Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Жестовская Фарида Ахатовна

Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении
<
Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жестовская Фарида Ахатовна. Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении : Дис. ... канд. ист. наук : 23.00.01 : Казань, 2004 187 c. РГБ ОД, 61:04-7/906

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблемы татарского просветительства в историко-политической науке

1.1. Тенденции и этапы изучения просветительства в контексте истории татарской общественной мысли 1 б

1.2. Религиозное реформаторство как составная часть просветительства: историко-политический анализ 54

Глава 2. Идеология и политика татарского реформаторства в отечественной и зарубежной историографии

2.1. Джадидизм в историко-политической науке: сравнительный анализ 83

2.2. Особенности татарского общественно-политического движения начала XX века в историко-политической литературе 121

Заключение 151

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Современный этап изучения истории народов России связан с процессом роста значения этнического фактора в обществе, многонациональность и поликультурность которого имеет длительную историю. Утверждаются этнополитический и социокультурный подходы к проблемам духовного развития с акцентом на равноценность культур. В связи с этим обновляются многие историко-политические оценки и трактовки исторического развития татарского народа в XIX -начале XX веков. Переосмысление истории татарского просветительства, религиозного и политического реформаторства как общественно-политических явлений нередко связано с преодолением идеологических наслоений в трактовке татарских просветителей. Начало XX века стало эпохой динамичного и стремительного роста самосознания татарского и других народов Поволжья, периодом ренессанса духовной культуры, широкого развития просветительства, образования и активизации политической жизни. Именно этот переломный период ознаменован глубокими изменениями в социальной, экономической и политической жизни татарского народа. Лейтмотивом перемен стала модернизация общества в русле приобщения его к общеевропейским ценностям. Комплексные общественно-политические изменения базировались на ценностях модели общедемократического общественного развития, которые

в эпоху Нового времени выполняли цивилизаторскую миссию для многих тюркских и мусульманских народов России.

Некоторые важные аспекты просветительства тесно связаны с традициями государственности, национальным движением, зарождением политических течений и партий. Квинтэссенцию связующей, импульсной роли просветительства в развертывании лозунгов национального движения отражают слова Гаяза Исхаки о том, что «образование - это первый шаг к свободе». Именно победа новометодного движения к началу XX века обусловила обретение татарской нацией параметров нации буржуазной, европейской по основным своим социокультурным характеристикам.

Зарождение татарского просветительства относится к концу XVIII века. Его развитию способствовали давние традиции высокого престижа образования и грамотности в татарском мусульманском сообществе. Крупными этапами и пластами татарского просветительства были: религиозное реформаторство; новометодное движение (джадидизм) ; светское просветительство. Все эти вехи и течения просветительства причастны к формированию предпосылок для складывания татар как политической нации.

Пропаганда светских мотивов и сфер духовной жизни (знаний, искусства, языков и т.д.) отнюдь не была равнозначна атеизму. С деятельностью таких представителей просветительства, как Ш.Марджани, связано переосмысление принципов и содержания

образования, интерпретация национальной истории. Сторонники старого метода в системе образования отстаивали принцип верховенства Корана, дистанцировались от проблем конкретной национальной истории и культуры либо подчиняли их клерикальной трактовке. Просветительскому же крылу свойственно признание роли ислама на фоне отмежевания от суеверий и богословского догматизма. Наиболее интенсивно реформа школы у волго-уральских татар протекала в последней четверти XIX века. Усиленное внимание к школе было связано не только с социально-экономическими процессами, но и с культурной трансформацией российского общества после 18 60-х годов, а также с движением исламского возрождения в мусульманском мире конца 90-х годов XIX века. Прямое влияние оказала на школу волго-татар деятельность учителя Гаспринского с его фонетическим методом преподавания и основанным на нем учебником. Звуковой метод вместо буквослагательного, урочная система организации занятий, светские предметы программы обучения, включая татарский язык - все это трансформировало содержание образования.

Для понимания особенностей светской линии просветительства важно подчеркнуть, что крупнейшим событием для развития образования и складывания интеллигенции народов Поволжья и Приуралья стало создание в 1804 году на базе Первой Казанской гимназии Казанского университета. Университеты России стали родоначальниками всех значительных явлений общественной и культурой жизни страны,

воспитали ко второй половине XIX века новое по мироощущению и интеллектуальному потенциалу поколение. С ними связано зарождение национальной интеллигенции многих народов Востока.

Необходимо выделить особенности татарского просветительства, пережившего в XIX веке ряд этапов. Такими особенностями были: борьба с обскурантизмом; противодействие русификаторскому правительственному курсу; сходство с российским просвещением в осуждении алчной наживы, стяжательства как жизненной позиции; демократизм происхождения и социальных ориентиров.

Джадидизм, возникший в последней трети XIX века в общественной мысли татарского народа, стал продолжением раннего татарского просветительства и реформаторского движения в исламе. Проблемы, с которыми столкнулись джадиды, во многом созвучны современным этнополитическим тенденциям, хотя и на другом уровне. В этой связи обращение к наследию татарской общественно-политической и религиозной мысли XIX - начала XX веков представляется вполне оправданным, тем более что специального исследования по историографии проблемы до сих пор нет. Изучение научных концепций и направлений по истории татарской общественно-политической мысли XIX - начала XX веков на сегодняшний день является весьма актуальной и в контексте современного этапа национальной политики России.

Объектом исследования являются исторические и политические исследования по истории татарского просветительства и джадидизма.

Предметом исследования выступают историко-политические концепции, положения и параметры научных представлений, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных авторов по истории татарской общественно-политической мысли XIX -начала XX веков.

В диссертации предпринята попытка рассмотреть историографию проблемы, представленную отечественной литературой на русском и татарском языках, созданной в дореволюционный, советский и постсоветский периоды, а также зарубежной литературой.

Хронологические рамки исследования охватывают временной отрезок с конца XIX века, когда появляются первые оценочные суждения Шигабутдина Марджани о татарском просветительстве, и включают период до начала XXI века.

Автор исходит из того, что татарское просветительство имеет глубокие корни, его предпосылки вызревают с конца XVIII века. Татарское просветительство становится заметным явлением общественной жизни, переживая с рубежа XIX - XX веков пору расцвета.

Методологическая основа диссертации базируется на сочетании проблемно-хронологического и историко-антропологического подходов, что позволяет вывести исследование на уровень анализа индивидуального сознания и деятельности. Эти методы основаны на

принципе историзма, препятствующего механическому переносу в прошлое сегодняшних представлений и приоритетов, а также на принципе объективности, заключающемся в попытке преодолеть крайности в оценке идейного содержания просветительского наследия. Сравнительно-исторический метод исследования необходимо дополнить методом реконструкции, который позволяет моделировать концептуальные оценки в их эволюции. Диалектический принцип анализа способствовал рассмотрению проблемы в контексте генезиса, становления и эволюции татарского просветительства и джадидизма.

Степень изученности темы. Выбор темы исследования обусловлен актуальностью обозначенной проблемы и степенью недостаточной ее разработанности в современной научной литературе. Обобщающих трудов, посвященных историческому анализу изучения просветительства, а также религиозного и политического реформаторства недостаточно для полного представления об особенностях татарского просветительства. Исключение составляют изданная в I960 году статья X. Гимади «Историография Татарии» и в 1977 году монография М. Абдуллина и С. Батыева «Татарская АССР: реальность и буржуазные мифы»1, в которых авторы высказали свою оценку сильных и слабых сторон историографии татарской политической мысли начала XX века. При всех достоинствах последняя работа тем не менее страдает излишней

1 Гимади X. Г. Историография Татарии (Очерк истории исторической науки в СССР. - М., I960. - Т.2.

Абдуллин М., Батыев С. Татарская АССР: реальность и

категоричностью суждений и не лишена идеологических штампов. В целом историографические традиции по анализируемой проблеме стали формироваться в конце 50-х годов XX века. Они отражены, как правило, во введениях к тем или иным фундаментальным исследованиям, посвященным разным периодам эволюции татарской общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени.

Имеющую литературу целесообразно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся историографические
обзоры, содержащие материал по историографии
татарского просветительства XIX века1. Большинство
авторов, высказывая различные точки зрения в

вопросах оценки советской исторической науки по проблемам татарского просветительства, вписываются в общие историографические традиции в русле которых, в свою очередь, оформлялись концепции общественно-политического развития XIX века.

К таким традициям следует отнести стремление авторов увязать оценку исторических исследований с изменениями в политической системе государства. С другой стороны, несмотря на сильное воздействие идеологических факторов, исследователи татарского

буржуазные мифы - Казань, 1977.

1 Фасеев К. Ф. Из истории татарской передовой общественной
мысли. - Казань, 1955; Михайлова СМ. Формирование и

развитие просветительства среди татар Поволжья. - Казань,
1972; Михайлова СМ Казанский университет и просвещение
народов Поволжья и Приуралья (XIX в.). - Казань, 1979;
Гимади Х.Г. Историография Татарии (Очерки истории
исторической науки в СССР. - М., I960. - Т.2; Юзеев А.Н.

Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков (эволюция, основные направления и представители. Кн. 1. - Казань, 1998.

просветительства пристально рассматривали внутренние факторы развития исторической науки, расширили диапазон использованных источников, провели системный анализ работ, разработали технологии исследовательского поиска и т. д.

Ко второй группе относятся работы, соответствуйте разделы которых посвящены историографии общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков и, в частности, джадидизма и деятельности татарских политических партий и движений в начале XX века. Следует признать ограниченность числа подобных работ. Это связано с тем, что сама проблема немарксистской общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков долгое время (вплоть до конца 1980-х годов) считалась запретной, и те немногочисленные работы, которые появлялись в период с 1960-х годов до начала 1990-х годов, отличались особым жанром. Их особенность заключалась в нацеленности на критику и «разоблачение» зарубежных работ, квалифицируемых как «фальсификаторская» наука1. Одна из подобных работ указанного периода полностью посвящена критике зарубежной историографии2.

- С. 3-40.

1 Фасеев К. Ф. На путях пролетарского интернационализма. -
Казань, 1971; Хасанов Х.Х. Революция 1905 - 1907 гг. в
Татарии. - М., 1965; Хасанов Х.Х. Формирование татарской
буржуазной нации. - Казань, 1977; Нафигов Р. И. Формирование
и развитие передовой...; Тутаев М.З. Развитие народного
образования в Татарии (1917 - 1940 гг.), Казань, 1975;
Махмутова А. X. Становление светского образования у татар. -
Казань, 1982.

2 Абдуллин М., Батыев С. Указ. соч.

При этом следует подчеркнуть, что все статьи и
монографии, которые в той или иной степени касались
истории джадидизма или политических движений начала
XX века, как правило, не обращались специально к
историографии изучения татарской общественно-
политической мысли и ограничивались лишь краткой
характеристикой предшествующих работ. Лишь в
последнее время (1990-е годы - начало 2000-х годов)
стали появляться работы, авторы которых

предпринимают попытки дать историографический анализ
в соответствии с новыми подходами в рамках

методологических изысканий современной исторической науки1.

Таким образом, анализ состояния изученности

вопроса позволяет сделать вывод о том, что историко-
политическая - историография татарской общественно-
политической мысли конца XIX - начала XX веков не
стала еще предметом самостоятельного исследования в
исторической литературе. Авторы имеющихся

исследований ограничивались изучением отдельных аспектов, и тема остается малоразработанной. Предлагаемая работа является попыткой диссертанта внести свой вклад в решение данной задачи историознания.

Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997; Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX - начале XX веков. - Казань, 1988; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII -начале XX веков. - Казань, 2001; Салихов Р. Р. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX - начало XX веков): Автореф. дис. канд. ист. наук. - Казань, 1998;

Источниковую основу диссертации составляют работы, которые условно можно объединить в несколько групп. К первой группе исследований принадлежат работы представителей общественной мысли конца XIX - начала XX веков, в том числе и мемуарные публикации, в которых авторы в той или иной степени затрагивали некоторые проблемы истории просветительства и религиозного реформаторства1. Эта группа немногочисленна, но отражает особенности эпохи национального возрождения татарской нации и формирования постулатов национальной идеологии.

Ко второй группе источников можно отнести научную литературу отечественных и зарубежных авторов, изданную в период с 1920-х до начала 2000 года. Эти работы посвящены непосредственно истории татарской общественно-политической мысли XIX -начала XX веков и его основным этапам: просветительству, джадидизму и политическим движениям и партиям. Внутри этапа, хронологически обозначенного выше, следует наметить идеологические «рубежи», определявшие уровень, источниковую базу исследований. Это 1920-е, 1930-50-е , 1960-80-е, 1990-е годы. Вот почему труды отечественных ученых группируются хронологически, это соответствует этапам исследуемой проблемы, а также периодам развития историографии.

Необходимо отметить, что анализ литературы осуществлен по следующим принципам. Хронологический

1 Ее анализ дан преимущественно в параграфе 1 главы 1.Тенденции и этапы изучения просветительства в контексте истории татарской общественной мысли.

принцип применен к историографии общественно-политической мысли первой половины XIX века, историографии общественно-политической мысли конца XIX - начала XX веков. Проблемный - использован в анализе основных положений и концептуальных установок авторов, изучавших историю просветительства, джадидизма и политической культуры татарского народа.

Третью группу источников составляют документы официальных государственных структур, а также представителей общественности России, которые так или иначе оценивали деятельность татарских общественных движений и политических организаций начала XX века. Значимость этих работ определяется установками, которые обозначают «внешнего наблюдателя» расцвета татарского просветительства.

Таким образом, краткий обзор литературы и источников свидетельствует о наличии достаточно обширной базы, позволяющей реконструировать историографические модели, лежащие в основе анализа татарской общественно-политической мысли XIX -начала XX веков.

Целью диссертации является историко-политический анализ концептуальных оценок татарской общественно-политической мысли XIX - начала XX веков, отечественной и зарубежной историографии, содержания и особенностей историко-политической литературы посредством изучения всего комплекса работ по истории татарского просветительства, религиозного и политического реформаторства.

Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:

выявить критерии, этапы и методологические подходы к изучению проблемы;

охарактеризовать уровень и характер взаимовлияния отечественной и зарубежной, в том числе эмигрантской историографии;

рассмотреть тенденции в интерпретации джадидизма историко-политической литературой на каждом из исторических этапов;

- определить вклад ведущих исследователей в изучение проблем духовной и общественно-политической культуры татарского общества Нового времени.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

впервые как самостоятельная тема рассматривается историография татарской общественно-политической и духовной культуры татарского народа в XIX - начале XX вв.;

представлен концептуальный анализ изучения истории татарской общественно-политической мысли на различных этапах истории;

-разработаны новые элементы методики анализа концептуальных оценок и традиций исследований татарского просветительства;

- выявлены тенденции и факторы, которые
обусловливали эволюцию исторической науки в
различные периоды политического развития России и
татарской нации.

Практическая значимость диссертации. Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории России, истории татарского народа, при разработке учебных курсов, факультативов, спецсеминаров по проблемам истории татарского просветительства и национального движения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в ряде научных публикаций, докладах на межвузовских научных конференциях (Духовная культура: идеи, история, реальность. - Казань, 1994; Социально-историческое знание в Татарстане: исследовательские традиции и современность. - Казань, (14-15 июня 1995 г.); Национальный вопрос: теория, история, реальность. - Казань, 1995; История Татарстана: проблемы преподавания в вузе. - Казань, 2 6-27 июня 2001 г.)

Структура исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Тенденции и этапы изучения просветительства в контексте истории татарской общественной мысли

В истории изучения татарского просветительства можно выделить несколько периодов. Первый — дореволюционный - включает конец XIX -начало XX веков. Именно в этот период татарская научная общественность и русские ученые начинают изучение идейного наследия татарских просветителей и религиозных реформаторов XIX века.

Фактором, обусловившим особенности формирования и восприятия просветительских идей, стало социокультурное своеобразие Казани и Казанского края. О синтезе восточных и западных начал, своеобразной историко-культурной роли Казани в истории России А.И.Герцен писал: «Казань некоторым образом главное место, средоточие губерний, прилегающих к ней с юга и востока: они получают через просвещение, обычаи и моды. Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное,...здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжались, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру»1. Особую роль в становлении Казани как крупного центра науки и просвещения сыграл Казанский университет. В его стенах были сделаны величайшие научные открытия, сложились крупные научные школы и направления. Университетские научные школы и традиции влияли на среду интересов и ориентиров татарских просветителей. Еще с начала XIX века видные представители татарской просветительской, а позднее и общественно-политической мысли И.Хальфин, М.Г.Махмудов, Ш.Марджани, К.Насыри активно работали или сотрудничали с Казанским университетом. Следует отметить, что тогда исследований, посвященных татарскому просветительству, в которых рассматривалась бы многосторонняя деятельность ее представителей, еще не существовало. Научное сообщество России упоминало о татарских просветителях в связи с освещением истории Казанского университета и Первой Казанской гимназии. В работах А. И. Артемьева, В. В. Владимирова, Н.П. Загоскина2 нашла отражение деятельность Сагита, Исхака и Ибрагима Хальфиных, М. Г. Махмудова и др. Вторая половина XIX века - это период близкого знакомства выдающегося представителя татарского просветительства Ш.Марджани1 с известными учеными востоковедами Казанского университета и их трудами.

Он был в весьма близких, дружественных отношениях с академиком В. В. Радловым, профессорами И.Ф.Готвальдом и А.Казем-Беком, имевших репутацию ученых с мировым именем. Через своего ученика, преподавателя Санкт-Петербургского университета Х.Фаизханова он начинает сотрудничать с известным российским востоковедом, академиком В.Вельяминовым Зерновым. Как известно, проф.И.Ф.Готвальд знакомил зарубежных ученых, посещавших Казань, с Ш.Марджани, как с крупным представителем татарских ученых2. Его признание как ученого-востоковеда усиливалось и тем, что Марджани в 187 6 году был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Представители российской научной мысли высоко оценивали научную и педагогическую деятельность известного татарского просветителя, преподавателя Санкт-Петербургского Университета Х.Фаизханова3. Его современник востоковед В.В. Григорьев писал: «при основательных позициях его в арабском языке и татарской начитанности, и при уме и способностях, данных природою, сделало его одним из полезнейших преподавателей на факультете, тем более, что при означенных достоинствах отмечался он еще в высшей степени усердием...к работе и желанием приносить пользу всем, кто бы ни обращался к нему по его специальности»1. Положительно отзывались В.В. Григорьев и Н.Ф. Катанов о деятельности К.Насыри2, признавая ее как научную3. Первые попытки научного осмысления наследия татарских просветителей принадлежат татарским ученым и общественно-политическим деятелям конца XIX начала XX веков. Внимание научной общественности привлекли личность и деятельность III. Map джани, который одновременно был и исследователем татарского реформаторства и просветителем. Пионерами изучения научного наследия Марджани стали Риза Фахрутдинов и Г.Ибрагимов. Если Р.Фахрутдинов в основном обращался к жизни и деятельности ученого в их конкретном измерении, то Г.Ибрагимов подверг анализу его исторические, религиозно-философские труды, называя ученого «творцом национальной истории»4.

Религиозное реформаторство как составная часть просветительства: историко-политический анализ

К религиозному реформаторству принято относить комплекс идей, призывающих к реформе теологической догматики в тех частях, которые требовали слепого следования религиозным авторитетам.

История изучения религиозно-реформаторских воззрений татарских просветителей доджадистского периода занимает особое место в комплексе работ, посвященных изучаемой проблеме. Отечественная историческая и политическая наука рассматривала общественно-политическое движение татарского общества дореформенного периода преимущественно через призму просветительской деятельности, вовлекая в поле зрения элементы религиозного реформаторства. В то же время татарская демократическая светская и духовная интеллигенция конца XIX - начала XX веков и зарубежная историография выделяют прежде всего религиозно-мировоззренческие аспекты деятелей татарского просветительства.

Одним из первых, кто обратился к творчеству религиозных мыслителей нового времени, был Шигабутдин Марджани. В своем исследовании «Вафият ал-аслаф» он впервые дал подробную биографию А.Утыз-Имяни и А.Курсави, высоко оценив их деятельность и творчество. При этом он отметил, что большинство произведений А.Курсави «достигло, успеха», а А.Утыз-Имяни оценен им, как один из «известнейших людей своего времени, благодаря своей учености, достоинству, преподавательской деятельности и сочинениям»1. Ш.Марджани впервые привел список работ мыслителей, например таких как «Шарх Сабат ал-аджизин», «Джами ар-румуз», «Мурад ал-арифин» (А.Утыз-Имяни), «Китаб ал-лаваих», «Китаб ан-насаих», «Китаб ал-иршад» (А.Курсави) и другие сочинения2. Труды Ш.Марджани стали своего рода источником для последующих исследователей творчества А.Утыз-Имяни, А.Курсави. К деятельности А.Утыз-Имяни и А.Курсави обращался также татарский религиозный и общественно политический деятель Риза Фахрутдинов. Анализ некоторых сторон мировоззренческих взглядов религиозных реформаторов конца XVIII - начала XIX веков Р.Фахрутдинов дал в режиме осмысления основных постулатов их теологических и философских произведений. Этому посвящена его работа «Асар»3. Такая полемика касалась Корана, иджтихада (вынесение самостоятельного суждения), сунны, истории пророков, сущности и атрибутов Всевышнего, калама4 и других проблем мусульманской философии и теологии . При этом в суждениях Р.Фахрутдинова А.Утыз-Имяни предстает религиозным реформатором, в то время как А.Курсави, по его мнению, таковым не являлся. В отличие от Р.Фахрутдинова, А.Сагди считал А.Курсави первым серьезным религиозным реформатором в татарском обществе. По его мнению, А.Курсави выступал с концепцией иджтихада, а также критиковал слепое следование авторитетам ислама (таклид). А.Курсави по мнению А.Сагди, резко выступал против суфизма2. В то же время по оценке современного исследователя татарского религиозного реформаторства XIX века А.Н. Юзеева, А.Курсави выступал не против суфизма в целом, а критиковал так называемых «невежественных» суфиев3. А.Сагди уделил серьезное внимание деятельности Ш.Марджани. Автор предпринял попытку свести основные религиозно-мировоззренческие и теологические суждения Ш.Марджани к следующему: проблемы открытого «иджтихада»; необходимость введения преподавания светских дисциплин, в том числе и русского языка в татарских конфессиональных учебных заведениях; критическое отношение к «таклиду»; переход от схоластического «устаревшего» толкования Корана и хадисов к осмысленному модернизированному; возвращение к «чистому» исламу времен Мухаммеда и др.1.

Особую роль комплексу исследований и идей, высказанных А.Курсави и Ш.Марджани для эволюции татарской религиозно-мировоззренческой мысли отводил Дж. Валиди. В своем исследовании «Очерк истории образованности и литературы татар» он называет А.Курсави и Ш.Марджани первыми религиозными мыслителями, которые впервые открыто выступили против схоластической теологии и религиозных догм2. Оценка творчества А.Курсави у Дж.Валиди во многом совпадает с выводами А.Сагди. В частности, Дж.Валиди называет его религиозным реформатором, «гениальным человеком». «Он с одной стороны, - пишет Дж.Валиди, - был большим знатоком Корана и хадисов, с другой - выдающимся калямистом-философом»1.

Джадидизм в историко-политической науке: сравнительный анализ

История татарского джадидизма как крупного общественно-политического и социокультурного явления татарского общества на рубеже XIX - XX вв. занимает особое положение в спектре историко-политических исследованиий как отечественных, так и зарубежных ученых. Не являются исключением и дореволюционные труды и оценки. Возникнув в пореформенный период, джадидизм привлек к себе внимание российской общественности и государственных структур империи. Единой позиции в оценке джадидизма у представителей российской общественности изначально не существовало. Представителям отечественной общественной и педагогической мысли принадлежат разные суждения, порой взаимоисключающие друг друга. Одни исследователи - это Н.И. Ашмарин, О.Г. Романов, СВ. Чичерина - относили джадидизм к передовым формам и течениям в области образования. Констатируя, что «татарская педагогическая среда сделала значительные успехи...», они признавали тот факт, что «сильнее, чем у других мусульман, прогрессивное движение затронуло татар»1. Другие (В. Д. Смирнов, СВ. Смоленский, А. С. Будилович) не скрывали своего неприязненного отношения к новометодному образованию и не скрывали, что, по и мнению, «школы старого типа менее вредные»1. Однозначно настороженным было отношение властей к джадидизму, о чем свидетельствует ряд «особых совещаний». Среди них выделяется так называемое «особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае», проведенное в 1910г. под предводительством П.А.Столыпина2. Этот документ достаточно подробно рассмотрен в ряде публикаций современных авторов3, поэтому ограничимся лишь кратким анализом. Отмечая, что «...культурное преобладание и влияние среди мусульманских инородцев в России...принадлежит... татарам», совещание с озабоченностью констатировало тот факт, что «...татары, особенно Поволжья, настойчиво вели...национально-культурное дело (речь идет о джадидизме - Ф.Ж.), расшатывающее... вековые устои русской государственности»4. В связи с этим совещание выработало ряд мер по противодействию национально-культурному возрождению татарского общества. «Царское правительство даже в начале XX века под видом борьбы против « мусульмано-татарского влияния, пантюркизма и панисламизма, - отмечает Р.У. Амирханов, - ожесточенно боролось с введением светских предметов даже в программы мужских конфессиональных школ. Так, «Особое совещание...» постановило устранить из конфессиональных мусульманских школ (мектебе и медресе) предметы преподавания общего характера, в том числе и русский язык, ограничив программу преподавания в означенных школах исключительно предметами, относящимися к изучению мусульманского вероучения, подчинив их в отношении соблюдения этого требования общему учебному надзору»1

Научное осмысление места, роли и содержания джадидизма, как крупного общественно-политического и социокультурного явления началось в 20-30-е годы XX в. Первым серьезным исследованием явилась уже упомянутая нами работа Дж.Валидова «Очерк истории образованности и литературы татар», где автор, помимо других вопросов, рассматривает основные вехи и особенности конфессиональной школы, в том числе джадидистского толка. В фундаментальном труде ученый попытался вникнуть в содержание джадидизма и дать анализ деятельности идеологов движения.

Так, определяя направленность новометодного течения, Дж.Валидов охарактеризовал его как «особого рода умственно-культурное движение», основная цель которого заключалась в сближении с европейской культурой и переустройством общественной жизни, «сообразно с потребностями нового времени»1.

Отметил автор и социальную направленность джадидизма. Он в частности, подчеркнул, что реформа системы образования касалась самых низов общества, а также отвечала практическим задачам мелкой буржуазии. Особое внимание Дж.Валидов обратил на религиозно-нравственную сторону воспитания в джадидистских мектебах и медресе.

Дж. Валидов впервые в отечественной историографии проследил периоды становления и развития джадидизма. В общих чертах периодизация включает в себя: первый этап - с 80-х годов XIX века до начала первой российской революции, характерной особенностью которого являлось, то, что широкие слои населения воспринимали идеи джадидистов настороженно, в то время как отношение властей было вполне лояльным; на втором этапе - в эпоху российских революций - джадидизм выходит за рамки школьной реформы, приобретает общественно-политический и социокультурный подтекст и пользуется широкой поддержкой татарского общества; при этом «русское правительство не остается равнодушным к такому явлению, всячески препятствуя развитию национального и гражданского самосознания мусульман»2.

Близких оценочных взглядов придерживались такие видные деятели татарской культуры как Г.Ибрагимов и Г.Сагди1, отождествлявшие джадидизм с просветительством. В частности, Г.Ибрагимов рассматривал джадидизм как новый этап в эволюции татарского просветительства и характеризовал его как «крупное общественное движение против закостенелости и кадимизма»2. Вторую половину XIX века, он называл, периодои возрождения татарского народа и считал, что первыми «ласточками джадидизма» были Г.Курсави и Ш.Марджани Анализируя истоки джадидизма, Г.Ибрагимов подчеркивал, что джадидисты продолжали дело, начало которому положили Ш.Марджани, К.Насыри, Х.Фаизханов, и вслед за которыми выступали за реформу национального образования, литературы и в целом культуры3.

Особенности татарского общественно-политического движения начала XX века в историко-политической литературе

В начале XX века в татарском обществе происходят глубокие изменения. Под непосредственным влиянием событий 1905-1907 гг. обозначается процесс политического возрождения татарской нации, возникают политические партии и объединения, которые представляют различные направления общественной мысли пореформенного периода. Появление национальных - под вывеской мусульманских - партий вызвало определенный интерес у государственных чиновников и российской общественности. При этом оценка деятельности партий, и, прежде всего самой многочисленной и влиятельной из них - «Иттифак-эль-муслимин», была довольно неоднозначной. Она колебалась в диапазоне от негативной, до умеренной и нейтрально-спокойной.

Так в специальном обзоре, составленном в 1910 году по распоряжению начальника главного управления по делам печати. «Иттифак» обвинен в панисламизме, программа которого построена на принципах «объединения вероисповедального и национального начал, придающий исламу характер политической доктрины (подчеркнуто нами - Ж.Ф.), отчуждающей мусульман от общерусской, - и, вообще, общегосударственной„.жизни»1. Такая оценка была свойственна государственным структурам в целом, когда речь шла о национальных движениях. Позже, как справедливо подчеркивали А.Аршаруни и Х.Габидуллин, «во всех случаях, когда в бывшей российской империи приходилось иметь дело с движением тюрко-татарских народов в России, был готов общий рецепт и стандартная форма определения движения панисламизм»1.

Вместе с тем, такое негативное отношение к активизации политической жизни татарского общества не являлось определяющим в российском обществе. Многие представители политической мысли и общественности относились к мусульманским партиям и движениям более или менее лояльно.

В частности, в исследовании В.Ивановича, подготовленного в 1910 году2, анализируются программные требования ведущих российских партий, в числе которых упоминается «Иттифак-эль-муслимин» и констатируется, что его основные политические требования не выходят за рамки программы конституционно-демократической партии3.

В.И. Ленин в свое время отметил: «Среди угнетенных народов России вспыхнуло освободительное национальное движение... Например, мусульмане, составляющие десятки миллионов населения России, с изумительной быстротой организовали тогда - это была вообще эпоха колоссального роста различных организаций - мусульманский союз»1.

Проблемы национального движения в анализируемый период привлекали внимание и татарской общественности. С активизацией политической жизни в начале XX века и возникновением политических организаций их лидеры принимали участие в разработке идеологии национального движения, а несколько позже - в оценке роли партий и движений в татарском обществе. Так, в работах Г. Исхаки, С.Максуди, З.Валиди, И.Терегулова и др.2 политическим силам татарского общества начала XX века дана положительная оценка. Эти публикации наполнены личными, зачастую субъективными впечатлениями и наблюдениями участников важных политических процессов. Данное обстоятельство повышает их ценность как своеобразных источников. Однако в них не затрагиваются предпосылки возникновения политических партий, не анализируются их программные требования, не рассматриваются проблемы эволюции национальных движений в контексте развития общероссийской политической жизни. Сами авторы и не претендовали на полноту своих исследований и, как подчеркивал И. Терегулов, «своей задачей исключительно лишь ставит систематизацию различных материалов, разбросанных по газетам, журналам и архивам»1.

. Вместе с тем, в этих работах проведена попытка систематизации татарских политических партий и движений - «Иттифак-эль-муслимин», «Тангчилар», «Шакирдлик», «Хуррият» и др. Авторы склонны отождествлять «Иттифак» с кадетской партией, «Тангчилар» - с социал-демократическим и неонародническим движением, а «Шакирдлик» с революционным движением татарской учащейся молодежи.

В целом же, резюмирует Г.Исхаки, все партии и движения появились на политической арене «в результате подражания русским партиям (кадетам, социал-демократам и социалистам-революционерам)»2, тем самым, подчеркивая социальную направленность таких партий.

Советский период историографии начинается в 1920-е годы. Именно в этот период возникает потребность осмысления и оценки опыта и традиций политической культуры татарского общества в начале XX века. В литературе этого десятилетия возникает два направления. Первое из них - либеральное, представителем которого был известный публицист и общественный деятель Дж.Валидов3.

Похожие диссертации на Проблемы татарского просветительства в XIX - начале XX веков в историко-политическом измерении