику Российской империи по отношению к коренным народам Северного Кавказа в 1822-1847 гг. Переписки с Главными приставами кочующих народов, с Министерством государственных имуществ и т.п. Но особенно ценный материал для работы дали документы, хранящиеся в фонде 249 - Управление кочующих народов - собранные по инициативе русских властей. К важным источникам следует прежде всего отнести материалы, собранные ставропольским помещиком А.Ф. Ребровым. Таковы документы «О ясырях», «О холопах, или

закрытии Баталпашинского горского словесного суда. 1898 г.; Там же. Д. 1056. Апелляционная жалоба горца селения Хурзукского Тугана Татуркулова, на решение Баталпашинского горского словесного суда о взыскании с него в пользу Паго Лайпанова 80 руб. за самовольный покос. 1899 г.; Там же. Д. 1117.Прошение жителя селения Джазлыкского Баталпашинского отдела Ш. Батчаева в Кубанское областное правление по судебной части. 1899 г. и др.

18 ясырях, владеемых магометанскими народами», «Сведения о разделе ногайцев на фамилии, о количестве кибиток в каждой фамилии, о их обычае и образе жизни», «О собрании частными приставами сведений насчет законов, обычаев и прочего из кочующем в магометанском народе существующих и доставления начальнику части вместе с замечаниями насчет управления ими», «О законах и обычаях магометанского народа» и т. д.. Обширная источниковая база по данной проблеме свидетельствует о тщательной работе административных аппаратов приставств, контролем русских властей над всеми сферами жизни обществ.

Источники также отражают изменение в управлении народами Северного Кавказа - от системы приставств до так называемого военно-народного управления. Диссертантом были подробно проанализированы следующие документы, хранящиеся в фонде особо ценных материалов: «Учреждения для управления Кавказской областью» от 6 февраля 1827 г.; «Устав для управления ногайцев и других магометан, кочующих в Кавказской области» (1827 г.). Все они помогли разобраться в сложном вопросе, тесно связанном с проблематикой настоящего диссертационного исследования, о путях, формах и методах административного управления Кавказом; о последствиях административного реформирования региона.

Вторую группу источников составили опубликованные документы по истории Кавказа. Самой обширной и значительной публикацией документов являются «Акты, собранные кавказской Археографической комиссией» под председательством А.И. Берже. Двенадцать томов Актов содержат большой документальный материал по истории завоевания Кавказа и покорения его народов. В Акты также вошли и многие документы о самих горских народах, их внутреннем строе, их взаимоотношениях с Россией и между собой. Но основная масса документов посвящена все-таки действиям царских войск и администрации на Кавказе.

19 Однако еще в конце XVIII - начале XIX в. появляются общие работы в Кавказе, в которых имеются некоторые отрывочные сведения об общественном быте этих народов, их обычаях. К таким работам можно отнести исследования:

- профессора натуральной истории Российской академии наук А.И. Гиль-
денштадта , возглавившего экспедицию по изучению кавказских земель,
результатом которой был сбор обширного фактического материала.

академика П.С. Палласа2, который возглавил экспедицию 1793-1794 гг. и обследовал районы проживания осетин, балкарцев, кабардинцев.

Г.Ю. Клапрота , подробно описавшего племенной состав народов Северного Кавказа, уточнившего их лингвистическую классификацию, попытавшегося выяснить процесс этногенеза осетин, карачаевцев и адыгов, а также давшего всестороннее описание быта и нравов северокавказских народов.

- С. Броневского4, заслуга которого заключается в том, что он не только
описал кавказские народы, но и впервые поставил вопрос об их общест
венном строе, обнаружив в них черты феодальных отношений.

Активная политика России в регионе повлияла на сбор сведений о быте и нравах жителей. Именно поэтому одними из первых исследователей, оставивших довольно полные описания быта, нравов и обычаев народов Кавказа, были офицеры Генерального штаба русской армии, занимавшиеся разведкой и контрразведкой, проникавшие с этой целью в горные районы. Это - Г. Новицкий5, Ф. Торнау6. Г. Новицкий оставил первое описание осмотренной им местности, первые статистические данные о горских народах. Торнау все народы

1 Гильденштадт И.А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия г-
на академика И.А. Гильденштадта через Россию по Кавказским горам в 1770, 72, 73 гг. СПб. 1809

2 Pallas P.-S. Bemerkungen ans einer Reise in die Sudichen, Statthaltershaften des Russischen Reichs in den
Jahren 1793 und 1794. Bd.I. Leipzig. 1803

3 Klaproth J. Reise in den Kaukasus und nach Georgien unternommer in den Jahren 1807 und 1808. Bd.I.
Halle und Berlin. 1812; Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808
гг.//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. 1974

4 Броневский СМ. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и по
полненные Семеном Броневским. М. 1823

5 Новицкий Г. Воспоминания воспитанника первого выпуска из артиллерийского учили-
ща.//«Военный сборник». Т.77. № 1-2. СПб. 1871

6 Торнау. Воспоминания кавказского офицера. М. 1864

20 Закубанья разделил по языковому признаку на три группы: абазин, черкесов и ~ татар, описал их обычаи и нравы. Подполковник Генерального штаба К.Ф. Сталь в 1848 г. написал «Этнографический очерк черкесского народа»1, в котором дано детальное описание расселения народов Закубанья, а не только черкесов: описано хозяйство каждого из народов, дана краткая история, разбираются вопросы общественного строя и семейного быта.

В результате присоединения к России территорий, заселенных горцами, кавказское командование пришло к выводу, что для лучшего управления этими народами назрела необходимость изучения их обычного права. Первая попытка

сбора и записи адатов горских народов Северного Кавказа была предпринята в конце XVIII - начале XIX вв. в связи с учреждением в Кабарде так называемых «родовых судов» и «родовых расправ», в которых судебные разбирательства проводились по адату или шариату. В 1818 г. А.П. Ермолов поручил сбор сведений по обычному праву у кочевых народов Кавказской области А.Ф. Ребро-ву . В 40-е гг. XIX в. сбор и запись адатов велась по всем участкам Кавказской линии. В связи с этим командующим войсками на Кавказской линии генерал-(ф лейтенантом Гурко в 1843 г. было дано предписание начальникам участков о сборе народных преданий и обычаев у горских племен, «известных у них под названием адата и употребляемых в виде законных правил при разбирательстве жалоб, исков и распрей» . Кавказский атаман Черноморского казачьего войска поручил сбор адатов народов Закубанья смотрителю Екатеринодарского окружного училища, войсковому старшине Кучерову. Адаты собирались также под руководством начальника Центра Кавказской линии генерал-майора Галичина при помощи ротмистра Давыдовского и майора Шарданова. В течение 1843-1845 гг. было составлено семь сборников адатов: чеченцев (под руководством В.И. Голенищева-Кутузова), кумыков (М.Б. Лобанова-Ростовского), ка-Ш бардинцев (ротмистра Давыдовского, майора Я. Шарданова), балкарцев и кара-

1 Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа.//«Кавказский сборник». Т.21. Тифлис. 1900

2 Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии.
Сборник документов. Ростов-на-Дону. 1985. С.246

3 РГИА. Ф.1268. Оп.2. Д. 194. Л.2

21 чаевцев (они же и А. Кучеров), осетин и чеченцев (Т.А. Норденстренг) и адыгов Черноморской линии (А. Кучеров). На основании этих материалов капитан генштаба М.Я. Ольшевский составил общий свод собранных адатов. В начале 80-х гг. секретарь Ставропольского статистического комитета И.В. Бентковский передал эти рукописные записи в дар Одесскому университету1, где они были опубликованы профессором этого университета Ф.И. Леонтовичем2, составив крупный вклад в изучение обычного права Кавказа.

Ценность адатов, как исторического и правового материала, очень велика. Они дают материал по самым важным вопросам общественной жизни: о взаимоотношениях сословий и об общественном строе, о формах феодальной ренты и, что для нашей работы особенно важно, о правовых отношениях народов Северного Кавказа. Они являются одним из основных источников для изучения этих вопросов.

Важный сведения содержатся и в опубликованной в Тифлисе «Записке канцелярии главнокомандующего гражданской частью на Кавказе о правах высших горских сословий в Кубанской и Терской областях» . Для нас в этой Записке важен, прежде всего, тот исторический материал, которым комиссия обосновывала свои выводы. В Записке рассмотрены сословные права различных категорий населения, перечислены виды феодальной ренты, которые несли зависимые сословия с пользу владельцев. Здесь мы узнаем многие детали права горцев, размеры штрафов и калыма.

В пореформенный период в Тифлисе кавказской администрацией печатался целый ряд сборников специального назначения. «Сборник сведений о кавказских горцах» (1868-1881) издавался Кавказским горским управлением и публиковал материалы о горских народах: этнографические очерки, народные предания, воспоминания и разбор адатов. Издание сборника преследовало не

1 Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии.
С.246

2 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву горцев Северного и Вос
точного Кавказа. Вып.1. Одесса. 1882; Вып.2. Одесса. 1883

3 О правах высших горских сословий Кубанской и Терской областях. Тифлис. 1888

22 только научные, но и чисто практические цели: ознакомление с горцами и их общественным укладом для удобства управления Кавказом. Своей целью издатели ставили изучение географии края и языков его обитателей, быта и обычаев, процесса приобщения народов региона к общеимперскому законодательству и праву. В этом отношении большой интерес представляет особый раздел сборника под названием «Горская летопись», где публиковались статистические сведения о горских народах, а также судебные дела, рассматриваемые в судебных установлениях, существующих в тот период - горском словесном суде, горском окружном суде.

Еще больше статистического и фактического материала о народах Кавказа содержится в сборниках, издаваемых в Кубанской области. С 1873 по 1883 гг. выходила «Памятная книжка Кубанской области», в которой печатались статьи авторов, изучающих Кубанскую область, а также официальные материалы - Положения об управлении горскими народами и т.п.

После 1917 года первая публикация архивных источников была предпринята карачаевским ученым У.Д. Алиевым. Работая над исследованием о крестьянстве горских областей в архиве г. Владикавказа, У. Алиев обнаружил там запись карачаевских адатов, которые отличались от адатов, помещенных в труде Ф.И. Леонтовича. У.Д. Алиев опубликовал эти адаты в качестве примечаний к своему исследованию1.

В 1930 году во Владикавказе были опубликованы ингушские адаты, соб-ранные Б. Далгатом , многие из которых он впервые ввел в научный оборот.

После Великой Отечественной войны было издано несколько тематических сборников документов о горских народах Северного Кавказа, ценность которых неодинакова. В 1953 г. в Тбилиси был издан сборник документов под названием «Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов», название которого и определило все направление этого сборника. Совер-

1 Алиев У.Д. Карахалк. Черный народ. Ростов-на-Дону. 1927

2 Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей.//Известия Ингушского НИИ краеведения.
Вып.2-3. Владикавказ. 1930

23 шенно иной характер носят два сборника документов, изданных в Нальчике и * Майкопе. Сборник, материалы которого были использованы в диссертации, подготовленный Б.А. Гардановым1, содержит чрезвычайно интересный материал по нормам обычного права кабардинского народа. Это - решения Кабардинского временного суда.

Такое же направление носит сборник документов, подготовленный к пуб-

ликации В.П. Невской , в котором содержится ряд ценных материалов по административным преобразованиям в Кубанской области, а также нормам обычного права народов Карачаево-Черкесии.

К 400-летию присоединения Кабарды к России в Москве был издан сборник документов и материалов в 2-х томах: «Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв.» . Сборник вводит в научный оборот совершенно новые документы, собранные главным образом в архивах Москвы: Российском государственном архиве древних актов, Российском военно-историческом архиве, в Архиве внешней политики России.

Еще одним сборником документальных материалов, на наш взгляд, удач-<Л) но подобранных, является сборник, подготовленный Х.М. Думановым и Ф.Х. Думановой4. Он включает в себя записи адатов адыгских и тюркоязычных народов, собранные представителями царской администрации на Кавказе, а также документальные свидетельства о правовом положении зависимого и привилегированного населения. В него также вошли извлечения из работ иностранцев, в то или иное время посетивших Кавказ и оставивших об этом документальные свидетельства.

К сожалению, сборники документов, издаваемых в настоящее время, несмотря на значительный фактический материал, представленный в них, часто

т

1 Материалы по обычному праву кабардинцев. Нальчик. 1956

2 Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии
(1790-1917). Сборник документов. Ростов-на-Дону. 1985

3М.1957 ^

4 Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. Майкоп. 1997

24 грешат односторонней, тенденциозной направленностью. Таковы, к примеру, сборники:

- «Трагические последствия кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX - начало XX века)»1; «Вдали от Родины»2.

Представленные в них материалы отражают политику Российской империи только с отрицательных позиций, рассматривая переселение части адыгов в Турцию с точки зрения их насильственного выживания с исконных земель, хотя, как известно, переселение было вызвано не только социально-экономическими и политическими причинами, но и активной политикой в этом отношении со стороны турецкого правительства, которое имело свои планы в регионе. Более того, после переселения части адыгов в Турцию, выяснилось, что там они фактически были не нужны, им не предоставлялось ни жилье, ни какие-то социальные гарантии. В связи с этим и возникло движение обратного переселения. Однако на тот момент места их исторического проживания уже были заняты переселенцами (русскими, армянами, украинцами), о чем более подробно будет сказано в тексте диссертации. На наш взгляд, появление работ, где политика российского государства рассматривается с односторонних, часто тенденциозных позиций, имеет под собой больше политическую, чем научную основу.

Еще один сборник материалов, представляющий определенный интерес для нашей темы - «Документальная история образования многонационального государства Российского» . В сборнике представлены обширные документальные свидетельства возникновения и развития взаимоотношений России с Северным Кавказом, разбитые на пять основных разделов: «Россия и Кабарда»,

'Трагические последствия кавказской войны для адыгов (вторая половина XIX - начало XX века). Сборник документов и материалов. Составители Р.Х. Гугов, Х.А. Касумов, Д.В. Шабаев. Нальчик. 2000

2 Вдали от Родины. Сборник документов. Нальчик. 1994

3 Документальная история образования многонационального государства Российского. В 4-х кн. Кни
га 1. Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX вв. Под общей редакцией Г.Л. Бондаревского и Г.Н. Кол-
бая. М. 1998

25 «Отношения России с Чечней и Ингушетией», «Россия и народы Дагестана», «Россия и Осетия», «Кавказская война». Хотя, к сожалению, не все источники вошли в данный сборник. Это касается текстов Кючук-Кайнарджийского, Ад-рианопольского договоров, а также документальных свидетельств взаимоотношений России с Карачаем, некоторыми кочевыми народами региона, политики Российской империи в Кубанской области Северного Кавказа1.

Все эти работы послужили солидной базой для углубленного изучения эволюции правовых отношений народов Северного Кавказа; правовых обычаев народов, регулирующих их жизнь в прошлом, а также для комплексного анализа правовой ситуации в регионе в исследуемый период. А это позволило сделать некоторые теоретические выводы о месте и роли правового обычая в праве народов северокавказского региона.

Наряду с письменными источниками, автором диссертации были проведены так называемые полевые исследования (методом включенного наблюдения). В работе привлечены полевые материалы, собранные автором в результате историко-этнографических экспедиций: в Чечне (1990 г.) и Карачаево-Черкесии (1991-1992 гг.). Основные сведения, которые были почерпнуты при собирании полевых материалов (путем расспросов), в основном касались хозяйственной деятельности, семейных отношений, конфликтов и порядка их разрешения. При этом сложно, практически невозможно было выяснить хронологию. В диссертации использованы полевые материалы по обычаю кровной мести, а также касающиеся обычно-правового регулирования патронимических отношений.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX век. Это период процесса формирования и развития управленческих структур Российской империи на Северном Кавказе, период включения народов региона в административную систему Российского государства. Учитывая, что именно в период включения народов Северного Кавказа в административную систему Россий-

1 Более подробно об этом сборнике см.: Свечникова Л.Г. Рецензия: Документальная история образования многонационального государства Российского.//«Государство и право». 2000. № 9. С. 114-115

26 ской империи были собраны и систематизированы обычаи коренных этносов, а также то, что тогда же действие норм обычая проявило себе достаточно ярко, диссертантом были выбраны следующие хронологические рамки исследования - XIX век.

Однако в работе имеются определенные хронологические отступления, охватывающие период со второй половины XVIII века, что объясняется необходимостью анализа основных управленческих стратегий и принципов, применяемых российской властью в начальные этапы политико-административного освоения региона, а также уточнения взаимодействия адатных норм и норм мусульманского права в урегулировании общественных отношений. В конце XVIII-XIX столетии на Северном Кавказе происходили большие перемены, направленные на преодоление феодальной отсталости, укрепление единой государственной власти и вступление на новый путь экономического и культурного развития. К XVIII веку Кавказ был зоной непосредственных интересов Ирана и Турции, агрессивных государств, ведущих между собой нескончаемые войны. В это же время закрепляются позиции России в Предкавказье, в сфере ее непосредственных интересов оказываются и народы Кавказа. Окончательное присоединение в XIX веке Северного Кавказа к России сыграло громадную роль для истории региона. Тем более что сама Россия в этот период переживала время реформ, время созидательной деятельности, направленной на дальнейшее формирование единого многонационального государства, создание единого правового пространства. В этом плане деятельность государственного аппарата, его основных структур и была, в частности, подчинена задаче изыскать возможности для создания наиболее удачного государственного устройства многонациональной империи. Для чего были начаты мероприятия по изучения традиционного права народов национальных окраин Российской империи, в том числе Северного Кавказа.

Территориальные рамки исследования охватывают Кубанскую и Терскую области Северного Кавказа, население которого состояло как в гражданском

27 управлении, так и в системе военно-народного управления. Это современные территории Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии.

Методологические и теоретические основы исследования. Настоящее диссертационное исследование базируется на использовании современных научных концепций обычного права, роли правового обычая в правовой системе общества. Основой диссертационного исследования является принцип историзма, включающий в себя объективный анализ всей совокупности выявленных фактов и конкретной исторической обстановки, позволяющий избегать сложившихся стереотипов.

При решении поставленных задач в интересах достижения цели диссертационного исследования автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой. В ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы, принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного. Применялся в сочетании формационный и ци-вилизационный методы изучения исторического процесса. В совокупности все это позволило исследовать проблему с учетом уровня развития общественных отношений, материальной и духовной жизни народов. Это дало возможность рассматривать эволюцию правовых установлений в связи с развитием, как общественных отношений, так и развитием российской государственности.

В работе над диссертацией был использован и историко-генетический метод, который позволил в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта исследования. Суть его состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. В результате использования историко-типологического метода стало возможным выявление тех характерных свойств, которые были присущи правовым явлениям в процессе их эволюции в изучае-

28 мый период. Основой применения историко-системного метода является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

В исследовании также активно использовался осваиваемый ныне отечественной историко-правовой наукой методы юридической антропологии (включенного наблюдения, макро- и микросравнения , институционального анализа устного права), которые позволяют проникнуть в психологию человека, понять побудительные мотивы его поведения, воссоздать целостное представление о жизни людей, о формировании правовой культуры.

Научная новизна работы диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые предпринимается попытка комплексного анализа функционирования обычая и его роли в праве народов Северного Кавказа. Эта проблема монографически не разработана. Впервые эта проблемы рассматривается с позиций не только истории и теории права, но и данными этнологии и антропологии права. Предлагаемая работа - первый опыт целостного и обобщающего анализа правовых отношений народов Северного Кавказа, позволяющий выделить основные этапы их формирования и функционирования, трансформации под влиянием норм мусульманского права российского законодательства и сделать теоретические выводы о значении и роли обычая в праве.

Научная новизна исследования определяется также тем, что в нем, во-первых, общественные отношения народов Северного Кавказа рассматриваются через их отражение в нормах адата; во-вторых, тем, что при анализе правового бытия рассматривается не один народ, а значительная группа. В частности, в настоящей диссертации исследуются правовые отношения вайнахов (чеченцев и ингушей), адыгов (черкесов, кабардинцев и групп племен, впоследствии получивших наименование «адыгейцы»), тюркоязычных племен (балкарцы и карачаевцы), осетин, ногайцев и абазин. В-третьих, работа построена на основе комплекса источников, в том числе архивных, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот.

Практическая значимость исследования заключается в возможности при-W менения его конкретных фактических материалов и выводов в дальнейшей научной разработке теоретических проблем становления права, его дальнейшего развития на разных этапах, а также при подготовке обобщающих трудов по истории государства и права России.

Ряд материалов и положений диссертации может быть использован при дальнейшем изучении истории права Северного Кавказа, отдельные положения - при разработке учебных пособий по теории и истории государства и права.

Результаты исследования применяются в преподавательской работе, в ^ разработке учебно-методических пособий для студентов, лекционном курсе и семинарах по теории и истории государства и права. Автором читается разработанный им спецкурс: «Обычное право народов Северного Кавказа». Опубликовано учебно-методическое пособие по этой теме.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

1.Активная политика России на Северном Кавказе была вызвана комплексом причин, важнейшей из которых были ее геополитические интересы. Проблема вхождения Северного Кавказа в административное и правовое про-странство империи встала особенно остро с 1801 г. - времени вхождения Грузии в состав Российской империи. С этого времени основной задачей, решаемой правительством, стала задача превращения кавказских горцев в подданных империи. Это повлекло за собой формирование административной системы Кавказской губернии.

Введение единой системы административного деления и управления ограничила произвол местных феодалов, ликвидировала политическую раздробленность и экономическую разобщенность народов Северного Кавказа. Были подорваны патриархально-феодальные устои, что способствовало развитию 0 горских народов по пути капитализма, приобщению их к общеимперскому законодательству, включению в российскую правовую систему.

2.Правовая ситуация на Северном Кавказе в XIX веке определялась взаимодействием трех систем права: адата, шариата, российского законодательства. Нормы мусульманского права не получили широкого распространения, регулируя некоторые отношения в сфере семейно-брачного и наследственного права, что было связано с поздней исламизацией региона. Роль российского законодательства и права усилилась в пореформенный период, а к началу XX века оно стало играть значительную роль в урегулировании большинства конфликтов.

3.Наиболее четко функционирование обычно-правовых норм проявилось у народов Северного Кавказа в урегулировании сословных отношений.

4. В диссертации доказывается, что рассматриваемый период у народов Северного Кавказа определенные изменения в сфере гражданско-правовых отношений были связаны с изменением социально-экономических условий.

5.В рассматриваемый период обычай активно действовал и в сфере уголовно-правовых отношений. В диссертации показано, что преступление (нанесение ущерба) и наказание народы Северного Кавказа считали не индивидуальными, а коллективными действиями, затрагивающими честь и интересы не столько отдельного человека, сколько рода или общественной группы, что ярко проявилось в становлении системе возмещения вреда, в том числе с помощью композиционных выплат.

6.Создание русской администрацией горских словесных судов имело целью постепенное внедрение в судебную практику горцев норм российского законодательства. В связи с этим основными направлениями реформы судопроизводства было ослабление шариата и модернизация адатного права.

7.В диссертации также рассмотрены теоретические категории - правовой обычай и обычное право. Правовой обычай исследуется диссертантом как частная норма общественного происхождения, принудительная сила которой коренилась как в общественном сознании, так и в санкции за его неисполнение. Обычное право - совокупность правовых обычаев, представляющих собой сие-

31 тему, действующую на стадии перехода к государству, закрепляющая сложившиеся общественные отношения.

8.В современном праве также существует понятие «правового обычая», но смысл его несколько иной. Правовой обычай активно используется в коммерческом обороте, будучи урегулирован нормами гражданского права, нормами международного права. Но правовые обычаи современного развитого общества и правовые обычаи ранних государственных обществ имеют различную природу и различную сферу действия, на что было обращено внимание диссертантом при рассмотрении вопросов теории правового обычая.

9.В диссертации делается вывод о том, что некоторые современные тенденции к стремлению реанимировать обычное право и включить его в действующее право не только не имеют под собой научной основы, но и могут привести к регрессу права, к распаду правовой системы и государства.

Апробация работы. Работа выполнена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии. Частные положения диссертации докладывались на научных и научно-практических конференциях: «Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики» (Майкоп, 1999), Летней школе по юридической антропологии (Звенигород, 1999), «Юридическая наука Северного Кавказа: состояние и перспективы развития на Северном Кавказе» (Кисловодск, 2000), «Актуальные проблемы истории государства и права, истории правовых учений» (Самара, 2001), «Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия» (Ставрополь, 2001), «Проблемы истории государственного управления: государственный аппарат и реформы в России» (Санкт-Петербург, 2002), а также на XI Международном Конгрессе «Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах» (Москва, 1997), IV Конгрессе этнографов и антропологов России (Нальчик, 2001) и др.

Кроме того, материалы публиковались в научных журналах «Государство и право», «Право и политика»; региональных сборниках научных трудов. Опубликованы монографии: «Ставропольский край: модель этнологического

32 мониторинга» (Москва: ИЭА РАН, 2001) (в соавторстве); «Обычай в правовой системе (на материалах правового развития народов Северного Кавказа в XIX веке)» (Ставрополь, 2002 - 17 п.л.); «Обычай в правовой системе народов Северного Кавказа» (Ставрополь, 2003 — 23 п.л.). Готовятся и другие публикации по теме диссертационного исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

*

Некоторые исторические сведения о древней истории Северного Кавказа

Археологические памятники свидетельствуют, что территория современного Кавказа была заселена с древнейших времен (примерно со II тыс. до н.э.) степными племенами, родственными киммерийцам, которые в дальнейшем, примерно с XII в. до н.э., растворились в местной этнической среде. С I тыс. до н.э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Черного моря стали обитать синды, одно из многочисленных меотийских племен, с которыми многие из современных исследователей связывают этногенез адыгов. В первые века нашей эры синды, о которых упоминали Геродот, Псевдо-Скилакс, Стра-бон и другие древние авторы, ассимилировались с сарматами, расселившимися в III в. до н.э. - IV в. н.э. в степях от р. Тобол на восток и до р. Дунай на западе, а также на предкавказских равнинах и в степях Северного Причерноморья. В этот период, в IV в. до н.э., у сарматских племен начинается процесс имущественного расслоения, выделения племенной знати, возникновения имущественного неравенства, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории региона. В результате нашествия гуннов в III в. н.э. сарматы покидают эти места, смешиваясь с северокавказскими племенами так называемой «кобанской культуры», для которой было характерно высокое развитие металлургии, гончарного производства, коневодства, скотоводства. Говоря в целом, «кобанская культура» расцвела на почве соединения металлургии, скотоводства и земледелия, с преимущественным развитием скотоводства, что является ее характерным отличием, например, от «колхидской культуры», которая характеризуется более высоким уровнем развития земледелия. Исследователи выделяют три основные группы «кобанской культуры»: западную, или кабардино-пятигорскую; центральную, или североосетинскую; восточную, или грозненскую. Развитием этой культуры завершилось освоение горных районов Кавказа.

Дальнейшее этническое развитие Северо-западного Кавказа связывается с аланами, заселившими часть его территории в IV-V вв., о чем свидетельствует земляной катакомбный могильник Байтал-Чапкан и большое количество скальных катакомб, раскопанных археологом Т.М. Минаевой в верховьях Кубани1, которые были характерны именно для этого народа. Аборигенное население (северокавказские племена «кобанской культуры») продолжало жить в верховьях Кубани, не вытесняемое аланами, а, скорее, вступая с ними в определенные связи, влияющие на формирование этносов. Они были достаточно известны древним авторам. Так, к примеру, Иосиф Флавий в «Иудейской войне», описывая поход алан на Армению и Мидию (72 г.), писал: «Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса и Меотийского озера» . В первые века нашей эры аланы заселяли степные районы Приазовья и Предкавказья; в основном они были кочевниками. Проникновение гуннских кочевых племен на Северный Кавказ существенно изменило этнический состав региона. Аммиан Марцеллин писал: «И вот гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заклю-чили союз и присоединили их к себе» . И действительно, археологические данные свидетельствуют о том, что этот период характеризуется затиханием жизнедеятельности в большинстве меотийских городищ, уходом аланских племен в горы. Уже к IV-V вв. верховья Кубани заселены практически до самых горных районов, вплоть до Клухорского перевала; появляются городища на территории современных Кабардино-Балкарии и Ставрополья.

К VI-VII вв. территория, занятая аланами, по свидетельству Прокопия Ке-сарийского, была следующей: «Всю эту страну, которая простирается от пределов Кавказа до Каспийских ворот, занимают аланы». Аланы на востоке граничат с савирами , на юге границей им служат Кавказские горы, на юго-западе их соседями являются сваны (суниты), апсилы, с запада от авазгов их отделяют брухи (одно из древнеадыгских племен). Северными границами алан были предкавказские степи2. Другие источники подтверждают эти данные, располагая алан к северу от Кавказского хребта, на границе с адыгскими, лезгинскими и степными кочевыми племенами. Таким образом, территория проживания алан к рассматриваемому периоду увеличилась за счет горных районов Терско-Кубанского междуречья.

Живя на территории Северного Кавказа, аланы постепенно перешли от кочевого скотоводства к оседлому земледелию. У них достаточно были развиты ремесло, торговля, в результате чего уже к IX-X вв. были созданы все предпосылки образования Аланского государства.

Как и их предшественники сарматы, они были ираноязычными племенами; нынешние осетины являются их прямыми потомками. На Северном Кавказе аланы играли решающую роль практически до середины XIII века, времени татаро-монгольского нашествия, в результате которого их большая часть была просто уничтожена.

Основные категории свободного населения: правовой статус

После окончательного вхождения Кавказа в состав Российской Империи перед правительством встало множество проблем и задач, требующих немедленного разрешения. Одной из них была задача определения прав высших сословий горских обществ для «определения того, какие из горских сословий могли бы быть признаны соответствующими разрядам высшего сословия, существующего в Империи»1. Для ее разрешения правительство провело ряд мероприятий, начало которым положил сбор обычаев кавказских горцев, сведений об их социальных отношениях и общественном строе, о чем уже было сказано в соответствующих главах диссертации.

4 декабря 1864 г. на основании высочайше утвержденного Положения Кавказского Комитета во Владикавказе была учреждена временная Комиссия для разбора личных и поземельных прав туземного населения Терской области. Впоследствии одновременно с созданием Кубанской и Терской областей, на основании Указа от 30 декабря 1869 г. эта Комиссия была преобразована в Комиссию для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей. На нее были возложены следующие задачи: 1) уяснение сословного строя горских племен и обществ для определения того, какие из горских сословий могли бы быть признаны соответствующими разрядам высшего сословия, существующего в Империи; 2) выработка заключения по этому вопросу; 3) определение главных и второстепенных признаков, характеризующих каждое из высших сословий как по действительному их отношению к низшим классам и по понятиям и преданиям горцев, так и по тому значению, которое этим сословиям придавала российская администрация на Кавказе; 4) собрание по мере возможности статистических сведений о числе семейств и лиц мужского пола в каждом племени и обществе, имеющих, по мнению Комиссии, право претендовать на принадлежность к высшим горским сословиям; 5) составление проекта правил о том, какого рода доказательства на принадлежность лица к каждому из высших горских сословий должны быть признаны не вызывающими сомнения1.

Согласно этнологическим и статистическим данным того времени, в горских обществах существовала следующая сословная градация: 1) горские князья, сосредоточившие в своих руках всю полноту гражданской, военной, судебной и административной власти; 2) свободные общинники — непосредственные производители; 3) зависимое население.

Сословный строй народов Северного Кавказа в XIX в. не претерпел особых изменений по сравнению с предыдущим периодом, разве что границы между различными социальными слоями обозначились более четко, получив свое юридическое закрепление в нормах обычного права.

К привилегированным сословиям у карачаевцев и балкарцев относились бии (таубии); у абазин - князья «аха» и крупная знать - «амыстаду»; ногайская верхушка была представлена «улусными лучшими людьми» во главе с князем; у адыгов во главе общества стояли князья (пши) и уорки (горские дворяне), разделенные на несколько степеней.

Адыгские князья составляли особый слой в иерархической структуре общества, выделение которого началось еще в XIV в. К началу XIX в. процесс социальной стратификации в адыгском обществе в основном завершился и фигура князя стала основной. Здесь, правда, следует уточнить тот факт, что, в связи с вышеуказанным делением адыгов на "аристократические" и "демократические" племена, не везде во главе общества стоял князь. Так, в приведенном И. Бларамбергом, французском путешественником, посетившем в начале XIX в. Северный Кавказ, перечне адыгских владетелей прямо указывается на это обстоятельство: "... перечень правящих князей - владельцев у адыгов.

1. У бжедугов: а) князь Алкас Хаджемокор Хамыш и его брат Магмет; б) князь Алегиаконор Пшихуе.

2. У натухайцев: князья Тлестан и Джангерий.

3. У жанеевцев князь Пшихуе Цюхук.

4. У адемов дворянин Дегузиок. (Адемы принадлежат к племени темирго-евцев, но у них есть свои привилегии и они, так сказать, независимы).

5. У темиргоевцев: князья Айтекокор, Болеток Шумаф, Джангерий и Тат-лослан.

6. У мохошевцев: князья Богарсоко Байзерок, Хатузурук.

7. У бесленеевцев: князья Ханоко Мурзебек Песвие, Ханоко Хадже Тар-хин и Пшишаф - они братья.

Что касается остальных черкесских племен, то в силу демократического устройства власти у них имеются лишь старейшины. Хотя у нас есть полный список наиболее уважаемых у них семейств, мы не будем приводить его полностью во избежание излишних длиннот и ограничимся лишь первыми семействами каждого племени. У натухайцев - семейство Супако.

У шапсугов - семейства: Абат, Шерстлуг, Нешире, Цух, Гаркоз. У абадзехов - семейства: Инсшок, Едиге, Анцох, Бешон, Чанкет. К абаздехам принадлежит также небольшое племя тубинцев.

Поселение, как это принято у черкесов, обычно получает название по имени семейства, которому оно принадлежит" .

Как видно из вышеуказанного, князья были фактическими правителями аулов и селений ("кабаков", как они тогда назывались), управляемых ими самостоятельно1, что приводило к различным междоусобиям.

Гражданское право

Гражданские правоотношения в рассматриваемый период претерпели определенные изменения под влиянием как внешних факторов (норм мусульманского права и российского законодательства), так и внутренней эволюции горского общества, происходившей в течение всего XIX столетия. На специфическое развитие основных институтов гражданского права существенное воздействие также оказали натуральный характер хозяйства и общинная организация, причем последняя сохраняла свое влияние вплоть до начала XX в.

Источником права был обычай, регулирующий практически все отношения, возникающие в обществе. Субъектами правовых отношений являлись лица мужского пола, достигшие совершеннолетнего возраста (примерно 15 лет от роду), которым разрешалось заключать всякого рода сделки, вступать в определенные договорные обязательства. При этом спецификой было то, что дееспособным мог быть лишь тот, кто отошел от отцовской власти, не находился под опекой, вел самостоятельное хозяйство. Однако следует отметить, что ведение с 15 лет, времени совершеннолетия, самостоятельного хозяйства источниками не зафиксировано. Однако этот возраст как совершеннолетие определялся при заключении различного рода сделок, выхода из-под опеки.

Опека и попечительство четко не регламентировались. Согласно адатам "При жизни всякий, кто в здравом рассудке, имеет право назначить при свидетелях вместо себя душеприказчика или опекуна. Завещатель поручает ему распорядиться детьми до совершеннолетнего возраста их. Опекун по смерти завещателя берет все имущество и доходы под сохранение свое, потом с воли умершего распоряжается погребальным обрядом; буде умерший считался кому должным, и этот явится с законными доказательствами, душеприказчик уплачивает долг..."1. Если опекун не был определен волей отца, то он назначался сельским обществом2, обычно из числа ближайших родственников.

Опека и попечительство устанавливались в следующих случаях: 1) над детьми, потерявшими обоих родителей; 2) над детьми, потерявшими только одного отца; 3) над вдовой. При этом обычно опеку над вдовой осуществляли наследники, обязанные содержать ее до смерти или до выхода в новое замужест-во . В последнем случае опекуны получали калым от жениха, также как и в случае выхода в замужество дочери умершего.

Опекунство устанавливалось: для женщин - до их смерти или выхода в новое замужество; для детей - до совершеннолетия подопечного или, если это была девушка, до тех пор, пока она не выйдет замуж4.

Патронат в чистом виде на Кавказе не существовал, но к нему был близок институт аталычества, заключавшийся в передаче ребенка на воспитание в чужую семью, сопровождавшийся породнением между обеими семьями. Такое положение было характерно для представителей высших сословий, передававших своих детей на воспитание кому-либо из подвластных, в семье которого ребенок находился в течение многих лет, возвращаясь домой во взрослом возрасте (девушка - к моменту замужества)5. Здесь следует уточнить следующие моменты: воспитание детей в чужой семье применялось при живых родителях, имеющих все права на своего ребенка; денежное вознаграждение воспитателям не выплачивалось, так как здесь преобладали другие отношения, в большей степени социальные; ребенок переходил жить в семью, которая желала его взять на воспитание; аталык (воспитатель) воспитывал ребенка как члена своей семьи, но при этом опекуном его не признавался.

Таким образом, в рассматриваемый период такие институты как опека, попечительство и патронат в условиях становления государственности у народов Северного Кавказа только начали складываться. Они характеризуются следующим: во-первых, почти не существовало юридического понятия этих институтов, что было связано как с социальным развитием народов, с господством патриархальных отношений в регионе, так и с неразвитостью юридической техники горцев. Во-вторых, отношения опеки и попечительства четко не регулировались. Далее, патронат, можно сказать, не существовал. Обычай ата-лычества к нему отнести нельзя, хотя некоторые моменты, несомненно, между собой схожи.

Объектами гражданско-правовых отношений были, в основном, земля и скот, по поводу которых возникали различные сделки: мены, купли-продажи и т.п., регулируемые нормами обычного права. Рассмотрим это положение более подробно.

Похожие диссертации на Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.