Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Имперская идея в государственно-правовых учениях России Мазуров Василий Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мазуров Василий Викторович. Имперская идея в государственно-правовых учениях России : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Мазуров Василий Викторович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ].- Ростов-на-Дону, 2008.- 27 с.: ил. РГБ ОД, 9 09-1/2574

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что исторический путь российской государственности связан с национальной идеей суверенной многонациональной мощной державы. Современное состояние российской государственности, правовой системы и гражданского общества, динамика их развития позволяют прогнозировать, что постепенное преодоление первоочередных экономических, бюджетных и хозяйственных проблем приведет к новому поиску государственно-правовой идентичности. Это, с одной стороны, даст возможность создавать планы на долгосрочную перспективу развития государства, а с другой -потребует четкого определения статуса России в международном геополитическом пространстве и соответствия ее правовой системы данному статусу. Указанные обстоятельства неизбежно будут актуализировать идеологические аспекты формирования российской государственности, что потребует от государства научной разработки новых задач с учетом государственно-правового наследия, в котором традиционно разрабатывались различные модели модернизации Российского государства - и консервативные, и либеральные.

Эйфория либеральных реформ 90-х годов XX века, связанных с активным привлечением западноевропейского государственно-правового опыта как результата объективации западноевропейских учений о праве и государстве, подкреплявшаяся иллюзорной надеждой на полноправную интеграцию в Европейское сообщество, вошла в жесткое противоречие с геополитической реальностью. Сейчас становится ясно, что при реализации внутренних и внешних функций государства, а также построении планов государственно-правового развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу, при определении целей и задач такого развития Россия должна руководствоваться исторически проверенной самобытной идеологией независимого государства, то есть имперской государственной идеологией.

Международная политическая практика недвусмысленно показывает, что в современных условиях противопоставить рационализму, прагматизму, утилитаризму, гедонизму и эгоизму, помноженным на внешнеполитический макиавеллизм и двойные стандарты Западной Европы и США, можно только традиционные российские правовые и государствообразующие ценности. Они формировались в отечественных учениях о праве и государстве на протяжении всей тысячелетней истории России, в течение которой было создано самое большое госу-

дарство - государство-мир, государство-империя. Среди них следует выделить: самодержавность, соборность, общинность, духовность, принцип всеобщей справедливости, общее служение идее государства при соответствующем правовом менталитете игосударствообразующей имперской идее как универсальном способе многонационального единения.

В геополитических глобализационных схемах XXI века имперская экспансия мировых сверхдержав развивается с геометрической прогрессией. Создать идеологическую защиту государственных интересов, адекватно отвечающую этим вызовам и понятную мировому сообществу, можно, обратившись к наследию русской государственно-правовой мысли, ставшей основой главных государственных принципов. Российская имперская идея, развиваемая в отечественных государственно-правовых учениях, образовала имперскую идеологическую парадигму, которая представляет научный интерес не только ввиду органичности генезиса и уникальности условий ее формирования, но и в качестве научного обеспечения идеологической составляющей государственного механизма современной России.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Имперская идея, являющаяся одним из самых сложных элементов отечественных учений о праве и государстве, еще не получила комплексного всестороннего анализа в юридической науке.

Существующие научные разработки по данной проблематике исследуют ее различные аспекты, но нет работ, раскрывающих предпосылки и этапы возникновения и развития имперской идеи в доктринах отечественных правоведов.

Первую группу работ образуют источники понимания смыслового содержания имперской идеи. Большую роль при проведении исследования сыграли идеи первых русских мыслителей, политических и религиозных деятелей, повлиявших на формирование русской имперской государственности. Среди них можно выделить Владимира Великого, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого, киевского митрополита Иларио-на, псковского старца Филофея, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Максима Грека, Даниила Заточника, Ивана Тимофеева, Симеона Полоцкого, патриарха Никона, протопопа Аввакума, Ивана III Васильевича, Василия Ш Ивановича, Андрея Курбского, Ивана IV Грозного и др.

Следующую значимую группу идеологов имперской государственности составляют: основоположники славянофильства - А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев; почвенники- Ф.М. Достоевский, М.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов; поздние сла-

вянофилы - Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Эти мыслители развивали учения о самобытности российской государственности, ее автар-кичности и уникальности. Они посвятили свои работы национальной идентичности и исследованию исконно русских принципов формирования государства, концептуализировали славянофильскую и русскую идеи, которые прочно связаны с имперской идеей.

К методологически наиболее плюралистичному государственно-правовому исследовательскому направлению, сформировавшемуся в первой половине XX века, следует отнести: И.А. Ильина, Л.А. Тихомирова, И.Л. Солоневича, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева, М.О. Меньшикова, К.П. Победоносцева, Г.В. Федотова, Н.А. Захарова, М.Ф. Вла-димирского-Буданова, А.В. Краташева и др., существенно повлиявших на развитие отечественных государственно-правовых учений. Например, И.Л. Солоневич создал во многом оригинальное и эвристически мощное учение о народной монархии. Однако в трудах данных мыслителей отсутствует комплексный теоретический анализ имперской идеи, позволяющий понять, какие ценности она включает в себя, из каких базовых принципов состоит.

Евразийцы как наиболее концептуально оформившееся течение сменовеховцев рассматривают имперскую идею в особом материально-географическом и идеократическом измерении. Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский, П.Н. Савицкий, В.Н. Ильин, Н.Н. Алексеев, Г.В. Фло-ровский, М.М. Шахматов, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин оставили замечательное идеологическое наследие. Учения о государстве правды и идее-правительнице внесли огромный вклад в доктринальное развитие отечественной государственности. Евразийское учение настолько близко подходит к имперской идее, что его можно представить как соответствующий своему времени вариант трансформации имперской государственной идеологии. Заслугой данной категории мыслителей является четкость программных и теоретических форм. Но имперская проблематика через экстраполяцию в концепцию «месторазвития» получает прогеографическую интерпретацию, что отличает ее от других идей и, в частности, от принципов всеславянского союза, предлагаемых славянофилами.

Важное место в современной системе идеологий России занимает неоевразийство, сторонники которого - А.Г. Дугин, А.С. Панарин, А.И. Уткин и др. - развивали основополагающие евразийские идеи и адаптировали их к современным государственным и геополитическим

условиям. Неоевразийство в значительной степени ориентировано на имперскую идеологию.

Следует выделить политико-правовые исследования, где предметом является сама имперская идея. Среди современных представителей отечественной исторической, юридической и политической наук, посвятивших свои труды институтам имперской государственности, в том числе и имперской идее, необходимо отметить: СИ. Каспэ, проанализировавшего процессы модернизации и сохранения имперских институтов в контексте постбиполярного мирового развития; внесших значительный вклад в исследование отечественных учений о праве и государстве И.А. Исаева и Н.М. Золотухину; В.Г. Графского, И.Ю. Козлихина, B.C. Нерсесянца, М.Н. Марченко, В.В. Лазарева, Л.С. Мамута, О.В. Мартышина, О.Э. Лейста - видных отечественных историков права и государства; работы СВ. Лурье и Л.Г. Казаряна, предложивших оригинальную концепцию динамического структурирования имперских территорий; Б.Н. Миронова, который в своей работе «Социальная история России периода империи» проанализировал практически всю отечественную и мировую литературу по данной проблематике; концепцию Д. Драгунского и В. Цымбурского «остров-Россия», где империя рассматривается как одна из стадий развития государства; историософскую концепцию В. Аверьянова, изложенную в книге «Природа русской экспансии», и др. Н.Н. Зарубина, О.В. Зотова, А.В. Кара-Мурза, В.Ю. Верещагин, А.И. Овчинников, Э.А. Попов, А.А. Контарев, И.В. Тушканов также, в большей или меньшей степени, рассматривали проблему имперской идеи. Несмотря на возрастающий интерес к имперской проблематике в общем и к имперской идее в частности, к настоящему времени не проведено всестороннего, комплексного анализа ее возникновения и развития в отечественных учениях о праве и государстве и не определено ее значение в процессе формирования российской государственности как системы имперского типа.

Объектом диссертационного исследования выступают отечественные государственно-правовые доктрины прошлого и современности, а предметом - имперская идея в отечественных учениях о праве и государстве, ее ценностное и институциональное обоснование в контексте самобытности российской государственно-правовой истории и культуры.

Цель диссертационного исследования - проанализировать российские учение о праве и государстве, в которых возникла, развивалась

и разрабатывалась имперская идея трансформации российской государственности.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

определить специфику условий генезиса, формирования и развития российской имперской идеи в отечественных учениях о праве и государстве;

провести анализ учений о праве и государстве в рамках, в которых была детерминирована имперская идея в контексте самобытности и самодостаточности российской государственно-правовой истории;

выявить ценностное и нравственное обоснование имперской государственности в контексте учений о русской идее;

проанализировать сущность имперской идеи и эволюцию ее понимания в российских учениях о праве и государстве;

определить соотношение имперской идеи со славянской идеей, русской идеей, идеей-правительницей в учении евразийцев;

детерминировать сущность учений о монархическом идеале как форме верховной государственной власти и указать его роль в имперском мышлении;

дать оценку статусу и предназначению имперской идеи в процессе формирования современной российской государственности;

указать условия и перспективы реализации имперской государственной идеологии в краткосрочной и долгосрочной перспективе развития России.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются отечественные и некоторые западноевропейские учения о праве, государстве и политике. Для достижения целей данной работы наряду с историко-правовым подходом и методом исторической компаративистики применялись парадигмальный и системный подходы. В основ}' исследования положены принципы государственно-правового моделирования, юридической антропологии, философии права. Кроме того, использовались результаты сравнительно-правового и социокультурного анализа государства и права.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что при аналитическом осмыслении имперской идеи в учениях о праве и государстве и рассмотрении путей ее практической реализации в современной органи-

зации верховной власти России определены основные направления государственного строительства и правовой политики в сфере национального развития.

Результаты диссертационного исследования позволили также выделить учения о праве и государстве, оказавшие непосредственное влияние на формирование российской государственности, детерминировать соответствующие им институты государства и общества.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов истории политических и правовых учений, теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, политологии, юридической конфликтологии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

имперская идея рассмотрена как целостный многоаспектный феномен, компаративно проанализированы основные российские учения о праве и государстве, затрагивающие имперскую идею;

определены сущность и признаки русской имперской идеи в результате анализа различных учений о праве и государстве выдающихся русских государственных, политических и религиозных мыслителей;

выявлена причинно-следственная взаимосвязь между развитием имперской идеи в учениях о праве и государстве и становлением российских государственных и правовых институтов;

проанализированы отечественные учения о праве и государстве, условия, определяющие легитимность верховной власти и ее соответствие народным представлениям о монархическом идеале в контексте воплощения имперской идеи;

проведен комплексный анализ способов осмысления имперской идеи в учениях о праве и государстве России; исследованы учения славянофилов, почвенников и консерваторов ХГХ-ХХ вв., развиваемые в номинально последнюю фазу формирования российской имперской государственности; проанализирована эволюция российской имперской идеологии в евразийское учение через плюрализм идеологических течений сменовеховства;

определена природа государственно-правовой связи имперской идеи со славянской идеей, русской идеей, идеей-правительницей;

выявлены сложившиеся в отечественных учениях о праве и государстве элементы российской государственности, не утратившей им-

перской идеологии и на современном этапе ее развития; доказано, что имперская идея имманентно определяла и определяет онтологию российской государственности и будет присуща России на всем протяжении ее существования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Исторические условия развития Российского государства определили в качестве оптимального путь создания империи. Целеполагаю-щей основой государственного строительства в условиях геополитических и внутригосударственных конфликтов стала имперская идея, которая является источником и смыслом фундаментальных отечественных государственных и правовых традиций, обеспечивает сильную державную государственность под руководством авторитетного лидера, централизацию власти, пресечение государственного сепаратизма, отвечает за органичность отношений многонационального народ, за формирование особой культурно-цивилизационной системы правовых, политических и социальных ценностей.

  2. Отечественные учения о праве и государстве, в которых развивалась имперская идея, во многом определили понимание самобытности российской государственности, смысл наиболее важных государственных институтов, правовой идеологии, верховной власти, национальных интересов, правовой политики, специфику правовой системы и ее зависимость от национальной идеи, а также дали ценностное обоснование государства в правовом менталитете народа. Имперская идея, сформулированная в данных учениях, органично сочетается с народным национально-самобытным правовым идеалом, отличительной чертой которого является понимание права как правды и способа достижения общей справедливости при стремлении к идеалу, основанному на соборном единстве личных интересов с потребностями общества и государства, высокой степени доверия народа верховной власти, готовности жертвенного служения государственным и общественным ценностям и идеалам.

  3. Исторически идеологические основы государственного строя, традиционные государственные ценности, институциональные принципы взаимоотношения государства и церкви были тесно связаны со всеми отечественными учениями о праве и государстве, но практическое воплощение и наибольшую значимость для государственного строительства имели учения, развиваемые на основе имперской идеи и имперской идеологии.

Имперская идея в российских учениях о праве и государстве находилась в прочной взаимоопределяющей связи с такими государст-

венными и правовыми институтами, как: институт верховного правления, понимаемый как бремя служения; институт народного представительства, рассматриваемый через принцип соборности; институт предоставления присоединенным этносам возможности пользоваться своими традиционными правовыми системами, выраженный в существовании в Своде законов Российской империи трех видов законов: общих, особенных и специальных, то есть понимаемый как принцип правового многообразия.

4. Становление и закрепление в качестве национальной импер
ской идеи, сформировавшей мессианский характер российской госу
дарственности, обеспечили следующие государственно-правовые уче
ния: учение о Святой Руси, учение о верховном правителе как «радете
ле о земле Русской» и защитнике «сирых и убогих»; учение о всеоб
щем смирении и служении; учение о наследовании Византийской им
перии - «Москва - Третий Рим»; учение Иосифа Волоцкого о необхо
димости развития церковно-монастырской системы, сложившейся в Мо
сковский период правления Ивана III; унаследованное от Византии уче
ние о симфонии властей.

В период Московского царства отечественные учения о праве и государстве условно разделились на два основных течения: святоотеческое и имперско-государственное. Причем первому течению о Святой Руси соответствует учение Нила Сорского о не стяжании, а второе -«Москва - Третий Рим» более согласуется с учением Иосифа Волоцкого - иосифлянством. Выбор Ивана III и Василия III на соборе 1503-1504 годов в пользу иосифлянского учения является закономерным этапом развития имперской идеологии и имперской государственности, в результате чего произошло увеличение территории Московского царства в период правления Ивана III в четыре раза.

5. В XVHI-XX вв. консервативные учения славянофилов, почвен
ников, неославянофилов более соответствуют традиционно-русской
имперской идее и, соответственно, самобытной и самодостаточной пра
вовой природе российской государственности.

Модификация имперской идеи по западному образцу продуцировала нигилистические учения (например, И.О. Чаадаева), поставила под сомнение достижения русской государственной и правовой традиции, что способствовало развитию западничества, предвзятого отношения к русской культуре, восстанию декабристов, делению российского общества на антагонистические группы, кризису царского пра-

вительства и насильственному свержению монархической формы правления, в результате чего страна встала на грань самоуничтожения.

  1. Постпетровский вариант построения имперской государственности посредством заимствования западноевропейских государственных форм и институтов привел к отказу от традиционных государство-образующих ценностей, сформированных в учениях Московской Руси. Это способствовало разрушению общегосударственной системы всеобщего служения, разобщению общества и делению его на антагонистические страты. Заимствование западноевропейских учений о праве и государстве привело к буржуазному перевороту 1917 года и последующей Октябрьской революции, погрузившей страну в состояние гражданской войны.

  1. Современные принципы, цели и задачи реализации внутренних и внешних функций государства и правовая политика России демонстрируют устойчивость имперского мышления представителей государственной власти, которое определяет процессы формирования российской государственности и возвращения ей статуса великой державы. Эти процессы тесно сопряжены с имперской идеей, отказ от которой может привести к потере суверенитета и распаду страны на мелкие квазисуверенные государства.

Современная имперская идеология формируется под влиянием геополитической ситуации, вызовов глобализации и поиска государственно-правовой идентичности в условиях политико-правового дискурса между сторонниками либеральной империи, неоевразийской имперской идеи, русской доктрины государственно-правового развития российской государственности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях, а также в шести опубликованных статьях, в том числе одной из них - в издании, рекомендованном ВАК Минобр-науки России. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационного исследования обусловлена поставленной целью, используемыми методами и логикой излагаемого в нем материала. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Имперская идея в государственно-правовых учениях России