Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование конституционной доктрины американских федералистов Остроумов Сергей Владимирович

Формирование конституционной доктрины американских федералистов
<
Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов Формирование конституционной доктрины американских федералистов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Остроумов Сергей Владимирович. Формирование конституционной доктрины американских федералистов : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Н. Новгород, 2002 162 c. РГБ ОД, 61:03-12/725-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Естественное право в Западной Европе XVIII века и его влияние на политико-правовые отношения в североамериканских колониях Великобритании 11

1 . Развитие политических и правовых отношений в североамериканских колониях Великобритании 11

2. Естественное право как культурный феномен западной европы XVII - XVIII веков 38

Глава II. Эволюция политико-правовых идей в североамериканских колониях Великобритании XVIII века 70

1 Американские мыслители XVIII в. о естественных правах человека и народе 70

2. Политико-правовые идеи американских федералистов 70 - 80 гг. XVIII в

Заключение 148

Библиографический список 152

Введение к работе

Актуальность исследования.

Соединенные Штаты Америки — великое государство конца XX -начала XXI веков является тем образцом, которому подражают различные страны мирового сообщества. Изучение исторического опыта США может быть многоплановым, но анализ процесса формирования государственной идеологии, конституционных учреждений является поучительным и актуальным в особой степени для юриспруденции и политологии молодой Российской Федерации. Среди многого, что можно почерпнуть из богатого идейного наследия тех людей, которые построили великолепную конструкцию этого государства, особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено применению и сохранению этими людьми принципов естественного права, основы личностного суверенитета гражданина (иначе — прав личности). Именно конституционные материалы американской истории фиксируют естественно-правовые нормы, и эта созданная ими нормативная база остается образцом для стран мирового сообщества, вошедших в систему ООН и идущих по пути прогрессивного развития через укрепление личных прав каждого человека на всем мировом пространстве.

Для России сегодняшнего дня важен вопрос о демократическом содержании ее республиканско-федерального строя. Напряженный поиск оптимальной государственно-правовой модели, выход из глубокого кризиса, существующего сейчас в политической жизни российского общества, невозможен без осознания целей и задач в построении такой государственной формы правления и политической власти, где соотношение прав и обязанностей общества и государства явились бы оптимальными для страны.

Попытки создания в современной России правового государства, основанного на республиканско-демократических принципах в общих чертах созвучны событиям, происходившим в США 200 с лишним лет назад. Детальное изучение данной проблемы помогло бы понять, а значит сделать более предсказуемым процесс формирования демократической государственности в нашей стране.

Объектом изучения стали общественно-политические и политико-правовые отношения в американском обществе XVIII века, где шел активный поиск путей оптимизации общественного состояния через актуализацию идей естественного права (общественный договор, антропологический принцип в политике и юриспруденции).

Предметом изучения стали памятники государственного права 70-90-х годов XVIII века, в частности, произведения Локка, Монтескье, Мабли и других представителей европейского просвещения, а также интерпретация их взглядов в сочинениях американцев Д. Отиса, Д. и С. Адамсов, Т. Пейна и др. Особенно тщательно рассматривались политико-правовые произведения А. Гамильтона, Д. Джея и Д. Мэдисона, лидеров федералистского движения США, их концепция построения единого сильного государства с федеральной формой территориального устройства.

Целью диссертации является анализ историко-правовых и политико-идеологических причин создания американской Конституции 1787 г. как основы политико-правового порядка наиболее развитого государства на современной политической арене, проследить влияние естественно-правовых идей на формирование американской конституционной доктрины.

Для достижения этой цели соискатель поставил ряд конкретных задач:

1) выявить особенности формирования североамериканского общества в XVII-XVIII вв., его национальные, культурные и религиозные аспекты;

  1. проследить правовую институализацию социально-политической организации в североамериканских колониях;

  2. выявить виды правовых отношений между колонистами, между колониями и Великобританией во второй половине XVIII в.;

  3. рассмотреть идейно-политический и правовой «багаж» североамериканцев как отражение передовых концепций английского либерализма конца XVII - начала XVIII века и французского Просвещения середины XVIII в.;

  1. изучить творчество Монтескье, Мабли, Руссо в их связи с культурно-политическими установками революционизирующегося американского общества второй половины XVIII в.;

  2. выявить основные политические причины, которые определяли политический динамизм американской интеллектуальной элиты, проанализировать изменение взглядов политических мыслителей североамериканских колоний (позднее - штатов);

  3. показать, как*воплощались идеи Д. Отиса, Б. Франклина, Т. Пейна, Т. Джефферсона и др. в политических и конституционных Декларациях периода войны за независимость;

8) проследить процесс формирования идеологии американского
федерализма, как основы создания проекта федеральной Конституции
осенью 1787 г.;

9) подробно рассмотреть позицию защитников новой федеральной
конституции А. Гамильтона, Д. Джея, Д. Мэдисона по основным вопросам
конституционного статуса США в конце 1787 - начале 1788 гг.;

10) проанализировать предложения А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д.
Джея по вопросам организации судебных органов и судопроизводства в
США.

Степень разработанности проблемы. История Северной Америки, в том числе в XVIII столетии, стала активно и эффективно изучаться отечественными специалистами более 50 лет тому назад, что явилось отчасти

побочным продуктом ((холодной войны». Большой коллектив историков был собран в специализированном научно-исследовательском «Институте США и Канады». Отдельные группы исследователей сложились в Ленинграде, а позднее в Нижегородском государственном университете. Накопленные ими материалы дали базовый фонд первичной обработки фактов для данной работы. Особенно следует отметить переводческую деятельность московских ученых, сделавших доступными для русскоязычного читателя сочинения Джорджа Вашингтона, Бенджамина Франклина, Томаса Пейна, других американских просветителей и политических деятелей. Отметим, в особенности, издание «Американские просветители. Избранные произведения. Т. 1-2.» (М. 1988 -1989). В диссертации широко использованы труды В.В. Согрина «Идейные течения в американской революции XVIII в.» (М.1988), «Основатели США: исторические портреты» (М. 1983). Интересной для нас с методической точки зрения стала работа Н.Н. Яковлева «Вашингтон» (М.1973), стандартная биография первого президента. Использовались и переводы с английского, осуществленные советскими специалистами, в частности, трехтомное издание В. Л. Паррингтона «Основные течения американской мысли» (М. 1963).

Однако все эти работы (включая переводные) не дают достаточного анализа происходивших в Северной Америке политико-правовых процессов, тех теоретических поисков, которые вели представители американской интеллектуальной элиты в сфере политологии и философии права. Данная работа призвана в известной степени компенсировать этот пробел.

В таком контексте, как заявлено в названии работы, данная проблема не изучалась в современной отечественной науке. Вместе с тем отдельные вопросы истории американского конституционализма серьезно разрабатывались многими российскими учеными, перечень которых содержится в библиографическом списке.

Методология диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод, в рамках которого

применялись различные частные методы, в том числе сравнения, описания, структурного и функционального анализа и синтеза. В ходе исследования активно использовались методы, характерные для юридической науки: сравнительно-правовой метод, формально-юридический, конкретно-социологические методы.

Теоретической базой диссертационной работы послужили труды российских и зарубежных ученых, исследующих различные стороны американского конституционализма, истории становления практики защиты прав личности и их теоретического обоснования. Специфика исследования обусловила привлечение ряда фундаментальных трудов по теории государства и права, всеобщей истории государства и права, истории правовых учений. Существенный вклад в теоретическое основание исследования внесли труды отечественных ученых - С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.Б. Венгерова, В.Г. Графского, Д.А. Керимова, С.Н. Кожевникова, В.Н. Кудрявцева, Е.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянса, В.Б. Романовской, А.В. Петрова, А.С. Шабурова.

Новизна диссертации в немалой степени определяется недостаточной разработанностью данной проблематики в историко-правовой науке, а также пересмотром и развитием методологии исторических исследований в последние полтора десятилетия. Прежде всего, здесь имеется ввиду отказ от вульгарно понимаемого классового подхода в оценке исторических событий. Необходимо упомянуть и открывшуюся в 1990-х годах возможность использовать ранее недоступную источниковую базу, различные иностранные публикации.

Новизна диссертации состоит в системном и сжатом по форме анализе большого числа разнообразных историко-правовых и историко-политических источников с целью выяснения динамики перехода естественно-правовой теории в основополагающие конституционные документы демократического

*.

характера в ходе борьбы за независимость США и утверждения на ее территории республиканского конституционного правопорядка.

Научная новизна исследования находит отражение в ряде положений диссертационного исследования. Она обусловлена, прежде всего, самой постановкой общей проблемы исследования, вынесенной в заглавие работы. В целостном историко-правовом охвате влияние естественно правовых идей на разработку конституционной доктрины североамериканских штатов в истории государства и права и истории правовых учений ранее не рассматривалось. Впервые на диссертационном уровне была сделана попытка комплексного исследования данной проблемы и получены новые результаты и выводы, которые нашли отражение в положениях, выносимых на защиту:

  1. хотя в диссертации речь идет о конституционных процессах, происходивших в США в XVIII веке, поднятые в работе вопросы вполне актуальны для XXI века, так как существующий доныне конституционный строй США остается одним из наиболее удачных, служит ориентиром для изучения и подражания в различных странах, в том числе - в Российской Федерации;

  2. конституционный строй США сложился благодаря действию различных факторов исторического характера, среди них: особенности политико-правовых отношений между североамериканскими колониями на разных социально-политических уровнях;

  1. были выявлены различные типы общественно-политических порядков в тринадцати отдельно взятых штатах США; сделан акцент на радикально-демократических порядках в штате Пенсильвания, источником которых явилось учение христианско-церковной общины квакеров;

  2. при изучении европейских идей, которых придерживались колонисты, особое внимание было уделено политическому учению Монтескье, а также ученика Ж.Ж.Руссо - Мабли; именно на Монтескье и

Мабли наиболее часто ссылаются отцы-основатели США; заветам Монтескье они пытались следовать в выработке конкретных политических рецептов;

5) конфедеративное устройство Соединенных Штатов, сложившееся в
ходе Войны за независимость, явилось результатом противоречия между
идейными платформами различных интеллектуальных групп США,
защищавших интересы разных, порой антагонистических групп, локально-
партикулярные стремления и др.

6) произведения триумвирата федералистов (А. Гамильтона, Д.
Мэдисона, Д. Джея) являются важным этапом развития политологии и
теории права, заслуживающими детального изучения, их федеративная
теория была признана лучшей в XIX веке (об этом писал английский
политолог Дж. Ст. Милль) и остается с небольшими оговорками таковой до
сего дня, в частности для политической ситуации современной Российской
Федерации;

7) Гамильтон и Мэдисон, если судить по их статьям 1787 -1788 гг.,
принадлежат к умеренно центристскому крылу политического спектра США
своего времени; именно отказ от радикализма, взвешенный, порой
компромиссный подход к сложнейшим проблемам политики позволил им
отстоять Конституцию США 1787 г., добиться ее всенародного одобрения, и
тем самым положить начало одному из великих государств современности;

  1. Гамильтон и Мэдисон отбросили как анахронизм феодально-сословные устои Старого Света, но в то же время проявляли мало доверия к радикальному демократизму Джефферсона; они отказывались полностью доверять стихии народоправства и свойственным прямой демократии политическим формам (референдум, плебисцит и пр.);

  2. основой организации государственной власти является в США не прямо, непосредственно выраженная воля народа, а система сдержек и противовесов между демократически сформированными ветвями власти.

Практическая значимость диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научно-

исследовательской деятельности для сравнительно правовых исследований политико-правовой системы России и зарубежных стран, в первую очередь -США; в учебном процессе - как дополнительный материал по курсам истории государства и права зарубежных стран, истории правовых учений, конституционному праву зарубежных стран, истории политических партий и движений; в практической политической деятельности депутатов российского парламента при выработке концепций федерального развития России.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были отражены в докладах и сообщениях автора на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: научно-практическая конференция «Гражданское общество, государство и право в переходный период» (Н. Новгород, 27 апреля 2001 г.); международная научно-практическая конференция «Социальная политика социального государства» (Н. Новгород, 4-6 октября 2001 г.); региональная научно-практическая конференция «Власть и право» (Н. Новгород, 30 октября 2001 г.), международная научно-практическая конференция «Социология социальных трансформаций» (Н. Новгород, 17-18 октября 2002г).

. Развитие политических и правовых отношений в североамериканских колониях Великобритании

Знакомство европейцев с Америкой началось в конце XV века, если не считать полумифических путешествий скандинавских викингов за полтысячелетия раньше в Винланд (XI век). X. Колумб открыл острова Месамерики в 1492 г. Позднее испанцы и португальцы обошли на своих судах берега южной Америки и южных побережий современных США. В 1498 г. английская экспедиция во главе с итальянцем (из Венеции) Джиованни Габотто открыла североамериканский континент - те его берега, которые входят сейчас в состав провинций Канады, в частности Ньюфаундленд (Вновь найденная земля). Мели ньюфаундлендской банки вскоре стали местом добычи трески (второе десятилетие XVI века), потеснившей в рационе британской бедноты традиционную сельдь. Что касается побережья современных США, то оно в XVI столетии стало предметом внимания немногочисленных отважных мореходов. С юга на север, используя Гольфстрим, двигались испанцы и португальцы, а в обратном направлении, рядом с британскими кораблями, нередко впереди них, шли корабли Франции и Голландии.1 В конце XVI века были отмечены первые попытки создания поселении на берегах и прибрежных островах Северной Америки . XVII век стал временем начала активного освоения прибрежных территорий и разведки глубинных земель Северной Америки. В 1606 г. король Англии Яков I Стюарт создал две монопольных компании акционерного типа (joint-stock companies) для освоения «Виргинии» - так назывался тогда атлантический берег Северной Америки от 34 до 45 северной широты, т.е. от мыса Страха до границы современного штата Мэн с Канадой (провинция Бренсуик). Хартия Якова I лондонской и плимутской кампаниям, подписанная в апреле того 1606 г., были первыми юридическими актами и политическими решениями в то же время, которыми наметились контуры земель будущего великого государства.

Территории, подлежащие колонизации, были предоставлены королем акционерам (т.е. частным лицам) на условиях льготного феодального держания с минимальными поступлениями в пользу короны3. Реально действовала только Лондонская Виргинская кампания, которой в 1607 и последующих годах (особенно 1610 и 1611) удалось укрепиться при входе в Чесапикский залив (западный берег залива), где и было построено первое постоянное укрепление, названное в честь правившего монарха - Джемстаун (современный штат Виргиния). Виргинская колония быстро разрасталась вширь (вдоль западного берега Чесапикского залива) и вглубь вверх по рекам Джемс, Потомак и др. Главным достоинством Виргинии, естественно, была земля. Акционеры получали 50-100 акров1 на акцию в 12 фунтов 10 шиллингов. Кроме того, служащие кампании за счет премий разного рода получали дополнительно десятки и сотни акров. За отправку на свои деньги колонистов-крестьян также давали «призовые земли - до 100 акров». Так складывались огромные земельные владения будущих плантаторов. Крестьяне и иные простые люди, приехавшие за свой счет в Виргинию, также имели право на 50 акров. Те, кто ехал «в долг» - 50 акров получал в виде аренды, которая обычно через 7 лет превращалась в собственность. Все «держатели» земель кампании платили ежегодную фиксированную ренту в 1 или 2 шиллинга с акра, кроме тех лиц, которые по тем или иным привилегиям были избавлены от таких платежей. Виргиния, как территориальная структура строилась на феодальных социальных и экономических основах: иерархия собственников, сословно-иерархическая группировка населения: управляющая элита, фримены, сервенты, позднее -купленные заокеанские рабы. В совет акционеров Виргинской компании входили многие представители высшей знати и взаимодействовавшие с ними воротилы лондонского купеческого истеблишмента.

Естественное право как культурный феномен западной европы XVII - XVIII веков

Общим местом англоязычных сочинений является рассказ о том, как Томас Джефферсон и его ровесники из образованных американских семей зачитывались произведениями великих прогрессивных мыслителей Западной Европы. «... Культу европейских вольнодумцев в Северной Америке способствовало то обстоятельство, что их идеи отвечали потребностям буржуазного развития провинций. Но даже те из американцев, кто не принимал просветителей, не осмеливались изъять их из своих библиотек и тем более из учебных программ колледжей. Книжные каталоги любого из лидеров американской революции (большинство их опубликовано, некоторые - несколько раз. - авт. дисс.) начинаются с имен европейских просветителей и на девять десятых состоят из них».

Используя американские источники XVII века нетрудно установить, кто персонально входил в список властителей дум «отцов-основателей» великой североамериканской республики: это либерально мыслящие идеологи революционной борьбы в Англии XVIII века, среди которых первая строка должна быть отдана Д. Гаррингтону и его «Республике Океана» , чуть далее - Томас Гоббс, Дж. Мильтон и др. Особое место следует отдать Джону Локку, как бы подытожившему результаты кипения революционных страстей в Англии XVII века своими холодно-рассудочными «Двумя трактатами...» 1690 года. Читали в американских землях продолжателей Локка - М. Тиндаля (1656 - 1733), Шефтсбери (1671 - 1713), Дж. Толанда(1670 -1722), ставшего биографом Мильтона, а также лорда Болингброка, идейного наставника великого французского просветителя Жана Маро Аруэ - Вольтера. Американские и европейские историки фиксируют осведомленность американской интеллигенции XVIII века об идеях голландца Гуго Гроция и немецкого представителя «чистой» теории естественного права Самуэля Пуфендорфа (1632-1696).

Позднее американцы увлеклись французской просветительской публицистикой середины XVIII века. Этому способствовало оживление французско-американских политических и культурных связей перед лицом нараставшей конфронтации американских колоний с правительством Великобритании. Последние обстоятельства оказались усугубленными, когда в Париже стала работать представительная делегация только что возникших США по переговорам о мирном урегулировании военного конфликта на землях Северной Америки. Один из членов американской миротворческой делегации - некий Арнольд Ли, став представителем Виргинии в Континентальном Конгрессе - в своих речах так и сыпал цитатами из Монтескье, Вольтера и других. От него не отставал и Джеймс Мэдисон, человек едва ли посетивший к этому времени более пяти американских городков. Он также с высокой трибуны Конгресса трактовал идеи Монтескье, пытаясь поправить ошибочные трактовки уже названного А. Ли1. Подобные примеры можно умножить.

Однако предпочтительнее представить себе на системном уровне, что принесли в умы американских политических писателей и политиков практиков сочинения европейских просветителей, включая в их число Джона Локка. Действительно именно Локк считается духовным праотцем всех мыслящих американцев XVIII - XIX вв.

Локк - это великий философ - сенсуалист, он же - великий основоположник современной педагогики. Но для данного сочинения важно, что он активно разрабатывал теорию естественного права, используя идеи Гроция, Гоббса и особенно Пуфендорфа. Некоторые работы Локка граничат с рассуждениями У. Пенна и других идеологов квакерства о религиозной и политической толерантности. В 1667 г. Локк написал «Очерки о веротерпимости», в 1685 - 1686 гг. - «Послание о веротерпимости». Прямой поддержкой квакерства и аналогичных нонконформистских христианских течений явился его трактат начала 80-х годов XVII столетия, защита нонконформизма . Однако, для целей данной диссертации наиболее интересной являются локковские «очерки о естественном законе». Этот труд британский ученый написал еще в молодом возрасте. В зрелом возрасте им была написана другая работа, которая принесла ему мировую славу - «Два трактата о правлении». В первом из названных произведений, опираясь на знаменитую «Никомахову этику» (кн.1 гл.7) Аристотеля, Локк утверждает, что «политическое право делится на естественное право и на установленное законом, естественное же право повсюду обладает одинаковой силой (выделено Локком). Отсюда он (Аристотель - авт. дис.) приходит к правильному заключению, что существует некий закон природы, поскольку существует некий закон, имеющий силу повсеместно»2. Далее Локк обосновывает тезис, что естественный закон имеет «в себе все необходимое, для того, чтобы быть законом государственным. Ибо, во-первых, это проявление высшей воли, в чем, по-видимому, и состоит формальное основание закона... Во-вторых, он предписывает, что должно и чего не должно делаться, а это и есть собственно признак закона. В-третьих, он обязывает людей, ибо содержит в себе все, что формирует обязательства... Ведь, хотя он не обнародуется так, как это происходит с государственными законами, однако он достаточно известен людям (что и достаточно), поскольку его можно познать...»3

Американские мыслители xviii в. о естественных правах человека и народе

Антиколониальное движение на североамериканских землях принадлежащим Великобритании, заявило о себе на исторической арене в 1763-1764 гг. Именно тогда и в последующие годы возникла целая библиотека трактатов, памфлетов, статей, деклараций и пр. и пр., на многих сотнях страниц которых отразились не только реальная картина общественной жизни американцев того времени, но и лихорадочные поиски путей защиты своих интересов - интересов почти 3000000 населения «территорий», графств, городов, «сел», и «хуторов», широкой полосой растянувшихся вдоль побережья на 2000 км от пальмовых рощ Флориды на юге до покрытых туманом таежных чащоб восточной Канады.

Для этого исторического явления к тому времени сложились определенные условия. Если определять основной фактор национального освободительного движения в будущих Штатах, то его можно определить одной короткой фразой: над свободолюбивыми и привыкшими свободной жизни американцами нависла грозовая туча имперского колониализма Великобритании. Но эта краткая формулировка едва ли может быть понята без некоторых пояснений. Немецко-ганноверская династия, утвердившаяся в Англии в начале XVIII столетия, сделала колониальную экспансию центральным пунктом своей долгосрочной политической программы. Экспансия эта происходила в разных районах планеты (в Индостане -особенно), сопровождалась рядом войн, среди них - войны «за испанское наследство» (начало XVIII века), «за австрийское наследство» (сороковые годы XVIII века), Семилетняя война (1756-1763)...

Для нашей темы те события, которые связаны с великой Семилетней войной (1756-1763), активной участницей которой стала и Россия, но происходили на востоке Северной Америки, явились, как бы историческим прологом. Речь ведется о военных действиях между английскими и французскими войсками по поводу установления гегемонии той или иной великой европейской державы на Североамериканском континенте. Поэтому необходимо сделать экскурс в историю взаимоотношений англичан и французов на востоке Северной Америки. В XVIII веке Франция, богатейшее и наиболее вооруженное государство того времени, вела самую активную колониальную политику, захватила земли на островах Месамерики (Гаити, Мартиника, Гваделупа ! др.), на южноамериканском (французская Гвиана) и, особенно, североамериканском материке. На последнем французы начали колонизацию берегов реки Св. Лаврентия. Были основаны хорошо различимые на любой современной карте Квебек и Монреаль. Позднее, в первой половине XVIII века, французские «лесные бродяги», наладив дружественные отношения с вождями нескольких индейских племен, проникли в воды «Великих Озер», Онтарио и Эри, а оттуда, по реке Огайо первыми спустились к Миссисипи и освоили среднее и нижнее течение этой реки, основав известный город Нью-Орлеан.

Похожие диссертации на Формирование конституционной доктрины американских федералистов