Введение к работе
Актуальность теин. Исследование проблей духовной самобытно-
:ти Латинской Америки стало в последние десятилетия в трудах шдущкх специалистов по истории кудмуры этого континента цент-зальной ІСМОЙ. Ей посвящены нрупные монографии, сборники трупов, симпозиумы, конференции. Самостоятельность латиноаиерикан-!ких культурных ценностей как проблема ныне пброядает интересные іаучние концепции, новые открытия, плодотворную полемику, в том іпсле и в музыкознании. Однако еще мало предпринято конкретизи->уюцих исследований, раскрывающих национально-самобытные черты іа материале анализа произведений крупнейших композиторов сов-шенности.
На Кубе, с одной стороны, исследования, систематизирующие нилистические тенденции современного композиторского творчест-ш, содержат недостаточное число подробных и убедительных анали-ІОВ, и еще меньше их посвящено раскрытию национально-самобытных іБОйств произведения.
С другой стороны, музыковедческиетруды и очерки, включивше в себя проблематику национальных стилешх направлений, осно-:аны чаще всего на цатериале ЖХ в. или первых десятилетий XX в., ричвіі выстроена такая проблеиатика, как правило, вокруг харак-ерного народного жанра либо группы конкретных фольклорных моде-ей.
Инструментальное творчество кубинских композиторов второй ойовииы XX в. практически еще не изучалось. Но иссдвдовадооь и начение деятельности "Группы музыкального обновлення", ее влив-'
нке на последующие творческие поиски а на процесс становления новых поколений кубинских авторов, а ведь их метода обобщения национальных моделей до сих пор совершенно не затрагивались в анализах конкретных произведений.
В то же время и инструментальное творчество I960 - 1980 гг. не исследовалось и не включалось в подробные исторические обзоры кубинской музыки по двум, на мой взгляд, причинам.
-
Болышнство инструментальных произведений этого периода не затронуто преобладающим конструктивным влиянием ни популярной яанровой модели "сона" (сфера "по сонеро"), ни румбу (сфера "по румберо"). ии какими-либо иными формульными стереотипами - хрестоматийными носителями национальной кубинской аутентичности. Отсутствие таких ясных признаков существенно услоаляет задачу исследователя.
-
Начиная с 19?0-х гг. инструментальные произведения кубинских композиторов в значительной мере испытывают влияния западноевропейских стилевых тенденций, в особенности авангардных, пост-сериальных и т.д., а именно этот звуковой мир для многих современных исследователей является настолько универсальным, стилистически нейтральный, усредненным, что не оставляет возможностей для каких-либо форм реализации национальной самобытности в музыке.
Из осознания этих противоречивых уакторов и вытекает выбор темы к катериала дня данного исследования. Его проблематика, с одной стороны, неизбежно затрагивает сферу фольклора в его относительно прягшх влияниях на кубинскую музыку, а с другой стороны аспект опосредованных вариантов тагах влияний через новейшие їехникс-стипйсткческие средства, не говоря ухе о слоеных вопросах проявления национальной самобытности без признаков музыкаяь-
о-фольклоркнх воздействий на композиторское творчество.
Произведения таких крупнойшх композиторов Кубы, как А.Гра-аш, А.Леон, Л.Брауэр, К.Фариньяс, Р.Валера, ранее практически а анализировались в музыковедческой литература. В то же время и авторы представляют лицо нашей культуры.
Цель исследования. Изучение проблемы самобытности современно композиторского творчества Кубы подразумевает многообразный эречеяь научных аспектов, - эстетических, технологических, исто-іко-ку^ьтурннх, этнологических, - неизбежных при обращении и к зструыантальяой иузыкз. При этои главной целью данной работы гали поиски, аналитические изыскания и попытка сформулировать :аовнна струкгуршэ комплексы и композиторские иетоды, фигурируем э в качества сущностных признаков национального начала а сов-шенкоа кубинской ияструдентальной музыке на примере произведэ-ій А.Грацааа, А.Леона, Л.Браузра, К.Фариньяса, Р.Балерк. Бто на-іолез репрезентативные для современного кубинского искусства фа-ры, а творчество этих композиторов позволило выявить:
1) їарактернув для современной кубинской иузыки типологию
яьклорно-коипозиторских стилистических связей.
2) Специфические длякубинского профессионального творчест-
способа достиаенин композиционных контрастов.
?) Специфические шорыы проявления принципов вариантности-л абильности.
4} Іарактарнае для Кубы методы исполнения, в том числе аыо-онально-поихояогические чэртн, идущие от различных локальных рц музицирования, отношения к иузыке, от национальной ианерц чй а жестикуляции.
Неаодояогичеокоа основой рабощ послужили работы ведущих панамериканских и русских ученых в сферах культурологии, литера-
б .
туроведешш, музыкознанкя - от трудов Апехо Карпентьвра и Фернандо Ортиса до исследований, составивших основу московского сборника "Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки". Основополагающими для диссертанта стали также известные труды Б.Асафьева, Е.Назайкинского.-Ю.лОлолова, И.Земцовского, Г.Головииского и др. Опора на эти труда была необходима в аспектах методики анализе современной музыки и новейших проблем ее взаимодействия с фольклором.
Научная новизна. Автор полагает, что ему удалось впервые в музыковедческой латиноамериканистике подойти вплотную к решению трех основных задач: I) Обобщить и систематизировать наиболее распространенные способы конкретного проявления фольклорно-компо-зиторских стилистических связей в кубинской музыке (в неофолькло-ристском смысле). 2) Предлояшть через конкретные анализы свой вариант трактовки самобытного начала в новейшей кубинской инструментальной музыке, основанной на современных разновидностях композиторской техники и создававшейся практически вне пряшх нео-йольклористсккх влияний. 5) Через обобщение и сопоставления различных методов реализации национально-самобытного начала впервые охарактеризовать наиболее яркие произведения современных кубинских композиторов, ранее не изучаванеся.
Практическая ценность работы. Положения, выводы и материал работы могут бить использованы в латиноамериканистике - в первую очередь аузыковедчаскса, - а такяе в курсе истории зарубежной музыки а в семинарах по современной музыка.
Апробация работы. Диссертация обсугдена на заседания кафедры истории зарубежкой музыки Московской государственной дважды ордена Левина консерватории ішеші П.И.Чайковского 20 ноября 1990 года и рекомендована к защите.
Объем и структура работы. Текст диссертации объемом в 92 иаюинопйсяых страниц состоит йэ Введения, двух гпав, Заключения' а примечаний. Кроме этого к тексту прилагаются нотные примеры, зхемы и список литературы из 68 наименований на русском и испан-зком языках.