Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Царьков Игорь Иванович

Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века
<
Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Царьков Игорь Иванович. Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Самара, 1997 192 c. РГБ ОД, 61:98-12/58-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННО- ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 12

1.1. Генезис учения о естественном праве и государстве.. 12

1.2. Методология правовой науки эпохи Прсвещения .45

ГЛАВА 2. ДЖОН ЛОКК О ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВАХ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 61

2.1. «Первичные» и «вторичные» права естественного состояния 61

2.2. Договорная природа правового государства 87

2.3. Организация государственной, власти 109

ГЛАВА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ.ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИДЕЙ ДЖОНА ЛОККА 124

3.1. Влияние естественно-правовых идей Локка на французских просветителей 124

3.2. Значение естественного права в отечественной правовой мысли конца XIX - начала XX века 148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 176

Введение к работе

. Актуальность проблемы. На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли ясно прослеживается актуальность темы о справедливых формах управления обществом. Проблема соотношения права силы (политического принуждения) и силы права (свободы человека) очень часто возникала, как наиболее важная проблема, в жизни людей. И многие мыслители считали, что -от решения данного вопроса зависит как удовлетворение частных интересов, так и благо общества в целом. Поэтому необходимо признать, что наиболее важным аспектом в жизни и развитии общества является проблема правового регулирования общественных отношений.

В разные периоды истории человечества вопрос управления обществом правовыми средствами формулировался мыслителями и решался в зависимости от конкретных социально-политических и культурных условий.

Уже античные философы видели различие между «правлением закона» и «правлением человека», между правом и законом (jus & lex), а эпоха Просвещения придало этому вопросу новую окраску, заострила проблему, в которой формулировалось соотношение свободы и равенства, права и власти, права и морали, знания и права. Философам и юристам этого периода удалось создать мир правовых понятий и правовых ценностей без которых вряд ли возможно представить жизнь современного цивилизованного общества.

Сегодня наше общество переживает период коренного социально-политического переустройства. Изменения касаются всех сфер общественной жизни: экономической, политической, правовой. И в этих условиях очень важно не упустить из виду пра вовые вопросы. На наш взгляд в системе приоритетов праву должна быть отведена ведущая роль, а для этого, представляется оправданным обращение к историческому и интеллектуальному опыту развитых (в правовом отношении) стран.

Изучение интеллектуального правового наследия сможет помочь освоить и понять фундаментальные правовые категории, четче очертить границы правовой сферы и определить ее отношение к другим сферам общественной жизни. Осознанное воспроизведение этого интеллектуального опыта дает не только историческое знание, но и знание применимости правовых категорий к конкретным социально - историческим условиям, знание возможностей правовой мысли, ее предпосылок, системы аргументации и фундаментальных выводов.

В этой задаче наиболее выгодной, на наш взгляд, является естественно-правовая концепция Дж. Локка. Английский просветитель принадлежал к той плеяде философов для которых вопрос философской легитимации государства и права занимал одно из самых важных мест в его творчестве. При этом Дж. Локку удалось увидеть целостно-единый мир норм, осознававшийся прежде либо порознь ( фрагментарно) - право на жизнь без права собственности, право собственности без свободы установления собственных целеполаганий, либо в качестве подчиненных моментов иных нормативных образований: нравственности и обычая, канонического права и «государственной целесообразности». Причем его идеи не остались временными, а оказали существенное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли.

Выбор темы определен еще и тем, что в нашей отечественной литературе Локк представлен в большей степени как фило соф. Часто можно встретить работы с анализом его эмпирико -сенсуалистических принципов гносеологии, но реже анализ политико-правовых взглядов. Не достаточное внимание к этой стороне творчества Дж.Локка легко объяснимо. Он всегда представлялся как идеолог раннебуржуазного общества и, соответственно, его идеи ни в коей мере не соответствовали общественному идеалу советской формации.

То, что Дж. Локк стоял у основания философской легитимации частного интереса, не вызывает никакого сомнения. Однако сегодня мы должны осознать, что без некоторых его политико-правовых позиций невозможно представить существование ни гражданского общества, ни правового государства, становление которых является стратегией нашей политики. Именно сегодня и для нас Локк важен в силу того, что не имея за плечами устойчивого опыта правовой культуры существует опасность пренебрежения данной теме и, как следствие, опасность рецидива тоталитаризма. Внимательное отношение к его творчеству сможет оказать помощь в создании основ гражданского общества и правового государства.

Хронологические рамкиисследования. Хронологические рамки исследования затрагивают очень важный период в развитии политической и правовой мысли. XVI - XIX века в истории Европы, являются периодом становления новых форм общественной жизни на фоне которого определялись и закаливались новые правовые категории. Поэтому исследование не ограничивается только анализом политико-правовых взглядов Локка, но и рассматривает вопрос генезиса политико-правовых идей и влияние локковского наследия на последующих мыслителей Просвещения.

В первую очередь внимание уделяется политическим воззрениям Н. Макиавелли как пионеру в учении о сущности светской власти, а также, непосредственному предшественнику Дж. Локка на английской почве в естественно-правовом учении, Т. Гоб-бсу.

Эти два мыслителя выбраны не случайно. На наш взгляд именно они сформулировали новую парадигму политической власти и заострили проблему соотношения власти и права. Так Макиавелли, определив политическую власть как силу к принуждению, а ее цель само стремление к власти, отделил политические явления от других общественных явлений и, тем самым, создал политическую науку как независимую от других наук. Гоббс же, развивая идеи флорентийского мыслителя, сформулировал понятие естественного состояния и естественных прав человека, которые являются условием существования общества. Таким образом круг политико-правовых проблем, очерченный ими, являлся необходимым интеллектуальным источником для локковской мысли и без анализа их творчества будет сложнее понять всю панораму его идей.

Многие из локковских политико-правовых идей нашли свое применение как в практическом опыте построения государства, так и были приняты рядом мыслителей французского просвещения и отечественными правоведами конца XIX - начала XX веков.

Такие мыслители как Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо не только догматически восприняли идеи Локка, но и предприняли попытку усовершенствовать его некоторые положения. В частности Монтескье в большей степени удалось обосновать принцип разделения властей и конкретизировать полномочия каждой из ветвей власти, нежели это было у Локка. Отечественные мыслители, такие как В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, - стремились развить естественно-правовую теорию введением в перечень естественных прав социально-экономические права граждан - право на достойное существование.

В этом отношении представляется важным анализ влияния политико-правовых идей Дж. Локка на последующих мыслителей с целью определения границ развития естественно-правовой теории с тем, чтобы развитие и усовершенствование теории не привело к искажению ее смысла.

Цель_.._и_ задачи, исследо АЖЯ.- Целью исследования является рассмотрение процесса происхождения и развития идей о естественных (неотчуждаемых) правах человека и вклада в этот процесс Дж. Локка. Исходя из основной цели исследования, автор поставил задачу решения следующих аспектов проблемы:

- выявить теоретико-легитимационную базу политического принуждения.

- определить степень аргументированности (обоснования) необходимости политической власти и истинных форм государства.

- определить юридическое значение таких базовых категорий как «свобода», «естественные права», «собственность», «гражданин», «общественный договор», «гражданское общество», «государство», «политическая власть», «суверенитет» (политический и юридический).

- выявить основные правовые, политические и культурные механизмы реализации юридических категорий.

- определить границы и возможности правового мышления.

- рассмотреть вопрос о методе правовой науки в эпоху Просвещения, точности и ясности методологических принципов.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды английских, французских и отечественных юристов и философов как прошлого, так и настоящего времени, занимающихся исследованием политических и правовых учений.

Основные выводы диссертации сформулированы на основе анализа идей Джона Локка, изложенных в его произведениях: «Два трактата о правлении», «Опыт о веротерпимости», «Мысли о воспитании», «Опыт о законе природы», «Опыт о человеческом разумении», «06 управлении разумом». При написании диссертации были изучены концепции, представленные в трудах Аристотеля, Платона, Макиавелли, Бэкона, Гоббса, Монтескье, Руссо, Юма, Канта, Гегеля. Использованы теории изложенные в работах современных западных юристов, философов и политологов Р. Арона, С. Лоу, Д. Ролза, 0. Хеффе, М. Селигера, К. Поппера и др.

При работе над диссертацией автор опирался на труды российских ученых прошлого и настоящего: В. М. Гессена, И. А. Ильина, К. Д. Кавелина, Б. А. Кистякосвского, А. П. Куницы-на, С. Л. Котляровского, П. И. Новгородцева, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина, А. Ященко, Н. М. Азаркина, К. С. Гаджие-ва, В. Г Графского, П. С. Грацианского, Ю. Н. Давыдова, Г. А. Заиченко, В. Д. Зоркина, И. Ю. Козлихина, Е. 0. Литвиновой, Л. С. Мамут, М. К. Мамардашвили, А. Н. Медушевского, И. С. Нарского, В. С. Нерсесянц, В. Е. Сатышева, Э. Ю. Соловьева, М. М. Федоровой, 3. М. Черниловского, В. М. Шамшурина, М. А. Юсим и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что в политико-правовой концепции Дж. Локка автор усматривает некоторые положения на которые в последующие времена в меньшей степени обращалось внимание или происходила необоснованная критика.

В результате исследования произведений Дж. Локка диссертант обосновывает следующие положения:

-локковская трактовка понятия свободы как формы самосознания, реализующейся в практической жизни через выбор, позволяет обосновать формальное равенство - равенство без уравнительности с сохранением и фиксированием естественных различий.

- разделение естественных прав на «первичные» и «вторичные» права определяется Локком через понятие «отчуждение». И если вторичные права отчуждаются по причине их субъективности (произвольности), то первичные являются неотчуждаемыми правами. На первичные не только никто не имеет права посягать, но и сам человек не имеет права добровольно передавать в чужие руки. Эти права составляют перечень фундаментальных (природных) прав человека, защищаемых и охраняемых по «закону природы».

- теоретико-легитимационное понятие «естественное состояние» Локк определяет не как состояние общества в целом, а как состояние конкретных эмпирических субъектов. Этим самым ему удается избежать спекулятивных ловушек в отношении интерпретации естественного состояния общества, то ли как исключительно состояние войны, то ли как состояние мира и согласия. Через это понятие определяется самонедостаточность естественного состояния и обоснование необходимости перехода общества в политическую форму жизни.

- политическая форма жизни образуется посредством общественного договора, посредством которого граждане, учреждая институт политического принуждения, передают ему свои «вторичные» права естественного состояния. «Первичные» же права, являясь предметом общественного договора, определяют круг полномочий государства и, тем самым, ответственность за соблюдение этих прав возлагается на обе стороны (общество и государство).

- понятие «общественный договор» не является эмпирическим понятием. Оно отражает постоянно возобновляющийся процесс перехода из естественного состояния в правовое, который случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово и всеми вместе. Это создает условия правовой преемственности и дает право на перезаключение договора, если его условия нарушены.

-Локк трактует понятие собственности в широком и узком значении. Для него юридической формой обладает только та собственность, которая создана трудом и, следовательно, только такая собственность пользуется юридической защитой. В этом случае, она выступает независимым от государства социальным институтом, определяющим границы между гражданским обществом и государством.

Проанализировав произведения многих авторов, интерпретирующих основные естественно-правовые выводы Дж. Локка, автор пришел к выводу, что многие его положения были достаточно точно восприняты потомками, а некоторые искажены и не правильно поняты. Не малая часть его критиков строит свои аргументы, которые, в силу неадекватного понимания, не достигают цели, поэтому, слабы и поверхностны.

Помимо этого автор считает, что относить Дж. Локка только к истории прошлого не верно. Нельзя утверждать, что время •

Локка прошло, что его правовая философия была правильной и полезной только до промышленной революции. Несмотря на изменившиеся общественные условия локковская государственно-правовая концепция достаточно устойчива именно в силу того, что он не выводит ее из одного единственного принципа, а использует многообразие эмпирических фактов. Это делает ее жизнеспособной даже для современности.

Драктичедкая-Дначітм.одіь исследования состоит в том, что обобщения и выводы, а так же фактический материал могут быть использованы студентами, преподавателями и аспирантами, изучающими историю политических и правовых учений; могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории политических и правовых учений, в дальнейшей работе исследователей, изучающих данную проблематику, а так же законодателями, создающих правовую базу общества.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации использовались автором в ряде статей и в монографии «Философские и государственно-правовые взгляды Джона Локка», в лекционной работе в различных вузах города.

Генезис учения о естественном праве и государстве..

В истории европейских государств новый этап развития государственно-правовых идей можно отнести к эпохи Возрождения. После долгого господства религиозного мировоззрения с его противопоставлением божественных законов человеческим и подчинением вторых первым, с общепринятым взглядом на. государство как средства реализации «Града божьего на земле», и с представлением о естественной привилегированности отдельных социальных слоев, с отождествлением земельной собственности и политической власти и уверенностью в том, что таким образом устроенное общество - есть замысел Создателя, в силу чего - изменение общественных условий жизни вне компетенции человека, идеи государства человеческого и права разумного в период Ренессанса черпались и подкреплялись гуманистами путем обращения их к античному наследию. А. Грамши связывает Гуманизм и Возрождение не с литературой и искусством, не с художественной культурой вообще, а с политико-экономическими и нравственными проблемами. Подобная оценка не выглядит парадоксально и противоречащей общепринятому взгляду на эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, которого Грамши называет первым «наиболее выразительным представителем» в области исследования основ «итальянского Государства», в вступлении к свей книге «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» отмечает, что интерес к античному наследию в большей степени выражен в собирании и подражании античному искусству, когда «обломок какой-нибудь» античной статуи служил украшением и образцом для подражания, тогда как «доблестные деяния» великих полководцев, граждан, законодателей и др., о которых повествует история «вызывают скорее восхищение, чем подражание».

Мы можем на полном основании причислить Н.Макиавелли к пионерам государственно-правовой мысли, чье творчество было не только впервые после средневековья обращено к политико-правовой проблематике, но и которое заложило основы для создания неведомого ни античности, ни тем более средневековью нового представления о праве и государстве. И хотя Макиавелли не выступал как теоретик, разрабатывающий аргументов-но-понятийный аппарат, а только «кладет начало прагматической, опытной политической науке»,5 при этом мало уделяя внимания правовой теме, тем не менее, в описываемый им политический опыт включены такие положения, которые будут служить в дальнейшем основой для разработки последующими мыслителями идей естественного права и правового государства.

Следует отметить, что мало кто из европейских мыслителей был удостоин такой чести находиться под постоянным и пристальным вниманием критики как Н. Макиавелли. Юристы, философы, историки, изучающие итальянское Возрождение, всегда уделяли Макиавелли первостепенное значение, и сегодня с каждым годом появляются новые работы о жизни и творчестве флорентийского мыслителя.6 Такое внимание объясняется тем, что в своем творчестве он затронул противоречия общечеловеческого масштаба, что выявленные им проблемы это проблемы не только вчерашнего,но и сегодняшнего дня.

«Первичные» и «вторичные» права естественного состояния

В зарубежной и отечественной литературе большая часть исследований посвящена гносеологическим воззрениям Дж Локка и многие до сих пор утверждают, вслед за философами С. Лам-прехтом и Ф. Поллаком, что Локк-философ затмевал славу Локка-политика.

Интерес к творчеству английского просветителя развивался волнообразно. После большого подъема у французских просветителей накануне буржуазной революции наступает спад, ознаменовавший разрыв с идейным течением теории естественного права . Льюис заметил по этому поводу, что в Англии одно время вошло в моду относиться к Локку свысока. И уже в самом начале XIX века на первый план выходит историческая школа права Савиньи и Пухты, которая «противопоставила рационализму философии просветителей эволюционный подход к праву...».

Затем новый этап в исследовании политико-правовых идей Дж. Локка начинается в 1876 году, когда вышла в свет работа Ф. Борна «Жизнь Джона Локка». В том же году Л. Стефен издает двухтомную «Историю английской мысли XVIII века», где прослеживает влияние идей Локка на политическую мысль Англии. Л. Стефан отмечает, что для века Просвещения Дж. Локк был «идейным источником, откуда позднейшие писатели выводили свои аргументы, и тем авторитетом, к которому они апеллировали при недостатке аргументов». Этой же мысли придерживается Т. Л. Лабутина. Но, все же, до середины XX века интерес к Дж. Локку был не велик. Примечателен тот факт, что в 1926 году на родине мыслителя издается сборник статей под общим названием «Социальные и политические идеи некоторых великих мыслителей XVI - XVII веков», в котором присутствовали статьи посвященные анализу идей таких мыслителей как Б. Спиноза, Ф. Суареш, Т. Гоббс, Г. Гроций и других, но не было статьи о политике-правовых взглядах Дж. Локка. И только с 1966 по 1976 годы в родной стране Локка журнал «Философия» характеризует это десятилетие как «период, когда движение «Назад к Локку» достигло размаха движения «Назад к Гегелю». Следует учесть, как справедливо заметил Г. Геттер в своей «Истории всеобщей литературы», «что он (Дж. Локк - И. Ц.) свое учение о познании теснейшим образом связывал с вопросами политики и религии».117 Той же мысли придерживается Р. Аарон. Поэтому различение Локка-философа и Локка-политика, акцентирование внимания на одной из сторон его творчества не могут дать полной картины локковских идей. Примечателен факт, что В. Г. Графский в своей докторской диссертации «Проблема взаимоотношений власти и знания в истории политической мысли» рассматривает эту проблему у таких мыслителей как Платон, Аристотель, бл. Августин, Ф. Аквинский, Лютер, Кальвин, Декарт, Гоббс, Бэкон, Сен-Симон, Конт и др, и в этом многочисленном списке нет Дж. Локка.119 На самом деле именно тема взаимоотношения власти и знания на пересечении которых рождается право, является ключевой темой во всем творчестве Локка и именно его гносеологические взгляды позволили ему сформулировать новый политико-юридический идеал общества, в котором каждый человек с самого начала признавался в качестве независимого индивида, труженика и собственника .

Влияние естественно-правовых идей Локка на французских просветителей

Влияние естественно - правовых идей Локка на французских просветит елей . Ш. Л. Монтескье. Во времена жизни и творчества Дж.Локка (XVII в.) социально-политическая обстановка во Франции была относительно спокойной. Развитие наук, искусств и производства еще связывалось с идеей просвещенного абсолютизма, поэтому в это время интерес к политико-правовой проблематике был невелик.

В XVIII веке ситуация меняется. В политико-юридической области концентрируется феодально-абсолютистское насилие. Оно проявляется в таких акциях, как уничтожение большинства традиционных институтов сословного представительства, усиление фискальной политики, введение различного рода чрезвычайных комиссий вместо обычных судов и использование ими инквизиторских приемов расследования. Так А. Ф. Кистяковский отмечал, что в это время государство не брезгует фабрикацией политических преступлений, например, измышлением антимонархических заговоров, и взвинчивает до предела возможного карательные меры.

Таким образом обострение социально-классовых противоречий, резкое проявление анахронизмов дворянского сословия, вступившего «в фазу нравственно-социального вырождения», перевели интерес французских просветителей с чисто метафизических проблем на социально-политические.

В XVIII веке они «открывают» для себя Локка и Англию, как государство достойное подражанию. Дж. Локк становится идейным источником политико-правовой мысли Франции , как и источником оправдания революционной практики.

Д, Аламбер во введении известной Энциклопедии с восхищением пишет о Локке, и тот факт, что английский просветитель был отмечен во введении говорит о его большом влиянии на энциклопедистов. Вольтер пишет, что он после долгих «странствий» и заблуждений возвратился к Локку «как блудный сын...к своему отцу».248 Интерес был направлен не только к его философским взглядам, но, в большей степени, к политико-правовым .

Одним из самых ярких представителей Французского просвещения, продолжавшего разработку государственно-правовых идей Локка, был Шарль Луи Монтескье. Его главное произведение «О духе законов» было написано под непосредственным впечатлением от пребывания в Англии и изучения английской государственности. Политико-правовым идеалом Монтескье стала английская конституция, которая благодаря разумному равновесию сил и разделению властей не давала монархии выродиться в деспотическую тиранию.249 И, в силу этого, свой интерес он концентрирует больше на формах правления, нежели на теории естественного права. Б. Н. Чичерин справедливо заметил, что Монтескье «...не развивал теории естественного права, а имел в виду главным образом проявление закона в общественной Действительно, если проанализировать структуру его работы «О духе законов», то можно обнаружить, во-первых, в 13-ти первых книгах освещается теория трех форм правления и только в первой книге этой части затрагивается тема «естественного состояния» и «естественного закона», во-вторых, содержание книг с XIV по XIX посвящено анализу материальных и физических факторов и влияния их на политические структуры и, в-третьих, в разделе с XX по XXVI книги рассматриваются влияние на нравы, обычаи людей и их законы социальных факторов, торговли, денежной системы, численности населения и религии.251

Таким образом Монтескье проводит анализ «причинных факторов, как физических, так и моральных, воздействующих на общественное устройство»,252 но не занимается обоснованием естественного права. Для него уже неопровержимо существует определенный набор естественных прав и свобод человека и главным теперь является определить адекватную форму общественного устройства, обеспечивающих их нерушимость.

Похожие диссертации на Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII - начале XX века