Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Кайнбаева Жамила Советовна

Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия
<
Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кайнбаева Жамила Советовна. Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:05-13/80

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Соотношение создания авторского художественного изделия и формирования культуры педагогической деятельности студента как научно-педагогическая проблема 13

1.1. Содержание и структура понятия «культура педагогической деятельности» 13

1.2. Педагогический потенциал процесса создания авторской куклы 30

1.3. Модель формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы 48

Выводы по первой главе 64

Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия 68

2.1. Цель и задачи опытно-поисковой работы по формированию культуры педагогической деятельности студента 68

2.2. Педагогические условия формирования культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы 80

2.3. Динамика результатов опытно-поисковой работы 97

Выводы по второй главе 121

Заключение 125

Список использованной литературы 128

Приложения 148

Введение к работе

Проблема воспитания личности, обладающей культурой педагогической деятельности, тесно связана с ее творческими особенностями и имеет фундаментальное значение для будущего страны. В зависимости от того, насколько творчески развит педагог, настолько его педагогическая деятельность культу-росообразна. Скудный багаж творческих умений и навыков не позволяет современному учителю подняться до уровня человека культуры, обладающего культурой педагогической деятельности. Среди причин данного явления — недостатки вузовской подготовки, серьезно ограничивающие возможности совершенствования творческого потенциала будущего учителя. Творческая компонента личности является слабым звеном в образовательном процессе; она либо представлена недостаточно, либо вовсе выпадает из его содержания.

Восполнить данный недостаток позволяют элективные курсы, направленные на развитие художественно-творческой деятельности, активно побуждающие творческое воображение, отражающие ценностное отношение студента к культуре педагогической деятельности, позволяющие формировать знания, умения и навыки культуросообразной деятельности. Художественное изделие как элемент культуры несет в себе традиции, обычаи, мировоззрение народа, а процесс его создания выступает в качестве значимой деятельности, оказывающей влияние на нравственное, эстетическое, эмоциональное и коммуникативное развитие личности будущего педагога.

Включение студентов в процесс создания авторского художественного изделия позволяет им вырабатывать способность к целеполаганию, рефлексии, развивает эстетический вкус и художественное воображение, формирует открытость к диалогу культур, национально-этническому взаимодействию.

Для изучения творческое в культуре педагогической деятельности имеются социокультурные, психолого-педагогические, научно-методические, практические предпосылки.

Социокультурные предпосылки связаны с раскрытием смысла и значения культуры педагогической деятельности (Л. А. Волович, В. А. Сластении, Л. Б. Соколова); с общей теорией культуры (В. Л. Бенин, Л. Н. Коган), воспитанием человека культуры, ядром которого являются субъективные свойства, определяющие меру его свободы, гуманности, жизнетворчества (В. С. Биб-лер, Л. П. Буева, В. И. Конев, Э. С. Маркарян).

Психолого-педагогические предпосылки включают разные точки зрения на феномен культуры и ее роль в формировании личности (Е. В. Бондарев-ская, Н. Е. Щуркова). Целенаправленно исследуются в данном аспекте культурологический подход (Н, Б. Крылова), проблемы качества подготовки учителя (Н. В. Кузьмина, В. Г. Рындак, Ф. Ш. Терегулов), вопросы активизации творческого потенциала учителя (В. И. Андреев, И. И. Зарецкая, Н. Д. Никандров, А. П. Тряпицына); роль деятельности и особенности развития личности в учебном процессе (И, А. Зимняя, И. А. Колесникова, А. Н. Ксе-нофонтова, Г. И. Щукина). Получили развитие психология эстетической потребности (Ю. Б. Гиппенрейтер, И. А. Джидарьян), психология творчества (В. С. Кузин), психология художественного восприятия (Р. Арнхейм, Т, Липпс). Аксиологический аспект искусства представлен в трудах философов и искусствоведов (Г. Г. Гадамер, Н. М. Мышьякова, Л. Н. Столович, М. Хайдеггер), педагогов (С. М. Каргапольцев, А. В. Кирьякова, Б. М. Не-менский).

В научно-методических исследованиях (Е. А. Коссаковская, А. А, Савка, Ф. В. А. Фребель, В. В. ЮртаЙкин) расширен круг средств воспитания личности и формирования культуры педагогической деятельности. Внимание ученых обращено на воспитательный потенциал игрушки (Е. А. Аркин, Н. Г. Богораз-Тан, Ю. О. Голубева, М. Мид, П. М. Оберталлер, А. Н. Рейнсон-Правдин), что связано с рядом факторов: возрастающей знаковостью социокультурного мира; многомерностью социализации и открывающимися ныне возможностями для творческого развития личности; новыми формами визу-

5 альной коммуникации, в которых познавательные, коммуникативные сюжеты-дискурсы опосредованы общением со знаковым персонажем (виртуальной куклой); новым коммуникативным пространством, в котором кукла-образ вводится в познавательный процесс.

К числу практических предпосылок относятся: введение вариативности в стандарт высшего образования, увеличение перечня курсов по выбору, внедрение культуротворческих технологий в образовательный процесс. На передний план выходят личностно ориентированная парадигма образования и культуросообразность как один из ключевых ее принципов.

Вместе с тем вопрос формирования культуры педагогической деятельности в процессе создания студентом авторского художественного изделия специально не рассматривался.

Остаются неразрешенными противоречия между:

объективной потребностью общества в личности учителя, творчески исполняющего свое дело, и недостаточной обращенностью системы высшего образования к подготовке выпускников, обладающих культурой педагогической деятельности;

педагогическим потенциалом, заложенным в опыте создания авторской куклы как художественного изделия, и отсутствием рекомендаций по его использованию в качестве средства формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя;

потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования культуры педагогической деятельности средствами прикладного искусства и неразработанностью данного вопроса в педагогической науке.

Поэтому проблема исследования заключается в теоретическом обосновании, поиске содержания, методов и форм использования художественно-творческого опыта в формировании культуры педагогической деятельности будущего учителя.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия».

В исследовании введено ограничение: формирование культуры педагогической деятельности происходило на основе создания авторской куклы.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования культуры педагогической деятельности студента средствами авторского художественного изделия.

Объект исследования: в образовательный процесс вуза.

Предмет исследования: формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы.

В основу исследования была положена гипотеза: формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы в образовательном процессе вуза будет успешным, если:

- обосновано содержание понятия «культура педагогической деятельно
сти студента», обеспечивающее направленность процесса на формирование
личностного качества;

-разработана и экспериментально проверена модель формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия на основе культурологического подхода;

- определены педагогические условия формирования культуры педаго
гической деятельности студента в процессе создания авторской куклы.

Задачи исследования:

  1. Уточнить понятие «культура педагогической деятельности студента» с позиций художественного творчества.

  2. Обосновать педагогический потенциал опыта создания авторской куклы в формировании культуры педагогической деятельности студента.

  3. Создать поливариативную модель формирования культуры педагоги-

7 ческой деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия.

4. Разработать научно-методические рекомендации для преподавателей, учителей, студентов, аспирантов по формированию культуры педагогической деятельности на основе создания авторской куклы.

Методологической основой исследования являются: диалектическая теория познания, заключающаяся в целостном и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности; принципы единства теории и практики, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов. Философский уровень исследования базируется на подходах философов к определению культуры (И. Хей-зинга, А. Швейцер); к структуре, анализу, характеристике социокультурной среды (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Э. В. Ильенков, А. Ф. Лосев, М. К. Мамар-дашвили); к значению образа в культуре (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, О. Каламбре-зе, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Лотман, Ю. Хабермас); концепции философии и методологии образования (В. В. Краевский, В. М. Розин, В. Н. Саратовский, Г. П. Щедровицкий). Общенаучный уровень исследования составляют: теория педагогической культуры (В. А. Сластенин); общая теория деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); теория личностно ориентированного образования (Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); представления о роли искусства в воспитании (С. С. Аве-ринцев, Д. С. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, В. А. Сухомлинский); теория рефлексивной природы сознания и мышления (О. С. Анисимов, Г. В. Ф. Гегель, Дж. Дьюи, И. Кант, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Лефевр, Г. С. Сухобская); историко-культурная теория деятельности Л. С. Выготского; принцип культуро-сообразности (А. Дистервег). Технологический уровень исследования: эвристический метод в образовании как способ усвоения культуры (И. И. Ильясов, И. Я. Лернер); культуротворческие технологии (В. Г. Селевко).

База исследования: Западно-Казахстанский государственный унйвер-

8 ситет им. М. Утемисова, факультет «Декоративное искусство и культура» (145 человек), 42 преподавателя. Исследование проходило поэтапно с 2000 по 2004 год.

Первый этап (2000—2001 гг.) включал изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; были определены его теоретико-методологическая основа, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи; изучена педагогическая практика; разработана программа исследования; уточнены дидактические условия и этапы формирования у студентов культуры педагогической деятельности.

Использовались следующие методы исследования: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение (непосредственное, сплошное, открытое и скрытое), тестирование, анкетирование, интервьюирование, беседа, изучение документов, обобщение передового педагогического опыта, экспертная оценка.

На втором этапе (2001—2003 гг.) проведены констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента, апробация и коррекция модели формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы, определены педагогические условия взаимодействия этих процессов.

Методами исследования были тестирование, анкетирование, моделирование, наблюдение, изучение документов, творческих работ, статистическая обработка данных.

Третий этап (2003—2004 гг.) предусматривал анализ результатов эксперимента, теоретическое осмысление и уточнение отдельных положений проделанной работы, литературное оформление диссертационного исследования.

На данном этапе были использованы следующие методы: анализ и синтез (теоретический, количественный, качественный), обобщение и систематизация материала, сравнительный анализ экспериментальных данных, мето-

9 ды математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в углублении педагогического знания за счет:

  1. Обоснования содержания понятия «культура педагогической деятельности студента» как основы культуросообразного образовательного процесса.

  2. Разработанной модели, отличающейся поливариативностью, широким использованием педагогических средств и методов, в том числе регионального содержания, как универсальных способов формирования культуры педагогической деятельности.

  3. Выявления педагогических условий, способствующих эффективному формированию культуры педагогической деятельности на основе создания авторской куклы, к которым относятся: направленность мотивов студентов на культуру педагогической деятельности; включение студентов в творческую деятельность по созданию авторской куклы; развитие рефлексии творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит во внесении вклада в теоретическую разработку проблемы формирования культуры педагогической деятельности:

раскрыты теоретические основы (педагогические подходы, принципы) конструирования поливариативной модели формирования культуры педагогической деятельности в процессе создания студентом авторского художественного изделия как эффективного воспитательного средства;

выявлен педагогический потенциал опыта создания авторской куклы, заключающийся в сотворчестве преподавателя и студента по созданию индивидуального художественного изделия, отражающего ценностное отношение студента к культуре педагогической деятельности; преобразовании художественно-творческой деятельности студента (от исполнительской до творчески самостоятельной) на основе развития умений целепода-гания, моделирования, конструирования, рефлексии творческой деятель-

10 ности.

Практическая значимость исследования состоит:

- в разработке культуротворческой технологии обучения студентов, основанной на создании авторской куклы;

-в обосновании и апробации научно-методического комплекса (программа элективного курса «Становление культуры педагогической деятельности студента в процессе работы над созданием куклы», культуротворче-ские технологии обучения, научно-методические рекомендации), позволяющего успешно внедрять поливариативную модель формирования культуры педагогической деятельности в образовательный процесс и совершенствовать его. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе всех типов учебных заведений профессионального, общего и специального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Уточнение содержания понятия «культура педагогической деятельности студента» как совокупности культуротворческих педагогических технологий детерминировано инновационными целями образования, предполагающими воспитание педагогического мастерства, эмоциональной восприимчивости к новаторству. Такой подход позволяет формировать культуру педагогической деятельности как интегративное качество личности, характеризующееся креативностью, критичностью, эстетическим вкусом, активацией ценностей и смыслов в художественно-творческой деятельности соответственно мотивационному, интеллектуальному, деятельностному, эмоциональному критериям.

  2. Поливариативная модель формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия, основанная на культурологическом подходе и единстве принципов целенаправленности, целостности, культуросообразности, сотворчества, субъ-ектности, рефлексии, региональное, определяет выбор индивидуальной

программы деятельности студента. Конструирование деятельности обеспечивает интериоризацию элементов культуры педагогической деятельности. Обучение в структуре этой модели подразумевает переход от традиционного предметного к продуктивному, личностно ориентированному образованию.

3. Эффективность формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы обеспечивается совокупностью педагогических условий: направленность мотивов студентов на культуру педагогической деятельности; включение студентов в творческую деятельность по созданию авторской куклы; развитие рефлексии творческой деятельности.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением совокупности методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, практическим подтверждением основных положений в опытной работе и статистической значимостью данных, личным участием диссертанта в экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на региональной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002); «В. А. Сухомлинский и современная школа Урала, Сибири» (Оренбург, 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Образование для 21 века: доступность, эффективность, качество» (Москва, 2002); Республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 200-летию М. Утемисова, «Махамбет и национальное наследие» (Уральск, 2003); Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учебных дисциплин общепрофессионального цикла в формировании лично-

12 сти будущего учителя» (Казань, 2003); Второй Международной конференции «Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования» (Санкт-Петербург, 2003); X Международной научно-практической конференции «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (Казань, 2003); Международной научно-практической конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность, традиции и перспективы» (Оренбург, 2004).

Личный вклад автора состоит:

в обосновании положения о том, что процессы создания авторского художественного изделия и формирования культуры педагогической деятельности учителя объективно взаимосвязаны и принципиально значимы в образовательном процессе;

организации и проведении опытно-поисковой работы в вузах;

в обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих формированию культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторского художественного изделия.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (257 источников) и приложения.

Содержание и структура понятия «культура педагогической деятельности»

В параграфе рассматривается содержание основополагающих понятий «культура», «личность», «деятельность», «культура личности», «культура деятельности», «педагогическая культура», «культура педагогической деятельности учителя».

Накануне нового тысячелетия в мировом образовательном пространстве наметились тенденции, свидетельствующие о его развитии в контексте культуры. Возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природо-сообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития (В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, Л. А. Волович, А. В. Кирьякова, В. А. Сла-стенин, Н. М. Таланчук и др.).

В педагогической науке набирает признание концепция культуры педагогической деятельности как рефлексивного профессионализма (Л. Б. Соколова). Культура педагогической деятельности строится на основе классического понимания культуры, личности и деятельности. Рассмотрим каждое из понятий подробно.

Для введения в контекст нашего исследования понятие «культура» представляется достаточно функциональным с позиций историчности, общего признания в науке, содержательности и для характеристики педагогических и социальных структур. Напомним, что термин «культура» восходит к латинскому cultura, в первоначальном значении — «возделывание», «забота» (сначала в отношении к земле, предметам, затем и к душам людским). Со временем понятие вбирает в себя совокупность умений и навыков, сформировавшихся в обществе для избранной цели; наконец, обретает значение высшего результата деятельности людей. Постепенно ведущим его смыслом становится «оберегать человека и общество», «формировать нравственный облик личности».

Потенциал культуры велик. Приведем лишь некоторые из множества определений культуры. Это «универсальный способ человеческого бытия»; «способ человеческой деятельности» (М. С. Каган); «способ саморазвития человека, развертывания и реализации его сущностных сил» (Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, В. М. Межуев); «совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных людьми, главными из которых являются добро и красота» (В. П. Тугаринов); характеристика творческой, созидательной деятельности человека, обладающая целостностью и интегративностью (Э. А. Верб, Л. А. Волович, Э. С. Маркарян, В. С. Семенов); для личности культура выступает как «форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления» (М. М. Бахтин, В. С. Библер); существо культуры в том, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека (С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев, А. Швейцер). В середине XX века в научной литературе укрепилось мнение, что культура — достояние только тех, кто творит. «Культуру нельзя «знать», ее никогда не знают, — ее творят», — пишет В. А. Бажанов (13, с. 122). Культура — это результат деятельности людей, но не просто деятельности, а деятельности творческой (там же, с, 123). В своих исследованиях Ю. М. Лот-ман постоянно подчеркивал, что культура имеет коммуникативную природу, это форма общения между людьми (137, с. 5).

В исследованиях ученых подчеркивается, что культура — действие не только по распространению духовных благ, но и материальных. Для нас это существенно. Сведение педагогической деятельности только к духовным процессам заводит образование в тупик, поскольку малейшее соприкосновение педагогически должного с социальным сущим разбивает намерения педагогов окультурить всю среду своими силами.

Из многих определений культуры мы избрали те, которые имеют прямое отношение к нашей теме: культура — это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении; это высокий уровень развития явления, умение; это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности (221).

В культуре аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, способов и критериев оценки, нормативов, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование — ее живой «переводчик» и транслятор. Опыт культурной деятельности представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации (19).

Еще более отчетливо эти смысловые тенденции выражены в следующем определении: «Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в способах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (221). Большую содержательность вносят категории «ценность», «способ организации», указывающие на историческую обусловленность культуры и акцентирующие внимание на творческих силах и способностях человека — носителя культуры. Мы приходим к выводу, что культура имеет историческое измерение, превращает человека в субъект и одновременно в результат исторического процесса. Она проявляется как «мера», как оценка самой личности, высвечивая историческую специфику ее отношений с другими людьми в процессе общественной деятельности, а также с природой. Носителями культуры являются не только общности людей, но и отдельная личность. Сама культура выступает и как признак деятельности (именно высокий уровень ее развития), процесс и способ организации деятельности (высокое развитие, умение).

Становление и развитие культуры связывается с личностью, ее активной творческой деятельностью, объектами которой выступают не только природа, общественные отношения, но и сам субъект культурного процесса. Иными словами, изменяя мир, человек изменяется и сам, совершенствуя свои способности, потребности, обогащая знания, мировоззрение, социальные чувства, т.е. свои сущностные силы (110).

Педагогический потенциал процесса создания авторской куклы

В 2000 году телекомпания ОРТ «Русский проект» совместно с Музеем Уникальных Кукол провела благотворительную акцию «Кукла от звезды» (автор идеи Константин Эрнст). Известные люди получили задание превратить стандартную модель куклы в уникальную авторскую куклу. Все произведения были показаны на выставке, а затем проданы с аукциона. Вырученные средства пошли на специальную программу Министерства здравоохранения РФ для проведения операций по исправлению врожденных дефектов лица у маленьких детей-сирот.

В апреле 2002 года в Москве появляется первое в России периодическое издание, посвященное авторской художественной кукле. Ольга Капылова в своем журнале «Коллекция N» проводит работу по изучению данного жанра в искусстве, по ознакомлению широкого круга читателей с художниками-кукольниками и их работами.

И хотя авторская кукла привлекла к себе внимание исследователей сравнительно недавно, коллекционировать и серьезно изучать ее стали на рубеже XX века, т.е. в тот период, когда многие кустарные промыслы, в том числе игрушечный, стали приходить в упадок.

Мы привыкли ассоциировать игрушки с детской забавой, эстрадной шуткой, веселой мультипликацией. «Вслушайтесь, — пишет Н. Ильин, — Как постоянно звучат в нашей речи слова «кукла», «марионетка», «бездушная кукла»,— выносим мы подчас суровый, безапелляционный приговор. Или — «мертвая кукла», либо «нарядная как кукла». Однако люди, озабоченные судьбами детей, не только педагоги, но и ученые, прибегают к сравнению с куклой, упреждая взрослых не совершать ошибок воспитания» (203, с. 270).

Изучая историю куклы, мы пришли к выводу: кукла, рассказывая об исторической эпохе, общественных отношениях, природных и социальных условиях, материальных и технических возможностях, народных верованиях и традициях, образе жизни, занятиях, интересах и вкусах людей, их отношениях с окружающим миром, несет в себе большой воспитательный заряд.

Деятельность по созданию авторской художественной куклы создает благоприятные условия для развития художественных способностей индивида, эстетического вкуса, воспитывает уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду, повышает культурный уровень.

Мы выявили следующие функции куклы: - познавательную, обучающую (способствует овладению какой-либо деятельностью, развивает гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские способности); -трудовую, конструктивную, развлекательную (приобщает к профессиональной деятельности, способствует овладению декоративно-художественными умениями и навыками и т.д.); - прагматическую (утилитарное и неутилитарное значение); - наглядную (способность отражать качества людей); - ритуальную, магическую (обрядовые куклы, статуэтки богов).

Как видим, частично они совпадают с функциями культуры педагогической деятельности.

В нашем исследовании мы используем опыт изготовления авторской куклы в формировании культуры педагогической деятельности студентов. У них формируется нравственно-эстетическое отношение к собственной деятельности, возникает чувство удовлетворенности от культуры творчества, гуманных отношений, происходит усвоение важнейших человеческих ценностей (добро, красота, познание, труд). Студенты приобщаются к истории, памятникам литературы, философии, искусства. У будущих учителей развиваются умения, составляющие основу художественно-творческой деятельности, выступающей стимулом к профессиональной деятельности (увлечен 42 ность, хобби, эмоциональность). Обогащаются жизненные и профессиональные планы студентов, идеалы будущей профессии и возможные модели достижения высокой квалификации — атрибуты культуры педагогической деятельности. Наконец, усваивается сущность культуры педагогической деятельности, ее закономерностей, принципов формирования; расширяются и углубляются специальные знания, составляющие основу профессиональной деятельности педагога (о сущности гуманистической парадигмы образования, целеполагании, концепциях культуры, классических источниках гуманитарного знания). Происходит осознание способов воспроизводства культуры в себе (культура мышления, творчество); овладение способами саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.

Особый интерес для нас имеет анализ функций куклы, которая бытует у детей почти всех народов. Интересные материалы по этому вопросу содержатся в работах советских исследователей.

Н. Г. Богораз-Тан выделяет особую функцию куклы — функцию охраны рода. Кукла должна была обеспечить девочке плодородие и благополучное деторождение в будущем. Например, «чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива, как и у культурных детей. Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того чтобы воздействием их получить скорее детей. Отдать кому-нибудь куклу нельзя, так как вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы, причем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, то она отдается старшей дочери, а для остальных делают новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений — каждый раз в исправленном и заново возобновленном виде» (31, с. 49).

Изготовление кукол зачастую принимает характер особого занятия. П. М. Оберталлер так описывает работу по изготовлению кукол: «Процесс изготовления кукол своеобразен. Обычно в семье у каждой женщины, а с определенного возраста и у девочки имеется меховая, красиво орнаментированная сумка либо берестяной короб, где хранятся лоскутки, обрезки кожи, бисер и т.д. Весь этот материал и служит для пошивки кукол. Куклы шьются с большой охотой и преимущественно в летнее время, обычно во вторую половину дня, когда девочки свободны от домашних работ. Если семья велика, то к шьющей матери присоединяются и девочки и начинают шить кукол. Иногда к девочкам одной семьи присоединяются другие, и тогда работа становится общей» (170, с. 46).

Цель и задачи опытно-поисковой работы по формированию культуры педагогической деятельности студента

Сущность нашего эксперимента характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой. В процессе разработки программы опытно-поисковой работы нами использован ряд положений, используемых в научно-педагогической литературе: - раскрытие методики проведения эксперимента; - сценарий (сроки, порядок основных событий, процедур); -создание экспериментальной ситуации (изменение по заданным пара метрам психолого-педагогических условий в образовательном процессе вуза); - периодическое оценивание состояния исследуемых процессов. На основе этих положений и существующих рекомендаций нами были определены цель, задачи, методы исследования. Целью явилась апробация поливариативной модели формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы. Цель определила следующие задачи: 1) составление программы опытно-поисковой работы и плана ее реализации; 2) разработка инструментов социолого-педагогического исследования; 3) организация педагогического наблюдения за формированием культуры педагогической деятельности студентов; 4) констатация уровня сформированное культуры педагогической деятельности будущего учителя в процессе освоения опыта создания авторской куклы; 5) обработка полученной информации методами математической статистики; 6) проведение формирующего эксперимента. Эксперимент проводился в 2000—2004 гг. в Западно-Казахстанском государственном университете им. М. Утемисова на факультете декоративного искусства и культуры. Опытно-поисковая работа носила характер линейного эксперимента. Экспериментальную группу (75 человек) и контрольную (70 человек) соста 70 вили студенты факультета декоративного искусства и культуры Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова. В контрольной группе формирование культуры педагогической деятельности осуществлялось в рамках традиционного обучения. В экспериментальной был введен экспериментальный фактор — элективный курс «Становление культуры педагогической деятельности студента в процессе работы над созданием куклы», который вели автор и другие преподаватели вуза. В роли эксперта выступил 21 педагог.

По итогам педагогической диагностики были выявлены четыре уровня сформированности культуры педагогической деятельности (см. параграф 1.2). Дадим их краткую характеристику.

Высокий уровень — наличие у студента мотивов творчества; увлеченность профессией; знания культуры педагогической деятельности системные, глубокие, осознанные, ценностно соотнесенные с собственными потребностями; умения студента действовать культуросообразно в педагогическом процессе сформированы на творческом уровне, часто переходят в навык; эмоциональные реакции на педагогическую деятельность устойчивые, положительные.

Средний уровень — мотивы творчества, увлеченность профессией в становлении; знания глубокие, но не системные, недостаточно соотнесенные с собственными потребностями; педагогические действия скорее исполнительские, нежели самостоятельные; умения носят продуктивный характер, полустихийная стадия усвоения; ситуативные положительные реакции.

Допустимый уровень — слабые мотивы творчества; увлеченность профессией ситуативна; отрывочные, бессистемные знания культуры педагогической деятельности, не соотнесенные с собственными потребностями; умения проявляются лишь на репродуктивном уровне, что характеризует стихийную стадию их усвоения; отдельные положительные реакции.

Низкий уровень — мотивы творчества, увлеченности профессией не проявляются; отрывочные суждения о культуре педагогической деятельности, к знаниям отсутствует ценностное отношение; усвоены отдельные операции, действия не осознаны; в педагогической деятельности преобладают отрицательные реакции.

Специально разработанная нами логическая структура «Анкета студента и преподавателя» послужила исследовательским инструментарием изучения формирования культуры педагогической деятельности в процессе изготовления авторской куклы. Она включала 4 блока вопросов: 1-й блок позволял выявить наличие у студентов мотивов к профессии учителя, творчеству; 2-й блок — уровень информированности студентов о структуре культуры педагогической деятельности и авторском художественном изделии; 3-й блок — уровень сформированности умений культуры педагогической деятельности и практических умений по изготовлению авторской куклы; 4-й блок — социально-демографический .

Педагогические условия формирования культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторской куклы

В параграфе характеризуются содержание и процесс реализации экспериментальной программы как комплекса педагогических условий.

Реализации модели формирования культуры педагогической деятельности студента в процессе создания авторской куклы способствовал комплекс педагогический условий.

В исследовании мы исходили из того, что любая педагогическая система может успешно функционировать только при соблюдении определенных условий, и на определенных этапах педагогические условия могут выступать как результат, который достигнут в процессе их реализации.

Понятие «условия» мы трактовали в соответствии с философским энциклопедическим словарем — как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления (221, с. 707). Следовательно, педагогическим условиями для нас служили обстоятельства, от которых зависело качество образовательного процесса в вузе. Опираясь на классификацию (дидактические, педагогические, организационные, организационно-педагогические, материально-технические), мы создавали педагогические условия, отбирая содержание, методы, приемы, формы в их совокупности, повышающие эффективность формирования культуры педагогической деятельности на основе создания авторской куклы.

Отбор педагогических условий осуществлялся по результатам констатирующего эксперимента, теоретического анализа, экспертной оценки. При этом использовался метод, предполагающий наряду с экспертизой коллективное обсуждение с дальнейшим сокращением количества условий и оставлением наиболее существенных и значимых (дельфийский). Экспертами выступили наиболее компетентные специалисты в области философии, культурологии, психологии, педагогики, декоративно-прикладного искусства Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (доктор педагогических наук А. С. Кыдыршаев, кандидаты педагогических наук М. Н. Панкина, Н. А. Адильбаева, Н. В. Строкова; кандидаты искусствоведения А. Г. Самаркин, С. М. Погодин; доктор философских наук С. Н. Ниязов, кандидаты философских наук Ш. С. Мырзагалиев, А. Г. Сейтимов; члены Союза художников Республики Казахстан Н. Н. Тихонова, К. О. Оразгалиев, Т. Р. Сармам-беков), а также представители образовательных учреждений г. Уральска — всего 21 человек.

В ходе педагогической экспертизы из десяти предложенных условий реализации модели формирования культуры педагогической деятельности в процессе создания авторской куклы были оставлены три наиболее существенных.

Избранные в конечном варианте наиболее, на наш взгляд, существенные педагогические условия соединяют идеи и содержание всех ранее предложенных: -направленность мотивов студентов на культуру педагогической деятельности (проголосовало 17 из 21 эксперта, или 81,0%); - включение студентов в творческую деятельность по созданию авторской куклы (проголосовало 16 из 21 эксперта, что составило 76,2%); -развитие рефлексии творческой деятельности (проголосовало 14 из 21 эксперта, или 66,7%).

С выбором данного комплекса педагогических условий, ориентирующего на непрерывное формирование всех компонентов (мотивационного, интеллектуального, деятельностного и эмоционального) на разных уровнях (высоком, среднем, допустимом, низком), наша деятельность приобрела логико-содержательную, содержательно-процессуальную основу и структурированность, а совокупность форм, методов и приемов учебно-воспитательной и художественно-творческой деятельности — силу целостного, творческого, развивающего, формирующего, системообразующего фактора, объединяющего деятельность педагогов и студентов.

Достаточность выделенных нами педагогических условий, превращающая их в комплекс, получила подтверждение в ходе опытно-поисковой работы (см. параграф 2.3).

Специфика работы педагогических вузов создает самые благоприятные условия для реализации основной задачи введения изучения опыта создания авторской куклы в учебный процесс.

В целом задача заключается в следующем: воспитать будущего учителя, интеллигента, обладающего культурой педагогической деятельности; знающего и сохраняющего культуру своего этноса и умеющего передать эти качества будущему ученику; помочь студентам осознать возможности процесса работы над созданием куклы, в частности, отражающей культуру народа, формирование их профессионализма (культуры педагогической деятельности будущего учителя); способствовать в процессе работы над созданием куклы проектированию студентами их жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

Организация педагогической работы по обеспечению студентов теоретическими знаниями включала: - интеграцию знаний педагогики, психологии, культурологии, декоративно-прикладного искусства и элективного курса «Становление культуры педагогической деятельности студента в процессе работы над созданием куклы»; - проведение факультативных занятий; - самообразование студентов, предусматривающее чтение специальной литературы, журналов, просмотр кинофильмов, обсуждение их в семинарах и на лабораторных занятиях.

Важнейшим в опытно-поисковой работе было введение в учебный процесс элективного курса «Становление культуры педагогической деятельности студента в процессе работы над созданием куклы».

Похожие диссертации на Формирование культуры педагогической деятельности студента на основе создания авторского художественного изделия