Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Наумова, Вера Ивановна

Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования
<
Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наумова, Вера Ивановна. Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Наумова Вера Ивановна; [Место защиты: ГОУВПО "Алтайский государственный университет"].- Барнаул, 2011.- 267 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Методологические основы современной архитектуры, архитектурно - художественного образования и науки 24

1.1 Архитектурная наука и новые технологии как теоретическая основа диалектического подхода к исследованию архитектурного творчества 25

1.2 Формы, методы и средства архитектурного творчества 41

1.3 Формирование отношения к архитектуре как искусству и процессу архитектурно - художественного образования 52

1.4 Фундаментальные и прикладные исследования в науке и отражение их в современном архитектурно-художественном творчестве 58

ГЛАВА 2. Влияние архитектурно-художественных школ на развитие архитектуры в исторической ретроспективе 71

2.1 Мировоззрение архитектора и исторический генезис архитектурного образования 71

2.2 Культурно-историческое наследие архитектурно-художественных школ и региональные особенности развития архитектурного образования .80

2.3 Традиции академического архитектурно-художественного образования 86

2.4 Концепции мастеров архитектуры и новая система взглядов на архитектуру и архитектурно-художественное образование как единую систему 92

ГЛАВА 3. Векторы архитектурного образования в динамично изменяющихся социально культурных условиях 100

3.1 Контексты, теории и критерии рассмотрения архитектурного образования в изменяющихся условиях (фильтры; система, процесс, ценность, результат) 101

3.2 Интернациональный и национальный характер развития архитектурного образования в контексте глобализации процесса и региональных особенностей 111

3.3 Процесс трансформации традиционного архитектурного образования в инновационное 128

3.4 Выбор теоретической модели системы архитектурного образования на основе процесса интеграции образования и качественных преобразований в архитектурно- художественной практике 133

ГЛАВА 4. Специфика современных тенденций в архитектурно-художественной практике и отражение инновационных процессов в архитектурном образовании 147

4.1 Креативность и новаторство - основа развития архитектурно -художественной практики и архитектурного образования 147

4.2 Непрерывность, последовательность, преемственность - условия и современные требования архитектурно- художественного творчества ... 160

4.3 Внешние и внутренние ресурсы устойчивости архитектурных образовательных программ в едином международном образовательном пространстве 185

4.4 Кластерный подход в архитектурно-художественной практике и архитектурном образовании 197

ГЛАВА 5. Формирование нового контекстуального мышления участников образовательного процесса и его влияние на архитектурно - художественное творчество 203

5.1 Усиление фактора преемственности в современном процессе трансформации образования 204

5.2 Непрерывность традиций и новаторства - источник новой системы взглядов в архитектурно- художественном творчестве и образовании и способ культурной самореализации 211

5.3 Взаимодействие участников образовательного процесса в формировании культуры получения знаний и развития нового контекстуального мышления в архитектурно - художественном творчестве 226

Заключение и выводы исследования 241

Список сокращений 245

Библиографический список 246

Список иллюстраций 271

Иллюстрации 274

Приложения 308

Введение к работе

В современном мире происходят глобальные трансформационные процессы, охватывающие и создание материальной среды для человека, затрагивающие мировоззрение человека, философию, методологию, культуру, науку, образование. Социальные преобразования, научно-технический и культурный прогресс, жизненный уклад и образ жизни человека, региональные, культурно-исторические и природные условия - всё находит выражение в архитектуре, понимаемой в широком плане - от градостроительных систем до отдельных зданий и их деталей, от мировоззрения человека до творческого мышления, его культуры, знаний, образования.

Актуальность темы. Архитектурно - художественное творчество -многомерная и сложно организованная сфера человеческой деятельности, порождающее эстетически качественно новое произведение искусства, и отличающаяся своей неповторимостью, оригинальностью и общественно -исторической уникальностью. Значение архитектурно - художественного творчества в процессах становления, развития и проявления его в социально-культурной сфере трудно переоценить.

Архитектурно - художественное творчество как уникальный вид деятельности направлен на активное ценностное освоение и понимание картины мира, находящийся в зависимости от социальных, культурных, религиозных, политических, нравственных, технических, экономических и других условий. С течением времени накапливается уникальный опыт архитектурно-художественного творчества, преумножается арсенал культурного наследия, традиций и видов созидания, постоянно пополняется инструментарий методов, профессиональных приемов, средств, трансформируется мировоззрение, развивается процесс творческого мышления. Кардинально новой чертой современной эпохи является формирование экономики знаний, где наука, образование, производство, бизнес, все больше интегрируются в целостную саморазвивающуюся систему. Закономерно меняется мир вокруг нас, а вместе с ним предпочтения, ценности, ориентиры, восприятие окружения. Современным представлением о строении и движении материи утверждается, что окружающий человека мир системен и что системный подход к познанию и преобразованию мира является философским подходом, конкретизирующим диалектико-материалистический принцип всеобщей связи, он применительно к конкретным научным направлениям выступает как общенаучный, и на его основе развертывается определенная общенаучная методология.

От состояния социальной, политической системы, уровня образования, профессионализма и общекультурного уровня личности архитектора во многом зависит будущее наций и государств, их экономика. Тенденция архитектурного образования к стремлению сбалансировать потребность в быстром реагировании на происходящие процессы, способность изменяться при необходимости правильных решений и важности принципиальных позиций в вопросах знания, общества, культуры, экологии, этики остается не достаточно изученной. Для

выполнения работ такого характера необходим: комплексный подход в сравнительном анализе общих признаков, приемов, методов; системный подход в исследовании современных тенденций и взаимосвязи науки, образования и практики; контекстуальный подход в самом процессе архитектурно -художественного творчества и формировании нового мышления. Философский подход, конкретизированный диалектико-материалистическим принципом рассмотрения современных тенденций архитектурно - художественного творчества и актуальных векторов архитектурного образования представляется важной темой и во многом определяет выбор заявленной темы..

Проблемная ситуация.

Архитектура, существует для того, чтобы обустроить общество, прежде всего, разрабатывая и планируя его материально - пространственную структуру. Архитектурно - художественное творчество является по своему характеру социальным. Качественно новая архитектура, новая физическая среда обитания не «укладывается» в рамки критериев вчерашнего дня, общество предъявляет новые требования, она различная как по форме (материальному качеству), так и по содержанию (философии, духовному, культурно - эстетическому, социальному значению и функциональному наполнению).

Современный опыт архитектурно- художественного творчества в научном плане показывает, что идет активный процесс интеграции науки и техники, по-разному происходит слияние науки, образования и практики, однако еще не отработан механизм для сбалансированного и устойчивого его развития. В архитектуру стремительно внедряются знания различных смежных научных дисциплин. Активно и направленно интегрируется международная система архитектурного образования. Развитие столь масштабного процесса носит глобальный характер, стирающий территориальные и политические границы. Заметно проявляется ситуация объективно неустойчивого развития в сфере научного познания, в архитектурно- художественной практике, в архитектурном образовании, что позволяет констатировать, о необходимости дальнейших научных исследований, пополнять и вносить новые теоретические обоснования принципиального понимания объекта исследования как процесса, так и самого произведения архитектурно- художественного творчества, его сущностного описания. Архитектурное образование в силу специфики, необходимого консерватизма, с одной стороны, не может подвергаться частым и кардинальным изменениям, которые влекут за собой, как правило, утрату приобретенных веками традиций, особенностей, культуры. С другой стороны, наступившая эпоха динамичного внедрения новых достижений в науке и технике во все сферы жизни человека требует адекватного отношения к объективным условиям времени. Революционные преобразования в различных областях научных знаний, качественные изменения в архитектуре, утрата духовности и традиций на фоне нового мышления, дают основание утверждать, что архитектурно- художественная практика должна определять требования к архитектурному образованию (квалификационные требования к специалисту). Существует проблемная ситуация необходимости создания условий для устойчивого взаимодействия элементов детерминированной системы в новом

переходном этапе, как в архитектурно - художественном творчестве, так и в подготовке поколения творческой интеллектуально мыслящей личности. Проблемные ситуации современных тенденций архитектурно - художественного творчества в условиях активного внедрения инновационных технологий, их отражение на процесс архитектурного образования требует непрерывного изучения все более полного охвата многочисленных влияющих факторов, включая и временных.

Существенная часть архитектурной профессии становится «все более и более многонациональной» на совершенно другом уровне институциональной и культурной сложности. Эта тенденция интернационализации создает и новый потенциал, и новые, часто беспрецедентные проблемы. Во все более сложных тенденциях глобализации в мире учиться защищать и освещать архитектурное наследие в своих странах, понимать территориальный и культурный контексты, нести социальную и культурную ответственность. К этому призывает и ставит проблему Международный Союз Архитекторов - ЮНЕСКО. По сути - проблема несовершенства и несоответствие динамики развития архитектурного образования уровню современных международных социально- экономических условий.

Актуальность исследования.

Уплотнение времени, большой поток информации, вхождение в единое информационное образовательное пространство, выбор широкого спектра технических возможностей, усложнение социальных и функциональных проблем в архитектуре - характерные объективные черты современного объективного мира. Привлечение к решению архитектурно - художественных задач знаний специалистов разных областей науки и отраслей практической деятельности для создания междисциплинарной модели работы в творческих направлениях-основание утверждать, что рассматриваемая проблема диссертационной работы представляет научный интерес.

Очевидна необходимость объединить все многообразные стороны архитектурно - художественного творчества в единую и целостную модель, предложить собирательные определения архитектурного творчества и морфологию современного архитектурного образования, показать возможность использования теоретических моделей, методов, подходов из области других знаний в единую систему взаимодействия. Многочисленные интересные публикации, актуально заявленные монографии, статьи, научные исследования, посвященные архитектуре, архитектурному творчеству, как процессу и материальному объекту, по сути - не исчерпали актуальности исследования, а следовательно -не полны. Архитектурно - художественное творчество имеет богатый культурно - исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями, где закономерности, эволюционное развитие проявляют определенную степень самостоятельности этой области исследования. Однако, сущностное описание архитектурно - художественного творчества носит разнообразный характер определений до противоречивых. Историческую значимость культурного наследия творчества мастеров архитектуры и искусства -трудно переоценить, однако, всегда остается лакуна для его пополнения.

Современное состояние и тенденции развития архитектурно- художественного творчества как открытой системы в виду своей социально - культурной природы и субъективной основы важны и имеют большое значение, что дает основание на новый взгляд и научное обоснование архитектурно- художественного творчества как самостоятельной сущности.

Проблема развития архитектурно - художественного творчества является ключевой в сфере архитектурного образования. В современных условиях в качестве источника творчества всё чаще выступают знания, инновации в науке, технике и способы их практического применения в образовании. Владение мировым и культурным отечественным наследием, умение творчески сочетать его с современными архитектурно- художественными направлениями, и решать сложные социально - пространственные задачи нашего времени являются гарантией подготовки личности с новым интеллектуальным творческим мышлением.

Отсутствие систематического анализа, связанного с изучением современных тенденций архитектурно - художественного творчества и актуальных векторов архитектурного образования дают основание утверждать об актуальности исследования.

Состояние вопроса. На рубеже второго и третьего тысячелетия с
наступлением эры информатизации произошло множество революционных
изменений в культуре, основанных на «взрыве научного мышления». Научные и
технические революции во многих отношениях преобразуют социальную жизнь
человека. Мировая общественная система переживает период качественного
обновления, революционных по своей сути изменений. Речь идет о перестройке
всех сфер общественной жизни, где центральным звеном является человек.
Подход к исследованию таких масштабных комплексных проблем науки,
ориентированный на изучение естественнонаучной и общенаучной картины мира,
возникающая как квинтэссенция многовековой духовно-культурной, и
собственно научной деятельности (В.П.Казначеев) рассматривались и были
выдвинуты непревзойденным исследователем В.И.Вернадским, который глубоко
исследовал и раскрыл фундаментальные узловые моменты диалектики природы.
Учение о биосфере и ее переходе в ноосферу - вершина научной мысли.
Углубление исследований его материалистических философских воззрений,
логики и диалектики мышления стали основой для многих ученых-
исследователей различных областей знания: И.И.Мочалов, В.П.Казначеев,
Б.М.Кедров, И.Т.Фролов, К.П.Флоренский, И.В.Кузнецов, А.В.Сидоренко,
Н.Н.Моисеев, Н.В.Вассоевич. Решение поставленных темой проблем невозможно
без знаний и учета фундаментальных исследований в области философии,
естественных наук и практики, новых технологий, эти проблемы исследовали:
А.Н.Аверьянов, А.Л.Андреев, А.Бонфи, Б.В.Бирюков и Е.Н.Геллер, Г.Гомперц,
Г.Л.Ермаш, М.Коул и С.Скрибнер, А.Г.Раппапорт, А.Д.Урсул - ученые,
архитектуры, теоретики сферы образования. Проблемы теории и методологии
архитектурной формы как основы архитектурно- художественного творчества в
проектировании архитектуры города развернуто представлены В.Гропиусом, Ле
Корбюзье, Ф.Л.Райтом, К.Танге, И.В.Жолтовским, А.А.Весниным,

К.Мельниковым, М.Я.Гинзбургом, А.Э.Коротковским, С.Василевым,
Е.С.Громовым, А.М.Коршуновым, А.Т.Полянским, А.В.Рябушиным,
А.Г.Раппапортом, И.А.Азизян, Н.А.Сапрыкиной, Ю.И.Кармазиным,

А.Ж.Абиловым, Б.У.Куспангалиевым.

Необходимость осмысления феномена архитектуры как искусства, эстетической организации формы предметного пространства - творческого аспекта в архитектуре, освещаются в работах Платона, Аристотеля, Г.В.Ф.Гегеля, А.Э.Бринкман, К.Зитте, А.Гауди, П.Флоренского, А.Г.Габричевского, А.В.Бунина, В.Кринского А.В.Иконникова, В.Л.Глазычева, Н.Ф.Гуляницкого, И.А.Азизян, З.Н.Яргиной, И.М.Азимова. Проблемы теории и методологии архитектуры как целостной пространственной системы архитектурного моделирования рассмотрели - А.Ф.Лосев, А.Г.Раппапорт, Г.Ю.Сомов; система архитектурного моделирования на основе природных форм - Ж.Куэлль, Ю.Лебедев, Н.П.Анциферов; концепции органической архитектуры Г.Л.Салливен.

Теории фантастов, социалистов-утопистов, провидцев-архитекторов и инженеров представляют Леду и Булле, Г.Оро, О.Вагнер, Г.Лукхард, Э.Мендельсон, П.Мэймон, Кикутаке и Катаволос, К.Танге, Ван-де-Вельде; архитектурную форму как скульптуру - И.Шейн, К.Паран, М.ди Теана, Ж.Фожерон, П.Эрбе, А.Гауди.

Поиски сопряжения интуиции и мысли, искусства и науки -Эль Лисицкий, И.Араухо, Э.Сааринен, Ле Корбюзье, Ф.Л.Райт, К.Танге рассматривали архитектурные объекты как единую биологическую систему.

Формирование архитектурного пространства, его особенности в аспектах
многих современных наук - кибернетики, математики, физиологии, психологии
представлены И.Леонидовым, Н.Милютиным, Б Фуллером,, Р.Ле Риколе,
К.Линчем, Р.Арнхеймом, И.Н.Сердюк, Ш.Д.Аскаровым; архитектура в
пространстве - Альбер, Фридман, Шёффер, Мэймон, Йонас, Пинчис, Курокава.
Архитекторы-новаторы, которые предвосхищают будущее с внесением ясности в
существующие социологические и философские концепции, охватывая
архитектуру подземных, надводных, подводных, пространственных и
космических сооружений, упраздняющие разграничения между

изобразительными искусствами и архитектурой - Бакема, Танге, Рудольф, Аалто, Ван-Эйк, Сааринен, Ле Корбюзье, Утцон, Шарун, Райт, Чернихов. Архитектурно-художественное творчество архитекторов будущего, которые заслуживают того, чтобы принять их опыт творчества за пример - Луис Кан, Ион Йогансен, Солери; проектная группа Кандилиса, Вудс и Йосич; Брюс Гофф, Энрико Кастильони, Кикутате, Шульце-Филиц, Иона Фридман, Ганс Голлейн, Иван Леонидов, Константин Мельников.

К проблеме творческого архитектурно- художественного образования
обращались: В.В.Бабуров, Г.Б и М.Г. Бархины, братья Веснины, М.Я. Гинзбург,
И.А и П.А. Голосовы, И.В.Жолтовский, Я.К.Чернихов, К.С.Мельников, М.С.
Туполев, Н.А.Ладовский, В.Ф.Кринский, Н.В Докучаев, М.А.Туркус, И.В.Ламцов,
Л.П.Лавров, В.Л.Глазычев, А.Г.Раппопорт, Г.Ю.Сомов А.В.Степанов,
А.П.Кудрявцев, А.В.Крашенинников, В.А.Нефёдов, Ю.И.Кармазин,

Л.П.Холодова, Т.М.Степанская, В.Т.Шимко, Н.Ф.Метленков, К.В.Кияненко, В.В.Ауров. В.К.Моор, А.В.Ефимов, С.Б.Поморов, Б.А.Глаудинов, - архитекторы практики, педагоги, ученые, активно участвующие в разработке теорий, методики, принципов и методов проектирования, в подготовке архитектора своего времени, способного выражать актуальные проблемы художественно -проектной культуры и овладевшего целостным видением художественной и научной картины мира. Основанием для исследования проблемы современной архитектурно-художественной практики также стали архитектурные объекты новейшей архитектуры некоторых направлений: модернизма новой волны конца XX века - Arata Isozaki, Franklin D. Israel, Bernard Tschumi, Peter Pran & Carlos Zapata, Rem Koolhaas & ОМА, Daniel Libeskind, Kaira -Lahdelma- Mahlamaki, Ecole Maternelle, Asymptote, Alfredo Arribas. Рационалистических и иррационалистических направлений, неоэкспрессионизма - Bart Prince, Ricardo Porro & Renaud de la Noue, Santiago Calatrava, James Hubbell, Mickey Muermig, Reima Pietila. Архитектура постмодернизма 1970-90-х годов, фундаментального классицизма, (конструктивистский и урбанистский классицизм) в 1980—1990-е годы - представители направлений: Mario Botta, O.M.Ungers, Tan Architects and Kipp, Mackey Mitchell, Gottfreid Bohm, Alvaro Siza, Carlos Ott, Vittorio Gregotti, Tompson Vaivoda, Franco e Paolo Мого, Karl Dudler, Max Dudler, Pete Welbergen, Arthur Erickson. Рационалистские направления: High-tech (hi-tech, hi-tec): Industrial, eco-tech, Organic-tech, Folc- tech, Historic- tech - представители: Renzo Piano, Richard Rogers, Norman Foster, Nicholas Grimshaw, Jean Nouvel, Michael Hopkins, Adolf Krischanitz, von Gerkan, Kiessler & Steidle, Itsuko Hasegawa, Shin Takamatsu, Rodolphe Lusher, Henri et Bruno Gaudin, Peter Rice (инженер Ove Агар), Frank Newby, Antony Hunt, Alfredo Arribas, Kurt Ackermann, Furter Eppler, Jean-Marie Duthilleul, Etienne Tricaud, Paul Andrew.

Различным аспектам совершенствования и определения проблем архитектурно- художественного образования послужили Программы, методики и труды коллективов, богатое наследие отечественных и зарубежных архитектурно-художественных школ ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН - МАРХИ; Московской, Ленинградской, Уральской, Харьковской школы дизайна, архитектурно -художественных школ и академий современных России, Казахстана, Украины, республик Средней Азии; Архитектурных школ БАУХАУЗ, Де СТИЛ, Амстердамской, Роттердамской; архитектурных школ Европы, Америки. За последние десятилетия интерес представляют разработки коллективов Сибирского региона России (Томск, Новосибирск) по вопросам качества образования и компетентностного подхода как основы построения качественных образовательных программ. Постоянное обновление информации в области науки, техники, инновационных технологий, образования дает основание полагать, что рассматриваемая проблема практически всегда остается открытой системой для исследователей, что неизбежно приводит к поиску путей обновления теоретических моделей, философских подходов, мировоззренческих взглядов в архитектурно-художественном творчестве: в практике и образовании. Однако, несмотря на такое внимание к архитектурно- художественному творчеству и проблемам совершенствования архитектурного образования данное

исследование является попыткой рассмотреть современные тенденции архитектурно- художественного творчества и определить актуальные векторы архитектурного образования основе системного подхода с применением общих и специальных методов научного исследования, что позволит в определенной мере восполнить этот пробел.

Гипотеза исследования.

Конец XX - начало XXI вв. характеризует архитектурно - художественное творчество всплеском строительства уникальных объектов архитектуры, произведений искусства в связи с активным внедрением в сферу архитектуры и искусства новых достижений в науке, технике, технологиях. В сфере архитектурно - художественного образования заметно отставание от этих процессов и, в ряде случаев, делаются попытки его сокращения, находится в состоянии активного поиска путей решения. Современная тенденция актуальных векторов - интеграция в единое международное образовательное пространство на основе радикальных преобразований, с целью конкурентоспособности и повышения качества архитектурного образования. Логически предполагается процесс реформирования в системе высшего архитектурного образования, через реформирование и качественные преобразования. Гипотеза дает основание предполагать, что преобразования будут проходить с учетом национальных традиций, которые обогащают общую культуру и получают новый импульс от приобретения творческих ценностей других культур. На фоне стремительно развивающегося международного информационного пространства необходимым и своевременным элементом в образовании и воспитании становится формирование нового контекстуального мышления.

Цель диссертации:

Определить современные тенденции архитектурно - художественного творчества и установить закономерности развития актуальных направлений архитектурного образования в условиях изменяющихся социально-экономических требований и технических возможностей.

Задачи диссертации:

- выявление методологической основы архитектурно-художественного
творчества, определений, форм, методов и средств; отражение современных
достижений науки и техники в архитектурно - художественной практике и
архитектурном образовании;

анализ степени влияния архитектурно- художественных школ на развитие архитектурно- художественного творчества, традиций и вклад мастеров архитектуры в культурно- историческое наследие;

определить современные векторы архитектурного образования в динамично изменяющихся социально- культурных условиях;

- исследование современных тенденций в архитектурно- художественной
практике, ее специфические особенности и отражение их инновационных
процессов в архитектурном образовании;

- разработать модель направлений дальнейшего развития архитектурно-художественного творчества на основе развития современных тенденций и актуальных векторов архитектурного образования;

моделирование нового контекстуального мышления участников образовательного процесса, её научно-мировоззренческая роль в развитии архитектурно- художественного творчества и образовании.

Объектом исследования является современная практика архитектурно-художественного творчества, его процесс и актуальные векторы архитектурного образования как взаимосвязанная система архитектурного вида деятельности.

Предметом исследования выступают современные тенденции

архитектурно- художественного творчества, проявляющиеся в архитектурно-художественной практике, научных, теоретических концепциях, и отражение их в актуальных векторах архитектурного образования в условиях современных технических возможностей и изменяющихся социально- экономических требований.

Методология и методы исследования:

В качестве методологических и теоретических основ исследования приняты следующие общенаучные подходы: законы и принципы диалектического развития; системный подход, обусловленный современными социально -культурными концепциями архитектурно - художественного творчества; междисциплинарный подход, предполагающий использование концепций, моделей, теорий, заимствованных из других отраслей знания и возможного приложения их к архитектуре и архитектурному образованию. Специфика объекта и предмета исследования в диссертации, решение поставленных проблем потребует обращения ряда частных методов, в том числе: к теориям и методам, используемым для изучения новых технологий, тенденций развития современной и новейшей архитектуры, особенностей развития высшего архитектурного образования в изменяющихся условиях, формированию нового мировоззрения и контекстуального мышления. Системный метод анализа допускает применение мысленных моделей-описаний, обладающих меньшей сложностью и подробностью по сравнению с действительным строением и жизнью системы. Передача действительности посредством образной информации. Исследуемая система состоит из множества объектов, развитие которой, согласовано с ее требованиями и является как наполнение формальными элементами естественными и искусственными, - так и неформальными человеческими. Из-за различного характера и многогранности свойств этих элементов, их разной размерности, некоторые данные многих составляющих систему не сопоставимы. Этим объясняется принятый в исследовании качественный подход. Только сведения фундаментальных наук отличаются большей определенностью и точностью, они уточняют направление развития процесса и тенденцию изменения. Рассматриваемые объекты исследования, имеют прикладную значимость, которая в своей совокупности может характеризоваться лишь тенденцией изменения и переменным отношением к ней с течением времени. Необходимо учитывать также, что нельзя механически переносить методы и подходы, сложившиеся в естествознании, на социальную форму движения материи. Социальные процессы, как и процессы мышления, по самой природе своей не могут быть полностью формализованы и измерены. Систематизация

результатов исследования происходит на основе междисциплинарного подхода на стыке фундаментальных и прикладных наук различных отраслей знания. Теоретической базой и средствами достижения цели являются:

анализ существующих источников информации: научных монографий, книг, национальных политических и государственных Программ стратегического развития современного общества, законодательных документов и рекомендаций академических, профессиональных, творческих международных Союзов;

исследование творческих отчетов, теоретических концепций и эссе мастеров архитектуры, искусства, науки, техники;

сопоставление образовательных программ современного отечественного и зарубежного опыта с целью выявления региональных особенностей, содержательности и «гибкости», степени готовности к преобразованиям, продиктованным динамично внедряющихся в практику архитектурно -художественного творчества и образование достижений науки, техники, технологий, новых теорий, концепций;

изучение архитектурных библиографий и источников научной информации других областей знания.

Область и границы исследования.

Исследуется область проблем современного отечественного и зарубежного опыта архитектурно- художественного творчества и образования.

Системные: элементы системы архитектурно-художественного творчества: наука - теория - практика, в аспекте применения их в архитектурном образовании. Предметные: вопросы высшего архитектурного образования как центрального ядра архитектурно- художественного творчества на основе неотъемлемой части практического опыта и актуальности архитектурной науки. Хронологические: Рассматриваются временные рамки эпохи развития современной и новейшей архитектуры, в изменяющихся условиях и периодов «кризисных ситуаций» архитектурно-художественного творчества и образования. Научные: концепции, модели, теории архитектуры, а также заимствованные из других отраслей знания, рассматриваются в аспекте исследования и возможного приложения их к архитектуре и архитектурному образованию. Технологические: инновационные технологии в архитектуре и искусстве, в архитектурной науке, в современном архитектурном образовании; инновационные технологии других отраслей знания, активно внедряющиеся во все сферы и элементы системы архитектурно- художественного творчества. Научная новизна. В диссертации впервые:

исследовано на примере работ мастеров архитектуры сущностное понимание современных тенденций архитектурно - художественного творчества как материального объекта культуры и как процесса с целью формирования условных моделей воспитания и образования интеллектуальной личности с инновационным контекстуальным мышлением;

систематизирован опыт современных отечественных и зарубежных архитектурно - художественных школ, показаны их региональные особенности на фоне концепций мастеров архитектуры с целью сохранения культурного

наследия, качественных преобразований и создания междисциплинарной области работы в гармонии с науками и искусством;

представлены актуальные модели дальнейшего архитектурного образования на основе базовых ориентиров системной теории архитектуры, определяемых принципиальными позициями в вопросах знания: общества, культуры, экологии, этики, а также национально государственных приоритетов, мировоззрения личности;

показано отражение современных научных исследований других областей знания и технических достижений в практике архитектурно - художественного творчества и архитектурном образовании;

представлена модель трансформации, позволяющая сделать выбор вектора и перехода от традиционного архитектурного образования в инновационное на основе актуальных тенденций развития теорий, информационных технологий, формирования корпоративной культуры, интеграции науки, образования и практической деятельности;

- определен механизм взаимодействия и устойчивости архитектурных
образовательных программ на основе стремительно развивающихся и активно
внедряющихся электронных технологий, способствующий тем самым
совершенствованию образования;

- показана взаимосвязь формирования нового контекстуального мышления
участников образовательного процесса и современного архитектурно -
художественного творчества.

На защиту выносятся:

узловые тематические понятия и теории архитектурно - художественного творчества, определяющие предмет исследования на основе развивающегося богатого наследия работ мастеров архитектуры и искусства;

стадии возникновения и последующие тенденции развития архитектурно -художественного образования в условиях активного внедрения инновационных технологий в архитектурную практику и образование;

систематическая модель современных проблем архитектурно -художественного образования: контексты, теории, характер развития, трансформации и выбор теоретической модели в системе архитектурного образования;

- система взаимосвязи элементов архитектурно - художественного
творчества как процесса, так и произведения искусства;

концепция парадигм современных тенденций в архитектурно -художественной практике на основе специфики и характера отражения их инновационных процессов в архитектурном образовании;

идеализированная модель для определения влияния участников образовательного процесса на развитие и активизацию архитектурно -художественное творчества, культуру мышления, культуру получения знаний, культуру мировоззрения как источника теорий новой системы взглядов.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования его положения и выводов при создании обобщающих научных трудов, использующих опыт современного архитектурно - художественного

творчества, нового архитектурного мышления, а также дальнейшего развития архитектурного образования на основе интеграционных процессов науки, образования, практики с активным внедрением инновационных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в доказательстве востребованности опыта основ и современных тенденций архитектурно-художественного творчества, развития, реформирования, совершенствования архитектурного образования в новых изменяющихся условиях. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ нового поколения, выбора системы и методики образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в учебной, методической, научно-исследовательской работе и издательской формах, в том числе: в авторских курсах лекций «Современные проблемы художественного проектирования» (1992-2008гг.), «Современная архитектура» (1992-2010гг.), «Предпроектный анализ» (2001-2010гг.), «Методы дизайна» (2001-2010гг.), читаемых для студентов и магистрантов специальностей «Архитектура» и «Дизайн» на кафедре архитектуры и дизайна Восточно-Казахстанского государственного технического университета. Основные положения диссертации экспериментально проверены: в курсовом и дипломном проектировании, в теоретических дипломных работах, магистерских диссертациях, в изданных рекомендациях по выполнению технико-экономических обоснований проектов, в научно-методических разработках, инновационных программах (приложение 1) и осуществленных с их помощью под руководством автора более 100 социально- функциональных и дизайн -программ, в концепциях дипломных проектов. Авторские внедрения в разработке рабочих учебных программ, силлабусов по спецдисциплинам для специальностей «Архитектура» и «Дизайн» по новым технологиям кредитной системы образования.

Научные результаты диссертации нашли отражение в ряде учебных и научно-методических публикаций, в том числе, рекомендованных УМО республики Казахстан для архитектурных специальностей. Основные научные результаты доложены автором на международных, всесоюзных, региональных и республиканских, вузовских, межвузовских, научно- технических, практических, методических и Интернет конференциях, семинарах и симпозиумах (приложение 1). Результаты научных исследований автора по теме диссертации были опубликованы в научных журналах Польши, Болгарии, Чехии, Украины, Казахстана, России, Киргизии. Монография автора «Архитектура как наука и мировоззрение. Теория, образование, практика» раскрывает концептуальные основы темы диссертации.

Материалы исследования собраны автором, в том числе, в ходе научных стажировок и специальных научно - исследовательских программ, в городах: Москва (МАрхИ, Россия), Урумчи (Китай, 2007г.), Британского университета Гордона (Великобритания, 2007г.), Барнаул (АлтГУ, Россия), Алматы (КазГАСА, Казахстан), Новосибирск (ЦРНС, Россия), Астана (ААГУ, Казахстан). В ходе работыв качестве члена Международной комиссии по аккредитации (валидации) специальности «Архитектура» (КазГАСА, Алматы). Материалы научно -

методических совещаний, конференций и некоторые положения диссертационного исследования апробированы в УМО по архитектурному образованию Российской Федерации и Республики Казахстан (членом которых является автор). Положения результатов внедрения (архитектурно -художественная часть) научных исследований использованы в научном руководстве госбюджетной темы кафедры «Архитектура и дизайн» ВКГТУ; и отражены в более 15 актах внедрения научных исследований в учебный процесс ВКГТУ. Отражение получили положения диссертационной работы в среднесрочных, перспективных, индикативных планах; в отчетах и руководстве работы научно-исследовательских производственных лабораторий «Креативные технологии в архитектуре и дизайне», «Универсальный зал интерактивного проектирования», организованных на базе Регионального Научно Технологического Парка «Алтай».

Основные научные положения диссертации изложены в 52 научных трудах, общим объемом 70,4 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав текста, заключения и выводов исследования, библиографического списка (365 позиций), иллюстраций и приложений. Общий объем работы составляет 420 страниц, 18 демонстрационных планшетов.

Формирование отношения к архитектуре как искусству и процессу архитектурно - художественного образования

Глубокое понимание социально-функциональных, технических и эстетических аспектов архитектуры относится к внутреннему миру человека, к его психологии, представлению о природе, красоте, к культурному наследию. Предназначение архитектуры - служить интересам человека. Оно отражает современность зданий, их предпочтения, глубокую индивидуальность и неразрывную связь с природой. Автор отмечает, что в настоящее время наблюдается рост интереса к художественному наследию. Современный человек, все глубже и глубже проникая в сущность архитектурно -художественного творчества мастеров предшествующих поколений, находит в нем сокровенные отзвуки поэтическим струнам своей души, уравновешивает тот рационализм, который сопутствует прогрессу техники и развитию науки. В памятниках архитектуры и искусства прошлого незыблемо документирован давно ушедший быт, уровень строительной техники, отношение к материалу. Не только целесообразность архитектуры, но и её эстетика стала той областью творчества выдающихся архитекторов, на которой сосредоточили свое внимание, например Вальтер Гропиус, Франк Ллойд Райт, Петер Беренс, Ле Корбюзье [116],[317],[223]. Архитектура, для них всегда являлась искусством, не только функция, но и красота, художественность, образная выразительность - обязательные качества архитектуры. Архитектура как искусство отображает дух времени, народа, общества.- «Её величайшее произведение истинно выражает жизнь эпохи» (В.Гропиус), «Её цель - привести материальный мир к гармонии с жизнью» (А.Аалто). Подобные высказывания характерны для Ф.Райта, Ле Корбюзье, П.Ауда, М. Таута, А. Бурова и других мастеров

Архитектура вступает в новую фазу своего развития. Повсеместно уделяется большое внимание ее идейно-художественному содержанию, наряду с уже сложившимися и оправдавшими себя формами и методами, координацией взаимодействия архитекторов, художников, работающих над жизненной средой, появляются новые направления совместных поисков. В их числе - обращение к художественным традициям и народному искусству. В их переосмыслении содержится мощный импульс совершенствования жизненной среды, необходимый уровень информационного поля, художественно-эстетического начала. Меняется и увеличивается информативность среды, наблюдается стремление к художественной многоплановости, многозначности пространственного окружения, постоянное накопление духовных и эстетических ценностей -отход от простоты и примитива. Современные тенденции художественного творчества требуют и нового художественного мышления, в котором взаимодействие разных видов искусства становится явлением объективным и способным все материальное окружение, всю жизненную среду общества поднять до значения синтезированного произведения искусства. Усиливается значение совместной разработки и обсуждения актуальных теоретических проблем архитектуры как искусства. В этой сфере имеются очевидные достижения. Профессор Ю.Н. Кармазин [187] утверждает, что «традиция предписывает считать архитектуру частью культуры, причем частью активной, движущей, едва ли не передовой. Архитектура включена в создание пространства человеческого обитания, его значений и смыслов. Сама архитектура уже изучается как синоним культуры в аспекте пространственного опыта, а за архитектурной деятельностью признается наличие профессиональной культуры». Компоненты профессиональной культуры постепенно становятся стилем профессионально ориентированного мышления специалиста, в структуре которого ценности культуры актуализированы и системно организованы. Владея им, будущий архитектор выступает как носитель прогрессивного общественного сознания, общей профессиональной культуры.

Архитектурно- художественное творчество - одна из составляющих элементов профессиональной культуры, как и проектная культура, которая формируется на основе системного подхода в проектной деятельности, профессиональных проектных знаниях и умении специалиста. Переход к «технологическому» обществу повышает требования к современному воспитанию и образованию, которые складываются с учетом тенденции развития общества. Это способствует формированию целостной личности -человека творческого, мыслящего, культурно образованного, с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и активной жизненной позицией. Задачи, стоящие перед архитектурным образованием на рубеже XXI столетия, не оставляют сомнений в необходимости кардинального изменения направленности образовательного процесса. Реальное решение этой проблемы - достижение такого уровня профессионального архитектурного сознания, который гарантирует преемственность в условиях активного внедрения новых достижений в науке и технике, включает в себя представление о непрерывности культурно-исторического процесса и даёт видение профессионалу себя в этом процессе. Всё это предполагает новый подход к образованию, творческой профессии, ее социально-культурной функции мышления, частично утраченной современной деятельностью. В связи с задачами интеллектуализации образования и деятельности на первый план выносятся разработки теории архитектуры, ориентированные на круг социально-культурных проблем и обращенных к перспективам образования. Опыт отечественных и зарубежных теоретических и методических разработок показывает, что интеллектуализация архитектурного образования ведёт не к отрыву от реальности или от традиционных ценностей зодчества, а к обретению гуманистической направленности архитектурно - художественного творчества, открывает возможности ассимиляции достижений всей мировой культуры.

Культурно-историческое наследие архитектурно-художественных школ и региональные особенности развития архитектурного образования

Культурно - историческое наследие современных архитектурных школ трудно переоценить. Исторически сложились универсальные и уникальные черты каждой школы, они имеют национальные традиции, характерные черты, определенный культурный уровень. Архитектурно - художественная школа -это, как правило, направление, за которым стоят известные, выдающиеся архитекторы и художники, теоретики и практики, стили и направления в архитектуре и искусстве. Исследование их представляет интерес не только для обывателя, но и дает возможность профессионалам развивать их теории, концепции, направления творчества в архитектурной науке, практическом применении, образовательном процессе, а также базируясь на «историческом» опыте представлять новые контекстуальные решения.

Исследование предусматривает рассмотрение общих закономерностей развития, особенностей образовательного процесса, характерных черт, присущих данному обществу, раскрывающихся региональных особенностей; экономическому, научно - техническому, политическому, нравственному, эстетическому, культурному факторам. С каждым подходом к изучению богатого наследия творчества современных мастеров архитектуры и искусства не перестает охватывать чувство: насколько актуальны и идентичны нашему времени большинство вопросов, которые решали наши предшественники начала XX века (!). 1921 год - Иттен пишет после поездки в маздеитский центр близ Цюриха: «...внимательное изучение «Заката Европы» Шпенглера помогли мне осознать, что мы достигли критической точки в развитии нашей научно-технической цивилизации. Мне было недостаточно лозунгов типа «вернемся к ремеслу» или «искусство и техника рука об руку». Я пришел к заключению, что мы должны уравновесить наши направленные вовне научные исследования и технические размышления направленными внутрь нас самих мыслями и делами. Я искал нечто для себя и своей работы, на чем можно было бы основать новый образ жизни».

«Баухауз»— первая школа художественного конструирования. Учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа, по мнению организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Его организатор, прогрессивный немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ученик Петера Беренса, который в короткое время сделал подлинным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мисс Ван дер Роэ, Ганнес Мейер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. В прежних школах обучение живописи, рисунку, скульптуре по давней традиции носило пассивный характер и освоение мастерства происходило в процессе, почти исключавшем анализ натуры. Очень интересна эволюция «Баухауза». Основанный путём объединения Веймарской академии художеств и школы Ван де Вельде. Вальтер Гропиус говорил: «Моё намерение состоит в том, чтобы не обучать так называемому лаконичному геометрическому «современному стилю Европы», а скорее, ввести в существо самого метода мышления, который позволит рассматривать проблему в соответствии с конкретными обстоятельствами ее возникновения. Я хочу, чтобы молодой архитектор мог ориентироваться в любой обстановке; я хочу чтоб он мог независимо создавать настоящее, оригинальные формы в тех технических, экономических и социальных условиях, в которых он окажется, вместо того чтобы навязывать заученные формулы окружающему, нуждающемуся в совершенно ином решении. Я хочу учить не готовым догмам, но подходу к проблемам нашего поколения, который должен быть непредубежденным, эластичным, оригинальным. Только абсолютная гармония технической функциональности и пропорций формы создаёт красоту. Именно эти критерии делают нашу задачу столь многогранной и сложной» [116, С.228]. Школа добровольно сосредоточила внимание на том, что является и сейчас насущной необходимостью, - на искоренение ошибок механизации, не жертвуя ни одним из ее достоинств. Мечтой было - создание подлинных ценностей, а не проходящих новшеств. Баухауз пропагандировал на практике равноправие всех видов творческого труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом было то, что формообразующая деятельность является не односторонне интеллектуальным или односторонне материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. Школа старалась сформулировать новый подход к задаче, который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и который, в конечном счете, приведет к новому отношению к жизни. Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Ведущим принципом, которым была подчинена вся работа, являлось стремление к слиянию всех видов художественного творчества, к воссоединению всех прикладных дисциплин с новой архитектурой в качестве её неотъемлемых частей. Конечная, хотя и далёкая цель Баухауза — единое художественное произведение — здание, в котором исчезают границы между монументальным и декоративным искусством. Господствующей идеей Баухауза была идея создания нового единства, идея синтеза вместо «искусства», «направлений», и достижение неделимого целого, соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой смысл и назначение в реальной жизни. Наряду с практическим обучением идет обучение духовное, выборка методов постижения элементов формы и цвета и соответствующих законов.

Подмастерья, которые окончили производственный и формальный курсы и подготовлены к совместной работе, переходят к строительству на экспериментальной и строительной площадках. Баухауз ставит своей задачей добиться широкого сотрудничества в строительстве инженеров, предпринимателей и художников- всех ответственных за экономику, технику и форму. Художественно одаренные люди должны в итоге такого обучения развить в себе преимущественно правильное сочетание производственных и формальных способностей. В стране шла индустриализация, широко строилось жильё, поэтому принцип стандартизации становился особенно актуальным. Но для Баухауза важнее всего был поиск не просто функциональных, но одновременно динамичных форм.

Интернациональный и национальный характер развития архитектурного образования в контексте глобализации процесса и региональных особенностей

Культурно - историческое наследие современных архитектурных школ трудно переоценить. Исторически сложились универсальные и уникальные черты каждой школы, они имеют национальные традиции, характерные черты, определенный культурный уровень. Архитектурно - художественная школа -это, как правило, направление, за которым стоят известные, выдающиеся архитекторы и художники, теоретики и практики, стили и направления в архитектуре и искусстве. Исследование их представляет интерес не только для обывателя, но и дает возможность профессионалам развивать их теории, концепции, направления творчества в архитектурной науке, практическом применении, образовательном процессе, а также базируясь на «историческом» опыте представлять новые контекстуальные решения.

Исследование предусматривает рассмотрение общих закономерностей развития, особенностей образовательного процесса, характерных черт, присущих данному обществу, раскрывающихся региональных особенностей; экономическому, научно - техническому, политическому, нравственному, эстетическому, культурному факторам. С каждым подходом к изучению богатого наследия творчества современных мастеров архитектуры и искусства не перестает охватывать чувство: насколько актуальны и идентичны нашему времени большинство вопросов, которые решали наши предшественники начала XX века (!). 1921 год - Иттен пишет после поездки в маздеитский центр близ Цюриха: «...внимательное изучение «Заката Европы» Шпенглера помогли мне осознать, что мы достигли критической точки в развитии нашей научно-технической цивилизации. Мне было недостаточно лозунгов типа «вернемся к ремеслу» или «искусство и техника рука об руку». Я пришел к заключению, что мы должны уравновесить наши направленные вовне научные исследования и технические размышления направленными внутрь нас самих мыслями и делами. Я искал нечто для себя и своей работы, на чем можно было бы основать новый образ жизни».

«Баухауз»— первая школа художественного конструирования. Учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Школа, по мнению организаторов, должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности. Его организатор, прогрессивный немецкий архитектор Вальтер Гропиус, ученик Петера Беренса, который в короткое время сделал подлинным методическим центром в области дизайна. В числе его профессоров были крупнейшие деятели культуры начала XX столетия архитекторы Мисс Ван дер Роэ, Ганнес Мейер, Марсель Брейер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Фенингер, Пит Мондриан. Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. В прежних школах обучение живописи, рисунку, скульптуре по давней традиции носило пассивный характер и освоение мастерства происходило в процессе, почти исключавшем анализ натуры. Очень интересна эволюция «Баухауза». Основанный путём объединения Веймарской академии художеств и школы Ван де Вельде. Вальтер Гропиус говорил: «Моё намерение состоит в том, чтобы не обучать так называемому лаконичному геометрическому «современному стилю Европы», а скорее, ввести в существо самого метода мышления, который позволит рассматривать проблему в соответствии с конкретными обстоятельствами ее возникновения. Я хочу, чтобы молодой архитектор мог ориентироваться в любой обстановке; я хочу чтоб он мог независимо создавать настоящее, оригинальные формы в тех технических, экономических и социальных условиях, в которых он окажется, вместо того чтобы навязывать заученные формулы окружающему, нуждающемуся в совершенно ином решении. Я хочу учить не готовым догмам, но подходу к проблемам нашего поколения, который должен быть непредубежденным, эластичным, оригинальным. Только абсолютная гармония технической функциональности и пропорций формы создаёт красоту. Именно эти критерии делают нашу задачу столь многогранной и сложной» [116, С.228]. Школа добровольно сосредоточила внимание на том, что является и сейчас насущной необходимостью, - на искоренение ошибок механизации, не жертвуя ни одним из ее достоинств. Мечтой было - создание подлинных ценностей, а не проходящих новшеств. Баухауз пропагандировал на практике равноправие всех видов творческого труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом было то, что формообразующая деятельность является не односторонне интеллектуальным или односторонне материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу формообразования. Школа старалась сформулировать новый подход к задаче, который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и который, в конечном счете, приведет к новому отношению к жизни. Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот принцип в конкретной программе. Ведущим принципом, которым была подчинена вся работа, являлось стремление к слиянию всех видов художественного творчества, к воссоединению всех прикладных дисциплин с новой архитектурой в качестве её неотъемлемых частей. Конечная, хотя и далёкая цель Баухауза — единое художественное произведение — здание, в котором исчезают границы между монументальным и декоративным искусством. Господствующей идеей Баухауза была идея создания нового единства, идея синтеза вместо «искусства», «направлений», и достижение неделимого целого, соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой смысл и назначение в реальной жизни. Наряду с практическим обучением идет обучение духовное, выборка методов постижения элементов формы и цвета и соответствующих законов.

Подмастерья, которые окончили производственный и формальный курсы и подготовлены к совместной работе, переходят к строительству на экспериментальной и строительной площадках. Баухауз ставит своей задачей добиться широкого сотрудничества в строительстве инженеров, предпринимателей и художников- всех ответственных за экономику, технику и форму. Художественно одаренные люди должны в итоге такого обучения развить в себе преимущественно правильное сочетание производственных и формальных способностей. В стране шла индустриализация, широко строилось жильё, поэтому принцип стандартизации становился особенно актуальным. Но для Баухауза важнее всего был поиск не просто функциональных, но одновременно динамичных форм.

Непрерывность, последовательность, преемственность - условия и современные требования архитектурно- художественного творчества

Ускоренная модернизация - это единственно правильный вектор дальнейшего развития. Объединение ряда академических научных учреждений с передовыми вузами страны - еще одна тенденция, актуальный вектор архитектурного образования в динамично изменяющихся социально -культурных условиях. Однако, учитывая, что не все научные структуры стремятся к такому сотрудничеству, необходимо четко обозначить его формы. Это могут быть инновационные учебно-научно-производственные центры, региональные научно - технологические парки, научно - прикладные центры точных и инженерных наук, бизнес - инкубаторы, малые предприятия и ТОО, проектно-конструкторские бюро, учебно - научно -производственные исследовательские лаборатории креативных технологий, универсальные учебные научно производственные исследовательские лаборатории интерактивного проектирования и обучения, а IT-технологии должны быть обязательным атрибутом каждого выпускника вуза. Планировать переориентацию психологии профессорско-преподавательского состава, расширение и углубление преподавания по ряду технологических и экономических дисциплин, этапный переход с обучением на иностранном языке - одни из первых перспективных пунктов этапа. Международная стандартная классификация образования определяет: - образование, как организованную и обладающее преемственностью коммуникативностью, преследующие цель обучения; - обучение - любое улучшение в поведении, информативности, знаниях, понимании, взглядах, ценностях или навыках; - коммуникация - отношения (деятельность) между двумя или более лицами, связанные с передачей информации: мысли, идей знаний, стратегий; организованная коммуникация - структурно-спланированная, с определённой последовательностью деятельности организации образования. Создание учебной среды и использование новых методов обучения, посредством которых организуется коммуникация; - преемственность коммуникации - образовательная деятельность, элементы которой обладают определенной деятельностью и непрерывностью - также входят в определение образования.

Рассматривая Университет как основную структурную единицу учебных заведений в подготовке специалистов, в процессе становления любого образовательного учреждения, в настоящее время принимают формы такие как: предпринимательские, инновационные, национальные, неизбежно происходит процесс обрастания многочисленными периферийными структурами: научно-исследовательскими лабораториями и институтами, производственными, внедренческими, консультативными, довузовскими центрами, научно-технологическими парками и т.д.

Новые подразделения и центры могут быть связаны с руководящим ядром и внутренними академическими элементами либо тесной, либо относительно свободной связью. Результат общий: они ведут университет по направлению к двойной организации основных подразделений, в которых помимо традиционных кафедр и факультетов существуют дополнительные их центры, тесно связанные с внешним миром. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, можно, например, выстраивать их такими, какими они нужны предприятию.

Переход от функционального подхода к процессному - специфика современных международных требований в управлении качеством подготовки специалистов, результативности предприятия, оптимальности использования количественных и качественных ресурсов предприятия, наконец, качества самого процесса. Управление процессами неизбежно требует развития структуры предприятия (университета и всего комплекса, связанного с ним). Исследование выделяет лишь неполный ряд процессов, которые целесообразно идентифицировать как относительно самостоятельные центры, как актуальный вектор архитектурного образования в динамично изменяющихся социально - культурных условиях. В ходе исследования установлено, что мы вступили в период международного движения: интеграционного процесса в образовании, совместного формирования и равноправного участия в едином образовательном пространстве, которое характеризуется реформированием, обновлением, предусматривает пересмотр контекстов, приоритета теоретических основ, критериев содержания образовательных программ, определением ценностей в традиционном образовательном процессе, качественных характеристик как в самом процессе так и получаемых результатов и, наконец, выбором модели в системе архитектурного образования. Система архитектурно - художественного образования не вольна в выборе объективных условий (экономические, политические) своей деятельности, выступающих как необходимость, однако она обладает конкретной и относительной свободой, когда сохраняется возможность в выборе целей, методов или средств их достижения. Резкое снижение качества высшего образования, функционирование факультетов «вкривь» и «вкось», бессознательное выполнение своих обязанностей большинством преподавателей, халатное отношение к научным исследованиям - все это постоянные спутники образования в странах, находящихся в кризисе. Повышение общей культуры специалиста, развитие профессионального мышления, становление идеологии - это повышение теоретического уровня специального образования. Формулирование этих качеств в настоящее время крайне актуальны, когда конкретные навыки и знания устаревают значительно быстрее, чем раньше приобретает особую важность.

Похожие диссертации на Современные тенденции архитектурно-художественного творчества и актуальные векторы архитектурного образования