Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Основания государственно-правовых идей П.А.Кропоткина 14
1.1. Теоретические и социально-политические основы формирования государственно-правовых идей П.А.Кропоткина 14
1.2. Содержание государственно-правовых идей П.А.Кропоткина 42
Глава 2. Структура государственно-правовых идей П.А.Кропоткина 61
2.1. Взгляды П.А.Кропоткина на государство 61
2.2. Идеи о правовом государстве в трудах П.А.Кропоткина 101
2.3. Воззрения П.А.Кропоткина о федерализме как принципе правового государства 142
Заключение 169
Список литературы 174
- Теоретические и социально-политические основы формирования государственно-правовых идей П.А.Кропоткина
- Содержание государственно-правовых идей П.А.Кропоткина
- Взгляды П.А.Кропоткина на государство
- Идеи о правовом государстве в трудах П.А.Кропоткина
Введение к работе
В юридическом наследии России существует множество оригинальных правовых учений, актуальность которых проявляется значительно позже времени их выдвижения. Одними из них являются государственно-правовые идеи русского мыслителя Петра Алексеевича Кропоткина.
Общеизвестно, что он не был связан с правовой наукой, которая, по его мысли, должна будет в перспективе исчезнуть, вместе с государством. Тем не менее, его государственно-правовые взгляды, связанные с теорией анархизма, не только составляют золотой фонд отечественной правовой мысли, но и актуализируются в современных условиях, когда в России решаются задачи построения правового государства, формируется гражданское общество, идет процесс совершенствования государственного устройства и правовой системы, осуществляются кардинальные изменения законодательства. Многие проблемы, которые П.А.Кропоткин считал значимыми более столетия назад, вновь стоят перед российской государственно-правовой наукой и требуют своего решения.
В этих условиях исследование творческого государственно-правового наследия, который в условиях социалистической государственности был известным и признавался властью лишь как теоретик русского анархизма, является не только данью исторической справедливости, но и очередной ступенью в развитии теории государства и права.
Актуальность исследования правового наследия П.А.Кропоткина определяется следующими факторами:
Во-первых, в современной России остро стоит проблема формирования справедливого социального общества в том числе преодоления глубокого расслоения людей на богатых и бедных и, в частности, поддержка государством малоимущих слоев населения. В учении П.А.Кропоткина идеи социальной солидарности и взаимопомощи
занимают одно из центральных мест. Он считал, что именно принципы солидарности людей являются определяющими для их достойного существования. По им сформулированному биосоциологическому закону взаимной помощи, взаимопомощь в обществе, где, как и в природе, доминирует не борьба, а сотрудничество, объединяющее людей в общежития, и является движущей силой прогресса общества.
Во-вторых, П.А.Кропоткин считает, что государство усиливает свою власть при помощи создания налогов и монополий. Причем налоговое бремя, по мнению П.А.Кропоткина, возлагается на плечи наименее обеспеченного и неблагополучного населения. Отмечая иерархизм чиновничьей организации государственной власти, П.А.Кропоткин отрицал рациональный характер бюрократизма, развившегося в XIX веке и говорил о неэффективности подобной системы управления, исключающей всякую личную инициативность людей. Связанная круговой порукой и имеющая свои, противоположные общественным, экономические и политические интересы, бюрократия, по мнению П.А.Кропоткина, отчуждена от народа, враждебна ему. Кроме того, она является источником коррупции и общественной безнравственности. А проблемы налогов, чиновничьей коррупции и бюрократизации власти в современной России являются наиболее важными в ряду государственно-правовых проблем.
В-третьих, для П.А.Кропоткина, главного теоретика так называемого анархического коммунизма, характерно признание универсальности, естественности и прогрессивности федерализма и применимости его к любым условиям. П.А.Кропоткин выступает противником самого принципа признания государства. Исторически одному типу государственности он противопоставляет другой -имперской государственности, т.е. государственность федералистскую, которая якобы развивается из институтов взаимопомощи.
Конечно, порой выдвигаемые П.А.Кропоткиным идеи
государственного федерализма противоречили негативному
анархическому отношению к государству вообще. В этом проявилась как
противоречивость его понимания анархизма, так и реализм, широта взглядов П.А.Кропоткина как политического мыслителя. В современных условиях в России, когда снизился уровень требований отдельных лиц «парада суверенитетов», необходимость в проведении анализа оснований и механизмов укрепления федеративных основ России тем не менее не снимается с повестки дня. В этом отношении мысли нашего соотечественника не потеряли своей значимости и могут быть полезными в развитии федерации России.
В-четвертых, актуальными являются взгляды П.А.Кропоткина о воспитании граждан, в котором следует добиваться не утверждения властью универсального, серого единообразия и связанного с ним ограничения человеческих желаний, а создавать условия для развития большей самостоятельности личности. Он считал, что только «... истинная «автономия» должна породить личную оригинальность...»1, разнообразие человеческих натур, наклонностей, интересов. А для этого необходимо воспитать в личности своеобразные способности к регулированию своей воли, к подчинению ее, но не власти, а собственному внутреннему контролю, самосознанию, чтобы внутренний самоконтроль стал основным регулятором поведения личности.
В-пятых, П.А.Кропоткин разработал постулаты правового государства с учетом специфики России. В его идеях мы обнаруживаем практически все существенные признаки правового государства, которое стремится сформировать современная Россия. Несмотря на то, что многие представления П.А.Кропоткина были утопичными, нереальными, тем не менее, его идеи не потеряли своей цельности и сохраняют свою актуальность и жизненность.
Степень научной разработанности проблемы.
Литература, посвященная исследованию научно-теоретического
наследия классика теории западного и русского анархизма, сторонника и
последователя М.А. Бакунина, обширна и разнообразна по характеру и
может рассматриваться с разных позиций: с исторической, философской,
1 Кропоткин П. А. Этика Т.1. Происхождение и развитие нравственности. П.-М., 1922. С.252.
социально-политологической и естественнонаучной. Но, к сожалению, при написании работы было выявлено, что достаточно фундаментальных исследований, посвященных развитию правовой мысли П.А.Кропоткина, как теоретика анархизма конца XIX - начала XX века, фактически нет. Большинство работ рассматривают только одну сторону государственно-правовых идей П.А.Кропоткина, а именно теорию федерализма и критику законодательного и судебного аппарата России. Выделяется исследование С.Ф. Ударцева, посвященное не только политическим, но и правовым взглядам основателей анархизма, в котором правовая теория освещена частично.2 В настоящей диссертации исследуются взгляды только одного теоретика анархизма - П.А.Кропоткина. Особое внимание заслуживает малоизвестная кругу исследователей и ученых работа П.А.Кропоткина «Что такое правовое государство», обнаруженная в фонде Государственной общественно-политической библиотеки, в которой отражаются правовые идеи автора.4
В качестве теоретической основы данной диссертации используются труды классиков анархизма и труды исследователей теории анархизма, которые можно условно разделить на три группы.
К первой группе относятся труды мыслителей, в которых анализируются идеи П.А.Кропоткина в период, начавшийся при жизни мыслителя и до 60-х годов XX века: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П. Эльцбахер, Р. Штаммлер, И.С. Гроссман-Рощин, Н.К. Лебедев, А.А. Боровой и др.5
Активно исследование творчества русских анархистов стало вестись с 60-х годов XX века. Оно может быть охарактеризовано, как достаточно беспристрастное в анализе и выводах. Это вторая группа исследователей:
2 Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. - Алматы, 1994.
3 См. работы Кропоткина П.А.: Взаимная помощь как фактор эволюции. - П.; М., 1922.Записки революционера. - M.:
Мысль, 1966. Политические права. П., 1917. Федерация как путь к объединению // Голос минувшего. - M., 1923.-№1.-
С. 15-20. Государство и его роль в истории. - M.: Моск. федерация анархист, групп, 1917. Представительное
правительство. - M.: Свобод, слово, 1907. Узаконенная месть, именуемая правосудием. - M., 1906.
4 Князъ Кропоткин. Что такое правовое государство - Рабочій С.-Д. Кружокъ самообразованія. Цюрих, б.д.
5 Эльцбахер П. Анархизм. СПб., 1907; Штаммлер Р. Анархизм, теория и критика. СПб., 1906; Гроссман-Рощин И. С.
Характеристика творчества П. А. Кропоткина. Пг. - М.; Лебедей Н. К. П. А. Кропоткин. М„ 1925; Очерки истории
анархистского движения в России. М., 1926; Плеханов Г. В. Анархизм и социализм Краснодар, 1924; Боровой А.А.
Анархизм. - М., 1918; Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 5. М., 1967; «Социализм и анархизм» // Поли. собр. соч. Т.
12. М., 1968.
СП. Канев, Н.М. Пирумова, Ю.М. Козовский, В.А. Маркин, А.И. Шеметов, С.Ф. Ударцев, Л.С. Мамут, Е.В. Старостин и др.6
Третью группу составляют работы (в том числе и диссертационные) современных исследователей начиная с 90-х годов XX века. Среди авторов можно выделить таких как А.А. Мкртичян, С.А. Мндоянц, В.А. Твардовская, А.В. Гордон, В.Г. Джангирян и др7.
Диссертационные исследования разных наук (философских, культурологических, исторических) по анархизму в том числе и взглядов П.А.Кропоткина, провели Б.Д. Цыренов, А.А. Назаров, П.В. Рябов, Т.Г. Прежебыльская, М.М. Чепель, Г.К. Вельмога, Р.А. Бехтенева, О.С. Сафронов, Е.В. Ручкина и др.8
Обстоятельные исследования анархизма по политологии
подготовили Г.И. Королёва-Конопляная, К.Р. Ситдыкова, Ю.В. Жуков, А.В.Матюхин, СВ. Потапов, Д.В. Березняков, Д.Е. Бученков и др.9
А вот в юридической науке целостного исследования правового наследия П.А.Кропоткина пока не осуществлялось. Отдельные фрагменты его правовых взглядов имеются у М.С Саликова в работе «Сравнительно-
6 Канев C.H. Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков против анархизма (1840-1917 гг.). М., 1987. Пирумова Н.М. Михаил Бакунин. Жнзнь и деятельность. - М., 1966, П. А. Кропоткин. М., 1972. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Козовский Ю. М. Молодость Кропоткина: Рассказ о годах становления, странствиях и исканиях русского ученого и революционера. Хабаровск, 1983, Маркий В. А. Пётр Алексеевич Кропоткин, 1842 - 1921. М., 1985. Шеметов А. И. Искупление: Повесть о Петре Кропоткине. М., 1986. Ударцев С. Ф. Кропоткин. М., 1989; Мамут Л. С. Этатизм н анархизм как тины политического сознания. Домарксистский период. М., 1989. Старостин Е.В. П.А. Кропоткин (1842 - 1921). Библиографический указатель: В 2-х выпусках. М., 1980).
7Мкртичян А.А. П.А.Кропоткин и Западная Европа // Новая и новейшая история. -1991. - №2. Мндоянц С.А. Безгосударственный социализм: (М.А.Бакунин и П.А.Кропоткин об идеях обществ, устройства) // Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. - М.: Ин-т философии, 1990. Твардовская В.А. Предисловие // П.А.Кропоткин. Записки революционера. - 4-е изд. - М.: Мысль, 1966. Гордон А.В. Кропоткин - теоретик // Труды / Комиссия по научному наследию П.А.Кропоткина. - М.: МИЭ, 1992. Джангирян В. Г. Соотношение демократии и анархии в концепциях М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина// Новое в истории и гуманитарных науках. М., 1990.
8 Цыренов Б.Д. П.А. Кропоткин и «первый» позитивизм. Дис.... канд. филос. наук. М.,1992; Назаров А.А. Эволюция
социально-экономических воззрений П.А, Кропоткина. Дис... канд. наук. М., 1994; Рябов П.В. Проблема личности в
философии классического анархизма. Дис. ... канд. филос. наук. М., 1996; Прежебыльская Т. Г. Социально-
философские воззрения П.А. Кропоткина. Дис... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 1996; Чепель М.М. Этика П. А.
Кропоткина. Дис.... канд. филос. наук. М., 1997; Вельмога Г.К. Философская антропология русского анархизма, М.
А. Бакунин и П. А. Кропоткин: Сравнительный анализ. Дис ... канд. филос. наук. СПб., 1999; Бехтенева Р.А.
Проблема человека в русском анархизме второй половины XIX - начала XX веков: М.А. Бакунин, Л.П. Толстой, П.А.
Кропоткин. Дис.... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999; Ручкина Е.В. Трансформация теории П.А. Кропоткина в
идеологии анархистов-практиков в России после революции 1917 г. Дис ... канд. истор. наук. Рязань, 2003.
Сафронов О.С. Пётр Алексеевич Кропоткин как теоретик и пропагандист анархизма, как историк. Дис... канд. истор.
наук. Воронеж, 2000.
9 Королёва-Конопляная Г.И. Анархизм, утопия и реальность (Политическая теория и политическая практика
анархизма в свете современности. Дис. ... д-ра полит, наук. М., 1995; Потапов СВ. Политическая власть и
государство в воззрениях основоположников российского анархизма. Дис. ... канд. полит, наук. Саратов, 1997
Березняков Д.В. Анархизм и анархические тенденции в российском политическом процессе: история и современные
проблемы. Дне. ... канд. полит, наук. М., 2000; Бученков Д.Е. Феномен анархизма в политической жизни
современной России. Дис. ... канд. полит, наук. М., 2003; Ситдыкова К.Р. политическая теория П.А. Кропоткина.
Дис.„канд. полит, наук. М., 2002; Жуков Ю.В. Политические идеи анархизма П.А. Кропоткина в контексте
современности. Дис.... канд. полит, наук, Саратов, 2006.
правовое исследование федеративных систем России и США», в которой рассматриваются федералистские взгляды П.А.Кропоткина и М.А. Бакунина10, а также и в монографии В.Г. Пахомова «Идеи федерализма в истории политико-правовой мысли России (конец XVTII-XX в.в.)», где рассматриваются взгляды анархистов на проблему федерализма11.
Из зарубежных ученых, которые освещали в своих трудах взгляды П.А.Кропоткина можно назвать Р. Нозика, К.А. Мантца, Г. Адлера.12 Историк анархизма М. Неттлау опубликовал работу «Анархизм от Прудона до Кропоткина»13, П. Аврич - «Русские анархисты»14. Одними из лучших в зарубежной историографии считаются работы канадских историков Джорджа -Вудкока и Ивана Аввакумовика15, а также биография, написанная американцем М. Миллером16.
Таким образом, представлен широкий спектр исследований различных аспектов теоретического наследия П.А.Кропоткина, а отсутствие целостного исследования его правовых идей, их сопряженности с развитием современной российской государственности обусловило выбор темы исследования и предопределило его объект, предмет, цель и задачи.
Источниковую базу диссертационного исследования составили основные произведения Кропоткина («Взаимная помощь как фактор эволюции», «Записки революционера», «Государство и его роль в истории», «Представительное правительство», «Политические права», «Узаконенная месть, именуемая правосудием», «Федерация - как путь к объединению»), а также ранее не известная работа «Что такое правовое государство».
Саликов М.С. Сравнительно-правовое исследование федеративных систем России и США. Дис. ... доктора юрид. наук. Екатеринбург, 1998 г.
Пахомов В.Г. Идеи федерализма в истории политико-правовой мысли России (конец XVIII-XX в.в.). - M.: «Союз», 2003.
,2Nozick R. Anarchy, State and Utopia. New York, 1974; Mantz K.A. Die philosophic Max Stimers im gegensatz zum Hegelschen idealismus. Berlin, 1936; Adler G. Stimers anarchistische Sozialtheorie. Jena, 1907. 13M. Nettlau. Anarchismus von Proudon zu Kropotkin. Berlin, 1925. 14Avrish P. The Russian Anarhists.- Prinseton, 1967. I5J. Woodcock I. Avakumovic. The Anarchist Prince. N.-Y., 1971. 16MillerM.A. Kropotkin. Chicago-London, 1976.
Объектом исследования является политико-правовая деятельность и творческое наследие русского мыслителя П.А.Кропоткина.
Предметом исследования выступают государственно-правовые идеи П.А.Кропоткина и, в частности, его идеи в области правового государства.
Цель работы - раскрыть деятельность и идеи П.А.Кропоткина -представителя класса помещиков в России (князя) как теоретика анархизма и противника государственного устройства Царской России, его взгляды на природу и роль права, соотношение права и государства, дать оценку его идей отечественными и зарубежными учеными, а также ввести в научный оборот идеи о правовом государстве, составляющие особую грань в теории государства и права, и имеющие существенное значение для совершенствования права в современной России.
Задачи исследования: , -выявить теоретические и государственно-политические основы формирования государственно-правовых идей Кропоткина - князя по своему сословному положению;
раскрыть сущность и содержание государственно-правовых идей П.А.Кропоткина, обосновать их теоретико-правовое значение в развитии теории государства и права.
выявить причины антигосударственных взглядов П.А.Кропоткина, исследовать предлагаемый им механизм замены государства анархистской коммуной;
исследовать основные принципы правового государства, сформулированные П.А.Кропоткиным, определить возможную их применимость к современной российской конституционно зафиксированной государственности;
исследовать содержание идей федерализма в государственно-правовых воззрениях П.А.Кропоткина, показать интегрирующее значение их для функционирования современного федерализма многонациональной России.
Методологические и теоретические основы исследования.
Теоретической базой диссертации явились социально-политические и государственно-правовые труды ІХА.Кропоткина, а также произведения отечественных и зарубежных исследователей, посвященные анализу его творческого наследия.
Методологической основой диссертации явилась политико-правовая деятельность русского мыслителя П.А.Кропоткина в диалектико-материалистическом понимании, соединенном с научной объективностью, анализом исторической действительности. В изучении конкретно-текстологического материала были использованы методы системности, применялся сравнительно-правовой и формально-юридический анализ.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
Впервые осуществлено комплексное исследование государственно-правовых взглядов и идей П.А.Кропоткина;
Осуществлена систематизация его государственно-правовых идей, построенных на принципах антиэтатизма, федерализма и правового государства;
Выявлена опосредованная (косвенная) связь взглядов П.А.Кропоткина о правовом государстве с сегодняшними задачами его построения в современной России;
Раскрыты основополагающие принципы построения правового государства, сформулированные П.А.Кропоткиным, учитывающие специфику России конца ХІХ-начала XX века;
Доказана ценность кропоткинских идей о федерализме как стержне правового государства в многонациональном обществе.
Положения, выносимые на защиту:
L Предпосылками формирования государственно-правовых идей П.А.Кропоткина выступали теории солидарности и взаимопомощи людей; социально-политические теории социал-дарвинизма, позитивизма,
социально-политические теории социал-дарвинизма, позитивизма, анархизма; социально-политический опыт Парижской Коммуны и социально-политическая ситуация в России.
Государственно-правовые идеи П.А.Кропоткина - это прогностическая модель жизнеустройства общества, построенного на гуманистических принципах, обеспечивающего справедливые отношения между его членами, их свободу и равенство. Обосновано, что базовыми государственно-правовыми идеями в его модели выступают: идея антиэтатизма, идея федерализма и идея правового государства.
В отличие от устоявшегося в истории правовых учений мнения о полном отрицании П.А.Кропоткиным государства и права, установлено, что в его взглядах существует некоторая динамика в отношении к государству и праву - от радикального неприятия в духе анархистской концепции до признания его неизбежности на определенном этапе развития человечества. Причем, эта динамика связана, прежде всего, с признанием целого исторического этапа, на котором государство неизбежно. И это государство, пусть и временное, П.А.Кропоткин допускал как средство установления порядка в обществе, провозглашения республики с федеративной формой устройства, формирования правового государства, внедрения в общественную жизнь права как необходимого элемента жизнедеятельности общества.
В государственно-правовых взглядах П.А.Кропоткина, можно
выделить не только общие идеи правового государства, но и его
сущностные принципы функционирования. П.А.Кропоткин
противопоставляет правовому государству - полицейское государство и
выделяет его особенности, которые характерны для некоторых
современных государств. Делается вывод о том, что мнение
исследователей о непричастности П.А.Кропоткина к теории государства и
права ошибочно: в его работах содержатся фундаментальные постулаты
правового государства, которые и для современных условий России
сохраняют свою актуальность и жизненность.
5. Основной идеей правового государства П.А.Кропоткин считал
принцип федерализма, проводимый в жизнь с учетом особенностей и политических традиций конкретной страны. Взятый П.А.Кропоткиным за основу производственно-территориальный принцип организации «политического» устройства страны свидетельствует о его намерениях создать федерацию, выражающую интересы личности.
6. Современная российская государственность функционирует в рамках реализации принципов федерализма и построения правового государства, в формирование которых значительный вклад внес П.А.Кропоткин. Это дает основание для причисления его к мыслителям юридической науки.
Теоретическая и практическая значимость.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и
выводы, сделанные в данной работе, могут служить научной основой для
дальнейшего исследования развития правовых взглядов
основоположников анархизма. Рассмотренные в диссертации подходы П.А.Кропоткина к праву позволяют расширить понимание сущности анархизма. Материалы работы представляют интерес для изучения проблемы становления правового государства, а также для дальнейшего исследования правовых воззрений русских анархистов. П.А.Кропоткин вносит качественный вклад в ответ на острые актуальные вопросы формирования основ государства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты и выводы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке учебных курсов, программ, в процессе преподавания учебных дисциплин по проблемам истории политической и правовой мысли, теории государства и права студентам юридических и гуманитарных ВУЗов. Также взгляды П.А.Кропоткина могут быть использованы для проведения дискуссий, круглых столов и семинаров по проблемам формирования и становления государственно-правовых идей в кон. XIX - нач. XX века.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы исследования были представлены соискателем на V
Международном социальном конгрессе: «Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы» (М, 2005). Ключевые положения диссертации были изложены автором на межвузовских научных конференциях: «Идеи правового государства в истории политико-правовой мысли» (2006), «Правовое и социальное государство: идеи, проблемы, реализации» (2006). По результатам исследования опубликованы работы: «Сотрудничество как фактор социальной трансформации в правовой концепции П.А.Кропоткина» (М., 2005), «Взаимопомощь и сотрудничество как факторы социальной эволюции в правовой концепции П.А.Кропоткина» (М, 2006), «Идеи федерализма в правовой концепции П.А.Кропоткина» (М, 2006).
Структура и содержание. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Теоретические и социально-политические основы формирования государственно-правовых идей П.А.Кропоткина
Характерная черта государственно-правовых воззрений Кропоткина - неразрывная связь природы и общества, экстраполяция идей о строении и развитии природы на общество, стремление подвести под правовую теорию естественнонаучное обоснование. Методология Кропоткина основывалась на идеях релятивизма, стихийности всех уровней и форм развития во Вселенной, относительности естественных законов как изменчивых соотношений сил и взаимодействий. Именно взгляды на гармонию природы как на динамичное равновесие бесчисленного множества сил и воздействий, из которых слагаются устойчивые системы в природе и обществе, на биосоциальные основы общественной жизни и ее прогресса, на естественный космический "децентрализм", "федерализм" и т. д. - служили фундаментом правовой теории Кропоткина. П.А. Кропоткин в государственно-правовых идеях широко использовал биологическое понятие инстинкта, отводя ведущую роль инстинкту общественности. По его мнению, человеческое общество есть лишь социальная вариация такого более широкого и объемного явления как общественная жизнь, распространенного и в природе. «Общество не было выдумано человеком, - пишет П.А.Кропоткин, - оно существовало раньше появления первых человекоподобных существ» Он исходил из того, что человек является прямым продолжением животного мира, откуда первоначально и были заимствованы все формы человеческого общежития. По нему, и нормы нравственности и права были перенесены в человеческое общество из животного стада в результате наблюдения и подражания. В статье «Влияние среды» П.А.Кропоткин писал о том, что животный мир формируется под влиянием среды и человек, подобно животной особи, тоже есть продукт среды, не являясь «каким-то самодавлеющим творением ни в нравственном отношении, ни в физическом. Как лишь усовершенствованный образец других животных он (человек. - В. Л.), подобно им является продуктом сложившихся обстоятельств, сочетаний и соединений материи» Отсюда П.А.Кропоткин выводил универсальный, по его мнению, закон взаимопомощи, основанный на инстинктах общественности, который во многом перекликался с учением М.А.Бакунина и Л. Дюги о солидарности. Но если М.А.Бакунин и Л.Дюги рассматривали принцип солидарности в отношении человеческого общества, ибо «социальная солидарность является первым человеческим законом» , то П.А.Кропоткин распространил понятие солидарности на функционирование всех биологических систем. Главный вывод его состоял в том, что все виды живых существ и человека вынуждены объединяться для коллективного противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и в борьбе за существование путем кооперации сил и специализации внутри вида. Таким образом, солидарность и взаимопомощь, считал П.А.Кропоткин, возникают в сообществах животных, а человек только преобразует и пользуется ими. И вся история человечества - развитие принципа взаимопомощи, принимавшего различные общественные формы. В родовом строе это была деревенская община, основанная на хозяйственной регуляции производства и потребления, в период Средневековья идеальным воплощением принципа солидарности - вольные города, такие как Новгород, Псков, Венеция, Ганза, Брюгге и т.д.: «Человечество ни прежде, ни после этого периода никогда не знало такого сравнительного благосостояния, обеспеченности для всех, каким пользовались средневековые города. Жизнь построена на чувстве общей солидарности, работники не знали переутомления, все имели возможность для полного проявления своей индивидуальности. Жизнь в вольных городах была полна изобретательности и личного почина». Теория взаимопомощи П.А.Кропоткина, являлась основанием антиэтатистских проектов социальной модернизации, или, как выразился немецкий исследователь анархизма П.А.Эльцбахер, в свое время состоявший в переписке с Кропоткиным, при характеристике его творчества, «перехода от менее счастливой жизни к более счастливой».22 При этом следует подчеркнуть, что признание биологического фактора в человеке доминирующим в социальной среде, давало возможность предполагать готовность человеческого общества к воплощению идеального строя, основанного на началах солидарности и взаимопомощи, практически вне зависимости от исторических, социально-политических и экономических условий. П.А.Кропоткин прогресс человеческого общества напрямую связывал с законом взаимопомощи. Если в природе процесс эволюции был прямо пропорционален уровню кооперации того или иного вида на принципах взаимопомощи, то и в социальной жизни по мнению П.А.Кропоткина, прогресс человечества определялся уровнем развития этого «обществообразующего» принципа. Эволюция человеческого общества является целенаправленным процессом чередования различных форм проявления взаимопомощи и борьбой за воплощение солидарных начал в организацию человеческого общежития. Если к таковым формам в прошлом П.А.Кропоткин относил общину, средневековые города-коммуны, то в будущем, таковой социальной формой должен стать анархический коммунизм, как наиболее соответствующий идеалу взаимопомощи. Как результат - взаимопомощь стала фундаментальной категорией кропоткинских государственно-правовых идей. «Чувство взаимной поддержки существует и практикуется уже миллионы веков, прошедших с тех пор, как первые зачатки животного мира начали появляться на земном шаре ...это чувство обращалось в привычку и передавалось по наследству,...от насекомых к человеку».23 Принцип общительности, согласно Кропоткину, стал основой появления зачатков нравственности и права, а развитие институтов взаимопомощи приведёт человечество к будущему идеальному обществу — анархической коммуне. Биологическое начало П.А.Кропоткин признавал и за властью. На ранних догосударственных стадиях власть проявлялась, например, во влиянии на общественное сознание колдунов, пророков, жрецов, а также в процессе накопления богатств, не являясь, впрочем, прямой предпосылкой возникновения государственности. Последняя есть результат стихийного социального развития и поиска средств приспособления различных социальных групп, составляющих общество в целом, к изменяющимся условиям существования социального организма, и является производной от действий разнообразных, в том числе и экономических, факторов.
Содержание государственно-правовых идей П.А.Кропоткина
На основе предпосылок, обозначенных в предыдущем параграфе, у П.А.Кропоткина возникли оригинальные государственно-правовые идеи. Примечательно, что сам П.А.Кропоткин нигде не формулирует и не излагает их в системном ключе. Кратко ее можно сформулировать следующим образом. Государственно-правовые идеи П.А.Кропоткина - это прогностическая модель жизнеустройства общества, построенного на принципах федерализма, обеспечивающего справедливые отношения между его членами, их свободу и равенство. Моделирование будущего жизнеустройства России в то время было не только и не столько теоретической, сколько практической задачей. Этим можно в некотором смысле объяснить тот факт, что разработанная модель обосновывалась, аргументировалась не теоретическими выкладками, а практическими примерами, взятыми из наблюдений жизни. Одним из первых, кто попытался показать идеи П.А.Кропоткина в системном ключе был И. Гроссман-Рощин. В своей работе «К критике основ учения Петра Алексеевича Кропоткина», изданной на третьем году после смерти П.А. Кропоткина, он выделяет следующие элементы его системы: 1. Естественно-научный метод (фактически — позитивизм), который рассматривает общество как биологический организм. 2. Космический федерализм, как система устойчивого равновесия, существующая в природе. 3. Социальный федерализм, проявляющийся в борьбе централизма, как основы и причины социального неравенства, и федерализма, как идеала социальной справедливости. 4. Массовое творчество, фиксируемое в обычном праве, которое ломается государством насаждением законов, прокуроров, судей и палачей. 5. Установление различия между государством и правительством. 6. Идея прогресса как перехода от худшего к лучшему. 7. Взаимопомощь как движущая сила прогресса общества, в котором, как и в природе, доминирует не борьба, а договор, творчество, сотрудничество.64 Очевидно, что стоявшие перед И. Гроссманом-Рощиным задачи по критике взглядов П.А.Кропоткина подвигли автора к выделению элементов, необходимых для решения именно этих задач. В силу этого, представленная система приобрела разноаспектный и неупорядоченный вид, в которой отсутствует единое основание для выделения элементов системы. В рамках системного подхода правовое учение П.А.Кропоткина можно представить как взаимосвязь основополагающих правовых идей, в своем единстве формирующих четкую правовую позицию. Представляется, что таковыми идеями в его учении выступают: идея антиэтатизма, идея федерализма и идеи безгосударственного правового общества. Все остальные, многочисленные идеи П.А.Кропоткина, либо дополняют эти основополагающие постулаты, либо относятся к другим сферам его творчества — истории, политологии, естествознанию. Что дает системный анализ правовых взглядов? Во-первых, выявление системообразующих факторов позволяет глубже исследовать содержание этих взглядов, рассмотреть взаимозависимости и взаимосвязи основных компонентов системы. Во-вторых, позволяет четче проследить ретроспективу формирования государственно-правовых идей и перспективу ее развития в современных условиях. В-третьих, позволяет точнее понять авторский замысел, его аргументацию и обоснование. И еще одно соображение. Дело в том, что кропоткинская модель выражает динамику его взглядов: от радикального отказа от любого государства, через признание федерализма как промежуточной формы государственного управления обществом к провозглашению перспективы человеческого общежития в безгосударственном правовом обществе. Идея антиэтатизма в качестве своего ядра содержит обоснование бесполезности, и даже вредности государства для жизнедеятельности человеческого сообщества. Полем обоснования этой идеи выступают наблюдения П.А.Кропоткина за жизнью животного мира и жизнью народов, находящихся на низком уровне развития, где доминирует не принцип межвидовой борьбы, как это провозглашает теория Ч.Дарвина, а принцип внутривидовой взаимопомощи. Взгляды на гармонию природы как на динамичное равновесие бесчисленного множества микросил и микровоздействий, из которых слагаются макросилы и устойчивые системы в природе и обществе, на биосоциальные основы общественной жизни и ее прогресса, на естественный космический «децентрализм» и «федерализм» служили фундаментом государственно-правовых идей П.А.Кропоткина. В этой связи много внимания Кропоткин уделял обычному праву, которое имело важное значение в жизни крестьянства в России в XIX в. Под обычным правом Кропоткин понимал обычное неписанное право, ещё не интегрированное в систему санкционированных государством обычаев. Обычное право он признавал «народными понятиями о справедливости», «естественным правом» и как анархист, видел в нем проявление анархических тенденций народной жизни66 Кропоткин исходил из того, что существует как бы два слоя правового регулирования. Обычное право выступает как регулятор более глубинных отношений повседневной жизни людей.
Взгляды П.А.Кропоткина на государство
Центральное место в государственно-правовых идеях ПА.Кропоткина занимает его взгляды на государство. В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали этатические и антиэтатические взгляды. Вплоть до конца XVIII века преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам в теориях государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством. Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству. Еще Аврелий Августин, получивший наименование в христианстве «Блаженный» считал, что земной град («оно создано насилием, держится принуждением»95) должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором «пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая» . Антиэтатические идеи также органически присущи социализму. Наиболее видными представителями социализма были Томас Мор, автор произведения «Утопия» и Томмазо Кампанелла, создатель известного «Города Солнца». Т. Мор в «Утопии» утверждал, что «общество есть результат заговора богачей, а государство - их орудие. Они используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных ценностей». Эпоха Просвещения заложила фундамент будущих революций в Европе, стала основой для развития философии XIX века: гегельянства, философии Фейербаха, марксизма, наконец, философии Ницше. Выдающийся французский мыслитель Анри де Сен-Симон критически оценивает государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий"98. Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми. Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории, как отмечал В.И. Ленин, государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы. . В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения. Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится выразителем воли и интересов только одного экономически господствующего, т.е. определенного класса. К тому же в нем преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др. В теории анархизма, можно сказать, было предельно завершенная антигосударственная позиция. Будучи последовательным анархистом, П.А. Кропоткин, главный вред и беду человечества усматривал именно в органе, который ликвидирует человеческое в человеке, отторгает его от природой заложенного в человека принципа взаимопомощи. По убеждению Кропоткина, общество не является продуктом находчивости человека, так как возникло еще задолго до появления человекоподобных приматов. Поднявшись с четверенек в полный рост, человек стал стремиться к объединению с другими людьми, образуя род, племя. Обособленной семьи не существовало, это доказывает, что полноценно развиваться человек может только в тесном взаимодействии с другими людьми. Это природная закономерность и примеры ее проявления Кропоткин находил в естественной природе, в жизни большинства млекопитающих. По его мнению, жизнь племени, т.е. жизнь сообща, практически удовлетворительна, полагает Кропоткин. Она эффективна экономически, потому что накопление частной собственности в тот период было невозможно. Когда в племени кто-нибудь умирал, сородичи отправляли его на тот свет с полным багажом необходимых вещей, добром, нажитым в течение жизни. Таким образом, вопрос о наследстве сам собой отпадал, а, следовательно, и связанные с этим возможные ссоры между родственниками. Обычай заменял собой закон, вернее, он понимался в качестве закона. Все спорные вопросы община решала коллективно, точно также решалась и судьба преступников. Однако вскоре в племени начинается процесс выделения немногих, претендующих на обладание властью над остальными. Этот процесс неизбежен, он согласуется с природным законом, согласно которому выживает сильнейший. Но Кропоткин не объясняет никак этот факт, пытаясь проанализировать происхождение государства, он не находит ответа на вопрос, почему в обществе возникает неравенство. Нужно признать, что марксисты, опиравшиеся на идею неравенства классов, в этом вопросе оказались убедительнее.
Идеи о правовом государстве в трудах П.А.Кропоткина
Олицетворением порядка, идеального устройства общественной жизни для П.А. Кропоткина было безгосударственная жизнедеятельность общества. Однако в поздний период своего творчества Кропоткин меняет свою, традиционную для анархизма, позицию. Он понимает, что в данных конкретно-исторических условиях ликвидация государства — это иллюзия, не имеющая близкой перспективы. Одним из первых проявлений этой динамики во взглядах на государство была, написанная Кропоткиным в 1873г., записка «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя»181, в которой он идеальной формой государственного устройства видит федерально-республиканскую. Дальнейшим улучшением этой формы он считает в передачи всех законов на народное голосование с предоставлением правительству права только от себя издавать их. Тем самым он ищет пути и способы ограничения всевластия государства и приходит к идее, получившей название «правовое государство». Автору диссертации удалось обнаружить неизвестную ранее работу П.А.Кропоткина «Что такое правовое государство», в которой он показывает отличия правового государства от государства полицейского, очерчивает принципы функционирования правового государства. Каковы особенности полицейского государства отмечает П.А.Кропоткин? Он пишет: «Повторимъ вкратце особенности полицейскаго государства: 1.Глава его съ неограниченной властью. 2.Передъ закономъ и судомъ не все равны. З.Въ управленій царить произволъ; много всякаго начальства. 4.Судъ нескорый, неправый и немилостивый. Судять те же чиновники по назначенію отъ правительства. 5.Подданые не имеютъ никакихъ правъ. Ихъ удел только обязанности. б.Чъмъ беднее человекъ, темъ больше налоговъ и податей платить онъ, сравнительно со своимъ состояшемъ. 7.Народъ необразованъ, такъ какъ правительство всячески стесняетъ дело открьітія школъ, библютекъ и т.д. 8.Народу неизвестно, на что тратятся, собираемыя съ него въ казну, деньги. 9.Расходы на войско, флотъ и содержаніе чиновничества и полиціи очень велики; на удовлетвореніе насущныхъ нуждъ народа остаются жалкія крохи. Ю.Развитіе народно-хозяйственной жизни очень стеснено полицейскими мерами. 11.Такъ какъ никакихъ законныхъ способовъ для изьявленія населешемъ неудовольствія правительству нетъ, то въ полицейскомъ государстве постоянно происходять безпорядки, волнения, насилія, восстанія, которыя правительство подавляетъ военной и полицейской силой. Полицейское государство существовало у народовъ Европы несколько столетій. В теченіи последнихъ ста леть оно пало, вследствіе народныхъ возмущеній и возстаній. Долго народы боролись съ королевской властью за права и вольности гражданъ, за равенство всехъ передъ закономъ, прежде чемъ имъ удалось добиться полнаго уничтоженія королевской власти. Все прошлое стольтіе отличается этой борьбой за право - законъ и за права. Можно сказать, что образованные народы обрели свое право въ борьбе. Они уничтожили этой борьбой полицейское государство и на его развалинахъ положили основаніе новому государственному устройству, - правовому, такъ какъ въ немъ господствуеть право - законъ, и признаны за гражданами неотъемлимыя, или неприкосновенныя, или неотчуждаемыя права, которыя не можетъ отнять у народа никакое правительство». Анализ современной правовой действительности России показывает, что многие характеристики полицейского государства еще, к сожалению, характерны для некоторых стран. Необходимо отметить, что основным, главным в настоящее время гарантом незыблемости прав и свобод граждан является действующий ныне Основной закон Российской Федерации, в котором нашли схожие признаки правового государства П. А. Кропоткина. Успех построения правового государства напрямую зависит от признания особой роли Конституции в нашем обществе. Статья 15 Основного закона провозглашает высшую юридическую силу Конституции и ее непосредственное (прямое) действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Также Кропоткин обозначает сущностные признаки правового государства: «То государственное устройство, которое мы наблюдамъ у всехъ образованныхъ народовъ европейскихъ, американскихъ и австралшскихъ, называтся правовымъ. Государство у этихъ народовъ называется правовымъ потому, что основные законы этихъ народов признають верховенство народа, т.е., права его на ту или другую власть в государстве и господство закона во всей государственной жизни. Это государство называется правовымъ еще и потому, что за каждымъ гражданиномъ признаются теми же основными законами и другіе права, напримеръ, свобода совести, веры, убеждений, слова, печати, собраній, союзовъ, шествш, неприкосновенность личности, жилища и т.д.» . Таким образом, основными признаками правового государства П.А.Кропоткин называет следующие: 1. Самодержавие народа. «Въ современномъ правовомъ государстве, - пишет П.А.Кропоткин, - высшая верховная власть, которой все обязаны подчиняться, принадлежитъ всему народу. Народъ самъ править государствомъ, народъ самъ заведуетъ всеми государственными делами. Народъ самъ издает законы, самъ следить за их исполнениемъ, сам творить правосудіе. Въ рукахъ у народа и законодательная, и исполнительная, и судебная власть. Народъ самъ облагаетъ себя податями и налогами, съ цълью составленія казны, для удолетворенія всехъ государственныхъ и народныхъ нуждъ, самъ устанавливаетъ государственные доходы и расходы, самъ даетъ назначеніе народнымъ деньгамъ. Такимъ образомъ народъ въ правовомъ государстве является главой государства». Бесспорно, народ не может сам готовить законопроекты, поскольку не знаком с искусством юридической техники, но, не определяя правовой статус народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала существеннейшее его свойство - быть носителем суверенитета и единственным источником власти - через такие права человека, как право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране (части 1 и 2 статьи 21) . Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.