Введение к работе
Актуальность диссертационного исследования. В настоящее время сохраняется устойчивая тенденция возрастания роли религиозного фактора в общественно-политической жизни России. Это объясняется тем, что большинство стран мира, в том числе и Россия, реагируют на процессы глобализации как на вызовы и пытаются найти ответы на них в собственных культурных ресурсах. К тому же, не только в России, но и на глобальном уровне возрастание роли религии в политической жизни – процесс закономерный, связанный с кризисом классических идеологий, стремлением сохранить национальную идентичность в условиях глобализации.
В политической теории сохраняет свою эффективность культуралистский подход, выводящий формы социальности, в том числе политической жизни, из религиозных традиций. Диалектическое напряжение между традицией и современностью, из которого некогда возникла западная цивилизация, ныне проявляется и в других цивилизациях, где религия выступала государственно-образующим институтом.
Русская православная церковь (РПЦ) по своему существу и статусу на протяжении всей своей истории была государственной. В ней всегда доминировал так называемый «мотив государственной полезности». В свою очередь, государство рассматривало РПЦ не только как религиозный институт, но и как идеологическую платформу власти.
Многовековое подчинение церкви государственной власти породило социально-политическую инертность православия, а церковные идеалы тяготели к самодержавию, игнорируя иные варианты политического устройства страны. В условиях господства коммунистической идеологии церковь преследовалась и оказалась отодвинутой на обочину общественной жизни. В столь жестких рамках традиционная социально-политическая пассивность церкви стала способом ее выживания в большевистском государстве.
Сегодня религиозный фактор вновь обрел свою политическую актуальность. Отказ от коммунистической идеологии, распад СССР, процессы глобализации и кризис национальной идентичности обусловили усиление внимания к Русской православной церкви со стороны общества. Несмотря на то, что Россия веками развивалась как многонациональная и многоконфессиальная страна, именно к авторитету РПЦ как наиболее крупному социальному институту обращается политическая элита для оправдания или отрицания того или иного политического и цивилизационного выбора. В свою очередь, церкви, чтобы соответствовать современным реалиям и не оказаться за пределами социально-политической жизни общества и государства, следует открыто выражать свою позицию.
Актуальность диссертационного исследования определяется следующими основными обстоятельствами:
-
Ролью Русской православной церкви в социальной и духовно-нравственной жизни современного российского общества.
-
Необходимостью наличия у Русской православной церкви социально-политической доктрины, способствующей ее превращению в действенный институт гражданского общества.
Степень разработанности темы. Интерес исследователей к социально-политической составляющей религии оформился в Новое время. В частности, Томас Гоббс, основоположник социологической теории религии, в работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», отстаивая принцип примата государства над церковью, тем не менее, рассматривал религию как систему законов, необходимых для контроля за обществом. Позднее изучением социально-политического характера религии занимались О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Зомбарт, П. де Лобье и другие, отразившие характер взаимодействия религии и власти.
Свою лепту в изучение религиозных оснований политической жизни внесли русские религиозные мыслители и философы XIX-XX вв.: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, С.Л. Франк.
Для рассмотрения социально-политической доктрины католицизма важными источниками являются Библия, сочинения Августина Блаженного, Исидора Севильского, Григория Великого, Фомы Аквинского, энциклики римских пап, прежде всего, Льва XIII, Пия XI, Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна-Павла II, деятельность которых в большой степени была посвящена общественным вопросам и роли церкви в государстве. Другими источниками являются труды теологов В.Э. фон Кеттелера, А. де Любака, Ж. Маритена, Ю. Майка, Й. Хеффнера.
Учение протестантизма было сформулировано в начале ХVI в. М. Лютером и Ж. Кальвином, затем было дополнено и развито такими теологами протестантизма как К. Барт, Д. Бонхеффер, А. фон Гарнак, Э. Трельч.
Важнейшим источником, определившим во многом социально-политическую мысль русского православия и историю церковно-государственных отношений, является торжественная проповедь 1043г. киевского митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати» . Выделяются труды священнослужителей РПЦ XIX-XX вв. епископа Игнатия (Д.А. Брянчанинова), архимандрита Феодора (А.М. Бухарева), доктора богословия, протоиерея Г.В.Флоровского.
Принципиальные суждения по данной проблематике неоднократно высказывали предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, председатель отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Г.В. Алфеев), игумены Вениамин (В.Н. Новик) и Филарет (А.В. Булеков), протодиакон А. Кураев, протоиереи В. Чаплин, В. Цыпин.
Доктринальными источниками социально-политической мысли Русской православной церкви сегодня являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000г.), «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008г.), «Базисные ценности – основа общенациональной идентичности» (2011г.), которые отражают позицию РПЦ по широкому спектру религиозных, экономических, социальных и политических вопросов.
Отдельный блок литературы составили государственные правовые документы различных периодов: собрания узаконений РСФСФ, Материалы Пленума ЦК КПСС, Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного совета СССР, Закон «О свободе вероисповедания» (1990), Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях (1997) и др. Большую помощь, особенно в исторической части, оказали сборники архивных материалов Кремля.
Роль Русской православной церкви в социальной, политической и экономической жизни России отражена в работах многих современных исследователей. Их условно можно разделить на два блока.
В первом блоке сосредоточены исследования, посвященные традиционалистскому подходу к пониманию влияния православия на политическую историю России и это, прежде всего, работы Н.Н. Алексеева, В.Н.Андреева, А.Л. Андреевой, В.А. Ачкасова, В.А. Бачинина, Ю.Ю. Булычева, А.Л. Казина, М.Н.Коняева, А.С. Панарина, В.Е.Семенова, А.Н. Швечикова, И.А. Федорова.
Исследовательские труды второй группы авторов: О.Ю. Васильевой, О.Е. Казьминой, К.Н. Костюка, А.И. Кырлежева, М.П. Мчедлова, Н.А. Митрохина, В.Д. Роика, Н.А. Трофимчука, С.Б. Филатова, С.Л. Фирсова и др., в диссертации отнесены к либеральному подходу изучения особенностей социально-политической мысли православия и роли РПЦ в современном государстве.
Объектом исследования является Русская православная церковь в современной социально-политической жизни Российской Федерации.
Предмет – формирование социально-политической доктрины Русской православной церкви.
Цель работы – определить основные этапы формирования и развития социально-политической доктрины Русской православной церкви.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-
сформулировать понятие социально-политической доктрины церкви;
-
выявить социально-политические идеи ветхозаветного и новозаветного периодов христианства;
-
осуществить анализ влияния социально-политического учения католицизма и протестантизма на становление правового государства и институтов политической демократии;
-
проанализировать роль православия в становлении российского государства;
-
определить генезис и проследить динамику формирования социально-политической мысли РПЦ;
-
выявить ориентиры совершенствования социально-политической доктрины Русской православной церкви.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы отечественных и зарубежных ученых, религиозных мыслителей, теологов и богословов.
Методологические основы исследования определяются:
-
историческим подходом, посредством которого выявляется влияние православия и Русской православной церкви на становление и развитие российского государства;
-
системно-институциональным подходом, рассматривающим церковь в качестве социального института в ее взаимодействии с институтами государственной власти;
-
сравнительным подходом, позволяющим изучить социально-политические доктрины различных церквей, что дает возможность определить степень разработанности социально-политической доктрины Русской православной церкви;
-
культуралистским подходом, обращающим внимание на влияние господствующей религии на политическую жизнь общества;
Эмпирической основой исследования являются данные социологических опросов, печатные издания средств массой информации и дополнительно информационные и аналитические Интернет-ресурсы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:
-
сформулировано политологическое определение понятия «социально-политическая доктрина церкви»;
-
обозначены принципиальные положения Ветхого и Нового Заветов, образующие архаические основания христианской социально-политической доктрины;
-
рассмотрены основные этапы истории развития социально-политического учения католицизма и протестантизма и их влияние на формирование институтов политической демократии;
-
отражена динамика формирования социально-политической доктрины Русской православной церкви в контексте исследования основных этапов государственно-церковных отношений в российской политической истории;
-
выявлены политико-правовые факторы, противодействующие формированию социально-политической доктрины Русской православной церкви, содействующей процессам модернизации российского общества и превращению РПЦ в действенный институт гражданского общества;
-
предложены основные ориентиры совершенствования социально-политической доктрины Русской православной церкви.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Социально-политическая доктрина церкви – это система принципов, позволяющих ей толковать и оценивать с религиозной точки зрения государственную политику в политико-правовой, экономической, культурной и социальной сферах общественной жизни.
-
Русская православная церковь изначально опиралась на обожествление персонифицированной власти. Противоречие между принципом личного доверия и формально-правовым принципом предопределило в истории России характер формирования системы власти, основанной на отношениях личной зависимости.
-
Учитывая влияние существующих социально-политической доктрин католической церкви и протестантизма на мировое политическое развитие, Русская православная церковь не может быть в стороне от модернизационных процессов в России и от создания своей социально-политической доктрины.
-
Социально-политическая доктрина Русской православной церкви, адекватно отвечающая вызовам времени, может стать фактором трансформации церкви в действенный институт гражданского общества.
-
Формирующаяся социально-политическая доктрина Русской православной церкви задает формат консервативной модернизации, обеспечивающей авторитетную духовно-нравственную экспертизу общественно значимых явлений и поддержку институтам представительной демократии.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекций и семинаров по таким дисциплинам как «Политология», «Религиозный фактор в современных политических отношениях», «Религиоведение», а также спецкурсов по политической теологии и социологии религии.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования апробированы изложением основных положений и выводов работы на научно-практических конференциях и в девяти научных публикациях, в том числе в трех статьях журналов, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК России. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии «Северо-Западной академии государственной службы».
Структура диссертационного исследования обусловлена целью и задачами исследования. Состоит из Введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.