Введение к работе
І.
Актуальность темы. Художественный рынок российских регионов на данный момент находится в стадии формирования. Как показывает практический опыт последних десятилетий, наибольшие перспективы развития отечественного регионального арт-рынка на данный момент связаны с российским Центром.
Одним из ведущих центров художественной жизни российского Центра является город Муром, районный центр с населением 150 тысяч человек, расположенный на юго-востоке Владимирской области. Кроме того, современная художественная жизнь Мурома имеет еще несколько отличительных особенностей, характерных именно для Мурома. Эти особенности перечислены ниже:
1). Оригинальность творчества муромских художников, которые творчески интерпретируют мировое художественное наследие прошлого, сочетая его с собственной живописной манерой и собственными представлениями об искусстве.
2). Наличие такого редкого и достаточно нового для региона института арт-рынка, как сельская художественная галерея. Интенсивное развитие основных институтов арт-рынка не только в крупном городе, но и на селе в перспективе способно предоставить дополнительные возможности для продвижения местных мастеров в российское художественное пространство.
3). Местный художественный музей одновременно выполняет две одинаково важные в современном художественном пространстве функции: является основным городским институтом арт-рынка и ведет систематическую научную работу в сфере искусства.
Таким образом, данная тема диссертационного исследования является актуальной для отечественного искусствоведения и культурологии, поскольку художественный рынок российских регионов еще только начинает формироваться, и поэтому он недостаточно исследован. Муром же - один из тех городов центральной России, в котором тенденции современного арт-рынка получили наибольшее развитие. Кроме того, актуальность данного диссертационного исследования обусловлена интенсивным развитием культурного туризма в городах российского Центра. Творчество же муромских художников при грамотном подходе может стать объектом интереса в разработке новых туристических программ, что будет способствовать продвижению в российское художественное пространство.
Степень разработанности проблемы. На данный момент издано большое количество исторической, культурологической, искусствоведческой, научно-популярной и художественной литературы по истории Владимирской области, Мурома и Муромского края. Большая часть этой литературы касается и такого вопроса, как художественная жизнь города (главным образом исследуется творчество мастеров прошлого, реже — творчество современных художников). Но систематизацией современного искусства Мурома и изучением непосредственно художественной жизни города как отдельного культурно-исторического аспекта муромские и российские искусствоведы еще не занимались.
В аспекте тематики нашего диссертационного исследования наибольшее значение имеют научные труды, посвященные интерпретации понятия «художественная жизнь», проблемам развития отечественного искусства последней трети XX - начала XXI века, собственно художественной жизни и изобразительному искусству Мурома.
Интерпретации понятия «художественная жизнь». Понятие «художественная жизнь» является одним из центральных понятий современного искусствознания. Это совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности, который включает в себя все процессы, протекающие вокруг искусства - создание, хранение, восприятие - и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование - творческое развитие художников, критики, аудитории искусства. В современном искусствоведении существуют различные подходы к понятию «художественная жизнь». Среди наиболее распространенных можно выделить следующие варианты трактовки данного понятия:
социально-исторический подход, художественная жизнь непосредственно связана с общественной, и каждой эпохе свойственна своя модель интерпретации процессов эволюции искусства;
социально-психологический подход, взаимодействие человеческого сознания и искусства является необходимым условием формирования конструктивных отношений индивида с окружающим миром;
аксиологический подход, художественная жизнь — главная составляющая формирования общечеловеческой системы нравственных ценностей.
В свою очередь в современной научной литературе существует две модификации социально-исторического подхода к определению понятия «художественная жизнь». В первом значении художественная жизнь определяется как область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, распространению и усвоению художественного сознания вместе со всеми соответствующими отношениями и институтами. В процессуальном отношении деятельность в художественной жизни распадается на художественное производство и художественное потребление. (Ю.В. Перов). Во втором значении художественная жизнь понимается как процесс функционирования художественной культуры в конкретных социально-исторических условиях. (А.Н. Сохор). В специальной литературе высказывалось мнение, что художественная жизнь общества есть не что иное, как процесс функционирование художественной культуры в конкретных социально-исторических условиях, что она - «актуальное бытие художественной куль-туры». Чаще всего художественная жизнь раскрывается через взаимодействие одновременно существующих направлений, школ, тенденций. Сюда же включают событийный ряд функционирования искусства: хронику спектаклей, выставок и публикаций, создание учреждений и ассоциаций.3
Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Наука, 1975. С.12.
Бернштейн Б. М. О месте художественной критики в системе художественной культуры // Советское искусствознание-76. М., 1976. С. 270.
3 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже ХІХ-ХХ веков. М.: Искусство, 1970; Стерпни Г.Ю. Художественная жизнь России в начале XX века. М.: Наука, 1988.
Автор диссертации следует за принципами анализа художественной жизни, сформулированными Г.Ю. Стерниным. Художественная жизнь понимается как сфера «диалога между современниками и пластическим творчеством, диалогом, дающим много для понимания исторического самосознания эпохи», а изобразительное искусство является «органической частью художественной культуры своего времени, ее общих духовных устремлений, ее общественного бытия, ее жизнесозидательных усилий»4. По мнению Стернина, художественная жизнь общества - это прежде всего само искусство и его взаимоотношение со зрителем, разные виды и формы выставочной деятельности, а также различные формы общественной жизни, поскольку искусство не может развиваться изолированно от общества. Современное искусствоведение «не может не учитывать тот факт, что искусство и художественные технологии перестали восприниматься как сфера изящного, но включаются в сложные социально-культурные комплексы, в которых выполняет роль активного творческого компонента».5
В данном диссертационном исследовании автор придерживается социально-исторической концепции художественной жизни, частично используя и социально-психологический подход. Такой комбинированный подход к понятию «художественная жизнь» обусловлен тем, что в современных социальных и культурных условиях российских регионов на развитие художественной жизни в равной степени оказывают влияние, как исторические факторы, так и особенности художественного сознания местной аудитории искусства.
Проблемы развития отечественного искусства XX века. Работы по истории отечественного искусства XX века помогают выявить общие закономерности развития отечественного искусства в столице и в регионах. Изучение отечественного искусства второй половины XX века является одним из наиболее значительных направлений российского искусствоведения. Благодаря усилиям целого ряда исследователей - Ю.Я. Герчука, Е.Ю. Деготь, Т.В. Ильиной, A.M. Кантора, В.А. Леняшина, А.И. Морозова, В. Паперного, Г.Г. Поспелова, Н.С. Степанян, М.А. Чегодаевой, и др. - возможно воссоздать создана картину развития художественной жизни России второй половины прошлого века. Однако, необходимо учитывать, что исследовательский интерес к различным аспектам и проблемам отечественного художественного процесса второй половины XX века, неравномерен. Особенно актуален этот вопрос для изучения региональных художественных школ. Исследователи концентрировались (и это положение во многом сохраняется) на анализе «столичных» линий развития изобразительного искусства и произведений крупнейших мастеров. Этот подход «во многом обусловлен четкой тенденцией «централизации» искусства; сформированной системой творческих союзов и художественного образования».'
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века. М.: Галарт, 2005. С. 4
Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии / Под ред. Т. Е. Шехтер. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 3.
Суворова А. А. Станковая графика Прикамья второй половины XX века. Проблемы. Тен-
Исследование творчества муромских художников невозможно без исследования основных тенденции и направлений современного искусства России в целом (ЕЛО. Андреева, Б. Тейлор, А.Д. Боровский и др.). Анализ современной художественной жизни невозможен без обращения к проблематике художественного рынка и его теоретической интерптретации (Ж. Бенаму-Юэ, Д. Бирнбаум, О.Д. Балдина, А.В. Карпов, В. Мизиано, Г.А. Онуфриенко, Н.Н. Суворов, Д. Томпсон, Т.Е. Шехтер).
При рассмотрении художественных особенностей групповых и персональных выставок муромскких художников теоретико-методологическим обоснованием послужили работы, посвященные практике и теории современной выставочно-экспозиционной деятельности, взаимодействию художника со зрителем посредством художественной выставки (СВ. Богродский, В.В. Литвинов, Т.П. Калугина, М.Т. Майсторовская, Н.В. Мазный, Н.Н. Суворов, Е.О. Торопова и др.).
Из работ, посвященных непосредственно истории, культуре и искусству Мурома, следует отметить работу «История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века». Данная книга, изданная в Муромском историко-художественном музее, рассказывает об истории и культуре Мурома, начиная с первого упоминания о городе (862 год) и заканчивая началом XXI века. Отдельный раздел посвящен художественной жизни Мурома второй половины XIX - конца XX веков: прослеживается развитие художественной жизни Мурома, начиная с творчества академика живописи И. С. Куликова, и заканчивая деятельностью некоммерческого партнерства «Муромские художники» - ведущего художественного объединения совре-
менного Мурома. Работа «Жил академик в провинции» (автор А. В. Ковзун)' интересна тем, что автор рассматривает творчество муромского академика живописи И. С. Куликова в общем контексте культурной и художественной жизни Мурома конца XIX - начала XX века. Из литературы, посвященной творчеству членов некоммерческого партнерства «Муромские художники», следует выделить работу Ю. М. Смирнова «Творчество И. Сухова». В данной работе рассматриваются: биография муромского художника и иконописца, основные особенности его живописной манеры и способы раскрытия художественной образности, общественная деятельность И. Сухова — председателя некоммерческого партнерства «Муромские художники».
Таким образом, анализ литературы в контексте темы настоящего диссертационного исследования показал, что в существующей на сегодняшний день искусствоведческой литературе получили недостаточное освещение следующие проблемы:
денции. Имена: автореф. дисс. канд. искусствоведения / СПбГУП. СПб., 2008. С. 4 7 Апучкина А. А., Бейчекчи В. В. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. Муром: Муромский Историко-художественный музей, 2001. 427 с.
Ковзун А. В. Жил академик в провинции...(И. С. Куликов в Муроме). Владимир: Владимирская областная научная библиотека, 2000. 72 с.
9 Смирнов Ю. М. Творчество И. Сухова. Муром: Некоммерческое партнерство «Муромские художники», 2009. 59 с.
взаимосвязь искусства Мурома (и ряда региона в целом) и общих тенденций и проблем отечественного искусства второй половины XX века;
характерные особенности изобразительного искусства Мурома и основные линии в его развитии, значение искусства Мурома с точки зрения преемственности художественных традиций;
тенденции развития региональной художественной жизни;
роль арт-рынка в интеграции регионального искусства в общероссийское культурное пространство.
Объект исследования - художественная жизнь современного Мурома на материале изобразительного искусства (2000-е годы).
Предмет исследования - институциональные и эстетические особенности современной художественной жизни Мурома первого десятилетия XXI века. Непосредственно предметную сферу исследования составляют: основные тенденции в творчестве современных муромских художников; Муромский историко-художественный музей как центр художественной жизни; выставочная деятельность в современном Муроме как сфера актуализации искусства; статус художника в культуре Мурома как отражение тенденций развития его художественной жизни и искусства. Предмет исследования рассматривается в искусствоведческом и культурно-историческом аспектах, а также анализируется в контексте развития отечественного регионального арт-рынка.
Гипотеза исследования. Художественная жизнь предполагает наличие в обществе нескольких важных институций, которые одновременно являются основными институтами художественного рынка. Важнейшими из них являются институции, выполняющие роль посредника между художником и заказчиком, художником и зрителем. Как правило, это художественная галерея, художественный музей, салон, аукционный дом, сообщества спонсоров и коллекционеров. В различных регионах каждый из названных выше институтов имеет разную степень важности и влияния на художественную жизнь общества.
Применительно к Центральному и другим регионам России, включая Владимирскую область и непосредственно Муром, важнейшим институтом арт-рынка является художественный музей. Институт арт-рынка, посредник между художником и зрителем - это всего лишь одна из функций художественного музея в современном обществе. Кроме того, деятельность музея предполагает выполнение следующих функций: просвещение, сохранение и пропаганда культурного наследия, научно-исследовательская деятельность. В последние годы к традиционным музейным функциям добавились еще два важных аспекта: развитие современных информационных технологий в контексте музейной деятельности, а также развитие культурного туризма.
Цель данного диссертационного исследования - выявить и проанализировать институциональные и эстетические особенности современной художественной жизни Мурома, а также сформулировать основные перспективы развития муромского искусства и регионального арт-рынка.
Задачи работы. В связи с поставленной целью, настоящая работа имеет следующие задачи:
1). Осуществить искусствоведческий и историко-культурологический анализ основных тенденций, характерных для современного изобразительного искусства Мурома, на примере творчества ведущих художников города.
2). Определить роль музея в художественной жизни города и проанализировать основные направления деятельности музея как художественного центра.
3). Осуществить анализ институциональных факторов развития современной художественной жизни Мурома и рассмотреть статус художника в культуре современного Мурома.
4). Рассмотреть основные направления деятельности городских художественных объединений, выяснить роль данных объединений в художественной жизни Мурома и Владимирской области.
5). Исследовать выставочную деятельность как форму актуализации искусства на практических примерах выставок и арт-проектов Муромского музея.
6). Выявить наиболее перспективную политику развития ведущих институтов арт-рынка.
Теоретико-методологическое обоснование данного исследования. Теоретико-методологическим обоснованием данного исследования являются научные труды по философии, эстетике, теории и истории искусства, музееведению, музейной педагогике, арт-рынку. Исходным методологическим положением настоящего диссертационного исследования является понимание художественной жизни как сферы «диалога между современниками и пластическим творчеством, диалогом, дающим много для понимания исторического самосознания эпохи», а изобразительное искусство является «органической частью художественной культуры своего времени, ее общих духовных устремлений, ее общественного бытия, ее жизнесозидательных усилий».10
Ключевыми идеями для данного диссертационного исследования послужили:
1). Художественная жизнь как сфера реализации социальных функций искусства, часть общего историко-художественного процесса, актуальное бытие художественной культуры и сфера творческого диалога (Б.М. Берн-штейн, М.С. Каган, О.А. Кривцун, Г.Ю. Стернин, Т.Е. Шехтер и др.);
2). Современное искусство как сложный синтетический феномен, включающий в себя многообразные виды и формы творческой практики (Е. Андреева, А. Боровский, И. Голомшток, Б. Гройс, А.В. Карпов, А. Ковалев, В. Мизиано, Б. Тейлор, А. Фоменко, Т.Е. Шехтер и др.);
3). Художественный рынок как сфера актуализации искусства и художественного наследия (Б. Гройс, А.В. Карпов, Е.Е. Прилашкевич, Т.Е. Шехтер и др.);
4). Художественный музей как социально-культурный институт, который выполняет в российский регионах роль ведущего центра художественной и культурной жизни; как неотъемлемая и необходимой составляющая
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 30-40-х годов XIX века. М.: Галарт, 2005. С. 4
художественного процесса и жизни (О. Беззубова, Т.П. Калугина, М.Т. Май-стровская, Л.М. Шляхтина, Т. Юренева и др.);
5). Художественная выставка как составная часть современного арт-рынка и неотъемлемый элемент современной художественной жизни общества (СВ. Богородский, В.В. Литвинов, Н.В. Мазный, Н.Н. Суворов, Е.О. То-ропова и др.).
В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов художественной жизни современного российского региона:
институциональный подход к исследованию современной художественной жизни и искусства;
культурно-исторический метод (определения основных предпосылок развития художественной культуры и жизни Мурома);
метод образно-стилистического и формально-стилистического анализа произведений современного искусства Мурома;
типологический метод (систематизация основных линий развития современного искусства Мурома).
Искусство Мурома анализируется в контексте исторического и культурного развития региона, во взаимосвязи с искусством других регионов и художественных центров, сложившейся ранее культурой и общими процессами развития отечественного искусства.
Источники исследования. Источники данного диссертационного исследования можно условно классифицировать следующим образом:
1). Персональные и групповые художественные выставки, организованные в 2007 — 2009 году в залах выставочного центра Муромского истори-ко-художественного музея и посвященные творчеству мастеров Мурома и Владимирской области: «Искусство Владимирской земли» (2007 - 2009), «Творчество членов некоммерческого партнерства «Муромские художники» (2007 - 2009), «Персональная выставка И. В. Сухова, приуроченная к 50-летию художника» (2009), персональная выставка концептуального художника А. Неганова «Есть ли жизнь на Марсе?» (2009); ретроспективные выставки «Пастели Петра Дика» (2007), «Творчество Ю. И. Беззубова» (2007), «Современное искусство из фондов Муромского историко-художественного музея» (2008), ежегодные вернисажи муромских художников, проводимые под открытым небом в День города.
2). Культурные, образовательные, экскурсионно-туристические программы Муромского историко-художественного музея, адресованные различным группам целевой аудитории. Социально-культурные проекты Муромского историко-художественного музея, направленные на инвентаризацию, сохранение и пропаганду исторического, культурного и художественного наследия Муромского края:: «Фотолетопись Мурома» (при поддержке грантов Президента РФ 2006 и 2008 гг.), «Под защитой детства» (при поддержке гранта Департамента по культуре Владимирской области 2007 г.), «Эпистолярное наследие провинции: история повседневности» (при поддержке гранта Президента РФ 2008 г.).
3) Научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций), соответствующие тематике диссертационного исследования (теория и история искусства, история и методология художественного рынка, социальная и музейная психология, экономика и маркетинг в сфере культуры и искусства, эстетика, музееведение и музейная педагогика, экскурсионная деятельность и культурный туризм, практика экспозиционной и фондовой деятельности).
4). Научные каталоги музейных экспозиций и художественных выставок Муромского историко-художественного музея, Государственного Вла-димиро-Суздальского музея-заповедника, исторических и художественных музеев, входящих в региональное Содружество музеев Нижней Оки.
5). Профессиональные периодические издания, в которых освещаются события современной художественной жизни российских регионов, анализируется творчество мастеров российского Центра, рецензируются региональные художественные и выставочные проекты. Общественно-политические периодические издания Мурома и Владимира, освещающие различные аспекты культурной и художественной жизни города (еженедельные газеты «Новая провинция», «Муромский край», «Хронометр»).
6). Официальные сайты Муромского историко-художественного музея, Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, исторических и художественных музеев — членов регионального Содружества музеев Нижней Оки. Информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной и культурной жизни российского Центра, персональные сайты художников Мурома и Владимира.
Научная новизна диссертационного исследования. На данный момент искусство Мурома и Муромского края чаще всего рассматривается в историческом контексте. Данная же работа рассматривает современную художественную жизнь города в нескольких контекстах - культурно-историческом, искусствоведческом и институциональном. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1). Определена роль музея в художественной жизни современного малого города, выявлены и проанализированы институциональные факторы развития художественной культуры современного малого города;
2). Выявлен и обоснован социальный статус художника в современной культуре Мурома и показано его значение в развитии профессионального художественного сообщества;
3). Рассмотрена выставочная деятельность Муромского музея в контексте актуализации современного искусства в российских регионах;
4). Выявлены и проанализированы ведущие тенденции в развитии изобразительного искусства современных муромских художников в контексте развития региональных художественных школ;
Практическая значимость работы. Данное диссертационное исследование в перспективе может служить в качестве теоретического и методологического пособия'для дальнейших исследований в области изобразительного искусства Мурома и Муромского края, поскольку данная работа систематизирует основную информацию о творчестве ведущих муромских художников и обобщает практический опыт деятельности основных местных ин-
статутов арт-рынка. Также данное диссертационное исследование помогает исследовать на примере Мурома общие особенности российского искусства XX века и современный художественный процесс.
Проекты дальнейшего развития Муромского историко-художественного музея, предложенные в практической части диссертационного исследования, направлены на повышение эффективности деятельности ведущего городского института арт-рынка, которым местный музей и является. Реализация данных проектов в перспективе способна оказать стимулирующее воздействие на привлечение новой музейной аудитории, развитие историко-культурного туризма, продвижение местных мастеров в художественное пространство Центрального региона и российской столицы.
На защиту выносятся следующие положения:
1). Обоснование социального статуса художника в культуре современного и факторов его формирования (профессиональное сообщество, развитие институциональной системы искусства, роль художественного музея, культурные связи с другими регионами, профессиональное сознание и самосознание, восприятие публики);
2). Выявление оригинальности художественного языка (особенности стилистики, предметно-тематического ряда, жанрового своеобразия) муромских живописцев и их связь с развитием региональных художественных школ и общими тенденциями современной отечественной живописи:
художественное наследие прошлого: обращение к разнообразным художественным традициям (древнерусское искусство, средневековое искусство Западной Европы, импрессионизм, постимпрессионизм, абстрактное искусство, искусство русского авангарда) и влияние местных художественных традиций;
полижанровость (сочетание в одной работе нескольких жанров);
формирование Муромской пейзажной школы (лирико-созерцательный подход к живописи, отсутствие экспрессии, малый уровень обобщенности и большая реалистичность);
интерес к церковной живописи и изобразительному языку иконы;
общность творчества муромских художников последней трети XX века с живописными школами других регионов (интерес к религиозной символике, творческие эксперименты в области иконописи, связь светской живописи с церковной, выбор материала).
3). Обоснование ведущей роли историко-художественного музея в развитии российского регионального искусства и арт-рынка (сотрудничество местных мастеров с музеем как один из наиболее эффективных способов продвижения на арт-рынок, ведущая роль информационных технологий в развитии системы отечественного регионального искусства и арт-рынка, выставочная деятельность как форма актуализации искусства);
4). Определение основных перспективы развития отечественного регионального арт-рынка и перспективы продвижения региональных мастеров в художественное пространство России на примере Мурома.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в семи научных публикациях, в том числе в издании, определенном ВАК. Кроме того, результаты диссертационного исследования об-
суждались на всероссийских научно-практических конференциях «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок» (СПб., 2008-2010); на Втором и Третьем Российских культурологических конгрессах (СПб., 2008, 2010), на Ежегодной отчетной конференции Содружества музеев Нижней Оки (Муром, 2007); на научно-практической конференции «Уваровские чтения» (Муром, 2008); а также на научно-практической конференции «Глинские чтения: духовное и нравственно-патриотическое воспитание молодежи», Сергиев Посад, 2010).
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения. Основная часть включает в себя две главы. В приложении даются два самостоятельных художественных проекта, направленные на развитие Муромского историко-художественного музея и привлечение новой музейной аудитории, а также иллюстративный ряд и биографические справки о муромских художниках. Библиография включает 194 наименования.