Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Лаврешкина Наталья Юрьевна

Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков
<
Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лаврешкина Наталья Юрьевна. Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Лаврешкина Наталья Юрьевна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2007.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/176

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Иконописное творчество в XX веке 31

1.1. Особенности развития русской иконы в XX веке 31

1.2. Проблема канона и ее разрешение в современной иконописи 41

Глава 2. Основные направления в современной иконописи Санкт-Петербурга 54

2.1. Каноническое и синтезирующее направления в петербургской иконописи конца XX века 54

2.2. Копирование и стилизация как пути эстетического поиска в петербургской иконописи конца XX века 73

Глава 3. Новации в иконографии новопрославленных петербургских святых 91

3.1. Иконография святой Блаженной Ксении Петербургской и современные ее интерпретации 102

3.2. Иконография святого праведного Иоанна Кронштадтского 116

3.3. Иконография преподобного Серафима Вырицкого 128

Заключение 137

Библиография 142

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию современной иконописи Санкт-Петербурга, определению и осмыслению основных тенденций творческого поиска и направлений, сформировавшихся в ней на рубеже XX -XXI веков.

Актуальность исследования

В культурном пространстве рубежа XX - XXI веков на фоне стремительного развития средств массовой коммуникации и процесса глобализации особое значение приобретают традиционные формы искусства, так как только при обращении к историческому опыту искусства может быть найден новый, продуктивный ход его дальнейшего развития, определены его ценностные ориентиры.

Религиозное искусство является важнейшей частью национального наследия России, и иконописное творчество становится одним из самых обновляющихся и развивающихся и востребованных жанров современной художественной культуры. Это связано с восстановлением некогда разрушенных религиозных центров, а также с естественной потребностью в возрождении духовных традиций. Известно, что этот процесс предполагает обновление и религиозного самосознания, которое сопровождается, в том числе и развитием современного иконописного искусства, изучение, анализ и систематизация которого представляются необходимыми и своевременными. Возможность этого исследования объясняется еще и тем, что современное иконописное творчество оказывает свое влияние и на светские жанры новой культуры, важной составляющей которой оно становится. В связи с этим встает острая необходимость разработки критериев искусствоведческого анализа и оценки произведений современной иконописи.

В связи с восстановлением храмов и монастырей, активным храмоздательством возникает новое современное церковное пространство. Оно требует своего оформления, а, следовательно, значительного числа икон,

4 в том числе и написания новых и потому профессия иконописца становится все более востребованной.

В 1990-е годы иконописные школы и мастерские в Санкт-Петербурге только возникают. В связи с практическим отсутствием профессиональных кадров, преподавание во вновь возникших школах осуществляют специалисты по реставрации иконописи, знакомые с техникой и правилами иконописного письма скорее теоретически. При этом стали складываться определенные методики преподавания, которые проходят апробацию во вновь возникших иконописных школах и мастерских. К иконописи обращаются мастера смежных профессий - реставрации, монументальной живописи и т.д. Кроме того, в иконописное творчество приходят художники, самостоятельно освоившие его методы, то есть в иконописи работает значительное число авторов, только входящих в поле специфической иконописной проблематики. В связи с этим необходимо, чтобы они ясно представляли себе, что такое иконопись сегодня, как она связана с традицией и в чем и как она от этой традиции отступает, а также в чем и до какой степени эти отступления канонически допустимы и оправданы в контексте поисков современного искусства. То есть сегодня со всей остротой встает вопрос о том, какой может быть икона в условиях современной культуры.

Актуальность работы обусловлена еще и тем, что на сегодняшний день не существует систематического осмысления опыта петербургской иконописи конца XX века, как нет и попыток структурирования этого процесса. Чрезвычайно важным для понимания современной художественной культуры и иконописи как ее компонента становится исследование основных тенденций иконописи и новаций иконографии, формирующихся в Санкт-Петербурге в конце XX - начале XXI века.

Степень разработанности проблемы

Православное иконописание в целом и современная отечественная иконопись как его составляющая получили достаточно широкое отражение

в литературе, которая, как правило, носит богословский характер. Наряду с
литературой богословского характера иконопись рассматривается в работах
философско - эстетического, историко-богословского, и

искусствоведческого направлений. В отдельную группу должны быть
выделены труды основоположников иконографического метода Буслаева
Ф.И. и Кондакова Н.П., в которых объединяются разные подходы
исследования. Большое значение для раскрытия темы создания образов
новоканонизированных святых имеет литература историко-

агиографического и публицистического содержания.

Среди трудов философско-эстетического направления (этот пласт литературы представлен наиболее широко) следует отметить работы князя Е.Н.Трубецкого, священника Павла Флоренского, протоиерея Сергия Булгакова. Первыми по времени написания и издания были статьи об иконе Е.Н.Трубецкого1, созданные в годы первой мировой войны под впечатлением знакомства с выставкой древнейших икон из коллекции И.С.Остроухова. В них икона рассматривается как «художественное воплощение идеального, глубоко-осмысленного бытия»2, как религиозное искусство, специфическое не только по теме, но и по средствам выражения. Значительный оттенок церковно-исторического романтизма автора и некоторая произвольность гипотез не умаляют значительности его работ об иконе. В статьях Е.Н.Трубецкого впервые были выявлены «некоторые характерные черты древнерусской выразительности в сравнении с произведениями новейшего времени», указаны « их преимущества и соответствие православному мировоззрению»3. Впервые было указано на то, что выразительные средства иконы в разные века различны, но они непосредственно связаны с уровнем духовной жизни и богословия. Было отмечено, что духовное оскудение и затмение богословского разума неизбежно ведет к упадку искусства иконы.

1 Трубецкой E.H., князь. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. М.: ИнфоАрт, 1991.

2 Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. М: Прогресс, 1993. - С.25-26.

3 Там же. - С.27.

Особый интерес в контексте темы имеют работы по философии религиозного искусства священника Павла Флоренского4. В основе статей по искусству - лекции о. П.А.Флоренского начала 20-х годов, изданные лишь по прошествии более пятидесяти лет. В них православная иконопись рассмотрена в культурологическом аспекте и заложены основы изучения выразительных средств православной иконы - перспективы, композиции, цвета - собственно изобразительного языка иконописи как воплощения православного мировоззрения, дан блестящий анализ этого особого языка, сознательно деформирующего реальность в целях передачи высшего смысла. В работах П.А.Флоренского отчетливо противопоставляется идеал культуры ренессанснои и культуры православной, одним из воплощений которого автор считает иконопись.

С точки зрения исследуемой проблематики важной является работа о. Сергия Булгакова «Икона и иконопочитание5, написанная в Париже в 30-е годы. Особенно значительными представляются части исследования, посвященные связи образа с первообразом, свойствам иконы, портрета и фотографического изображения. Протоиерей Сергий Булгаков до сих пор остается одним из немногих авторов, анализировавших проблематику иконы со строго богословской точки зрения. В указанном догматическом очерке им предпринята попытка установить и уяснить коренную антиномию иконы - «изображение неизобразимого». Кроме того, он обращается к спорным богословским вопросам времен иконоборчества так и не разрешенным в богословии до XX века, но приобретающим все более актуальное звучание. Их разрешение видится автору возможным только в контексте софиологической доктрины, что и обусловило тот факт, что исследование иконы опирается на софиологическое учение о. Сергия Булгакова, не вполне согласующееся с православной догматикой. Это

"Флоренский Павел свящ. Избранные труды по искусству. М: «Изобразительное искусство», 1996., Флоренский Павел свящ. Иконостас. М: «Искусство», 1994.

5 Булгаков С. прот. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Издательство «Русский путь», 1996.

прослеживается в главах, посвященных связи образа с первообразом, а также в главах, затрагивающих вопросы именования и освящения иконы. Не смотря на противоречивость позиции автора, книга является значительным явлением философско-эстетической и богословской мысли первой половины XX века.

Кроме того, к работам, относящимся к названной группе философско-эстетического направления, следует отнести ряд значимых обобщающих трудов по богословию иконы, в которых рассматривается многообразная религиозно-эстетическая проблематика. Их не так уж много. Наибольший вклад в понимание феномена православной иконы внесла монография Л.А.Успенского «Богословие иконы православной церкви»6. Сейчас это наиболее авторитетный труд в области богословия иконы, наметивший перспективы развития русской православной культуры и значительно расширивший горизонты ее самопознания. В нем впервые последовательно прослежена история образа от первохристианских времен до современности. Монографию отличает то, что в ней « вся многообразная религиозно- эстетическая проблематика рассматривается в духе конкретного историзма, с последовательно выдержанной экклизиологической перспективой»7. В ней четко разграничена история церковного искусства и связанные с ней вопросы богословия иконы. Впервые поставлены вопросы связи иконографии и литургики. Литургический контекст, в котором рассматривается история православной иконы в исследовании, позволяет автору последовательно изложить строго догматические идеи, которые и определили в основном развитие искусствознания об иконе до конца XX века8.

6Успенский Л. А. Богословие иконы православной Церкви. Париж: Изд. Западноевропейского экзархата Московской Патриархии., 1989.

7 Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология. М.: Прогресс. Культура, 1993. - С.32.

8 С середины 90-х годов XX в. искусствоведы отказались от только художественно-эстетического
исследования русской иконы. Богословский анализ стал применяться для более глубокого понимания
основ православной иконы в контексте православного мировоззрения. Появились работы, в которых икона
рассматривалась не только как «памятник изобразительного искусства», но, прежде всего как сакральное
произведение. Наметилось новое направление исследовательского поиска. Источниковедческий,
иконографический и стилистический анализ ученые стали использовать в контексте литургического

Основная часть указанного труда Л.А.Успенского была

опубликована в 1960 г. в Париже на французском языке, ей предшествовали «Лекции по иконоведению»9 машинописный экземпляр рукописи которых хранится в библиотеке СПбДАиС10 под № 437-р. В лекциях идеи автора носят несколько более отрывочный и конкретный характер, чем в монографии, в них дается развернутый анализ отдельных явлений истории церковного искусства, намечается связь богословия с богослужением. Текст носит публицистическо-полемический характер с ярко выраженной авторской позицией, изобилует конкретными примерами. В контексте нашего исследования большая определенность высказанных Л.А.Успенским идей в «Лекциях по иконоведению» определила более частое цитирование именно этого труда, по отношению к ставшему уже классическим «Богословию иконы православной церкви». Особый интерес к богословскому наследию Л.А.Успенского обусловлен также тем, что он был не только практикующим иконописцем русского зарубежья, но и организатором, идейным вдохновителем и бессменным руководителем иконописной школы в Париже, опыт создания в которой образцов современной иконописи повлиял на развитие отечественной современной православной иконы.

К значимым работам указанного направления следует отнести обобщающий труд по богословию иконы Христофора фон Шенборна «Икона Христа. Богословские основы»11, в котором также сформулирована и изложена многообразная религиозно-эстетическая проблематика образа и дан систематический анализ христологических основ иконописи.

Широту философского осмысления феномена иконы демонстрирует монография современного венгерского ученого русского происхождения

назначения иконы. Однако в основном работы посвящались ранним этапам истории иконы, фундаментальной монографии или сборника, посвященного России, где бы прослеживалась историческая преемственность иконографических сюжетов в из связи с литургической традицией не появилось.

Успенский Л.А. Курс иконоведения. Часть 1-я. 67м,, б/г. Библиотека СПбДиА. Рукопись. № 437-р. 10 Санкт Петербургская Духовная Академия и Семинария

Шенборн X. фон Икона Христа. Богословские основы. Милан - М.: Христианская Россия, 1999.

9 В.В.Лепахина «Икона и иконичность»12. В ней автором рассмотрены широкие возможности прочтения термина «икона», прослежены его взаимосвязи со словом в форме молитвы, проповеди и т.д., рассмотрены многочисленные функции иконы. Монография представляет собой развернутый сравнительный анализ понятия «икона» с иными видами образного воплощения православного мировоззрения и догматики в летописании, агиографии, других видах православного канонического литературного творчества (каноны, акафисты, молитвы и т.д.). Автором предпринят анализ вопросов иконописного канона как выражения соборного творчества церкви, закреплявшего в системе ликов опыт ее догматического видения и реализацию этого опыта в художественной практике иконы.

Среди работ отечественных исследователей, написанных, но не изданных в первой половине века особое место принадлежит книге Н.М.Тарабукина «Смысл иконы» . Этот значительный труд по богословию иконы был впервые опубликован в начале 90-х. В нем дается философско-эстетический анализ иконописного канона и иконописного подлинника, определяется их значение для русского религиозного искусства, поднимаются вопросы о единстве выразительности всех сторон религиозной жизни. Форма писем или очерков, приданная автором книге предполагает отсутствие стройной научной концепции и изложения, однако высказанные в ней идеи значительно предвосхитили современные трактовки философско-эстетической проблематики искусства иконы. Труды Л.А.Успенского, В.В.Лепахина, Н.М.Тарабукина представляются наиболее значительными в контексте данного исследования по глубине затронутых проблем.

Среди сборников указанного направления, вышедших в начале 90-х годов следует отметить антологию «Философия русского религиозного

Лепахин В.В. Икона и иконичность. СПб.: Изд. Успенского подворья Оптиной пустыни, Санкт-Петербург, 2002.

13Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999.

10 искусства ХУ1-ХХ вв.» под редакцией Н.Г.Гаврюшина14. В сборнике представлены произведения русских писателей и философов отражающие основной спектр мнений по вопросам русской иконы и религиозной живописи на протяжении пяти столетий. Особенность антологии составили редкие публикации, многие из текстов и авторов широкой публике были представлены впервые. Во вступительной статье составителем были намечены основные этапы развития русской религиозной мысли с ХУ1 до XX века. Также Н.К.Гаврюшиным впервые были затронуты вопросы исторической преемственности выразительных форм религиозного опыта, воплощенных в православной иконе и возможных причин разрывов этой преемственности.

Развитие отечественной иконописи непосредственно связано с общими вопросами развития христианской культуры в целом, ее истории и перспектив. Эти вопросы поднимаются в трудах выдающегося русского философа И.А.Ильина «Основы православной культуры» и «Путь духовного обновления», составивших сборник «Основы христианской культуры»15. Работы созданы в идеологически сложное время, в 30-е годы, в условиях эмиграции, когда современный кризис христианской культуры уже приобретал все более очевидные черты. Российский духовно-нравственный кризис философ трактует как часть мирового процесса. В работах на основе строго православного догматического миросозерцания намечаются основные проблемы и составляющие этого кризиса, а также намечаются и пути выхода из него через обновление всех сторон христианской духовной жизни, через новое прочтение Евангельского благовестия, через возвращение на пути духовного созерцательного молитвенного делания и личного благочестия.

Эта же тема современного кризиса христианской культуры была продолжена в работах видного специалиста в области истории эстетической

"Философия русского религиозного искусства ХУІ-ХХ вв. Антология. / Сост., общ. ред. и предисл.

Н.И.Гаврюшина. М: Прогресс: Культура, 1993.

1 Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб.: Шпиль, 2004.

11 мысли В.В.Бычкова. В них представлен новый взгляд на художественное наследие Православия. Большинство из его монографий посвящены анализу русской и византийской эстетической мысли и православной иконе как наиболее специфическому и оригинальному явлению художественно-практической деятельности в русской культуре, связанной с православным мировоззрением. Однако, в отличие о И.А.Ильина, В.В.Бычков дальнейшее развитие кризиса православной культуры видит в неизбежном полном и невозвратном ее крушении. В данном исследовании автор считает целесообразным опираться как на идеи обновления христианской культуры, высказанные И.А.Ильиным, так и на блестящий анализ истории эстетической мысли, проделанный В.В.Бычковым.

Особое значение в контексте рассматриваемой темы имеют три монографии В.В.Бычкова: « Духовно-эстетические основы русской иконы»16, «Русская Средневековая эстетика Х1-ХУ11 века»17 и « 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica» . Монография « Духовно-эстетические основы русской иконы» рассматривает русское иконописное наследие в контексте философско-эстетических проблем средневековья и нашего времени. Монография «Русская Средневековая эстетика Х1-ХУ11 века поднимает наиболее общие вопросы истории возникновения развития, расцвета эстетической мысли в России, а также западных влияний в отечественной культуре ХУ11 века. Обобщающий труд В.В.Бычкова по эстетике православия «2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica» в контексте нашего исследования представляет наибольший интерес по широте охвата материала и по его анализу. Он, также как и ранее указанные труды В.В.Бычкова, посвящен вопросам культуры, основанной на принципах восточного христианства, ее уникальному Лику, который наиболее полно выявился в православном мире. Икона и образ рассмотрены

Бычков ВВ. Духовно-эстетические основы русской иконы. М: Ладомир, 1995. Бычков В.В. Русская Средневековая эстетика Х1-ХУ11 века. М.: Мысль, 1995. 18Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica в 2-х т. М. - СПб.: Университетская книга УРАО: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. Т. 1,2.

12 в монографии как важнейшие феномены и одновременно категории христианской культуры. Христианская культура трактуется как культура образа, иконы, в большей мере, чем культура слова. Отмечается принципиальная анонимность средневекового русского искусства, всего духовного творчества, его специфические качества, среди которых принципиальным является каноничность, как главный принцип средневекового творческого метода. Рассматриваются вопросы возникновения и функционирования художественного канона, в котором нашли отражение и воплощение духовный и эстетический идеалы эпохи, закреплялась наиболее адекватная этим идеалам система изобразительно-выразительных приемов. В.В.Бычков анализирует начавшийся в XVII веке процесс вестернизации русской православной культуры, который уже к началу XVIII в. приводит к ее секуляризации, тогда же начинается процесс упадка и постепенного разрушения христианской культуры в России в целом. К XX в. живыми ее носителями остаются фактически только религия и некоторые маргинальные направления в искусстве и философии. Кроме того, монография освещает основные идеи «русского духовного ренессанса» - значительного всплеска христианской культуры в первой трети XX в., который активизировал духовные поиски (в основном на христианской основе, хотя уже не только на ней одной) во всех главных сферах культуры, и, прежде всего, в философии, богословии и искусстве. В художественной культуре впоследствии он был обозначен как «серебряный век русской культуры». Для этого периода был характерен в целом достаточно широкий духовно-эстетический поиск, существенно выходивший уже за рамки собственно христианской культуры или пытавшийся столь широко модернизировать сущностные основы христианства, что фактически во многом они были обесценены. XX век рассмотрен автором как процесс глобального изменения культуры, ее переход в новое, принципиально иное качество. Сам процесс этого перехода автор воспринимает как «апокалипсис культуры», имея в виду некую последнюю стадию культуры христианской

13 по своим истокам, и процесс возникновения «постхристианского» искусства.

С блоком философско- эстетической литературы тесно связаны труды историко-богословского направления, которые позволяют проследить возникновение и развитие иконописи в более широком контексте становления и развития православия, его догматов и богословия. Особый интерес в контексте темы представляет фундаментальный труд по истории Православной и Русской Церкви протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия»19, который явился полной и весьма авторитетной историей Православного Предания, историей русской богословской мысли. Следует отметить также книгу протоиерея Александра Шмемана «Исторический путь православия»20, которая фактически является развернутым историко-богословским комментарием к истории Восточной Церкви, курс которой автор читал в Православном Богословском институте в Париже и в Свято-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке. Значительный интерес в контексте темы исследования также вызывает его книга «Введение в литургическое богословие»21, которая посвящена проблеме происхождения и развития церковного устава. Эта тема во многом перекликается с темой возникновения и развития иконописного канона как языка Церкви в области художественного творчества. В числе наиболее значимых трудов по историко-богословской проблематике следует отметить монографию «Вселенские соборы» А.В.Карташева22. Указанные работы обеспечили автору необходимый исторический фундамент для понимания церковной истории в целом, ее коллизий и перспектив.

Последние десятилетия XX века отмечены появлением значительного числа современных работ по иконе, в которых

19Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. К.: Христиан. - благотвор. ассоц. «Путь к истине», 1991.

20 Шмеман Александр, прот. Исторический путь православия. М.: Паломник, 2003.

21 Шмеман Александр, прот. Введение в литургическое богословие. Киев: Пролог, 2003.

22 Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

14 рассматриваются различные аспекты истории возникновения и развития православной иконописи в связи с ее богословским содержанием.

Среди них заметным явлением стала книга «Богословие иконы» И.К.Языковой - заведующей кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (Москва), в ее основу положен курс лекций читаемый автором. В книге в историческом контексте рассмотрены основные догматические идеи Православия, повлиявшие на развитие богословия иконы и формирование ее изобразительного языка. Автор затрагивает также наиболее общие вопросы иконописи - символики цвета, семантики иконостаса, формирования отечественной традиции иконописи, перспектив ее развития. Тема книги продолжена в совместной статье И.К.Языковой и игумена Луки (Головкова)24, помещенной в сборнике по истории иконописи «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность». В указанной статье затронуты вопросы связей богословия иконы и иконографии, рассмотрены способы воплощения богословских идей в иконописи через раскрытие сюжета и интерпретацию канонических образцов.

Среди значительных работ, посвященных той же теме, следует отметить труд С.Г.Савиной «Иконография. Богословские очерки иконографического извода»25, в котором рассмотрен в историко-богословском аспекте процесс создания и развития устойчивых иконографических форм и трактовок сюжетов христианской истории и новозаветного Откровения от их возникновения в первохристианском искусстве и Византии.

Языкова И.К. Богословие иконы (Учебное пособие). М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995.

24Языкова И.К., игумен Лука (Головков). Икона XX века. // История иконописи У1-ХХ века. История. Традиции. Современность. М.: APT- БМБ, 2002. - С. 231-251.

Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. СПб.: Изд-во: Церковь и культура, 2001.

Содержательным аспектам иконографии посвящена работа Ю.Г.Боброва «Основы иконографии древнерусской живописи» , имеющая большое значение в контексте данного исследования.

В последнем десятилетии XX века в отечественном искусствознании намечается отказ от преимущественно художественно-эстетического анализа древней русской иконы, характерного для более раннего периода. Теперь иконопись рассматривается не только как памятник изобразительного искусства, но и как сакральный предмет. В конце XX века такой подход получает широкое распространение и возникает новое направление, отличительной особенностью которого становится то, что источниковедческий, иконографический и художественно-эстетический анализ иконописи стали использоваться в связи с литургическим ее назначением, литургическим ее аспектом. Среди трудов этого направления -статьи И.А.Шалиной27, Л.А.Щенниковой28, Э.С.Смирновой29, Л.М.Евсеевой30 и других. Статьи указанных авторов посвящены в основном анализу становления русской иконографии в связи с литургическим назначением икон. Однако фундаментальной работы или сборника, в котором бы прослеживалась историческая преемственность иконографических сюжетов в связи с литургической традицией, в современной иконе пока не появилось.

С сожалением приходится констатировать, что историко-
искусствоведческий
пласт литературы по теме чрезвычайно тонок.
Практически единственными обобщающими исследованиями,

посвященными осмыслению истории иконописи XX века в целом, являются совместная статья И.К.Языковой и игумена Луки (Головкова) «Икона XX

Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996.

27 Шалина И.АПсковские иконы «Сошествие во ад» // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство.
СПб.: Дмитрий Буланин, 1994.

28 Щенникова Л.А. Древнерусский иконостас Х1У-начала ХУ в.: итоги и перспективы изучения //
Иконостас: Происхождение-Развитие-Символика / Ред.-сост.: А.М.Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

29 Смирнова Э.С. Иконы XI века из Софийского собора в Новгороде и проблема алтарной преграды //
Иконостас: Происхождение-Развитие-Символика / Ред.-сост.: А.М.Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

30 Евсеева Л.М. Московские житийные иконы Богоматери ХУ-ХУ1 веков // Искусство Древней Руси.
Проблемы иконографии. (Ред. Сост. Рындина А.В., Баталов А.Л.).М., 1994.

в.» в сборнике «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность»31 и книга И.К.Языковой «Се творю все новое»32. В статье сборника рассмотрены две основные ветви развития православной иконописи - в русском зарубежье и в России. Обозначены основные авторы и приведена предварительная периодизация. Отправной точкой начала нового этапа в истории современной иконописи обозначено празднование 1000-летия крещения Руси, с которым совпали процессы либерализации общества и новых отношений между Церковью и государством.

Монография И.К.Языковой «Се творю все новое. Икона в XX веке» полностью посвящена иконописи XX века. В ней продолжены, развиты и рассмотрены на обширном иллюстративном материале идеи вышеуказанной статьи сборника «История иконописи. Истоки. Традиции. Современность». Монография прослеживает основные этапы развития иконописной традиции в XX веке: открытие феномена древней русской иконы в России накануне революции, судьбы иконописания в эмиграции, творчество ведущих иконописцев русского зарубежья. В ней затронуты вопросы сохранения иконописной традиции в Советском Союзе, возрождение иконописи в 80-е годы. В книге рассматриваются основные иконописные центры, школы и мастерские, а также творчество ведущих отечественных иконописцев, в основном Москвы и ряда городов России. К сожалению и в статье и в монографии нет упоминаний об иконописи Петербурга. Однако проблемы эклектичности и копийности современной иконописи, отмеченные авторами, являются общими чертами идущих в ней процессов.

Значительный интерес вызывает двухтомный труд Г.И.Вздорнова «Общество «Икона» в Париже»33, изданный в 2002 году. В этой фундаментальной работе впервые опубликованы обширные материалы о русской эмиграции, и ее представителях - иконописцах, художниках,

31 Языкова И.К., игумен Лука (Головков). Икона XX века. // История иконописи У1-ХХ века. История.
Традиции. Современность. М: АРТ-БМБ, 2002. С. 231-251.

32 Языкова И.К. «Се творю все новое» // Икона в XX веке. Бергамо: Фонд «Христианская Россия», 2002. -
224 с.

33 Вздорное Г.И. Общество «Икона» в Париже в 2-х томах. М.:Прогресс- Традиция, 2002.

17 философах и богословах, объединившихся в вышеназванное Общество, дана информация направлениях его деятельности. В двухтомнике опубликованы статьи, доклады и сообщения членов Общества, к которому принадлежали (С. П. Рябушинский, С.А.Щербатов, П.П.Муратов, М.В.Оболенский и др.). Статьи посвящены, как вопросам изобразительного языка иконописи -иконописному канону, отдельным вопросам иконографии, так и технологии и методам реставрации. Впервые опубликованы некоторые богословские и исторические труды русских эмигрантов34. Сборник свидетельствует о том, что наследие русской эмиграции постепенно становится частью единой отечественной культуры без разделения ее на зарубежную и советскую. Знакомство с этим наследием, явившимся яркой страницей возрождения отечественной иконописной традиции, и его освоение способствует развитию современного процесса возрождения иконописи в России.

Среди искусствоведов, обращающихся к проблемам современной церковной живописи, следует отметить Л.И.Лившица. В контексте нашей работы интересна его статья, помещенная в каталоге выставки "Русская икона в конце XX века"35. В ней автор проводит сравнительный анализ двух значительных выставок современной иконописи. Первая из них -«Современная икона»- состоялась в 1989 году в Знаменском соборе на Варварке (Москва), вторая «Русская икона в конце XX века», которой собственно и посвящен каталог, была проведена в залах Музея реконструкции г. Москвы (1997 г.). Дистанция во времени, разделявшая выставки, позволила автору проследить наметившиеся тенденции развития иконописи в конце XX века, выделить приметы ее современного этапа. Среди наиболее существенных из них Л.И.Лившиц отмечает постепенное преодоление существующего разрыва между чисто ремесленно-производственной деятельностью по воспроизведению разработанных ранее

34 среди них труды Л.Успенского, о. Сергия Булгакова, В.Лосского, Г.Острогорского, А.Грабара,
А.Васильева, О.Клемана, инока Григория Круга, о. Александра Шмемана, А.Карташева, о. Георгия
Флоровского и др.

35 Русская икона в конце XX века. Каталог выставки в музее города Москвы. Вступительная статья
Л.И.Лившица. М., 1997.- С.5-6.

18 иконографических образцов иконописи и поисками собственного оригинального и выразительного языка иконописания конца XX века.

Первый и пока единственный автор, затрагивающий вопросы
иконописи Санкт-Петербурга - Н.С. Кутейникова, кандидат
искусствоведения, профессор кафедры русского искусства Российской
Академии Художеств. Среди работ указанного автора необходимо отметить
учебное пособие по истории иконописи «Искусство России второй половины
XX века» , написанное Н. С. Кутейниковой в 2001 году. В нем автором
предпринята попытка историко-искусствоведческого анализа и

классификации современных иконописных центров, учебных заведений и мастеров иконописи в Москве, в Оптиной Пустыне, Пскове, Ярославле, Палехе, Мстере, Холуе. Подробные сведения даны о сохранении и развитии иконописной традиции в советское время в Москве и в русском зарубежье. В пособии одна из глав отведена общей картине современной иконописи Санкт-Петербурга, большое внимание уделено биографиям и творчеству некоторых иконописцев города, в частности Д.Мироненко и О.Мансурову. Кроме того, значительное место в работе занимают вопросы создания иконографии святых, прославленных в XX веке. Темы, намеченные в указанном пособии, были продолжены и развиты Н.С.Кутейниковой в монографии «Иконописание России второй половины XX века»37. По сравнению с пособием в указанной работе был значительно расширен круг рассматриваемых иконописных центров России, отдельных мастерских и авторов. В вопросах разработки иконографии новопрославленных были отмечены влияния иконографических образцов, созданных в зарубежной церкви, на отечественную иконописную практику. В монографии весьма значимым представляется материал, посвященный вопросам развития иконописи в Санкт-Петербурге. В основном он содержится в главе о новопрославленных святых, в связи с тем, что именно эта часть монографии

36 Кутейникова Н.С. Искусство России второй половины XX века (иконопись): Учебное пособие. Рос. Акад.
Художеств. С-Петерб. гос.акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. СПб.: Ин-т им.
И. Е.Репина, 2001.

37 Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. СПб.: Знаки. 2005.

19 построена на материале разработок иконографии преимущественно Петербургских подвижников.

Большой интерес в контексте нашей работы вызывают статьи петербургского искусствоведа О.В.Губаревой, которые в основном посвящены самым острым и актуальным проблемам современной иконописи, а также спорным вопросам разработки иконографии новопрославленных святых. Трактовка иконописного образа в них отличается строгой догматической позицией с ясной ориентацией на искусство каноничной иконы. Статьи указанного автора отличает глубоко личностный аспект постановки проблемы .

Отдельную группу составляют труды современных иконописцев об искусстве иконы, раскрывающие методики преподавания иконописи в XX веке, ее методы и технологии. Весьма часто в них поднимаются вопросы поисков современного иконописного языка православной иконой нового и новейшего времени. В этой группе следует выделить книги иконописца монахини Иулиании (в миру - М.Н.Соколовой) , в которых обобщен ее многолетний опыт педагогической деятельности по преподаванию иконописи в иконописной школе в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Указанный метод основан на строгом изучении подлинников и их копировании как способе проникновения в особенности языка иконы древней. Методика, разработанная М.Н.Соколовой, легла в основу преподавания иконописи в конце XX века в многочисленных иконописных школах, ее трудами было воспитано целое поколение иконописцев. Личности М.Н.Соколовой, фактически определившей на десятилетия особенности развития отечественной иконописи, и ее творческому методу в

Губарева О.В. Вопросы иконографии святых Царственных мучеников: к всероссийскому прославлению Императора Николая 11 и Его Семьи. СПб.: Изд. проект «Русский символ», 1999.; Губарева О.В. Икона как философская категория восточно-христианской церкви // Церковный вестник. № 8-9. 2001. - С. 25-30. 39 Иулиания, монахиня (М.Н.Соколова). Труд иконописца: Вступ, ст. Алдошиной А.Е. и Алдошиной H.C. [Сергиев Посад]: Свято - Троиц. Сергеева Лавра, 1995.; Соколова М.Н. (Монахиня Иулиания) Смысл и содержание иконы. М.: Московская Православная Духовная Академия, 2005.

20 иконописи и преподавании посвящена книга ее ученицы Н.Е.Алдошиной «Благословенный труд»40и ряд ее статей41.

Об искусстве современной православной иконы и ее смысле, об особенностях творческого метода современного иконописца в XX веке, о связи с традицией повествуют книги и статьи другого выдающегося иконописца - архимандрита Зинона (Теодора). Среди них наиболее известны «Беседы иконописца» и статьи о литургическом назначении иконописи 42. Расцвет иконописного творчества архимандрита Зинона пришелся на годы празднования 1000-летия Крещения Руси и следующее за ним десятилетие. Его работы по возрождению Свято-Данилова монастыря в Москве и Псково-Печерском монастыре на десятилетия сделались образцовыми. Его яркая творческая манера с элементами выраженной стилизации и чертами исторической преемственности сделала его источником для подражания и копирования. В книгах и статьях архимандрита Зинона раскрывается личная творческая позиция иконописца, художественно-эстетические предпочтения и ориентиры его иконописного языка, повлиявшего на целую плеяду московских иконописцев 80-90-х годов.

В контексте данного диссертационного исследования значительный интерес представляют материалы круглых столов, конференций и периодические издания. Конференции и круглые столы43, посвященные

АлдошинаНЕ. Благословенный труд. М.: «Изографика», 2001. 41 Алдошина Н.Е. О принципах работы и преподавания Марии Николаевны Соколовой (монахини Иулиании) // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в РГЩ: материалы конференции 6-8 июня 1996 года. / Отв. Ред.: прот. А.Салтыков. М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского богословского института, 1997. - С. 30-37.; Алдошина Н.Е. К 100-летию Монахини Иулиании (МН.Соколовой) Доклад на вечере в Московской Духовной Академии. // Искусство Христианского мира. Вып.4. - С. 358-362.

42Зинон, архимандрит (Теодор). Беседы иконописца. Новгород: Русская провинция, 1993.; Зинон, архимандрит (Теодор) Икона в литургическом возрождении // Памятники Отечества. Альманах. № 2-3. 1992.; Икона рождается из литургии. Беседа с иконописцем архимандритом Зиноном. - :[электронный ресурс] //

43 Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в РПЦ: материалы конференции 6-8 июня 1996 года. / Отв. Ред.: прот. А.Салтыков. М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского богословского института, 1997.; Русь православная. История и современность. Сб. науч. ст.: Российская Академия Художеств, СПб-ий гос. акад. институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина/ Сост. Н.С.Кутейникова; Науч. ред. игумен Александр (Федоров), СПб., СПбГАИЖСиА., СПб.: 2000., Современная икона. Северо-Запад. Материалы круглого стола. СПб., Философский факультет СПбГУ. Санкт-Петербургское философское общество, СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского

21 проблематике современной иконы, как правило, проводятся в связи с выставками иконописи, в них часто участвуют сами иконописцы и педагоги иконописи, раскрывая, таким образом, свою авторскую позицию.

Современная иконопись в журналах начинает рассматриваться только в 1990-х годах. В основном объектом рассмотрения и анализа становится творчество московских иконописцев, которое представлено в приложении к журналу "Храм"44и в журнале "Творчество"45, изданиях целиком посвященных проблемам современной церковной живописи. Одной из интереснейших публикаций в них следует назвать интервью с архимандритом Зиноном и К. Покровской. Кроме того, в журнале были представлены работы многих иконописцев объединения «Изограф» (Москва). Не смотря на отсутствие последовательного искусствоведческого анализа, в статьях затрагивались такие актуальные вопросы иконописи, как поиск современного иконописного языка, ориентиров, степень свободы церковного художника и т.д. Необходимо отметить также интервью И.Языковой с архимандритом Зиноном «Икона рождается из литургии»46, опубликованное в журнале «Христианос». В нем подняты вопросы возрождения отечественной традиции, взаимодействия традиций Востока и Запада, места иконы в современном богослужении, о. Зинон считает целесообразным на современном этапе в целях правильного понимания феномена православной иконы сотрудничество искусствоведов, реставраторов и членов Церкви.

Среди периодических изданий наиболее интересным начинанием представляется проект Свято-Тихоновского Богословского Института в Москве. Это ежегодный сборник статей по христианской проблематике «Искусство православного мира»4, в издании которого принимают участие профессура и студенты ВУЗа. С проектом сотрудничает Свято-Сергиевский

общества, 2001.; Православная иконология - основы и перспективы. Материалы 1-й международной научной конференции 27 ноября 2004 года. Сост. Васина М.В. СПб.: ИД «Петрополис», 2005.

44 Храм. Вып. 1.М., 1990.

45 Покровская К. и о. Зинон. Интервью. - Творчество. М.,1991. №1.

46 Языкова И.К. Икона рождается из литургии. Беседа с иконописцем архимандритом Зиноном, -
:[электронный ресурс] //

47 Искусство Православного мира. Сб. ст.. Вып. 1-9. М.: Изд-во ПСТБИ, 1996-2005.

22 институт в Париже в лице протоиерея Николая Озолина - ученика и последователя Л.А.Успенского, что во многом и определяет характер издания, публикации которого имеют выраженный тематический характер и посвящены наиболее актуальным проблемам современной художественной культуры православия и различным ее аспектам, отличаются строго догматической и ясной позицией и широтой охвата материала.

В отдельную группу можно выделить альбомы, посвященные современной православной иконе: В 1993 и 1994 годах в разных издательствах вышли первые альбомы по современной православной иконе, практически дублирующие друг друга, "Современная православная икона" или "Russian icon today" автор и составитель С.В.Тимченко.48 Альбом включает в себя ряд статей о наиболее заметных и творчески работающих иконописцах Москвы. Материалы альбома охватывают период 80-х начала 90-х годов. Публикация начинается подборкой работ архимандрита Зинона (Теодора), далее представлены священник Вячеслав Савиных, А.Чашкин, Е. Матэеско, И. Кислицын, В.Александров и др. Это практически первый опыт публикации о современной иконописи, который дает ясное представление об основных авторах указанного периода, их художественных ориентациях и приемах работы, а также направлениях эстетического поиска. Однако это издание содержит материалы о развитии иконописи только в Москве.

Современной иконописи Санкт-Петербурга в целом посвящен один единственный альбом, вышедший в 2003 году: «Современная православная икона (Санкт-Петербург)»49, автор и составитель Н.С.Кутейникова. Это первое издание подобного рода. В нем приведены работы наиболее одаренных и последовательно работающих иконописцев Санкт-Петербурга, не только моленные иконы, но и целые иконостасы, а также примеры решения храмового пространства. В альбоме достаточно подробно представлено творчество семерых наиболее известных в Санкт-Петербурге

Современная православная икона. Альбом. Автор и составитель С.В.Тимченко. М.: Ключ, 1993. H. Современная икона (Санкт-Петербург). Альбом. / Текст Н.С.Кутейниковой. СПб.: Знаки, 2003.

23 иконописцев, которым посвящены небольшие биографические статьи (Николай и Наталья Богдановы, Георгий Гашев, Валентина Жданова, Иван Кусов, Александр Стальное, Христина Прохорова) и ювелира Андрея Донцова. Значительный интерес вызывает в опубликованный в этом альбоме словарь иконописцев Санкт-Петербурга (более 40), каждый из которых представлен одним произведением и краткой справкой биографического характера. Словарь дает представление об общей картине творчества современных иконописцев города. Среди работ господствует абсолютное разнообразие направлений эстетического поиска и техник исполнения. Кроме того, во вступительной статье альбома «Из истории иконописания Санкт-Петербурга» помещена краткая информация об иконописных школах города, о прошедших выставках икон. По результатам выставок Н. С. Кутейникова делает вывод, что иконописцы наиболее часто обращаются к византийской и древнерусской традиции, реже они вдохновляются иконами синодального периода, иконописными образцами в стиле В.Васнецова и М.Нестерова, и иконами суздальских мастеров. Однако, отмеченный Н.С.Кутейниковой факт, что иконописцы Санкт-Петербурга пишут иконы обычно в рамках отработанной веками иконографии, варьируя колористические решения, но при этом не выходят за рамки канона, на наш взгляд, является спорным. Изобразительный ряд помещенных в каталоге икон, написанных в самых разных по отношению к канону направлениях, говорит об обратном.

До сих пор редким явлением остаются авторские альбомы отдельных иконописцев. Примером такого альбома является издание, посвященное иконописному творчеству одного из ведущих иконописцев Петербурга Г.В.Гашева «Современная русская икона»50. В нем разнообразно представлена манера автора, работающего в традиционной канонической форме. Основная тема альбома - моленная и храмовая икона. Работы Г.В.Гашева находятся и в Москве в храме Христа Спасителя, на Новом

Современная русская икона. Альбом. Ст. О.В. Губаревой. СПб.: DITON, 2002.

24 Валааме в Финляндии, в Псково-Печерском, Иверском Валдайском, Мартирьево-Зеленецком монастырях, а также в православных приходах Франции, Англии, Швеции, Канады. В Санкт-Петербурге его иконы можно видеть в Спасо-Преображенском и Андреевском соборах, в церкви образа Спаса Нерукотворного, в Николаевской церкви в Петрокрепости, на Успенском подворье Оптиной Пустыни, в храме Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне и т.д.

Нельзя не отметить довольно обширную историко-публицистическую и агиографическую литературу, без которой анализ поисков новых иконографических решений в разработке образов новопрославленных святых немыслим. Этот пласт очень разнороден по тематике и включает в себя работы, от строго фактографических и беллетристических до житийных, изобилующих описаниями чудес прославленных ныне угодников Божиих51.

Примером биографического исследования о Блаженной Ксении Петербургской является статья о святой в монографии выдающегося русского духовного писателя начала XX века Е.Поселянина «Подвижники благочестия ХУШ века» . Среди современных изданий можно отметить сборники «Блаженные Санкт-Петербурга» и «Небесные покровители

В исследовании вопросы разработки иконографии новопрославленных святых ограничены тремя наиболее характерными типами святости. Они связаны с именами наиболее прославленных и почитаемых святых Санкт-Петербурга - Блаженной Ксении Петербургской, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Серафима Вырицкого. Материалы жития Блаженной Ксении Петербургской основаны на редких фактах, отраженных в газетах того времени и воспоминаниях очевидцев. Наиболее полно в дореволюционных изданиях духовный облик святой воссоздан в посвященной ей статье монографии выдающегося русского духовного писателя начала XX века Е.Поселянина «Подвижники благочестия ХУ111 века». Среди современных изданий можно отметить сборники «Блаженные Санкт-Петербурга» и «Небесные покровители Санкт-Петербурга», которые содержат богатый материал по теме и демонстрируют современное состояние вопроса.

Среди многочисленных источников о личности и деятельности святого праведного Иоанна Кронштадтского особый интерес представляет его дневник «Моя жизнь во Христе», суммирующий духовный опыт служения подвижника и являющий портрет его личности, а также многочисленные свидетельства очевидцев и прижизненные публикации материалов о праведнике. Выдающимся исследованием феномена личности святого является труд митрополита Вениамина (Федченкова) Отец Иоанн Кронштадтский. Личность преподобного Серафима Вырицкого наиболее близка нам по времени жизни подвижника. Это обусловило собирательно -публицистический характер основных публикаций о нем, среди которых следует отметить книги В.П.Филимонова.

52 Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18-го века. Сергиев Посад: Свято-Троицкая
Сергеева Лавра, 1991.

53 Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской./
Сост. М.Б.Данилушкин., СПб.,2002.

25 Санкт-Петербурга»54, которые содержат богатый материал по теме и демонстрируют современное состояние вопроса. Среди книг о личности святого праведного Иоанна Кронштадтского необходимо отметить его дневник «Моя жизнь во Христе»55,а также труд митрополита Вениамина (Федченкова) Отец Иоанн Кронштадтский56. О личности преподобного Серафима Вырицкого - книги В.П.Филимонова57. Следует подчеркнуть, что указанные издания сыграли значительную роль в разработке иконографии новопрославленных святых, и повлияли на формирование отдельных тенденций современной иконописи.

Таким образом, в литературе к концу XX - началу XXI века были подробно изучены вопросы возникновения и развития в историческом контексте языка православной иконы в его богословских, литургических, эстетических аспектах. Рассмотрены особенности развития иконописной традиции Православия в XX веке и выявлены основные мастера, творчество которых определило основные ее тенденции, но сегодня актуальность обретают уже иные, более специальные аспекты истории отечественной иконописи. На сегодняшний день чрезвычайно важной является проблема изучения современной иконописи рубежа XX-XXI веков

, ее основных тенденций, направлений ее эстетического поиска, чем и обусловлена проблематика данного исследования.

Кроме того, следует отметить, что история и специфические особенности иконописи Санкт-Петербурга последней четверти XX века привлекают к себе внимание очень узкого круга ученых и в ней остается еще множество неизученных сторон и аспектов, которые обозначены в теме диссертационного исследования. Также чрезвычайно мало внимания уделяется творчеству Петербургских иконописцев, которое обладает рядом самобытных особенностей, без осмысления которых невозможно составить

54 Небесные покровители Санкт-Петербурга. СПб.- М., 2003.

55 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М: Изд. Сретенского м-ря, 2005.

56 Вениамин, митр. (Федченков) Отец Иоанн Кронштадтский. СПб-Кронштадт., Воскресение, 2000.
"Филимонов В.П.Старец Серафим Вырицкий. Русская Голгофа. СПб.: Сатис, 1999.; Филимонов В.П. Жизнь,
подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого. СПб.: Сатис, 1999.

26 адекватное представление о состоянии современной иконописи, в связи с этим темой данного диссертационного исследования является «Иконопись Петербурга рубежа XX -XXI веков».

Таким образом, на основании исследованной литературы, можно
сделать вывод, что, существует значительное количество трудов,

посвященных иконописи как виду художественного творчества и сложному духовно-эстетическому феномену в целом. В этих работах поднимаются важные и актуальные вопросы, связанные с условиями возникновения и развития в историческом контексте языка православной иконы в его богословских, литургических, эстетических аспектах. Но при этом следует отметить, что вопрос о специфике и основных тенденциях развития современной иконописи Санкт-Петербурга требует нового, дифференцированного и углубленного исследования с позиций современного искусствознания.

Цель диссертационной работы заключается в определении и осмыслении основных тенденций творческого поиска в современной иконописи и направлений, сформировавшихся в иконописи Санкт-Петербурга на рубеже XX - XXI веков.

Задачи исследования:

  1. Исследование состояния современного иконописного искусства в Санкт Петербурге.

  2. Определение основных направлений и тенденций развития современной петербургской иконописи на рубеже XX - XXI веков.

  1. Выявление основных тенденций эстетического поиска в современной иконописи Санкт-Петербурга.

  2. Анализ процессов формирования новых типов иконного изображения на примере образов святых Санкт-Петербурга, прославленных в конце XX века.

  3. Исследование роли канона в формировании современных направлений иконописи.

6. Выявление особенностей собственного изобразительного языка в современной иконописи, анализ основных направлений художественного поиска в современной иконе Санкт-Петербурга.

Объект исследования - православная моленная икона Санкт-Петербурга конца XX века.

Предмет исследования - основные направления и тенденции в современной иконописи Санкт-Петербурга в конце XX века.

Методология исследования. Теоретико-методологическим

основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии, эстетике, теории и истории искусства, а также истории отечественной иконописи, богословию, иконографии, иконологии, а также патриотическая и агиографическая литература. Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

понимание иконописи как определенного вида искусства, связанного с религиозно-духовной деятельностью людей (Л.А.Успенский, Х.фон Шенборн, И.К.Языкова, С.Г.Савина)58;

понимание иконописного канона как специфического способа закрепления догматического содержания иконы и условие развития ее изобразительной формы (Л.А. Успенский, прот. Сергий Булгаков, свящ. Павел Флоренский, В.В.Лепахин, Н.М.Тарабукин)39;

понимание новаций иконографии как обновления содержания современного иконописного образа (Н.С.Кутейникова, О.В.Губарева)60;

Успенский Л.. А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989., Шенборн X. фон Икона Христа. Богословские основы. Милан - М., 1999., Языкова И.К. Богословие иконы (учебное пособие). М., 1995., Языкова И.К., игумен Лука (Головкові Богословские основы иконы и иконография // История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., 2002. Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. СПб, 2001.

59 Успенский Л..А. Богословие иконы православной Церкви. Париж, 1989. Булгаков С.
прот. Икона и иконопочитание. Догматический очерк. М., 1996., Флоренский П., свящ.
Избранные труды по искусству. М, 1996. Лепахин В.В. Икона и Иконичность. СПб., 2002.
Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999.

60 Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. СПб., 2005.,
Губарева О.В. Вопросы иконографии святых царственных мучеников: к всероссийскому
прославлению Императора Николая 11 и Его Семьи. СПб., 1999.

Методы исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, а также иконологических, иконографических и богословских методов исследования, направленных на теоретическое, богословское и историко-художественное осмысление основных тенденций развития современной иконописи в Санкт-Петербурге в конце XX века.

/. Сравнительно-исторический метод. Цель - определить особенности современной трактовки иконописного канона в направлениях современной петербургской иконописи.

  1. Метод описания и анализа иконописного произведения. Цель -выявить и проанализировать характер авторской интерпретации образа святого иконописцами в связи с установками основных направлений современной иконописи Санкт-Петербурга.

  2. Типологический метод. Цель - выявить и структурировать типологизации основных моделей воплощения религиозного содержания иконописного образа новопрославленных святых в художественной форме иконы.

  3. Иконографический метод. Цель - выявление новых иконографических образцов, их содержательных особенностей, находящихся в поле действия иконописного канона.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

в определении и исследовании основных направлений и тенденций развития современной иконописи в Санкт Петербурге в конце XX века;

в рассмотрении принципов трактовки иконописного канона в современной иконописи;

в выявлении особенностей изобразительного языка современной иконописи;

в разработке критериев оценки современных тенденций иконописного творчества;

29 выявлении новых сюжетов и типов иконописи Санкт-Петербурга рубежа XX-XXI веков.

Источники исследования:

1) осуществленные за последние годы в музеях и выставочных залах
Петербурга выставки современной иконописи: в 1994 г. в галерее Росарт
руководитель - М.Марченко; в 1999 г. в зале Государственного музея
городской скульптуры; в 2001, 2002, 2003 гг. выставки прошли в рамках
проекта «Православная иконопись» и были связаны с торжествами 2000-
летия Христианства; в 2006 и 2007 гг. в залах союза Художников;

2) произведения современной иконописи, хранящихся в храмах
Санкт- Петербурга, мастерских иконописцев, в частных собраниях;

3) альбом по современной православной иконе Петербурга, авторские
альбомы петербургских иконописцев (Г.Гашев, Д.Мироненко);

4) научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций и круглых столов, авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, эстетические основы православной иконописи, богословие образа, иконография, современное иконописное творчество);

5)информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной, культурной и церковной жизни Петербурга, представляющие творчество ведущих современных иконописцев, официальные сайты иконописных школ, мастерских, объединений, а также персональные сайты иконописцев.

Практическая значимость работы. Данное исследование может служить:

1) как учебно-методическое пособие для организаторов художественных и выставочно-экспозиционных проектов, посвященных современной православной иконе, творчеству Петербургских иконописцев рубежа XX - XXI веков;

  1. как учебно-методический материал для лекционных курсов, семинарских занятий, связанных с историей иконописного творчества в художественной культуре XX столетия, а также в специальных курсах и может быть включенным в курсы культурологии и истории искусств;

  2. как источниковедческая и методологическая основа для научных исследований, связанных с изучением специфики современного иконописного творчества.

  3. для атрибуции современной иконописи.

Особенности развития русской иконы в XX веке

Икона является сложным исторически сложившимся феноменом, в котором православное мировоззрение выражено через художественный образ. Исследование иконописи, начатое в трудах Ф.И.Буслаева, Н.П.Кондакова, Н.В.Покровского было продолжено в XX веке Пражской школой, объединившей в эмиграции значительные отечественные кадры византинистов и учеников выдающегося ученого-иконографа

Н.П.Кондакова, журнал этого общества «Seminarium Kondacovianum», в котором публиковались исследования в области иконографии и богословия иконы, надолго сделался образцом научного издания. Другим крупным центром изучения отечественного иконописного наследия было общество «Икона» в Париже, объединившее в эмиграции отечественную интеллигенцию: иконописцев, богословов, журналистов и Парижскую философско-богословскую школу, с которой связаны имена Н.А.Бердяева, прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского, Н.О.Лосского, Павла Евдокимова и др.

Синтезом и итогом осмысления иконописной традиции стала книга Леонида Александровича Успенского «Богословие иконы православной церкви» впервые опубликованная в 1960 году она выдержала множество изданий и сейчас остается наиболее фундаментальным и авторитетным трудом в области богословия иконы. Безусловно, Л.А.Успенский «опирался на предшествующую традицию, прежде всего на работы богословов Е.Н.Трубецкого, о. Павла Флоренского, о. Сергия Булгакова, а также историков Ф.И.Буслаева, Д.В.Айналова, Н.П.Кондакова и др. Но несомненная заслуга Л.А.Успенского в том, что «он вернул иконе ее вселенское измерение, вывел из рамок узко национального понимания, раскрыл ее догматическое содержание и глубокие онтологические корни»61. Именно это особое значение работы Л.А.Успенского позволяет ее определить как основополагающую среди прочих исследований об иконе в XX веке.

Возникнув как искусство Православной Церкви, икона вырабатывает свой язык, в котором образно выраженные богословско-догматические идеи воплощены в изобразительной форме, трактуемой через канон. Основная специфика иконописи - ее принципиальная традиционность. В истории современного искусства России она занимает особое место, благодаря тому, что ее развитие связано с концентрацией на традиции, в то время как другие жанры современного искусства видят свое развитие именно в ее преодолении. Однако понимание этой традиционности исторически изменчиво. В XX веке понимание взаимосвязи средневековой традиции и иконы переживает значительные изменения. Это связано с тем, что все более отчетливо икона начинает восприниматься не только как частная традиция Православия, но и как выраженное в цветах и линиях Предание Церкви. Все более ощутимой воспринимается разница между традициями и Священным Преданием, которое не есть просто обычаи, унаследованные Церковью от апостольских времен, а нечто более конкретное и специфичное. К области Священного Предания относят книги Библии, Символ веры, постановления Вселенских соборов и писания святых отцов, каноны, богослужебные книги. Значительной частью Предания являются и святые иконы. Однако отечественная традиция иконописи за последние четыреста лет вобрала в себя художественные формы и связанные с ними способы художественной выразительности не вполне согласующиеся с учением церкви об иконописном образе и поэтому отношение к традиции может быть двояким. Компромиссное отношение стремится сохранить в иконописи уже найденные и ставшие устойчивыми приемы, а консервативное - вернуться к образному строю и иконописным приемам, более отвечающим иконописному канону. Действительно, унаследованные от прошлого традиции иконы в XX веке подвергаются значительному переосмыслению. В основе этого нового критического отношения к прошлому иконописи лежит стремление « более внимательно вглядеться в собственное наследие и более тщательно провести различение между Преданием и традициями»62.

Кроме того, к XX веку нить традиции, преемственность, которая в культурах канонического типа, к которым относится и Православие, совершается на уровне от учителя к ученику, оказалась во многом утраченной.

Последняя четверть XX века отмечена значительным ускорением динамики развития современной религиозной культуры и иконописи как ее составной части. Постепенная либерализация общества, подготовка и празднование 1000- летия Крещения Руси сыграли большую роль в истории иконописи и способствовали ее расцвету. Об этом можно судить на основании возникновения большого числа иконописных школ и курсов, значительного увеличения числа иконописцев, появления альбомов и изданий по проблемам современной иконописи, а также выставок современной иконы, круглых столов и конференций.

В современной иконописи вместе со значительным увеличением числа ее произведений можно отметить не только многообразие направлений, тенденций, приемов и техник, но и обилие икон по своей изобразительной форме и трактовке содержания не укладывающихся в понятия традиционной иконы. В связи с этим значительно возрастает значение иконописного канона, так как в православном религиозном искусстве именно он традиционно являлся универсальным критерием, на основании которого можно судить о том является ли данное произведение иконой или нет, о качествах иконописи, а также о принадлежности ее к тому или иному направлению иконописи.

Таковым значимым универсальным критерием он и остается и потому важно заметить, что теоретическое и богословское его рассмотрение приобретает характер исключительной важности. Кроме того, не менее важным критерием в наше время является способность иконописца к его эстетической трактовке и интерпретации.

Проблема канона и ее разрешение в современной иконописи

Одной из наиболее остро стоящих проблем современной иконописного искусства является трактовка иконописного канона. Можно сказать, что это одна из ключевых проблем, решение которой определяет творческий поиск в современной иконописи.

По сути своей канон является способом объективации Христианского Откровения в пластических формах иконописи.

Специфическая особенность иконописного канона в том, что он не является ни системой жестких правил или соотношений, ни также сводом конкретных указаний и правил изобразительного языка, но живым и изменяющимся способом жизни церковного Предания в изобразительной форме церковного искусства. По определению Л.А.Успенского икона является «откровением вечности во времени»75, это определяет соединение в ней вневременного смысла с разнообразными художественными формами. Смысл Христианского Откровения - трактует в основном иконография, это обстоятельство и определило тот факт, что иконописный канон закреплялся чаще всего на уровне графической записи основы сюжета.

Вопрос иконописного канона решался в истории иконописи исключительно практически и не имеет ни теоретического обоснования, ни отдельных исследований о себе, в связи с этим трактовка его сейчас приобретает характер исключительной важности. Канон - сложный культурологический и художественный феномен и невозможно однозначно и определенно обозначить все его свойства. Уже термину присуща многозначность. Первоначально так обозначали понятия «правило» или «список». Сейчас этот термин (канон) используется в разных сферах. Различают каноны - религиозный, эстетический, иконописный, церковный и т.д. Кроме того, есть понятие канона как формы церковной гимнографии.

Наиболее общим может быть понимание канона как традиционно принятой системы соотношения религиозного смысла и его условного обозначения, подчиненного жесткой изобразительной логике «схеме». При этом взаимообусловленность и связанность элементов канонического искусства - это только свойства канона как регулятора, действующего не только на уровне художественной формы, но на уровне содержания. Также он является фактором, обладающим специфическим системным действием, обеспечивающем жизнеспособность, адаптируемость, целостность каждой культуре канонического типа на всем протяжении ее существования. Поскольку мы рассматриваем вопросы, связанные с православной традицией - следует отметить особенности этого феномена в системе ее культуры.

Иконописный канон на уровне художественного языка представляет собой совокупность определенных принципов иконописи, формирование которых продолжалось не один век и шло одновременно с созданием иконописного языка. Иконописный канон сложился достаточно рано. В условиях средневековья важнейшие представления об идеальных прообразах всего бытия (Платоновские «идеи») заменяются представлениями о духовном мире, который трактуется как целостная вселенная, подчиненная принципу строгой иерархии. Канон выступает как способ объективации этой невидимой духовной реальности. Он возникает на путях тщательного отбора материала, который сообщает предметную выраженность не самому духовному миру (принципиально невыразимому), а нашим представлениям о нем.

Процесс его формирования как изобразительного языка Церкви имел свои особенности. Прежде всего, они сказывались в особом качестве связи искусства и Церкви. Искусство христианское с первых шагов своих не просто ставилось на службу новой религиозной идее, а становилось способом объективации ее богословских идей, частью Предания, а, следовательно, ее неотъемлемой частью. Иконописный язык, ярко отражающий новые религиозные идеи был теснейшим образом связан с церковным обиходом. Этот язык, передающий идеи Евангельского Откровения в художественных формах, чрезвычайно лаконичен, духовный мир изображается в доминантах, неких опорных точках, в которых фиксируется предельно выраженный смысл изображаемого.

Символические значения, составляющие смысловое наполнение канона постепенно утверждаются, образуя «словарь» устойчивых образов, что и было закреплено в иконописных подлинниках - практических руководствах, созданных для иконописцев с описанием образцов конкретных иконописных изображений. Второстепенные детали и подробности (в силу действующего принципа лаконизма) представляются избыточными и постепенно удаляются. Однако канон никогда не препятствовал трансформации этих устойчивых образов в разные периоды истории иконописи, когда это было необходимо.

Канон, уже в первых веках существования Церкви, приобретает роль системного упорядочивающего принципа, который может быть применен в разных сферах культа и творчества, связанного с ним. О процессе зарождения иконописного канона и его задачах один из наиболее авторитетных авторов по вопросам богословия иконы Л.А. Успенский пишет: «В области своего искусства Церковь вырабатывает художественный язык, соответствующий ее опыту и ее ведению божественного Откровения. Все возможности, которыми обладает изобразительное искусство, направляются к одной цели: верно (т.е. адекватно в меру личного духовного опыта (курсив мой Н.Л.)) передать конкретный исторический образ (т.е. образ канонизированного святого (курсив мой Н.Л.)) и в нем раскрыть "7Ґ другую реальность - реальность духовную и пророческую» . Этот особый художественный язык развивается во взаимодействии сюжетно содержательной (иконографической) и эстетической функций.

Каноническое и синтезирующее направления в петербургской иконописи конца XX века

Интерпретации иконописного канона имеют весьма широкий диапазон в современной петербургской иконописи. Все ее многообразие в зависимости от характера этой интерпретации представляется возможным разделить на два направления каноническое и синтезирующее, которые представляют собой пути развития современной иконы. Предлагаемые нами названия условны и помогают подчеркнуть особенности каждого из этих путей.

Эти направления стали заметны в современной иконописи благодаря выставкам современной иконы. Подобных выставок в Петербурге за последнее десятилетие прошло 7. Их основной задачей по мысли петербургского искусствоведа Н.С.Кутейниковой, была необходимость «не просто познакомить с конкретными работами, но и развеять миф о том, что современная икона безвозвратно утратила совершенство, что прежнее сочетание в ней духовности и художественного мастерства невозможно».99

Выставки наглядно продемонстрировали наиболее динамично и последовательно работающих иконописцев, среди которых Наталия и Николай Богдановы, Георгий Гашев, Валентина Жданова, Александр Стальное и Христина Прохорова, Светлана и Евгений Большаковы, Иван Кусов и другие.100 Эти мастера были заметны в петербургском искусстве с середины 90-х годов, их творчество привлекало внимание искусствоведов, но широкой художественной общественности они стали известны в 2003 году, когда на материале их иконописного творчества был издан альбом. Этот альбом впервые наглядно выявил разные направления иконописи Петербурга, кроме того, различные тенденции развития Петербургской иконописи продемонстрировали 7 вышеупомянутых выставок. Таким образом, впервые мы получили возможность осмыслить процессы, которые происходят в современной иконописи. Именно эти источники (выставки и альбом) и убедили в том, что при всем разнообразии материала в петербургской иконописи можно говорить о двух направлениях. Именно на это обращает внимание Н.С.Кутейникова, называя их разными стилистическими ориентациями. В предисловии к альбому «Современная православная икона» она замечает: «Стилистика петербургских иконописцев в основном определена традициями искусства Древней Руси и Византии. Именно в ней работают наиболее опытные и талантливые мастера. Использование опыта живописи синодального периода (ХУ111-Х1Х вв., академическая живопись) встречается реже. Не часто художники прибегают к образцам искусства XIX - XX столетий (В. Васнецов, М.Нестеров) или стилистике таких иконописных центров как Палех, Мегера и др.»101. Н.С.Кутейникова полагает, что разница между этими тенденциями в современном развитии иконописи заключается, прежде всего, в характере стилистики. Но сейчас, по прошествии некоторого времени различия становятся все более очевидными и с нашей точки зрения имеет смысл уже говорить о разных направлениях.

При этом целостность петербургской иконописи сохраняется и рассматривая ее общее поле, возможно отметить несколько особенностей, отличающих иконописное творчество петербургских мастеров от подобных поисков в других крупных иконописных центрах. Наиболее заметными отличительными чертами иконописи Санкт-Петербурга в целом являются: строгость в отборе изобразительных средств, акцент на личном письме, подчиненность второстепенных деталей (пейзажа и архитектурного стаффажа и т.д.) главному в иконописном образе, сниженный декоративный компонент, стремление к ясным и органичным решениям, связь с характером храмового пространства как стилистическая, так и семантическая. Эти особенности являются общими как для канонического, так и для синтезирующего направления современной иконописи.

Отмеченные Н.С.Кутейниковой особенности эстетических предпочтений иконописцев связаны, прежде всего, с тем, что в процессе возрождения иконы мастера обращаются к наиболее ярким образцам канонической иконы и религиозной живописи. Такие образцы имеют разную природу - одни строго каноничны и относятся к византийской иконописи или эпохе прп. Андрея Рублева, другие демонстрируют живописную реалистическую трактовку формы при сохранении канонической иконографии. Это характерно не только для Санкт-Петербурга, но и для всей отечественной современной иконописи в целом. Важно заметить также, что современные иконы создаются учетом архитектурной декорации храма, для которой они предназначены (церковь Владимирской иконы Божией Матери, Чесменская церковь и т.д.) с неизбежностью принимают на себя черты живописи той эпохи, в которую данный храм был создан (барокко, классицизм).

Иконография святой Блаженной Ксении Петербургской и современные ее интерпретации

О характере деятельности и личности святого монография В.Мухина «Церковная культура Санкт-Петербурга» повествует так: «Выдающийся праведник, печальник и чудотворец земли русской отец Иоанн Сергиев (1829-1908), нареченный народом Кронштадтским был священником Андреевского собора портового городка под Санкт-Петербургом. Помимо служения и отправления треб святой отец всецело отдавал себя попечению о бедных, увечных и скорбных.... Молитвы, беседы и наставления отца Иоанна совершали чудо, избавляя людей от душевных и телесных недугов. Современники оставили потомкам целые тома свидетельств исключительной исцеляющей силы молитвы Чудотворца.180 Отец Иоанн был глубоким мыслителем, великим духовным пастырем, учителем Церкви и молитвенником, к которому были обращены взоры всего православного народа при его жизни и память, о котором жива и поныне. Кроме того, Иоанн Кронштадтский по характеру духовных дарований был пророком, являвшим дар не только прозорливости и предвидения частных человеческих судеб, но и судеб целых стран, народов, всего мира.

Сохранилось большое число фотографических портретов святого, созданных в разные годы его жизни. (Илл. 55., 56.) Всенародная любовь и почитание великого «светильника Церкви Христовой и молитвенника земли Русской» определили тот факт, что в начале XX века не было уголка в России, где бы не встречались его изображения, которые и стали основанием для создания иконографии святого. Стремление современных иконописцев приблизиться к более точной передаче портретных черт определило наличие в той или иной мере фотографизма его изображений.

Поясные иконы святого праведного Иоанна Кронштадтского являются наиболее распространенным типом его икон. Они наглядно демонстрируют то, как формируется новый устойчивый иконографический тип. Как было уже неоднократно отмечено, главным в иконе любого прославленного святого, является не внешнее изображение подвижника, пусть даже в прославленном и благодатном состоянии, а выражение характера подвига святого, основного мотива его личности. Основанием служения и подвижнической жизни Святого праведного Иоанна Кронштадтского был его молитвенный подвиг, в том числе подвиг ежедневного служения Божественной Литургии, которую великий праведник воспринимал как средоточие, центр всей христианской жизни церкви. В иконописи это проявилось в том, что наиболее часто встречается поясное изображение святого с потиром в руке, то есть подчеркивается особое литургическое служение святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. В подобных изображениях праведник представлен в священническом облачении183 обычно зеленого цвета184, подчеркивающего преподобнический характер трудов святого. Условный золотой фон помогает сосредоточить внимание на лике Кронштадтского пастыря, в котором простонародные черты лица одухотворены выражением молитвенной самоуглубленности.

Подобная иконография, как отмечает Н.С.Кутейникова, была разработана еще в Русской Зарубежной Церкви, которая канонизировала святого значительно раньше, чем в России (в 1965 г). Можно отметить, что названный поясной тип икон Иоанна Кронштадтского с Потиром в руке на условном золотистом фоне является наиболее устойчивым и распространенным. (Илл. 57.) В иконах святого (в отличие от икон Блаженной Ксении) вообще не встречается использование пейзажа или архитектурного стаффажа для раскрытия образа. Все внимание сосредоточено на трактовке лика. Жест также носит характер второстепенный, он часто теряется на фоне дробного декора фелони. Встречаются несколько характерных жестов, а именно - жест, указывающий на чашу; благословляющий крестом или перстами, а также единичные изображения со свитком в руках. Иконы о.Иоанна Кронштадтского пишут как в каноническом так и в синтезирующем ключе. Поскольку формирование иконографии святого связано с его прижизненными изображениями, рассмотрим как на их основании кристаллизуются более отвлеченные иконописные черты святого, нарастают элементы канонической трактовки формы.

Одними из первых отечественных изображений Иоанна Кронштадтского были иконьг, написанные к прославлению праведника. Они содержали элементы реалистической трактовки образа. Первая из них (с деталью епитрахили святого) неизвестного автора - в храме двенадцати апостолов Иоанновского монастыря на Карповке, где находится усыпальница святого праведного Иоанна Кронштадтского. Изображение соединяет элементы традиционной иконографии (нимб, чаша, трактовка одежд) и реалистическую трактовку формы (светотень, пропорции фигуры, приметы возраста, натуралистическую трактовку личного, источником для которого служили прижизненные фотографические изображения святого). Этот иконописный портрет, является важной ступенью в разработке иконографии святого и служит этапом в осмыслении образа праведника и своеобразным переходом от фотографических прижизненных портретов к иконописному образу. Уже в нем наблюдаются основные черты устойчивого иконографического образа святого, который многократно повторяется и интерпретируется в дальнейшем. (Илл. 58.)

Похожие диссертации на Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков