Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии национально-культурных и культурно-исторических традиций народов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют такие важные государственные документы, как Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), Указ президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»,
Работа посвящена рассмотрению вопросов, касающихся народного искусства русских старожилов Восточной Сибири, такой его составляющей, как декорирование текстильных изделий браными орнаментами и их региональным особенностям.
Основные черты русского народного искусства в крае в значительной мере определялись составом и происхождением основного ядра старожильческого населения, которое составили выходцы из северных российских губерний (Вологодской, Пермской, Костромской, Архангельской и др.), переселенцы принесли в регион привычный уклад жизни, нравы, обычаи, веками воспитанные художественные навыки и традиции. Для браных орнаментов свойственно сохранение древнейшей первоосновы, они несут в себе символическое значение, связанное с различными сферами бытия: миропониманием, культурой, укладом и образом жизни, они характеризуются через мотивы, их конфигурацию, сорасположение, цветовое решение, назначение, технологию исполнения. Обладая культурной и художественной ценностью, браные орнаменты в определенный исторический период были социально востребованы, поэтому в течение длительного времени бытовали в регионе как вид народного искусства. К первой половине XX в. по историческим, политическим, экономическим и иным причинам они утратили свое значение в культурно-бытовой жизни крестьянства и перестали использоваться в декорировании текстильных изделий.
Значимость браных орнаментов как части народного искусства заключается в том, что они, относясь к явлению художественной культуры прошлого, представляют собой уникальное художественное наследие. Браные узоры русских старожилов Восточной Сибири в искусствоведческой науке не были рассмотрены. Комплексное изучение и освоение этого богатейшего наследия обогатит новыми знаниями в сфере истории и теории искусства, будет способствовать эстетическому воспитанию и художественному образованию.
Степень научной разработанности проблемы. К первым научным работам о русской вышивке следует отнести труд В.В. Стасова, датируемый 1872 годом, где присутствует объяснительный текст.
До первой четверти ХХ в. шел процесс накопления фактологического материала и его описания, а с 30-х годов началось его научное осмысление и анализ. Темы нашего исследования касаются труды, систематизирующие, обобщающие понятие «народное искусство» и рассматривающие вопросы истории и теории русского искусства, в том числе и сибирского народного искусства, его особенностей, орнаментику. Такими трудами являются исследования В.С. Воронова, В.А. Городцова, Л.А. Динцеса, М.А. Некрасовой, В.С. Иванова, Б.А. Рыбакова, Д.А. Болдырева-Казарина, Л.М. Русаковой, И.П. Работновой. В 1978 г. опубликован фундаментальный труд Г. С. Масловой «Орнамент русской народной вышивки как исторический источник», в котором комплексно рассматриваются проблемы техники исполнения, сюжеты орнамента, его семантика, генезис некоторых мотивов, связь вышивки с социальной средой, вопросы этнокультурной истории отдельных групп населения.
Анализ художественных особенностей народного орнамента осуществлен в работах И.Я. Богуславской, Т. Бадяевой, Л.А. Кожевниковой. Г.Н. Климова в работе «Текстильный орнамент коми» освещает вопросы типового состава орнамента и генеалогии некоторых типов, определяет место отдельных видов узорной техники и типов орнамента коми среди искусства родственных и соседних народов. Особое внимание уделено понятийному аппарату исследований.
Проблема связи образной семантики браной орнаментики и декорированных материальных памятников искусства и культуры с древними мифологическими и религиозными представлениями освещена в работах Е.Н. Клетновой, В.П. Даркевича, И.Я. Богуславской, И.И. Шангиной, А.К. Амброза, Б.А. Рыбакова, В.П. Дурасова, Л.М. Русаковой, С.В. Жарниковой, Д.А. Баранова и Е.Л. Мадлевской. На рубеже ХХ–ХХI вв. появилась монография Р. В. Багдасарова «Свастика: священный символ», которая представляет первое в России полномасштабное исследование, посвященное символизму свастики. И.М. Денисова в своих статьях рассматривает вопросы семантики изображений в русской северной вышивке антропоморфных фигур по начертанию схожих с деревом.
Огромная роль в организации этнографических исследований в Восточной Сибири принадлежит Восточно-Сибирскому отделу русского географического общества (ВСОРГО). В первой четверти ХХ в. выходят в свет работы А. А. Макаренко, М. В. Красноженовой, Н. И. Воробьева, А. Ермолаева, Д. Н. Мишарина, в которых имеются некоторые замечания о существовании среди женских рукоделий русских старожилов такого вида искусства, как декорирование предметов крестьянского быта и одежды браными узорами. Изучая быт и культуру русского населения в Енисейской и Иркутской губерниях им удалось собрать коллекции предметов старины, которые пополнили фонды музеев.
В 60-е гг. ХХ века в связи с интенсификацией освоения края началось изучение русского населения Восточной Сибири силами Института этнографии и Института истории искусств АН СССР совместно с Ангарской археологической экспедицией. Усилия этнографов, искусствоведов, археологов были сосредоточены на том, чтобы спасти культурные ценности в зоне затопления Братской ГЭС. Результатом проведенных экспедиций стали публикации Л.М. Сабуровой, Г.С. Масловой, Н.И. Лебедевой, в которых в той или в иной мере затронуты вопросы народного искусства.
По результатам своей этнографической экспедиции этнопедагогом А.Д. Назаркиным были опубликованы орнаменты на обрядовых браных полотенцах русских крестьянок Приленья.
Анализ научной литературы, проведенный диссертантом, выявил следующее: при безусловном интересе отечественных учёных и практиков к вопросам декорирования браными узорами текстильных изделий русскими крестьянами, и в частности, старожилами Восточной Сибири, они изучены недостаточно. Это и определило необходимость настоящего искусствоведческого исследования.
Объектом исследования выступают текстильные изделия русских крестьян как составная часть народного искусства.
Предмет исследования - браные узоры XIX - начала XX, декорирующие текстильные изделия русских старожилов Восточной Сибири.
Территориальные рамки исследования включают регион Енисее-Ангаро-Ленского междуречья, где сконцентрировалась основная масса русского переселенческого населения, сохранившего традиции народного искусства.
Целью настоящей работы являются художественно-типологичес-кий анализ браных орнаментов и выявление их региональных особенностей.
Задачи исследования:
определить понятие «браный узор», основываясь на технологических особенностях;
определить критерий для выявления закономерностей построения браных орнаментов;
разработать количественные характеристики для анализа браных узоров;
дать общую характеристику текстильным изделиям с браными узорами русских старожилов Восточной Сибири;
осуществить анализ изобразительно-выразительных средств браных узоров;
выявить декоративные и региональные особенности браных узоров русских крестьян исследуемого региона.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных историков, этнографов и искусствоведов, в которых определены подходы и принципы изучения народного искусства (А.К. Амброза, Е.Э. Бломквист, И.Я. Богуславской, В.С. Воронова, Н.И. Гаген-Торн, В.А. Городцова, Л.А. Динцесса, Г.П. Дурасова, Г.С. Масловой, М.А Некрасовой, Б.А. Рыбакова, И.И. Шангиной, В.И. Чичерова); культуры и искусства русского сибирского населения (Л.М. Бережновой, Д.А. Болдырева-Казарина, Ф.Ф. Болонева, В.С. Иванова, Н.И. Лебедевой, Б.Э. Петри, Л.М. Русаковой, О.М. Рындиной, Л.М. Сабуровой, Е.Ф. Фурсовой).
Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи обусловили необходимость применения следующих методов: искусствоведческого анализа: наблюдение и описание, позволившие получить данные и атрибутировать материальные памятники; формальный метод использован для анализа формы браных орнаментов и их стилистических особенностей; сравнительно-исторический метод и метод комплексного подхода, при котором привлекались данные таких наук как искусствоведение, этнография, математическая статистика, теория множеств, языкознание; методы: моделирования, полевых исследований, картографирование, позволившие зафиксировать и структурировать первичный эмпирический материал.
Эмпирическую базу исследования составили:
музейные коллекции и отдельные экспонаты-образцы вышивок и браного ткачества из фондов: Российского этнографического музея (РЭМ), Иркутского областного краеведческого музея (ИОКМ), Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» (г. Иркутск), Музея истории г. Иркутска (МИГИ), Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары, Государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» и др.;
частные коллекции А.Д. Назаркина, Л.С. Дмитриевой, И.И. Таюрской и др.;
альбомы и каталоги по браной орнаментике других регионов России;
публикации в этнографических сборниках ВСОРГО «Сибирская живая старина», в журналах «Сибирский архив» и др.;
материалы авторских полевых исследований, проводимых в течение 1995-2005 гг.;
Научная новизна работы заключается в следующем:
дано понятие «браные узоры» через их технологические и стилистические особенности;
предложен модуль, позволяющий установить закономерности построения браных узоров, их классификацию, и положено начало формированию банка браных узоров;
обоснован метод изучения браных узоров на основе теории множеств и коэффициента асимметрии;
рассмотрена орнаментация текст ильных изделий браными узорами как вида народного искусства исследуемого региона, имеющего историко-искусствоведческое значение;
дан анализ изобразительно-выразительных средств браных узоров;
исследован декор материальных памятников русских старожилов Восточной Сибири, декорированных браными орнаментами, установлены их технологические, декоративные, структурно-типологические, региональные особенности
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении количественного метода к исследованию народного орнамента, а именно оценки соотношения площадей фонового и браного узоров; в применении методов математической статистики для анализа значений коэффициента асимметрии групп браных узоров с характерными закономерностями построения.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут найти применение при разработке программ и спецкурсов «Декоративно-прикладное искусство народов России», «Дизайн костюма», «Орнамент народов Сибири», при чтении лекций для студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» и для искусствоведов высшего и среднего специального образования; в деятельности краеведческих, этнографических и художественных музеев, при создании историко-культурных экспозиций; а также при создании сценических костюмов для различных фольклорных и хореографических коллективов.
Апробация результатов отдельных положений диссертации прошла в виде докладов на международной научно-практической конференции «Россия и Сибирь: проблемы взаимодействия в региональной политике в исторической ретроспективе» (Иркутск, 2003) и научно-практической конференции «Русский костюм на рубеже эпох» (Иркутск, 2002); сообщений на мастер-классах, проводимых Иркутским областным центром народного творчества и досуга (2002, 2005, 2007 гг.), в областной школе фольклора (2000, 2004, 2007 гг.), в областной мастерской «Русский костюм» (2004 г.) и «Искусство вышивки» (2006 г.).
Исследовательские материалы использовались диссертантом при составлении учебного курса по ручной вышивке и педагогической практике.
Результаты исследования отражены в 10 научных публикациях, в том числе в научном журнале «Вестник Иркутского государственного технического университета», включённом в перечень журналов ВАК, общим объемом 6 п.л. и книге-альбоме объемом 21,6 усл. п.л.
Положения, выносимые на защиту.
-
Браные узоры на текстильных предметах старожилов Восточной Сибири, существовавшие в определенный исторический период, являются частью русского орнаментального искусства; они обладают художественной ценностью, несут определенную смысловую нагрузку и имеют региональные особенности.
-
Разработка технологии воссоздания схем браных узоров и создание свода использовавшихся в композициях декора на предметах быта орнаментальных мотивов, обнаруженных на натурных образцах, остатках изделий, а также на копиях, зарисовках и фотографиях недоступных или утраченных памятников материальной культуры.
-
Результаты искусствоведческого анализа браных орнаментов, позволяющие выделить такие общие черты как узнаваемость характерных орнаментальных мотивов, архаичность их происхождения, монохромность (они традиционно выполнялись красным цветом), браная техника исполнения, используемый материал, назначение, полифункциональность, изобразительно-выразительные средства создания художественного образа: геометрическая стилизация, ритм, симметрия, динамика, статика, контраст, нюанс, гипербола, тектоника и др.
-
Количественный метод оценки соотношения площадей браного и фонового узоров, позволивший сравнить орнаменты разных групп с характерными закономерностями построения и выявить способы построения орнаментов с узором и фоном, одинаковыми по начертанию.
-
Эстетическое значение изделий с браными узорами заключается в ценности художественной организации среды обитания людей (жилища). Будучи сакральными предметами, они были необходимыми атрибутами, сопровождавшими человека от рождения до смерти. В социальной жизни при непосредственном использовании предметов с браными узорами происходили все важные события, так как считалось, что они обладают защитной, благопожелательной, целительной и объединяющей силой.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и приложений. В приложение включены иллюстрации браных орнаментов, их схем и список терминов.