Содержание к диссертации
Введение
Глава I . Общие вопросы политико-правового развития литовско-русского государства 15
1Л Методология, источники и периодизация изучения государства и права Великого литовско-русского княжества 15
1.2. Политико-правовые предпосылки объединения русских земель в рамках литовско-русского государства 32
13. Основные институты организации государственной власти Великого княжества литовского, русского и жемонтийского 42
Глава 2 Эволюция фундаментальных основ государственного строя Великого литовско-русского княжества 57
2Л. Образование литовско-русского государства 57
2.2 Становление литовско-русского государства в качестве Великого русского княжения преемника Киевской Руси 84
2.3 Кризис политико-правового устройства литовско-русского государства 121
2.4. Утрата суверенитета государственной власти Великого литовско-русского княжества 151
Заключение176
Список используемой литературы 185
- Методология, источники и периодизация изучения государства и права Великого литовско-русского княжества
- Основные институты организации государственной власти Великого княжества литовского, русского и жемонтийского
- Образование литовско-русского государства
- Кризис политико-правового устройства литовско-русского государства
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследовании связана с
особенностью политико-правового развития европейских народов и
процессами становления современной государственности России, Украины,
Белоруссии, Литвы и других республик бывшего СССР- Киевская Русь была
колыбелью государственности трёх братских славянских народов
великороссов, белорусов и украинцев. Древнерусская народность, объединённая на основе политико-правовых институтов Киевской Руси, положила начало становлению многих современных государств Восточной Европы, Литовско-русское государство объединило под своей властью большую часть земель данной раннефеодальной империи. В рамках феодально-раздробленных княжеств средневековья берут своё начало современные государства Европы, В период XIII-XVI вв. начинается становление многих современных народов и государств. Правители Великого княжества литовского, русского и жемонтийского распространяли в отдельные исторические периоды свою власть на земли и народы таких современных государств Восточной Европы как Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Польша, Чехия, Венгрия и отчасти Россия. Таким образом, изучение литовско-русского государства предоставляет уникальную возможность проследить истоки государственности многих Восточно-Европейских государств.
Великое литовско-русское княжество представляло собой сложное политико-территориальное образование. Оно даёт уникальный и показательный пример консолидации политико-правовых систем многих народов. На основе политико-правовых институтов русских княжеств происходило создание единого государства при сохранении децентрализованной политической системы, что значительно отличает литовско-русское государство от многих европейских стран средневековья и нового времени. Вместе с тем Великое княжество на протяжении всей своей истории не отличалось изолированностью политико-правового развития. Оно являлось частью политической системы католической Европы и православных государств Русской земли.
4 Многовековой процесс государственного развития на пути достижения социального^ религиозного и политического компромисса в литовско-русском государстве создает фундаментальную основу развития интеграционных процессов стран Европейского Союза и Содружества Независимых Государств
Консолидация феодально-раздробленных земель в рамках единой политико-правовой системы Великого княжества представляет неоценимый опыт и пример государственного развития для стран современного мира. Исключительно высокий уровень развития государственности позволяет использовать достижения правовой культуры литовско-русского государства и в современное время. Многие институты государственности Великого княжества получили своё дальнейшее развитие и в современном мире. В таких странах как Литва, Украина и Белоруссия государственность Великого княжества воспринимается в качестве фундаментальной основы становления современных политико-правовых систем. Символы государственной власти и даже сами институты государственности имеют преемственность по отношению к существовавшим в нём. Наиболее яркими примерами являются государственный герб современной Литвы, Верховная Рада Украины и др. В месте с тем, именно в период существования литовско-русского государства берут свое начало и многие проблемы государственного развития стран Восточной Европы. Таким образом, только на основании изучения государства и права Великого княжества литовского, русского и жемонтийского, явившегося политико-правовым фундаментом становления государственности многих Восточно-Европейских стран можно найти разрешение проблем современного политико-правового развития.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы изучения истории государства и права Великого княжества литовского рассматривались в трудах многих учёных современности и прошлого. Особенность изучения государства и права литовско-русского государства заключается в том, что оно, как было отмечено выше, является фундаментальной основой развития для многих государств современности, и в то же время в соответствии с его
официальной политико-правовой доктриной являлось правопреемником Киевской Руси. Но при этом благодаря личным и государственным униям с Польским королевством оно образовывало с ним политико-правовое единство-Общность политико-правовой культуры связывало его и с Великим княжением Северо-Восточной Руси. Учитывая отмеченные выше обстоятельства, различные исследователи исходят из методологической предпосылки самостоятельного суверенного литовско-русского государства либо рассмотрения его истории государств и права в контексте изучения истории иных стран.
В числе учёных и мыслителей, исследовавших проблемы политико-правового развития литовско-русского государства необходимо отметить; А, Ю Агапеева, С. А. Беляева, М Ф, Владимирского-Буданова, И. У. Бу-долвница, Н. Н Веселовского, Н, С. Голииина, Б, Д. Грекова, Э. Гудавичюса, Р.В. Зотова, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н, Ф. Котляра, В. А Кучкина, Э. Лависа, Г. С. Лебедева, Н. П.Лихачева, М. К Любавского, В. И. Ляс-коронского Н. В. Мятлева, Н. Ф, Наркевича, В, И. Новицкого, В. Л Оболенского., ВТ. Пашуто, А. Ю. Пиджакова, С. Ф. Платонова, Д-Л Похилевича, А. Е. Преснякова, О. М Рапова,. А.И. Рогова, В. Г- Румянцеву, Б. А. Рыбакова, А. М Сахарова, С. М, Соловьёва, Э. Теобальда, М. Н. Тихомирова, Ф. И. Успенского, Б. Н. Флоря, И. Я. Фроянова, М. Хорошихина, АЛ Хорошкевича? Л. В Черепнина, М. Ф. Шабульдо, А. А.Шахматова, Ю.М Юргиниса, А. Ю Якубовского и многих других.
Литовско-русское государство объединяло под своей властью 2/3 земель Киевской Руси. Вместе с тем, необходимо отметить крайне низкую степень разработанности изучения указанной проблематики в современной юридической науке. Литовско-русское государство представляло собой альтернативный Москве вариант объединения русских земель. Но освещение подобной проблематики в современных научных исследованиях русского средневековья можно встретить крайне редко, что порождает однобокое решение многих проблем политико-правового развития Древней Руси.
6 Целью диссертационного исследования является изучение государства и права Великого княжества литовского, жемонтийского для определения основных закономерностей эволюции фундаментальных основ его политико-правового строя в аспекте преодоления феодальной раздробленности и объединения русских земель. Данная цель предполагает решение следующих основных задач:
1. Проанализировать методологию и источники исследования.
Определить хронологические рамки изучаемой проблематики в аспекте
определения основных этапов государственного развития Великого княжества
литовского, русского и жемонтийского.
2. Выявить основные предпосылки политико-правового развития земель
феодальных княжеств русской земли в аспекте возможности их объединения в
литовско-русском государстве,
3. Выявить и проанализировать фундаментальные институты
государственного устройства Великого литовско-русского княжества.
Определить важнейшие политико-правовые основания образования литовско-
русского государства и основные институты государственного строя.
4. Провести анализ эволюции политико-правового строя Великого
княжества литовского, русского и жемонтийского с точки зрения становления
суверенитета государственности и её эволюции в зависимости от различных
факторов социально-политического развития.
5. Проследить взаимосвязь и взаимообусловленность развития литовско-
русского государства с политико-правовыми системами княжеств Русской
земли, католической Европы и Золотой Орды.
6. Проанализировать развитие государственности и права на пути
объединения русских земель под властью правивших литовских княжеских
родов. Исследовать фундаментальные основы легитимности власти литовских
князей в аспекте государственной политики создания централизованного
русского государства.
7 Объектом диссертационного исследования является система источников права литовско-русского государства, произведения светской и религиозной (католической и православной) политико-правовой доктрины, а так же правовые отношения, складывавшиеся в процессе становления и развития государственности на пути объединения русских земель.
Предметом диссертационного исследования являются наиболее общие
закономерности становления и эволюции фундаментальных политико-
правовых основ системы государственного устройства Великого княжества
литовского, русского и жемонтийского. К их числу относятся: форма
правления, сословная и военная организация общества, форма
территориальной организации государственной власти, источник
государственной власти, институты сюзеренитета-вассалитета, правовой статус церкви, правовой статус государства в системе международных отношений, а так же легитимность власти правителя и иных должностных лиц
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных, правовых и специальных методов и принципов познания. Применялись методы анализа и синтеза с целью выявления и изучения фундаментальных политико-правовых основ построения государственного устройства. Одним из важнейших методов познания выступает структурно-функциональный. Понимание развития государственности и права возможно только на основе комплексного изучения всей системы правоотношений связанных с формированием и функционирования институтов государственной власти. Важнейшим общенаучным методом, лежащим в основе исследования, является диалектический метод познания. Становление государственности рассматривается сугубо в аспекте политико-правового, социального, культурного и религиозного развития. История государства и права Великого княжества отражает в себе политическую борьбу феодальных элит, вмешательство католических, православных и языческих государств, изменение социальной структуры общества и множество иных факторов, получивших своё институциональное закрепление в системе организации публичной
8 власти. Великое княжество являлось уникальным примером сочетания институтов государственности многих народов и исторических эпох. Существовало множество принципов, положенных в основу организации государственной власти. Стремление католической или русской православной легитимации государственной власти отражает важнейший социальный конфликт общества Великого княжества, в котором воплотились противоречия его политико-правового развития.
Одним из основных методов познания выступает метод юридической формализации. Происходившие социальные процессы рассматриваются с точки зрения развития институтов государственности и права. Большое значение приобретает метод сравнительного правоведения. Только на основе сопоставления развития государства и права Киевской Руси, Польши, Московского государства и иных стран можно сделать выводы о фундаментальных основах государственности Великого литовско-русского княжения, появления или исчезновения тех или иных политико-правовых институтов и изменении социальной сущности государства. В качестве важнейших принципов исследования использованы основополагающие начала историзма, плюрализма, объективности и конкретности. Хронологически исследование связано с изучением периода начинающегося с правления Миндовга в 1237 г. в Новогородокском княжестве и появления при его преемниках литовско-русского государства и заканчивая Люблинской государственной унией 1569 г,, ликвидировавшей его суверенитет. Методологически выделяются периоды становления государственности Великого литовско-русского княжения, приобретения им статуса Великого русского княжения обнимавшего своей властью все русские земли, кризиса политико-правового устройства и постепенной утраты суверенитета.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составляют нормативные акты и свидетельства практики политико-правовых отношений. Важнейшими источниками исследования являются данные, свидетельствующие об особенностях политико-правого устройства государственности Киевской
9 Руси, русских феодальных княжеств, Московского государства, Священной империи, Польши и иных стран, по причине преемственности и множества заимствований политико-правовых институтов. В первую очередь необходимо отметить множество сохранившихся нормативных актов, свидетельств правоприменительной практики и летописей Государственный архив -Литовская метрика составляет фундаментальную основу изучения государственности и права Великого княжества на протяжении многих столетий. Так же необходимо отмстить рифмованную хронику Тевтонского ордена, Ипатьевскую, Супральскую, Галицкую и многие другие летописи. Неоценимое значение имеют произведения народного эпоса являющиеся важнейшим показателем развития общественного правосознания.
Теоретической основой диссертационного исследования являются политико-правовые произведения светских и религиозных мыслителей средневековья, а так же современных российских и зарубежных исследователей. К их числу необходимо отнести Витовта, митрополита Кипиряна, Яна Дулгоша, Ивана III, Ивана Грозного, монаха Филарета и многих других. Существует значительное количество работ дореволюционных и современных отечественных исследователей, посвященных политико-правовой истории литовско-русского государства. Например, Б, Д. Грекова, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. П.Лихачева, М. К Любавского, В.И. Пичета, С, Ф. Платонова, Б. А. Рыбакова, С. М. Соловьёва, М. Н. Тихомирова, Ф. И. Успенского, Б. Н. Флоря, А, А. Шахматова, Ю.М Юргиниса, А. Ю Якубовского и многих других.
Научная новизна исследования заключается в том, что во многом впервые в российском правоведении проведён комплексный анализ фундаментальных политико-правовых основ литовско-русского государства. Прослеживается взаимосвязь сохранения и развития институтов государственности и права Киевской Руси в аспекте возможности утверждения суверенитета литовско-русского государства и объединения под властью литовских князей русских княжеств. Выявляются фундаментальные основы
10 легитимности власти литовских князей на основе динамики развития политико-правового строя. Доказывается двойственный характер политико-правового института Великого княжения «литовских» земель и Великого княжения русского- Доказывается делегированный характер власти литовских князей и невозможность превращения регионального литовско-русского государства в Великое русское княжение ввиду противоречий католической и русской православной модели легитимации государственной власти, что в итоге привело к утрате суверенитета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В фундаментальной основе образования Великого княжества
литовского, русского и жемонтийского лежали политико-правовые институты
русских феодальных княжеств. В связи с утратой политико-правовой роли
Киева отсутствовал единый политический центр, но политико-правовая
доктрина сохраняла правовую концепцию единого государства. Литовские
князья выступили не в качестве иноземных завоевателей, а как претенденты на
восполнение недостающего звена в структуре существовавшего прежде
раннефеодального государства. При этом власть литовских княжеских родов,
начиная с середины XIV в. олицетворяла единое Великое княжество литовское
и русское вне связи с системой государственной власти самих территориальных
русских княжеств. Литовские князья персонифицировали государственную
власть более высокого порядка в традиционной европейской политико-
правовой феодальной системе «расщепленного суверенитета». Великие
литовские князья могли править лишь опираясь на уже сформированные
русским обществом институты государственной власти.
2. Власть литовских князей носила производный, делегированный
характер. Она была основана на признании местной феодальной элитой и
непривилегированным населением, что предопределило её децентрализацию и
политическую слабость. Государство было своеобразной «феодальной»
республикой. Отсутствовала устойчивая система престолонаследия. Литовские
князья занимали престол, будучи призваны или избранны феодальной элитой.
Формально провозглашалась божественная природа государственной власти, но при этом фактически источником властных полномочий всех должностных лиц являлись феодалы. Изначально в связи с фундаментальными политико-правыми основами удельной лествичной системы государственной власти это были представители рода Рюриковичей, с конца XIV в, институционально в рамках функционирования Рады и сеймов Великого княжества.
3. Основами легитимности власти литовских князей были: признание прав и привилегий феодалов, сохранение преемственности политико-правового развития Русской земли, а так же самоотверженная борьба за сохранение культурной самобытности народов Великого княжества. В связи с ликвидацией в конце XIV - начале XV вв. угрозы внешнего вторжения литовские князья постепенно утрачивают возможность созыва феодального ополчения и мобилизации политической власти. Попытки централизации вызывали недовольство феодалов. Не обладая собственными военными, материальными и политическими ресурсами они ищут поддержки за рубежами государства. Опора на Польшу означала принятие католичества. Таким образом, в течении XV в, литовские князья утратили традиционные основы легитимации своей власти, которая в итоге стала только номинальной. Увеличение размеров государства ослабило власть литовских князей, поскольку удельное число поддерживающих феодалов в рамках нового государства стало меньшим по отношению к русским феодалам, обладавшим властью вне пределов «литовских» земель. Возникает противоречие, заключающееся в том, что по мере территориального роста литовско-русского государства и расширения его гражданской и политической основы, собственно православных феодалов образующих ополчение, падает легитимность их правления. Это обстоятельство связано с наличием местных феодальных элит, более отражавших интересы местного населения по сравнению с литовским княжеским домом и связанными с ним феодалами первоначального регионального литовско-русского государства. По этой причине не увенчалась успехом попытка достижения гегемонии в Русской земле.
4, В XIII в, учреждается сосуществование двух Великих русских
княжений- Превращение регионального литовско-русского государства в
Великое княжение, обнимавшего своей властью большинство русских земель
Киевской Руси привело к кризису политико-правового строя. Государственное
устройство шло по пути слияния политических систем прежде регионального
государства и вновь присоединенных русских княжеств. При этом система
власти и управления и сама легитимация власти литовских князей в рамках
собственно «литовских» земель отличалась от традиций Великого Киевского
княжения. Данное обстоятельство вызвало двойственность государственной
системы, которую возглавляли Великий князь литовский в качестве верховного
сюзерена и Великий князь русский, чьё могущество было связано с поддержкой
православных феодалов вновь присоединённых земель. Противостояние
феодалов первоначального ядра литовско-русского государства и феодалов
земель, присоединённых при Гедимине и Ольгерде, вызвало раскол общества
на сторонников католицизма и православия, что в итоге привело к утрате
Великим княжеством суверенитета и присоединения его территорий к
Польскому королевству и Московскому государству,
5. Заключение Люблинской государственной унии 1569 г. является
неправомерным действием. Великий князь и феодалы государства на сейме,
главенствующее положение на котором заняли вельможные паны, совершили
акт государственной измены. Формально феодалы отказались от суверенитета
литовско-русского государства, ссылаясь на необходимость следования воле
Великою князя. Подобное нормативное основание не соответствовало
действительности XVI в.? поскольку Рада и сеймы обладали верховенством
государственной власти и не исполняли волю Великих князей без своего
согласия. Данная норма была закреплена в Великих статутах и иных
законодательных актах. Сам Великий князь ссылался на следование Божьей
воле. Для большинства православного населения подчинение власти Польши и
Римской католической церкви являлось преступлением против веры. Таким
образом, буква нормативного акта противоречит фундаментальным основам
13 политико-правового устройства. Фактически феодалы литовско-русского государства, обладавшие верховенством государственной власти, дали согласие Сигизмунду Августу на ликвидацию государственного устройства.
6- Заключение государственной унии с Польшей было невозможно без согласия русских православных феодалов. Закрепление доктрины Московского царства, наследника Византии, шло в разрез с древними традициями сохранения политико-правового наследия Киевской Руси. Православные русские феодалы отстаивали свои владельческие права и связанную с ними политическую власть децентрализованного государственного устройства. Политико-правовая доктрина Московского царства Ивана IV противоречила им в своих фундаментальных основах. Власть Царя - Автократора была политико-правовым институтом незнакомым феодальной элите литовско-русского государства- Таким образом, не смотря на усиление национального русского государства, феодалы не видели в нём преемственности с Киевской Русью, что породило проблемы легитимации власти Московского правителя в землях литовско-русского государства. Сохранение власти магнатов и шляхты, делегированный характер полномочий Великого князя или короля, более соответствовал традициям Киевской Руси. Русские православные феодалы с целью сохранения своих политических прав и привилегий, а так же землевладений выразили приверженность присоединению к Польше.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на основе изучения политико-правового развития литовско-русского государства была создана целостная концепция о фундаментальных основах государственного устройства Великого княжества литовского, русского и жемонтийского. Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы при подготовке лекций по курсам «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», а так же в области изучения истории развития отдельных политико-правовых институтов современности. Достигнутые результаты могут лечь в основу подготовки лекционных курсов и
14 по истории государства и права ныне суверенных государств Украины, Белоруссии, Литвы и Польши. Практическая значимость заключается в том, что полученные в результате исследования выводы и результаты могут быть использованы в ходе законотворческой деятельности в аспекте реализации интеграционных процессов государств Восточной Европы в рамках Европейского союза. Содружества Независимых Государств и Российско-Белорусского Союза.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора о политико-правовом развитии литовско-русского государства. Основные положения прошли апробацию на научных конференциях. Многие положения исследования прошли апробацию на научно-практической конференции «Экономическая безопасность предпринимательства на современном этапе. Теория и практика правового обеспечения», проходившей 25 апреля 2005 г, в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения и списка используемой литературы.
Методология, источники и периодизация изучения государства и права Великого литовско-русского княжества
Данный раздел посвящен рассмотрению методологии и хронологии, исследования, а так же анализу источников, на которых базируется изучение проблематики. Необходимо дать определение основных понятий используемых в работе. Исследование имеет целью изучить процесс становления и развития литовско-русс кого государства в качестве политического центра объединения русских земель XIII-XVI вв. Великое литовско-русское княжение являлось уникальным феноменом в истории развития государственности Европы. Литовско-русское государство прошло длительный путь исторического развития. Данная работа не преследует цели представить всеобъемлющее описание истории государства и права Великого княжества. Методологически определяющим структуру исследования является изучение эволюции государственного строя литовско-русского государства. Исследование имеет целью проследить динамику изменения политико-правовой природы и самой социальной сущности литовско-русского государства на протяжении его исторического развития. Необходимо определить наиболее важные, фундаментальные составляющие институты государственности Великого княжения в аспекте изучения возможности и реализовавшейся практики общественных правоотношений на пути объединений русских земель под властью литовских княжеских родов.
Исследование направленно на изучение, лежавших в основе образования государственности принципов политико-правового устройства и общественным отношениями, в которых реализовывалась практика создания и развития литовско-русского государства. Ключевыми составляющими предмета исследования являются следующие политико-правовые институты и категории - источник государственной власти, легитимность правления литовских князей, носители государственной власти, построение системы высших органов государственного управления, система престолонаследия, государственный режим социальная природы государственной власти, реализация средневековых институтов сюзеренитета-вассалитета в рамках государства и на международной арене, а так же взаимоотношение государства и церкви.
Литовско-русское государство имело уникальное политико-правовое значение в системе государств католической Европы и Русской земли. Изучение истории государства и права Великого княжества возможно только в контексте политико-правового развития католических, православных и языческих государств Восточной Европы и Золотой орды. Литовско-русское государство своим ареалом охватывало земли бывшей Киевской Руси. Более 80 % населения составляло русское население. Государственным и языком делопроизводства всех ведомств, в том числе католической Виленской епархии был русский, большая часть населения придерживалась православия,1 Великое княжение являлось одним из вариантов исторического политико-правового развития русских феодально-раздробленных земель. С позиций доктрины Русской православной церкви Русское государство в своей фундаментальной основе - Великом княжении никогда не утрачивало своего политического религиозного и общекультурного единства. Церковь не признала отдельной митрополии литовско-русского государства.2 Соответственно Великое литовско-русское княжение и Великое княжение Северо-Восточной Русской земли олицетворяли собой единое правление над всей единой политико-правовой системой русского народа. Объединение в течение многих веков всех русских земель иод властью Москвы стало закономерным и неизбежным итогом политико-правового развития государственности разноплеменного русского народа
Методологически работа построена по хронологическому принципу. Изложение материала исследования привязывается к периодам правления литовских князей и происходившим в государстве изменениям политико 17 правового строя. Исследование методологически состоит из четырёх основных частей, в которых выделяются отдельные периоды становления и развития государственного строя.
Первый период охватывает время с начала правления князя Миндовга, призванного на княжение в Новогородок в 1237 г. и до гибели литовского князя Витеня в 1315 г. В данное время происходит становление литовско-русского княжества как института государственности. Складывается политико-правовая, социальная и территориальная основа государства. Земли, объединённые властью первых литовских князей, составят ядро будущего Великого княжения и получат название «Литва», «литовских» земель в противоположность иным территориям княжества. Изначально государство не имело этнической литовской основы и было русским пол своей политико-правовой природе. Данный термин являлся общеупотребительным в русских, орденских и польских летописях не имея этнического значения. В данный период происходит появление по воле ханов Золотой Орды двух Великих княжений Русской земли. В этой связи Великие литовские князья описываемого периода имели значение Величия - главенства над территориальным княжеством-землёй, находившейся в вассальной зависимости от Галицко-Волынских князей. Таким образом, необходимо выделить институт собственного Великого русского княжения, формального главенства над всеми русскими землями и Великого княжения литовских князей, основанного в первую очередь над региональным княжеством. Данный политико-правовой фактор породит двойственность политической системы литовско-русского государства.
Второй период связан с утверждением литовско-русского государства в качестве Великого княжения всей феодально-раздробленной Русской земли. Он охватывает время правления, начиная с Великого князя Гедимина в 1315 г. и до смерти Витовта в 1430. Необходимо отметить, что превращение литовско-русского государства в Великое русское княжение происходило в два основных этапа и не являлось законченным процессом. В период правления Гедимина (1315-1345) происходит территориальный рост княжества и ликвидация вассальной зависимости от Галицко-Волынской земли. В 1345 - 1430 гг. литовские князья принимают титул Великих русских князей и Государей Всея Руси. Проводится политика по объединению всех русских земель, их политической и церковной организации. Вместе с тем происходит реформа государственного строя, направленная на ликвидацию древнерусских основ политико-правового устройства. Закладывается противоречие политико-правовых основ регионального литовско-русского княжения и становления империи, объединявшей все русские земли. Противоречия политической элиты вновь присоединённых княжеств и «литовских» земель, а так же проблема легитимации Великокняжеской власти приводят в последующем к кризису государственного устройства и униям с Польшей. Институционально закрепляется двойственность государственной власти - правление сюзерена Великого литовского князя (Польского короля) и Великого князя Русского
Основные институты организации государственной власти Великого княжества литовского, русского и жемонтийского
На протяжении своей трёхвековой исшрии государственный сірий литовско-русского государства претерпел множество изменений. Необходимо отметить основные черты развития государственности Великого княжества в аспекте объединения русских земель. В данном разделе методологически будут отменены основные институты государственной власти и политико-правовые основы власти литовских князей. Продолжение существования тех или иных инештутов государственности, их возникновение и развитие было связанно с комплексом факторов внутреннего развития страны, а так же иноземного вмешательства- В следующих разделах работы будет более подробно рассмотрена эволюция государственного и политико-правового строя литовско-русского государства.
Становление государственности Великого княжения прошло четыре основных этапа» Возникновение литовско-русского государства в 1237-1315 гг. и превращение его в региональное русское княжение, т. е. государственность одной из земель входивших в полити ко-правовую систему феодально-раздробленной Руси, становление его в качестве Великого княжения -наследника Великого Киевского княжества в 1315-1430 гг., политический кризис, связанный с двойственность государственной власти регионального ядра литовско-русского государства и института Великого русского княжения в 1430-1492 гг. и утрата суверенитета литовско-русского государства в связи с присоединением к Польше в рамках государственности Речи ПосполитоЙ.
В XIII в. образование литовско-русского государства связывается с началом княжения Миндовга и последующих литовских князей в Новогородокском княжестве и подчиненных ему земель литовских племен, а так же Белой и Чёрной Руси. Летописи ошечают наличие вечевого собрания избравшего Миндовга и последующих князей на правление. При этом новое государственное образование не обладало суверенитетом государственной власти. Верховным сюзереном являлись князья Галицко-Волынской земли. Институт вечевого собрания и феодальных съездов определял пределы княжеской власти. Легитимностью власти в силу рождения обладали князья из династии Рюриковичей, Соответственно в XIII в. не существовало устойчивой системы пресголонаследия. Факт избрания был связан с общностью интересов по сохранению культурной самобытности русского народа, литовских племен, а так же иных народов славянского и балтского происхождения православного и языческого вероисповедания. Князь, не располагая значительными собственными ресурсами и собственно княжеским доменом, мог править только обладая поддержкой русских феодалов. В XIII в, в литовско-русском государстве не утверждается династии литовских князей, каждый из новых правителей должен был заручиться поддержкой феодальной элиты.
Многочисленные литовские племена переживали период распада родоплеменного общества, Миндовг являлся главой одного из союзов племён, причём другие литовские князья действовали самостоятельно, обладая собственной социальной опорой и дружинами. Миндовг, Войшелк и Тройдснт физически устранили многих из племенных вождей. В XIII в. они имели положение подручных князей по отношению к Великим литовским князьям, т. е. сюзеренам, правившим в Новогородке. В XIV в. бывшие самостоятельные литовские князья получают русское название бояр и в последующем станут одной из важнейших основ могущества литовских князей - панами Рады. Показательно, что княжеские роды литовско-русского государства будут иметь происхождение из рода Рюрика или Гедимина. Как политический институт литовские князья племён и союзов племён уйдут в прошлое не получив своего развития в Великом княжестве, закрепившись в правовом статусе боярства. Русские летописи не зафиксировали значительно привнесения институтов власти и управления из Литвы, что является показателем более высокого уровня развития государственности русских земель. При этом опора на родоплеменные отношения не могла служить основой для организации литовско-русского государства. Именно институты власти и управления русских земель лежали в основе государственности Великого княжества литовского, русского и жемонтийского.
Заметки по истории литовско-русского государства - Киев, 1885.- С. 84, Система княжеской администрации и военно-служебные отношения феодалов давали литовским князьям больше возможностей по легитимации своей власти в русских землях и, что особенно важно, резко противопоставлялись пережиткам военно-демократического строя литовских племен. Важнейшие основы организации государственной власти были связаны с удельной лествичной системой престолонаследия. Изначально она была заимствована Русской землей от степных народов, В частности она существовала в Тюркском каганате. Главой государства являлся Великий князь (Каган) ему подчинялись как вассалы прочие князья являвшиеся изначально главами племён и союзов племён. Государство управлялось не единолично князем, а находилось под властью всего княжеского рода.1 Великий князь предоставлял в политико-правовом статусе удельных владений земли своим наследникам- сыновьям. При этом он являлся верховным сюзереном и непосредственно управлял центральными землями, имевшими особый статус номинальной столицы Великого княжения. После его смерти престол переходил старшему из его сыновей и так далее старейшему в роде.
Образование литовско-русского государства
В Х-ХП вв. на огромной территории Восточной Европы, раскинувшейся от Вислы на западе до Волги, Вятки и Псчсры на востоке, полярных морей и земель, населенных финно-угорскими племенами на севере и причерноморских и прикаспийских степей на юге, господствовала власіь русских князей, определявших судьбы проживавших там народов. Во второй половине XIII в. ситуация меняется. Распадается Киевский Каганат, Великие Киевские князья утрачивают верховную власть над огромной империей. К XIII в. образуется множество независимых феодальных княжеств, немногие из которых могли претендовать на лидерство в Русской земле, что облегчает установление феодальной власти иных народов над землями Киевской Руси..
Русская земля утрачивает суверенитет государственной власти? включаясь в составы иных государств. Причины исчезновения раннефеодальной державы княжеского рода Рюриковичей имеют многообразный характер, они связаны со всем комплексом социально-экономических, культурно-религиозных, демографических, внутри и внешнеполитических, в том числе и государственно-правовых факторов. Необходимо отмстить, что одной из фундаментальных основ организации государственности Древней Руси была децентрализация государственной власти и древняя лествичная система управления. Страна находилась под управлением всего княжеского рода Рюриковичей, каждый из правивших представителей которого воплощал в себе государственную власть. С этой точки зрения декларация княжеских прав, состоявшаяся на общерусском съезде, в Любече не внесла существенных изменений в политико-правовой строй страны. Княжества, сохранявшие общерусскую политико-правовую, религиозно-культурную и этническую идентичность продолжали составлять Русскую землю, состоявшую из конгломерата княжеств, а так же городов Новгорода и Пскова. Происходили процессы централизации так и дальнейшего дробления политико-территориальных единиц.
Татаро-монгольские походы уничтоживших вооружённых силы страны и опустошивших большинство княжеств что привела к признанию практически всеми правителями Русской земли суверенитета власти ханов, распадающейся монгольской империи. При этом большинство русских княжеств как в аспекте демографии населения, обладания древним символом государственности -Киевом так и численности территориальных единиц оказалось, тем не менее, в составе Литовского княжества. Данное государство не обладало военной и экономической системой монгольских правителей, было не в состоянии совершать крупные военные походы, численность населения была крайне незначительна и, кроме того, само было вынуждено вести многовековую борьбу с немецкой колонизацией, опиравшейся на поддержку всей католической Европы. Структуры власти и управления, всего политико-правового строя и культурного влияния привели к образованию белорусской и украинской народностей в отличие от преемственности государственно-политического, культурного, религиозного и этнического развития земель Северо-Восточной Руси. Татаро-монгольское влияние не уничтожило государственно-правовой строй Русской земли, в свою очередь западные и южные русские княжества лишились в течение веков даже своей этической идентификации русского народа.
Необходимо отметить ряд фундаментальных политико-правовых причин образования Великого Княжества Литовского и Русского (в отдельных исторических источниках упоминается Великое Княжество Литовское Русское и Жемантийское).1 В их числе необходимо отметить следующие: форма государства, в частности особенности престолонаследия в Киевской Руси, факторы цепірализации государственной власти, процессы образования государственности у литовских племён, крестоносная экспансия, политико-правовая система Золотой орды и многие другие. В XIII в. в Литве завершался процесс образования раннефеодального государства. При этом существовали значительные пережитки отношений военно-демократического общества. Продолжала сохраняться роль народного собрания, что наиболее ярко проявлялось в наличии значительного слоя шляхты, рыцарей - 10-15 % численности населения.1 Литовское общество и государство было более монолитно по своему социально-политическому составу, чем Русская земля. При этом русские земли отличались более высоким уровнем социально-политического развития. Русские княжества управлялись на основе лествичной системы престолонаследия. Главой княжества являлся старший из представителей рода, каждый из младших имел свой удел, число которых по мере демографического роста неуклонно увеличивалось. При смерти правителя главой княжества становился старший из удельных правителей. С течением времени Княжества Киевской Руси становились Великими, в последующем дробясь на уделы и т. д.
В связи с утратой политико-правовой роли Киева отсутствовал единый политический центр для всех Великих княжеств. Но политико-правовая доктрина сохраняла правовую идею единого государства. Литовские князья использовали слабости децентрализованной пол ити ческой системы для достижения военного доминирования. Они выступили не в качестве иноземных завоевателей, а как претенденты на восполнение недостающего звена в структуре существовавшего прежде раннефеодального государства. Власть княжеских родов олицетворяла единое Великое княжество литовское и русское вне связи с системой государственной власти самих территориальных русских княжеств. Литовские князья персонифицировали, государственную власть более высокого порядка в традиционной европейской политико-правовой феодальной системе «расщепленного суверенитета». Необходимо отметить принципиальную особенность - персонификацию государственной власти, скорее как личности представителей правивших родов, но не как институт государственной власти. Великие литовские князья могли править лишь опираясь на уже сформированные русским обществом институты государственной власти, Литва находилась на более низком уровне государственно-правового развития и не могла привнести политико-правовые институты, характеризующие раннефеодальную империю уже существовавшие в Киевской Руси. В этой связи наиболее яркий пример представляют акты об объединении государства с Польшей на основе личных уний. Аналогичные акты в отношении Киевского государства были бы невозможны, поскольку это было исключительно политико-правовое образование. Литовское государство сохранило свои особенности государственного устройства во многом отличные от русских земель, при этом Великие литовские князья отражали и верховную власть нового государства.
Кризис политико-правового устройства литовско-русского государства
Противоречие интересов «метрополии» и вновь присоединённых земель в XV в. вылилось в гражданское противостояние и войну с Московским государством, В области права противоречие было облечено в религиозные и политические формы институтов русской православной и католической государственности. Земли прежде регионального русско-литовского государства отличались по своему политико-территориальному устройству и слою феодальной элиты от вновь присоединённых территорий. Важнейшее огличие носило религиозный и отчасти национальный характер. Кроме того, территориальное управление было сосредоточено в руках литовских княжеских родов и связанных родовыми, семейными или иными правовыми узами русских феодалов. При этом ачадельческие права русских феодалов были отделены от политических. Фактически русские князья в «литовских» землях были уравнены с боярством. Но все же властные полномочия литовских князей были сильно ограниченны. Магнаты и многочисленные феодалы были готовы поддержать княжескую власть, не обладавшую значительным собственным доменом и материальными ресурсами для содержания войска, только при её служении их интересам.1 Литовские князья избирались папами Рады или с оружием в руках добивались трона, и только после этого совершался обряд коронации.
Вопросы особенностей вероисповедания не имели непосредственного отношения к политическому конфликту русской феодальной элиты и связанных с литовским княжеским родом князей и боярства. Феодальная элита и непривилегированное население Киевского, Черниговского, Новгород-Северского, и многих иных княжеств требовали предоставления для себя прав и привилегий, проистекающих из русской традиции государственности и соразмерного представительства на феодальных съездах, а так же религиозной веротсриимисти.1 В свою очередь как, отмечалось выше, расширение социальной базы феодалов литой ско-русского государства неизбежно снижало легитимность правления литовских князей, не обладавших значительными собственными политическими, и что особенно важно военными ресурсами. Легитимация власти литовских князей могла быть связана либо с католической, либо с русской православной политической традицией.
Русская политическая традиция придавала легитимность правления в глазах феодалов и соответственно феодального ополчения, что является не только политической опорой власти, но и самой возможностью осуществления текущего управления. Сохранение традиций лестничной удельной системы престолонаследия, связь владельческих прав князей с политической властью превращало правление литовских князей в номинальную. Чем больше территория государства, тем сложнее становилось его контролировать при обладании крайне ограниченными собственными ресурсами. При этом литовские князья получали лишь титул одного из двух Великих русских княжений с неизбежным противостоянием с национальным русским государством, чей княжеский род обладал значительно большими политическими и военными ресурсами в сравнении со своеобразной «федерацией» политически автономных русских княжестіз литовско-русского государства. Православная церковь отказывала в учреждении двух митрополий, тяготея к Москве в отличие от изначально языческих литовских князей, для которых вероотступничество было частью стратегии сохранения личной власти,
В свою очередь принятие католичества давало множество преимуществ. Включение в политическую систему католического мира придавало государству статус Королевства, суверенного государства, возможно с номинальной властью императора Священной империи. Католическая легитимация развязывала руки литовским князьям. Они могли не просто игнорировать русские институты государственности, но и не должны были им следовать, как относящимся к порождению политической системы «схизматиков». Соответственно вмешательство Москвы в политику литовско-русского государства с точки зрения права должно быть расценено только в качестве иноземного вторжения. Принятие католицизма снимало проблему противостояния с русской православной церковью в рамках государства, перенося её на уровень межгосударственных отношений с Великим княжением Северо-Восточной русской земли. Принятие католицизма и власти литовских князей как основы сохранения в несколько урезанном виде своих прав и привилегий для русских феодалов снимало проблему двойственного характера государства, разделённого на «метрополию» и русские земли - социальную и правовую (обладание Киевом) основу Великого княжения литовско-русского государства.
Таким образом, речь шла об объединении нескольких политических систем в рамках литовско-русского государства. Необходимо отметить, что децентрализованный характер государственной власти, выражавшийся в политической роли сеймов и Рады во многом продолжал русские традиции, Литовские князья стояли перед выбором поддержки интересов феодалов первоначального ядра государства и распространения их власти на иные русские земли в ущерб политическим и владельческим правам русских феодалов либо проведения политики в интересах русских православных феодалов вновь присоединённых княжеств с неизбежной перспективой объединения двух Великих княжений. Правовую основу данного процесса составлял выбор легитимации власти по католическому или русскому православному образцу. Необходимо отменить, чю в связи со значительным ослаблением внешней угрозы литовские князья утратили важнейшую опору своей власти - роль князей-витязей защитников своей страны. Феодалы были готовы поддерживать власть литовских князей лишь в том случае если речь шла об их политических, религиозных или экономических интересах. Внешняя угроза, сглаживавшая до этого многие социальные противоречия, исчезла. Выбор православия или католицизма являлся отражением политической борьбы феодалов «литовских» земель и вновь присоединённых русских княжеств. Литовские князья с целью вступления на престол поддерживали данные феодальные политические группировки.
Показательно, что распространение католицизма среди местного русского непривилегированного населения шло крайне медленно и не имело решающего значения. Противостояние верований было связанно лишь с политической борьбой феодальных группировок. Складывается ситуация при которой для вновь присоединённых русских земель феодалы католики (в том числе и русского происхождения) выступали в роли завоевателей, насаждавших чуждые порядки. При этом сельское и городское население «литовских» земель при сохранении в XV в, традиций веротерпимости в правоотношениях не связанных с борьбой за власть поддерживало своих феодалов, даже если они были католиками.2 Противоречие католицизма и православия, таким образом, было всего лишь отражением политической борьбы. Религиозный фактор стал формой борьбы феодальных группировок за выбор направления политического развития сіраньї на пути дальнейшего объединения русских земель либо включения страны в политическую систему католического мира. При этом государство оказалось на грани раскола, собственно отторжения вновь присоединенных русских земель к Московскому государству