Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Боровой Денис Дмитриевич

Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования
<
Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Боровой Денис Дмитриевич. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ставрополь, 2004 178 c. РГБ ОД, 61:05-12/690

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие канонического (церковного) права и его роль в социально-правовом регулировании 13

1.1. Эволюция правовых взглядов на каноническое (церковное) право 13

1.2. Особенности становления канонического (церковного) права как нормативной системы 39

1.3 .Правовая природа канонического (церковного) права 55

ГЛАВА 2. Русское каноническое (церковное) право в социально-правовом регулировании 100

2.1. Каноническое (церковное) право в социально-правовом регулировании Древнерусского общества 100

2.2. Каноническое (церковное) право в социально-правовом регулировании российского общества XVI-XVII вв 118

2.3.Соотношение канонического (церковного) права с российским законодательством XVIII в 137

Заключение 156

Библиографический список 160

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. В последнее время деятельность Русской Православной Церкви стала в значительной мере привлекать внимание отечественных юристов. Причиной тому является переосмысление в современных условиях правовых, политических явлений и духовно-нравственных ценностей. Перемены, произошедшие в России в конце XX века, кардинально изменили общественно-политическую и идеологическую обстановку, обусловив тем самым возрождение исторических традиций и духовных основ российского общества.

С развитием государственного законодательства о свободе совести и вероисповедания, Русская Православная Церковь стала активным участником многих общественно-политических процессов, происходящих в нашей стране. Сегодня Церковь как мощный социальный институт занимает одно из ведущих мест в духовно-нравственном возрождении общества. Причем, из всех общественных институтов только Церковь, имеет специфическое каноническое (церковное) право, подробно разработанное еще в первое тысячелетие истории христианства и фактически действующее на сегодняшний день.

Каноническое (церковное) право - это объективно существующая система религиозно-правовых норм, регламентирующих устройство и положение церковной организации, порождаемые ею отношения и взаимодействие с другими общественными организациями и с государством.

Вместе с тем, значительная часть указанных отношений не подвергается государственно-правовому воздействию, а регулируется посредством норм канонического (церковного) права, как особой, исторически сложившейся нормативной системы социального регулирования.

Современная юридическая наука не может не учитывать того обстоятельства, что в современных условиях существуют различные аспекты

понимания права - позитивистский, естественно-правовой, социологический, а в последнее время и интегративный. Эти подходы к правопониманию открывают сегодня возможность по-новому взглянуть на такое социально-правовое явление как каноническое (церковное) право, влияние которого на жизнь общества становится все более реальным.

Долгое время указанная область социальных отношений являлась приоритетным направлением исследований религиоведческих, философских, социологических и других общественных наук, оставаясь за рамками правоведения и, прежде всего, теории права и государства. По всей видимости, невнимание к данной проблематике обусловлено как ее недооценкой, так и, возможно, односторонним подходом к осмыслению места и роли норм канонического (церковного) права в системе социально-правового регулирования.

Возрастающая роль норм канонического (церковного) права в жизни российского общества обусловила повышающийся интерес к нему, как к социальному регулятору, имеющему многовековой исторический опыт применения в данном качестве.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью теоретической разработки вопросов социально-правового регулирования, соотношения российского законодательства и канонического (церковного) права в этом процессе. Обращение к тематике данного исследования обусловлено недостаточной разработанностью в отечественной правовой науке проблем, связанных с участием русского канонического (церковного) права в социальном регулировании.

Рассмотрение актуальных вопросов соотношения норм позитивного и канонического (церковного) права в процессе социально-правового регулирования в теоретическом и историко-правовом аспектах является основным направлением данного диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное исследование в теоретическом и историко-правовом

аспектах русского канонического (церковного) права как нормативной системы социально-правового регулирования.

Достижению поставленной цели предшествует определение основных задач исследования:

- обобщение историко-правового материала и правовых взглядов
отечественных ученых по исследуемой проблематике;

- исследование правовой природы канонического (церковного) права на
основе анализа различных концепций правопонимания;

- рассмотрение характерных особенностей норм канонического
(церковного) права и их регулятивной способности;

- анализ взаимодействия канонических норм и норм российского
законодательства в процессе социального регулирования на разных этапах
развития российского общества;

- исследование аспектов соотношения церкви и государства,
особенностей правового регулирования их в современных условиях.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является русское каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования и его роль в этом процессе.

Предмет исследования. В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются особенности становления и развития русского канонического (церковного) права как нормативной системы социально-правового регулирования и основные закономерности его воздействия на общественные отношения на разных исторических этапах развития российского общества.

Степень научной разработанности темы. Большое значение для настоящего диссертационного исследования имеют труды отечественных ученых-специалистов как в области права, так и в области философии, истории, социологии, религиоведения, таких как: С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. Ю. Варьяс, В. И. Бенешевич, И. С. Бердников, М. Ф. Владимирский-Буданов, Р. Давид, А.В. Исаев, А. В. Карташев,

Т. В. Кашанина, Д. А.Керимов, В. О. Ключевский, Н.М. Коркунов, М. Е.Красножен, А. В. Кураев, В. В. Лазарев, Г. В. Мальцев, М.И. Марченко, С. Н. Медведев, К. А. Неволин, Е. Е. Некрасов, В. С. Нерсесянц, А. С. Павлов, А. В. Поляков, А. А. Радугин, Н. С. Суворов, В. А. Цыпин, Я. Н. Щапов, С. В. Юшков, И. Н. Яблоков и др.

Исследуемым проблемам также посвящены работы некоторых зарубежных исследователей, таких как: Гарольд Дж. Берман, Фридрих Маасен, Жан Маритен, Этьен Жильсон и др.

Определенный вклад в разработку изучаемой проблематики был внесен диссертационным исследованием Т. А. Антоненко «Религиозные нормы и система социально-правового регулирования общественных отношений (теоретико-методологический аспект)». Работа посвящена вопросам изучения религиозных норм шариата и христианства в контексте современных социально-правовых процессов, протекающих на Северном Кавказе и Юге России. В работе изучению подверглись вопросы влияния религиозных норм на формирование нравственности, правового сознания в условиях религиозного плюрализма и свободы вероисповедания. Однако в данном исследовании автором не ставилась задача глубокого рассмотрения сути канонического (церковного) права как нормативной системы социально-правового регулирования и вопросов его становления и развития в России.

Диссертационная работа Ю. В. Бондаренко «Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества» также представляет определенный интерес. В ней рассмотрены теоретические и философско-правовые аспекты соотношения права и православной религии как ценностно-нормативных систем общества и религиозно-нравственные основания права.

К тематике настоящего диссертационного исследования определенное отношение имеет работа Г. В. Арсеньевой «Государство и церковь во второй половине XVI - первой четверти XVIII вв. (историко-правовое

исследование)», рассматривающая вопросы государственно-церковных отношений указанного периода.

В связи с тем, что в рамках современной российской юридической науки имеется немного работ, посвященных исследуемой проблеме, тема настоящей диссертации еще не нашла полного отражения в научных исследованиях.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс методов, таких как: диалектический, логический метод, анализ, синтез, сравнение, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы.

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения, взгляды и идеи русских и зарубежных исследователей об истоках, источниках, понятии и роли канонического (церковного) права в процессе регулирования общественных отношений.

В ходе работы над диссертационным исследованием были изучены международно-правовые документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы свободы совести и вероисповедания, деятельность религиозных объединений, а также публикации по исследуемой теме. При написании диссертации автором использованы документальные материалы по истории развития отечественного законодательства, акты, вошедшие в Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

В работе рассматриваются государственные законодательные акты и важнейшие источники русского канонического (церковного) права разных исторических периодов, а также правовые концепции авторитетных юристов-канонистов прошлого столетия и взгляды современных исследователей канонического (церковного) права. Особое внимание уделено анализу концепций дореволюционных ученых, позволяющих проследить эволюцию правовых взглядов на каноническое (церковное) право.

Особой группой выделяются источники русского канонического (церковного) права, документальные источники по истории Русской Православной Церкви и источники христианского православного вероучения, важнейшим из которых является Библия.

В числе информационных источников диссертационного исследования использованы: а) научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций и семинаров по исследуемой теме; б) официальные документы в виде законодательных и других нормативных актов, в том числе положений, докладов, проектов; в) результаты собственных исследований по теме в форме публикаций.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. автором предпринята попытка комплексного историко-правового исследования русского канонического (церковного) права с современных позиций мировоззрения. Раскрыта правовая природа канонического (церковного) права и на основе этого рассмотрены его характерные особенности как регулятора общественных отношений;

  2. в работе дан правовой анализ важнейших источников русского канонического (церковного) права в целях развития представлений о регулировании социальных отношений на разных этапах развития российского общества. Выявлено, что характер регулятивного воздействия канонического (церковного) права на общественные отношения напрямую зависит от его соотношения с правовой составляющей системы социально-правового регулирования;

  3. в ходе анализа принципов и методов канонического (церковного) права выявлены специфические особенности его воздействия на общественные отношения. Особенностью канонических норм является их адаптивность в процессе социального регулирования, что обусловлено неизменностью принципов и спецификой применяющихся методов;

  1. важной особенностью регулятивной функции норм канонического (церковного) права является возможность их применения в случаях недостаточности государственно-правового регулирования. Кроме того, регулятивное действие канонического (церковного) права основано на сбалансированном применении религиозных норм как императивного, так и диспозитивного характера;

  2. в работе рассмотрены традиционные подходы канонистов к рассмотрению вопроса о соотношении понятий «каноническое» и «церковное» право. На основе этих концепций автором высказаны собственные идеи и предложения, позволяющие более полно отразить структуру и функции русского канонического (церковного) права, определить соотношение религиозных норм с нормами позитивного права в процессе социально-правового регулирования, а также уяснить социально-регулятивную функцию канонического (церковного) права;

  3. в научный оборот впервые вводятся малоизвестные источники, в которых исследуется русское каноническое (церковное) право. Впервые на диссертационном уровне затронуты некоторые проблемы современного состояния канонического (церковного) права и его соотношения с позитивным правом.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы,
»
обладающие элементами научной новизны:

1) автором предлагается понятие канонического (церковного) права, полученное в ходе исследования, в котором акцентируется внимание на правовой природе этого явления. В соответствии с данным понятием каноническое (церковное) право - это объективно существующая система религиозно-правовых норм, регламентирующих устройство и положение церковной организации, порождаемые ею отношения и взаимодействие с другими общественными организациями и с государством.

Другими словами, каноническое (церковное) право - есть исторически сложившаяся система, состоящая из совокупности норм, обладающих

качествами социальных регуляторов, регламентирующих общественные отношения, возникающие в связи с существованием церковной организации и обеспеченных силой церковного воздействия, а на определенных исторических этапах развития российского государства и общества, санкционированных силой государственного принуждения;

  1. выявлены особенности становления русского канонического (церковного) права, которые в свою очередь, обусловили его влияние на коренное изменение обычного русского права и на процесс развития позитивного права, а также на соотношение позитивных и канонических норм в процессе социального регулирования. Церковно-правовые предписания длительное время выступали фактическими регуляторами общественных отношений, начиная с ранних периодов развития государства и общества. Более того, многие из этих предписаний находили свое отражение в государственном законодательстве, оказывая в целом влияние на дальнейшее формирование и развитие отечественного позитивного права;

  2. русское каноническое (церковное) право обладает комплексом признаков, позволяющих рассматривать его как специфическую нормативную систему социального регулирования. Проявления методов канонического (церковного) права объясняют его адаптивность в процессе регулирования общественных отношений. Кроме того, регулятивное воздействие канонического (церковного) права основано на сбалансированном применении религиозных норм как императивного, так и диспозитивного характера;

  3. исследование и анализ традиционных подходов к вопросу о соотношении канонического и церковного права, позволяют сделать вывод о том, что они соотносятся как элементы одной нормативной системы, находящиеся в неразрывной связи. Изучение этих компонентов дает возможность более полно отразить структуру и функции рассматриваемой регулятивной системы, определить соотношение религиозных норм с

нормами позитивного права в процессе социального регулирования и уяснить социально-регулятивную функцию канонического (церковного) права;

  1. правовой анализ основных источников русского канонического (церковного) права позволяет выявить, что характер регулятивного воздействия канонических норм на общественные отношения напрямую зависит от его соотношения с правовой составляющей системы социально-правового регулирования. В связи с чем, важной особенностью регулятивной функции норм канонического (церковного) права является возможность их применения в случаях недостаточности государственно-правового регулирования;

  2. соотношение правовых и религиозных норм в российском законодательстве явилось причиной того, что в России многие церковные нормы фактически носили юридический характер, регулируя политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В силу своего регулятивного характера русское каноническое (церковное) право долгое время являлось интегрированным компонентом общественной жизни;

  3. продолжительное время каноническое (церковное) право признавалось частью российской правовой системы и только после отделения церкви от государства оно утратило свое юридическое значение. Несмотря на это, основные принципы христианской религии, изложенные в канонических установлениях, находят свое отражение в нормах законодательства современного российского государства, так как в основу многих нормативно-правовых актов были положены именно религиозные ценности.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в том, что положения, содержащиеся в нем, могут быть использованы:

1) в научно-исследовательской деятельности при изучении канонического (церковного) права и различных аспектов взаимосвязи его норм с позитивным правом;

  1. при решении задач социально-правового регулирования в современных условиях и в дальнейших исследованиях роли норм канонического (церковного) права в этом процессе;

  2. при разработке учебно-методических пособий по теории и истории права и государства;

  3. в процессе подготовки лекций, проведении семинарских и практических занятий по теории и истории права и государства;

  4. при разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию российского законодательства, касающегося свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций и других вопросов государственно-конфессиональной политики;

  5. при подготовке специалистов по каноническому (церковному) праву в области юридического образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения настоящего диссертационного исследования были изложены при ее обсуждении на кафедре истории и теории государства и права юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета; на научно-практических семинарах и конференциях; в ходе подготовки лекционных материалов и проведения семинарских занятий по юридическим дисциплинам: теории права и государства, истории государства и права России, курса римского права. По теме диссертационного исследования имеются опубликованные статьи автора, общим объемом 3,0 п.л.

Структура и содержание диссертации. Логика изложения результатов исследования определила структуру и содержание работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и схематического приложения.

Эволюция правовых взглядов на каноническое (церковное) право

Каноническое (церковное) право было создано в основном к XI-XII вв. Достигнув своего апогея в XIII в. в Западной Европе, а в России несколько позднее (XV-XVI вв.), значение канонического (церковного) права пошло на убыль, хотя еще долго, практически до начала XX в., оно играло определенную роль в жизни общества. Сила и значение церковного права в России было несколько меньшим, чем на Западе по той причине, что создание российской государственности шло другим путем. Церковь в числе других общественных институтов, сравнительно быстро оказалась подчиненной государству.

При этом необходимо отметить, что в силу исторических особенностей развития России, и в связи с утратой каноническим (церковным) правом своего юридического значения для современного светского государства и законодательства, значительно изменились и правовые взгляды на его сущность по сравнению с взглядами русских юристов-канонистов прошлого века.

В России, начиная со второй половины XVIII в. и до второй половины XIX в., взгляды на каноническое право развивались преимущественно в историко-богословском направлении, и лишь отчасти в юридическом. Следствием этого явилось, изучение и преподавание канонического (церковного) права, в течение длительного периода времени, как исторической и богословской науки, а не как юридической. Позже, благодаря крупнейшим трудам А. С. Павлова, Н. С. Суворова и некоторых других известных канонистов, каноническое (церковное) право перешло в область юридических исследований. К концу XIX в. каноническое право было отнесено к ведению юристов и причислено к юридическим дисциплинам, хотя его преподавание велось в основном в духовных образовательных учреждениях.

Еще юристам древности было известно, что Церковь по своему происхождению и условиям существования, значительно отличается от других общественных объединений, политических или гражданских. Как божественное образование Церковь не подчиняется светским законам, но как общественная организация она находится в сфере общих правовых условий существования в государстве: вступает в те или иные правоотношения с государством и другими общественными образованиями. «Уже одно это обстоятельство, - отмечает известный отечественный канонист прот. В. А. Цыпин - вводит ее в область права. Однако область права касается не только статуса Церкви в государстве и ее отношений с другими общественными образованиями. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви»1.

Судя по этимологии слова «церковь», правовая составляющая была присуща данному понятию изначально. Как говорит историк прот. А. Шмеман, «этим словом в общественно-политической жизни греко-римского мира обозначалось официальное, правомочное собрание граждан, созванных (этимологически «экклессиа» происходит от глагола созывать, призывать) для решения общественных дел, для суверенного волеизъявления»2. Получив религиозный характер, это понятие не потеряло своего изначального юридического значения, хотя религиозное содержание определило и юридический смысл данного термина.

Основные законы были получены Церковью от своего Создателя, другие законы она издавала сама той властью, которой ее наделил Создатель.

Существенно отличаясь от других общественных объединений, являясь вполне самостоятельным и независимым от них, церковная организация имеет свое специфическое право, такое же самостоятельное и независимое от светского права.

Церковь заключает в себе не только внутренний духовный союз людей одинаковых религиозных убеждений, но и внешнюю форму выражения в качестве реально существующей организации. Поэтому в ней существует видимое устройство и твердо установленный внешний порядок, необходимый для того, чтобы она могла беспрепятственно выполнять свое предназначение. То есть в ней существует правительство, облеченное своими полномочиями, ее члены поставлены в определенные отношения к ней, к ее управлению, друг к другу. Кроме того, Церковь неизбежно вступает в отношения с другими общественными объединениями и союзами, а также с лицами, не являющимися её членами.

Внешняя жизнь церкви как корпоративного общества предполагает существование соответствующего порядка, согласно ее внутреннего существа и назначения. С этим порядком Церковь вступает в область права, и притом, как отмечал А. С. Павлов, двояким образом: «1) как носительница своего собственного права, т. е. тех норм своей жизни, которые имеют свое основание в самом существе Церкви и которыми определяются ее внутренние правоотношения; и 2) как общественный союз, существующий в мире наряду с другими человеческими союзами, политическими и религиозными, и, следовательно, необходимо вступающий в известные к ним отношения»1.

Все обозначенное, лежит в пределах регулирования канонического (церковного) права. Следовательно, оно заключило в себе непосредственное отражение правовых начал христианской религии: религиозные установления приобрели правовую форму. Это обстоятельство делает его привлекательным для современной юридической науки. Поэтому на вопрос о том, совместимы или не совместимы Церковь и право, прот. В. А. Цыпин отвечает: «...для нас же, православных, предание обладает безусловным авторитетом, так как оно включает в себя и Правила Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. Сомневаться же в правовом, юридическом характере этих правил нет разумных оснований»1.

Нормотворческая деятельность в христианстве начинается с первых веков его существования. Первоначально она осуществляется на поместных (провинциальных), а затем и на Вселенских соборах, где помимо проблем вероучения и культа, рассматривались также вопросы управления церковью, церковной дисциплины, поведения клира и мирян и др. Принимаемые по данным вопросам решения приобретают характер общеобязательных канонов для всех верующих. Позднее был сформирован Канонический корпус, куда вошли Правила Святых Апостолов, каноны 7-ми Вселенских и 10-ти Поместных Соборов и правила 13-ти Отцов.

Надо отметить, что в течение первых трех веков Церковь не имела организованной власти, которая могла бы устанавливать законодательные нормы, имеющие обязательные действия для всей Церкви, поэтому порядок церковной жизни в разноместных христианских общинах определялся непосредственно на основании Священного Писания Ветхого и Нового завета и Предания, причем конечно, немаловажное значение имело то обстоятельство, что первые христиане жили в Римской империи и под действием римских законов . Дальнейшее нормотворчество объективно было обусловлено уже самим фактом становления и формирования особого общественного союза, объединившего последователей христианской религии.

Особенности становления канонического (церковного) права как нормативной системы

Вопросы развития канонического (церковного) права представляют значительный интерес для настоящего исследования, особенно в части становления и развития русского канонического (церковного) права как нормативной системы регулирования общественных отношений и его соотношения с нормами государственного законодательства. Рассмотрение этих вопросов в рамках данного параграфа имеет несомненную пользу для правильного понимания этого многогранного и многоаспектного явления.

На протяжении долгого времени наше государство, и соответственно право были неразрывно связаны с христианской религией. Отечественная история знает немало свидетельств как о влиянии в целом христианства на формирование и развитие права, так и о фактах непосредственного отражения многих религиозных установлений в законодательстве нашего государства.

В научной литературе, посвященной истории образования русского канонического (церковного) права, выделяют несколько основных периодов. Первый - от начала христианства на Руси до второй половины XV в., то есть до эпохи установления автокефальности русской церкви, когда Русь и в политическом отношении объединилась под властью московских государей.

В этот период были положены правооснования русского церковного права, преимущественно внешнего, которым регулировались своеобразные отношения церкви с гражданским обществом и государством.

Второй период - от второй половины XV в. до эпохи церковных и государственных преобразований Петра І. В этот период внешние права и отношения церкви определялись на прежних основаниях, но уже с более точным разграничением сфер церковной и государственной регламентации, и светская власть приобретает решительное влияние не только на внешние, но и на внутренние дела и отношения церкви.

В третий период - от эпохи церковных преобразований Петра I до 1917г. - развилась вся система церковного права русской церкви. Этот период характеризуется тем, что церковь, оставаясь вполне свободной в духовной сфере, в то же время по своему положению в области права являлась только частью государственного устройства и управления.

Четвертый период характеризуется положением Русской Православной Церкви и ее права, начиная с 1917 г. по настоящее время. Некоторыми учеными приводятся доводы, на основании которых предлагается выделять период существования Русской Православной Церкви и канонического (церковного) права в рамках советского государства.

Однако, по мнению автора, выделение советского и постсоветского периода в истории развития канонического (церковного) права не имеет особой необходимости для настоящего исследования, так как данные периоды, в силу известных исторических особенностей развития России, характеризуются утратой каноническим (церковным) правом своего юридического значения для светского государства. Поэтому хронологические рамки диссертационного исследования обозначены начиная с момента становления Древнерусского государства и зарождения русского канонического (церковного) права, до начала XVIII в. когда каноническое (церковное) право наиболее тесно взаимодействовало с государственным законодательством в сфере регулирования общественных отношений.

Для наиболее полного освещения вопроса об особенностях становления русского канонического (церковного) права, как нормативной системы, обратим внимание на первый из названных периодов. Поэтому изначально остановимся на некоторых историко-правовых аспектах христианизации Древней Руси.

Введение христианства на Руси является одной из тем постоянно находящихся в поле зрения отечественной историографии. К сожалению, обращение к этой проблематике все новых поколений ученых продиктовано не только ее сложностью, многогранностью, но и острой нехваткой первоисточников, которые объективно отражали бы события соответствующего периода истории Древнерусского государства.

В литературе уделялось достаточное внимание причинам введения христианства в качестве государственной религии. При этом неоднократно подчеркивался не только религиозный, но религиозно-политический характер реформы1.

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. являет собой важную веху в истории нашего Отечества. Выбор веры определялся в первую очередь политическими и культурными нуждами формирующегося в IX веке на славянских землях Древнерусского государства.

К тому времени язычество уже не отвечало требованиям великокняжеской власти, которая нуждалась в усилении централизации управления. Старая вера с ее политеизмом в новых условиях не могла стать объединяющим фактором и служить эффективным социальным регулятором в масштабах государства, нуждающегося в религиозно-идеологическом единстве. Назрела необходимость в единой общегосударственной религии, скрепляющей империю: «нужна была объединяющая идея единого Бога» . Этому требованию максимально соответствовала космополитическая направленность христианства - «ни Еллина, ни Иудея, ...но все и во всем Христос» (Кол. 3:11). В поисках этой новой идеологии князь Владимир обратился к христианству, уже известному на Руси и имевшему своих последователей среди знати.

Русь в IX- X вв. традиционно была связана с Константинополем и со славянами в Центральной Европе и на Балканах, находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени предопределили церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на Константинопольскую кафедру. Выбор князя Владимира определялся политическими взаимоотношениями между Русью и Византией, с которой ее связывали культурные и торговые отношения, о чем свидетельствуют дошедшие до нас тексты договоров Руси с Византией (911 г., 944 г. и 971 г.), а также стремлением «сравняться» с христианскими правителями других европейских государств. Византия желала обрести в лице Киевского князя верного военного союзника. В свою очередь князь Владимир стремился к установлению династических связей с византийскими императорами посредством брака с царевной Анной. Одним из условий для заключения брака со стороны Византии было принятие князем Владимиром и его страной христианства .

Таким образом, соединение внутренней потребности и внешнего влияния обусловило принятие христианства в качестве государственной религии. Существует и ряд других причин, предопределивших крещение Руси. Однако для нас в большей степени интересен выбор именно православного направления, обозначившего принципы дальнейшего построения русского канонического (церковного) прав, особенности зарождающихся правовых традиций и взаимодействия права и религии.

Уже к тому времени христианство не представляло собой единства ни как вероисповедание, ни как церковная организация. После распада Римской империи на Восточную и Западную, в христианстве постепенно оформилось два основных направления - православие и католицизм, соответственно с центрами в Константинополе и Риме. Со своей стороны оба христианских центра были заинтересованы в христианизации Древнерусского государства, что позволило бы вовлечь его в сферу своих политических интересов. Соответственно христианизацию Киевской Руси можно было осуществить, ориентируясь либо на Рим, либо на Византию.

Каноническое (церковное) право в социально-правовом регулировании Древнерусского общества

Появление церковной организации в Древнерусском обществе потребовало законодательного определения ее места в системе государства. Княжеские церковные уставы (закон в форме уставов, т.е. отдельных постановлений по одному или нескольким вопросам) и уставные грамоты о десятинах, судах, церковных людях стали теми документами, в которых отразился договор, определяющий взаимоотношения светской и церковной властей, их функции в общественном и государственном управлении и суде, соотношение земельных, финансовых и иных интересов государства и церкви. Уставы издавали потом в большом числе и последующие князья.

Своеобразие источников отечественного церковного права в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами. Дошедшие до нас княжеские церковные уставы условно можно разделить на две группы в зависимости от того, какому периоду они принадлежат, территорию какого государственного образования охватывает разделение властей по уставу, и иерархического положения указанных в уставе сторон.

К первой группе относятся Устав князя Владимира Святославовича о десятинах и церковных людях и Устав Ярослава Владимировича о церковных судах. Законодателями в этих уставах выступают великие киевские князья, а в создании Устава князя Ярослава принимал участие киевский митрополит Иларион. Поэтому действие названных уставов распространялось на территорию всей Руси. Соответственно в них оговариваются формы и размеры материального обеспечения церкви, и пределы церковной юрисдикции применительно к столичной Киевской митрополии.

Вторая группа - это уставы и церковно-уставные грамоты удельных князей, отражавшие особенности взаимоотношений церковной и государственной властей, сложившихся в отдельных княжествах в период феодальной раздробленности XII-XIV веков: Уставная грамота Новгородского князя Святослава Олеговича 1137 г.; Уставная грамота Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и епископа Мануила 1136-1150 гг.; Устав Новгородского князя Всеволода Мстиславовича (1117-1137 гг.) о церковных судах и уставная грамота, данная церкви св. Иоанна Предтечи-на-Опоках, и другие, в том числе не дошедшие до нашего времени1.

Поскольку в большинстве своем в их основе лежат уставы Владимира и Ярослава, то характер соотношения правовых и религиозных норм в процессе регулирования общественных отношений целесообразно рассматривать на основе указанных двух документов.

Безусловно, первому христианскому князю Руси - Владимиру, приходилось проявлять известную законодательную или учредительную деятельность, направленную на установление и упрочение нового порядка общественной жизни, согласно существу и предписаниям новой религии. Общее и почти современное свидетельство об этой деятельности находим и в начальной летописи, и в других письменных памятниках XI века: так, в похвальном слове митрополита Илариона «кагану» Владимиру говорится, что он часто «снимался», т. е. совещался с отцами своими епископами о том, как в новообращенных людях «закон уставить». Естественно думать, что именно на этих частых совещаниях Владимира с епископами и был постепенно установлен тот порядок церковных дел на Руси, какой изображается в уставе, дошедшем до нас с именем этого великого князя.

Важнейший памятник отечественного церковного права - «Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных», сохранился в семи редакциях и более чем в двухстах списках. Вопрос о его происхождении широко обсуждался в научной литературе и представлен различными мнениями1. Однако проведенный в 1926 году С. В. Юшковым глубокий источниковедческий анализ указанного документа позволяет в настоящее время утверждать, что «архетипический текст, лежащий в основе существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII века»2.

Редакции, дошедшие до нас, разнообразны по объему и содержанию. Ввиду этого, анализируя данный памятник, остановимся на одной из них -Синодальной редакции (вторая половина XIII - начало XIV вв.), распространенной на всей территории Руси, в том числе на украинских и белорусских землях .

Устав начинается обращением к Богу «во имя Отца, и Сына, и Святого духа» (ст.1), ставшим традиционным для нормативно-правовых актов. Далее следовало постановление о церковной десятине. Установление десятины было, конечно, первым делом князя Владимира, так как этим удовлетворялась самая насущная потребность церкви и духовной иерархии - иметь постоянные и определенные средства своего содержания. Руководствуясь правилами греческого номоканона, упоминаемого в самом Уставе, князь отказывается от вмешательства в дела, переданные церкви (ст.4-7). То же наказывает и потомкам своим (ст.6-7). Другими словами закрепляется принцип разделения церковной и светской судебной компетенции.

Но перед князем Владимиром стояла и другая, не менее важная задача: определить с возможной для того времени точностью круг ведения церкви в делах русского общества. Об этом свидетельствует дальнейшая запись Владимирова устава - «о судах церковных». Соответственно, Устав определяет и сферу церковной юрисдикции - по кругу дел и по кругу лиц. Так, в ст. 9 приводится перечень дел, подведомственных церковным судам, ее анализ позволяет проследить взаимосвязь положений устава с ветхозаветным законом, которым руководствовался законодатель.

Указанная статья имеет и большое материальное значение: на основании указанных в документе авторитетных правовых источников -постановлений первых христианских царей и семи Вселенских церковных соборов (ст. 11) - впервые объявляются общественно опасными такие поступки, которые ранее не рассматривались как преступления русским обычным правом. Итак, согласно Уставу, к ведению церковного суда отнесены:

1) ро спуст - бракоразводные дела, в том числе самовольное расторжение брака. Согласно учению церкви брак заключался на всю жизнь, и мог быть расторгнут, лишь в исключительных случаях, причем только после церковного судебного разбирательства. Обоснованием нерасторжимости брака служили книги священного писания Ветхого и нового завета: книга Бытие (2:21-25; 3), Евангелие от Матфея (19:1-12), Евангелие от Марка (10:1-12), Евангелие от Луки (16:18).

Каноническое (церковное) право в социально-правовом регулировании российского общества XVI-XVII вв

С конца XIV века начинается образование Русского централизованного государства. Этот процесс включает в себя два основных момента: объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве . В этот период, называемый также «московским», внешние права и отношения церкви определяются хотя и на прежних основаниях, но уже с более точным разграничением церковной и государственной сфер . Светская власть приобретает решительное влияние не только на внешние, но и на внутренние дела и отношения церкви.

Характерным для этого периода является более тесное и целенаправленное взаимодействие государственного законодательства и канонического (церковного) права в сфере регулирования развивающихся общественных отношений. Церковное право этого времени признавалось наряду с государственными установлениями, которые в большинстве своем содержали канонические предписания, что наглядно было выражено в законодательстве рассматриваемого периода.

Церковь представляла собой внушительную политическую силу, способствующую укреплению централизации государства. Это объясняется тем, что вследствие завоевания турками Константинополя в 1453 г., русская Церковь освобождается от власти константинопольских патриархов и становится автокефальной, вместе с тем переходя в зависимость от местной государственной власти. Избрание митрополитов, а потом и патриархов, становится теперь делом московских государей. Говоря об этом, Н.С. Суворов отмечал: «...прежде, чем за московскими князьями официально утвердился царский титул, составилось весьма определенное историческое мировоззрение о московском государе, как покровителе вселенской церкви, ставшем на место византийского царя, и о Москве, как третьем Риме, получившем историческую миссию быть единым христианским царством...»1.

Русская Православная Церковь, поставив в 1442 г. в митрополиты рязанского епископа Иону и объявив себя автокефальной, в 1589 году учреждает патриаршество. Это в определенной мере усиливает стремление высших церковных иерархов к политической власти, что достаточно четко показывают примеры Патриарха Никона и отчасти Филарета. Однако, как было сказано, сделав Русского Патриарха независимым от Константинопольского, Собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти: согласно Соборному Уложению, Патриарх после избрания на Поместном соборе, утверждался царем. Великий князь Василий Темный писал в послании Польскому королю, под властью которого находились юго-западные русские епархии: «Кто будет нам люб, тот и будет митрополитом всея Руси»2.

Основные источники церковного права этого периода остались без изменений: греческий номоканон, русские редакции Кормчей книги, церковные уставы князей Владимира и Ярослава, постановления поместных Соборов и канонические ответы и послания отдельных иерархов. Главным церковным законодательным органом оставались поместные Соборы, но влияние Московских государей и на состав, и на постановления Соборов было весьма велико. По словам А. С. Павлова, великие князья и цари «сами указывали предметы соборных рассуждений, и притом такие, которые относились не только к сфере внешнего, но и внутреннего права Церкви, они же нередко публиковали соборные постановления от своего собственного лица».

Итак, с одной стороны можно проследить стремление церкви к руководящему влиянию в государственных и общественных делах в указанный период, с другой - стремление великокняжеской (царской) власти максимально сосредоточить всю полноту политической власти в своих руках. Это неизбежно вылилось в противоречие между светской и духовной властью.

Прежде всего, остановим наше внимание на судьбе важных источников канонического (церковного) права - русских Кормчих1. Кормчие книги, являясь рецепцией византийского права на русской почве, имеют свою многовековую историю функционирования, начавшуюся в XI столетии. Эти книги являли собой переработанный канонический материал, выступавший основой для регламентирования жизни русского средневекового общества.

Доставшись в наследство еще от авторов XI-XIII вв., переводы и печатные редакции этих сборников, стали применяться для регламентации конкретных правоотношений. Важно отметить, что напечатанная в Москве Кормчая книга отразила только один из рукописных вариантов (сокращенный текст Аристина), имевших хождение на Руси, и, соответственно, не могла включить все принимаемые Русской Православной Церковью законы и правила, регулирующие церковную и в какой-то степени гражданскую жизнь. Этим объясняется частое обращение, при применении печатной редакции на практике, к рукописным русским и греческим Кормчим, в том числе и «харатейным» спискам.

Кормчая книга, судя по сохранившимся спискам ее XV и XVI вв., употреблялась в том виде, в каком известна была в России до митрополита Кирилла II, когда содержала в себе одни каноны без толкований. В первой же половине XVI в. Появилась, так называемая, сводная Кормчая. В этой Кормчей после Фотиева Номоканона с некоторыми пропусками помещены правила святых апостолов, Вселенских Соборов и только двух Поместных, бывших при Фотии.

В Кормчих XV - XVI вв. помещались некоторые русские статьи канонического содержания, например: церковные правила митрополита Иоанна к Иакову черноризцу, правила Владимирского Собора 1274 г., правило митрополита Максима о посте, церковные Уставы Владимира и Ярослава. Это дает повод заключить, что эти статьи имели непрерывное практическое применение. И действительно, из истории самих Соборов начала и половины XVI столетия мы видим, что они руководствовались, кроме древних церковных правил и вообще узаконений, перешедших в Кормчей книге из Греции, постановлениями и русских Соборов, русских иерархов и князей как теми, которые помещались в Кормчей, так и другими. В свою очередь, постановления новых Соборов служили дальнейшим раскрытием церковного законодательства и давали новые руководства для пастырей и всех верующих. В этом отношении наиболее важно обширное уложение Собора 1551 г., изложенное в книге Стоглав, которое с самого появления своего сделалось как бы второю Кормчей собственно Русской Церкви и долго оставалось ее главнейшим руководством наравне с древней Кормчей.

Князья подтверждали прежние жалованные грамоты святителям, монастырям и вообще духовенству и издали множество новых подобных грамот, в которых касались преимущественно церковных владений, а отчасти и других прав Церкви и ее иерархии. Судебник великого князя Иоанна III и особенно Судебник царя Иоанна IV, кроме того, что ограждали неприкосновенность церковного суда, служили для него постоянным руководством при обсуждении дел более гражданского характера и при наложении взысканий за преступления (Стоглав. Гл. 68).

Похожие диссертации на Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования