Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Козлов, Николай Иванович

Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде
<
Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлов, Николай Иванович. Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Козлов Николай Иванович; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2013.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/58

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Пластическая культура и пластическая выразительность: общность и отличие . 17

1. Пластическая культура. Основные составляющие понятия. 17

2 Пластическая выразительность - одна из составляющих процесса художественного творчества эстрадного певца. 23

3. Основные структурные образующие элементы пластической выразительности эстрадного певца . 32

4. Пантомима как один из элементов пластической выразительности эстрадного певца. 41

5. Элементы спортивной техники в структуре пластической выразительности эстрадного певца . 45

6. Особенности пластической выразительности эстрадного певца в различных поджанровых группах вокально-эстрадного номера. 48

Глава II. Проблемы формирования пластической культуры эстрадного вокалиста . 60

1. Значение хореографии как одного из основных средств воспитания пластической культуры. 61

2. Классический экзерсис - основа формирования пластической культуры средствами хореографии . 66

3. Современный сценический танец и музыкально-эстрадная миниатюра в структуре пластической выразительности эстрадного певца. 79

4. Основы сценического движения в системе пластической культуры эстрадного вокалиста. 90

5. Ритмопластика в формировании пластической культуры. 97

6. Формирование правильного дыхания. 102

Глава III. Пластическая культура в художественной структуре эстрадно вокального номера.

1. Импровизация как отправной момент формирования пластического образа эстрадно-вокального номера. 113

2. Этикетные нормы, как часть пластической культуры эстрадного певца . 125

3. Художественный образ музыки в пластике. 135

4. Создание пластического рисунка эстрадно - вокального номера. 140

Заключение 156

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. В течение минувшего века вокальная эстрада видоизменялась несколько раз. Важнейшие социально-исторические процессы и научно-технические достижения нашли своё отражение и воплощение в формах, стилях и содержании вокальной эстрады ушедшего века: от оперных арий, романсов и французских шансонеток в самом начале столетия до вокального «шоу-бизнеса» начала 1990-х годов и сегодняшнего дня.

Морфология эстрадного искусства разнообразна, включает множество эстрадных жанров и поджанров. По классификации, выдвинутой профессором С.С. Клитиным, группировать их следует по родам: вокальному, речевому, цирковому и т.д. и внутри каждого «рода» по «поджанрам».

Поджанр вокальной эстрады – самый популярный на сегодняшний день, обладает доминирующим влиянием на умы и сердца зрителей. Поэтому научные исследования содержания и состояния эстрадного вокала, и в этом смысле, настоящая диссертационная работа столь актуальны.

Степень научной разработанности проблемы. Вокальное искусство, и прежде всего академическое, находит глубокое научное осмысление в большом числе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных представителей музыковедческой науки, посвящённых языку музыки, музыкальным стилям, интонационным вокальным особенностям, структуре и формам вокальных произведений и т.д.

Содержание и состояние исполнительского искусства эстрадных вокалистов, к сожалению, остаётся за рамками научных интересов искусствоведов. Подавляющее число книг, сборников, статей, опубликованных в прошлом веке, и новейшая литература об эстрадных певцах носит мемуарный характер, либо анализирует эстрадную музыку в её социокультурном назначении. Исследования по проблемам пластической культуры эстрадных певцов практически отсутствуют. Так книги И.Нестьева . «Звёзды русской эстрады» ( М., 1974) и А.Сохора «Путь советской песни» (М., 1968) посвящены процессу развития советской песни на эстраде; Ю.Сосудина «Незабываемые певцы» (СПб., 2003) содержит уникальный материал о нравственных позициях талантливых певцов прошлого столетия; в этом же контексте написана книга Г.Скороходова «Леонид Утёсов. Друзья и враги» (М., 2007). Е.Рыбакова в объёмном издании «Развитие музыкального искусства в современной России: традиции, перспективы, исследования» (СПб., 2006) убедительно подчёркивает необходимость преемственности и сохранения традиций в отечественном вокальном искусстве. Название и тексты сборника статей «Музыкальная анатомия поколения независимых», под редакцией С.Жарикова (М., 2006) свидетельствует о нерасторжимой связи искусства и социальных процессов, характеризующих общество на том или ином этапе его развития.

К проблематике настоящей диссертации наиболее близки фундаментальные работы С.Клитина: «Эстрада. Проблемы, теория, история и методики» (Л., 1987), «История искусства эстрады» (СПб., 2008) и И.Богданова «Постановка эстрадного номера», СПб., 2004.

Объект исследования – содержание и эволюция вокального жанра на российской эстраде ХХ века.

Предмет исследования – пластическая культура артиста современной вокальной эстрады.

Цель исследования – определение роли и места пластической культуры в создании художественного образа эстрадного вокального произведения.

Основные задачи исследования:

-сформулировать и обосновать понятия «пластическая культура» и «пластическая выразительность» эстрадного вокалиста;

-выявить и классифицировать стили и особенности пластической выразительности современных эстрадных певцов;

-обосновать и сформулировать новый подход к структурированию пластической лексики в современном эстрадном вокальном искусстве;

- выявить характерные особенности пластической выразительности эстрадных певцов, применяемые ими при исполнении различных эстрадных вокальных произведений;

-сформулировать составляющие понятия «художественный образ» эстрадного вокального произведения и пластического рисунка концертного номера;

-обосновать и предложить авторскую методику формирования пластической выразительности эстрадного вокалиста с применением основ искусства хореографии;

-обосновать и предложить ряд практических мер повышения пластической культуры эстрадных певцов.

Теоретико-методологические основания настоящего диссертационного исследования составляют научные труды в различных аспектах философской, искусствоведческой, эстетической и культурологической наук; обширная литература по искусству хореографии; отдельные публикации по вопросам физиологии и психологии личности. Особое место занимают работы об искусстве эстрады и эстрадном вокальном исполнительстве.

Авторское понимание содержания пластической культуры эстрадного вокалиста сложилось из разных источников, в том числе, и из идей, изложенных в трудах Е.Уваровой, рассматривающей эстрадное пение как «синтез слова, музыки, пластики и индивидуальных особенностей исполнителей», А.Бурениной - по вопросам ритмопластики, Е.Марковой - о пантомиме, Е.Лукьяновой - о дыхании в хореографии, Р.Ботавиной и Т.Забозлаевой - об этике и искусстве хороших манер.

В исследованиях, изложенных в работах Н.Смирновой, автор диссертации нашёл подходы к формулировке понятия «пластической выразительности» эстрадного певца, основывающейся на «особых приёмах интонирования, подкреплённых мимикой, жестом, мизансценированием».

Ведущие научные идеи, разработанные Ю.Громовым для «создания основ физической, пластически образной выразительности актёрского творчества» с использованием хореографии, нашли развёрнутое применение в предлагаемой автором настоящего исследования системе формирования пластической культуры эстрадных вокалистов.

Анализ публикаций Л.Мархасёва и других авторов об эволюции эстрадной музыки на протяжении прошедшего столетия позволил автору сделать вывод о том, что к началу текущего века эстрадный вокал среди других поджанров занял лидирующее положение на концертной сцене. Одним из выводов стало и то, что современные эстрадные вокалисты стремительно обращаются к зримым формам в своём сценическом творчестве. Наряду с художественно-техническими средствами певцы широко используют в этих целях разнообразные ритмопластические, хореографические элементы и спортивную лексику.

Научные труды С.Клитина по теории режиссуры и И.Богданова о методах режиссёрской постановочной работы над эстрадным номером потребовали от соискателя новых подходов к структурированию пластической лексики, применяемой современными эстрадными вокалистами в вокальных эстрадных номерах. Являясь последователем идеи М.Фокина о роли музыки в работе хореографа, соискатель в работах с эстрадными вокалистами «не составляет комбинации из готовых и установившихся танцевальных движений, а создаёт в каждом случае новую форму, соответствующую сюжету» концертного номера.

Предлагаемая авторская система хореографической подготовки артистов вокальной эстрады опирается на идеи теории Станиславского, получившие своё развитие в «Основах сценического движения» И.Коха о «подчинённости тела, движения, танца мысли и чувству». Учебная программа по формированию пластической выразительности эстрадных певцов на основе хореографии, изложенная в данной работе, адаптирует общеизвестную классическую систему А.Вагановой, но при этом акцент в отборе средств делается с учётом специфики профессии вокалиста, - одновременности и единстве вокала и пластики.

Методы исследования, применённые автором в работе над диссертацией: историческое исследование; теоретический анализ; эксперимент (проверка отдельных вводимых положений на занятиях со студентами вокальных отделений специальных музыкальных учебных заведений города и в постановочной работе на концертной эстраде и театральных подмостках).

Источники исследования:

творчество эстрадных певцов (А.Вертинского, Л.Утёсова, К.Шульженко, Л.Гурченко, М.Магомаева, И.Кобзона, Э.Пьехи, М.Кристалинской, А.Пугачёвой, В.Леонтьева, Л.Вайкуле, Н.Бабкиной, О.Газманова, Т. Гвердцители, К.Орбакайте);

труды, статьи, отклики, рецензии, посвящённые эстрадно-вокальному исполнительству;

опыт Ленинградской – Петербургской театральной и хореографической школ в формировании пластической культуры актёра;

собственный постановочный опыт в работе с артистами-вокалистами и драматическими актёрами (режиссёр по пластике, балетмейстер);

педагогический опыт преподавателей, в т.ч. авторский, по формированию пластической культуры студентов вокальных факультетов и отделов.

Научная новизна настоящей диссертационной работы заключается в следующем:

дана авторская интерпретация понятий «пластическая культура» и «пластическая выразительность» применительно к артистам современной вокальной эстрады;

предпринята попытка определить основные закономерности формирования пластической культуры эстрадного певца на этапах подготовки и собственно профессиональной деятельности;

сформулировано понятие действенной пластики;

обосновано и сформировано авторское структурирование пластической лексики, используемой на современной песенной эстраде;

введено в научный оборот авторское определение «вокально – хореографический образ»;

обоснованы способы и приёмы постановочной работы режиссёра по пластике и хореографа в процессе создания эстрадно-вокального номера.

Анализ проблем поджанра эстрадного вокала, в настоящей формулировке и содержании в современной искусствоведческой литературе практически отсутствует, в чём и заключается главная научная ценность и новизна диссертационного исследования.

Практическая значимость работы заключается:

1) в привлечении внимания различных категорий специалистов (педагогов, режиссёров по пластике, хореографов) к состоянию и необходимости совершенствования вокального исполнительства на эстраде с учётом его главенствующего положения и роли в воспитании зрителя;

2) в определении понятий «пластической культуры» и «пластической выразительности» применительно к артистам вокальной эстрады как научно-методической основы для разработки и дополнения учебных программ профессиональной подготовки современных эстрадных певцов;

3) в разработке приёмов и способов использования отдельных закономерностей и факторов психомоторной деятельности организма артиста, прежде всего, дыхания в создании вокально-хореографического образа концертного номера;

4) в выявлении новой структуры эстрадного вокального материала как основы создания пластического рисунка концертного номера.

На защиту выносятся следующие положения:

1). Влияние социальных явлений и научно-технических достижений ХХ века на сферу эстрадного искусства и его поджанра – эстрадного вокала. Под воздействием социальных явлений и научно-технических достижений ХХ века в морфологии, содержании, формах, стилях эстрадного искусства иэстрадного вокала произошли значительные изменения. Число поджанров на эстраде сократилось. Вокал к концу предыдущего столетия занял главенствующее местоположение на концертной сцене, став частью шоу-бизнеса.

2). Авторская морфология «пластической культуры» и «пластической выразительности» артиста эстрады вокального жанра, общность и отличие. В содержание понятия «пластическая культура» входит комплекс специальных знаний, в результате освоения которых эстрадный певец оснащается «пластической выразительностью», то есть умениями и навыками, необходимыми исполнителю для создания художественного образа эстрадного вокального произведения. В этом суть общее и отличное между двумя понятиями.

3). Авторское структурирование пластической лексики вокального материала для современной эстрады. Музыковедческие труды свидетельствуют о многообразии форм в эстрадном вокальном материале. Введение пластики в создание художественного образа вокального произведения на современной эстраде требует унифицированного, вне зависимости от музыкальной формы, подхода к процессу его воплощения. В основе структурирования пластической лексики, используемой на современной вокальной эстраде, синтез художественных параметров вокального эстрадного концертного номера.

4). Роль пластической культуры исполнителя в профессиональной деятельности эстрадного певца; пластической выразительности в создании художественного образа эстрадного вокального номера. Наличие или отсутствие у эстрадного певца пластической культуры в процессе воздействия на зрителя порождает у зрителя высокие или низменные чувства и идеи, чем и определяется её воспитательное назначение. Пластическая выразительность вокалиста – один из наиважнейших компонентов образного воплощения музыкального произведения на вокальной эстраде.

5). Содержание понятий: художественный образ вокального произведения на эстраде, пластический образ музыки, вокально-хореографический образ концертного номера, зрелищность эстрадного номера. Художественный образ вокального эстрадного произведения создаётся многообразием средств разных видов искусств, главные из которых – голос и пластика исполнителя. Пластика является следствием эмоционального состояния, получаемого певцом от музыкального произведения, и в этом смысле она выражает замысел авторов. Включением элементов сценического танца в развитие драматургии концертного номера исполнитель создаёт вокально-хореографический образ музыкального произведения. Иные художественные и технические средства (свет, грим, видео, пиротехника и т.д.) используются для создания зрелищности эстрадного номера.

6). Обоснование необходимости обновления и расширения системы профессиональной подготовки эстрадного певца средствами хореографического искусства с учётом специфики профессии. Специфика работы эстрадного певца в отличие от других жанров сценического искусства состоит в одновременности звуковедения и движений в процессе воплощения на сцене художественного образа вокального произведения и наличии постоянной связи «певец – зритель». Специфический язык условностей хореографического искусства, применение комплекса элементов танцевальных движений, освоенных артистом вокальной сцены в период обучения профессии, расширяют возможности его пластической выразительности как одного из основных элементов профессионализма. Занятия хореографией необходимы эстрадному певцу как тренинг его психофизического аппарата, в т. ч. системы дыхания.

7). Авторские подходы к созданию пластического рисунка эстрадно-вокального концертного номера. Пластический рисунок эстрадно-вокального концертного номера представляет собой танцевально-движенческую композицию, в единстве с пением воплощающую замысел музыкального произведения. Необходимым условием результативности работы над созданием пластического рисунка эстрадно-вокального концертного номера является степень подвижности психофизической и эмоциональной природы певца, уровень оснащённости пластической культурой. Постановочный процесс предваряется изучением песенно-танцевального материала и импровизацией движений под музыку. Изучение музыкального материала в сочетании пения с движением способствует совершенствованию вокально-двигательной координации артиста – одного из самых сложных понятий в эстрадно-вокальном жанре. Особое значение необходимо уделять отбору музыки, проработке структуры произведения, его характера, анализу каждой музыкальной фразы. Типы взаимодействия пластики и музыки: метроритмическое единство; интерпретация содержания вокального произведения позой, жестом, мимикой. Выверенная пластическая партитура (рисунок) номера максимально раскрывает идею, тему, образное содержание вокально-эстрадного произведения. Наилучшие результаты в постановке эстрадно-вокального номера достигаются совместными усилиями певца, режиссёра по пластике и других специалистов концертной эстрады.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных публикациях, статьях и учебном пособии автора, а также в виде выступлений на заседаниях кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов в ноябре 2011 и мае 2012 года.

Элементы практической части диссертации, апробированы при постановке концертных номеров студентов II-го курса Санкт-Петербургской академии театрального искусства (кафедра эстрадного искусства и музыкального театра. 2007 год).

Идеи и материалы диссертации применены автором в процессе постановки музыкально-пластического спектакля «Прерванное детство», осуществлённой на базе группы учащихся вокального отдела Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова (работа удостоена диплома III Международного театрального фестиваля «Открытое пространство», Санкт-Петербург, 2009 год).

Помимо этого, автор диссертации на протяжении многих лет активно использует результаты данного исследования в своей практической педагогической деятельности преподавателя хореографических дисциплин Санкт-Петербургских музыкальных колледжей имени М.П.Мусоргского и имени Н.А.Римского-Корсакова. Применение авторских методик в подготовке концертных номеров конкурсных программ позволило учащимся данных специальных музыкальных учебных заведений занять призовые места на отечественных и международных конкурсах вокалистов, в т. ч. конкурсе имени П.И.Чайковского,

В течение нескольких последних лет результаты отдельных этапов диссертационного исследования широко используются автором в его работе хореографом – постановщиком ряда спектаклей в драматических и музыкальных театрах города. В полном объёме они применены в процессе постановки оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней» - спектакля учебного оперного театра Санкт-Петербургского государственного музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова (апрель 2012года).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (шестнадцать параграфов), заключения, библиографии (388 наименований) и приложение. Общий объём диссертации 203 страница.

Основные структурные образующие элементы пластической выразительности эстрадного певца

В природе эстрадного вокального искусства социальный, эстетический, музыкальный компоненты тесно взаимодействуют между собой. Выпадение одного из них из продукта сценического творчества — вокально-эстрадного произведения неизбежно приводит к нивелированию уровня, а порой, полному исчезновению со сцены продукта творчества в его художественном смысле и назначении.

Анализ показывает, что сегодня на песенной эстраде повсеместно наблюдается унификация исполнительских приёмов. Возникшие, чаще заимствованные стандарты сводят на нет индивидуальность, уничтожают пластическую неповторимость артиста. Этот процесс можно назвать «тиражированием кумира», и именно он, к сожалению, превалирует и составляет суть современного шоу-бизнеса. В подтверждение можно напомнить о попытках разных эстрадных певцов «походить» на Майкла Джексона. При этом никого не смущало ни несоответствие прототипу собственной индивидуальности, ни выбранный для исполнения музыкальный материал.

В «пластическом кругозоре» отечественного шоу-бизнеса - конвейера массового производства эстрадных артистов явственно проступает влияние не лучших, вторичных образцов англоязычной культуры. Отсутствие или весьма скромная пластическая подготовка приводит к тому, что отдельные исполнители вставляют в свои концертные номера элементы западноевропейского или американского современного танцевального направления, имея о них весьма расплывчатое представление, и выглядят при этом просто нелепо.

Пластика исполнителя чаще всего не выражает идейно-смыслового содержания музыкального произведения, поэтому даже активное эмоциональное воздействие становится бессмысленным. Вся сила направляется на уровень подсознания. Целью его является удовлетворение психофизиологических потребностей в сфере различных типов удовольствия (удовлетворения). Ведущий компонент - ритм, выраженный в пластике и частотных характеристиках на уровне инфразвука, обладающего эффектом подсознательного воздействия на психику и психопрограммирования.

Острая необходимость профессионального обучения артистов эстрады вокальных жанров основам хореографии и современному танцу является приметой и требованием времени. При этом важно поставить российскую школу пластической подготовки нового поколения исполнителей (эстрадных певцов) на классическую основу. Именно она позволяет наилучшим образом формировать физиологическую и эмоционально-психологическую структуру личности артиста,- важнейшие составляющие элементы пластической культуры.

Приходится констатировать, что многие молодые артисты, выступающие сегодня на эстраде, не обладают культурой сценического поведения, и это ярко бросается в глаза. Научить артиста видеть и отвергать пошлость - первый шаг на пути формирования пластической культуры и эстетического воспитания любого исполнителя. Возможно это лишь в том случае, когда каждый участник художественного процесса - режиссёр, педагог театральной школы осознает свою ответственность за воспитание эстетических вкусов певца и, с позиций высоких требований к себе, будет подходить к созданию каждого концертного номера.

Эстрадный певец должен пытаться осваивать «ход через пластику». Понять, что он - необычен, но крайне плодотворен в создании художественного образа музыкального произведения, что подтверждается опытом многих известных отечественных исполнителей, а также исследованиями природы художественного сценического творчества.

Исходя из этого, артист вокальной эстрады должен получать не только вокальное, но и профессиональное движенческое образование. Профессионализм певца в целом не мыслим без совершенствования внутренней техники артиста, без той бесконечной работы, в результате которой этические и эстетические компоненты начинают существовать неразрывно, в полной гармонии, что, в конечном итоге, и является свидетельством владения исполнителем пластической культурой.

Таким образом, пластическая культура представляет собой комплекс специальных знаний о совокупности физических навыков и психофизических качеств личности, морально-нравственных характеристик и эстетических категорий. Отсутствие у певца любого из вышеперечисленных знаний и качеств неминуемо порождает проблемы в исполнительском искусстве, особенно сегодня, когда произошли и происходят столь решительные изменения в самих формах существования песенной эстрады.

Каждому периоду времени свойственна своя бытовая, повседневная, уличная субкультура. Внутри неё рождаются новые виды танца, модного в молодёжной среде на данный момент. Бытовой, повседневный современный танец воспринимается как своеобразное и естественное пластическое выражение конкретного времени. Это явление несомненно требует профессионального анализа, т.к. и на концертную эстраду сегодня стремительно проникают новые современные танцевальные направления, а порой и «танец с улицы». Вокалисты настойчиво и разносторонне применяют огромный спектр элементов движенческой культуры.

Современные музыкальные стили нередко возникают по требованию и порождаются субкультурой тинэйджеров. Этот факт тем более настоятельно требует всеобщего внимания к проблемам современной песенной эстрады, имея в виду её существенное влияние в процессе социализации личности и, прежде всего, молодёжи. Тенденция яркая и существенная. По-сути речь идёт о новом пластическом языке современной песенной эстрады.

Если рассмотреть бытовой повседневный танец, исполняемый дома, на улицах, в клубах, с точки зрения его социальной функции, то можно отметить, что его влияние достаточно ограниченно. Он воздействует, прежде всего, на самого исполнителя, на его партнёра (партнёршу) или группу соучастников, а реакция публики, зачастую, вообще никого не интересует. Включение же современного популярного, на данный момент, танца в концертный номер, всегда предполагает направленное художественное воздействие на публику. Следовательно, без профессиональной обработки танца, такое воздействие не допустимо.

Уместно отметить, что профессиональное владение современным танцем даёт и певцу, и зрителю мощный эмоциональный и эстетический эффект. Поэтому, очевидно, столь смело сегодня артист эстрады берёт на вооружение танец. Его стремительное распространение нельзя сводить только к капризам моды. Одновременно рассматривать его можно и известным стимулом и импульсом в развитии самих музыкальных жанров на эстраде.

Новые формы привносят в эстраду индивидуальные музыкальные стилистические решения, новые интонации и ритмы. Тем важнее для артиста любого жанра, выходящего на сценические подмостки, глубокое понимание того, что на пути создания художественного образа движенческая техника самого артиста и эмоционально-психологический способ воплощения драматургии произведения - едины. И только безупречное владение пластикой, пластической культурой в целом, способно привести артиста к наивысшим результатам в творчестве.

Элементы спортивной техники в структуре пластической выразительности эстрадного певца

Пластическая культура представляет собой комплекс специальных теоретических знаний, практических навыков, морально-нравственных категорий и эстетического вкуса. Всё это на сегодняшний день является наиболее важным с точки зрения формирования эстетических позиций, способных помочь профессиональным и будущим эстрадным артистам вокальных жанров в овладении критериями пластической культуры. Отсутствие любого из вышеперечисленных компонентов порождает проблемы на современной эстраде. На подмостки проникают антихудожественные элементы, зачастую проявляющие себя как символы моды.

Формирование у артиста способности видеть пошлость - важная задача на пути к оценке эстетических качеств манеры исполнения. Возможно это в том случае, если каждый режиссёр и педагог осознает свою ответственность за воспитание эстетических вкусов певца, и с высоких идейно-художественных позиций будет подходить к процессу создания вокального эстрадного номера, как на профессиональной эстраде, так и в театральной школе.

Эстрада требует от певца не только профессионального голосоведения, но и глубокого осмысления вокального произведения, от замысла композитора, стилистических особенностей и драматургии музыкального материала до составляющих спектр современных художественных средств и уместности их применения в том или ином номере. Неоспоримыми достоинствами вокалиста были и остаются интеллигентность, непосредственность, эмоциональная возбудимость, т.е. подлинный артистизм, которые достигаются на базе безупречного владения техникой исполнительского искусства, в том числе совершенной пластикой.

Культура движения создаёт вокалисту широкие возможности действенной пластики, как способности выражения внутреннего содержания создаваемого образа. Прибегая к фантазии в предлагаемых обстоятельствах, наполняя жест психологическим содержанием, артист преобразует движение в действие.

В связи с этим, задачи подготовки современного эстрадного вокалиста выдвигают необходимость не только овладения навыками хореографии, но и способностью применять её для создания пластического и в целом художественного образа эстрадного музыкального произведения.

Использование всего разнообразия палитры средств выразительности, умение органично соединить их между собой, и прежде всего пение с движением позволяет певцу создавать единый художественный образ вокально-эстрадного номера.

«Танец, вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества»1.

Рассматривая значение хореографии как одного из основных средств воспитания пластической культуры эстрадного певца, автор в ряде случаев опирается на работы и научные исследования Ю.И. Громова по вопросам пластической культуры драматического актёра. Видный деятель хореографического искусства и учёный подчёркивает: «...танец — вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованное движение. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зримом восприятии пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Танец своими специфическими пластическими средствами создает конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание».1 Роль танца в воспитании движений, относящихся по своим пластическим характеристикам к категории прекрасного, особенно важна.

Скульптурная законченность поз и жестов, техническое совершенство и красота движений, гармоническое развитие, облагораживающее тело, определяют направления в пластическом воспитании эстрадных артистов вокальных жанров средствами хореографии.

Сейчас, когда современное эстрадное вокальное искусство стало подлинно массовым, когда наряду с вокальными отделениями учебных заведений возникают различные курсы и студии подготовки для певцов, необходимо повсеместно вводить изучение хореографии, начиная с классического танца. В этом случае можно рассчитывать на то, что в результате их учащиеся освоят необходимые способы воплощения пластического образа произведений современного репертуара.

Понятие «хореография», где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений и специфического языка, охватывает различные виды танцевального искусства. Краткость эстрадного номера требует высокой меры условности. Эталонным в этом смысле является творчество выдающейся певицы Клавдии Ивановны Шульженко, которая одним лёгким условным движением рук зримо показывала содержание песни. Пластическое решение практически каждого её эстрадно-вокального произведения становилось по форме почти танцевальной миниатюрой, сравнимой с маленьким самостоятельным спектаклем.

В книге В.Ванслова по вопросам музыкально-хореографического действия и музыкальной драматургии, построенной на анализе балетов Ю. Григоровича, отмечено, что хореография, «воплощая музыку, заключающую в себе действие,... и сама становится действенной. Она представляет собой образное отражение конфликтов и противоречий действительности, благодаря претворению смысла жизненных событий в музыкально-хореографическом действии».

«Есть і немало балерин, которые, танцуя, машут ручками, показывают зрителям свои «позы», «жесты», любуясь ими извне. Им нужны движения и пластика ради самих движений и пластики. Они изучают свой танец как «па» вне зависимости от внутреннего содержания и создают форму, лишенную сути»2, - пишет Станиславский. Это замечание можно отнести не только к балетным танцовщикам, но и к вокалистам. И в нем четко звучит требование раскрывать внутреннюю сущность позы, жеста, любого движения.

«Жест, - отмечал Ж.-Ж.Новерр, - это стрела, выпущенная из души, он оказывает немедленное действие и попадает прямо в цель, если только правдив» .

В своей книге «Современная зарубежная пантомима» профессор Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства Е.В.Маркова, говоря об открытии знаменитой триады Декру «поза-движение-жест», пишет, что «поза была определена как динамическая статика, в которой заключено напряжение предшествовавшего ей действия и предвосхищение будущего; разрушающаяся изнутри под действием этого напряжения, поза и рассыпается на движение; обретая целенаправленность, последнее организуется в жест, который, достигая своей цели, завершается позой и т.д. и т.п.»4. Этот вывод, безусловно, относится не только к пантомиме, о которой пишет Е.В.Маркова, но и к хореографии.

Классический экзерсис - основа формирования пластической культуры средствами хореографии

Освоение частных двигательных навыков — этот раздел предполагает освоение некоторых элементов жонглирования, а также таких навыков, как работа с реквизитом, например, с тростью. То есть то, что сегодня находит применение на эстраде в ограниченном объеме (единственным примером может служить, пожалуй, номер Лаймы Вайкуле, где она пользовалась тростью, показывая крутки, подкидки, сбросы и т.д.). Тем не менее, навыки обращения с предметами артисту эстрады вокальных жанров могут пригодиться. С учётом специфики современной вокальной эстрады уместно обучение работе с микрофоном.

Таким образом, по сути, все разделы «Основ сценического движения» в той или иной степени могут использоваться в формировании пластической культуры артиста эстрады вокального жанра.

Само освоение пластических навыков в основах сценического движения разделяется на два основных этапа. На первом этапе идет общий пластический тренинг. На втором, - те разделы, которые ближе всего к специфике вокальной деятельности.

В конце второго этапа должны быть усвоены навыки двигательной, рече- и вокально-двигательной координации, моторной памяти, правильной осанки и походки. Крайне важно сформировать внимание и ловкость.

Для создания фундамента будущего движенческого совершенствования методика, разработанная профессором И.Э.Кохом, в целом, несомненно применима и в процессе воспитания артистов эстрады. Вместе с тем, на взгляд автора настоящего исследования, для работы с эстрадными певцами в эту систему необходимо привнести два существенно важных для этой категории артистов раздела: «мимика» и «пантомимическая гимнастика». [Современная пантомима определяется как «стилевые движения», условные приёмы, создающие иллюзию предмета, пространства, движения, времени. Пластическая гимнастика включает конкретные движения - шаг на месте,, шаг против ветра, подъем по лестнице и т.д., и т.п. В то же время пантомима прибегает к описательным и поэтическим жестам, символическим движениям, что часто требуется артисту эстрады вокальных жанров для решения пластического рисунка в создании художественного образа.

И здесь подбор музыкального оформления тренинга должен соответствовать специфике эстрадно-вокальных жанров. Используя различные современные ритмы и вокальные произведения, необходимо постоянно обновлять музыкально-ритмический репертуар, в том числе и за счёт произведений уже апробированных выдающимися исполнителями.

Второй этап освоения основ сценического движения строится с учетом особенностей именно эстрадно-вокальных жанров. Подбор упражнений строится по дифференцированному жанровому признаку. Для эстрадных вокалистов необходимы усложненные упражнения на совершенствование вокально-двигательной координации.

Как показывает практика, в том числе и педагогический опыт автора, необходима полная согласованность действий хореографа и педагога по вокалу, общее понимание специфической исполнительской нагрузки вокалистов, - единства пения, движения, дыхания, памяти, выносливости. Формирование вокально-двигательной координации затрагивает принципиально серьезную, по сути дела, главенствующую профессиональную проблему - соединения пения и пластики. Согласованность в подходах и работе между специалистами по движению и вокалу делает освоение материала более эффективным, способствует раскрытию индивидуальности исполнителя.

Переход от упражнений на вокально-двигательную координацию к созданию самого вокально-эстрадного номера должен быть постепенным и последовательным, учитывать специфические черты эстрадно-вокального искусства, в том числе, пластические навыки работы с реквизитом, микрофоном. Ведь в целом вокально-концертный номер требует от исполнителя проявления развитого уровня ритмичности (пространственно 95

временной ориентации), ловкости, выносливости, танцевальности, выразительного исполнения движений, жеста (развитие выразительно действующей руки актера).

Работа с микрофоном является неотъемлемой частью профессии эстрадного вокалиста. Пользование микрофоном требует не только технического внимания, но и ловкости, непринужденности, элегантности. А это возможно только при хорошо развитом, «распределенном» внимании, т.е. способности мгновенно переключаться с одного объекта на другой».1 При достаточном уровне вокально-двигательной координации, действие с микрофоном не мешает главному - пению.

Опосредованное влияние на формирование пластической культуры артиста эстрады вокального жанра оказывает и освоение основ сценического движения, а именно стилевого поведения, то есть, освоение манер поведения в стилистике разных эпох. Потребность использования исторически верной манеры поведения в эстрадно-вокальном номере практически не встречается, если и применяется, то весьма фрагментарно.

Иллюстрацией этого положения можно считать «Песню о мушкетёрах» (муз. МДунаевского, стихи М.Ряшенцева и М.Розовского) в исполнении народного артиста России Михаила Боярского. В этом произведении, написанном к кинофильму «Три мушкетера», певец прибегает к пластике поведения XVII столетия. Включает поклоны, имитацию снятия шляпы, забрасывание рукой полы плаща на плечо и положение руки с плащом на эфесе шпаги, а также отдельные положения (имитации) сцен фехтования. В один из моментов песни на слова: «Атос, Портос, Арамис...» артист использует разнообразные положения рук: а) сложенные (скрещенные) на груди; б) правая рука на поясе, кисть ее сжата в кулак, левая лежит на эфесе шпаги (имитация); в) обе руки лежат на эфесе шпаги (имитация). Пластика артиста характерна манере поведения мужчин данной эпохи, подчеркивая характер и отличительную манеру каждого воображаемого персонажа. І

Этикетные нормы, как часть пластической культуры эстрадного певца

Артист эстрады даёт интервью, участвует во всевозможных телевизионных проектах, общественно-политических мероприятиях. Его личная жизнь выставляется напоказ, и это — одна из характерных черт современного шоу-бизнеса. Специфика артистической этики заключается в том, что она оценивается во всех формах общественного поведения.

Профессиональная этика необходима эстрадному певцу и для ведения переговоров, и для деловой беседы. Умение вести себя в этих обстоятельствах требует знания особых правил. Основополагающими среди них являются проявление безусловного уважения к собеседнику, умение слушать и выдерживать паузу, избегать тем, которые могут вызвать конфликтную ситуацию. Вспомним нашумевшие не так давно скандалы крупных представителей шоу-бизнеса. Сколь ни огорчительно, но некоторые шоумены современной эстрады не умеют или не считают нужным правильно вести себя в общественных сферах.

Современные условия жизни, обстоятельства существования на отечественной сцене усиливают необходимость воспитания внутренней культуры как основы пластической культуры певца, во многом определяющей художественный результат исполнительства.

Настоящему артисту крайне важно умение видеть себя со стороны и не только на сцене, но и в практике деловых отношений. Он должен нацелить себя на кропотливую и трудную работу над собой, глубже понимать себя и окружающих, что, в конечном итоге, позволит обрести индивидуальность. Без::этог6;Гартисту не помогут никакие имиджмейкеры. В современных:условиях у каждого имеется масса средств получения обратной связи, в числе прочих, - «всемирная паутина».

Своим новым интернет-проектом «Moiseev LIFE» заслуженный артист России Борис Моисеев стремится ещё раз подчеркнуть, что он прост, деликатен, открыт для своих многочисленных поклонников, искренно интересуется их мнением о своём творчестве, добр, отзывчив, способен на сопереживание и понимание их проблем. Все эти ценности чрезвычайно важны для артиста эстрады в упрочении его контакта со зрителем, одного из важнейших условий успешности в профессиональной деятельности.

Палитру внутренней культуры артиста эстрады дополняют: эмоциональная устойчивость, пунктуальность, аккуратность, организованность, ответственность, доброжелательность, тактичность, настойчивость, общительность, вежливость, терпение, чувство юмора, эстетический вкус, лёгкость в общении с людьми, наблюдательность, обладание безупречными манерами, способность быстро выходить из затруднительных положений и ситуаций. Осмелимся здесь высказать суждение, что всеми вышеперечисленными качествами обладает выдающийся мастер песни на современной эстраде народный артист СССР Иосиф Кобзон.

Если попытаться конкретизировать отдельные детали в контексте его пластической культуры, то непременно выделяется внушительная, производящая впечатление своим видом его представительная статика и, одновременно, самая доброжелательная улыбка, располагающая к себе людей. В позах - хорошая осанка, естественная линия головы, не зажатое тело. Абсолютная мера в жестикуляции. Своим внушающим доверие голосом И.Кобзон ведёт диалог со зрителем чрезвычайно осторожно, как бы не вторгаясь в его личное пространство. Выразительный, прямой взгляд, излучающий искренность, доброжелательность, радость, одним словом, -честный, открытый имидж, что свидетельствует о высокой культуре певца.

Нельзя забывать о том, что одним из основных качеств профессии певца является умение установить контакт со зрителем. В основе этого процесса этика взаимодействия в общении и в творческом процессе. Все эти ценности, основанные на нравственности, эстетическом вкусе, соблюдении определённых правил, составляют понятие нравстенно - коммуникативных качеств, чрезвычайно важных для эстрадного вокалиста, т.к., в известном смысле, он обязан быть носителем общечеловеческой культуры. Наличие или отсутствие этих качеств у артиста впрямую отражается на зрителе, в первую очередь, на молодёжи, поскольку современная песенная эстрада особенно популярна именно в этой среде. Таким образом публика получает или не получает положительное воспитательное воздействие от эстрадного певца.

Как уже отмечалось, изменения, происходящие в обществе под воздействием научно-технического прогресса и социальных преобразований, неизбежно влекут изменения в различных сферах культуры, в том числе и в жанре эстрадного вокала. Образы рекламы и стиль жизни, перформансы моды отражаются в пластике современного певца. Влияние моды на манеру и пластику артиста имело и имеет место всегда. Однако, мода изменчива, а пластическая культура — категория константная. Поэтому, вопрос, в сущности, в чувстве меры, в способности полностью (частично) следовать или противостоять наметившемуся веянию, которое в агрессивной позиции может вступить в прямое противоречие и даже уничтожить артистическую личность.

Мода, во многом, опирается на психологические факторы, среди которых - подражание, - сознательное (активное) повторение чужого поведения в стиле одежды, интонации и жестах. Оно способно распространяться не только на сценический костюм, причёску, пластику, но на всё творчество эстрадного вокалиста, как это, скажем, произошло с певицей Екатериной Семёновой, пытавшейся повторить все нюансы сценического поведения Аллы Пугачёвой.

Похожие диссертации на Пластическая культура в создании художественного образа вокального произведения на современной эстраде