Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Лушин Александр Николаевич

Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков
<
Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лушин Александр Николаевич. Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Н. Новгород, 2004 161 c. РГБ ОД, 61:04-12/1168

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Основные направления государственно - правовых воззрений российских масонов на рубеже XVIII - XIX веков .

1.1. Значение масонства как религиозно - нравственного учения в политической и общественной жизни России на рубеже XVIII - XIX веков 16

1. 2. Темы правовых дискуссий в среде российских масонов 27

1.3. Взгляды масона И.П. Елагина на государство и законы в его «Опыте повествования о России» 65

ГЛАВА 2. Осмысление идеи конституционализма в содружестве масонов либерального дворянского лагеря в конце XVIII века .

2. 1. Основные государственно - правовые воззрения членов санкт — петербургского масонского сообщества 71

3. 2. Конституционный проект графов Н.И. и П.И. Паниных и Д.И. Фонвизина как отражение воззрений либеральной дворянской части русского масонства конца XVIII века 80

ГЛАВА 3. Государственно - правовые воззрения московского сообщества масонов (мартинистов) на рубеже XVIII - XIX веков .

3. 1. Основные государственно - правовые проблемы, обсуждаемые в сообществе московских масонов 101

3. 2. Сенатор И.В. Лопухин как ярчайший выразитель взглядов московских мартинистов на государство и право 106

3.3. Отражение масонских идей И.В. Лопухина в государственном учении митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) 131

Заключение 141

Список использованной литературы 146

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В

условиях современного российского общества все больше возрастает необходимость интенсивного развития комплекса общественных (гуманитарных) наук, в том числе, естественно, и юриспруденции, которая является несомненным значимым средством формирования мировоззрения XXI века. В этой связи все больший научный интерес вызывают исторические проблемы становления российского права и учения о государстве, без осмысления которых порой невозможно понять многие современные процессы, происходящие в настоящее время в нашей стране. Конечно, те ожидаемые радикальные реформы, которые отражают насущные потребности становления правового государства, должны, естественно, учитывать имеющийся позитивный зарубежный опыт, но только с полным учетом российских исторических традиций.

Наша действительность во многом совпадает с рассматриваемом в данном диссертационном исследовании историческим периодом: повышенный интерес общества к законотворчеству, стремление избежать противоречий в деятельности законов, необходимость разумного разрешения проблемы прав человека, установление равновесия законодательной и исполнительной властей, выбор для России наиболее действенной и оптимальной формы государственного правления. Поэтому изучение процесса становления и развития отечественных учений о праве и государстве, в котором значительную роль играли представители российского масонства на рубеже XVIII — XIX веков, дает представление и о сложностях, возникающих в результате активного законотворчества, и о теснейшей его связи с глубокими нравственными проблемами. Отечественные правовые учения всегда были неразрывно связаны с политическими, социальными, экономическими и духовно - нравственными

задачами российского общества, что позволяет признать данное диссертационное исследование как историко - правовое осмысление такого отечественного феномена как государственно — правовые воззрения русских масонов на рубеже XVIII - XIX веков.

В России с начала 1990- х годов началось интенсивное возрождение деятельности масонских лож и промасонских организаций: в настоящее время с различной степенью активности в ряде российских городов существуют более десяти лож разных систем. Следуя традиции, масоны вовлекают в свои структуры представителей интеллигенции, в том числе и юристов, так как уже в современной масонской среде обсуждаются многие государственно - правовые идеи, связанные с будущим нашей страны. При этом масоны наших дней постоянно указывают на преемственность со своими предшественниками в своих правовых воззрениях. Именно поэтому и оправдан интерес современных российских правоведов к юридическому наследию прошлого.

Объект исследования. Объектом научного анализа настоящего исследования является процесс формирования, становления и развития оригинальных и самобытных государственно - правовых воззрений наиболее общественно активных деятелей российского масонства на рубеже XVIII -XIX столетий.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступают воззрения, идеи, замыслы и дискуссии, изложенные в статьях, записках, проектах и иных сочинениях тех российских масонов, которые инициативно и продуктивно участвовали в отечественном законотворчестве, заслуженно зарекомендовали себя в качестве высококвалифицированных юристов -практиков, и чьи правовые учения оказали несомненное воздействие на дальнейшее развитие юридической науки в России.

Хронологические рамки исследования. За исходный период данного исследования принимается начало 1790 годов, когда особенно активно заявляют о своих государственно - правовых воззрениях российские масоны

либерального и просветительского направлений. В это время возникают и развиваются оригинальные учения о государстве и праве таких видных представителей российского масонства как профессор С. Е. Десницкий, государственных деятелей братьев графов Н. И. и П. И. Паниных, И. П. Елагина, И. В. Лопухина, М. М. Сперанского, радикала А. Н. Радищева и некоторых других. Масоны активно выносят на широкое общественное обсуждение такую важную, по их мнению, правовую проблему, как равенство и неравенство людей. К началу XIX века в поле государственно-правовых теорий включаются воззрения будущих членов «Негласного комитета» при императоре Александре I Павловиче, уже названного масона-реформатора М. М. Сперанского, крупного юриста М. А. Балугьянского, лидеров и активистов тех масонских лож, в которых формировались ранние декабристские взгляды на государство и правовую систему (М. А. Фонвизин, М. Н. Новиков и другие). Многие видные масоны в начальный период царствования императора Александра I Павловича входили в состав Комиссии по составлению законов Российской империи.

Таким образом, в исследовании выделяются два хронологических периода: первый связан с воцарением императора Павла I Петровича и чаяниями российских масонов на конституционное правление и совершенствование законов, а второй период отражает новый этап развития либеральных взглядов представителей масонства на государство и право при императоре Александре I Павловиче. Оба указанных временных отрезка объединены общей идеей стремления масонов к установлению сверху конституционного правления в России с сохранением сословной структуры и развитием гуманного законодательства.

Степень научной разработанности темы. Историографическую базу исследования составили труды историков отечественного права и государства, правовых учений как дореволюционного, так советского и постсоветского периодов. Следует особо отметить, что специальных исследований, посвященных изучению становления и развития

государственно - правовых взглядов российских масонов с выделением их течений внутри масонского сообщества, в целом не проводилось ни в XIX, ни в XX столетиях. Интерес к рассматриваемой проблеме со стороны российских правоведов носил чисто эпизодический или сугубо избирательный характер. В дореволюционной юриспруденции в основном рассматривались государственно - правовые воззрения отдельных представителей русского масонства, причем влияния на их юридические идеи именно со стороны масонских теорий специально не анализировались; в лучшем случае, в научных трудах просто упоминалось о принадлежности тех или иных государственных и общественных деятелей к масонским ложам. Можно констатировать, что в дореволюционной историко- правовой литературе так и не появилось серьезных монографических исследований, содержащих развернутую картину становления и развития государственно-правовых воззрений российских масонов павловского и александровского периодов отечественной истории. Отчасти это можно связывать с тем, что многие документы правового содержания, например, конституционные проекты братьев графов Н. И. и П. И. Паниных и Д. И. Фонвизина, были опубликованы только в первое десятилетие XX столетия.

Вместе с тем, еще в дореволюционный период появился ряд интересных работ, содержащих фрагментарные, но достаточно важные сведения об оценке российскими масонами процессов законотворчества в Российской империи в рассматриваемый временной отрезок. Значителен в этом плане научный вклад российских ученых М. Н. Лонгинова, А. Н. Пыпина,, Т. О. Соколовской, В. И. Семевского, Я. Л. Барскова, Г. В. Вернадского, А. А. Кизеветтера, В. А. Гольцева, В. Е. Якушкина, Н. К.Шильдера . Из их трудов видно, что масоны, имевшие сильное влияние

1 Шумигорский Е. С. Император Павел I. Жизнь и царствование. - СПб: Типография В. Д. Смирнова, 1907. -
214с. Приложения. - 35с.

2 Лонгинов Н. М. Новиков и московские мартинисты. - М., 1864; Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и
первой четверти XIX веков. - Пг, 1916; Он же. Общественное движение в России при Александре I. - СПб,
1900; Соколовская Т. О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения ( XVIII и
первая четверть XIX столетия). - СПб, 1908; Она же. Капитул Феникс. Высшее тайное масонское правление
в России (1778 - 1822 гг.). - Пг., 1916; Семевский В. И. Вопрос о преобразовании государственного строя в

при императорском дворе, постоянно стремились предлагать монархам различные конституционные проекты или принимать активное участие в законодательной деятельности. Дореволюционные историки, как правило, обращали внимание именно на масонов, значительно преуспевших на государственной службе, как- то: граф М. М. Сперанский, М. А. Балугьянский, граф Н. И. Панин, Г. Р. Державин и другие.3

В советской историко- юридической литературе вплоть до 1990- х годов вопрос об участии российских масонов в развитии государственных и правовых учений практически не исследовался, поэтому даже в самых полных по содержанию трудах мы не находим никаких упоминаний о правовых воззрениях Н. И. Новикова, И. П. Елагина, И. В. Лопухина и других. Исключение составляли труды, касающиеся государственно-правовых взглядов некоторых наиболее известных радикальных российских правоведов того времени, А. Н. Радищева и ранних декабристов, среди которых необходимо выделить представляющие несомненный исследовательский интерес обстоятельные научные работы Н. М. Дружинина, С. С. Ланды, П. С. Грацианского, С. В. Мироненко, Е. Л. Сергуна, М. Н. Сафонова, Н. В. Минаевой и некоторых других.4

Особое место в исследовании проблематики, связанной с тематикой настоящей работы, занимают труды Н. М. Дружинина «Декабрист Никита

России в XVIII и первой четверти XIX века // Былое. — 1906. - № 2 - 3; Он же. Общественное движение в России в первую половину XIX века. Т. 1. Декабристы. Статьи и материалы. - СПб, 1905; Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII в. 1780 - 1792 гг. - Пг, 1915; Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины. - Пг, 1917; Кизеветтер А. А. Московские розенкрейцеры XVIII столетия.- Пг, 1915; Гольцев В. А. Законодательство и нравы России XVIII века- СПб, 1896; Якушкин В. Е. Государственная власть и проекты государственной реформы в России. С приложением проекта конституции Никиты Муравьева. — СПб, 1906; Шильдер. Император Александр Первый, его жизнь и царствование. - СПб, 1897.

3 Середонин С. М. Граф М. М. Сперанский. Очерк государственной деятельности. - СПб, 1909; Корф М.А.
Жизнь графа М. М. Сперанского.- СПб, 1861; Баранов П. М. А. Балугьянский (1769 - 1847).
Биографический очерк. - СПб, 1882; Лебедев П. Опыт разработки новейшей русской истории по
неизданным источникам. Графы Никита и Петр Панины. - СПб, 1863.

4 Дружинин М. Н. Избранные труды. Революционное движение в России в XIX в.- М., 1985; Ланда С. С.
Дух революционных преобразований... Из истории формирования идеологии и политической организации
декабристов. - М., 1975; Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII
века. - М., 1984; Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX
века. - М., 1989; Сафонов M. Н. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII -
XIX веков. - M., 1988; Минаева Н. В. Правительственный конституционализм и передовое общественное
мнение России в начале XIX века. - Саратов, 1982.

Муравьев» и «К истории идейных исканий П. И. Пестеля». В первом историк тщательно анализирует конфронтацию представителей государственно - правовых идей конца XVIII - XIX веков и пытается разрешить вопрос о редакциях конституции Н. М. Муравьева. Вторая работа Н. М. Дружинина посвящена освещению того периода, когда масонские ложи на рубеже двух столетий начинают перерастать, по его мнению, в политические организации, что оказывало несомненное влияние на государственно- правовые взгляды российских масонов, из среды которых вошли крупные реформаторы в области права. Работа С. С. Ланды «Дух революционных преобразований...Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов» подробно раскрывает проблему становления взглядов членов ранних декабристских союзов на государственное устройство России.

Бесспорным вкладом в изучение проблемы становления и развития на рубеже XVIII - XIX столетий государственно - правовых воззрений представителей либерального и радикального масонства явились серьезные работы, к сожалению, не юристов, а историков М. Н. Сафронова и К. В. Пигарева.5 Ученые тщательно исследовали интересную проблему преемственности в составлении конституционных документов масонами разных поколений.

В постсоветское время появляется ряд научных работ, в которых проблеме генезиса государственно- правовых воззрений российских масонов в интересующее нас время уделяется некоторое внимание. Следует выделить труды по истории российского масонства А. И. Серкова, Л. П. Замойского,

5 Сафронов М.М. Конституционный проект Н.И. Панина и Д.И. Фонвизина // Вспомогательные
исторические дисциплины. - Л., 1974. - Т. 6. - С. 261 - 280; «Рассуждения о непременных государственных
законах» Д. И. Фонвизина в переработке Никиты Муравьева. Публикация К. В. Пигарева // Литературное
наследство. - М., 1956. - Т. 60. Кн. 1. Ч. 2. - С. 342 - 356.

6 Москвина А. Г. Становление русской юриспруденции: XVIII век. - СПб, 2000; Жуковская Т. Н.
Дворянский либерализм при Александре I: Споры о конституциях и «рабстве» в русских журналах 1800 -
1810 годах. - Петрозаводск, 2002; Аржанухин С. В. Философские взгляды русского масонства: По
материалам журнала «Магазин свободнокаменыцической». - Екатеринбург, 1995; Кудинов О. А. Развитие
конституционно - правовых теорий российскими государствоведами в XIX - начале XX вв. - М., 2000 и
другие.

В.И. Новикова. Появляются по данной тематике интересные в научном плане публикации, среди авторов которых можно назвать, например, А. А.

Федорова. В ряде положений настоящего исследования мы опираемся также на свои предшествующие работы.9 В постсоветский период в России стали доступны работы зарубежных исследователей масонства, в том числе Т. А. Бакуниной, пишущей именно об интересующем нас времени.10 Сегодня также мы можем опираться на исследования западных авторов, которые специализируются на изучении государственной политики России и обращают внимание на деятельность тех или иных представителей русского масонства11.

Источниковую базу исследования составили несколько групп носителей информации по истории отечественных правовых учений. Прежде всего, следует выделить варианты различных конституционных проектов, составленных масонами на рубеже XVIII - XIX столетий и подготовленных к представлению царственным особам, а также неоконченные разработки государственных актов и предложения масонов по совершенствованию законодательства (братья Н. И. и П. И. Панины, Д. И. Фонвизин, М. Н. Новиков). Следующей важной группой источников исследования являются сочинения по всевозможным государственным и правовым проблемам, написанные масонскими философами, правоведами, этиками, литераторами (И. П. Елагин, Н. И. Новиков, С. Е. Десницкий, А. Я. Поленов и другие). Некоторые сочинения авторов — масонов остались практически не изученными, некоторые, кстати, переиздавались в советский период с весьма идеологизированными комментариями. Они также публиковались в

7 Серков А. И. История русского масонства XIX века. - СПб, 2000; Замойский Л. П. Масонство и глобализм:
Невидимая империя. - М., 2000; В. И. Новиков. Масонство и русская культура. - М., 1998.

8 Федоров А. А. Эволюция идеи совершенного государства и совершенного человека в философской
антропологии русских масонов XVIII века// Государственное устройство и народ: Диалог мировоззрений.
Материалы международного симпозиума.- Н. Новгород, 1997. - С. 108-110.

9 Лушин А. Н. Масонство в России в XVIII - XIX веках. - Н. Новгород, 1990; Он же. Государственные и
правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII — XIX веков. - H. Новгород, 2001; Он же.
Масонство в Нижегородской губернии в XVIII - XX веках. - Н. Новгород, 2003; Он же. Проблемы
совершенствования правовой системы в России в трудах сенатора И. В. Лопухина и митрополита Филарета
(Дроздова)// Ученые записки ВВО МСА НОИ и К. - Н. Новгород: Изд. ННГУ, 2003. - Вып. 13. - С. 95 - 99.

10 Бакунина Т. А. Знаменитые русские масоны. - М., 1991.

" Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762 - 1914. - Париж, 1980.

масонских журналах на рубеже XVIII - XIX столетий, которые и изучались нами в Музее книги при Государственной Российской библиотеке им. В. И. Ленина (г. Москва). Последнюю группу источников представляют воспоминания, записки, переписка российских масонов (И. В. Лопухин, Ф. Ф. Вигель, И. А. Поздеев и другие), в которых серьезные и искренние размышления на правовые темы занимают вполне определенную их часть. Ценность второй и третьей групп источников исследования неоспорима для историков отечественного права, поскольку оригинально отражает многие процессы становления отечественной юриспруденции, дает представление о личности творцов российского права и откровенно выражает их взгляды на современную им государственно- правовую систему.

Теоретической основой исследования явились научные труды отечественных ученых — юристов Г. В. Вернадского, М. Ф. Владимирского -Буданова, А. Д. Градовского, П. С. Грацианского, Н. М. Золотухиной, О. А. Кудинова, К. П. Краковского, Л. А. Тихомирова, В. В. Лазарева, Н. Б. Пахоленко, А. Г. Москвиной.

Автор также опирался в данном исследовании на научные труды российских историков изучаемого периода В. М. Боковой, Т. Л. Буровой, Н. М. Дружинина, С. А. Ештокина, А. Б. Каменского, А. А. Кизеветтера, С. С. Ланды, М. Н. Лонгинова, Н. В. Минаевой, С. В. Мироненко, В. И. Морозова, А. В. Предтеченского, А. Н. Пыпина, М. М. Сафонова, В. И. Семевского,

A. И. Серкова, Т. О. Соколовской, Н. К. Шильдера, Е. С. Шумигорского,

B. Е. Якушкина.

Методология исследования. Проведенное исследование опирается на методологию и теорию познания философии, истории, общей теории государства и права, правых и политических учений. В процессе исследования всемерно использовались научные достижения в истории, истории государства и права, истории политических и правовых учений. Всесторонний анализ источников исследования позволяет выявить основные тенденции в становлении и развитии отечественного правых учений на

рубеже XVIII - XIX столетий, что в свою очередь совершенно невозможно рассматривать в отрыве от конкретных исторических событий в России того времени. В этой связи для проведения нашего исследования привлекалась обширная историческая литература, дающая представление о социально-экономических и политических процессах, происходивших тогда в России. Обоснование положений и выводов, предлагаемых в диссертации, осуществлено за счет применения системно - структурного, конкретно -исторического, сравнительно-правового и по мере необходимости технико -юридического методов.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексное историко - правовое изучение процесса формирования и распространения государственных и правовых воззрений представителей групп или сообществ российского масонства на рубеже XVIII — XIX веков и степени их влияния на дальнейшее становление и развитие отечественного права и учения о государстве.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач:

изучить и оценить существующую историографическую и источниковедческую базу исследования;

проанализировать основные тенденции формирования государственно - правовых воззрений российских масонов в изучаемый период времени;

выявить и показать влияние государственно - правовых воззрений российских масонов на процесс становления и развития отечественного права и правовых учений;

провести юридический анализ конституционных проектов, сочинений, записок, переписки российских масонов, касающихся государственно -правовых проблем;

выявить и раскрыть отраженные в сочинениях российских масонов общие историко- правовые проблемы: равенства и неравенства,

свободы, государственного устройства, применения насилия и

смертной казни, судопроизводства, отношений государства и личности,

симфонии властей. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в современном отечественном историческом правоведении предпринята попытка рассмотреть процесс формирования государственно - правовых воззрений российских масонов на рубеже XVIII - XIX столетий и их влияние на становление и развитие права и правовых учений в России. В диссертации систематически проанализирован и введен в научный оборот ряд правовых сочинений российских масонов, ранее не исследованных в отечественной историко - правовой литературе (И. П. Елагина, И. В. Лопухина и других). В работе впервые рассматривается соотношение государственно - правовых воззрений масонов с самой масонской идеологией и нормами морали. Анализ приведенных воззрений на государство и право осуществляется не только с позиций чисто правового исторического развития, но и в проблемном плане, в тесной взаимосвязи с социально- политической обстановкой в Российской империи на переломе двух веков. Такой подход позволяет по- новому оценить роль и место государственно - правовых воззрений крупнейших представителей российского масонства в истории отечественного права.

Положения и выводы, выносимые на защиту, состоят в следующем:

  1. Российские масоны, на рубеже XVIII XIX веков весьма заметные в государственной и общественной деятельности, не менее деятельно участвовали в разработке конституционных проектов и законотворчестве, дискуссиях на правовые темы и по проведению государственных реформ, в результате чего внесли существенный вклад в становление и развитие отечественного права и государствоведения, правовых учений.

  2. Формирование российского либерализма и конституционализма на рубеже XVIII - XIX веков тесно связано с довольно широким

распространением государственно - правовых воззрений масонского сообщества.

  1. В истории развития и становления государственно — правовых взглядов российских масонов на рубеже XVIII — XIX веков отчетливо выделяются два орденских направления: братья графы Н. И. и П. И. Панины и их санкт- петербургское окружение и московские масоны (мартинисты) во главе с сенатором И. В. Лопухиным.

  2. В государственно — правовых воззрениях российских масонов в полном объеме отразился весь спектр проблем, составлявших основные пласты отечественной юридической мысли на рубеже XVIII - XIX веков: равенство и неравенство, предпочтительное для России государственное устройство, необходимые правовые реформы, эффективное и гуманное судопроизводство, разрешение вопроса о смертной казни и так далее.

  1. Свои теоретические государственно - правовые взгляды российские масоны указанного периода активно претворяли в практической деятельности в качестве представителей различных юридических профессий.

  2. При всех публично декларируемых просветительских идеях в области права российские масоны, категорически отвергая форму республиканского правления, оставались последовательными сторонниками сохранения для России монархического образа правления, с сохранением сословной системы и крепостного права, с предлагаемым ими вариантом гармоничного отношения между помещиками и крестьянами.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем сформулированные основные положения и выводы дополняют и развивают ряд разделов истории государства и права, правовых учений России. Привлечение новых и обобщение уже известных исторических материалов юридического характера расширяют сферу научного знания в области

историко - правовых дисциплин. Исследуемые в диссертации проблемы
становления и развития государственно - правовых воззрений масонов как
части российского права, по нашему мнению, определяют ряд важных
аспектов и проблем современной правовой науки. Ряд материалов
исследования представляет профессиональный интерес для специалистов в
области истории, этики, социологии, политологии, философии,

религиоведения и даже филологии.

Практическая значимость диссертации. Разработанные в границах исследования историко - правовые проблемы позволяют дать более объективную оценку как прошлого, так и современного состояния государства, общества и отношения их к личности. Содержание материалов диссертации может быть использовано в исследованиях по проблемам истории государства и права, правовых учений и в преподавании учебных курсов отечественной истории государства и права, истории России, политологии, профессиональной этики в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы
диссертационного исследования обсуждались на кафедре государственно-
правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России, а также нашли
отражение в отдельных научных публикациях и выступлениях автора на
Международном научном симпозиуме «Диалог мировоззрений:

Государственное устройство и народ» (1997), научных чтениях «Славянские истоки» в период проведения Дней славянской письменности и культуры (2003), Серафимовских научных исторических чтениях (2004) и научно-практических конференциях.

Структура диссертации обусловлена объектом и предметом исследования, отвечает всем поставленным в нем целям и задачам. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Значение масонства как религиозно - нравственного учения в политической и общественной жизни России на рубеже XVIII - XIX веков

В конце XVIII - начале XIX веков в России в политической и общественной жизни с различной степенью активности действовали масонские ложи и общества или содружества, созданные при участии влиятельных масонов. Насколько масонство как форма религиозно -нравственного учения было распространено в пределах Российской империи убедительно свидетельствуют данные, приведенные в статистическом исследовании Т. А. Бакуниной: почти три тысячи собратьев по масонскому ордену относились к аристократии, крупному чиновничеству, научной и художественной элите, богатым промышленникам и купцам. Историк масонства А. И. Серков прямо указывает, что «около трети образованного общества в России принадлежало к ложам». ,3 Мы не ставим перед собой задачу чисто исторического характера: об истории российского «вольного каменщичества» или «свободного каменщичества» (так масонская традиция именовала свое учение) написан как в прошлом, так и настоящем целый ряд подробных научных исследований.14 Нам представляется важным предварить данную работу определением места и роли масонских сообществ в политической и общественной жизни России в исследуемый нами период. Современный исследователь русского масонства А. А. Федоров высказывает мысль о том, что на рубеже XVIII - XIX веков масонские ложи выступали в качестве особых посредников между политической властью и зачатками гражданского общества и находит в России того времени «первые признаки формирования гражданского общества».15

Следует признать, что довольно притягательные масонские идеалы во многом соответствовали в русском обществе задачам нравственного воспитания. Историк русского масонства А. И. Пыпин приводил в своих трудах любопытные размышления самих «вольных каменщиков» о значении их учения для дальнейшего процветания Российской империи: «Нет другого средства, которое бы могло больше действовать на внутреннее развитие, и такое учреждение как масонство, именно в подобном государстве может сделать в особенности много; различные образованные классы общества уже не имеют теперь никакого центра объединения и остаются друг другу чужды. Что государству недостает масонства, это обнаруживается для внимательного наблюдателя везде в тех вещах, где имеются в виду общеполезные и благотворительные цели и где эти цели не достигаются от холодности, корыстолюбия и невнимательности тех, кому поручено их исполнение».16

Мы полагаем, что масонские идеи нравственного совершенствования человеческой личности и устройства идеального государства нашли живейшие отклики в российском обществе. Не случайно, многие государственные деятели признавались, что своими моральными принципами они обязаны именно масонству и своим орденским наставникам, как, например, Н. М. Карамзин полагал, что в своем совершенствовании как личности он обязан И.В. Лопухину. Русский писатель А. Ф. Писемский, специально изучавший отечественное масонство и посвятивший последнему один из своих лучших романов, убежденно писал, что члены лож «были весьма просвещенные и честные люди ив нравственном отношении стоявшие гораздо выше так называемых тогда волтерьянцев, которые были просто грубые развратники».

Историки российского масонства отмечали наличие в России конца XVIII - начала XIX веков сразу нескольких орденских систем, что было связано с проникновением последних из разных европейских стран и с разными учреждающими Великими масонскими ложами. Примечательно, что трое масонских лидеров того времени - крупнейший в России просветитель - издатель Н. И. Новиков, действительный тайный советник и сенатор князь Н. Н. Трубецкой и профессор Московского университета И. Г. Шварц, а все вместе - создатели масонского Дружеского ученого общества, принадлежали к совершенно различным орденским системам. Однако, во всех масонских сообществах действовал общий девиз, провозглашавший свободу и равенство неотъемлемыми характеристиками человека, а собратьям предписывалось поступать в пределах справедливости и личной чести. Естественно, масонские ложи являлись сообществами закрытого типа, и иногда они становились подлинными центрами распространения тех или иных политических, государственно — правовых, экономических, культурных направлений. Масонскую общину ее члены представляли в качестве своеобразного морально - этического предвосхищения общечеловеческой общности и поэтому своим долгом считали нести за пределы своих структур идеи свободы, равенства и братства.

Вместе с тем, следует отметить, что все трое ранее названных масонских начальников немало постарались, чтобы российское масонство окрепло, а затем решительно отделилось от западноевропейского, соединив свои идеи с главными задачами русского общества того времени, что, несомненно, отразилось в поисках нравственного, политического, общественного, правового идеалов именно в масонском учении. Не случайно, сам князь Н. Н. Трубецкой состоявший собратом более чем в десяти ложах, откровенно указывал, что «масонство есть единое средство, чрез которое мы можем человеков возбуждать к воззрению на самих себя, к почувствованию своей ничтожности и к покорению своей воли, то все силы наши к тому стремиться должны, чтоб средство сие распространить и тем собратий наших из когтей сатанинских исторгнуть».18

К концу XVIII века центральное место в российском масонстве занимает розенкрейцерская или мартинистская система, название которой связано с именами видных западноевропейских мистиков X. Розенкрейца и Л. К. Сен - Мартена. Российские розенкрейцеры быстро освобождаются от какой - либо зависимости со стороны западных собратьев и начинают обширную общественную деятельность. Их усердными стараниями создается знаменитое Дружеское ученое общество, объединившее многих крупнейших представителей научной элиты, в том числе и из университетских кругов, затем учреждаются педагогическая и переводческая семинарии, в которых обучаются одаренные молодые люди из разночинных семей, открывается Собрание университетских питомцев, начинает интенсивно действовать Типографическая компания, издавшая колоссальное количество сочинений русских и переводных авторов. Все перечисленные нами выше масонские объединения внесли бесспорный значительный вклад в становление и развитие российской науки и культуры.

Взгляды масона И.П. Елагина на государство и законы в его «Опыте повествования о России»

Колоссальным авторитетом и влиянием в российском масонстве пользовался Великий мастер Верховного Капитула действительный тайный советник, обер - гофмейстер императорского двора и управляющий Главной дворцовой канцелярии, член аристократического масонского Английского собрания (клуба) в Санкт - Петербурге Иван Перфильевич Елагин (1725 — 1793). Крупнейший знаток масонства, имевший в Европе обширнейшие связи по линии Ордена, он создал в России собственную масонскую систему, получившую по его фамилии название «елагинской». Мы нарочно отдельно рассматриваем государственно - правовые взгляды И. П. Елагина, так как они предшествовали воззрениям лидеров и санкт - петербургского, и московского масонских содружеств и отразились в последних. И. П. Елагин имел опыт законодательной деятельности, так как участвовал в качестве депутата в работе Уложенной комиссии 1767 года. О его взглядах на проблему равенства людей мы уже ранее упоминали. Его перу принадлежат несколько масонских сочинений, а также исторический труд «Опыт повествования о России», который содержит в себе весь спектр его государственно - правовых воззрений. Этот трактат, на наш взгляд, совершенно незаслуженно обойден вниманием как историков, так и специалистов в области истории отечественных правовых учений. Он был издан в 1803 году в типографии Московского университета ив масонской среде был широко известен. Вызвал труд И. П. Елагина и большой интерес в научных российских кругах, так как рассматривал на исторических примерах те проблемы, что особенно волновали дворянское общество после пугачевского восстания и событий во Франции.

В «Предоуведомлении читателю» И. П. Елагин говорит о насущной необходимости внимательного изучения государственно- политического и правового наследия Отечества, ибо «нерастворенное убедительными деяний причинами, любомудрыми и политическими разсуждениями, законов и прав естественных и гражданских приводами, и не утвержденное притом неоспоримыми умозаключениями, и солью приятного красноречия не уваженное повествование есть скука читателю и самому повествователю посрамление». Автор сочинения объявляет, что его как исследователя интересуют в русской истории «тогдашние законы, нравы и характеры». Но историю становления и развития законов Отечества он рассматривает с практических позиций, нарочно подчеркивая, что она дает уроки особого рода «по знанию учений прав естественных и народных», так как «не знающий первоначальных законодательныя власти уставов не знает долга человека и судьи, повелителя и исполнителей; а не знающий прав народных, относительно одного народа к другому, не может никоим образом разсуждать о справедливости и несправедливости предприятий и деяний, им повествуемых».110 Далее И. П. Елагин делает категоричный вывод о том, что «кто ж не ведает пределов, как далеко законодательная и исполнительная простирается власть, тот отнюдь неудобен при внутреннем между владетеля и подданных несогласии решить их раздора».111

Естественно, что трагические уроки недавней французской революции автором осмыслены как «пример гибельный и зловредный человечеству». Он полагал, что она явилась плодом заблуждений французских философов в области государственно- правовых идей. И. П. Елагин отказывает в знании права и государственных законов и Ж.- Ж. Руссо, А. Ф. М. Вольтеру и Даламберу, которые, кстати, были видными масонами парижской ложи «Девяти сестер», сыгравшей большую роль в развитии революционных событий 1789 года. Им он противопоставляет юридические труды Гроция Гуго де Гроота, С. Пуфендорфа и Г. Лейбница, чьи сочинения у российских масонов были чрезвычайно популярны, собственно говоря, последними и переводились, и издавались. По мнению И. П. Елагина, во Франции «вместо свободы открылось ей рабство», так что его взгляды полностью совпадали с взглядами собратьев по Ордену.

Чтобы государства не сотрясались кровавыми революциями и спокойно благоденствовали, властям следует четко разбираться в государственно-правовых проблемах: «Естественных и гражданских прав к знанию присовокупляется учение благочиния государственного...на непременных естества законах, ради блаженства рода человеческого на сердцах человеческих начертанных. Сии законы во все времена отрадою человека были, и до конца веков пребудут».112 Далее автор указывает на изначальное равенство всех людей, вместе с тем подчеркивая, что «есть ли бы люди по разности их состояний не нарушали никогда сего священного закона, то всякое бы зло удалено было от человека».113 Закон этот, по мнению автора «Опыта о повествовании о России», обязывает всех людей быть законопослушными, то есть выполнять все указания законодателей, а последние должны «обуздывать своевольство», чтобы не отступать самим от законов. В противном случае государство будет постоянно содрогаться от волнений, мятежей, бунтов, то есть «бешенства народа», как это было во время пугачевского восстания. Примечателен в связи с этими искренними размышлениями автора и его взгляд на российский народ, который легко «в плотоядную гидру обратить, ему самому смертоносную», так как «не любомудрием приводится он к желанным устройства его понятиям, ниже глубоким учением исцеляются его язвы, но святостью веры и твердостию законов неистовство его связуется».114

Итак, законы должны исправлять нравы, утверждать «тихое и спокойное житие» верноподданных и обязывать последних повиноваться властям. При этом сама власть должна сознавать, что «в беспредельном насилии и неправосудии кроются собственные их беспокойства, опасность и бедствия, иногда неизцельные, чему в обоих случаях несчастная Франция кровавые примеры ныне показала».115 Императоры или цари не должны никогда становиться богами в глазах верноподданных, ибо это приводит первых к порокам и в конечном итоге к культу личности, проявляющемуся в прямых беззакониях. Поэтому законы должны быть гуманными, но не должны напоминать русским людям «дубину, которую родители их с благоговением лобызали».

Автор «Опыта повествования о России» сразу объявляет читателю, что только при монархической власти «развращенные нравы смирительными домами исправляются, а вольномыслие, к нарушению общего покоя поползновение рождающее, наказуется строгостию законов, и дерзновенные плевел сеятели из общества казнию исторгаются, так, что и самое милосердие спасти их от присуждаемого правосудием зла не может».11 Как и большинство представителей масонской верховной власти, И. П. Елагин выступает последовательным сторонником не конституционного, а только самодержавного правления, но, естественно, монарх должен быть просвещенным. И автор создает образ подобного монарха: «Мудрый законодатель, правитель неутомимый, не дремлющий о благе общем рачитель, воздатель злым и добрым по делам каждого, враг ласкательства, и истинны любитель есть Государь, сколько человечеству любезный, столько и любомудрию приятный», и далее разъясняет, «ибо он блюдет законы и сам оным повинуясь, подданных всех без различия повиноваться принуждает». Примером подобного идеального монархического правления И. П. Елагин называет Российскую империю под скипетром Екатерины Великой, которая, по его определению, «восхотела царствовать над свободными подданных своих сердцами и, даже до имени раба, рабство законом изтребила». Будущее процветание Отечества автор- масон связывает только с монархией и отмечает, что «мужественная Россия более XVIII века существует и вечно существовать будет, пока не изменит монархического своего правления».

Основные государственно - правовые воззрения членов санкт — петербургского масонского сообщества

Среди русского масонства либеральной государственно - правовой ориентации особо выделялась группа братьев графов Н. И. и П. И. Паниных, в которую входил видный мыслитель и драматург Денис Иванович Фонвизин. Проект конституции, содержание которого мы рассмотрим в данной главе, уже привлекал внимание историков, изучавших политическую жизнь Российской империи на рубеже XVIII - XIX веков. Первым его опубликовал в 1907 году историк Е. С. Шумигорский в качестве приложения к исследованию о царствовании императора Павла I Петровича122. Указанное приложение включало в себя «Письмы с приложениями Графов Никиты и Петра Ивановичей Паниных Блаженной памяти к Государю Императору Павлу Петровичу», «Найденное в бумагах покойного Графа Никиты Ивановича Панина разсуждение о непременных Государственных законах», «Прибавление к разсуждению, оставшемуся после смерти Министра Графа Панина, сочиненное Генералом Графом Паниным, о чем между ними разсуждалось иметь полезным для Российской Империи фундаментальные права, не применяемые на все времена никакою властию», «Письмо к Наследнику Престола для поднесения при законном вступлении Его на Престол». Однако Шумигорский Е. С. практически не комментировал опубликованные им документы государственно - правового содержания.

Обошли вниманием конституционный проект Н. И. Панина и Д. И. Фонвизина и российские правоведы, например, Г. В. Вернадский в объемной работе «Очерк истории права русского государства XVIII — XIX вв. Период империи» (1924г.) даже не упоминает о нем. В современном издании «История политических и правовых учений» под редакцией В. С. Нерсесянца ( 2001г. ) также не содержится материала об упомянутом конституционном проекте. Только в книге П. С. Грацианского «Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII века» содержится краткое упоминание о том, что граф Н. И. Панин и Д. И. Фонвизин готовили проект конституции в связи с предстоящим совершеннолетием Павла 1 Петровича. Больший по сравнению с правоведами научный интерес к данному конституционному проекту проявили историки. Об истории появления в конце XVIII века этого правового документа писал М. М. Сафонов, отметивший особую значимость совместного труда графа Н. И. Панина и Д. И. Фонвизина и его прямое влияние на Записку императора Павла 1, составленную последним в марте 1783 года.124 О влиянии конституционного проекта на государственно - правовые взгляды русских масонов первой трети XIX века писал К. В. Пигарев, сравнивший документ с рабочими заметками Н. М. Муравьева.125 Как мечту о совершенном или идеальном государстве с гуманными законами представил в своей статье А. А. Федоров конституционный проект Н. И. Панина и Д. И. Фонвизина.

Таким образом, государственно - правовые воззрения русских масонов, группировавшихся вокруг графа Н. И. Панина, остались практически не исследованы.

Граф Никита Иванович Панин (1718 - 1783) являлся идеологом либерального дворянства. В 1774 году он был принят в ложу «Девяти муз», а позже был избран Великим наместным мастером Великой Английской провинциальной ложи, собрания членов которой проходили в доме крупного масонского теоретика И. П. Елагина и царском Аничковом дворце в Санкт- Петербурге. В названную ложу входили видные представители русской аристократии: занимавшие высокие государственные посты графы Р. И., А. Р. и С. Р. Воронцовы, Великий мастер Верховного капитула, обер-гофмейстер императорского двора и тайный советник И. П. Елагин, член Государственного совета и действительный камергер князь А. Б. Куракин, просветитель Н. И. Новиков, учредитель Типографической компании, сенатор князь Н. Н. Трубецкой, член- основатель масонского Дружеского ученого общества, куратор Московского университета, действительный тайный советник М. М. Херасков, статс - секретарь императрицы Екатерины Великой, сенатор и тайный советник А. В. Храповицкий и многие другие масоны. Граф Н. И. Панин был не только камергером при императорском дворе и сенатором, но являлся также воспитателем Великого князя Павла Петровича. Крупный знаток международного права того времени, он долгие годы провел на дипломатической службе в Дании и Швеции. В историю государства и права граф Н. И. Панин вошел как создатель уникальной политической системы под названием «Северный аккорд», объединившую государства Северной Европы в противовес Франции, Англии и Турции. Находясь в Швеции, Н. И. Панин основательно изучил конституцию этого европейского королевства, что и повлияло в полной мере на формирование его государственно- правовых воззрений. Он стал убежденным сторонником конституционной монархии.

В Швеции масонство расцветает уже в середине XVIII века при полной поддержке герцога Зюдерманландского, впоследствии шведского короля Карла XIII, политика которого осуществлялась при содействии «братьев» по Ордену. Именно в это время завязываются тесные контакты между русскими и шведскими столичными ложами. Близкий к Н. И. Панину князь Александр Борисович Куракин (1752 - 1818), воспитывавшийся вместе с Великим князем Павлом Петровичем и имевший на него некоторое влияние,

специально выезжал в Швецию, где лично герцогом Зюдерманландским был посвящен в высшие степени масонства.128 На рубеже XVIII - XIX веков князь А. Б. Куракин, являвшийся Мастером сразу нескольких лож и членом Капитула Феникса, высшей масонской иерархической структуры в России, входил в круг единомышленников графа Н. И. Панина в государственно-правовых взглядах на современное состояние и будущее России.129 Его младший брат князь Алексей Борисович Куракин (1759 - 1829), член санкт-петербургской ложи шведской системы под управлением князя Г. П. Гагарина, воспитанник графов Н. И. и П. И. Паниных, сенатор и камергер, генерал- прокурор, член Комиссии по пересмотру прежних уголовных дел, с ноября 1807 по март 1810 годов министр внутренних дел Российской империи, заботливо пестовал талантливых молодых людей. Именно он раскрыл значительные в правовом отношении способности Михаила Михайловича Сперанского, взял его на службу в свое ведомство и ввел в масонский круг. Влиятельные в масонском Ордене сенатор И. В. Лопухин и сенатор Ф. П. Ключарев провели посвящение молодого чиновника в ложу, а впоследствии М. М. Сперанский и сам стал крупным представителем русского масонства, создал в начале XIX века ложу «Полярной звезды», которая самым тесным образом была связана с Комиссией по составлению законов в Российской империи. ,3 В дальнейшем М. М. Сперанский сделал блистательную карьеру, служил под началом министра внутренних дел и влиятельного масона графа В. П. Кочубея, активно сотрудничал с аристократическим «Негласным комитетом» при императоре Александре Павловиче, назначался министром юстиции и особо прославился при руководстве работами по составлению «Полного собрания законов Российской империи».

Весьма большим влиянием на развитие правовых воззрений наследника российского престола обладал родственник графов Паниных князь Николай

Васильевич Репнин (1734 - 1801), долгое время находившийся на дипломатической службе в странах Западной Европы и в Константинополе. Он имел личное знакомство с Луи- Клодом де Сен- Мартеном, лидером европейских масонов, оказавшим колоссальное влияние своими сочинениями на становление и развитие государственных и правовых воззрений русских масонов конца XVIII века. Л.- К. Сен- Мартен обращал внимание на нравственную сторону государственного устройства и действия законов, придерживаясь при этом монархических настроений и отрицая идею народного суверенитета.131 Князь Н. В. Репнин в русском масонстве на рубеже XVIII - XIX столетий играл видную роль: член ряда влиятельных лож и Капитула Феникса, активный участник ложи И. В. Лопухина, одного из ярчайших выразителей воззрений российского масонства на отечественное право и правосудие, в начале XIX века - член ложи «Общество людей Нового Израиля».132

Весомый вклад в развитие государственно - правовых взглядов русского либерального масонства принадлежит графу Петру Ивановичу Панину (1720 - 1789), младшему брату Н. И. Панина, генералу, усмирителю бунта Е. И. Пугачева, члену нескольких лож так называемой елагинской системы.1 Именно граф П. И. Панин напряженно работал над последними редакциями Конституционного проекта после смерти брата.

Основные государственно - правовые проблемы, обсуждаемые в сообществе московских масонов

В последней четверти XVIII столетия ощутимым влиянием на политическую и общественную жизнь Российской империи обладало московское сообщество масонов или мартинистов, то есть последователей французского масонского писателя и философа Луи Клода Сен- Мартена, имевшего колоссальное духовное воздействие на русских «братьев» по Ордену. Москва становится крупным масонским центром: там создаются Дружеское Ученое общество, в недрах которого формируется масонское мировоззрение целого круга интеллигенции, и Типографическая компания, самый массовый в России издатель и распространитель как переводных, так и оригинальных российских масонских произведений, в том числе и по юридическим проблемам. Московский университет на рубеже XVIII - XIX веков является средоточием масонской элиты, мы осмелимся даже сказать, большой масонской ложей во главе с ректором И. А. Геймом (1758 — 1821), секретарем лож «Трех знамен» и «Элевзис» в 1780 - 1790 годы и членом Капитула Благотворных рыцарей, «братом - надзирателем» лож «Горы Фавор» и «Александра к Тройственному союзу» в 1817— 1821 годах.19 Мы упоминали ранее крупного правоведа С. Е. Десницкого, служившего профессором в Московском университете и имевшего возможность распространять в питательной студенческой среде свои масонские взгляды на государственное устройство, природу и сущность государства и на роль права. При Типографической компании масоны создали книжный магазин и библиотеку.

Управляющим Типографической компании стал Николай Иванович Новиков (1774 - 1818), «мастер» 10 самых влиятельных лож, президент Директории VIII провинции (так именовалась в масонском мире Россия), казначей Капитула Феникса, крупнейший российский издатель рубежа XVIII — XIX веков и автор острых сочинений, в том числе по важнейшим государственно - правовым проблемам своего времени. Мы не ставим своей целью рассматривать биографию просветителя Н. И. Новикова, так как имеется целый ряд подробных работ о его жизни и политической, литературной, журналистской и обширной издательской деятельности.200 Вместе с тем Н. И. Новиков в духе свойственных масонам того времени нравственных размышлений обращал внимание не только своих собратьев по Ордену, но и читателей своих многочисленных изданий на несовершенство судопроизводства, на коррупцию и взяточничество в судах и более всего на то, что необходимо активно преобразовать состав самих судей. Рассматривая причины того, что судьи порой погрязают во взятках, Н. И. Новиков прямо указывал: «Судья некоторого приказа покривил весы правосудия: он в том не виноват, а виноват подрядчик, который на судейскую сторону так много кулей положил с мукою, что правосудие против такой тягости устоять не могло; желающие те весы исправить из своих материалов, могут явиться в том приказе».201 Нравственные качества судьи, по мнению Н. И. Новикова, должны быть безупречны, ибо от них напрямую зависит исход тех или иных конкретных дел. Автор отмечает необходимый каждому судье высокий профессионализм, неукоснительное знание законов и строгое выполнение их, не взирая на лица. Описывая конкретный эпизод из судейской практики, Н. И. Новиков дает резкую обличительную характеристику судьи, попирающего основы судейской этики: «Видно, что сей судья никогда не читал книги о преступлениях и наказаниях, которую бы всем судьям наизусть знать надлежало. Видно он никогда не заглядывал в те указы, кои беспристрастными быть повелевают». Телесные наказания при проведении следствия Н.И. Новиков как убежденный сторонник гуманных идей Просвещения считает совершенно недопустимыми и указывает, что для государства нет ничего вреднее некомпетентных, неоправданно жестоких и пресмыкающихся перед сильными мира сего. Нам представляется, что в своих воззрениях на нравственную сущность судопроизводства Н.И. Новиков и московские масоны его времени наследовали правовым взглядам видного масонского и культурного деятеля Москвы того времени А. П. Сумарокова, который писал следующее: «Лихоимство есть из первых статей беззакония. Не оправдается тот, который записывает деревни или тому подобное делает, думая, что он законов не преступил: законы ради порядка в таковом случае, а бесчестного человека нимало не извиняют».203

Одной из важнейших проблем государственно- правового характера масоны, в том числе и московские мартинисты, считали проблему равенства людей в Российской империи. Пожалуй, здесь просматривается определенная солидарность взглядов масонского сообщества Н. И. Панина и «братьев» новиковского круга. Князь Д.А. Голицын называл равенство (между прочим, составной элемент масонской триады «Свобода, равенство, братство») не иначе как «незрелой и химерической идеей», но в то же время указывал на унизительность рабства, которое является «высшей степенью лишения человека достоинства, уничтожения разума и имеет необходимым следствием порчу нравов».204 Видный юрист, активный участник обсуждения законодательных вопросов накануне созыва Комиссии нового Уложения, член Комиссии составления законов с І 796 года, действительный статский советник Алексей Яковлевич Поленов (1738 — 1816), одновременно масон ложи «Немезиды» (кстати, в античной мифологии, используемой энергично русскими масонами, богиня справедливого возмездия) и переводчик юридических сочинений европейских масонов написал работу «О крепостном состоянии крестьян в России». Нам интересна в границах научного исследования глава «О происхождении рабского состояния», в которой масон- правовед пишет следующее: «Ничто человека в большее уныние не может привести, как лишение соединенных с человечеством прав. Чрез сие мало- помалу приходили мы в нерадение и леность, которые, понижая нас, нечувствительно отнимают все силы и препятствуют нашему разуму возвыситься до надлежащей степени совершенства. Дошед до того, всегдашнее недоверие и некоторая боязнь не дозволяют проникнуть сквозь густые невежества облака. Но пусть человек пользуется правами человечества, пусть уничтожены будут не допускающие его до исполнения препятствия, то, возвратив свои силы, вскоре переродится».

Осуждая всемерно бессердечное угнетение человеком человека, А. Я. Поленов не выступает противником крепостного права в России, но считает, что государственное законодательство должно проявлять милосердие по отношению к крепостным, как- то: нельзя продавать семейных крестьян порознь, так как от этого страдают не только люди, но и хозяйственная деятельность. Совершенно в просветительском духе А.Я. Поленов предлагает для защиты крепостных крестьян от каких- либо притеснений создать на государственном уровне особые суды, которые «должны быть снабжены хорошими инструкциями, дабы богатый бедному, сильный немощному предпочтены были, но каждый по заслугам своим получил бы достойное воздаяние», и все это «через установленное на твердом основание правосудие».

Похожие диссертации на Государственно-правовые воззрения российских масонов на рубеже XVIII-XIX веков