Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Древнеиудейское учение о государстве и праве Калинина Евгения Валерьевна

Древнеиудейское учение о государстве и праве
<
Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве Древнеиудейское учение о государстве и праве
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калинина Евгения Валерьевна. Древнеиудейское учение о государстве и праве : 12.00.01 Калинина, Евгения Валерьевна Древнеиудейское учение о государстве и праве (Источники и принципы) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 Н. Новгород, 2003 202 с. РГБ ОД, 61:04-12/645

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ стр.4

ГЛАВА I Становление и развитие иудейской государственности и
политической мысли в период после вавилонского пленения (586 г.
до
н.э.) до завершения талмудической эпохи стр. 12

1.1 Эволюция иудейской государственности от эпохи разрушения Первого Храма и Вавилонского пленения (586 г. до н.э.) до окончания работы над

Талмудами (V в.) стр. 12

1.2 Религиозно-политические движения периода Второго

Храма стр. 34

1.3 Концептуальные особенности древнеиудейского учения о

государстве стр. 45

  1. Идея Завета как Божественного Договора с народом стр. 45

  2. Основные иудейские институты власти стр.49

  1. Институт Судей стр. 49

  2. Глава государства (царь) стр. 50

  3. Когены и левиты стр. 57

  4. Великое Собрание стр. 59

  5. Пророки стр. 61

  6. Сангедрин стр. 64

1.3.3 Специфика иудейского принципа разделения властей стр. 69

  1. Законодательная власть стр. 70

  2. Судебная власть стр. 79

ГЛАВА II Становление иудейского права (в период с VI в. до н.э. по V в.
н.э.). Естественно-правовые тенденции в иудейском
праве
стр. 95

2.1 Периодизация истории развития иудейского права стр. 95

2.2 Источники иудейского права стр. 101

2.2.1 Источники в хронологическом представлении стр. 101

  1. ТаНаХ стр. 101

  2. Тора (Письменная и Устная) стр. 104

  3. Литература танаев стр. 113

  4. Мишна Йегуды га-Наси стр. 113

  5. Талмуд (Иерусалимская и Вавилонская Гемара) ..стр. 119

2.2.2 Классификация источников по статусу стр. 131

2.3 Система познания Торы (толкование Торы) стр. 135

  1. Мидраш стр. 135

  2. Мишна стр. 145

2.4 Право, мораль и справедливость как категории естественно-правовой концепции; их отражение в иудейском праве. Принципы правосудия.

Принцип справедливости в межгосударственных отношениях стр. 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 174

ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 182

БИБЛИОГРАФИЯ стр. 192

Введение к работе

1 О

Ряд авторов-компаративистов, включая Р.Давида и К.Жоффре-Спинози , среди «основных систем современного права», наряду с англосаксонской, романо-германской и социалистической правовой семьей, выделяют мусульманское и индусское право - религиозные системы права, к которым М.Н. Марченко справедливо рекомендует отнести и иудейское право. Мнение последнего, разделяемое автором данного исследования, основано на «беспрецедентной длительности исторического существования» иудейского права и «глубине его непрерывного влияния в течение этого времени на различные страны и народы» . Хотя, как пишет О.А. Омельченко, «по уровню правового регулирования, древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому», общие законы и нравственные правила, записанные в книгах Ветхого Завета на разных этапах истории иудейского народа, распространились по всему миру через каноны христианства и были переосмыслены во всех правовых системах европейского корня .

Среди специфических черт иудейского права следует отметить его «преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей»6. Кроме того, одной из наиболее примечательных особенностей библейских преданий о законодательной деятельности является то, что Закон всегда записывается (Дварим (Второзаконие) 17:18; 18:20; 27:2-8; 31:24-26; Книга Иисуса Навина 8:30-35; 24:25-27). Так, термин hoq «закон» происходит от корня hqq «вырезать, выгравировать» и обозначает, текст, вырезанный на камне и таким образом зафиксированный. Очевидно, в эпоху становления Пятикнижия, т. е. в первой половине I тысячелетия до н.э., для иудейского общества, как и для всего сиро-палестинского региона, типичным было писаное

1 Давид, Р. Основные правовые системы современности: сравнительное право / Р. Давид - М, 1967 г. С. 46

2 Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К.Жоффре-Спинози - М., 1998 г. С. 26
3Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г. С.312

4 Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г.. С. 313

5 Омельченко, О. А. Всеобщая история государства и права / О. А. Омельченко - Т. 1. - М., 2001. С. 77.

6 Марченко, М.Н. Правовые системы современного мира / М.Н. Марченко - М., Зерцало-М, 2001 г. стр. 321

5 право. Однако обычно фиксируется то, что регулирует проблемы, вызывавшие споры; бесспорные установления, по-видимому, не нуждались в письменной фиксации1.

Иудейские законодательные начала изложены в следующих структурных частях Пятикнижия: Книге Договора (Ковенанта) (Шмот (Исход) 20-23), Кодексе святости (Вайикра (Левит) 17-26, Дварим (Второзаконие) 12-26), Декалоге (Десяти заповедях) (Шмот (Исход) 20:1-17, Дварим (Второзаконие) 5:6-21), Дварим (Второзаконии) (12-27). Исследуя Законы Моисея, М. Даймонт выделяет три основные категории: законы, регулирующие отношения человека с человеком, законы, регулирующие отношения человека с государством, и законы, регулирующие отношения человека с Богом.

Профессор З.Фальк утверждает, что в иудейском праве «на совершенно одинаковой основе» действуют три тенденции: нормы, закрепляющие процедуру отправления религиозного культа и ритуалов; религиозные нормы, регламентирующие поведение иудеев в частной и общественной жизни; нормы создаваемые и применяемые в настоящее время в процессе повседневной деятельности судами.

В свою очередь, И.Ш. Шифман, в вводной статье к книге «Учение. Пятикнижие Моисеево», основываясь на тексте книги Паралипоменон II (19:4-11), отмечает, что иудейско-израильская юридическая мысль эпохи становления Пятикнижия знала три группы правовых установлений и возможных споров: о крови (ben dam le dam), об Учении и Заповеди (ben tora le mitsva), о законах и приговорах (le huqqim u le mishpatim). Предположительно, первая группа включала установления по поводу пролития крови и убийства, вторая - по поводу сакральных преступлений и третья - по поводу статуса отдельных лиц, обязательств и претензий4.

1 Учение. Пятикнижие Моисеево / Под ред. Шифмана - М.: Республика, 1993

2 Даймонт, М. Евреи, Бог и история / М. Даймонт - Пер. с англ. Р. Нудельман - Иерусалим: Библиотека - Алия,
1989

3Falk, Z. Jewish Law / Z.Falk - L. 1983. p.28

A Учение. Пятикнижие Моисеево / Под ред. Шифмана - М.: Республика, 1993, стр. 45

Первые 5 книг Ветхого Завета составили одно целое и получили название ТОРА, т.е. «Учение», «Наставление» (предписания Бога, обращенные к человеку). По всей видимости, первоначально Учение включало предписания по поводу выполнения тех или иных ритуальных процедур1. В конечном итоге, под термином «Учение» стали понимать совокупность законов, относящихся к религиозной сфере, в противоположность светским законам (hoq - закон, mishpat - суд, судебный процесс). Естественно, что хранителями учения были жрецы . В процессе развития религии, Тора приобретает новое, более широкое содержание, вобрав в себя также и совокупность законов и нравственно-правовых постулатов, исходящих от Всевышнего и обращенных к человеку.

Видимо поэтому, термин «Тора» иногда также переводят как «Закон», что тоже приемлемо. Первое достоверное свидетельство слова «закон» (соответствующее греческому «номос»), встречается в предисловии Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и только в начале новой эры название «Закон» делается общепринятым .

Следует заметить, что понятие «закон» употребляется в данном случае как некая мононорма4. Это слово во многом сходно по сфере употребления с древнеегипетским «маат» (Маат - имя богини справедливости, одновременно означавшее справедливость как категорию и мононорму). Маат в представлениях древних египтян ассоциировалась с неким универсальным и всеобъемлющим правилом, включавшим понятия «правда», «истина», «справедливость», «правильность», «божественное установление». Фараону вменялось в обязанность исполнять маат. Именно благодаря данному обстоятельству, защищенности со стороны государства в лице ее правителя данная универсальная норма является действующей5.

Сходны, по смысловой нагрузке, и понятия «rta» в Ригведе, «dao» - в древнекитайской мифологии, «dike» - у древних греков и т.д.,

'Левит 6:1,6:7,6:18,7:1, П:46, 12:7, 13:59, 14:2, 14:54, 15:32; Числа 5:29, 6:13.

2 Книга Пророка Иезекииля 7:26; Книга Пророка Аггея 2:11; Исход 18:16; Книга Пророка Малахии 2:4-7.

3 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский - М, НОРМА-ИНФРА«М, 2002г. С. 133

4 Обычаи, религиозные установления, нравственные предписания.

5 Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства / В.Г. Графский - М., НОРМА-ИНФРА'М, 2002г. С. 134

7 подразумевающих «правду-справедливость», которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право1.

Таким образом, общие для древности основополагающие мировоззренческие представления отразились и на фундаментальной основе правовых норм и инструкций, зафиксированных в Пятикнижии.

Во многих нравственных и этико-политических учениях Древнего Востока утверждалась непосредственная зависимость положительных результатов преобразований в обществе и государстве от изменений в образе жизни людей. Даже говоря об искусстве управления государством, подразумевали, порой, именно нравственное совершенствование правителя, власть которого основывалась на силе личного примера. В китайской книге «Шу цзин» утверждается, что необходимым условием отсутствия в народе «сообществ злоумышленников» является совершенство самого правителя. В Пятикнижии Моисея2 приводится несколько иная интерпретация взаимозависимости самосовершенствования царя и духовного развития народа. Машиах (царь) появляется только тогда, когда народ уже значительно продвинулся в решении материальных проблем жизни и готов к дальнейшему духовному совершенствованию. Царь должен подавать национальный пример подчинения Закону и стремления построить свою жизнь в соответствии с предписаниями Торы.

Актуальность настоящего диссертационного исследования. Ввиду произошедших политических перемен, затронувших, в частности, и характер российско-израильских отношений, возрос интерес к изучению иудаики, а также истории, культуры, не говоря уже о праве еврейского народа, рассеянного по всему миру, в том числе и России. Однако в российской историко-правовой науке отсутствует четкое представление об иудейской

1 История политических и правовых учений / Под общ. ред. дюн проф.В.С.Нерсесянца - 2-е изд. - М:
Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998, стр. 14-18

2 Дварим (Второзаконие), 17:14-20.

8 политико-правовой концепции. Этот пробел и призвано восполнить данное исследование.

Нельзя обойти вниманием непреходящую актуальность моральных предписаний иудаизма и их влияние на становление универсальных, общечеловеческих и правовых принципов. Эти предписания охватывают все сферы общественных отношений, затрагивающие понятия справедливости, правосудия и мира. Ключевыми принципами иудейского права, связанными с естественно-правовыми тенденциями, являются также уважение к личности человека, право на свободу и свободу передвижения, на частную собственность и пр.

Представляются также актуальной проблема истоков теории Общественного Договора, нашедших свое отражение в Ветхом Завете, а также фактор народовластия, оказавший значительное влияние на становление древнеиудейского права.

Структурно данное исследование состоит из двух основных частей. В первой главе мы попытаемся представить историческую картину (периода гибели Первого Храма до окончания талмудической эпохи), на фоне которой происходило формирование системы политико-правовых взглядов иудеев. Мы рассмотрим основные религиозно-политические движений эпохи Второго Храма, наложивших неизгладимый отпечаток на дальнейшее становление иудаизма. Для исследования концептуальных особенностей иудейской государственности нам необходимо будет отойти от намеченных временных рамок, так как большая часть рассматриваемых институтов носит универсальный характер, являясь неотъемлемой частью иудейского представления о государственности. Здесь следует остановиться на идее Договора (Завета) с Богом, изучении основных иудейских институтов власти, представленных институтом Судей, главой народа (царем), левитами и когенами, Великим Собранием, институтом пророков и Сангедрином.

9 Основная цель исследования состоит в том, чтобы показать специфику

древнеиудейского правопонимания и представления о государственных

институтах.

Таким образом, обобщенно можно выделить следующие задачи, которые

мы попытаемся решить в первой главе диссертационного исследования:

выявить и проанализировать сущность, содержание, источники и принципы древнеиудейского учения о государственности и показать историческую значимость этого явления в рамках истории государства и права зарубежных стран;

исследовать исторические этапы, тенденции и противоречия в функционировании иудейских государственных институтов и показать их историческую преемственность;

рассмотреть специфику и источники полномочий иудейских органов государственной власти с точки зрения иудейского политико-правового учения и выявить влияние фактора народовластия;

исследовать религиозно-политические движения периода Второго Храма (точнее, II в. до н.э. - I в. н.э.) и показать их влияние на политико-правовую мысль данной и последующих эпох;

исследовать концептуальные особенности древнеиудейской государственности (Завет, как идею Божественного договора с народом и специфику иудейского принципа разделения властей);

Общей целью настоящего диссертационного исследования, как уже отмечалось, является исследование иудейской концепции государственности, вытекающей из основополагающих принципов Торы, являющейся Основным Законом еврейского народа.

Для реализации этой цели, во второй главе мы должны изучить источники иудейского права (до V в.), их возможную классификацию и периодизацию, систему толкования Торы, а также определить место морали и справедливости в иудейском праве.

10 Обобщенно можно назвать следующие задачи, которые нам предстоит решить во второй части диссертационного исследования:

изучить становление иудейского права в период с VI в. до н.э. по V в. н.э., показать эволюцию источников и динамику развития;

исследовать феномен Устной Торы и рассмотреть ее взаимодействие с Торой Письменной;

показать роль в иудейском праве понятий «мораль» и «справедливость» как категорий естественно-правовой концепции, а также реализацию принципа справедливости в межгосударственных отношениях;

- выявить и проанализировать иудейские принципы правосудия и их
историческую и этическую универсальность.

Объектом исследования являются социально-экономические условия жизни еврейского народа в рассматриваемый период и другие факторы, влиявшие на формирование древнеиудейского учения о государстве и праве (геополитическая ситуация в регионе, государственно-правовые системы народов-завоевателей Древней Иудеи и Израиля), а также совокупность общественных отношений, получивших распространение в указанный период.

В качестве предмета исследования можно назвать историю формирования древнеиудейского государственно-правового учения и его политической практики, а также становления иудейского права, как права «божественного», заложившего основу совокупности универсальных, общечеловеческих морально-этических и правовых принципов.

Примечания:

  1. В наши намерения не входило создание религиозно-философского труда. Однако иудейское право неотделимо от религии. В силу данной особенности, в процессе его исследования не представляется возможным обойтись без специфической терминологии.

  2. Следует различать определения «иудейский» и «еврейский». Первое несет религиозную «окраску» и выражает связь с морально-этическими установками иудаизма, в то время, термин «еврейский» указывает на

11 принадлежность к народу, чьи предки, «пришедшие из-за реки («габиру»)», исповедовали иную религию (т.е. светский характер).

Т.о. эти два определения, будучи тесно связаны, делают, однако, разные акценты и несут разную смысловую нагрузку. И, поскольку древнее право еврейского народа, как отмечалось выше, неотделимо от религии, мы считаем более целесообразным применять по отношению к нему определение «иудейское».

3) В тексте исследования неоднократно встречается понятие «Страна Израиля» (Эрец Исраэль), которое требует отдельного внимания. Мы сознательно будем избегать, по возможности, называния данной территории «Палестиной». Наименование «Палестина», произошло, как известно, от племени филистимлян, которых евреи называли «плиштим». Филистимляне были лишь одним из многочисленных племен, населявших Кнаан. С таким же успехом можно было бы назвать данную территорию в честь любого из этих народов, которых Тора собирательно называет «эморреями». Т.о. поскольку указанная территория была завоевана и заселена потомками 12 колен иудейских и связана с некогда существовавшим Объединенным Израильским царством, а позднее - с Иудеей, мы находим обоснованным именовать ее «Страной Израиля» (от слова «Израиль», обозначающего весь еврейский народ), дабы обрисовать границы, в рамках которых происходили геополитические изменения в рассматриваемую эпоху.

Мы осознаем, что ввиду ограниченности объема диссертационного исследования весьма сложно охватить практически тысячелетний период, отразив специфику и эволюцию иудейского правопонимания и концепции государства. Тем не менее, столь широкие временные рамки позволяют обрисовать логический ход развития иудейской политико-правовой мысли и показать, какое место в ней занимали общечеловеческие принципы справедливости и гуманизма.

Похожие диссертации на Древнеиудейское учение о государстве и праве